Научная статья на тему 'Приоритетные направления международной деятельности современного университета в условиях интернационализации образования'

Приоритетные направления международной деятельности современного университета в условиях интернационализации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION / INTERNATIONAL ACADEMIC COOPERATION / INTERNATIONAL ACTIVITIES OF UNIVERSITY / FUNDRAISING / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / ФАНДРЕЙЗИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овезова У.А., Вагнер М-Н.Л.

Международное сотрудничество университета на современном этапе направлено на постепенную интеграцию в мировое и научное сообщество. Образовательные политики и стратегии ведущих государств мира все чаще определяют интернационализацию образовательной среды как неотъемлемый компонент интеграции образования страны в мировое общеобразовательное пространство. Целью статьи является анализ основных задач и направлений международной деятельности высшего учебного заведения в контексте интернационализации; выяснение её особенностей в условиях диверсификации источников финансирования; выработка рекомендаций по повышению эффективности управления международной деятельностью в условиях инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY DIRECTIONS OF INTERNATIONAL ACTIVITIES OF A MODERN UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION

The international cooperation of a university at the present stage is aimed at gradual integration into the global and scientific community. The educational policies and strategies of the leading countries of the world are increasingly defining the internationalization of the educational environment as an integral component of the integration of the country’s education in the global educational environment. The purpose of the article is to analyze the main tasks and directions of the international activities of a higher educational institution in the context of internationalization; clarification of its features in terms of diversification of funding sources; elaboration of recommendations for improving the efficiency of managing international activities in the context of innovative development.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления международной деятельности современного университета в условиях интернационализации образования»

лением человека о самом себе и актуальным межличностным опытом, разрешение которого способно привести к конгруэнтности и самокорректировке своего «Я» в межличностных отношениях. В данном контексте следует упомянуть про важные регулятивные функции «Я», а именно самооценку и самоуважение. То мнение, которое складывается у человека о самом себе должно преломляться сквозь призму совокупного мнения тех, с кем он имеет отношения. В исследованиях известного ученого в области межличностных отношений А.А. Бодалева, мы находим подтверждение данных идей, однако исследователь, в отличие от своих коллег склонен утверждать, что предназначение общения заключается не только во взаимодействии его участников между собой, но и в воздействии

Библиографический список

друг на друга и одновременно самовоздействии [13]. Мы, в свою очередь, считаем данное мнение вполне обоснованным, так как в процессе общения люди не только обмениваются информацией, но и эмоционально влияют друг на друга и, очевидно, на самих себя.

Подводя итог исследованиям феномена коммуникативной компетентности в педагогике, констатируем, что формирование коммуникативной компетентности наиболее продуктивно будет реализовываться самостоятельно обучающимися в соответствии с личностной направленностью при организации совместной деятельности с другими обучающимися и при уместном педагогическом сопровождении.

1. Петрушин С.В. Социально-психологический тренинг в многочисленной группе как средство развития компетентности в общении. Диссертация ... кандидата психологических наук. Казань, 1995.

2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Москва: Просвещение, 2008.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. Москва: Смысл, 2007.

4. Щербакова Т.Н., Кладько А.И. Коммуникативная компетентность педагога как профессиональный ресурс. Государственное и муниципальное управление. Учёные записки СКАГС. Москва: РАНХиГС, 2014; 4: 199 - 204.

5. Кабрин В.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. Москва: Смысл, 2005.

6. Хокинг С., Млодинов Л. Высший замысел. Перевод М. Кононова. Санкт-Петербург: Амфора, 2013.

7. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. Диссертация ... доктора психологических наук. Ленинград, 1990.

8. Семенов В.Д. Педагогический процесс: социально-педагогический аспект: текст лекций. Свердловск: Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького, 1990.

9. Маслова Н.В. Ноосферное образование. Как превратить обучение в естественное познание мира. Москва: Концептуал, 2017.

10. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. Москва: Аспект Пресс, 2017.

11. Александрова Е.А., Кузнецова К.С. Как формировать эмоциональный интеллект школьника. Москва: Сентябрь, 2018.

12. Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. Москва: Национальный книжный центр, 2015.

13. Бодалев А.А. Общение как предмет междисциплинарного изучения. Психологический журнал. Москва: Российская академия наук. 2009; Т. 30, № 2: 129 - 133.

References

1. Petrushin S.V. Social'no-psihologicheskij trening v mnogochislennoj gruppe kak sredstvo razvitiya kompetentnosti v obschenii. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Kazan', 1995.

2. Asmolov A.G. Kakproektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole: ot dejstviya k mysli. Moskva: Prosveschenie, 2008.

3. Asmolov A.G. Psihologiya lichnosti: Kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka. Moskva: Smysl, 2007.

4. Scherbakova T.N., Klad'ko A.I. Kommunikativnaya kompetentnost' pedagoga kak professional^ resurs. Gosudarstvennoe imunicipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. Moskva: RANHiGS, 2014; 4: 199 - 204.

5. Kabrin V.I. Kommunikativnyjmir itranskommunikativnyjpotencialzhiznilichnosti: teoriya, metody, issledovaniya. Moskva: Smysl, 2005.

6. Hoking S., Mlodinov L. Vysshijzamysel. Perevod M. Kononova. Sankt-Peterburg: Amfora, 2013.

7. Emel'yanov Yu.N. Teoriya formirovaniya ipraktika sovershenstvovaniya kommunikativnojkompetentnosti. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Leningrad, 1990.

8. Semenov V.D. Pedagogicheskijprocess: social'no-pedagogicheskij aspekt: tekst lekcij. Sverdlovsk: Ural. gos. un-t im. A.M. Gor'kogo, 1990.

9. Maslova N.V. Noosfernoe obrazovanie. Kakprevratit' obuchenie v estestvennoe poznanie mira. Moskva: Konceptual, 2017.

10. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya: Uchebnik dlya vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Aspekt Press, 2017.

11. Aleksandrova E.A., Kuznecova K.S. Kakformirovat' 'emocional'nyjintellektshkol'nika. Moskva: Sentyabr', 2018.

12. Savenkov A.I. Razvitie 'emocional'nogo intellekta i social'noj kompetentnosti u detej. Moskva: Nacional'nyj knizhnyj centr, 2015.

13. Bodalev A.A. Obschenie kak predmet mezhdisciplinarnogo izucheniya. Psihologicheskij zhurnal. Moskva: Rossijskaya akademiya nauk. 2009; T. 30, № 2: 129 - 133.

Статья поступила в редакцию 13.11.18

УДК 37

Ovezova U.A., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Faculty of Humanities and Social Sciences, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: umeda_77@mail.ru

Wagner M-N.L., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Faculty of Humanities and Social Sciences, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: umeda_77@mail.ru

PRIORITY DIRECTIONS OF INTERNATIONAL ACTIVITIES OF A MODERN UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION.

The international cooperation of a university at the present stage is aimed at gradual integration into the global and scientific community. The educational policies and strategies of the leading countries of the world are increasingly defining the internationalization of the educational environment as an integral component of the integration of the country's education in the global educational environment. The purpose of the article is to analyze the main tasks and directions of the international activities of a higher educational institution in the context of internationalization; clarification of its features in terms of diversification of funding sources; elaboration of recommendations for improving the efficiency of managing international activities in the context of innovative development.

Key words: internationalization of education, international academic cooperation, international activities of university, fundraising.

У.А. Овезова, канд. ист. наук, доц. каф. иностранных языков, Российский университет дружбы народов, г. Москва, E-mail: umeda_77@mail.ru М-НЛ Вагнер, канд. ист. наук, доц. каф. иностранных языков, Российский университет дружбы народов, г. Москва, E-mail: umeda_77@mail.ru

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Международное сотрудничество университета на современном этапе направлено на постепенную интеграцию в мировое и научное сообщество. Образовательные политики и стратегии ведущих государств мира все чаще определяют интернационализацию образовательной среды как неотъемлемый компонент интеграции образования страны в мировое общеобразовательное пространство. Целью статьи является анализ основных задач и направлений международной деятельности высшего учебного заведения в контексте интернационализации; выяснение её особенностей в условиях диверсификации источников финансирования; выработка рекомендаций по повышению эффективности управления международной деятельностью в условиях инновационного развития.

Ключевые слова: интернационализация образования, международное академическое сотрудничество, международная деятельность вуза, фандрейзинг.

В начале ХХ1 века в условиях роста роли знаний и интенсификации процессов глобализации ведущей тенденцией реформационных процессов современных образовательных систем разных стран мира становится интернационализация высшего образования. И, как отмечают исследователи международного образования У Бранденбург и Н. де Вит, интернационализация закрепила позиции как основное направление развития высшего образования в мире, «изменив вектор от периферийного явления до ключевого интереса высших учебных заведений» [1].

Трансформации в управлении международной деятельностью в значительной мере обусловлено процессами интернационализации образования. ЮНЕСКО определяет интернационализацию как одну из форм соответствия высшего образования требованиям и вызовам глобализации. Интернационализация высшего образования является многоаспектным понятием. Она реализуется в контексте структурной, содержательной, процессуальной модернизации образовательного процесса через обновление учебных планов и программ, внедрения инновационных технологий обучения и воспитания, активизацию научно-исследовательской деятельности, академической мобильности разнообразных форм сотрудничества и др. [2].

Дж. Найт утверждает, что процессы интернационализации образования направлены на предоставление университетскому сообществу возможности понимать и оценивать реальную сущность взаимозависимости наций (экономической, политической, культурной и социальной и подготовки профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов к деятельности в международном и интеркультурном контексте) [3].

В. Тайхлер [4] выявил пять основных направлений исследований, существующих в мировой науке и определяющих основные аспекты интернационализации как процесса, что в значительной степени предопределяет развитие международных отношений: 1) измерение знаний или исследования, связанные с пересечением границы (трансфер знаний, международное образование и наука, кросс-пограничное общение и дискурс); 2) подтверждение и признание результатов обучения и научной деятельности; 3) проблемы международной однородности и разнообразия структурных элементов высшего образования (например, системы приема на обучение, учебные программы, научные степени, профессиональные права, которые дают научные степени, типы учебных заведений в системе высшего образования, профессорско-преподавательский состав, вопросы финансирования); 4) политика участников образовательного процесса (национальные и международные стратегии вузов и министерств); 5) управление международным образованием в целом (роль национального правительства, национальных и международных профессиональных ассоциаций, международных организаций, глобальных рынков и собственно способы управления).

При таких условиях впечатляющими темпами развиваются различные формы сотрудничества между высшими учебными заведениями различных стран. Институт международного образования выделяет такие виды международного академического сотрудничества [5]:

- Партнерское преподавание: этому виду сотрудничества способствует развитие технологий, которые позволяют проводить виртуальные занятия, видеоконференции, осуществлять обмен электронными письмами и применять веб-платформы. Этот вид сотрудничества дает возможность преподавателям из партнерских университетов эффективно общаться со студенческими аудиториями и часто является предпосылкой дальнейшего развития новых видов партнерских отношений.

- Консорциум университетов: группа, состоящая из двух или более университетов, которые работают вместе и объединяют ресурсы для достижения общих целей. Консорциум дает университетам уникальную возможность расширить партнерство и использовать преимущества партнеров. Этот вид сотрудничества часто предполагает привлечение университетов как в развивающихся, так и развитых.

- Обмен преподавателями: способствует более глубокому развитию сотрудничества и часто финансируется такими государственными программами, как Программа имени Фулбрайта. Приглашенные преподаватели могут читать полный курс лекций или компоненты курса.

- Обучение в университете-партнере за рубежом под руководством преподавателя: вид сотрудничества, который является основой дальнейшего развития сотрудничества. Этот вид сотрудничества не предусматривает трансферта кредитов. Программы под руководством преподавателей существуют в разных форматах. Это позволяет участникам быть креативными и экспериментировать.

- Международные программы двойных и совместных дипломов: программы предлагаются совместно двумя (или более) вузами, которые расположены в разных странах. Они предусматривают совместно разработанный учебный план. Студенты учатся в обоих вузах. После окончания программы студенты либо получают дипломы каждого из университетов (программа двойного диплома) либо получают один диплом, который подписывается двумя университетами (программа совместного диплома). Программы совместных дипломов предлагаются университетами после многих лет сотрудничества.

- Международные программы общественного обучения: сочетают академическое обучение с общественной деятельностью за рубежом. Такие проекты углубляют опыт студентов, обучают гражданской ответственности и привлека-

ют студентов к международной общественной деятельности. Такие программы обычно предлагаются на протяжении краткосрочных или долгосрочных поездок за границу, часто сопровождаются дополнительной деятельностью студентов во внеаудиторное время.

- Международные программы прохождения практики: университеты устанавливают прочные связи с работодателями, что помогает в организации практики для студентов. Поскольку международные компании имеют представительства за рубежом, университеты используют эти деловые связи для организации практики студентов.

- Совместная исследовательская деятельность: часто осуществляется преподавателями отдельно от общего процесса интернационализации университета, но лучше содействует образовательным учреждениям, когда осуществляется на долгосрочных институциональных принципах. Так, исследователи университета-партнера способствуют расширению связей университета с другими кафедрами и факультетами и часто организуют кратковременные визиты студентов в свой университет или проводят конференции на базе обоих учебных заведений.

- Совместная деятельность университетов: такие события, как совместные публикации, конференции, семинары, видеоконференции, лекции, ознакомительные поездки являются эффективным двигателем сотрудничества.

- Смешанные «сэндвич-программы» предполагают, что студенты начинают обучение в своем университете, продолжают учебный процесс в университете-партнере, а затем возвращаются в базовый университет для окончания обучения.

- Обмен студентами: обмен студентами на краткосрочный или долгосрочный периоды является одним из наиболее распространенных видов партнерства. Этот вид сотрудничества способствует творческой деятельности. Кроме учебных курсов студенты работают в лабораториях, изучают языки, проходят практику и/ или приобщаются к общественной деятельности.

- Общие ресурсы: университеты совместно используют лаборатории, библиотечные ресурсы, учебные планы, что способствует дальнейшему развитию взаимодействия.

Важной составляющей международного сотрудничества в сфере высшего образования является привлечение на обучение иностранных граждан, в том числе связанное с обучением русскому языку как иностранному [6].

Отметим, что международная деятельность расширяет возможности диверсификации источников финансирования университета, в том числе через иностранные инвестиции, фандрейзинг гранты международных фондов, участие в международных программах, международный трансфер технологий и коммерциализацию результатов научных исследований. Так, новейшим средством финансирования научных исследований и проектов является фандрейзинг, понимаемый как комплексная система мероприятий, обеспечивающих поиск финансовых и материальных средств, необходимых для реализации некоммерческих проектов [7].

Одним из последствий монетизации образования становится внедрение в управление международной деятельностью вузов подходов, основанных на маркетинговых принципах, необходимость во внедрении которых обусловлена тем, что большинство международных университетов-партнеров пользуется именно маркетинговыми принципами во всех видах сотрудничества. Подобно тому, как промышленные компании создают бренды, используя похожие стратегии для рекламы предложений о предоставлении образовательных услуг, на международном уровне такие меры обеспечивают иностранных абитуриентов необходимой информацией относительно процесса поступления, зачисления и условий обучения, эффективные кампании помогают заинтересовать потребителя, в результате чего количество иностранных студентов учебного заведения растет [8].

Примером подобных инициатив является известная программа Study USA (Обучение в США), региональные представительства которой распространены во всех странах мира. Представительства программы регулярно организуют ярмарки образовательных услуг, направленные на привлечение иностранных студентов. На уровне штатов действуют отдельные программы такие, как Study New York, Study Oregon и другие, целью которых является агитация студентов учиться именно в данном штате. О результативности активных кампаний свидетельствует существенное увеличение количества иностранных студентов. Так, по данным Института международного образования, с 2009-2010 по 2010-2011 годы количество иностранных студентов на всей территории Соединенных Штатов в 20142015 гг выросло на 10% по сравнению с предыдущим годом, а конкретно в университетах штата Делаваре - на 27%, штата Орегон - на 19%, штата Аляска - на 17% [9]. Ведущие российские вузы также начали применять подобные стратегии в своей деятельности, в университетах появляются маркетинговые службы, занимающиеся маркетинговыми стратегиями как на внутреннем уровне, так и на уровне международной учебной и научной деятельности [10].

Международная деятельность способствует распространению передового опыта университетов развитых стран, дает возможность его оценить и спрогнозировать его потенциал в повышении эффективности деятельности конкретного учебного заведения, а также адаптировать и внедрить положительный опыт в практику работы, что повысит конкурентоспособность университета на национальном уровне. Кроме того, каждое заведение разрабатывает собственные

стратегии, средства, механизмы совершенствования форм международной деятельности в соответствии с социально-экономическими, политическими и культурными приоритетами страны.

Подводя итоги, следует отметить, что, обеспечить повышение эффективности управления международной деятельностью университета в условиях инновационного развития образования поможет:

на стратегическом уровне: формирование четкого видения миссии и целей вуза; наличие четко определенной стратегии развития международной деятельности, которая отвечает потребностям социально-экономического развития страны и ориентирована на наиболее полное использование потенциальных

Библиографический список

возможностей и ресурсов университета; полноправное и полноценное участие университета в международном процессе развития образования;

на организационно-управленческом уровне: совершенствование деятельности отдела международного сотрудничества путем активного использования опыта ведущих мировых вузов; активизация процесса трансфера технологий; внедрение системы оценки результатов международной деятельности структурных подразделений университета; наличие профессиональных проектных менеджеров-специалистов по подготовке заявок на участие в международных проектах; улучшение взаимодействия отдела международного сотрудничества со всеми структурными подразделениями учебного заведения.

1. Brandenburg U., de Wit H. The End of Internationalization. International Higher Education. 2011; 62: 15 - 17.

2. Higher Education in a Globalized Society. UNESCO Education Position Paper. UNESCO, 2014. -

3. Knight J. An International Model: Responding to New Realities and Challenges, Higher Education in Latin America: The International Dimension. Washington : The World Bank, 2005: 1 - 38.

4. Teichler U. The Changing Debate on Internationalisation of Higher Education. Higher Education. 2004; Vol. 48; № 1: 5 - 26.

5. Altbach P.G. Globalization and the university: Realities in an unequal world.M International handbook of higher education. Dordrecht: Springer: 121 - 139.

6. Овезова УА. Методы интерактивного изучения иностранных языков как средство формирования языковой компетенции студентов неязыковых вузов. Мир науки. Интернет-журнал 2017; Том 5; № 6. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/60PDMN617.pdf

7. Александер Д.Дж., Карлсон К.Дж. Основные принципы фандрейзинга. Издательство: Баланс Бизнес Букс, 2007.

8. Арсеньев Д.Г, Алексанков А.М., Джаим Е.А. Маркетинг в международной деятельности вуза. Санкт-Петербург: Издательство Политехн. ун-та, 2008.

9. I IE Network for International Educators. Institute of International Education. 2016: 25-32.

10. Айдинова А.Т. Обеспечение развития сферы образовательных услуг на основе использования рыночных инструментов. Ставрополь: Фабула, 2013. References

1. Brandenburg U., de Wit H. The End of Internationalization. International Higher Education. 2011; 62: 15 - 17.

2. Higher Education in a Globalized Society. UNESCO Education Position Paper. UNESCO, 2014. -

3. Knight J. An International Model: Responding to New Realities and Challenges, Higher Education in Latin America: The International Dimension. Washington : The World Bank, 2005: 1 - 38.

4. Teichler U. The Changing Debate on Internationalisation of Higher Education. Higher Education. 2004; Vol. 48; № 1: 5 - 26.

5. Altbach P.G. Globalization and the university: Realities in an unequal world.i International handbook of higher education. Dordrecht: Springer: 121 - 139.

6. Ovezova U.A. Metody interaktivnogo izucheniya inostrannyh yazykov kak sredstvo formirovaniya yazykovoj kompetencii studentov neyazykovyh vuzov. Mirnauki. Internet-zhurnal 2017; Tom 5; № 6. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/60PDMN617.pdf

7. Aleksander D.Dzh., Karlson K.Dzh. Osnovnyeprincipy fandrejzinga. Izdatel'stvo: Balans Biznes Buks, 2007.

8. Arsen'ev D.G., Aleksankov A.M., Dzhaim E.A. Marketing v mezhdunarodnojdeyatel'nosti vuza. Cankt-Peterburg: Izdatel'stvo Politehn. un-ta, 2008.

9. IIE Network for International Educators. Institute of International Education. 2016: 25-32.

10. Ajdinova A.T. Obespechenie razvitiya sfery obrazovatel'nyh uslug na osnove ispol'zovaniya rynochnyh instrumentov. Stavropol': Fabula, 2013.

Статья поступила в редакцию 21.11.18

УДК 37

Osmanov M.H., Cand. of Sciences (Law), Dagestan State University (Derbent, Russia), E-amil: alfa777m@yandex.ru

SOME PROBLEMS OF ECOLOGICAL EDUCATION IN RUSSIA. The article analyzes a problem of interaction between man and nature, the relevance of this problem in the context of scientific and technological progress. The study is dedicated to the consideration of the issues of legal regulation of social relations in the field of environmental education in the context of the concept of sustainable development, to some extent fills the ideological and theoretical vacuum that, unfortunately, exists in the public consciousness, and in the field of public administration and law-making.

Key words: ecological education, ecological consciousness, prospects of development of ecological education, environmental protection.

М.Х. Османов, канд. юр. наук, филиал ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Дербент, E-mail: alfa777m@yandex.ru

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В научной статье анализируется проблема взаимодействия человека и природы, отмечается актуальность этой проблемы в контексте развития научно-технического прогресса. Исследование, посвящено рассмотрению вопросов правового регулирования общественных отношений в области экологического образования в контексте концепции устойчивого развития, в некоторой мере восполняет тот идейно-теоретический вакуум, который, к сожалению, существует как в общественном сознании, так и в сфере государственного управления и законотворческой деятельности.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическое сознание, перспективы развития экологического образования, охрана окружающей среды.

Становление и развитие индустриально развитого промышленного производства сопровождается возникновением у человека нового потребительского отношения к природе. Наиболее отчетливо это отношение выразил Ф. Бэкон, провозгласивший целью науки и техники господство над природой. Природа начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета. С созданием искусственной среды обитания человека, так называемой «второй природы», всё больше страдала естественная природная среда [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-техническая революция, определявшая стратегию и тактику развития мировой цивилизации последнее столетие, наряду с выдающимися достижениями принесла человечеству невосполнимые во многих случаях потери. Уже доказано, что невозможно обеспечить населению всех стран мира одинаковый, в соответствии с мировыми стандартами, уровень потребления. Существующая ныне индустриальная парадигма развития не способна обеспечить устойчивое и поступательное движение вперед всех стран и народов, прежде всего в силу ограниченности природных ресурсов, запредельных нагрузок на эко-сферу пла-

неты [2]. Человечество стоит перед выбором: либо необходимо в кратчайшие сроки сменить парадигму индустриального антропоцентрического развития на про-экологическую, либо смириться с самоуничтожением.

Как одно из возможных решений экологической катастрофы появилась концепция устойчивого развития, закрепленная как в ряде международных документов, так и в национальном законодательстве большинства государств. При всей неоднозначности самого термина устойчивое развитие» он принят научным сообществом, официальными структурами и международными организациями как основное понятие, позволяющее, с одной стороны, обозначить проблему, с другой - наметить пути её решения. Действительно, под устойчивым развитием понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Но, несмотря на такие различные представления об устойчивом развитии, концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г Зна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.