Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ'

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ / НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА НДФЛ / ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / АЛГОРИТМ РАСЧЕТА И УПЛАТЫ НДФЛ / ФИСКАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НДФЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киясов Шерзод

В статье рассматривается вопросы повышения качества налогового администрирования в Республике Узбекистан, сбора НДФЛ, основные проблемы налогообложения НДФЛ, повышение налоговой дисциплины налоговых агентов на основе зарубежного опыта, в том числе повышение налоговой грамотности и взаимодействия с информацией, а также предлагаемая реформа системы НДФЛ, внедрение нового алгоритма расчета и уплаты НДФЛ, направленного на совершенствование механизма налогового админстрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF TAX ADMINISTRATION - ENSURING THE OBJECTIVES OF THE INDIVIDUAL INCOME TAX REFORM

The article discusses the issues of improving the quality of tax administration in the Republic of Uzbekistan, personal income tax collection, the main problems of personal income tax taxation, increasing tax discipline of tax agents based on foreign experience, including increasing tax literacy and interaction with information, as well as the proposed reform of the personal income tax system, the introduction of a new algorithm for calculating and paying personal income tax, aimed at improving the mechanism of tax administration.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ -ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ НА ДОХОДЫ

ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Шерзод Киясов, доцент Ташкентский финансовый институт (Узбекистан, г. Ташкент)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-4-2-230-233

Аннотация. В статье рассматривается вопросы повышения качества налогового администрирования в Республике Узбекистан, сбора НДФЛ, основные проблемы налогообложения НДФЛ, повышение налоговой дисциплины налоговых агентов на основе зарубежного опыта, в том числе повышение налоговой грамотности и взаимодействия с информацией, а также предлагаемая реформа системы НДФЛ, внедрение нового алгоритма расчета и уплаты НДФЛ, направленного на совершенствование механизма налогового админстрирования.

Ключевые слова: качество налогового администрирования, налоговая реформа НДФЛ, повышение налоговой дисциплины, алгоритм расчета и уплаты НДФЛ, фискальный потенциал НДФЛ.

В настоящее время вопрос «создания новых рабочих мест в стране, повышения доходов населения и тем самым сокращения бедности как минимум в 2 раза до конца 2026 года» определен в качестве важного направления в цели 79 проекта Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы.

Процессы глобализации и цифровиза-ции предъявляют высокие требования и к сфере налогового администрирования на основе широкого развития электронного правительства. Мировая налоговая практика показывает, что в основе обеспечения гибкости налоговой политики к современным требованиям лежит вопрос повышения качества налогового администрирования.

В мировой налоговой практике в научных исследованиях, направленных на повышение качества налогового администрирования, выявлены тенденции к значительному увеличению налоговых поступлений за счет снижения доли теневой экономики, сокращению неэффективных расходов в налоговом администрировании. Результаты исследований показывают, что более высокий уровень налоговых поступлений в некоторых странах связан с более высокой налоговой этикой и культурой, а также с более стабильным налоговым за-

конодательством, другие результаты свидетельствуют о низком уровне налоговых поступлений из-за высокой налоговой нагрузки на экономику, неэффективных льгот и нестабильности налогового законодательства, а также о проблемах, которые необходимо решить в данной системе.

Следует отметить, что важное значение в повышении качества налогового администрирования в нашей стране и совершенствовании налогового администрирования по налогу на доходы физических лиц имеет постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 ноября 2020 года № 736 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию налогового администрирования».

Результат выполнения функций налогового администрирования с доходов физических лиц проявляется в финансовых отношениях, возникающих в процессе взимания ими определенной части своих доходов в пользу Государственного бюджета с целью формирования централизованного фонда государства. Налоговое администрирование от доходов физических лиц формирует доходы Государственного бюджета и одновременно служит обеспечению социальной стабильности и повышению активности физических лиц.

В Указе Президента Республики Узбекистан от 29 июня 2018 года № УП-5468 «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» определено, что для обеспечения устойчивости налоговой политики необходимо разработать ее стратегию и тактику. Во исполнение данной задачи принято постановление Президента Республики Узбекистан от 10 июля 2019 года № ПП-4389 «О дополнительных мерах по совершенствованию налогового администрирования», которым утверждена Стратегия совершенствования налогового администрирования. Также в постановлении определены основные задачи и направления Стратегии совершенствования налогового администрирования. В Стратегии отмечено, что к 2021 году необходимо увеличить число плательщиков подоходного налога физических лиц в 1,5 раза.

Меры, направленные на усиление налогового контроля и совершенствование налогового администрирования, являются важнейшим условием успешного проведения реформы налога на доходы физических лиц.

Обеспечение реализации принципа справедливости по налогу на доходы физических лиц возможно только при осуществлении эффективного налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налоговых платежей по налогу на доходы физических лиц.

Высокий уровень налогового администрирования в Швеции структурирован следующим образом: каждому налогоплательщику выдается ГО по принципу счета; в нем отражаются все суммы уплаченных налогов и суммы излишне уплаченных налогов, взысканных из бюджета; налоговая декларация заполняется самостоятельно налоговым органом, который располагает сведениями о доходах налогоплательщиков.

Высокая налоговая дисциплина граждан Швеции характеризуется тем, что, если уплачивается налог в меньшем объеме, налагаются большие штрафы. И наоборот, в случае переплаты излишняя сумма возвращается с начисленными процентами.

В настоящее время недостатки системы налогового администрирования и налогового контроля в Узбекистане приводят к увеличению масштабов теневой экономики и снижению фискальной роли налога на доходы физических лиц.

В связи с этим представляется целесообразным максимально упростить процедуру исчисления налога для налогоплательщиков, что может быть достигнуто при организации электронного взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами. Целесообразно организовать электронное взаимодействие на основе расчета доходов, полученных налогоплательщиками, представления в налоговые органы сведений, необходимых для последующего самостоятельного исчисления налоговым органом суммы налога, подлежащего уплате, проведения с уведомлением налогоплательщика по окончании налогового периода.

Таким образом, на основании проведенных исследований и анализа по теме были сформулированы следующие выводы:

1. Существующие проблемы налогового администрирования приводят к снижению налоговой дисциплины и, как следствие, к снижению фискального потенциала и собираемости налога на доходы физических лиц. В целях обеспечения эффективности предстоящих реформ в рамках практики налогообложения доходов физических лиц необходимо совершенствование налогового администрирования, направленное на эффективный контроль своевременности и полноты уплаты налогов, упрощение взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами.

2. Налоговое администрирование доходов физических лиц в Республике Узбекистан направлено в основном на решение текущих фискальных потребностей, а не на обеспечение выполнения социальных функций государства, а также стратегических задач достижения социальной справедливости и равенства. Данная система не отвечает требованиям задач перспектив социально-экономического развития страны и нуждается в совершенствовании.

3. Усовершенствованная система налогового администрирования по налогу на доходы физических лиц будет иметь ряд преимуществ перед действующей системой. В частности, с введением необлагаемого минимума повысится прогрессивность налогообложения доходов физических лиц, а при строгом применении обоснованных вычетов будет достигнуто ослабление налогового бремени.

Снижение доходов от налогообложения доходов физических лиц среди малообеспеченной категории граждан и рост доходов среди высокодоходной категории населения позволяют в определенной степени обеспечить сбалансированность социальной справедливости и фискальной эффективности в системе налогообложения физических лиц. При этом увеличивается доход, который остается в распоряжении малообеспеченных слоев населения. В результате экономический рост страны обеспечивается за счет роста потребления и накопления.

4. Следует разработать соответствующие инструкции и указания, направленные на обеспечение новой качественной характеристики налога на доходы физических лиц через создание прозрачных механизмов целенаправленного управления экономикой в рыночных условиях. Разработка этих руководящих инструкций и основных принципов и их реализация в кратчайшие сроки обеспечат реализацию принципа социальной справедливости в налогообложении доходов и легализацию доходов физических лиц, и повышение уверенности граждан, соблюдающих налогового законодательства в своем будущем и успехе.

5. Необходимо повысить эффективность налогового администрирования по налогу на доходы физических лиц и обеспечить при этом взаимовыгодную деятельность налогоплательщиков и налоговых органов. При этом повышается доверие налогоплательщиков к государству через эффективно действующий институт

налогового администрирования. Библиографический список

1. Проект Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.lex.uz

2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию налогового администрирования» № 736 от 20 ноября 2020 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.lex.uz

3. Pessino C., Fenochietto R. (2016). Determining countries' tax effort.

4. Kuo C.Y. Estimation of Tax Revenue and Tax Capacity // JDI Executive Programs. - 2015.

- №08. - 34 p.

5. Matteo Morino, Simone Pillegrino. Personal income tax reforms: A genetic algorithm approach. European Journal of Operational Research. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.scienced.com/science/article/pii/S0377221716306142.

6. Soren Blomquist, Laurent Simula. Marginal deadweight loss when the income tax is nonlinear. Journal of Econometrics. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www/sciencedirect.com/science/article/pii/S0304407618302343

7. Harley L. Lutz "The privilege of personal income taxation". Source: The Bulletin of the National Tax Association, Vol. 23, № 1 (October, 1937). - Pp. 11-22. - [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.jstor.org/stable/41786912

IMPROVING THE QUALITY OF TAX ADMINISTRATION - ENSURING THE OBJECTIVES OF THE INDIVIDUAL INCOME TAX REFORM

Sherzod Kiyasov, Associate Professor Tashkent Financial Institute (Uzbekistan, Tashkent)

Abstract. The article discusses the issues of improving the quality of tax administration in the Republic of Uzbekistan, personal income tax collection, the main problems of personal income tax taxation, increasing tax discipline of tax agents based on foreign experience, including increasing tax literacy and interaction with information, as well as the proposed reform of the personal income tax system, the introduction of a new algorithm for calculating and paying personal income tax, aimed at improving the mechanism of tax administration.

Keywords: quality of tax administration, tax reform of personal income tax, increasing tax discipline, algorithm for calculating and paying personal income tax, fiscal potential ofpersonal income tax.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.