Проблемные статьи
© Г. И. СИДОРКНКО. Е. Н. КУТЕПОВ. 1994 УДК 614.7:001.5
Г. И. Сидоренко, Е. Н. Кутепов
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ РИСКА НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н Сысина РАМН, Москва
Воздействие факторов окружающей среды на состояние здоровья населения приобретает все большую актуальность в связи с изменением социально-экономической обстановки и значительным ослаблением контроля за окружающей средой.
В настоящее время резко ухудшается демографическая ситуация (снижение рождаемости, рост смертности в целом и особенно младенческой, детской и смертности отдельных возрастных групп, в первую очередь мужчин), уменьшается продолжительность жизни. При наметившейся тенденции снижения отдельных видов заболеваемости (заболеваемость с временной утратой трудоспособности) наблюдается рост хронических болезней, увеличение их тяжести и длительности и т. д.
Несмотря на большое число работ, посвященных взаимоотношениям в системе здоровье населения— окружающая среда, до сих пор мало внимания уделяется воздействию факторов окружающей среды на отдельные возрастные (дети, подростки, пожилые), профессиональные группы и людей с определенными отклонениями и особенностями состояния здоровья (беременные, больные хроническими дегенеративными заболеваниями). Эти категории населения имеют различную чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов и в нарушение их здоровья факторы окружающей среды (химические, физические, социальные природно-климатические метеорологические и т. д.) вносят различный вклад.
В последнее время особое значение в мире и особенно в развитых странах в связи с опережающим ростом числа людей старше 60 лет по сравнению с ростом всего населения перед обществом встает ряд вопросов, касающихся экономической и социальной поддержки пожилых, в том числе их медицинского обеспечения, профилактики неблагоприятного воздействия на них факторов окружающей среды. Факторы окружающей среды остаются важной детерминантой здоровья популяции в целом и особенно определенных возрастных групп. Пожилые люди рассматриваются как популяция высокого риска, а мужчины пожилого возраста считаются группой особого риска. В пожилом возрасте сопротивляемость и адаптация к условиям окружающей среды снижаются, некоторые физиологические функции замедляются, а отсутствие физиологических резервов в большой степени способствует развитию многих патологических процессов. Старение и продолжительность жизни определяются оснозными биологическими механизмами, на которые могут
воздействовать факторы окружающей среды. Резервы снижения смертности в ряде стран (Япония, Швеция и др.) достигли в настоящее время биологического предела, поэтому дальнейшее снижение смертности и увеличение продолжительности жизни могут быть обеспечены лишь путем воздействия на скорость старения.
Состояние окружающей среды, образ жизни накладывают свой отпечаток на характер и темпы старения человека, т. е. могут ускорить, изменить, извратить старение организма и привести к преждевременной старости, развитию синдрома преждевременного старения. Эти люди поражаются атеросклерозом, гипертонической болезнью, диабетом и другими дегенеративными заболеваниями. Вместе с тем указанные заболевания сами по себе ускоряют старение, создавая порочный круг: преждевременное старение способствует снижению способности адаптироваться к изменениям условий окружающей среда, раннему развитию возрастной патологии, а эти болезни ускоряют старение человека, что в свою очередь увеличивает чувствительность к воздействию факторов окружающей среды.
Так, в рамках широкомасштабного эпидемиологического исследования влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья населения в одном из промышленных центров России нами была установлена взаимосвязь между распространенностью атеросклероза и состоянием окружающей среды. Следует также отметить и более раннее, примерно на 10 лет, развитие атеросклероза среди популяции (особенно среди мужчин), подвергавшейся воздействию высоких уровней загрязнения атмосферного воздуха. Кроме того, наблюдались существенные различия в реакциях пожилого населения на острые воздействия (загрязнение атмосферного воздуха, изменение метеорологических условий). Частота обращений за медицинской помощью по поводу заболеваний сердечно-сосудистой системы при колебаниях метеорологических параметров (перепады температуры, влажности, атмосферного давления, скорости ветра и т. д.) были практически одинаковой у мужчин 35—40 лет, проживающих в условиях значительного загрязнения атмосферного воздуха, и у мужчин 55—60 лет. проживающих в районах с меньшими уровнями загрязнения.
Рождение здорового потомства, сохранение здоровья детей и репродуктивного здоровья женщин вышли за рамки медицинских проблем и превратились, особенно в последнее время, в социальные. В России по самым скромным оценкам
1
— 3 —
более половины женщин заняты в производстве, причем многие женщины работают в условиях, не отвечающих требованиям норм и правил охраны труда, каждая вторая женщина работает во вредных и тяжелых условиях, на тяжелых физических работах. На здоровье населения заметно влияет и напряженная экологическая ситуация в стране. Особенно чувствительны к действию неблагоприятных факторов беременные и дети. Среди женщин детородного возраста наблюдается рост экс-трагениталыюй и гинекологической заболеваемости с временной утратой трудоспособности, чаще отмечаются нарушения овариально-менструаль-ной функции, патология беременности и родов. Растут перинатальная заболеваемость и смертность. Значительное число детей рождается с отклонениями в физическом и нервно-психическом развитии различной тяжести (от расстройств поведения и трудностей при обучании до глубоких нарушений интеллекта), с врожденными и наследственными заболеваниями. Заболеваемость и распространенность хронических заболеваний среди детей постоянно возрастают. Так, 25—30% детей дошкольного возраста имеют те или иные нарушения адаптации, функциональные отклонения в иммунном и психическом статусе, а 15—20% детей больны хроническими заболеваниями, причем в последнее время наблюдается рост сочетан-ной патологии. Все это накладывает серьезный отпечаток на демографические показатели и влияет на здоровье поколений.
В настоящее время достаточно хорошо изучены последствия влияния климато-географических факторов (условия Заполярья, жаркого климата, высокогорья) на репродуктивную функцию женщин.
Множество работ касается роли факторов промышленного и сельскохозяйственного производства в развитии патологии репродуктивной функции у работающих женщин и частично в состоянии здоровья их детей. Установлено влияние на репродуктивную функцию ряда производств, профессий, а также отдельных химических веществ и физических факторов. Эти воздействия проявляются в заболеваемости гинекологическими болезнями, нарушении овариально-менстру-альной функции (ациклические кровотечения, ги-пер-, поли-, олигодисменорея), осложнениях беременности и нарушениях родовой деятельности (угроза прерывания беременности, самопроизвольный аборт, слабость родовой деятельности и т. д.).
Значительное число работ посвящено выявлению причин невынашивания беременнос ти и рождения недоношенных и маловесных детей, в этих исследованиях оценивается роль социальных факторов, экстрагенитальной патологии, токсикозов беременности и т. д.
Оценки влияния антропогенных факторов окружающей среды (загрязнение атмосферного воздуха, качество питьевой воды и др.) приводятся в немногочисленных работах. В равной мере это относится и к оценке отдаленных результатов воздействия неблагоприятных факторов на женщину во время беременности (врожденные аномалии, повышенная младенческая и детская смертность, высокая заболеваемость детей первых лет жизни, их отставание в физическом и умственном
развитии). Лишь в единичных исследованиях делаются попытки количественной оценки и прогноза неблагоприятного воздействия отдельных факторов.
Поскольку вопросами, связанными с оценкой репродуктивной функции женщин и здоровья их детей занимались специалисты разного профиля (гигиенисты, социологи, акушеры-гинекологи), было использовано ограниченное число наблюдений и учитывались отдельные факторы (биологические, социальные, профессиональные и экологические), а не вся их совокупность.
Следует также отметить, что современный кризис экономики и общественной жизни сопровождается значительным ослаблением социальной защищенности, особенно заметным среди отдельных категорий граждан, ростом преступности, проституции, пьянства и наркомании, что также существенно влияет на образ жизни и здоровье детей, родители которых относятся к гак называемым социопатическим личностям. Детей из таких семей относят к группе высокого социального риска.
До настоящего времени оценка влияния неблагоприятных факторов окружающей среды на состояние здоровья населения базировалась в основном на демографических показателях заболеваемости и параметрах физического развития. Опыт последних лет показывает, что изучение состояния здоровья должно быть ориентировано не столько на указанные показатели, сколько на выявление начальных неблагоприятных изменений в состоянии здоровья, которые еще не являются патологическими, но в дальнейшем могут приводить к заболеванию. Попытки решения этого вопроса осуществляются за рубежом путем использования биологических маркеров для выявления ранних признаков иммуно-, нейро-, не-фротоксического и других воздействий. Однако эти подходы не позволяют диагностировать предпатологические состояния разной выраженности. В нашей стране для диагностики предпато-логических состояний используются методы, характеризующие функциональное состояние отдельных систем и органов, что не обеспечивает адеква тной оценки целостного организма. Кроме того, в большинстве исследований применяется ограниченное число диагностических тестов, не затрагивающих ключевые звенья функционирования изучаемых систем. Настоятельно необходима разработка системы надежных показателей и диагностического алгоритма с преимущественным использованием относительно недорогих и неинвазивных методов для оценки и прогнозирования предпатологических состояний с целью массовой диагностики.
Накоплены материалы о воздействии на здоровье населения отдельных антропогенных факторов окружающей среды, но нет критериев оценки эколого-гигиенических ситуаций на отдельных территориях с позиций ущерба для здоровья населения, отсутствуют единые методологические подходы к эколого-гигиенической оценке изменений здоровья населения в связи с воздействием антропогенных факторов окружающей среды.
Все изложенное, а также материалы наших предыдущих публикаций и результаты многолетних исследований в области как методологии, так
и практического изучения влияния факторов окружающей среды на здоровье населения позволяют сформулировать основные приоритетные направления исследований по данной проблеме:
— совершенствование и унификация принципов изучения и оненки влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья населения на различных уровнях (индивидуальном и популяци-онном) и определения силы влияния отдельных факторов на формирование здоровья населения;
— разработка новой концепции оценки зависимости среда — здоровье при воздействии факторов окружающей среды, базирующейся на диагностике преморбидных состояний, включая обоснование системы показателей и методов диагностики, прогнозирование риска перехода преморбидных состояний в патологические;
— обоснование критериев и принципов определения экологической опасности ситуаций, ранжирования степени экологического неблагополучия территорий при различных ситуациях (вследствие аварий или многолетнего загрязнения окружающей среды). Совершенствование методических приемов определения вклада факторов в развитие неблагоприятных изменений здоровья отдельных групп населения при эколого-гигиенических ситуациях разной напряженности и прогнозирование развития и трансформации экологически неблагоприятных ситуаций как при дальнейшем хо-
зяйственном развитии территорий, так и с точки зрения принятия своевременных профилактических мер;
— определение особенностей воздействия факторов окружающей среды на отдельные группы населения (беременные, пожилые люди, хронически больные), а также особенностей состояния здоровья населения на семейном уровне, включая неполные и социопатические семьи;
— развитие исследований по кинетике и метаболизму химических веществ, разработка и совершенствование тестов экспозиции (маркеры воздействия, маркеры эффекта);
— совершенствование оценки качества окружающей среды, в том числе в плане учета трансформации химических соединений и интермиттиру-ющего характера их действия на население;
— разработка действенных систем скрининга и мониторинга для выявления неблагоприятных эффектов, групп риска среди населения и факторов риска;
— разработка методологии оценки ущерба здоровью населения (на индивидуальном и по-пуляционном уровнях) в связи с загрязнением окружающей среды, разработка правовых и экономических механизмов воздействия на хозяйственные структуры, причиняющие ушерб окружающей среде и здоровью населения.
Поступила 10.06.94
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1994 УДК 613.31-074
Ю. А. Рахманин, Р. И. Михайлова, А. Б. Ческис, А. И. Роговец
СОВРЕМЕННЫЕ КРИТЕРИИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ДОБРОКАЧЕСТВЕННОСТИ
ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ
НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, Москва; ВНИИ стандартизации, Москва;
Государственный комитет санэпиднадзора РФ. Москва
В настоящее время в России основными регламентирующими документами в области санитарного контроля воды являются ГОСТ 2874—82, ГОСТ 2761—84 [1, 2].
В последние годы научно обоснованы дополнительные критерии, показатели и стандарты качества питьевой воды, нашедшие прежде всего отражение в международных регламентирующих документах — руководствах Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по контролю качества питьевой воды [4, 5, 8, 9].
Сравнительный анализ этих документов показывает, что по ряду параметров (сухой остаток, жесткость, фтор, железо, цинк, нитраты, свободный остаточный хлор) имеется полное или частичное совпадение гигиенических требований к качеству питьевой воды (табл. 1). По большинству же нормативных величин существуют незначительные (цветность, мутность, рН, хлориды, сульфаты, свинец) или более чем в 2 раза (запах, привкус, молибден, мышьяк, медь, марганец, алюминий, бактерии группы кишечных палочек — БГКП) различия. Часть показателей ГОСТа 2874—82 (бериллий, стронций, озон, связанный хлор, полифосфаты, по-лиакриламид) не регламентируется руководствами ВОЗ.
В соответствии с данными табл. 2 в настоящее время разработан ряд дополнительных регламентов микробного, химического и биологического состава питьевой воды. Как видно из табл. 2, для значительного числа показателей руководств ВОЗ гигиенические регламенты установлены и в нашей стране, однако по большинству из них имеются существенные различия — от 2 до 50 (бензол, гек-сахлорбензол, 2,4-Д, ДДТ) и даже до 600 (сима-зин) раз. По ряду показателей (хром, натрий, микробный состав, простейшие, гельминты) требования руководств ВОЗ и в России идентичны.
В целях совершенствования гигиенических требований к качеству питьевой воды в Российской Федерации при участии НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, Московского НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, ММА им. И. М. Сеченова, ряда других гигиенических учреждений и санэпид-центров разработан проект Санитарных правил и норм (СанПиН): «Требования к качеству воды централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения», включающий нормативы для микроорганизмов и химических веществ, встречающихся в природных водах, появляющихся в результате промышленного, сельскохозяйственного, антропогенного или иного загрязнения
2-1068