Научная статья на тему 'Экономическое значение налогов и налоговая политика Узбекистана'

Экономическое значение налогов и налоговая политика Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2334
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоги / налоговая политика / сборы / платежи / налоговая база. / taxes / tax policy / fees / payments / tax base.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Х. Б. Зарипов

В статье рассматриваются теоретические аспекты налогов. Описываются приоритетные направления налоговой политики Узбекистана. Предалагаются приоритетные направления совершенствования налоговой политики, позволяющие повысить конкурентоспособности национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC VALUE OF TAXES AND TAX POLICY OF UZBEKISTAN

The article discusses the theoretical aspects of taxes. The priority directions of the tax policy of Uzbekistan are described. Priority directions for the improvement of tax policy are proposed in order to increase the competitiveness of the national economy.

Текст научной работы на тему «Экономическое значение налогов и налоговая политика Узбекистана»

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

УЗБЕКИСТАНА

Х.Б. Зарипов, старший преподаватель Ташкентского финансового института (Узбекистан, г. Ташкент)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10620

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты налогов. Описываются приоритетные направления налоговой политики Узбекистана. Предалагаются приоритетные направления совершенствования налоговой политики, позволяющие повысить конкурентоспособности национальной экономики.

Ключевые слова: налоги, налоговая политика, сборы, платежи, налоговая база.

В условиях углубления рыночных отношений и либерализации экономики важную роль играет налоговая политика. В свою очередь, это тесно связанно с необходимостью проведения её целенаправленности.

Налоговая политика, являясь составной частью бюджетной политики страны, служит для формирования доходной базы бюджета и тесно взаимосвязана с глобальной экономической политикой государства. Именно поэтому в рамках экономической политики, направленной на формирование рыночной экономики и ее интеграции в мировую экономику в Республике, проводится гибкая налоговая политика.

Она направлена на социально-экономическое развитие, укрепление экономической стабильности, роста объемов производства и развитии реального сектора экономики, стимулирование вложений инвестиции в экономику, создание благоприятных условий для осуществления деятельности в области малого среднего предпринимательства. Один из важных инструментов воздействия на экономику является налоги. С их помощью государство собирает средства для удовлетворения общественных нужд, стимулирует приоритетные виды предпринимательства, решает неотложные социальные проблемы.

Современная налоговая система является продуктом длительного развития мировой цивилизации. Появление налогов связано, прежде всего, со становлением государственности. Летописные источники та-

ких античных государств, как Египет, Афины, Рим и других свидетельствуют о широком распространении различных видов налогов и всевозможных платежей.

Богатую историю налогообложения имеет и Узбекистан. Еще со времен арабского завоевания с населения взимались такие налоги, как «жузья», «хирож», «ва-зифа», «закот» и другие. В условиях феодальной раздробленности, эти налоги увеличивались, ужесточались, отдавались на откуп сборщикам податей, постепенно утрачивая экономическую функцию, превращались в орудие личного обогащения. Увеличение количества непродуманных налогов и их взимание приводило к ухудшению жизненного уровня широких слоев населения и социальным взрывам. Роль налогов как финансового инструмента обеспечения государственной власти, механизма регулирования экономики и социальных вопросов с развитием товарно-денежных отношений все более усиливалось.

С обретением независимости, Узбекистан постепенно осваивает, создает собственную систему налоговых регуляторов, являющуюся одной из важнейших характеристик любого суверенного государства. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Как было отмечено Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзияевым: «Основная идея внедряемой с 2019 года новой Налоговой концепции заключается в снижении налогового бре-

мени, внедрении упрощенной и стабильной налоговой системы и посредством этого - повышении конкурентоспособности нашей экономики, создании максимально благоприятных условий для предпринимателей и инвесторов» [1].

Как известно, снижение налоговых ставок или отмена некоторых налогов приводит к сокращению поступлений в бюджет. Это может быть предотвращено за счет эффективного налогового администрирования, а также обеспечения бюджетной устойчивости, что является нашей первостепенной задачей.

Именно налоги составляют доходную часть государственного и местного бюджета страны, являясь, таким образом, основным источником доходов государства. Но налоги, являясь инструментом формирования денежных фондов государства, представляют собой форму отчуждения денежных средств юридических и физических лиц в бюджеты различного уровня или во внебюджетные фонды. Соответственно, налоги оказывают влияние на условия и результаты хозяйственной деятельности предприятий.

Поэтому, мы считаем, что изучение налоговых платежей, виды и их характеристики, а также путей их оптимизации является актуальной.

Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у других участников производственного процесса. Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

Представления о налогах изменялись на протяжении веков. По мере развития и совершенствования теорий налогообложения происходила эволюция взглядов на понимание термина «налог». Ученые и общест-

венные деятели постоянно предпринимали попытки дать определение налога не только с экономических позиций, но и с юридической точки зрения.

Налоги - законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Республики Узбекистан «под налогами понимаются установленные настоящим Кодексом обязательные денежные платежи в бюджет, взимаемые в определенных размерах, носящие регулярный, безвозвратный и безвозмездный характер» [2].

В соответствии с Налоговым кодексом «под другими обязательными платежами понимаются установленные настоящим Кодексом обязательные денежные платежи в государственные целевые фонды, таможенные платежи, а также сборы, государственная пошлина, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий и иных разрешительных документов» [3].

Экономическое содержание налогов состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений по изъятию определенной доли дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.

Платежи часто имеют избирательный характер, их платят далеко не все, а только те плательщики, которые используют в своей деятельности то, что не является их собственностью. Налоги носят всеобщий характер.

По степени компетенции органов власти различных уровней относительно установления введения в действие налогов, а также по их использованию выделяют: общегосударственные и местные налоги. По экономическому признаку объекта все

налоги делятся налоги на доходы, налоги на потребление и налоги на собственность.

По характеру отражения в бухгалтерском учете различают налоги:

- включаемые в затраты (земельный налог, налог на имущество);

- включаемые в цену продукции (НДС, акциз);

- уплачиваемые за счет прибыли (налог на прибыль);

- удерживаемые из доходов работников (подоходный налог).

Косвенным налогов традиционно относятся налог на добавленную стоимость, акцизный налог, импортные таможенные пошлины, а также не характерные для Узбекистана налог с оборота и налог с продаж [4].

«Суть косвенных налогов заключается в том, что государство обязывает лицо, реализующее товар (работы, услуги), уплатить определенную сумму с этой реализации, включив эту сумму в цену товара (работ, услуг). В результате получается, что хотя юридическим плательщиком этих налогов и выступает продавец товара (работ, услуг), в конечном счете они оплачиваются покупателем, поскольку суммы этих налогов включаются в цену данного товара» [5].

Таким образом, через механизм ценообразования имеет место переложение налога с налогоплательщика-продавца на покупателя, который фактически и несет налоговое бремя. Поэтому такие налоги и называют налогами на потребление или «налогами на расходы», в то время как так называемые прямые налоги - это налоги на приобретение или налоги на доходы.

В достижении высоких темпов развития экономики велика роль реформ, проводимых в налоговой системе. Основной целью проводимых реформ в стране является формирование эффективной налоговой системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. Об этом говорит и Президент Республики Узбекистан Шав-кат Мирзияев: «Сегодня задача каждого из нас, и прежде всего руководителей органов государственного управления, на основе критического анализа положения дел в соответствующих сферах и отраслях ответственно обеспечить реализацию возложенных на нас задач» [6].

В современных условиях перехода к качественно новым отношениям, когда происходит широкомасштабная реализация реформ в различных сферах социально-экономической жизни страны оздоровление финансов исключительное значение имеет реализация перемен в различных векторах реформы системы корпоративных финансов Республики Узбекистан, которые происходят наиболее интенсивными темпами. Следовательно, под влиянием этого реформационного процесса существенному изменению подвергается экономическая среда, финансовая и социальная политика страны.

Таким образом, успешная реализация предлагаемых мер по повышению роли эффективных мер налоговой политики в обеспечении модернизации налоговой системы и сохранение устойчивого экономического роста позволит повысить эффективность деятельности налоговых органов.

В Указе Президента Республики Узбекистан № УП-4947 от 7 февраля 2017 г. «О Стратегии действии дальнейшего развития Республики Узбекистан», в пяти приоритетных направлениях определено «продолжение курса на снижение налогового бремени и упрощения системы налогообложения, совершенствование налогового администрирования и расширение мер соответствующего стимулирования» [7].

Выполнение этих задач требует совершенствования научно-методологических основ организации налоговых отношений в управлении корпоративными финансами. Кроме того, Указы Президента Республики Узбекистан № УП-4720 от 24 апреля 2015 г. «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах», № УП-5116 от 18 июля 2017 года «О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей», № ПП-2454 от 21 декабря 2015 года «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвесторов в акционерные общества», а также в других нормативно-правовых документах, были определены задачи, направленные на организацию финансово-хозяйственной деятельности кор-

поративных структур, возникающих налоговых отношений, на повышение степени собираемости налогов.

Взаимоотношения государства и налогоплательщика не могут существовать без определенных двусторонних компромиссов, что выражается в законодательной защите в большей мере одной стороны и поиска вариантов для уменьшения выплат с другой. Чем жестче налоговое законодательство, тем теснее связь между методами налогового планирования и «теневой» экономикой: между прозрачностью для налогоплательщика государственных расходов и открытостью общества и объемами налоговых поступлений.

Как известно, налоги, их исчисление и порядок уплаты строго регламентированы государством в одностороннем порядке через налоговое законодательство. Предприятия должны исполнять эти нормы и в то же время учитывать собственные интересы в соответствии с планами, стратегией, меняющимися условиями и факторами внешней среды.

Предлагаем следующие изменения:

1. Новое определение налогов, платежей и отчислений:

1.1. Налоги - это плата за общественные неделимые услуги, финансируемые за счет государственного бюджета.

Библиографический список

1. Мирзияев Ш.М. Послание Президента Шавката Мирзияева Олий Мажлису Республики Узбекистан. - Т: "Узбекистан", 2018. С. 55

2. Налоговый кодекс Республики Узбекистан. - Т.: «Адолат», 2018. с 24.12.2018 г. дополнением 508-ЗРУ

3. Завалишина И. Практика налогообложения в Узбекистане. - Т.: PRAGMA, 2002. С. 101

4. Тарасова В.Ф. и другие. Налоги и налогообложение. - М.: «КНОРУС». 2012. С. 46

5. Мирзияев Ш.М. Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя» «Узбекистан» 17.01.2017 г.

6. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года №УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».

1.2. Платежи и отчисления - это плата налогоплательщика за конкретные индивидуальные услуги, оказанные ему государством безвозмездно или при участии бюджетных средств, включая предоставление прав на использование трудовых, земельно-водных, растительных, животных ресурсов, недр и др.

2. Ввести предельные нормативы налоговой нагрузки по каждой группе налогов и обязательных платежей.

3. Ввести в форму №2 «Отчета о финансовых результатах» показатель «прибыль от продаж» и исключить понятие «расходы периода».

4. Вместо налоговых льгот перейти на дифференцированные ставки налогов и обязательных платежей по отраслям экономики.

5. Согласовать налогообложение с ценообразованием и ценовой политикой государства (в отношение оплаты труда, цен на сырье, энергоносители и др.)

6. Создать экономические условия, когда в «средний класс» будут вливаться не только предприниматели, но и инженеры, фермеры, работники производств, служащие, научные работники и другой персонал (при этом по официальным доходам).

ECONOMIC VALUE OF TAXES AND TAX POLICY OF UZBEKISTAN

H.B. Zaripov, senior lecturer Tashkent Financial Institute (Uzbekistan, Tashkent)

Abstract. The article discusses the theoretical aspects of taxes. The priority directions of the tax policy of Uzbekistan are described. Priority directions for the improvement of tax policy are proposed in order to increase the competitiveness of the national economy. Keywords: taxes, tax policy, fees, payments, tax base.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.