Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА У РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА'

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА У РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
459
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper shows the specific features of development of occupational diseases associated with the classes of working conditions by the degree of hazard and risk. It provides a scientifically founded evidence for that the indicators of a potential risk of working conditions should be included into the methodology of assessment of a professional risk.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА У РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

Гигиена труда

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2001 УДК 613.62:616-084]:656.2

В. А. Капцов, В. Б. Панкова, В. С. Кутовой

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА У РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ВНИИ железнодорожной гигиены МПС России, Москва; Центральная поликлиника № 2 МПС, Москва

Профилактика нарушений состояния здоровья работников железнодорожного транспорта, в первую очередь производственного травматизма и профессиональных заболеваний, является одной из приоритетных задач гигиенической науки, практики и охраны труда. Правовая основа этой деятельности закреплена Законом Российской Федерации "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (№ 125-ФЗ от 24.07.98 [5].

Законом предусматривается:

— обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

— возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору, путем предоставления в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

— обеспечение предупредительных мер по страхованию производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Вышеназванный закон формулирует содержание понятия "профессиональный риск", уровень которого в совокупности с материальными затратами на обеспечение по социальному страхованию определяет в свою очередь класс профессионального риска, от которого зависит величина страхового тарифа отрасли (финансовых отчислений) в фонд социального страхования.

Дефиниция понятия "профессиональный риск" определена в законе как "... вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных, установленных Федеральным Законом, случаях". В свою очередь класс профессионального риска определяется уровнем производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию.

В основу расчетов положены данные Госкомстата России, Минтруда России, Федеральной инспекции труда при Минтруда России (Рострудин-спекции) о количестве несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уровне 1равматизма, количестве пострадавших, которым установлен процент утраты трудоспособности, количестве инвалидов, иждивенцев и др., отчетные данные Фонда социального страхования о назначенных выплатах в возмещение вреда в связи с травмами и профзаболеваниями за истекший год.

С позиций гигиенической науки и практики такой подход к оценке профессионального риска принципиально неверен, так как не предусматривает оценки потенциальной опасности условий труда, т. е. не отвечает принципам сохранения здоровья человека, а базируется лишь на констатации фактов потери здоровья и трудоспособности работника.

Исходя из вышеизложенного, стратегической целью профилактической медицинской деятельности и службы охраны труда на железнодорожном транспорте является снижение профессионального риска железнодорожников, работающих во вредных и опасных условиях труда, на основе улучшения условий труда, совершенствования профилактики развития основных форм профессиональных заболеваний и производственного травматизма железнодорожников.

Исследования специалистов по гигиене труда ВНИИ железнодорожной гигиены [6, 9, 13, 14] свидетельствуют о том, что условия труда работников основных железнодорожных профессий, связанных с обеспечением безопасности движения поездов (работники локомотивных и поездных бригад, ремонтно-путевые рабочие, лица, занимающиеся организацией движения поездов, диспетчеры и др., работающие на заводах и в депо по ремонту подвижного состава, локомотивных и вагонных депо, на путях, лица, обслуживающие поезда) и связанных с личной безопасностью протекают в неблагоприятных производственных условиях, характеризующихся комплексным воздействием неблагоприятных и вредных производственных факторов различной природы и интенсивности.

Из более чем 2300 железнодорожных профессий около 30% относятся к категории неблагоприятных, т. е. связанных с отрицательным воздействием на организм 2, 3 и более производственных факторов [7].

Отчетные данные сетевого Центра санэпиднад-зора на железнодорожном транспорте свидетельствуют о том, что удельный вес предприятий, не отвечающих требуемым нормативам, в целом по отрасли колеблется от 6 до 65% [1].

Эксплуатация технологического оборудования и подвижного состава, ремонтных, путевых работ сопровождается высоким пылеобразованием, выделением различных аэрозолей, химических веществ, генерацией интенсивного шума, вибрации, наличием больших физических и нервно-эмоциональных нагрузок, неблагоприятным микроклиматическим и микробиологическим воздействием и др. Все эти условия определяют профессиональный риск и обусловливают нарушения здоровья

железнодорожников, Кроме того, интенсивность воздействия производственных факторов на работающих все время возрастает из-за изнашивания и старения технологического оборудования. Большое число железнодорожных профессий связано с исполнением профессиональных обязанностей в условиях интенсивного нервно-эмоционального напряжения: работа машиниста без помощника, в ночные смены, работа в "окна" и в условиях дефицита времени, в условиях кратковременных засветок, ослепления и т. д. Все это повышает потенциальный риск производственного травматизма. Следует учесть также и такие факторы, как наличие гиподинамии и монотонии, длительное пребывание в рейсе (проводники, работники рефрижераторных бригад и др.), частая смена временных и климатических поясов, которые могут служить провоцирующими обстоятельствами развития утомления, а также нарушения трудовой и исполнительской дисциплины, приводящими к несчастным случаям на производстве.

В ряде случаев имеет место неудовлетворительное качество профилактических медицинских осмотров, что также снижает эффективность работы по снижению профессионального риска здоровью железнодорожников.

Учитывая вышеизложенное, вопросам профилактики профессиональной заболеваемости и производственного травматизма на предприятиях железнодорожного транспорта, допускающих превышение допустимых гигиенических нормативов по воздействию вредных и опасных производственных факторов, должно придаваться самое пристальное внимание. Изучение путей снижения профессионального риска на основе улучшения условий труда и определения причинно-следствен-ных взаимосвязей нарушений здоровья работников, подвергающихся воздействию производственных вредностей, является актуальной задачей. Профессиональный риск здоровью имеет четкую социальную окраску из-за инвалидизации рабочих трудоспособного возраста, а также в связи с необходимостью материальной компенсации по утрате здоровья от профессиональных причин, затратам на проведение реабилитационной работы и др., что в конечном счете формирует существенные уровни страховых тарифов отрасли.

Абсолютные числа официально регистрируемых случаев профессиональных заболеваний среди работников железнодорожного транспорта в текущем десятилетии колебались в пределах 100. Однако показатели последних 2 лет отражают подъем уровней профессиональной заболеваемости до 274 случаев в 1997 г. и 221 случая в 1998 г. [1]. По состоянию на 01.10.99 аттестация рабочих мест в отрасли проведена в объеме 73,1%, из них 20,3% аттестованы условно [16]. Это означает, что условия труда на этих рабочих местах не соответствуют санитарно-гигиеническим нормативам. Следует также учитывать, что на каждом рабочем месте может работать несколько человек, что увеличивает риск развития нарушении здоровья у большего числа работников. Учитывая вышеизложенное, официальные показатели не могут быть признаны как абсолютно достоверные, потому что не отражают объективной ситуации с профессиональной заболеваемостью на железнодорожном транспорте. Это подтверждается также и тем, что, несмотря на то что условия труда

работников основных профессиональных групп на различных дорогах отрасли или аналогичны, или вполне сопоставимы, тем не менее на некоторых железных дорогах (Калининградской, Сахалинской, Куйбышевской и др.) в течение нескольких лет не регистрируется ни одного случая профессионального заболевания. В то же время наибольшее число профессиональных заболеваний из года в год регистрируется среди работников Московской железной дороги, в то время как руководством дороги, службой охраны труда и врачебно-санитарной службой дороги проводится планомерная и целенаправленная работа по улучшению условий труда работников "вредных" профессий.

Исследования сотрудников отдела клинических исследований и профпатологии ВНИИ железнодорожной гигиены, сетевого Центра санэпиднадзора, сетевого Центра профпатологии и экспертизы профпригодности [1, 10] показали, что профессиональная заболеваемость железнодорожников характеризуется существенным преобладанием хронических форм, среди которых превалируют стертые формы заболеваний, а нередко — лишь син-дромальные проявления. За последние 5 лет доля острых профессиональных заболеваний (отравлений) составила около 3% [1].

В структуре хронических нозологических форм профессиональных заболеваний среди железнодорожников, как и в целом среди работников Российской Федерации, приоритетные места принадлежат заболеваниям, в этиологии которых основная роль отводится воздействию физических факторов производственной среды: промышленным аэрозолям, вибрации, шуму, физическому перенапряжению. Основными профессиональными заболеваниями железнодорожников, обусловленными вышеназванными факторами, которые в настоящее время регистрируются в отрасли и составляют 84,4% всей профессиональной заболеваемости, являются заболевания органов дыхания пылевой этиологии — 57,8% (пневмокониозы и пылевой бронхит, составляющая доля которого неустанно растет), вибрационная болезнь — 15,6%, профессиональная тугоухость — 11,0%.

Современные особенности основных форм профессиональных заболеваний в различных профессиональных группах рабочих железнодорожных профессий характеризуются определенными тенденциями [6]. Так, заболевания бронхов и легких пылевой этиологии диагностируются в настоящее время чаще всего среди мужчин старше 35 лет при стаже работы более 15 лет в таких профессиях, как обрубщик, формовщик, земледел, электрогазосварщик и др. Вибрационная болезнь значительно "помолодела" как по возрасту, так и по стажевым характеристикам больных. Заболевание развивается уже у лиц в возрасте 30 лет и более при стаже работы более 10 лет с наибольшей частотой в таких профессиях, как обрубщик, чистильщик, стропальщик, формовщик, стерженщик и др. Нейросенсор-ная тугоухость профессионального генеза наиболее часто диагностируется у машинистов электровозов и тепловозов, компрессорных установок, кузнецов, обрубщиков, слесарей-ремонтников и др. Тенденции развития этой формы профессиональной патологии у железнодорожников отражают сходные возрастно-стажевые зависимости аналогичных заболеваний у работников других отраслей транс-

портного машиностроения; наиболее неблагоприятный для развития профессиональной тугоухости возраст 40 лет и более и стаж работы в условиях интенсивного производственного шума более 14 лет.

Заболевания периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата преобладают у женщин, максимальное их число наблюдается как у женщин, так и у мужчин в возрасте старше 40 лет.

В последние годы все чаще регистрируются аллергические заболевания профессиональной природы, в основном у маляров и медицинских работников, как правило, женщин.

Известно, что профессиональные заболевания имеют особенности возникновения и развития в зависимости от условий труда: превалирование того или иного производственного фактора, его природы, интенсивности и экспозиции [3, 11]. Эти обстоятельства определяют развитие основных форм профессиональных заболеваний в различных профессиональных группах железнодорожного транспорта.

Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что наиболее подвержены профессиональным заболеваниям железнодорожники таких профессий, как формовщики, обрубщики, электрогазосварщики, стерженщики, земледелы, слесари-ремонтники, кузнецы, машинисты электровозов и тепловозов, монтеры пути, изолировщики, заливщики, сталевары и др. [1].

Изучение причинно-следственных связей особенностей возникновения профессиональных заболеваний проведено поданным комплексного медицинского обследования 2000 работников железнодорожных профессий в сопоставлении с условиями труда, ранжированными по Р2.2.755—99 "Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса" [4]. Анализ проведен среди групп профессий, "специфичных" только для железнодорожного транспорта, и работников так называемых сквозных профессий, т. е. присущих и другим отраслям транспортного машиностроения.

В данной работе представлена информация по наиболее распространенным и наиболее часто регистрируемым нозологическим формам основных профессиональных заболеваний, занимающим первые ранговые места в общей структуре профессиональных заболеваний железнодорожников: пылевые заболевания органов дыхания, вибрационная болезнь, профессиональная тугоухость.

Не менее вероятен потенциальный профессиональный риск развития и других профессиональных и производственно обусловленных заболеваний среди железнодорожников, например, таких как профессиональные интоксикации, заболевания кожи и др. [13]. Однако официальные показатели частоты встречаемости всех других форм профпатологии чрезвычайно низкие, в сумме составляют около 15% всей структуры профпатологии, поэтому в настоящее время они не имеют решающего значения в аспекте рассматриваемого социального страхования.

Полученные аналитические материалы позволяют с определенной степенью вероятности определить основные составляющие риска ведущих форм профессиональных заболеваний железнодо-

рожников. Так, наиболее пылеопасными участками на железнодорожном транспорте являются: щебеночные и асбестовые карьеры и заводы; работы по укладке и уходу за путевым полотном; погрузоч-но-разгрузочные работы с сыпучими грузами; работы при строительстве мостов и туннелей; электро- и газосварочные работы; работы в литейных и литейно-механических цехах локомотиво- и вагоноремонтных заводов; работы, связанные с изготовлением бетона и бетоноконструкций и др. [3, 10].

Основными профессиями, работники которых подвергаются пылевым воздействиям, превышающим ПДК, являются электро- и газосварщики, монтеры текущего и капитального ремонта пути, машинисты, их помощники и механики путевых машин (щебеночно-подбивочных, рихтовочных, путеукладчиков и ряда других), проходчики тоннелей, мостовые рабочие, бурильщики; рабочие щебеночных и асбестовых заводов, бульдозеристы, экскаваторщики, машинисты грохотов и дробильных машин; бетонщики, арматурщики, монтажники железобетонных конструкций, каменщики, земледелы, формовщики, обрубщики, стерженщики, шлифовщики, наждачники, сталевары, заливщики металла, выбивальщики литья, кузнецы, котельщики, машинисты пескоструйных установок, дро-беструйщики, истопники и кочегары котельных, шлаковщики, золыдики и многие другие.

Основную долю пылевых заболеваний органов дыхания (пневмокониозы и пылевой бронхит) дают формовщики, электрогазосварщики и крановщики стальцехов — в среднем по 16%, обрубщики, слесари-ремонтники, стерженщики — от 11 до

13,5%.

Наибольшее число пневмокониозов и пылевого бронхита развивается среди формовщиков, крановщиков сталецехов, электрогазосварщиков, работающих в условиях 3,2, 3,3 и 3,4 классов опасности по пылевому фактору. Наиболее опасным по риску развития этих заболеваний является стаж работы более 14 лет.

В классе условий труда 3,1 также возможно формирование пылевой патологии бронхов и легких, но при более длительном стаже работы (более 20 лет).

Пылевая патология органов дыхания у обрубщиков и слесарей-ремонтников развивается при работе в классе условий труда 3,3; 3,4 уже при стаже работы в профессии до 10 лет (в основном 8—9 лет), у работающих в классе условий труда по пылевому фактору 3,2 — при стаже 18—20 лет.

Стерженщики имеют наибольший риск развития пылевой патологии при работе в классах условий труда 3,1; 3,2; 3,3; 3,4, при этом наибольшее число заболеваний развивается при стаже работы в профессии более 10 лет, достигая максимума при стаже работы в профессии более 20 лет.

Таким образом, подтверждено, что потенциальная опасность риска развития профессиональных заболеваний от воздействия фиброгенных пылей нарастает с увеличением выраженности (интенсивности) пылевого фактора, т. е. с утяжелением класса условий труда и экспозиции фактора (стажа работы).

Наиболее виброопасными технологическими участками на железнодорожном транспорте являются локомотивы, а также весь пассажирский и грузовой составы, автомотрисы, дрезины, самоход-

ные краны и другие движущиеся рельсовые единицы; строительство путевого полотна и уход за ним с применением путевой техники и ручного виброинструмента; проходка тоннелей и строительство мостов. На ремонтно-транспортных предприятиях к виброопасным относятся литейные, кузнечно-прессовые и некоторые другие цеха; бетонострои-тельные работы, связанные с использованием ручного инструмента, транспортной техники (бульдозеров, скреперов и др.) и т. п. |3, 10].

К числу виброопасных профессий железнодорожников относятся работники локомотивных бригад и всего пассажирского и грузового составов (машинисты электровозов и тепловозов, водители мотовозов, автомотрис, дрезин, самоходных кранов, рефрижераторных поездов, составители поездов и др.); работники виброучастков: литейных, кузнечно-прессовых и других цехов локомотивно-и вагоноремонтных заводов и заводов по производству запасных частей; бетонщики, бульдозеристы, монтеры и др.

Наибольшее число официально регистрируемых заболеваний вибрационной болезнью у работников следующих профессиональных групп: обрубщики, формовщики — около 18%, машинисты электровозов и тепловозов — от 12 до 14%, кузнецы и монтеры пути — около 12%.

Установлено, что частота развития вибрационной патологии не имеет какой-либо взаимосвязи с утяжелением классов условий труда и иногда даже более существенна среди работающих в классах 3,1 и 3,2, чем в классах 3,3 и 3,4. Риск развития вибрационной болезни в профессиях формовщик и обрубщик увеличивается лишь с нарастанием стажа работы в условиях воздействия вибрационного фактора (в основном локальной вибрации). Для формовщиков наиболее опасным для развития вибрационных нарушений в верхних конечностях является стаж работы более 10 лет, для обрубщиков — более 5 лет.

Другой профессиональной группой, дающей значительное число заболеваний вибрационной болезнью, являются машинисты электровозов и тепловозов. На тепловозах и электровозах старых серий вибрация превышает ПДУ преимущественно в средней и нижней частях спектра среднегеометрических частот в 1,5—14 раз по вертикальным и в 1,4—10 раз по горизонтальным составляющим, что характеризуется как класс условий труда 3,2; 3,3. На локомотивах постройки последних 10 лет параметры вибрации значительно снижены и в среднем превышают ПДУ в 2,2—2,5 раза, что соответствует классу условий труда 3,1.

Риск развития вибрационной болезни у машинистов локомотивов также не зависит от класса условий труда, а растет с увеличением стажа работы в профессии и наиболее высок при стаже более 10 лет.

В таких профессиональных группах, как монтеры пути и кузнецы, высокий риск развития вибрационной болезни отмечается при классе условий труда по вибрационному фактору 3,1 и 3,2. Дальнейшее нарастание интенсивности вибрации не вызывает увеличения частоты вибрационной болезни. В этой профессиональной группе не так существенно и значение эксплуатационных показателей вибрации (стажа работы в контакте с вибрацией). Вибрационная болезнь достаточно часто

развивается у монтеров пути и кузнецов (имеющих контакт с локальной вибрацией) уже при стаже 5 лет. На развитие заболевания в этих профессиональных группах усугубляющее влияние оказывают выраженные физические нагрузки и охлаждение.

Наиболее шумоопасными участками на железно-

дорожном транспорте являются подвижной состав (в особенности тяговой), служба ремонта пути и предприятия железнодорожного транспорта [3, 10].

К числу шумоопасных железнодорожных профессий относятся водительские профессии (машинисты и помощники машинистов локомотивов), механики рефрижераторных секций и поездов, водители самоходных путевых машин и др.; многочисленная группа работников вагоноремонтных предприятий: кузнецы, обрубщики, слесари-ремонтники, газо- и электросварщики и др.

Наибольшее число заболеваний профессиональной тугоухостью в настоящее время официально регистрируется среди машинистов электровозов и тепловозов — более 30%, кузнецов — около 10% и обрубщиков — около 8% всех больных профессиональной тугоухостью.

Анализ материалов по состоянию слуха показал, что развитие профессиональной тугоухости возможно даже у работающих в условиях труда класса 3,1 (превышение ПДУ шума до 10 дБ). Первые признаки неблагоприятного воздействия шума на орган слуха могут появиться у работающих в условиях воздействия шума, превышающего ПДУ, уже через 4—5 лет работы. Однако наибольший риск развития профессиональной тугоухости имеют машинисты тепловозов и электровозов со стажем работы в профессии более 14 лет, при этом риск развития профессиональной тугоухости наибольший при работе в классе условий труда 3,1—3,3.

Среди обрубщиков максимальное число случаев профессиональной тугоухости развивается при стаже работы 10—14 лет среди лиц, работающих в условиях труда классов 3,1 и 3,2, с наибольшей частотой в классе 3,2.

Наименьший стаж развития профессиональной тугоухости (5—9 лет) наблюдается среди кузнецов, работающих в условиях труда класса 3,2.

Слесари-ремонтники наиболее часто заболевают профессиональной тугоухостью при стаже работы в профессии от 10 до 14 лет в классе условий труда 3,1 и 3,2.

Таким образом, наиболее высокий риск развития профессиональной тугоухости имеют работники железнодорожных профессий, уровень шума в которых превышает ПДУ от 10 до 25 дБ, а дальнейшее повышение интенсивности шумового воздействия не имеет решающего значения для увеличения частоты развития профессиональных нарушений слуха.

Основные критерии риска развития основных форм профессиональных заболеваний и первоочередные меры их профилактики в основных группах железнодорожников, среди которых наиболее часто отмечается развитие профессиональных заболеваний, представлены в таблице.

Не менее важной проблемой, формирующей уровень профессионального риска, являются показатели производственного травматизма.

Травматизм на железнодорожном транспорте имеет высокую социально-экономическую значимость, так как чаще всего отмечается среди наибо-

Основные критерии риска наиболее часто встречающихся форм профессиональных заболеваний железнодорожников и первоочередные меры их профилактики

Профессия*

Класс условий труда, обусловливает наиболее высокий риск профессиональных заболеваний

Стаж работы, при котором наиболее высок риск профессиональных заболеваний

Формовщики,

крановщики

стальцеха

Обрубщики

Слесари-ремонтники

Стерженщики

3,2; 3,3; 3,4 >14 лет

3,2

3,3; 3,4 3,2

3,3; 3,4 3,1-3,4

>12 лет >8 лет >18 лет > 10 лет >10 лет

Формовщики Не имеет зна- >10 лет

чения

Обрубщики Не имеет зна- >5 лет

чения

Машинисты Не имеет зна- > 10 лет

электровозов и чения

тепловозов

Монтеры пути, 3,1; 3,2 кузнецы

>5 лет

Машинисты 3,1; 3,2; 3,3 >14 лет

электровозов и

тепловозов

Обрубщики, 3,1; 3,2 >10 лет

слесари-ремонтники

Кузнецы 3,2 >5 лет

Дополнительные факторы, повышающие риск профессиональных заболеваний

Первоочередные, базисные меры профилактики

Промышленные пыли фиброгенного действия

Низкие температуры, сквозняки; повышенная влажность воздуха; наличие в воздухе химических веществ и газов

Проведение мероприятий по снижению пылевыделения и по пылеподав-лению; совершенствование деятельности и контроль эффективности вентиляционных систем; использование спецодежды и средств индивидуальной защиты органов дыхания; комнаты психологической разгрузки; сбалансированное питание с большим содержанием казеина, панкреатита (в том числе молоко); витамино-фармакологические комплексы; профилактические щелочные ингаляции; производственная гимнастика; ультрафиолетовое облучение; строгое соблюдение медицинских регламентов периодических медицинских осмотров; периодическое оздоровление в санаториях-профилакториях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производственная вибрация

Значительные физические нагрузки; вынужденная рабочая поза; значительные физические нагрузки; охлаждение

Защита от повышенных уровней вибрации (устройства оградительные, виброизолирующие, дистанционного управления, демпфирующие и др.); режимы "защиты временем"; использование виброзащитной обуви и рукавиц; комнаты отдыха локомотивных бригад и комнаты психологической разгрузки; витамино-фармакологические комплексы, молоко; производственная гимнастика; ультрафиолетовое облучение; самомассаж и взаимомассаж рук и плечевого пояса; тепловые суховоздушные и гидропроцедуры для рук; строгое соблюдение медицинских регламентов периодических медицинских осмотров; периодическое оздоровление в санаториях-профилакториях

Производственный шум

Нервно-эмоциональное напряжение, вибрация, вынужденная рабочая поза

Защита от повышенного уровня шума (оградительные, звукоизолирующие и звукопоглощающие устройства; средства дистанционного управления и др.); режимы "защиты временем"; расчет и учет суммарной суточной дозы шума; комнаты отдыха локомотивных бригад и комнаты психологической разгрузки; использование средств индивидуальной защиты (наушников, ушных вкладышей и др.); витамино-фармакологические комплексы, молоко; производственная гимнастика; ультрафиолетовое облучение; строгое соблюдение медицинских регламентов периодических медицинских осмотров; периодическое оздоровление в санаториях-профилакториях

Примечание. В таблице представлены профессиональные группы работников железнодорожного транспорта, наиболее часто болеющие основными формами профессиональных заболеваний, превалирующими в структуре профессиональной заболеваемости.

лее трудоспособной и молодой части работников. Социальный аспект травматизма отражается в последствиях отдельных видов травм и несчастных случаев, связанных с ампутациями конечностей, черепно-мозговыми травмами, осложненных переломами, ит. п., которые приводят к утрате профессиональной пригодности.

Средний уровень обращаемости железнодорожников по поводу отравлений, несчастных случаев и травм более чем в 2 раза превышает аналогичные показатели обращаемости населения в целом [15].

Среди общих показателей травматизма, безусловно, наиболее велика доля непроизводственного травматизма (бытового, уличного и т. д.), который достигает 65% общего уровня травматизма. В общей структуре причин профессиональной непригодности травмы составляют 5%, а среди общего числа железнодорожников, умерших внезапно в среднем возрасте 37,6 года, 3,9% составляют лица, смерть которых наступила в результате несчастного случая на производстве [12].

Целенаправленная и планомерная работа, проводимая на предприятиях железнодорожного транспорта в рамках реализации основ законодательства РФ об охране труда и других законодательных актов, а также отраслевой Программы по улучшению условий и охраны труда, Программы

первоочередных мер по охране труда до 2005 г., дает положительные результаты в виде стойкой тенденции снижения основных показателей производственного травматизма. Так, общий уровень производственного травматизма в 1998 г. снизился на 20%, а травматизма со смертельным исходом — на 9% по сравнению с уровнем 1997 г. Однако, несмотря на это, общий уровень производственного травматизма в отрасли все еще остается высоким и в 1998 г. составил 1400 случаев, из которых 159 со смертельным исходом [2]. Это связано прежде всего с тем, что значительная часть работников железнодорожного транспорта работает в условиях повышенного риска травматизма: в непосредственной близости от подвижного состава (осмотрщики вагонов, составители поездов, регулировщики скорости движения вагонов и др.); на железнодорожных путях (монтеры пути, путевые обходчики, стрелочники и др.); в тоннелях, на лестницах, на высоте, на открытой местности, в условиях слабой освещенности или засветок, высокого нервно-эмоционального и физического напряжения, дефицита времени (работа в "окна") и др.

Наиболее травмоопасными профессиями на железнодорожном транспорте являются монтеры пути, составители поездов и их помощники, слесари-ремонтники, транспортные рабочие, осмотрщики

вагонов, приемосдатчики груза и багажа, водители локомотивов и проводники вагонов, электромеханики и электромонтеры.

Наибольшая частота случаев производственного травматизма наблюдается среди малостажирован-ных работников (стаж работы от 3 до 10 лет), в молодом трудоспособном возрасте 25—45 лет, что определяет высокую социально-экономическую значимость утраты здоровья по причинам производственного травматизма на железнодорожном транспорте.

Основные причины производственного травматизма обусловлены недостаточной культурой производства и низким социально-производственным статусом работников, нарушением трудовой дисциплины и пренебрежением к четкому (по инструкции) абсолютному выполнению требований охраны труда и техники безопасности непосредственно каждым работающим железнодорожником.

Вместе с тем, безусловно, в причинах производственного травматизма велика роль и техногенных факторов, в связи с чем важна планомерная работа по оценке травмобезопасности производства, что в настоящее время используется при аттестации рабочих мест железнодорожного транспорта [8].

Проведенная работа и представленные результаты явились первым опытом в аспекте разработки проблемы оценки профессионального риска во взаимосвязи с условиями труда и травмобезопасно-стью рабочего места. Безусловно, авторы отдают себе отчет в том, что подобный ретроспективный анализ причинно-следственных взаимосвязей носит в определенной степени выхолощенный характер и больше ставит вопросов, чем дает на них ответов.

Так, например, далеко не всегда унифицированное название профессии в соответствии с Общероссийским классификатором профессий, рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов определяет аналогичные условия труда для всех рабочих мест. Это относится ко многим профессиям железнодорожного транспорта (например, таким как слесарь-ремонтник, монтер пути, дизелист и др.). Зачастую работники одной и той же профессии работают в совершенно разных условиях труда, меняют рабочие места в процессе трудовой деятельности (в течение смены, дня и т. д.). Кроме того, как говорилось выше, диагностика профессиональных нарушений здоровья страдает недостатком недовыявления случаев профессиональной патологии, в связи с чем официальная структура профессиональной заболеваемости в отрасли носит некоторый оттенок искусственности. Все эти и другие проблемы придают дискуссионный характер представленным выше материалам. Более детальный и аргументированный материал по закономерностям и оценке профессионального риска

может быть получен в результате глубокого анализа полноты и качества проведения аттестации рабочих мест на железнодорожном транспорте.

Л и тер атур а

1. Анализ профессиональной заболеваемости за 1993— 1997 гг. и санитарно-гигиенического состояния промышленных предприятий железнодорожного транспорта: Информационный бюллетень сетевого ЦСЭН МПС России. - М., 1998; 1999.

2. Анализ состояния условий и безопасности труда на предприятиях федерального железнодорожного транспорта за 1998 г. — JI., 1998.

3. Гигиена на железнодорожном транспорте. — М., 1992.

4. Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса: Руководство Р

2.2.755-99. - М., 1999.

5. Закон Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от

30.03.99. № 52-ФЗ. - М., 1999.

6. Капцов В. А., Панкова В. Б., Степанов С. А., Белякова Н. А. // Гиг. и сан. - 1998. - № 2. - С. 13-16.

7. Коршунов Ю. #., Турков П. И., Фисенко В. Л. // Медицина труда и пром. экол. — 1994. — № 10. — С. 24-25.

8. Методика аттестации рабочих мест по оценке на травмобезопасность на предприятиях железнодорожного транспорта. — ЦЗТ-34-99. — М., 1999.

9. Прохоров А. А. Актуальные медико-социальные проблемы охраны здоровья работающих на железнодорожном транспорте: Актовая речь 18 октября 1996 г. - М., 1996.

10. Руководство по железнодорожной медицине / Под ред. В. М. Сибилева и др. — М., 1991. — Т. 2.

11. Руководство по профессиональным заболеваниям / Под ред. Н. Ф. Измерова. — М., 1996. — Т. 2.

12. Сорокин О. Н., Прохоров А. А., Кудрин В. А. // Науч-но-практ. конф. "Безопасность движения поездов": Труды МИИТа. - М., 1999. - С. III-9-ÏII-10.

13. Суворов С. В. // Гиг. и сан. - 1994. - № 3. - С. 26-29.

14. Таливанова Р. В., Боярчук И. Ф., Елизаров Б. Б. и др. Актуальные вопросы улучшения условий труда работающих на железнодорожном транспорте, — М.,

1990. - С. 58-62.

15. Турков П. Я., Коршунов Ю. Н., Иванова Т. С. и др. // Современные проблемы диагностики, клиники и лечения в транпортной медицине. — М., 1989. — С. 31-33.

16. Указание МПС России № А-2006у "О ходе проведения аттестации мест и подготовке к сертификации работ по охране труда" от 11.09.99. — М., 1999.

Поступила 25.02.2000

Summary. The paper shows the specific features of development of occupational diseases associated with the classes of working conditions by the degree of hazard and risk. It provides a scientifically founded evidence for that the indicators of a potential risk of working conditions should be included into the methodology of assessment of a professional risk.

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.