Приоритетные направления социально-экономического развития макрорегиона «Северо-Запад»
Priority Areas for Long-Term Socio-Economic Development of the Russian North-West Federal District Macro-Region
УДК 332.1(470.23/.25)
Кузнецов Сергей Валентинович
директор Института проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург), доктор экономических наук, профессор 190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38
Kuznetsov Sergey Valentinovich
Serpukhovskya Str. 38, St. Petersburg, 190013, Russian Federation
В Северо-Западном федеральном округе разработан целый комплекс стратегических документов социально-экономического развития макрорегиона на долгосрочную перспективу. При этом при определении целей развития учитывается пространственный фактор, задается пространственный вектор развития экономики и социальной сферы. В статье показывается, что главная цель стратегического развития округа заключается в том, чтобы к 2020 г. приблизиться к стандартам благосостояния, удовлетворения социальных потребностей, развития интеллектуального потенциала, мотивации труда, достигнутым в экономически развитых странах. В связи с этой целью перечислены приоритетные направления социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа и предлагаются инерционный и инновационный (активный) сценарии развития. Большое внимание уделяется последствиям вступления России в ВТО, анализируются аргументы «за» и против» и выдвигается предположение о том, что в долгосрочном аспекте участие в ВТО имеет положительный эффект для национальных экономик. В заключении делается вывод, что в Северо-Западном федеральном округе в связи с вступлением России в ВТО можно ожидать усиления дифференциации в развитии регионов, но реализация намеченных мер позволит снизить сырьевую направленность экономики, укрепить ее позиции и повысить устойчивость в новых условиях хозяйствования и будет способствовать реализации приоритетов социально-экономического развития макрорегиона.
The article lists a set of policy instruments intended to regulate the long-term socio-economic development of Russia's North-West Federal District (North West). It says that the spatial vector of the economy and the social structure need to be taken into account in determining the future goals. The document claims the North West needs to promote strategic development in the areas of welfare, intellectual capacity, social needs and motivation in order to reach by around 2020 the standards already achieved by the countries in the rest of the developed world. To meet this objective, it suggests that the North West make socio-economic development a priority area. This could be conducted through a slow and innovative (or active) process. In parallel, the paper says that much attention has been focused on the consequences of Russia's recent accession to the World Trade Organization (WTO). The blueprint examines the arguments in support of and opposing Russia's joining the WTO, and adds that long-term WTO participation will likely have a
positive effect on the national economy. In conclusion, the article states that as a result of its accession to the WTO Russia will probably raise differentiation in its developing subjects (regions) such as the North West. It also says these measures will cause Russia's economy to reduce its orientation towards raw materials, strengthen its position and improve its stability. Moreover, the newly developed economic conditions will also prioritize national socio-economic development.
Ключевые слова: долгосрочное социально-экономическое планирование, макрорегион, стратегические цели, инерционный инновационный сценарии, ВТО Keywords: long-term socio-economic planning, macro-region, strategic objectives, innovative inertial scenario, World Trade Organization
Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) является одним из инициаторов возрождения системы долгосрочного социально-экономического планирования и научно-технического прогнозирования. В нашем округе наряду со Стратегией социально-экономического развития СЗФО на период до 2020 г. разработаны и реализуются Стратегия развития комплекса «наука — образование — инновации» СЗФО до 2030 г., Комплексная научно-техническая программа СЗФО на период до 2030 г., включающая подпрограмму структурной перестройки макрорегиональной системы подготовки кадров и программу создания многоуровневой системы управления качеством в СЗФО. В 2010 г. Институтом проблем региональной экономики РАН был разработан комплексный проект «Исследование теоретических проблем комплексного социально-экономического развития макрорегиона „Северо-Запад" с учетом научно-технического и инновационного развития».
Все эти стратегические документы задают долгосрочные и среднесрочные социальные и экономические цели развития макрорегиона «Северо-Запад», определяют приоритеты развития входящих в состав округа субъектов Российской Федерации, обосновывают ключевые направления и механизмы реализации этих целей. При этом в стратегическом планировании при определении целей развития макрорегиона учитывается пространственный фактор, задается пространственный вектор развития экономики и социальной сферы регионов.
Необходимость учета пространственного фактора при анализе функционирования экономики макрорегиона, его социальной сферы, прогнозировании их состояния обусловлена тем, что развитие любого государства во многом определяется характером расселения населения по территории. В русле этого процесса происходит освоение природных богатств, обеспечивается общее социально-экономическое развитие страны как в целом, так и каждой из составляющих ее пространственных единиц — регионов и макрорегионов (федеральных округов).
0
1
О ^
о
Iq
0.
>
I>
о.
I-
о >s
0
1 I ш со
I-
о
с 0. I-
о о 0. с
о; s
с со О Ч ш
О
о
^ Есть для этого и другие предпосылки: усиление диф-
^ ференциации в социально-экономическом развитии
о регионов; рост концентрации экономики в крупных
о городах и агломерациях, крупнейших регионах добычи ш экспортных ресурсов; продолжающаяся депопуляция
з населения, обезлюдение территорий, отток населения
> из северных и восточных регионов. Все это меняет
^ конфигурацию экономического пространства страны,
^ актуализирует проблемы пространственных исследо-
° ваний.
>х
о Главная цель стратегического развития округа загс ключается в том, чтобы к 2020 г. приблизиться к стан-га дартам благосостояния, удовлетворения социальных о потребностей, развития интеллектуального потенциала, < мотивации труда, достигнутым в экономически разви-н тых странах. Только выход на этот рубеж гарантирует о воспроизводство населения, качество которого споет собно обеспечить устойчивое поступательное экономи-^ ческое и социальное развитие субъектов Российской ^ Федерации, входящих в СЗФО. Достижение этой цели ^ обеспечивается через решение следующих приори-^ тетных задач:
^ • значительный рост средних реальных доходов на-о селения регионов Северо-Запада при одновременном существенном снижении доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. Величина доходов должна быть такой, чтобы обеспечивать уровень благосостояния людей, который необходим для воспроизводства физически и социально качественных человеческих ресурсов. Ориентиром при определении величины доходов, отвечающей данному условию, являются соответствующие показатели европейских экономически развитых стран, оценки и рекомендации международных организаций. Последовательное проведение этого курса ускорит формирование в регионах Северо-Запада среднего класса;
• существенное повышение минимальных стандартов социальных благ, услуг, гарантий, предоставляемых государством. Они должны быть максимально приближены к уровню, который можно считать приемлемым как с точки зрения обеспечения нормальных условий существования, так и с точки зрения предоставления равных возможностей для реализации личных способностей и устремлений каждого гражданина;
• сокращение масштабов, а в дальнейшем — остановка депопуляции населения Северо-Запада, создание предпосылок, стимулирующих возобновление его роста. Формирование условий, способствующих улучшению качества молодежной составляющей населения как важнейшего фактора экономического и социального развития;
• оздоровление экологической обстановки. Качественное повышение уровня жизни населения Северо-Запада невозможно без бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования. Высокие доходы населения и передовой уровень удовлетворения его потребностей не дадут должного эффекта в условиях резкого ухудшения качества природной среды, возникновения экологических катастроф. Поэтому одной из основных задач, выполнение которой необходимо для достижения главной социальной цели стратегии, является улучшение экологической ситуации. Важность выполнения этой задачи предопределяется ее глобальным характером: от нее зависит возможность нормальной жизнедеятельности новых поколений жителей Северо-Запада. Кроме этого, она напрямую влияет
на процессы интеграции округа в международную экономическую систему. Близость СЗФО к границам Европейского Союза, где действуют достаточно жесткие экологические стандарты и нормы, придает этому вопросу особую важность. Решение названных задач невозможно без формирования экономической базы, адекватной их масштабам и сложности. Главная экономическая цель стратегии заключается в создании условий, которые обеспечат сравнительно высокие и устойчивые темпы экономического роста на период до 2025 г. и в более отдаленной перспективе. Как свидетельствует мировой опыт, речь должна идти о технологических, экономических, управленческих мерах, которые в совокупности приведут к формированию современного типа экономического роста, основанного на инновациях.
Другое важнейшее условие достижения главной экономической цели стратегии — баланс намечаемых темпов роста, разрабатываемых мер с имеющимися у регионов, хозяйствующих субъектов природными, производственными, социальными, человеческими, правовыми ресурсами. Достижение главной экономической цели стратегии сопряжено с решением следующих приоритетных задач:
• создание единого экономического пространства Северо-Запада на основе взаимодействия регионов, субъектов экономической деятельности, федерального Центра в развитии хозяйственных связей, осуществлении проектов, представляющих межрегиональный или общероссийский государственный интерес, формировании локальных рынков;
• определение территориально-хозяйственных комплексов, отраслей, предприятий, которые могут стать «локомотивами роста» для экономики регионов, всего Северо-Запада, и реальное осуществление соответствующих проектов;
• коренное обновление основных фондов предприятий Северо-Запада, что позволит повысить производительность труда и качество выпускаемой продукции, снизить ресурсоемкость производства;
• модернизация структуры экономики Северо-Запада с упором на развитие высокотехнологичных производств, способных выпускать конкурентоспособную продукцию с более высокой добавленной стоимостью;
• обеспечение оптимальной производственной нагрузки на окружающую среду, рационального природопользования;
• улучшение делового и инвестиционного климата Северо-Запада;
• более глубокая интеграция регионов Северо-Запада, хозяйствующих субъектов в мировую экономику, базирующаяся на оптимальном балансе внутренних и внешних рынков.
Значительное улучшение социально-экономической ситуации в округе невозможно в условиях низкой степени доверия населения к органам власти, нестабильности политической системы, слабого развития институтов гражданского общества. Поэтому еще одной задачей стратегии является укрепление российской государственности и обеспечение общественного согласия и спокойствия.
Сбалансированное, устойчивое развитие Северо-Запада может быть обеспечено только при условии достижения каждой из целей стратегии, относящихся к социальному и экономическому блоку проблем. Для этого потребуется организовать процесс согласованной реализации каждой из приоритетных задач. Не-
Таблица 1 ^
Стратегические цели развития отдельных регионов Северо-Западного федерального округа ^
№ Субъект СЗФО Наименование документа Формулировка главных целей
1 Санкт-Петербург Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года Стабильное улучшение качества жизни населения Санкт-Петербурга с ориентацией на обеспечение европейского качества жизни на основе формирования Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, укрепления его роли главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России
2 Архангельская область Стратегия социально- экономического развития Архангельской области до 2030 года Обеспечение высокого уровня благосостояния населения и стандартов качества жизни
3 Вологодская область Стратегия социально-экономического развития Вологодской области до 2020 года Обеспечение роста качества жизни населения области на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания потенциала опережающего развития
4 Калининградская область Стратегия социально- экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу Достижение качества жизни населения области, соизмеримого с европейскими стандартами
5 Республика Карелия Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года Повышение качества жизни населения республики на основе устойчивого сбалансированного развития экономики, формирования потенциала будущего развития и активного участия республики в системе международных и межрегиональных обменов
6 Республика Коми Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 годы и на период до 2015 года Повышение уровня и качества жизни населения в Республике Коми на основе устойчивого развития экономики Республики Коми
7 Ленинградская область Концепция социально- экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 года Превращение области в «регион, благоприятствующий гармоничной жизни, всестороннему развитию и самореализации человека»
8 Мурманская область Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года Рост человеческого потенциала и качества жизни населения Мурманской области на основе ее инновационного, устойчивого социального, экономического и экологически сбалансированного развития, обеспечивающего статус области как конкурентоспособного региона, опорного центра России на Европейском Севере и в Арктике, с качеством жизни на уровне стандартов стран Северной Европы
9 Новгородская область Стратегия социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года Формирование модели экономики Новгородской области, ориентированной на повышение уровня и качества жизни населения в регионе
10 Псковская область Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2020 года Модернизация экономики и социокультурной сферы на основе инновационных технологий с учетом влияния «фактора границы» и развития крупнейших агломераций
дооценка важности любой из задач стратегического развития Северо-Запада и слабая степень ее выполнения неизбежно приведет к тому, что эффект от достижения других задач будет низким. Развитие эконо-
мики, социальной сферы, общественно-политическая жизнь, экология оказывают друг на друга огромное влияние, определяя в конечном итоге качество и условия жизнедеятельности населения.
^ Приоритетные направления социально-экономи-^ ческого развития Северо-Западного федерального о округа непосредственно отражены в стратегических о документах входящих в него субъектов федерации ш (см. табл. 1).
з Представленные стратегии объединяет общая на> правленность развития социальной среды на улуч-^ шение качества жизни населения, однако перечень ^ факторов в данных стратегиях позволяет выявить и ре-^ гиональные различия, определяющие специфические о условия развития регионов и механизмы достижения □= поставленных целей. В ходе проведенных институтом т исследований были рассмотрены инерционный и ин-о новационный (активный) сценарии развития. < Инерционный сценарий социально-экономического н развития макрорегиона при сохранении существую-о щих тенденций и факторов, их определяющих, не пост зволит достичь поставленных стратегических целей. ^ Более того, будет усугубляться демографическая си-^ туация — снижение общей численности и численности ^ трудоспособного населения, противостоять которым ^ позволит развитие макрорегиона. Здравоохранение ^ не сможет переломить тенденции ухудшения здоровья о населения, сохранится тенденция недоиспользования инновационного потенциала медицинской науки и промышленности.
В образовательной сфере сохранится запаздывающий характер функционирования системы общего и среднего образования, что будет сдерживать инновационное развитие территорий и приведет к дальнейшему снижению качества трудового потенциала, ослаблению обороноспособности страны. Сохранение существующих тенденций в экономике скажется на пролонгации существующих процессов в сфере труда и занятости населения, медленном изменении структуры рабочих мест.
Инерционный сценарий в сфере культуры чреват в ближайшее десятилетие угрозой утраты значительного объема национального культурного наследия. Он предполагает сохранение существующей практики формирования экологической политики низкой мотивацией к внедрению экоинноваций и несущественными изменениями уровня экологической культуры чиновников, бизнесменов, населения.
При инерционном сценарии развития высокотехнологические отрасли экономики, с учетом их приоритетности, заложенной в бюджете на предстоящие три года, будут расти несколько быстрее по удельному весу, особенно с 2015 г. (в 1,5 раза к 2015 г., в 2,5 раза к 2020 г. и в 4 раза к 2030 г.). По ряду регионов Северо-Запада этот сценарий в стратегической перспективе может привести к серьезным негативным экономическим и социальным последствиям, утрате конкурентоспособности (прежде всего, Псковская область). В рамках инерционного сценария проблематичным выглядит развитие энергетической и транспортной инфраструктуры.
Инновационный сценарий развития позволит регионам Северо-Запада достичь стратегических целей. При нем прогнозируется сохранение численности населения до 2030 г. по округу в целом и в подавляющем большинстве его регионов. Несколько снизится численность трудоспособного населения с различной динамикой по регионам. Главным итогом этого сценария будет снижение заболеваемости и смертности населения на основе повышения эффективности медицины (за счет ранней диагностики и своевременного лечения), внедрения новых технологий в медицинскую практику.
В образовательной сфере главной тенденцией станет опережающий характер ее функционирования, результатом чего будет рост качественного уровня образования, изменение профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров, удовлетворяющей потребностям экономики. В сфере труда этот сценарий развития будет сопровождаться обновлением производственной базы, структуры рабочих мест, видов деятельности, совершенствованием институтов рынка труда.
Инновационный сценарий в области культуры может рассматриваться как сценарий «цивилизационного продвижения», предполагающий превращение территории СЗФО в зону технологического и социально-культурного прорыва, в котором участвуют не только органы государственной власти и местного самоуправления, но и корпорации, гражданское общество. Развитие социальной политики с учетом экологических аспектов будет сопровождаться совершенствованием институциональной среды, введением в практику нормативно-правовых актов, ужесточающих требования по сохранению окружающей среды, внедрению экоинноваций.
Высокотехнологичные отрасли в рамках инновационного сценария будут иметь дополнительные стимулы для ускоренного роста по удельному весу (в 2,5 раза к 2015 г., в 4,0 раза к 2020 г., в 8,0 раз к 2030 г.). В разрезе регионов Северо-Запада обеспечение их конкурентоспособности будет базироваться на сбалансированности направлений и характера инновационной активности в конкретных нововведениях на имеющихся предприятиях. Хотя Псковская область может сохранить позиции аутсайдера, если не принять специальных мер по упрочению позиций этого региона.
Инновационное развитие сырьедобывающих и перерабатывающих отраслей макрорегиона «Северо-Запад» будет обеспечиваться инвестиционным и инновационным фундаментами в виде новых технологий, оборудования и принципов функционирования топливно-энергетического комплекса России и смежных отраслей, способствовать превращению СЗФО в крупный энергоизбыточный регион, осуществляющий поставки как внутри страны, так и за рубеж, стимулированию развития независимых структур в сфере производства сырья. В рамках инновационного сценария будет осуществляться развитие энергетической и транспортной инфраструктур.
Однако здесь следует отметить, что в декабре 2011 г. Россия вступила в ВТО. Возникли новые условия функционирования экономики. Российские экономисты не пришли к единому мнению в оценке последствий для страны вступления в ВТО, они достаточно неоднозначны. Расчеты по гравитационной модели показывают, что, вступив в ВТО, Россия может увеличить общий объем торговли с другими странами на 66% (за счет улучшения инфраструктуры), в долгосрочной перспективе экспорт России увеличится на 50% [1]. При этом «бонусы» для российских сырьевиков составят 23 млрд долл. в год, в то же время Россия отдаст часть рынка, эквивалентную 90 млрд долл. в год. Многими экспертами формулируются угрозы, возникающие для ряда отраслей экономики, прежде всего сельского хозяйства и достаточно слабой обрабатывающей промышленности, имеющей всего 6-7% в объеме российского экспорта.
Главным принципом ВТО является борьба против протекционизма, широко используемого слабыми экономиками. России придется в ближайшие годы выровнять свои внутренние цены на энергоносители и
транспортные тарифы с мировыми, что отрицательно скажется на себестоимости производства, приведет к дополнительной инфляции и снижению конкурентоспособности на мировом рынке продукции энергоемких производств (металлургии) и обрабатывающей промышленности.
После вступления России в ВТО, в связи с ликвидацией защитных барьеров на российский рынок придут международные корпорации, усилят свое присутствие уже работающие. В итоге вырастет конкуренция во всех отраслях экономики, наметятся значительное падение рентабельности бизнеса отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. Наиболее уязвимыми окажутся: аграрный сектор (в первую очередь пострадает сельскохозяйственное производство); металлургия (высокая энергоемкость производства); отрасли промышленности: обрабатывающая, текстильная, химическая, машиностроение, автомобильная, авиастроение, электронная, транспорт; фармацевтическая; розничная торговля; пищевая промышленность; общественное питание.
В сфере финансовых услуг открытие филиалов иностранных финансовых и страховых компаний предоставит российским гражданам и компаниям возможность пользоваться более крупными, длинными и дешевыми кредитными ресурсами и более качественными услугами. Западные банки легко смогут поглотить нашу банковскую систему с учетом очень высокого уровня их капитализации. Хотя банковский сектор от прямого иностранного вторжения пока освобожден (западные банки могут открывать свои филиалы в виде новых АО под контролем ЦБ).
Таможенные пошлины формируют до 37% федерального бюджета. После вступления в ВТО России придется пойти на смягчение таможенного режима, что может отрицательно сказаться на наполняемости бюджета. Увеличится угроза продовольственной безопасности. Страна станет более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт от отечественного рынка будет очень сложно. Ожидается резкое усиление конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке, которое может привести к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства. Еще более усилится сырьевая специализация России. Помимо названных возникают и угрозы для рынка труда страны:
1. Откроются границы, и рынок будет насыщен конкурентоспособным, доступным импортом, что «добьет» местные производящие компании малого и среднего бизнеса.
2. жидается пересмотр трудовых норм РФ — российские власти снимают с себя ответственность на федеральном уровне по всем мерам поддержки занятости.
В целом аргументы «за» и «против» присоединения к ВТО могут быть представлены в виде табл. 2 [2, с. 149].
Как показывает практика, расчет политических, экономических и иных последствий присоединения к ВТО объективно сложен. Ни одна страна не имеет точного и полного экономического анализа всех потерь и выгод своего участия в ВТО. Имеющиеся формулы расчета базируются на теории сравнительных конкурентных преимуществ. Однако следует отметить, что ни одна страна (развивающаяся и развитая) не вышла из членов ВТО за все время существования этой организации. Следовательно, можно предполагать, что в долгосроч-
ном аспекте участие в ВТО имеет положительный эф- ^ фект для национальных экономик.
К тому же нельзя не учитывать конкурентных пре- о имуществ российских компаний. К ним можно от- о нести: ^
1. знание местной специфики, в том числе законода- з тельства и особенностей ведения бизнеса;
2. наличие наработанных деловых связей; ^
3. административный ресурс. Российские компании ^ традиционно пользуются поддержкой администра- ^ тивного ресурса; о
4. дешевая рабочая сила. По уровню средней зарплаты страны СНГ прочно удерживают последнее т место в Европе; о
5. дешевые энергетические ресурсы. Несмотря на < грядущее повышение внутренних цен, компании в н режиме переходного периода еще будут несколько о лет пользоваться относительно дешевыми энерго- с= ресурсами; ^
6. научный потенциал. Несмотря на отсутствие раз- ^ вития и даже вымирание многих областей науки ^ в годы реформ, в России еще остаются квалифи- ^ цированные научные специалисты и сохраняются ^ остатки былого мощного научного потенциала; о
7. мягкие экологические требования. Чтобы запустить вредное производство, пока еще не нужно строить дорогих очистных сооружений и платить высокие налоги.
С другой стороны, преимуществами зарубежных компаний являются:
1. культура ведения бизнеса. Это касается и культуры организации управления производством, контроля качества, и использования маркетинговой информации при принятии решений, и широкого использования инноваций, и разработок стратегий выхода на новые рынки, и многое другое;
2. большой управленческий опыт, накопленный бизнес-компетенции в сфере современных управленческих технологий;
3. превосходство в производительности труда за счет использования инновационных технологий;
4. упрощенный доступ к более длинным и дешевым финансовым ресурсам;
5. прямое субсидирование некоторых отраслей, таких как сельское хозяйство;
6. как результат перечисленного — более дешевая и привлекательная для потребителей продукция, способная захватить российский рынок.
На фоне изложенного возрастает роль субъектов федерации. Кризис отдельных отраслей в силу неравномерности их размещения будет означать кризис отдельных территорий. К примеру, текстильная промышленность оказалась малоконкурентной против китайского, турецкого, белорусского текстиля, что вызвало устойчивый кризис Ивановской области. Вступление России в ВТО будет дополнительным фактором дифференциации экономического пространства.
Обсуждение условий и последствий вступления России в ВТО в ноябре 2011 г. на расширенном заседании Координационного совета Союза промышленников и предпринимателей СЗФО, выступление и ответы на вопросы представителя Минэкономразвития РФ показало, что ясности в последствиях этого шага для большинства отраслей экономики нет. Речь идет о выявлении их и разработке последующих мер во время переходного периода (т. е. 7 лет).
Научный и практический интерес может представлять разработка методологических подходов оценки
Таблица 2
Аргументы «за» и «против» присоединения России к ВТО
«Плюсы» «Минусы»
Россия сможет принимать участие в выработке новых правил международной торговли с учетом своих национальных текущих и стратегических интересов Россия будет лишена (ограничена) возможности принятия самостоятельных экономических решений, что может нанести непоправимый ущерб целым отраслям промышленности. Не сможет автономно повышать импортные таможенные тарифы выше уровня, согласованного с членами ВТО
Россия получит лучшие условия доступа российской продукции на иностранные рынки России предстоит «связать» импортные таможенные пошлины на промышленные и сельскохозяйственные товары, т. е. установить их максимальные пределы по каждой отдельной позиции с постепенным их снижением в течение 5-7 лет до определенной величины. Должны будут быть приняты обязательства по уровню государственных субсидий сельскому хозяйству (на федеральном и региональном уровнях), в том числе в таких формах, как налоговые льготы, льготное кредитование, специальные транспортные тарифы, поставка сырья и материалов по сниженным ценам, а также по размеру экспортных субсидий
Вступление в ВТО создаст более благоприятный климат для инвестиций в Россию и расширит возможности для российских инвесторов Банковская и страховая сфера деятельности России не выдержит конкуренции с ведущими иностранными компаниями. Россия не сможет включать в инвестиционные и иные соглашения обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке, применять максимальные или минимальные обязательные цены, предоставлять привилегии государственным предприятиям или монополиям, вовлеченным в торговлю, ограничивать текущие платежи по внешнеторговым сделкам
Будут созданы условия для устранения дискриминации российских товаров и услуг на внешних рынках. Россия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки, снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг. Россия получит доступ к системе разрешения споров ВТО и возможности принудительного исполнения решений Россия не сможет дискриминировать импортные товары на всех стадиях транспортировки и продажи, включая налогообложение и предложение к продаже, рекламу, применение технических барьеров, стандартов и пр.; дискриминировать товары, услуги и их поставщиков одних стран по сравнению с товарами, услугами и их поставщиками других стран по любым признакам (за исключением товаров, поставляемых в рамках соглашений о свободной торговле и таможенном союзе); увязывать импорт (товаров, капиталов, услуг) с обязательством экспорта (энергетический сектор); дискриминировать поставщика услуги или услугу по сравнению с отечественным поставщиком или услугой; применять экспортные субсидии в любых формах
ВТО предоставляет возможность получения Россией компенсаций за ущерб, нанесенный в случае дальнейшего расширения Таможенного союза ЕС. Участие России в ВТО будет способствовать укреплению отношений в рамках СНГ Россия не сможет ограничивать транзит и доступ к транзитным сетям; ухудшать условия доступа на рынок и деятельности на рынке услуг по сравнению с параметрами, установленными соглашениями; применять количественные ограничения, за исключением случаев применения специальных защитных мер; применять меры, ограничивающие торговлю, без их заблаговременного опубликования
Участие России в ВТО подчинит политику регулирования доступа на рынок ясным правилам, существенно сократит возможности лоббирования, так как она будет связана жесткими обязательствами, в том числе обязательством недискриминации. Участие в ВТО предполагает стабильность законодательства, основанного на многосторонних нормах, что существенно повышает привлекательность государства для иностранных инвестиций и расширяет возможности для российских инвесторов. Будет приведено в соответствие с обязательствами России региональное законодательство России предстоит внести изменения в действующее законодательство с целью приведения его в соответствие с нормами ВТО. В частности речь пойдет об изменении некоторых положений российского внешнеторгового, таможенного законодательства, законодательства в области интеллектуальной собственности, стандартов и сертификации, капиталовложений
готовности регионов к успешному развитию в условиях присоединения к ВТО. Такая идея высказана академиком А. И. Татаркиным [Там же]. Была бы полезна методика определения степени готовности субъекта
РФ к новым экономическим условиям, основанная на периодическом мониторинге предприятий региона. Система показателей должна оценивать конкурентоспособность предприятий, использовать данные
таможенных органов, госстатистики. И методика, и система показателей должны отвечать требованиям пригодности, простоты в использовании, качественности, единого подхода. Такую работу могли бы проводить региональные центры мониторинга.
Что касается СЗФО, то с учетом изложенного ранее можно ожидать усиления дифференциации в развитии регионов (за счет дифференциации в развитии отраслей экономики). Как было отмечено, в СЗФО разработаны и реализуются документы стратегического характера, направленные на рост инновационного содержания экономики. Разработанная стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года учитывает риски от вступления в ВТО. В приложение к Стратегии утвержден перечень из 45 первоочередных инвестиционных проектов, наиболее актуальных для субъектов РФ в СЗФО. Их реализация будет способствовать развитию транспортной инфраструктуры, информационных технологий, элементов региональных инновационных систем в макрорегионе.
Стратегия развития комплекса «наука—образование—инновации» СЗФО до 2030 года нацелена на поддержку инноваций, развитие системы профобра-
зования и подготовки кадров. Комплексная научно- ^
техническая программа СЗФО до 2030 года ориенти- |
рована на развитие приоритетных отраслей экономи- о
ки, ключевых технологий, внедрение международных о
технологий, внедрение международных стандартов ^
качества в производство и управление. Реализация ъ
мер, определенных названными стратегическими доку- >
ментами, позволит снизить сырьевую направленность ^
экономики, укрепить ее позиции и повысить устойчи- ^
вость в новых условиях хозяйствования, связанных ^
с вступлением в ВТО, и способствовать реализации о
приоритетов социально-экономического развития ма- х
ш
крорегиона. со
Литература ^
о
1. Рахманов Р. Р. Оценка потенциального влияния вступле- о ния Азербайджана во Всемирную торговую организацию ^ на экспортные возможности страны // Экономический к журнал ВШЭ. Т. 16, № 1. 2012. С. 143-155. |
2. Татаркин А. И., Линецкий А. Ф. Присоединение России < к ВТО как важнейшее условие ее интеграции в мировую о глобализированную экономику // Журнал экономической 3 теории. 2011. № 4. ^
Издания СПбУУиЭ
Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики ежеквартально выпускает в свет журнал «Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики».
В номерах журнала представлены работы и исследования сотрудников, аспирантов и студентов как Университета, так и других вузов и организаций Санкт-Петербурга, Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья. В журналах опубликованы статьи, посвященные как экономическим, так и социально-правовым проблемам.
Существенно расширен состав редакционного совета и редакционной коллегии журнала, что, несомненно, сказывается на качестве публикуемых материалов. К публикации принимаются прошедшие отбор научной редакцией статьи, рассматривающие наиболее актуальные проблемы основных аспектов жизни современного общества — экономической теории и практики, правоведения, социологии и управления.
Территория распространения издания увеличена с регионального масштаба до общефедерального. Журнал зарегистрирован в Международном центре ISSN, расположенном в Париже и функционирующем при
поддержке ЮНЕСКО, где ему присвоен международный стандартный серийный номер (International Standard Serial Numbering — ISSN) 2075-4515.
Содержание и оформление «Ученых записок СПбУУиЭ» приведены в соответствие с требованиями Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ. Согласно указанным положениям и современному формату научных периодических изданий все размещаемые в журнале статьи сопровождаются аннотациями, ключевыми словами, контактными данными авторов и переводом этих сведений на английский язык. Публикации в электронном виде размещаются на интегрированном научном информационном ресурсе российской зоны сети Интеренет — в базе Научной электронной библиотеки (НЭБ) Российского фонда фундаментальных исследований. Теперь материалы «Ученых записок СПбУУиЭ» включаются в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) — базу данных, содержащую библиографическую информацию, извлеченную из текста статей, а также пристатейные ссылки, доступную в Интернете по адресу Научной электронной библиотеки http://www.elibrary.ru.
По вопросам публикации просьба обращаться по телефону: (812) 448-82-50.
Подписка принимается во всех отделениях связи. Индекс в каталогах: «Пресса России» — 82147, ОАО «Роспечать» — 32773, ООО «Северо-Западное Агентство „Прессинформ"» — 29969. Принимается также редакционная подписка на издание: телефон: (812) 363-11-69, [email protected].