Научная статья на тему 'Приоритетные направления развития предприятий АПК на основе стратегии импортозамещения'

Приоритетные направления развития предприятий АПК на основе стратегии импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ АПК / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / IMPORT SUBSTITUTION / AGRICULTURAL ENTERPRISES / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаталов Максим Александрович, Блашенцев Борис Олегович

В статье рассмотрены вопросы развития предприятия АПК в системе политики импортозамещения. В рамках произведенных исследований авторы выявили необходимость совершенствования собственного производства, как при помощи государства, так и с привлечением инвестиций со стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priority directions of agricultural enterprises development based on import-substitution strategy

The article discusses the development of agribusiness companies in the import-substitution policy. As part of the research produced by the authors identified the need to improve its own production, both by means of the state and attracting investment from outside.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления развития предприятий АПК на основе стратегии импортозамещения»

ЭКОНОМИКА

УДК 339.94

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК НА ОНОВЕ СТРАТЕГИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Шаталов М.А.1, Блашенцев Б.О.2

воронежский экономико-правовой институт, Российский государственный социальный университет

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы развития предприятия АПК в системе политики импортозамещеиия. В рамках произведенных исследований авторы выявили необходимость совершенствования собственного производства, как при помощи государства, так и с привлечением инвестиций со стороны.

Ключевые слова: импортозамещение, предприятие АПК, стратегия развития.

PRIORITY DIRECTIONS OF AGRICULTURAL ENTERPRISES DEVELOPMENT BASED ON IMPORT-SUBSTITUTION

STRATEGY

Shatalov MA.1, Blashentsev B.O.2

1 Voronezh Institute of Economics and Law 2 Russian State Social University

Abstract: The article discusses the development of agribusiness companies in the import-substitution policy. As part of the research produced by the authors identified the need to improve its own production, both by means of the state and attracting investment from outside.

Keywords: import substitution, agricultural enterprises, development strategy.

Импортозамещение в сельском хозяйстве и пищевой промышленности России становится наиболее популярной темой на фоне введенного указом Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» продовольственного эмбарго.

Импортозамещение не решает проблему зависимости страны от поставок продовольствия, этот процесс призван создать для отечественных производителей условия для догоняющего развития (иногда ценой установления протекционизма на несколько лет) ради того, чтобы добавленная стоимость продуктов питания, потребляемых на внутреннем рынке, создавалась внутри страны [1].

Вслед за этапом импортозамещения, как показывает опыт зарубежных стран, следует этап экспансии наиболее конкурентных отраслей пищевого комплекса за пределы локального рынка и развитие экспорта. Импортозамещение не является идеей, возникшей в моменте (в случае России - благодаря введению «антисанкций»), а должно быть частью последовательной аграрной политики страны.

В анализе потенциала и целесообразности импортозамещения необходимо исходить из следующих подходов [4]:

- целью импортозамещения является перенос максимального количества производств продукции, которая потребляется на внутреннем рынке, в страну-потребитель;

- в стране должны существовать условия для развития производства, аналогичного импортному, сравнимого по затратам на основные виды ресурсов с учетом транспортных расходов;

- в течение периода проведения государственной политики по им-портозамещению могут временно создаваться условия для защиты рынка с целью привлечения инвесторов в отрасль.

Следует отметить, что нехватка отечественного сельскохозяйственного сырья является одним из главных факторов, сдерживающих импортозамещение в секторе переработки (пищевой промышленности), то есть приводит к импорту более дорогой продукции с высокой добавленной стоимостью.

В современных условиях социально-экономического развития импортозамещение представляет собой важнейшую стратегическую задачу агропромышленного комплекса (АПК) страны. Проведение политики импортозамещения стимулирует развитие отечественного производства предприятиями АПК, способствует рационализации импорта продовольственных товаров. При этом реализация стратегии импортозамещения предполагает применение государством различных форм и методов стимулирования отечественного АПК и повышения его конкурентоспособности на внешнем рынке.

Для механизма управления процессом импортезамещения, нами видится, необходимость создания системных механизмов, которые обеспечивают самоорганизацию данного процесса и включают в себя конкретные механизмы выявления и отбора проектов и предприятий, наибо-

лее перспективных с точки зрения импортозамещения, механизмы обеспечения доступности финансовых инструментов, вывода продукции на рынок и обеспечения предприятий заказами.

Основой импортозамещения являются устойчиво функционирующие предприятия. Поэтому важнейшим вопросом является не столько создание новых производств, сколько разработка механизмов, обеспечивающих устойчивость работы уже имеющихся производств, вокруг которых могут создаваться малые и средние сателлитные производства, включенные в единые технологические цепочки, либо производства, размещающиеся на площадях и инфраструктуре работающих крупных предприятий АПК [3]. То есть речь идет о создании некоего комплексного механизма (инструмента), который может быть применен к любому региону и любому предприятию. Понятно, что создать универсальный механизм стимулирования импортозамещения, который одинаково успешно работал бы в любом регионе и в любой отрасли, невозможно. Но определенная общая схема, определяющая общую логику действий, должна быть. И в ней должны участвовать и все уровни власти, и бизнес-структуры, и сами предприятия АПК. Но здесь важно сразу четко разделить, кто за что отвечает. Сам механизм может носить достаточно простой «рамочный» характер (Рисунок 1).

Организационно-правовой механизм

(задача - обеспечение особого режима запуска и работы производств)

Технологический механизм

(задача - выстраивание новой технологической цепочки)

Экономический механизм

(задача - формирование экономической модели долгосрочного роста)

Рисунок 1 - Оптимальный механизм реализации политики импортозамещения

Конечно, эффективность реализации политики импортозамещения в реальном секторе экономики России во многом зависит от уровня учета специфики, возможностей, ресурсного потенциала и специализации определенного региона деятельности предприятия АПК в условиях им-

портозамещения. В качестве объяснения выступает тот факт, что Российская Федерация, интегрированная в мировое экономическое сообщество, не может быть полностью изолированной от применяемых в мире технологий и, соответственно, ориентированной на «абсолютное» им-портозамещение.

В рамках повышения эффективности политики импортозамеще-ния на государственном уровне проводится ряд процедур, направленных на развитие отечественной экономики в рамках введенных санкций [2]. Правительством разработан стратегический план мероприятий. Планом импортозамещения предусматривается корректировка индикаторов и ресурсного обеспечения Госпрограммы развития сельского хозяйства, а также реализация мероприятий по таможенно-тарифному регулированию, фитосанитарному и ветеринарному контролю (надзору), земельной политике и международному сотрудничеству.

В Госпрограмму внесены изменения, предусматривающие выделение новых приоритетных направлений развития АПК, а также с учетом необходимого импортозамещения дополнительные объемы ресурсного обеспечения в объеме 568,2 млрд. руб. на 2015-2020 годы, в том числе 20,0 млрд. руб. на 2015 год, что позволит за период с 2015 по 2020 год заместить объем импортной продукции на сумму 1,3 трлн. руб.

Выделение данных бюджетных ассигнований, согласно расчетам Минсельхоза России, позволит к 2020 году обеспечить увеличение производства по:

- мясу скота и птицы около 10 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 67,8%;

- молоку до 33,5 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 29,9%;

- овощам до 16,5 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 70,3%;

- плодово-ягодной продукции (без винограда) до 3,8 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 20,0%;

- винограду до 0,7 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 54,6 процента.

По отдельным видам продукции: зерну, картофелю, растительному маслу и сахару достигнут необходимый уровень продовольственной самообеспеченности, установленный Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.

Прежде всего, как отмечают аналитики, правительству России предстоит большая работа в области стимулирования государственно-частного партнерства в АПК. Это может выражаться, например, в инвестиционных вопросах, в логистике, в обмене опытом. К тому же, полагают аналитики, развитие государственно-частного партнерства может

.Гошпа! оГ ЗаепИйс ЯезеагсИ РиЬНсаНопв. 2015. № 12 (32)

способствовать снижению бюджетной нагрузки. Экономика агропромышленного комплекса России во многом зависит от эффективности транспортной инфраструктуры. Многие из поставщиков сельскохозяйственной продукции попросту не имеют возможности взаимодействовать с потребителями или хотя бы с посредниками, готовыми предложить рентабельные условия сотрудничества, в силу низкой доступности транспортных коммуникаций. Собственно, одно из ключевых направлений финансирования в рамках затребованной Минсельхозом суммы в размере 600 млрд руб. (Рисунок 2) на развитие импортозамещения. Вместе с тем, по нашему мнению, даже если правительство России сможет выделить средства, которые запросило Министерство агропромышленного комплекса, развитие страны в силу несовершенства системы может осуществляться недостаточно быстрыми темпами.

Рисунок 2 - Дополнительные средства на программу развития сельскохозяйственных предприятий

В рамках действующей правительственной доктрины Россия должна снизить свою зависимость, в частности, в области импорта молока, до 30%, то есть своими силами производить 70% продукта. Аналогичных показателей нужно достичь и по мясу, обеспечить полную независимость по картофелю, на 50% - по винограду. Можно отметить тот факт, что по растительному маслу, а также сахару продовольственная безопасность, как свидетельствуют данные в ряде источников, достигнута практически полная. Так или иначе, как считает ответственное за развитие сельского хозяйства Министерство, агропромышленного комплекса, преимущественно зависящего от импорта, в РФ быть не должно.

Для повышения конкурентоспособности предприятий АПК применяют кластерный подход. Основными задачами кластеров АПК можно назвать привлечение в экономику региона инвестиций, формирование, развитие и совершенствование кадрового потенциала путем преобразования системы профессионального образования, внедрение результатов НИОКР, реформирование и модернизация существующих производств. Предприятия - участники организованного кластера АПК

прочее 5%

ппгигтшгя

имеют возможность привлечения ресурсов с целью реализации совместных международных проектов, тем самым, повышая конкурентоспособность своих предприятий. Тем самым, данный механизм также позволяет эффективно реализовывать политику импортозамещения в современных условиях развития экономики.

Создание и эффективное функционирование предприятий АПК на основе кластерного подхода предполагает наличие современной высокотехнологичной промышленной зоны для размещения сельскохозяйственных и промышленных производств на территории инфраструктуры кластера с задачей выпуска конкурентоспособной современной продукции не только для внутреннего, но и для внешнего рынка.

Таким образом, реализация предприятиями АПК программы импортозамещения, конечно, возможна. Естественно, этот процесс не предполагает быстрого перехода на только отечественную продукцию - данная стратегия займет достаточно длительный период времени. Однако проведенный анализ свидетельствует о повышающемся уровне развития собственной экономики, тем самым, способной «прокормить» государство, минимально прибегая к продукции из внешнего рынка. При правильной разработке и внедрении механизма импортозамещения предприятия АПК смогут эффективно функционировать, развиваться с устойчивой конкурентоспособностью.

Библиографический указатель:

1. Ахмедов А.Э., Шаталов М.А., Смольянинова И.В. Государственное регулирование агропромышленного производства в условиях реализации политики импортозамещения// Регион: государственное и муниципальное управление. 2015. № 1. С. 1.

2. Мычка С.Ю. Финансовые аспекты введения санкций США и Евросоюза для экономики России// Территория науки. № 4. С. 51-53.

3. Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э. Система стратегического управления предприятием в условиях развития инновационной деятельности / Министерство образования и науки Российской Федерации. Воронеж, 2013.

4. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Блашенцев Б.О. Формирование механизма управления рисками агропромышленного комплекса в условиях политики импортозамещения// Научно-исследовательские публикации. 2015. № 5 (25). С. 100-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.