Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ'

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.Б. Панкова, В.А. Капцов, Т.В. Ермакова, Е.А. Каменева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper describes the priorities of health promoting and medical rehabilitation in railwaymen working under adverse industrial conditions. The authors define the priorities of selection of occupational groups to be primarily referred for sanatorium-and-spa treatment (by taking into account the profile of disease or major industry-associated risk factors), which regulate the medical criteria for selection of contingents (apparently healthy individuals having risk factors, with early morbid signs and significant forms of underlying occupational and industry-dependent diseases). The periodicity of referrals for sanatorium-and-spa treatment and health-promotion depends on the intensity of and exposure to occupational factors, as well as the mean time of development of major forms of abnormalities.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ»

18. Российские средства защиты на производстве и в чрезвычайных ситуациях. Каталог 2004. ОАО Росзащита.

19. Tyvek — защитная одежда. // www.tyvekprotech. com.

20. Slavskiy Е. A., Cherny N. В., ChepumovA. A., NetesovS. V. I I Anthology of Biosafety V. BSL-4 Laboratories / Ed. Jonathan Y. - Richmond, 2002. - P. 29-92.

21. Stavskiy E. A., Bondarenko V. N., Cherny N. В., Netes-ov S. V. // Anthology of Biosafety VI. Arthropod Borne Diseases / Ed. Jonathan Y. — Richmond, 2003. — P. 113-150.

Поступила 04.10.05

Summary. The protective properties of nonwoven materials (Spandbond, SMS) used to manufacture 3-5-layer medical masks, by using model physical and bacterial test aerosols, were experimentally assessed. It was shown that the more layers of the materials, the less permeable they became for test aerosols. Three-five-layer masks made from SMS at a density of 42 g/m2 were found to have higher protective properties for oil mist and fine aerosol than those made from Spandbond at a density of 25 g/m2. Five-layer SMS materials at a density of 42 g/m2 have the highest values of bacterial aerosol retention.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2007 УДК 613.692:656.21-084

В. Б. Панкова, В. А. Капцов, Т. В. Ермакова, Е. А. Каменева

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ

Всероссийский НИИ железнодорожной гигиены Роспотребнадзора, Москва

Работники железнодорожных профессий, труженики локомотивных и поездных бригад, ремонт-но-путевые рабочие, лица, занимающиеся организацией движения поездов, диспетчера и др., а также работающие на заводах по ремонту подвижного состава, локомотивных и вагонных депо и др.), связанных с риском для жизни, осуществляют свою деятельность в неблагоприятных производственных условиях, сопровождающихся комплексным воздействием опасных и вредных производственных факторов различной природы и интенсивности. По результатам гигиенической аттестации рабочих мест, проведенной в железнодорожной отрасли в 2004 г., более 1/4 из них не соответствуют санитарно-гигиеническим нормативам [1—3].

Так, большинство работников железнодорожных профессий подвергаются воздействию вредных и опасных производственных факторов физической природы, таких как шум, вибрация, тяжесть и напряженность труда, промышленная пыль (см. рисунок).

Это находит отражение в структуре профессиональных заболеваний железнодорожников. Ведущие нозологические формы таких заболеваний представлены профессиональной нейросенсорной тугоухостью — 49,2%, "пылевыми" заболеваниями органов дыхания — 19,0%, вибрационной болезнью — 14,0%, заболеваниями опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы — 9,0% и прочими — 8,8%.

Профессиональная заболеваемость имеет четкую производственную зависимость и социальную окраску в связи с инвалидизацией рабочих трудоспособного возраста, а также с необходимостью материальной компенсации утраты здоровья вследствие профессиональных причин.

Учитывая изложенное, важнейшим направлением профилактики нарушений здоровья железнодорожников являются рекреационно-реабилита-ционные мероприятия. Восстановление работоспособности, предотвращение утомления работников ведут к повышению безопасности движения поездов, а своевременная реабилитация ранних признаков нарушений здоровья вследствие производственно-профессиональных причин способствует сохранению трудового потенциала отрасли. На железнодорожном транспорте это прежде всего актуально в отношении машинистов и помощников

машинистов, работа которых связана с безопасностью движения поездов.

Проведенные наблюдения лиц, работающих в условиях воздействия различных производственных факторов, позволили определить критерии их дифференциации на группы здоровья при диспансерном наблюдении (ДН). В основе формирования различных групп ДН, лечения и оздоровления лежит наличие отдельных патологических признаков или их сочетаний с учетом характера воздействующего фактора и особенностей вызываемой им патологии.

Выделяют следующие группы работников железнодорожного транспорта, подвергающихся воздействию различных производственных вредностей и подлежащих ДН и проведению реабилитационных мероприятий [4]:

1. Практически здоровые рабочие, у которых отсутствуют признаки неблагоприятного воздействия факторов производственной среды.

К этой группе относятся лица с длительным стажем (более 10 лет) работы в условиях производственных вредностей, действующих на уровне санитарно-гигиенических нормативов, при отсутствии каких-либо клинико-лабораторных симптомов их воздействия на состояние здоровья работников.

Число работников железнодорожного транспорта (по оси ординат), подвергшихся воздействию основных вредных и опасных производственных факторов в 2003— 2004 гг.

Напряженность Тяжесть Шум вибрация Пыль труда труда

Число

работников

тыс.

16(Ь 144,5

127,0

107,4

В эту группу также входят лица с непродолжительным стажем (от 5 до 10 лет) работы во вредных условиях, в случае если интенсивность воздействия неблагоприятных факторов превышает санитарные допустимые нормы, однако при этом какие-либо изменения в состоянии здоровья работающих не наблюдаются.

2. Группа повышенного риска развития профессиональных заболеваний.

К ней относятся все работники железнодорожного транспорта, осуществляющие свою деятельность в условиях воздействия неблагоприятных производственных факторов, превышающих ПДК и предельно допустимые уровни, со стажем работы более 10 лет. В эту группу также входят лица, у которых имеются жалобы со стороны органов и систем организма, являющихся "критическими" для действующего фактора. Например, жалобы на снижение слуха у работающих при наличии шума; боли, зябкость и парестезии в верхних и нижних конечностях при воздействии вибрации и т. п. К этой же группе относятся рабочие, у которых при профилактических медицинских осмотрах диагностируются отдельные начальные признаки неблагоприятного воздействия вредных факторов производственной среды, например: нарушение разборчивости речи или аудиологические признаки неблагоприятного воздействия шума на орган слуха, начальные изменения миографических показателей состояния мышц конечностей у лиц "виброопасных" профессий; кашель с мокротой и одышка у работников "пылевых" профессий. Сюда же относятся лица, у которых определяется повышенное содержание токсических веществ в биосредах при отсутствии клинических проявлений болезни.

3. Группа больных с установленным диагнозом нозологической формы профессионального заболевания различной тяжести течения и стадии развития.

В числе реабилитационных мер существенное значение имеют мероприятия по повышению устойчивости организма к воздействию комплекса неблагоприятных производственных факторов. Это меры вторичной профилактики, являющиеся дополнением к комплексу санитарно-технических и гигиенических мероприятий по охране здоровья железнодорожников. Вместе с тем эти меры существенно оптимизируют процесс адаптации к условиям производственной среды, улучшают состояние иммунобиологических и защитных свойств организма, в итоге способствуют повышению производительности труда.

К числу таких мер относятся производственная гимнастика, ультрафиолетовое облучение, ингаляции, витаминизация, сбалансированное питание и др.

Основная направленность производственной гимнастики — это нормализация тонуса, снижение утомления и усталости групп мышц, участвующих в работе, улучшение кровообращения в конечностях и координации движений, усиление вентиляции легких и, как следствие, — выведение вредных веществ из организма, поддержание устойчивой работоспособности и др.

Комплексы производственной гимнастики следует разрабатывать с учетом специфики профессий:

— характера воздействующей вибрации (высоко- или низкочастотная), наличия охлаждения и смачивания, вызывающих вазоспастические или атонические реакции;

— степени физической тяжести труда, рабочей позы и вовлечения в работу тех или иных мышечных групп (например, при тяжелом труде предпочтителен отдых с общим расслаблением, а при работе в положении сидя, с нагрузкой на мелкие мышцы пальцев и кистей рук рекомендуются упражнения, направленные на их расслабление и нормализацию гемодинамики).

Для повышения устойчивости организма к воздействию вредных и опасных производственных факторов существенное значение имеет рациональное, сбалансированное питание с круглогодичным употреблением в пищу продуктов, содержащих достаточное количество белков, углеводов и витаминов, что оказывает положительное воздействие на течение обменных процессов в тканях, улучшает сосудистый тонус, энергетические процессы, способствуя повышению общей реактивности организма.

Большое внимание следует уделять состоянию верхних дыхательных путей. Учитывая приоритетную барьерную роль слизистой оболочки верхних дыхательных путей, лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия должны быть направлены не только на ускорение элиминации (удаления) депонированной пыли, но и на сохранение нормальных функциональных способностей дыхательных путей. Для этих целей широко используют ингаляционные воздействия.

Среди работников железнодорожных профессий, работающих в условиях повышенных нервно-эмоциональных нагрузок, воздействия вредных и опасных факторов производственной среды, необходимо осуществлять рекреационные меры для предотвращения или снятия физического и нерв-но-эмоционального перенапряжения, стрессовых реакций, переутомления, которые в конечном счете могут приводить не только к снижению безопасности движения поездов, но и к производственному травматизму и развитию различных заболеваний.

Для осуществления указанных мер имеются комнаты психологической разгрузки (КПР), комплексы психофизиологической регуляции, дома отдыха, комнаты отдыха локомотивных бригад, которые позволяют решать следующие задачи: снижение уровня профессионального утомления в плане основных его компонентов (общий, зрительный, двигательный, позотонический и т. п.); снижение уровня физиологического напряжения и перенапряжения, которые приводят к развитию острого переутомления; нормализация эмоционального фона деятельности на основе исключения отрицательных эмоциональных переживаний (тревожность, апатия, раздражительность и др.); снятие острых стрессовых реакций и предотвращение их перехода в хронические формы; коррекция негативного отношения к продолжению работы в последние часы рабочего дня; нормализация социальных контактов, затрудненных в условиях чрезмерного утомления; обеспечение полноценного эффекта от кратковременных перерывов в работе, который препятствует возникновению состояния монотонии; частичная коррекция негативных лич-

ностных черт, сформированных под влиянием длительных неблагоприятных функциональных состояний; функциональная мобилизация организма работника на выполнение трудовых обязанностей.

Важнейшим методом психологической разгрузки является аутогенная тренировка — комплекс приемов самовнушения, позволяющих сознательно изменять состояние организма.

Аутогенная тренировка ускоряет и облегчает приобретение профессиональных навыков, способствует овладению сложной техникой, успешному выполнению работы, сопровождающейся большими умственными и нервно-эмоциональными нагрузками.

Сеансы психологической разгрузки особенно благоприятно воздействуют на лиц, работа которых характеризуется монотонностью, выполняется в однообразной или неудобной позе, в неблагоприятных гигиенических условиях, требует высокой концентрации внимания, имеет напряженный ритм, сопровождается большой нервно-психической напряженностью, высокой нагрузкой зрительного и слухового анализаторов.

Перечень профессий, представители которых могут пользоваться КПР, практически неограничен, однако КПР предназначены в первую очередь для работников, труд которых характеризуется значительной физической тяжестью, повышенным нервно-психическим напряжением: это рабочие, занятые физическим трудом, работающие в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях (электро- и газосварщики, литейщики, термисты, гальваники, маляры, резчики металла, монтеры пути и др.); рабочие, занятые высококвалифицированным трудом (операторы станков с числовым программным управлением, электромонтажники, слесари-сборщики); рабочие и служащие, труд которых связан с высоким нервно-психическим напряжением (работники локомотивных бригад, лица других водительских профессий, поездные диспетчера, дежурные по станции, маневровые диспетчера и т. п.); административный и инженерно-технический персонал.

Для лиц, которые работают в положении стоя, психофизиологическая разгрузка должна сочетать-

ся с проведением массажа и гидромассажа ног, а также с гимнастическими упражнениями на тренажерах.

В настоящее время в отрасли действует программа оздоровления железнодорожников и членов их семей, включая санаторно-курортное оздоровление и лечение. Основным тезисом в плане санаторно-курортного оздоровления является стремление к 100% обеспечению работающих "вредных" профессий санаторно-курортным лечением.

В заключение следует отметить, что рекреаци-онно-реабилитационным мерам принадлежит важнейшая роль в сохранении здоровья работников железнодорожного транспорта, подвергающихся воздействию производственных вредностей.

J1 итература

1. Анализ профессиональной заболеваемости за 1999— 2004 гг. и санитарно-гигиенического состояния промышленных предприятий железнодорожного транспорта: Информац. бюл. сетевого ЦСЭН МПС России. - М., 1999. - 33 с.

2. Капцов В. А., Панкова В. Б., Степанов С. А., Белякова Н. А. // Гиг. и сан. - 1998. - № 2. - С. 13-16.

3. Капцов В. А., Мезенцев А. П., Панкова В. Б. Производственно-профессиональный риск железнодорожников. — М., 2002.

4. Лечение и профилактика основных профессиональных заболеваний в условиях санаториев-профилак-ториев: Метод, указания МЗ СССР ВЦСПС. - М., 1985.

Поступила 12.04.06

S u m тагу. The paper describes the priorities of health-promoting and medical rehabilitation in railwaymen working under adverse industrial conditions.

The authors define the priorities of selection of occupational groups to be primarily referred for sanatorium-and-spa treatment (by taking into account the profile of disease or major industry-associated risk factors), which regulate the medical criteria for selection of contingents (apparently healthy individuals having risk factors, with early morbid signs and significant forms of underlying occupational and industry-dependent diseases). The periodicity of referrals for sanatorium-and-spa treatment and health-promotion depends on the intensity of and exposure to occupational factors, as well as the mean time of development of major forms of abnormalities.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2007 УДК 613.692:656.21-092:612.821

В. А. Капцов, А. Б. Кирпичников, А. С. Живаев

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА СКОРОСТНОМ ТРАНСПОРТЕ

ФГУП ВНИИ железнодорожной гигиены, Москва

Перестройка экономических взаимосвязей потребовала от железнодорожных служб проведения интенсификации перевозочного процесса. В пассажирском движении это выразилось во внедрении скоростного транспорта. Можно предположить, что управление локомотивом при более высоких скоростях может приводить к появлению новых негативных факторов и увеличению отрицательного воздействия уже имеющихся факторов труда на функциональное состояние машиниста. Это предположение основывается на том, что скоростное движение потребует от машиниста более высокого

напряжения различных функциональных систем, обеспечивающих необходимый уровень работоспособности, для безаварийного ведения поезда.

С целью изучения влияния работы машиниста в условиях скоростного движения на его функциональное состояние выполнены исследования, направленные на изучение таких факторов, как сложность работы по этой технологии, плотность информационного потока, коэффициент загруженности машиниста, динамика изменения уровня работоспособности. В случае получения данных, свидетельствующих о развитии в функциональном со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.