DOI 10.47643/1815-1337_2022_6_126 УДК 355.357
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОТВОРЧЕСКИХ МИССИЙ ООН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ PRIORITY AREAS OF EFFICIENCY IMPROVEMENT ACTIVITIES OF UN PEACEKEEPING MISSIONS IN THE MODERN WORLD
СКРИПНИК Виктория Витальевна,
старший преподаватель, Таганрогский институт управления и экономики. 347905, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 45. E-mail: [email protected];
SKRIPNIK Viktoriya Vital'evna,
Senior lecturer, Taganrog Institute Management and Economics. Petrovskaya str., 45, Taganrog, Rostov region, 347905, Russia. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Уже на протяжении более 60 лет существует практика миротворческих операций, которые международное сообщество проводит с целью поддержания мира и безопасности на земле. В настоящее время наблюдается тенденция к развитию процесса проведения миротворческих миссий ООН, однако данный процесс поражадет новые негативные черты. В настоящей статье автором сформулированы приоритетные направления повышения эффективности деятельности миротворческих миссий ООН в современном мире.
Abstract: For more than 60 years, there has been a practice of peacekeeping operations that the international community has been conducting in order to maintain peace and security on earth. Currently, there is a tendency to develop the process of conducting UN peacekeeping missions, but this process will strike new negative features. In this article, the author formulates priority areas for increasing the effectiveness of UN peacekeeping missions in the modern world.
Ключевые слова: Организация Объединенных Наций, миротворческие миссии, миротворческая деятельность, поддержание мира и безопасности.
Keywords: United Nations, peacekeeping missions, peacekeeping, maintenance of peace and security.
Для цитирования: Скрипник В.В. Приоритетные направления повышения эффективности деятельности миротворческих миссий ООН в современном мире // Право и государство: теория и практика. 2022. № 6(210). С. 126-129. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_126.
For citation: Skripnik V.V. Priority areas of efficiency improvement activities of UN peacekeeping missions in the modern world//Law and state: theory and practice. 2022. No. 6(210). pp. 126-129. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_126.
Статья поступила в редакцию: 13.05.2022
Уже на протяжении более 60 лет существует практика миротворческих операций, которые международное сообщество проводит с целью поддержания мира и безопасности на земле. Несмотря на сложившуюся сегодня положительную тенденцию, миротворческие миссии нередко стали перенимать облик гуманитарных интервенций. Данное обстоятельство послужило причиной критики основных методов и положений миротворческой деятельности ООН.
В 2000 году была проведена встреча представителей почти всех стран мира, главным вопросом для обсуждения которой стала проблема миротворчества ООН. Представители государств пришли к выводу, что современное направление развития миротворческих операций идет неправильным путем.
В настоящее время наблюдается тенденция к развитию процесса проведения миротворческих миссий ООН, что выражается в следующем:
- расширяются сферы партнерства;
- меняется сам характер операций. Теперь они носят не только военный характер, но и гражданский;
- к миротворческому процессу ООН присоединяется все большее число государств и международных организаций;
- миссии становятся многоплановыми [9].
Перед ООН стоит задача по решению одной из важнейших для нее проблем, а именно по повышению результативности проведения миротворческих операций. Традиционные принципы миротворчества образовывались в скором порядке и уже не соответствуют современным требованиям. Вследствие этого в начале двадцатого века основной проблемой ООН являлось не разрешение всякого рода конфликтов, а проведение широкомасштабной реформы миротворческого механизма [8].
Весной 2000 года Генсек ООН поставил перед группой специалистов цель по тщательному изучению миротворческой
деятельности ООН, а также процессов деэскалации конфликтов и дальнейшего создания мира. Помимо этого, была поставлена задача разработать соответствующие рекомендации. Указанную группы возглавил Л. Брахими. В результате были предложены следующие меры по повышению эффективности деятельности миротворческих миссий ООН:
- необходимость пересмотра обязательств государств-членов ООН;
- проведение масштабной реформы института миротворчества;
- увеличение объемов финансирования.
Основные направления реформ миротворческого механизма были закреплены в докладе Генсека ООН по случаю саммита и ассамблеи осенью 2000 года. В этом же году Совбезом ООН были одобрены первые положения будущей реформы. Они предусматривали следующее:
- модернизацию и создание новых механизмов функционирования ООН;
- совершенствование методики работы данной организации;
- создание четко определенных мандатов;
- разработку более действенных правил применения силы;
- увеличение миротворческого контингента и модернизацию его вооружения. Но вместе с этим и отказ от превращения ООН в военную машину.
Вследствие данных изменений процесс выполнения миротворческих миссий ООН стал принимать вид мер преимущественно невооруженного характера с привлечением военного контингента. К данным мерам стали прибегать в целях деэскалации конфликтов и их стабилизации, а также при необходимости создания условий для их мирного разрешения. С этого момента миротворческие миссии должны были носить не только лишь военный характер. Также необходимым стало использование процедур превентивной дипломатии на ранних стадиях конфликта, поддержание мира, при котором кроме войсковых подразделений принимают участие правоохранительные органы разных уровней, миростроительство, то есть помощь в восстановлении институтов государства для дальнейшего его нормального функционирования.
Без участия ООН процесс миротворчества значительно усложняется [2]. В связи с расширением круга задач, а также процессом реформирования данной структуры, миротворческие операции стали включать в себя как военные, так и политические меры, к которым относятся:
- разделение конфликтующих сторон и их разоружение;
- операции по разминированию;
- проведение переговоров разных уровней;
- возвращение беженцев на места своего жительства;
- предоставление гуманитарной помощи и контроль за соблюдением прав человека;
- восстановление систем жизнеобеспечения;
- помощь в организации проведения легитимных выборов.
В настоящее время операции ООН по поддержанию мира приобрели многосоставный и многофункциональный характер, также они вобрали в себя весь спектр мер по разрешению конфликта, которые сводятся в единое целое мандатом операции.
Несмотря на все вышесказанное, в процессе развития миротворческой деятельности появляются и новые негативные черты. Одной из них является неясность в ответе на вопрос по поводу вида операции по поддержанию мира: либо это операция по поддержанию мира, либо по принуждению к миру [3]. Данная проблема может обернуться гибелью миротворческого контингента. Изложенное указывает на необходимость обеспечения безопасности миротворческого персонала. Этот вопрос стал приоритетным в процессе реформы проведения операций по поддержанию мира ООН. В 1999 году вступила в силу Конвенция по безопасности персонала ООН и ассоциированного персонала. Были озвучены требования о включении в Конвенцию положений о более эффективной защите миротворческого персонала, который участвует в гуманитарных и иных миссиях. В связи с этим Генсек ООН в ноябре 2000 года выступил с докладом, рекомендующим провести подготовку проекта протокола к Конвенции, который бы расширил сферу ее применения.
Данные нововведения в ходе реформы, несомненно, поспособствовали достижению определенного количества крупных успехов принципиального характера.
Была создана специальная Комиссия по выстраиванию мира, целью которой являлась дача советов и формулирова-
ние предложений в сфере постконфликтного восстановления, а также воссоздание государственных институтов и обеспечение их стабильного функционирования. Данная Комиссия осуществляет деятельность по использованию ранее накопленного опыта ООН по предотвращению конфликтов, международному посредничеству, миротворчеству, соблюдению прав человека, обеспечению правопорядка, предоставлению гуманитарной помощи, восстановлению и дальнейшему развитию.
Основной причиной возникновения проблем при проведении операций по поддержанию мира является присутствие в зонах конфликтов большого количества вооруженных формирований и группировок с различающимися целями, недостаточная согласованность при осуществлении командования и высокая степень изменчивости линий разделения [7]. Для успешного проведения операции по поддержанию мира необходимо соблюдение следующих условий:
- заинтересованность всех сторон конфликта в мирном его разрешении;
- организация, ответственная за проведение миссии, должна быть всегда нейтральной стороной в конфликте;
- при конфликтах между государствами следует организовывать мирную миссию, так как они достигают больших успехов вследствие того, что они построены на взаимоуважении ООН и государств.
В 2010 году Департамент полевой поддержки разработал Глобальную стратегию полевой поддержки. План преобразований включал в себя три взаимосвязанных компонента:
- укрепление механизмов управления ресурсами в целях совершенствования моделей финансирования, что необходимо для обеспечения своевременного развертывания материальных и человеческих ресурсов;
- создание сервисных центров в целях обеспечения оптимальной дислокации вспомогательных служб, располагающих материальными и людскими ресурсами, необходимыми для поставки заранее сформированных модулей товаров и услуг;
- создание комплексной системы управления человеческими ресурсами в целях обеспечения предсказуемости, гибкости и адаптируемости таких ресурсов и своевременного оказания кадровых услуг [4].
Также важно акцентировать внимание на увеличении количества ресурсов для разрешения конфликтов, повышении качества планирования, координации работы всех подразделений, на четком выполнении мандатов операций по поддержанию мира, проблеме обучения нового персонала и обеспечения его безопасности [6, с. 112]. Основной вектор эволюции проведения миротворческих операций задает реформа в сфере проведения операций по поддержанию мира, которая берет на себя большую часть нагрузки в процессе деятельности ООН по обеспечению мира.
Следует подчеркнуть, что многие западные специалисты негативно оценивают миротворческую деятельность ООН, предрекают ее «гибель» и «развал», доказывают, что она находится в состоянии глубокого кризиса [5, с. 92].
Некоторые зарубежные эксперты особенно настаивают либо на немедленном реформировании ООН и всего комплекса ее миротворческой деятельности, либо на прекращении существования данной организации вообще и передаче всех ее полномочий по поддержанию мира и коллективной безопасности новым наднациональным структурам. На первый взгляд, такая мера выглядит легковыполнимой и эффективной. В действительности же, радикальная трансформация ООН и создание какого-либо нового авторитетного международного объединения потребуют достаточно длительного периода времени, хотя необходимость его осуществления не подвергается сомнению. Кроме того, существующие влиятельные региональные объединения пока еще не готовы распределить адекватно обязанности и функции, связанные с поддержанием международного мира и безопасности, а вновь возникшие очаги напряженности на планете опасны и требуют немедленного урегулирования в целях предотвращения их дальнейшего распространения [10].
Таким образом, вполне разумным было бы попытаться более эффективно использовать уже существующие инструменты поддержания международного мира и безопасности, концептуальные основы которых закреплены Уставом ООН [1], и осуществлять международные, силовые миротворческие миссии при максимальном приближении к данному важному документу. В связи с этим, вполне возможны некоторые дополнения в Устав ООН [1].
Выработка новых концептуальных правовых определений в рассматриваемой сфере не может не заслуживать внимания общественности, политиков и государственных деятелей. При этом внесение уточнений в толкование и определение тех или иных международных миротворческих акций и правильное использование понятийного аппарата в целом способны существенно упростить процесс миротворчества на региональном и глобальном уровнях, позволяя осуществлять любые силовые операции по поддержанию мира под эгидой ООН с большей степенью результативности.
Подводя итог изложенному, предлагаем следующее. В контексте реформирования деятельности ООН по поддержа-
нию мира необходимо разработать и утвердить единый миротворческий глоссарий во избежание ложных трактовок, в частности, в вопросах, связанных с видами миротворческой деятельности.
Устав ООН [1] в связи с изменившейся практикой проведения операций по поддержанию мира нуждается в переработке. Особого внимания заслуживают статьи 39-51, касающиеся проведения этих операций. Статьи 45-47 Устава [1] о деятельности Военно-Штабного комитета ООН целесообразно было бы исключить, поскольку Комитет фактически бездействует с середины 1947 года, не получая никаких заданий от Совета Безопасности. Да, конечно, сегодня существуют проекты наделения Военно-Штабного комитета реальными функциями, но пока они не получили общей поддержки.
Также нам видится целесообразным внесение поправок в Устав ООН [1], касающихся закрепления правовой ответственности в случае, если операция, направленная на поддержание мира, не удалась, либо если в ходе ее проведения были допущены какие-либо нарушения.
Кроме того, в Уставе ООН [1] или в каком-либо ином международном нормативном акте необходимо оговорить возможность и допустимость применения силы при осуществленни различных операций, направленных на поддержание мира.
Таким образом, меняющаяся миротворческая роль ООН должна максимально учитывать новые обстоятельства международного общения народов и сопровождаться поиском принципиально новых приемов силового миротворчества с учетом всех (традиционных и новых) возможностей действующего международного права.
Библиография:
1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) (с изм. и доп. от 20.12.1971). - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации» http://pravo.gov.ru/ (дата обращения - 10.05.2022).
2. Базарбаева Ч.Н. Роль ООН в урегулировании международных конфликтов и миротворческой деятельности. - Текст: непосредственный // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2017. - Т. 17. - № 9. - С. 3 - 5.
3. Болдырева О.М. Кризис миротворческой деятельности ООН в контексте локальных конфликтов конца XX - начала XXI веков. -Текст: непосредственный // Московский юридический форум. VI международная научно-практическая конференция «Кутафинские чтения» -«гармонизация российской правовой системы в условиях международной интеграции». - 2019. - С. 225 - 229.
4. Енокян С.О. Пути реформирования миротворческой деятельности ООН. - Текст: непосредственный // Организация Объединенных Наций и глобальные проблемы человечества в XXI веке. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Р.В. Нигматуллин. - 2019. - С. 151 - 156.
5. Заемский В.Ф. ООН и миротворчество: курс лекций / В.Ф. Заемский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Международ. отношения, 2022. - 360 с. - ISBN: 978-5-7133-1715-7. - Текст: непосредственный.
6. Право международных организаций: учебник и практикум для вузов / А. X. Абашидзе [и др.]; под редакцией А. X. Абашидзе. -Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 505 с. - ISBN 978-5-534-03839-2. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/489140 (дата обращения - 10.05.2022).
7. Петрова А.Е., Ермолина М.А. Проблемы миротворческой деятельности ООН. - Текст: непосредственный // Актуальные проблемы науки и практики. - 2019. - № 1. - С. 33 - 36.
8. Попович О.Д., Лисаускайте В.В. Миротворческая деятельность ООН и актуальность ее реформирования на сегодняшний день. -Текст: непосредственный // Актуальные проблемы международного права: особенности применения и реформирования институционального механизма. Материалы студенческого научно-практического мероприятия «Неделя ООН». Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Юридический институт. - 2019. - С. 61 - 64.
9. Тишков С.А. Современные особенности миротворческой деятельности ООН. - Текст: непосредственный // Государственная политика: методология, практика, направления совершенствования. Материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией П.А. Меркулова. - 2018. - С. 55 - 56.
10. Шатько А.А. Кризис миротворческой деятельности ООН. - Текст: непосредственный // Актуальные проблемы международных отношений и международного права. Сборник статей. Материалы международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 638 - 643.
References:
1. The Charter of the United Nations (Adopted in San Francisco on 26.06.1945) (with amendments and add. dated 20.12.1971). - Text: electronic // Official Internet portal of legal information "State system of legal information" http://pravo.gov.ru / (date of appeal - 10.05.2022).
2. Bazarbayeva Ch.N. The role of the UN in the settlement of international conflicts and peacekeeping. - Text: direct // Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University. - 2017. - Vol. 17. - No. 9. - p. 3 - 5.
3. Boldyreva O.M. The crisis of UN peacekeeping in the context of local conflicts of the late XX - early XXI centuries. - Text: direct // Moscow Legal Forum. VI International Scientific and practical conference "Kutafin readings" - "harmonization of the Russian legal system in the context of international integration". - 2019. - p. 225 - 229.
4. Enokyan S.O. Ways of reforming UN peacekeeping activities. - Text: direct // The United Nations and global problems of mankind in the XXI century. Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference. Responsible Editor R.V. Nigmatullin. - 2019. - pp. 151 - 156.
5. Zaimsky V.F. The UN and peacemaking: course of lectures / V.F. Zaimsky. - 3rd ed., reprint. and add. - M.: International. relations, 2022. -360 p. - ISBN: 978-5-7133-1715-7. - Text: direct.
6. The law of international organizations: textbook and workshop for universities / A. H. Abashidze [et al.]; edited by A. H. Abashidze. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2022. - 505 p. - ISBN 978-5-534-03839-2. - Text: electronic // Yurayt Educational platform [website]. - URL: https://urait.ru/bcode/489140 (date of appeal - 10.05.2022).
7. Petrova A.E., Ermolina M.A. Problems of UN peacekeeping. - Text: direct // Actual problems of science and practice. - 2019. - No. 1. - p. 33-36.
8. Popovich O.D., Lisauskaite V.V. UN peacekeeping and the relevance of its reform today. - Text: direct // Actual problems of international law: features of the application and reform of the institutional mechanism. Materials of the student scientific and practical event "UN Week". Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Irkutsk State University, Law Institute. - 2019. - p. 61-64.
9. Tishkov S.A. Modern features of UN peacekeeping activities. - Text: direct // State policy: methodology, practice, directions of improvement. Materials of the International Scientific and Practical Conference. Edited by P.A. Merkulov. - 2018. - pp. 55-56.
10. Shatko A.A. The crisis of UN peacekeeping. - Text: direct // Actual problems of international relations and international law. Collection of articles. Materials of the International scientific and practical conference. - 2018. - pp. 638-643.