Гигиена труда
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2001 УДК 613.62:616-084]:656.2
В. А. Капцов, В. Б. Панкова, В. С. Кутовой
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА У РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ВНИИ железнодорожной гигиены МПС России, Москва; Центральная поликлиника № 2 МПС, Москва
Профилактика нарушений состояния здоровья работников железнодорожного транспорта, в первую очередь производственного травматизма и профессиональных заболеваний, является одной из приоритетных задач гигиенической науки, практики и охраны труда. Правовая основа этой деятельности закреплена Законом Российской Федерации "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (№ 125-ФЗ от 24.07.98 [5].
Законом предусматривается:
— обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
— возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору, путем предоставления в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
— обеспечение предупредительных мер по страхованию производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Вышеназванный закон формулирует содержание понятия "профессиональный риск", уровень которого в совокупности с материальными затратами на обеспечение по социальному страхованию определяет в свою очередь класс профессионального риска, от которого зависит величина страхового тарифа отрасли (финансовых отчислений) в фонд социального страхования.
Дефиниция понятия "профессиональный риск" определена в законе как "... вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных, установленных Федеральным Законом, случаях". В свою очередь класс профессионального риска определяется уровнем производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию.
В основу расчетов положены данные Госкомстата России, Минтруда России, Федеральной инспекции труда при Минтруда России (Рострудин-спекции) о количестве несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уровне 1равматизма, количестве пострадавших, которым установлен процент утраты трудоспособности, количестве инвалидов, иждивенцев и др., отчетные данные Фонда социального страхования о назначенных выплатах в возмещение вреда в связи с травмами и профзаболеваниями за истекший год.
С позиций гигиенической науки и практики такой подход к оценке профессионального риска принципиально неверен, так как не предусматривает оценки потенциальной опасности условий труда, т. е. не отвечает принципам сохранения здоровья человека, а базируется лишь на констатации фактов потери здоровья и трудоспособности работника.
Исходя из вышеизложенного, стратегической целью профилактической медицинской деятельности и службы охраны труда на железнодорожном транспорте является снижение профессионального риска железнодорожников, работающих во вредных и опасных условиях труда, на основе улучшения условий труда, совершенствования профилактики развития основных форм профессиональных заболеваний и производственного травматизма железнодорожников.
Исследования специалистов по гигиене труда ВНИИ железнодорожной гигиены [6, 9, 13, 14] свидетельствуют о том, что условия труда работников основных железнодорожных профессий, связанных с обеспечением безопасности движения поездов (работники локомотивных и поездных бригад, ремонтно-путевые рабочие, лица, занимающиеся организацией движения поездов, диспетчеры и др., работающие на заводах и в депо по ремонту подвижного состава, локомотивных и вагонных депо, на путях, лица, обслуживающие поезда) и связанных с личной безопасностью протекают в неблагоприятных производственных условиях, характеризующихся комплексным воздействием неблагоприятных и вредных производственных факторов различной природы и интенсивности.
Из более чем 2300 железнодорожных профессий около 30% относятся к категории неблагоприятных, т. е. связанных с отрицательным воздействием на организм 2, 3 и более производственных факторов [7].
Отчетные данные сетевого Центра санэпиднад-зора на железнодорожном транспорте свидетельствуют о том, что удельный вес предприятий, не отвечающих требуемым нормативам, в целом по отрасли колеблется от 6 до 65% [1].
Эксплуатация технологического оборудования и подвижного состава, ремонтных, путевых работ сопровождается высоким пылеобразованием, выделением различных аэрозолей, химических веществ, генерацией интенсивного шума, вибрации, наличием больших физических и нервно-эмоциональных нагрузок, неблагоприятным микроклиматическим и микробиологическим воздействием и др. Все эти условия определяют профессиональный риск и обусловливают нарушения здоровья
железнодорожников, Кроме того, интенсивность воздействия производственных факторов на работающих все время возрастает из-за изнашивания и старения технологического оборудования. Большое число железнодорожных профессий связано с исполнением профессиональных обязанностей в условиях интенсивного нервно-эмоционального напряжения: работа машиниста без помощника, в ночные смены, работа в "окна" и в условиях дефицита времени, в условиях кратковременных засветок, ослепления и т. д. Все это повышает потенциальный риск производственного травматизма. Следует учесть также и такие факторы, как наличие гиподинамии и монотонии, длительное пребывание в рейсе (проводники, работники рефрижераторных бригад и др.), частая смена временных и климатических поясов, которые могут служить провоцирующими обстоятельствами развития утомления, а также нарушения трудовой и исполнительской дисциплины, приводящими к несчастным случаям на производстве.
В ряде случаев имеет место неудовлетворительное качество профилактических медицинских осмотров, что также снижает эффективность работы по снижению профессионального риска здоровью железнодорожников.
Учитывая вышеизложенное, вопросам профилактики профессиональной заболеваемости и производственного травматизма на предприятиях железнодорожного транспорта, допускающих превышение допустимых гигиенических нормативов по воздействию вредных и опасных производственных факторов, должно придаваться самое пристальное внимание. Изучение путей снижения профессионального риска на основе улучшения условий труда и определения причинно-следствен-ных взаимосвязей нарушений здоровья работников, подвергающихся воздействию производственных вредностей, является актуальной задачей. Профессиональный риск здоровью имеет четкую социальную окраску из-за инвалидизации рабочих трудоспособного возраста, а также в связи с необходимостью материальной компенсации по утрате здоровья от профессиональных причин, затратам на проведение реабилитационной работы и др., что в конечном счете формирует существенные уровни страховых тарифов отрасли.
Абсолютные числа официально регистрируемых случаев профессиональных заболеваний среди работников железнодорожного транспорта в текущем десятилетии колебались в пределах 100. Однако показатели последних 2 лет отражают подъем уровней профессиональной заболеваемости до 274 случаев в 1997 г. и 221 случая в 1998 г. [1]. По состоянию на 01.10.99 аттестация рабочих мест в отрасли проведена в объеме 73,1%, из них 20,3% аттестованы условно [16]. Это означает, что условия труда на этих рабочих местах не соответствуют санитарно-гигиеническим нормативам. Следует также учитывать, что на каждом рабочем месте может работать несколько человек, что увеличивает риск развития нарушении здоровья у большего числа работников. Учитывая вышеизложенное, официальные показатели не могут быть признаны как абсолютно достоверные, потому что не отражают объективной ситуации с профессиональной заболеваемостью на железнодорожном транспорте. Это подтверждается также и тем, что, несмотря на то что условия труда
работников основных профессиональных групп на различных дорогах отрасли или аналогичны, или вполне сопоставимы, тем не менее на некоторых железных дорогах (Калининградской, Сахалинской, Куйбышевской и др.) в течение нескольких лет не регистрируется ни одного случая профессионального заболевания. В то же время наибольшее число профессиональных заболеваний из года в год регистрируется среди работников Московской железной дороги, в то время как руководством дороги, службой охраны труда и врачебно-санитарной службой дороги проводится планомерная и целенаправленная работа по улучшению условий труда работников "вредных" профессий.
Исследования сотрудников отдела клинических исследований и профпатологии ВНИИ железнодорожной гигиены, сетевого Центра санэпиднадзора, сетевого Центра профпатологии и экспертизы профпригодности [1, 10] показали, что профессиональная заболеваемость железнодорожников характеризуется существенным преобладанием хронических форм, среди которых превалируют стертые формы заболеваний, а нередко — лишь син-дромальные проявления. За последние 5 лет доля острых профессиональных заболеваний (отравлений) составила около 3% [1].
В структуре хронических нозологических форм профессиональных заболеваний среди железнодорожников, как и в целом среди работников Российской Федерации, приоритетные места принадлежат заболеваниям, в этиологии которых основная роль отводится воздействию физических факторов производственной среды: промышленным аэрозолям, вибрации, шуму, физическому перенапряжению. Основными профессиональными заболеваниями железнодорожников, обусловленными вышеназванными факторами, которые в настоящее время регистрируются в отрасли и составляют 84,4% всей профессиональной заболеваемости, являются заболевания органов дыхания пылевой этиологии — 57,8% (пневмокониозы и пылевой бронхит, составляющая доля которого неустанно растет), вибрационная болезнь — 15,6%, профессиональная тугоухость — 11,0%.
Современные особенности основных форм профессиональных заболеваний в различных профессиональных группах рабочих железнодорожных профессий характеризуются определенными тенденциями [6]. Так, заболевания бронхов и легких пылевой этиологии диагностируются в настоящее время чаще всего среди мужчин старше 35 лет при стаже работы более 15 лет в таких профессиях, как обрубщик, формовщик, земледел, электрогазосварщик и др. Вибрационная болезнь значительно "помолодела" как по возрасту, так и по стажевым характеристикам больных. Заболевание развивается уже у лиц в возрасте 30 лет и более при стаже работы более 10 лет с наибольшей частотой в таких профессиях, как обрубщик, чистильщик, стропальщик, формовщик, стерженщик и др. Нейросенсор-ная тугоухость профессионального генеза наиболее часто диагностируется у машинистов электровозов и тепловозов, компрессорных установок, кузнецов, обрубщиков, слесарей-ремонтников и др. Тенденции развития этой формы профессиональной патологии у железнодорожников отражают сходные возрастно-стажевые зависимости аналогичных заболеваний у работников других отраслей транс-
портного машиностроения; наиболее неблагоприятный для развития профессиональной тугоухости возраст 40 лет и более и стаж работы в условиях интенсивного производственного шума более 14 лет.
Заболевания периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата преобладают у женщин, максимальное их число наблюдается как у женщин, так и у мужчин в возрасте старше 40 лет.
В последние годы все чаще регистрируются аллергические заболевания профессиональной природы, в основном у маляров и медицинских работников, как правило, женщин.
Известно, что профессиональные заболевания имеют особенности возникновения и развития в зависимости от условий труда: превалирование того или иного производственного фактора, его природы, интенсивности и экспозиции [3, 11]. Эти обстоятельства определяют развитие основных форм профессиональных заболеваний в различных профессиональных группах железнодорожного транспорта.
Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что наиболее подвержены профессиональным заболеваниям железнодорожники таких профессий, как формовщики, обрубщики, электрогазосварщики, стерженщики, земледелы, слесари-ремонтники, кузнецы, машинисты электровозов и тепловозов, монтеры пути, изолировщики, заливщики, сталевары и др. [1].
Изучение причинно-следственных связей особенностей возникновения профессиональных заболеваний проведено поданным комплексного медицинского обследования 2000 работников железнодорожных профессий в сопоставлении с условиями труда, ранжированными по Р2.2.755—99 "Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса" [4]. Анализ проведен среди групп профессий, "специфичных" только для железнодорожного транспорта, и работников так называемых сквозных профессий, т. е. присущих и другим отраслям транспортного машиностроения.
В данной работе представлена информация по наиболее распространенным и наиболее часто регистрируемым нозологическим формам основных профессиональных заболеваний, занимающим первые ранговые места в общей структуре профессиональных заболеваний железнодорожников: пылевые заболевания органов дыхания, вибрационная болезнь, профессиональная тугоухость.
Не менее вероятен потенциальный профессиональный риск развития и других профессиональных и производственно обусловленных заболеваний среди железнодорожников, например, таких как профессиональные интоксикации, заболевания кожи и др. [13]. Однако официальные показатели частоты встречаемости всех других форм профпатологии чрезвычайно низкие, в сумме составляют около 15% всей структуры профпатологии, поэтому в настоящее время они не имеют решающего значения в аспекте рассматриваемого социального страхования.
Полученные аналитические материалы позволяют с определенной степенью вероятности определить основные составляющие риска ведущих форм профессиональных заболеваний железнодо-
рожников. Так, наиболее пылеопасными участками на железнодорожном транспорте являются: щебеночные и асбестовые карьеры и заводы; работы по укладке и уходу за путевым полотном; погрузоч-но-разгрузочные работы с сыпучими грузами; работы при строительстве мостов и туннелей; электро- и газосварочные работы; работы в литейных и литейно-механических цехах локомотиво- и вагоноремонтных заводов; работы, связанные с изготовлением бетона и бетоноконструкций и др. [3, 10].
Основными профессиями, работники которых подвергаются пылевым воздействиям, превышающим ПДК, являются электро- и газосварщики, монтеры текущего и капитального ремонта пути, машинисты, их помощники и механики путевых машин (щебеночно-подбивочных, рихтовочных, путеукладчиков и ряда других), проходчики тоннелей, мостовые рабочие, бурильщики; рабочие щебеночных и асбестовых заводов, бульдозеристы, экскаваторщики, машинисты грохотов и дробильных машин; бетонщики, арматурщики, монтажники железобетонных конструкций, каменщики, земледелы, формовщики, обрубщики, стерженщики, шлифовщики, наждачники, сталевары, заливщики металла, выбивальщики литья, кузнецы, котельщики, машинисты пескоструйных установок, дро-беструйщики, истопники и кочегары котельных, шлаковщики, золыдики и многие другие.
Основную долю пылевых заболеваний органов дыхания (пневмокониозы и пылевой бронхит) дают формовщики, электрогазосварщики и крановщики стальцехов — в среднем по 16%, обрубщики, слесари-ремонтники, стерженщики — от 11 до
13,5%.
Наибольшее число пневмокониозов и пылевого бронхита развивается среди формовщиков, крановщиков сталецехов, электрогазосварщиков, работающих в условиях 3,2, 3,3 и 3,4 классов опасности по пылевому фактору. Наиболее опасным по риску развития этих заболеваний является стаж работы более 14 лет.
В классе условий труда 3,1 также возможно формирование пылевой патологии бронхов и легких, но при более длительном стаже работы (более 20 лет).
Пылевая патология органов дыхания у обрубщиков и слесарей-ремонтников развивается при работе в классе условий труда 3,3; 3,4 уже при стаже работы в профессии до 10 лет (в основном 8—9 лет), у работающих в классе условий труда по пылевому фактору 3,2 — при стаже 18—20 лет.
Стерженщики имеют наибольший риск развития пылевой патологии при работе в классах условий труда 3,1; 3,2; 3,3; 3,4, при этом наибольшее число заболеваний развивается при стаже работы в профессии более 10 лет, достигая максимума при стаже работы в профессии более 20 лет.
Таким образом, подтверждено, что потенциальная опасность риска развития профессиональных заболеваний от воздействия фиброгенных пылей нарастает с увеличением выраженности (интенсивности) пылевого фактора, т. е. с утяжелением класса условий труда и экспозиции фактора (стажа работы).
Наиболее виброопасными технологическими участками на железнодорожном транспорте являются локомотивы, а также весь пассажирский и грузовой составы, автомотрисы, дрезины, самоход-
ные краны и другие движущиеся рельсовые единицы; строительство путевого полотна и уход за ним с применением путевой техники и ручного виброинструмента; проходка тоннелей и строительство мостов. На ремонтно-транспортных предприятиях к виброопасным относятся литейные, кузнечно-прессовые и некоторые другие цеха; бетонострои-тельные работы, связанные с использованием ручного инструмента, транспортной техники (бульдозеров, скреперов и др.) и т. п. |3, 10].
К числу виброопасных профессий железнодорожников относятся работники локомотивных бригад и всего пассажирского и грузового составов (машинисты электровозов и тепловозов, водители мотовозов, автомотрис, дрезин, самоходных кранов, рефрижераторных поездов, составители поездов и др.); работники виброучастков: литейных, кузнечно-прессовых и других цехов локомотивно-и вагоноремонтных заводов и заводов по производству запасных частей; бетонщики, бульдозеристы, монтеры и др.
Наибольшее число официально регистрируемых заболеваний вибрационной болезнью у работников следующих профессиональных групп: обрубщики, формовщики — около 18%, машинисты электровозов и тепловозов — от 12 до 14%, кузнецы и монтеры пути — около 12%.
Установлено, что частота развития вибрационной патологии не имеет какой-либо взаимосвязи с утяжелением классов условий труда и иногда даже более существенна среди работающих в классах 3,1 и 3,2, чем в классах 3,3 и 3,4. Риск развития вибрационной болезни в профессиях формовщик и обрубщик увеличивается лишь с нарастанием стажа работы в условиях воздействия вибрационного фактора (в основном локальной вибрации). Для формовщиков наиболее опасным для развития вибрационных нарушений в верхних конечностях является стаж работы более 10 лет, для обрубщиков — более 5 лет.
Другой профессиональной группой, дающей значительное число заболеваний вибрационной болезнью, являются машинисты электровозов и тепловозов. На тепловозах и электровозах старых серий вибрация превышает ПДУ преимущественно в средней и нижней частях спектра среднегеометрических частот в 1,5—14 раз по вертикальным и в 1,4—10 раз по горизонтальным составляющим, что характеризуется как класс условий труда 3,2; 3,3. На локомотивах постройки последних 10 лет параметры вибрации значительно снижены и в среднем превышают ПДУ в 2,2—2,5 раза, что соответствует классу условий труда 3,1.
Риск развития вибрационной болезни у машинистов локомотивов также не зависит от класса условий труда, а растет с увеличением стажа работы в профессии и наиболее высок при стаже более 10 лет.
В таких профессиональных группах, как монтеры пути и кузнецы, высокий риск развития вибрационной болезни отмечается при классе условий труда по вибрационному фактору 3,1 и 3,2. Дальнейшее нарастание интенсивности вибрации не вызывает увеличения частоты вибрационной болезни. В этой профессиональной группе не так существенно и значение эксплуатационных показателей вибрации (стажа работы в контакте с вибрацией). Вибрационная болезнь достаточно часто
развивается у монтеров пути и кузнецов (имеющих контакт с локальной вибрацией) уже при стаже 5 лет. На развитие заболевания в этих профессиональных группах усугубляющее влияние оказывают выраженные физические нагрузки и охлаждение.
Наиболее шумоопасными участками на железно-
дорожном транспорте являются подвижной состав (в особенности тяговой), служба ремонта пути и предприятия железнодорожного транспорта [3, 10].
К числу шумоопасных железнодорожных профессий относятся водительские профессии (машинисты и помощники машинистов локомотивов), механики рефрижераторных секций и поездов, водители самоходных путевых машин и др.; многочисленная группа работников вагоноремонтных предприятий: кузнецы, обрубщики, слесари-ремонтники, газо- и электросварщики и др.
Наибольшее число заболеваний профессиональной тугоухостью в настоящее время официально регистрируется среди машинистов электровозов и тепловозов — более 30%, кузнецов — около 10% и обрубщиков — около 8% всех больных профессиональной тугоухостью.
Анализ материалов по состоянию слуха показал, что развитие профессиональной тугоухости возможно даже у работающих в условиях труда класса 3,1 (превышение ПДУ шума до 10 дБ). Первые признаки неблагоприятного воздействия шума на орган слуха могут появиться у работающих в условиях воздействия шума, превышающего ПДУ, уже через 4—5 лет работы. Однако наибольший риск развития профессиональной тугоухости имеют машинисты тепловозов и электровозов со стажем работы в профессии более 14 лет, при этом риск развития профессиональной тугоухости наибольший при работе в классе условий труда 3,1—3,3.
Среди обрубщиков максимальное число случаев профессиональной тугоухости развивается при стаже работы 10—14 лет среди лиц, работающих в условиях труда классов 3,1 и 3,2, с наибольшей частотой в классе 3,2.
Наименьший стаж развития профессиональной тугоухости (5—9 лет) наблюдается среди кузнецов, работающих в условиях труда класса 3,2.
Слесари-ремонтники наиболее часто заболевают профессиональной тугоухостью при стаже работы в профессии от 10 до 14 лет в классе условий труда 3,1 и 3,2.
Таким образом, наиболее высокий риск развития профессиональной тугоухости имеют работники железнодорожных профессий, уровень шума в которых превышает ПДУ от 10 до 25 дБ, а дальнейшее повышение интенсивности шумового воздействия не имеет решающего значения для увеличения частоты развития профессиональных нарушений слуха.
Основные критерии риска развития основных форм профессиональных заболеваний и первоочередные меры их профилактики в основных группах железнодорожников, среди которых наиболее часто отмечается развитие профессиональных заболеваний, представлены в таблице.
Не менее важной проблемой, формирующей уровень профессионального риска, являются показатели производственного травматизма.
Травматизм на железнодорожном транспорте имеет высокую социально-экономическую значимость, так как чаще всего отмечается среди наибо-
Основные критерии риска наиболее часто встречающихся форм профессиональных заболеваний железнодорожников и первоочередные меры их профилактики
Профессия*
Класс условий труда, обусловливает наиболее высокий риск профессиональных заболеваний
Стаж работы, при котором наиболее высок риск профессиональных заболеваний
Формовщики,
крановщики
стальцеха
Обрубщики
Слесари-ремонтники
Стерженщики
3,2; 3,3; 3,4 >14 лет
3,2
3,3; 3,4 3,2
3,3; 3,4 3,1-3,4
>12 лет >8 лет >18 лет > 10 лет >10 лет
Формовщики Не имеет зна- >10 лет
чения
Обрубщики Не имеет зна- >5 лет
чения
Машинисты Не имеет зна- > 10 лет
электровозов и чения
тепловозов
Монтеры пути, 3,1; 3,2 кузнецы
>5 лет
Машинисты 3,1; 3,2; 3,3 >14 лет
электровозов и
тепловозов
Обрубщики, 3,1; 3,2 >10 лет
слесари-ремонтники
Кузнецы 3,2 >5 лет
Дополнительные факторы, повышающие риск профессиональных заболеваний
Первоочередные, базисные меры профилактики
Промышленные пыли фиброгенного действия
Низкие температуры, сквозняки; повышенная влажность воздуха; наличие в воздухе химических веществ и газов
Проведение мероприятий по снижению пылевыделения и по пылеподав-лению; совершенствование деятельности и контроль эффективности вентиляционных систем; использование спецодежды и средств индивидуальной защиты органов дыхания; комнаты психологической разгрузки; сбалансированное питание с большим содержанием казеина, панкреатита (в том числе молоко); витамино-фармакологические комплексы; профилактические щелочные ингаляции; производственная гимнастика; ультрафиолетовое облучение; строгое соблюдение медицинских регламентов периодических медицинских осмотров; периодическое оздоровление в санаториях-профилакториях
Производственная вибрация
Значительные физические нагрузки; вынужденная рабочая поза; значительные физические нагрузки; охлаждение
Защита от повышенных уровней вибрации (устройства оградительные, виброизолирующие, дистанционного управления, демпфирующие и др.); режимы "защиты временем"; использование виброзащитной обуви и рукавиц; комнаты отдыха локомотивных бригад и комнаты психологической разгрузки; витамино-фармакологические комплексы, молоко; производственная гимнастика; ультрафиолетовое облучение; самомассаж и взаимомассаж рук и плечевого пояса; тепловые суховоздушные и гидропроцедуры для рук; строгое соблюдение медицинских регламентов периодических медицинских осмотров; периодическое оздоровление в санаториях-профилакториях
Производственный шум
Нервно-эмоциональное напряжение, вибрация, вынужденная рабочая поза
Защита от повышенного уровня шума (оградительные, звукоизолирующие и звукопоглощающие устройства; средства дистанционного управления и др.); режимы "защиты временем"; расчет и учет суммарной суточной дозы шума; комнаты отдыха локомотивных бригад и комнаты психологической разгрузки; использование средств индивидуальной защиты (наушников, ушных вкладышей и др.); витамино-фармакологические комплексы, молоко; производственная гимнастика; ультрафиолетовое облучение; строгое соблюдение медицинских регламентов периодических медицинских осмотров; периодическое оздоровление в санаториях-профилакториях
Примечание. В таблице представлены профессиональные группы работников железнодорожного транспорта, наиболее часто болеющие основными формами профессиональных заболеваний, превалирующими в структуре профессиональной заболеваемости.
лее трудоспособной и молодой части работников. Социальный аспект травматизма отражается в последствиях отдельных видов травм и несчастных случаев, связанных с ампутациями конечностей, черепно-мозговыми травмами, осложненных переломами, ит. п., которые приводят к утрате профессиональной пригодности.
Средний уровень обращаемости железнодорожников по поводу отравлений, несчастных случаев и травм более чем в 2 раза превышает аналогичные показатели обращаемости населения в целом [15].
Среди общих показателей травматизма, безусловно, наиболее велика доля непроизводственного травматизма (бытового, уличного и т. д.), который достигает 65% общего уровня травматизма. В общей структуре причин профессиональной непригодности травмы составляют 5%, а среди общего числа железнодорожников, умерших внезапно в среднем возрасте 37,6 года, 3,9% составляют лица, смерть которых наступила в результате несчастного случая на производстве [12].
Целенаправленная и планомерная работа, проводимая на предприятиях железнодорожного транспорта в рамках реализации основ законодательства РФ об охране труда и других законодательных актов, а также отраслевой Программы по улучшению условий и охраны труда, Программы
первоочередных мер по охране труда до 2005 г., дает положительные результаты в виде стойкой тенденции снижения основных показателей производственного травматизма. Так, общий уровень производственного травматизма в 1998 г. снизился на 20%, а травматизма со смертельным исходом — на 9% по сравнению с уровнем 1997 г. Однако, несмотря на это, общий уровень производственного травматизма в отрасли все еще остается высоким и в 1998 г. составил 1400 случаев, из которых 159 со смертельным исходом [2]. Это связано прежде всего с тем, что значительная часть работников железнодорожного транспорта работает в условиях повышенного риска травматизма: в непосредственной близости от подвижного состава (осмотрщики вагонов, составители поездов, регулировщики скорости движения вагонов и др.); на железнодорожных путях (монтеры пути, путевые обходчики, стрелочники и др.); в тоннелях, на лестницах, на высоте, на открытой местности, в условиях слабой освещенности или засветок, высокого нервно-эмоционального и физического напряжения, дефицита времени (работа в "окна") и др.
Наиболее травмоопасными профессиями на железнодорожном транспорте являются монтеры пути, составители поездов и их помощники, слесари-ремонтники, транспортные рабочие, осмотрщики
вагонов, приемосдатчики груза и багажа, водители локомотивов и проводники вагонов, электромеханики и электромонтеры.
Наибольшая частота случаев производственного травматизма наблюдается среди малостажирован-ных работников (стаж работы от 3 до 10 лет), в молодом трудоспособном возрасте 25—45 лет, что определяет высокую социально-экономическую значимость утраты здоровья по причинам производственного травматизма на железнодорожном транспорте.
Основные причины производственного травматизма обусловлены недостаточной культурой производства и низким социально-производственным статусом работников, нарушением трудовой дисциплины и пренебрежением к четкому (по инструкции) абсолютному выполнению требований охраны труда и техники безопасности непосредственно каждым работающим железнодорожником.
Вместе с тем, безусловно, в причинах производственного травматизма велика роль и техногенных факторов, в связи с чем важна планомерная работа по оценке травмобезопасности производства, что в настоящее время используется при аттестации рабочих мест железнодорожного транспорта [8].
Проведенная работа и представленные результаты явились первым опытом в аспекте разработки проблемы оценки профессионального риска во взаимосвязи с условиями труда и травмобезопасно-стью рабочего места. Безусловно, авторы отдают себе отчет в том, что подобный ретроспективный анализ причинно-следственных взаимосвязей носит в определенной степени выхолощенный характер и больше ставит вопросов, чем дает на них ответов.
Так, например, далеко не всегда унифицированное название профессии в соответствии с Общероссийским классификатором профессий, рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов определяет аналогичные условия труда для всех рабочих мест. Это относится ко многим профессиям железнодорожного транспорта (например, таким как слесарь-ремонтник, монтер пути, дизелист и др.). Зачастую работники одной и той же профессии работают в совершенно разных условиях труда, меняют рабочие места в процессе трудовой деятельности (в течение смены, дня и т. д.). Кроме того, как говорилось выше, диагностика профессиональных нарушений здоровья страдает недостатком недовыявления случаев профессиональной патологии, в связи с чем официальная структура профессиональной заболеваемости в отрасли носит некоторый оттенок искусственности. Все эти и другие проблемы придают дискуссионный характер представленным выше материалам. Более детальный и аргументированный материал по закономерностям и оценке профессионального риска
может быть получен в результате глубокого анализа полноты и качества проведения аттестации рабочих мест на железнодорожном транспорте.
Л и тер атур а
1. Анализ профессиональной заболеваемости за 1993— 1997 гг. и санитарно-гигиенического состояния промышленных предприятий железнодорожного транспорта: Информационный бюллетень сетевого ЦСЭН МПС России. - М., 1998; 1999.
2. Анализ состояния условий и безопасности труда на предприятиях федерального железнодорожного транспорта за 1998 г. — JI., 1998.
3. Гигиена на железнодорожном транспорте. — М., 1992.
4. Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса: Руководство Р
2.2.755-99. - М., 1999.
5. Закон Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от
30.03.99. № 52-ФЗ. - М., 1999.
6. Капцов В. А., Панкова В. Б., Степанов С. А., Белякова Н. А. // Гиг. и сан. - 1998. - № 2. - С. 13-16.
7. Коршунов Ю. #., Турков П. И., Фисенко В. Л. // Медицина труда и пром. экол. — 1994. — № 10. — С. 24-25.
8. Методика аттестации рабочих мест по оценке на травмобезопасность на предприятиях железнодорожного транспорта. — ЦЗТ-34-99. — М., 1999.
9. Прохоров А. А. Актуальные медико-социальные проблемы охраны здоровья работающих на железнодорожном транспорте: Актовая речь 18 октября 1996 г. - М., 1996.
10. Руководство по железнодорожной медицине / Под ред. В. М. Сибилева и др. — М., 1991. — Т. 2.
11. Руководство по профессиональным заболеваниям / Под ред. Н. Ф. Измерова. — М., 1996. — Т. 2.
12. Сорокин О. Н., Прохоров А. А., Кудрин В. А. // Науч-но-практ. конф. "Безопасность движения поездов": Труды МИИТа. - М., 1999. - С. III-9-ÏII-10.
13. Суворов С. В. // Гиг. и сан. - 1994. - № 3. - С. 26-29.
14. Таливанова Р. В., Боярчук И. Ф., Елизаров Б. Б. и др. Актуальные вопросы улучшения условий труда работающих на железнодорожном транспорте, — М.,
1990. - С. 58-62.
15. Турков П. Я., Коршунов Ю. Н., Иванова Т. С. и др. // Современные проблемы диагностики, клиники и лечения в транпортной медицине. — М., 1989. — С. 31-33.
16. Указание МПС России № А-2006у "О ходе проведения аттестации мест и подготовке к сертификации работ по охране труда" от 11.09.99. — М., 1999.
Поступила 25.02.2000
Summary. The paper shows the specific features of development of occupational diseases associated with the classes of working conditions by the degree of hazard and risk. It provides a scientifically founded evidence for that the indicators of a potential risk of working conditions should be included into the methodology of assessment of a professional risk.
<