Научная статья на тему 'Налоговые факторы экономического развития регионов'

Налоговые факторы экономического развития регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / НАЛОГИ / TAXES / НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / FISCAL POLICY / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / TAX REVENUES / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / TAX BURDEN / ПРОЦЕСС НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / TAXATION PROCESS / МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ / LOCAL BUDGETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мейлиев О.Р.

В статье рассмотрены вопросы совершенствования налогово-бюджетных отношений в условиях модернизации экономики. Выполнен анализ вопросов развития регионов посредством налогов, также даны практические рекомендации по расширению полномочий местных властей в увеличении налоговых доходов регионов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX FACTORS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS

The article discusses the issues of improving fiscal relations in the context of economic modernization. Also, issues of regional development through taxes are analyzed, as well as practical recommendations on expanding the powers of local authorities in increasing tax revenues of the country's regions.

Текст научной работы на тему «Налоговые факторы экономического развития регионов»

НАЛОГОВЫЕ ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

О.Р. Мейлиев, старший преподаватель Ташкентский финансовый институт (Узбекистан, г. Ташкент)

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы совершенствования налогово-бюджетных отношений в условиях модернизации экономики. Выполнен анализ вопросов развития регионов посредством налогов, также даны практические рекомендации по расширению полномочий местных властей в увеличении налоговых доходов регионов страны.

Ключевые слова: региональная экономика, налоги, налогово-бюджетная политика, налоговые доходы, налоговое бремя, процесс налогообложения, местные бюджеты.

Данный этап развития экономики Узбекистана ознаменуется поддержанием высоких темпов экономического роста макроэкономической стабильности в контексте модернизации экономики, повышения конкурентоспособности ведущих отраслей экономики за счет модернизации, то есть технического и технологического обновления.

Один из актуальных вопросов налогово-бюджетных отношений является обеспечение финансовыми ресурсами социально-экономического развития регионов, это координирует определение налогового потенциала регионов и программы регионального развития.

Как отметил, Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзияев «Важнейшим приоритетом является дальнейшее укрепление макроэкономической стабильности и сохранение высоких темпов роста экономики, в том числе сбалансированности Государственного бюджета на всех уровнях, устойчивости национальной валюты и уровня цен на внутреннем рынке». Для развития страны в первую очередь необходимо обеспечивать экономическую стабильность регионов. Так как экономика любой страны зависит от состояния ее региональной экономики. В связи с этим, либерализация экономики страны и обеспечение ее устойчивого развития зависит от деятельности экономического потенциала и возможностей регионов. Общеизвестно, что основная часть социально-экономических расходов регионов финан-

сируется за счет налоговых поступлений. Исходя из этого, важно учитывать конкретные экономические условия и возможности регионов, также эффективное использование налоговых механизмов и производственных мощностей хозяйствующих субъектов которое имеет приоритетное значение в социально-экономическом развитии каждой страны.

Поэтому, вопросы регулирования социально-экономического развития в целях укрепления экономической стабильности страны является актуальной. Как известно, налоги не только формируют доходы государственного бюджета, но и является одним из основных факторов социально-экономического развития регионов. Исходя из этого, государственный бюджет формируется за счет налогов и других обязательных платежей, уровень собираемости налогов в обеспечении необходимыми средствами разных бюджетных звеньев является особенно актуальной. В настоящее время, для устойчивого экономического развития регионов необходимо, повысить эффективность собираемости налогов и сборов.

Современная практика развития региональной экономики зависит от проводимой эффективной налоговой политики, именно от нее зависит повышение потенциала налогооблагаемой базы. Как известно, каждое государство использует налоги в качестве основного источника доходов. До сих пор, не имеется других механизмов, которые эффективнее налоговых по-

ступлений, и своевременно пополнили бы государственный бюджет. Особенно со второй половины ХХ-века налоги не только формируют доходы государственного бюджета, но и используется в качестве механизма регулирования экономики.

Эффективность налоговой системы оценивается не только ожидаемым уровнем получаемых средств государственного бюджета, но и их оптимальным влиянием на хозяйственную деятельность предприятий. Налоги формируют бюджет центрального правительства, а также являются основным источником доходов местного управления. Следует отметить, что законодательная система и налоговое законодательство являются одинаковой единой цельной по всей стране, но и они могут влиять по-разному для каждого региона. Особенно в условиях значительного неравенства экономического развития регионов, этот процесс имеет более весомый аргумент.

Формирование местного бюджета за счет общегосударственных налогов является следствием отсутствия полного финансирования со стороны местного бюджета. Необходимо отметить, что в условиях ограничения полномочий местных властей к прикрепленным им местным налогам и сборам, осуществление отчислений от общегосударственных налогов. Все это негативно влияет на функционирования механизма стимулирования доходной базы местных бюджетов.

Несмотря на это, местным органам власти правовым статусом даны определенные полномочия по установлению верхних и нижних границ отчислений от общегосударственных налогов, это в основном касается по подоходному налогу физических лиц и фиксированному налогу от предпринимательской деятельности. Ограничения полномочий местных властей по налогам и сбором искажает их возможности и интерес в управлении доходной базы местных органов власти. Вместе с тем, использование субвенционной формы формирования местного бюджета усиливает зависимость от верхнего бюджета. Это в свою очередь не обеспечивает свободу местных властей в осуществлении

государственной политики в условиях модернизации экономики.

Необходимо отметить следующие пути повешения налогово-бюджетных полномочий местного управления. Во-первых, необходимо повысить роль местных властей государственного управления, а также социально-экономического управления регионов. Для этого, мы должны обратить внимание на следующее:

- расширение прав местных властей в области планирования, утверждения и исполнения местных бюджетов;

- создание нормативно-правовой базы, взаимодействия республиканского и местных бюджетов, которая отличает взаимные права и обязательства, бюджетов разных уровней;

- создание правовой базы для конкретного разграничения доходов и расходов республиканского и местных бюджетов.

Во-вторых, отчисления от общегосударственных налогов в местные бюджеты, устанавливаются в процентах от общего поступления налогов. Если повышаются прикрепленные доходы по инициативе местных властей, то в обязательном порядке уменьшается процент отчислений от общегосударственных налогов. Этот процесс ограничивает интерес местных властей по увеличению прикрепленных бюджетных доходов. Поэтому, желательно установить проценты отчислений от общегосударственных налогов как минимум на пять лет. Таким образом, повышается интерес по увеличению получение доходов от прикрепленных налогов.

В-третьих, увеличение доходов местных органов непосредственно связано с укреплением местных бюджетов. Во исполнения местных бюджетов необходимо воспользоваться свободными денежными средствами для получения процентной прибыли.

В-четвертых, для осуществления и эффективного использования расходов необходимо совершенствовать структуру расходной части местных бюджетов.

В-пятых, необходимо расширит полномочий местных финансовых учреждений по использованию местных финансовых ресурсов. В то же время они являются:

- при составление сметы расходов самостоятельно вносить изменений статьям сметы;

- необходимо давать свободу в области неиспользованных финансовых средств которые возникают при практическом исполнении бюджета.

Меры, направленные на социально-

стороны повышают полномочия местных бюджетов, и с другой стороны оптимизируя налоговый механизм хозяйствующих субъектов, способствуя повышению эффективности проводимых реформ. Вмести с тем, создает благоприятные условия для полного и своевременного формирования доходной части местных бюджетов.

экономическое развитие регионов с одной

Библиографический список

1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 27.12.2017 года № ПП-2699 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2017 год».

2. Артиков Н.А. Профессиональная направленность важный мотивирующий фактор при изучении экономических дисциплин // Экономика и бизнес: теория и практика. -2015. - №1. - С. 17-19.

TAX FACTORS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS

O.R. Meyliyev, senior lecture Tashkent financial institute (Uzbekistan, Tashkent)

Abstract. The article discusses the issues of improving fiscal relations in the context of economic modernization. Also, issues of regional development through taxes are analyzed, as well as practical recommendations on expanding the powers of local authorities in increasing tax revenues of the country's regions.

Keywords: regional economy, taxes, fiscal policy, tax revenues, tax burden, taxation process, local budgets.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.