Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РИСКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ'

ОЦЕНКА РИСКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
67
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An attempt was made to assess the actual risk of occupational diseases among various railway specialists having harmful and adverse working conditions. The risk was found to be high, suggesting that there are harmful and extremely harmful working conditions and high undetection of patients with occupational diseases.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РИСКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ»

Гигиена труда

® КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1998 УДК 613.692:312.61-07

В. А. Капцов, В. Б. Пешкова, С. А. Степанов, И. А. Белякова ОЦЕНКА РИСКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ

ВНИИ железнодорожной гигиены МПС РФ, Москва, Российский информационно-аналитический центр Госкомсанэпиднадзора

России, Москва

Целью исследования явилась попытка оценить реальный риск развития профессиональных заболеваний у работников различных профессий железнодорожной отрасли, подвергающихся воздействию вредных и неблагоприятных условий труда. Такая постановка вопроса вызвана низкой профзаболеваемостыо в отрасли, не сопоставимой с показателями в целом по стране [9]. Так, анализ отраслевого регистра профессиональных заболеваний в МПС, основанного на анализе 255 карт первичного учета профессиональных заболеваний за 3 года, показал, что общее число первичных случаев заболеваний в 1992 г. составило 66, в 1993 г. - 109, в 1994 г. - 80.

Условия труда основных профессиональных групп железнодорожников, выраженность уровня неблагоприятных факторов на рабочих местах ряда ведущих железнодорожных профессий — машинистов, проводников, механиков рефрижераторных секций, монтеров пути, составителей поездов и др. [1, 5, 6, 10) — заставляют оценивать вышеуказанные цифры критично, что обусловлено, по всей вероятности, недовыявлением профессиональных больных в отрасли. Об этом же свидетельствует и полное отсутствие профессиональных заболеваний на ряде дорог России, несмотря на то что условия труда на этих дорогах не отличаются от других в лучшую сторону.

Выяснение же реального риска профессиональных заболеваний в отрасли крайне необходимо для научной разработки и совершенствования санитарно-гигиенических и профилактических мер. Попытка разработки научных основ медицинского наблюдения за работающими на железнодорожном транспорте с учетом характера трудовой деятельности и состояния условий производственной среды предпринималась и ранее |4]. Однако в основу этих разработок были заложены показатели неспецифической заболеваемости с временной утратой трудоспособности, которые весьма опосредованно отражают причинно-следствен-ные связи состояния производственной среды и состояния здоровья работающих.

Как известно, наиболее тесная этиопатогенети-ческая зависимость прослеживается при изучении последствий воздействия неблагоприятных факторов производственной среды на состояние здоровья, так как последние являются наиболее каузально ярким проявлением производственно-зависимой патологии |3|. В данном исследовании проведен анализ профессиональной заболеваемости в зависимости от условий труда, ранжирования по руковолству Р 2.2.013—94 "Гигиенические

критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса" [2\.

Такой подход позволяет анализировать случаи профзаболеваний по конкретной нозологической форме в зависимости от степени выраженности вредного фактора, профессии и стажа. Известно, что в системе МПС и транспортного строительства лишь 61 профессия является специфической железнодорожной, а более 850 профессий имеют "сквозной" характер, т. е. такие же, как и в других отраслях промышленности [4].

Анализ профессиональной заболеваемости проводили по результатам машинной обработки по программе "Карты учета профзаболевания", утвержденной приказом Минздрава СССР № 1303 от 30.09.86, карты были получены нами в центрах госанэпиднадзора на железнодорожном транспорте. При подготовке программы и при введении информации о каждом случае профессионального заболевания (по 28 основным признакам) использовали общепринятый "Классификатор информации". С учетом специфики работ, проводимых на железнодорожном транспорте, и условий труда отдельных профессиональных групп были подвергнуты существенной корректировке классификаторы вредных производственных факторов, а такие классификаторы, как "Управление дорог" и "Предприятия" для системы МПС, разработаны заново.

В программу обработки были введены общая списочная численность работающих по отделениям дорог, предприятиям, а также данные о численности работающих во вредных условиях труда и прошедших медицинские профилактические осмотры.

Для анализа специфичных в отрасли профессиональных групп были взяты те, в которых за отчетный период были зарегистрированы случаи профессиональных заболеваний. К одной из самых многочисленных групп железнодорожных профессий относятся машинисты и помощники локомотивов, работа которых связана с обеспечением безопасности движения поездов. У работников этой группы регистрируются в основном заболевания, вызванные воздействием физических факторов. Так, среди машинистов тепловозов зарегистрирован 1 случай вибрационной болезни при стаже работы 11 лет, 7 случаев кохлеарного неврита при среднем стаже работы 22 года и 1 случай — при стаже работы 3 года.

Таблица 1

Частота профессиональных заболеваний в некоторых "сквозных" профессиях соответственно классам условий труда, стажу, этиологическим факторам (на 100 работающих)

Фактор Класс опасности условий труда Профессии Стаж, годы

до 5 5-9 10-14 15-19 20-24 более 20

Виб- 3.1. Обрубщик 1,32 2 — — — —

ра- Формовщик — 9,8 23,3 14,0 12.6 14,0

ция 3.2. Обрубщик — 10,9 17,6 2,3 0,6 —

Формой ЩИК — 2,8 4,2 7,0 — 2.8

3.3. Обрубщик

Формовщик — — 2,8 — — —

3.4. Обрубщик

Формовщик

Пыль 3.1. Обрубщик — 13,4 31,3 16,4 11.9 11,9

Формовщик — 0.5 4.3 2,7 2,1 1,6

3.2. Обрубщик — — 11.9 2.9 — —

Формовщик — 0,5 13,7 10.9 10.9 10.4

3.3. Обрубщик

Формовщик — 1.1 12.0 3.8 9.8 10,9

3.4. Обрубщик

Формоыник — 2.2 — — — 2,2

Шум 3.1. Обрубщик

Формовщик — — 7.4 7.4 22,2 22.2

3.2. Обрубщик 2,3 — 7,0 14,9 9,Й 9.3

Формошдик — 3,7 7,4 7,4 — —

3.3. Обрубщик 10,2 8,4 25,7 12,6 6.1 3,2

Формовщик

3.4. Обрубщик

Формовщик

Примечание. — данные отсутствуют.

У машинистов электровозов зарегистрировано 2 случая кохлеарного неврита при стаже работы до 20 лет. Полученные данные позволяют думать о более выраженном вредном воздействии шума и вибрации на работающих данной профессиональной группы. Это подтверждается сведениями, полученными при изучении санитарно-гигиенических характеристик условий труда данных профессий железнодорожников, характеризующих уровень шума в кабинах отдельных тепловозов до 118—120 дБ А. После длительного эксплуатационного пробега снижается герметизация кабин, что обусловливает возрастание шума по всему спектру частот со значительным превышением ПДУ. Дополнительным вредным производственным фактором при работе на локомотивах является вибрация, параметры которой превышают допустимые в 2—2,5 раза, а также выраженное нервно-эмоциональное напряжение, работа в ночные смены.

Другой многочисленной группой работников железнодорожной отрасли являются лица, профессиональная деятельность которых связана, помимо воздействия неблагоприятных производственных факторов, с личной безопасностью. Наиболее многочисленными среди них являются монтеры пути. Труд работников данной профессиональной группы квалифицируется как физически тяжелый, с нервно-эмоциональным напряжением, риском для жизни, постоянным нахождением на путях, а также протекающий во вредных и неблагоприятных условиях (повышенные уровни шума, вибрации, химические и биологические факторы, неблагоприятное метеорологическое воз-

действие, физическое перенапряжение). За анализируемый период среди монтеров пути было зарегистрировано 8 случаев: у 5 по 2 профессиональных заболевания и 3 профессиональные болезни у 1. Структура их такова: 3 случая деформирующего артроза при стаже работы 15, 20 и 22 года, профессиональная экзема кистей и бронхиальная астма в 2 случаях при стаже работы 11 лет, вибрационная болезнь и кохлеарный неврит у одного больного и в 1 случае клещевой энцефалит.

Таким образом, данные официальной статистики профессиональной заболеваемости среди работников двух ведущих профессий, специфичных для железнодорожной отрасли, свидетельствуют о крайне низком уровне этой патологии, несмотря на фактическое неудовлетворительное состояние условий груда и наличие ряда факторов риска.

Высокая частота профессиональных заболеваний за анализируемые 3 года зарегистрирована в группе так называемых "сквозных" профессий железнодорожной отрасли, характер профессиональной деятельности которых определен (регламентирован) требованиями "Единого тарифно-классификационного справочника" и входит в общероссийский "Классификатор профессий работающих и должностей служащих" (ОКДПР). Основную массу среди них (11 профессий) составляли такие профессии, как слесарь, полирозщик, стерженщик, заточник и ряд других. Однако попытка проанализировать причинно-следственные связи формирования различных нозологических форм в зависимости от степени выраженности производственного фактора у работников этих профессий также не дала положительного результата из-за малочисленности когорты наблюдения. Например, за 3 года в системе МПС среди слесарей было выявлено 21 профзаболевание, среди которых преобладали кохлеарный неврит, вибрационная болезнь, заболевания пылевой этиологии. Аналогичная картина наблюдается и во всех остальных группах профессий МПС.

Данные литературы и собственный многолетний опыт работы в гигиене труда и профпатоло-гии позволяют считать условия труда работников ряда профессий железнодорожной отрасли аналогичными условиям в других отраслях промышленности. К таким профессиям в первую очередь относятся рабочие ремонтно-строительных предприятий (например, обрубщики, формовщики, полировщики, слесари-ремонтники, заточники и др.). Такое положение позволило проанализировать сроки формирования профессиональной патологии у отдельных представителей "сквозных" профессий на примере данных по РФ за 1994 г. и в дальнейшем с определенной степенью достоверности экстраполировать эти закономерности на представителей таких же профессий в системе МПС.

Первый этап включал разработку данных по 6 профессиям, доминирующим в общей массе всех профессиональных заболеваний, которые были распределены по 6 стажевым группам в зависимости от срока контакта с вредным фактором. Степень выраженности факторов оценивали ретроспективно по упомянутому выше руководству Р 2.2.013—94. В табл. 1 приведены данные по двум из изученных профессиональных групп.

Из табл. 1 следует, что для профессии обрубщика наиболее неблагоприятным фактором является вибрация. Средний срок развития патологии от воздействия вибрации при допустимых и вредных условиях труда (3.1. и 3.2.) составляет 10—14 лет. Общее число виброзависимой патологии 49%. Не менее важным является воздействие пылевого фактора, вызывающего профессиональные заболевания в 34,8% случаев, в основном при стаже 15—19 лет в классе опасности 3.1. и 3.2. Однако обращает на себя внимание возникновение пылевой патологии при стаже до 5 лет в классе опасности 3.4.

Заболевания в результате воздействия интенсивного производственного шума развиваются у работающих со стажем 10—14 лет при классе опасности производства 3.1. и 3.2. Последнее обстоятельство совпадает с полученными ранее результатами ретроспективного исследования обширного материала обследования слуха рабочих "шумовых" профессий [8], что дополнительно подчеркивает правомочность используемого в данной работе методического подхода.

Анализ профессиональной заболеваемости работников железнодорожного транспорта показал, что в профессиональной группе обрубщиков от вибрации пострадали 25 человек, из них у 11 было зарегистрировано по два заболевания. Профессиональная патология при этом регистрировалась в классе условий труда 3.1. — 15 случаев, б классе 3.2. — 7 случаев и в классе 3.3. — 3 случая. Заболевания, вызванные воздействием пыли, были у 6 человек при классе условий труда 3.4. и стаже работы от 10 лет и более. Заболевания, развившиеся под влиянием шума, в основном регистрировались в классе условий труда 3.1. — 10 случаев при стаже 15—19 лет, но были выявлены единичные случаи формирования патологии органов слуха в группах со стажем 5—9 и 10—14 лет. Другими словами, отмечались аналогичные закономерности, что и среди работников названных профессий в целом по отраслям страны. При этом следует подчеркнуть, что среди обрубщиков системы МПС практически в 50% случаев выявлено по два и более профессиональных заболевания.

При анализе другой "сквозной" профессии — формовщик — выявлены заболевания от воздействия пыли (60,6%), вибрации (23,6%), шума (9%). В группе со стажем до 5 лет профессиональных заболеваний не зарегистрировано ни в одном из классов условий труда. При анализе пылевой патологии были отмечены заболевания уже при стаже 5—9 лет (4,3%) с максимумом выраженности при стаже 10—14 лет (30,2%). Из них в классе условий труда 3.1. — 13,7% и в классе 3.2. - 12,0%.

Наиболее высокая частота заболеваний, вызванных вибрацией, наблюдается при классе условий труда З.1.: при стаже 5—9 лет — 9,8%, 10— 14 лет - 23,3%, 15-19 лет — 14,0%. Заболевания от воздействия шума при классе условий труда 3.1. и стаже работы до 10 лет не регистрировались, а наибольшее число заболеваний органов слуха было выявлено в группах со стажем более 20 лет (22,2%).

На железнодорожном транспорте за анализируемый период в профессии формовщик выявлено 13 случаев профессиональных заболеваний, из

них 8 от воздействия вибрации, которые регистрировались во всех классах условий труда, и 5 случаев заболеваний от воздействия пыли при классах условий труда З.2., 3.3. и 3.4. и стаже от 20 лет.

Практически сходные закономерности отмечены и в других "сквозных" профессиях.

Большой практический интерес, на наш взгляд, представлял анализ обстоятельств и условий развития профессиональных заболеваний. Так, в группе обрубщиков вибрационная патология в основном возникала вследствие конструктивных недостатков средств труда (49,5%) и несовершенства технологического процесса (42,5%). В группе формовщиков профпатология развивалась из-за несовершенства технологических процессов (55,6%), конструктивных недостатков средств труда (35,2%). Таким образом, становятся очевидными направления и точки приложения действий гигиенистов, технологов и конструкторов.

Материалы проведенных исследований указывают на возникновение профессиональной патологии, регистрируемой в "сквозных" профессиях уже при небольшом стаже работы, начиная от 5 лет, а в некоторых случаях и до 5 лет, что наряду с выявлением одновременно нескольких заболеваний у одного и того же больного свидетельствует о некачественном проведении профилактических, в том числе предварительных, медицинских осмотров.

Проведенные нами выборочные социально-гигиенические исследования в ряде административных территорий РФ и отрасли МПС по всем аспектам постановки диагноза, регистрации и учета профессиональных заболеваний позволяют сделать следующие заключения.

Сложившаяся социально-экономическая ситуация в России, отсутствие социальных прав и гарантий защиты работника, в том числе и при установлении профессионального заболевания, наметившаяся тенденция к безработице, в ряде случаев неадекватность заработной платы трудозатратам отдельных профессиональных групп вынуждают работников в одних случаях поздно обращаться за медицинской помощью по поводу профессионального заболевания, а в других — скрывать их.

Отсутствие механизма экономической заинтересованности всех субъектов производственных отношений в создании нормальных условий труда, недостатки в правовом регулировании возмещения ущерба от профессиональных заболеваний, равно как и несчастных случаев на производстве, в настоящее время не позволяют государству в полной мере выполнять обязанности гаранта социальной защиты. Ситуация усугубляется тем, что работодатели, вынуждая людей работать во вредных и опасных условиях труда, добиваются для них права на льготное обеспечение пенсиями или другими льготами от государственных институтов. Справедливости ради следует отметить, что в последние годы проведены научные разработки, обосновывающие необходимость пересмотра государственного льготного пенсионного обеспечения [11], однако эти механизмы практически не работают.

Таблица 2

Индекс профессиональных заболеваний среди некоторых профессиональных групп МПС

Профессиональная группа Нозологическая форма Кр Кт Индекс профзаболеваний Всего

Монтеры Полиневропатия 2 5 0,1

пути Деформирующий артроз 2 1 0,5

Экзема кистей 2 5 0,1

Вибрационная болезнь 2 1 0,5 1,55

Кохлеарный неврит 2 2 0,25

Клещевой энцефалит 2 5 0.1

Машини- Вибрационная болезнь 2 1 0.5

сты Кохлеарный неврит 2 2 0,25 1,25

Заболевания опорно-двига-

тельного аппарата 2 1 0,5

Обрубщи- Пневмокониоз 2 2 0.25

ки Пылевой бронхит 2 1 0,5 1,375

Вибрационная болезнь 2 4 0,125

Заболевания опорно-двига-

тельного аппарата 2 1 0,5

Формов- Пневмокониоз 2 2 0,25

щики Пылевой бронхит 2 Г 0,5 1,25

Вибрационная болезнь 2 1 0,5

Изолиров- Вибрационная болезнь 2 1 0,5

щики Заболевания опорно-двига-

тельного аппарата 2 1 0,5 1,0

При м е ч а н и с . Кр, Кт, индекс профзаболеваний определены в соответствии с рекомендациями Н. Ф. Измсрова и со-авт. [3].

Поэтому довольно часто из-за боязни потерять рабочее место работники вынуждены скрывать состояние своего здоровья и, лишь надеясь на льготную пенсию, обращаться за медицинской помощью в поздних, запущенных случаях. Положение с установлением работнику диагноза профессионального заболевания, особенно на ранних стадиях его развития, усугубляется тем обстоятельством, что в номенклатуре врачебных специальностей специальность "профпатолог" появилась только в 1994 г. В результате диагностика профессионального заболевания проводилась часто в неспециализированных лечебно-профилактических учреждениях при активном обращении больного.

В 1992 г. при активном обращении больного к врачу диагноз профессионального заболевания был установлен у 31,0% больных, в 1993 г. — у 36,6%, а в 1994 г. — у 31,4%. В связи с изложенным прогнозировать или оценивать риск профессиональной заболеваемости крайне затруднительно.

Вместе с тем выявленная в нашем исследовании корреляция развития патологии с воздействием конкретных этиологических факторов в сопоставлении со стажевыми зависимостями и соответственно классам условий труда позволяет предпринять попытку такого прогноза. Методической основой продолжает оставаться концепция риска профессиональных заболеваний по категориям их тяжести в зависимости от характера условий труда [3, 7].

Следует подчеркнуть, что в данном случае оценка риска рассчитана лишь на основе анализа числа выраженных клинических форм профессиональных заболеваний без учета распространенности общесоматической патологии, что связано с недостатком существующей учетной формы профессионального заболевания. Однако даже такой расчет показывает, что индекс профессиональных заболеваний как в специфических для железнодорожной отрасли профессиях, так и в "сквозных" профессиях превышает 1,0 (табл. 2), что характерно для особо вредных и экстремальных условий труда.

Выводы. 1. Данные официальной статистики профессиональных заболеваний железнодорожников России отражают ее низкие уровни, не сопоставимые с другими отраслями промышленности, как по специфическим для МПС профессиям, так и по "сквозным" профессиям, имеющимся в других отраслях.

2. Сопоставимые частоты развития каузально зависимых профессиональных заболеваний среди рабочих "сквозных" профессий МПС и других отраслей промышленности позволяют экстраполировать выявленные закономерности на работников железнодорожной отрасли.

3. Прогноз риска развития профессиональных заболеваний по степени тяжести и категориям опасности условий труда показал, что среди работающих в отрасли МПС индекс профзаболеваний превышает 1,0, что свидетельствует о наличии неблагополучных условий труда и серьезном недо-выявлении профессиональных больных в отрасли.

Л итсратура

1. Боярчук И. Ф., Школьников Б. П.. Дорфман А. А. и др. // Железнодорожная медицина. — М.. 1991. — Т. 2, ч. I. — С. 38-93.

2. Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса: Руководство (Госсанэпиднадзор России 12.07.94 № Р 2.2.013-94). - М., 1994.

3. Измеров Н. Ф., Концов В. А., Овакимов В. Г.. Денисов Э. И. // Мед. труда и пром. экол. — 1993. — № Ç—10. — С. 1 — 3.

4. Коршунов Ю. Н., Турков П. П., Фнсенко В. Л. // Там же. - 1994. - № 10. - С. 24-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кривуля С. Д. // Сборник науч. трудов ВНИИ железнодорожной гигиены. — М., 1990. — Вып. 4. — С. 55—67.

6. Кудрин В. А.. Прохоров А. А., Вахрамеева И. И., Манаев А. И. // Мед. труда и пром. экол. — 1995. — N° 2. — С. 18-21.

•7. Методические основы и система критериев для назначения льготных пенсий по условиям труда. — М., 1995.

8. Пешкова В. Б. // Съезд оториноларингологов России, 15-й: Материалы. - СПб., 1995. - Т. 2. - С. 347-351.

9. Пешкова В. Б., Карабанов В. С., Васильева С. В. // Гиг. и сан. - 1995. - № 5. - С. 15-18.

10. Прохоров А. А., Кудрин В. А., Зыкина С. А. // Медицина труда и проблемы экологии на железнодорожном транспорте. — М„ 1990. - Вып. 3. - С. 83-87.

11. Роик В. Д. Социальная защита работников от профессиональных рисков. — Черноголовка, 1994.

Поступила IS.02.97

S u m тагу. An attempt was made to assess the actual risk of oc-cupational discascs amoiig varions railway spécialises liaving harmfi.il and adverse working conditions. The risk was found to be high, sug-gesting tliat tliere are harmful and extremely harmful working conditions and high nndctection of patients with occnpational diseascs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.