Научная статья на тему 'Модели управления процессами интернационализации в высших учебных заведениях'

Модели управления процессами интернационализации в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВУЗА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MANAGEMENT MODEL / INTERNATIONALIZATION OF UNIVERSITY / INTERNATIONAL ACTIVITY / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токарева Евгения Сергеевна

В эпоху глобализации уровень развития интернационализации в вузе характеризует его конкурентоспособность в мировом образовательном пространстве, что актуализирует изучение аспектов управления данным процессом. В статье осуществляется поиск эффективных моделей управления актуальными направлениями деятельности вуза в современных условиях, рассматриваются основные направления, способы и методы управления интернационализацией на примере отечественных вузов. Предложены структурные и функциональные модели управления интернационализацией. Структурные модели отражают иерархическое взаимодействие между участниками управления процессом интернационализации в вузе и подразделены на централизованные и децентрализованные модели, где последняя рассматривается как более оптимальная и перспективная, так как предполагает включение международной деятельности в функционал всех основных подразделений вуза. Функциональные модели управления интернационализацией отражают непосредственную направленность и функции интернационализации в высшем учебном заведении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Токарева Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF MANAGING PROCESSES OF INTERNATIONALIZATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article argues that in the era of globalization the level of internationalization development of a university in-dicates its competitiveness in the global educational space which points to the importance of studying various aspects of managing the process of internationalization. The article discusses ways of effective management of most impor-tant areas of university activities, considers main directions, ways and methods of managing internationalization of Russian universities. The author suggests structural and functional models of internationalization management. The structural models involve hierarchical interaction between participants in the internationalization process manage-ment and can be in divided into centralized and decentralized models, where the latter is considered more optimal and promising as it implies integrating international activity in all the main functional units of the university. The functional models of internationalization management refl ect a direct orientation and internationalization functions in higher education

Текст научной работы на тему «Модели управления процессами интернационализации в высших учебных заведениях»

»-♦

mail.ru Евгения Сергеевна Токарева,

аспирантка кафедры экономической социолоаии, рекламы и связей с общественностью, начальник отдела международных связей. Саратовский социально-экономический институт (филиал} УДК 3?В РЭУ им Г В Плеханова

МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

В эпоху глобализации уровень развития интернационализации в вузе характеризует его конкурентоспособность з мировом образовательном п роста нсттзе, что актуал иди руст изучение эсле^тсй упрэяпения Данным процессом Ь статье Осуществляется поиск эффективных Моделей управления актуальными направлениями деятельности вуза в современны* условиях, рассматриваются основное направивший, способы и методы управления интернационализацией на примере отечественным вузоз Предложены структурное s функ-цио-нальные модели управления интернационализацией. Структурные модели отражай! иерархическое взаимодействие между участниками управления процессом интернационализации в вузе и подразделены на центрэ-пизоаамиые и децентрализованные модели, где последняя рассматривается как более оптимальная и перспективная так как предполагает включение международной Деятельности а функционал всех оьновиыч подразделений вуна Функциональнее модуля упраиления интернационализацией отражают непосредственную направлен кость и функции интернационализации в высшем учебном заведении

Ключевые слова: модели управления, интернационализация вузз. международная деятельность, высшее образование

Ye.S. Тока rev а

MODELS OF MANAGING PROCESSES Or INTERNATIONALIZATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Tiie article argues f hat in tne erg oF globalization the I eve? of In (e mat io n a brat ion development of a university ind icat es its com peiitiva r e ss in the g I oba I e d uca t ion a I 5 p ace wh en poi nts. to the I mport ance of sludyi n g va rio us as peels of man a g in g tne p r o cess of inter n a ti onalizauon. The article d Is cu sse s way a of eInfective ma nagement m ost i rnpor-tafit areas of university acrlvifies, considers main orrections, ways and methods of managing internationalization of R uss la rt u n ivef 5itles. T n e a uth or sif g g ests slructu r a I an d fun ct ion a I mod e Is o 11 nte r nation a I l2atlon ma n ageme nt Th e structural models involve hierarchical interaction between participants iri the intern at ion ale at ion process management and can be in divided into centralized and decentralized models where the latter is considered mora optimal and promising as t implies ntegratmg 'ntc-rnational activity in all the main functional unrts of the unrversrty. The functional models of pnternahonaPi/ation management reflect a dire ct orientation and internationalization functions in higher education

Keywords; management mode/, Internationalization of untvetzity, international acidity, higher ecfuca^on

И условия* гпобализациН интернационализация становится значимой инновационной управленческой страггегяей вуза Однако, несмотря на растущее внимание вузов к международной деятельности, еажно учитывать, как интернационализация вписывается ы структуры г* процессы современного образования Интернационализации представляет совок сложный процесс, поскольку включав! в себя множество компонентов Известно, ^гто краткой оценкой уровня интернационализации является количество иностранных студентов, студентов обучающихся за рубежом, и количество студентов, впадеющ^х иностранным Языком Ё го не время очевидно что эТог процесс впияет на содержание обра зевательных программ,

методы преподавании, самих учэщЛкся. институциональную политику, руководи во вузов Высшие учебные за вед е ния осу ществ ля ют тр э ><сфо рм аци ч> у правления вузом когда речь заходит о международной деятельности: например, добавление нового языкового курса, внедрение международного аспекта в учебную программу или соДейспзие обучению за йубехом В Российской Федерации особое внимание уделяется экспорту образовательных услуг, т е количеству иностранных студентов, обучающихся по основным образовательным программам вуза [2] Но тэга?* краткий перечень действия интернационализации а вузЕ не схватывав! многостороннего Вли яняп этого процесса

Интернацианэпиэаципеед*-т к институциональным прео6разаййф»ям, затрагивая не г олько студентов но и преподавателей й управленцев. Эта инотитуци опальна я трансформация требует стрэте-гическопс планирования К сожалению, в условиях бюрократизации многие университеты традиционно сосредотачивают усилия по планированию я сбору дзнны* дпя поддержки рутинного процесса принятия решений но не сбесгечиваот условия для долгосрочных перспектив Эффективность внедрения интернационализации п вузах РФ претерпевает кризис процесс не имеет четно рйгламентийзваннрго руководства, в иоде реализации отсутствует системность Множество проблем в правлений процессами интернационализации 1 оказывает, что воплощение в жизнь основных принципов Бопонскота процесса по формированию оощеаиропей-скопо обр азе еа тельное о пространства остается неза-вер^ье нны М от меч аегся неооотв етсгви е обя 1а тел ьств и реалии со ц^апьна-ахо комического положения страна Включение в Бол опеки и процесс потребовало от государства шагов по существенным измене^иям в высшем профессиональном образовании, Модернизация высшего обрэзоэания может осуществляться посредством устойчивой системы менеджмента организации ее процессов [ 1 ].

С целью исследования управления процессом интернационализации в вузе представляется необходимым рассмотреть управленческие отношения и способы управленческой деятельности процесса, закономерности, методы целен а прав пенного воздействия на процессы развития высшего образования. с возможностью приращения социологического знания для оптимизации управпетвекихфункций, повышения эффективности деятельности и реализации у правленчески к решении

Развитие процессов интернационализации еыси,-е-го образования, выход интернационализации на уровень стратегии развития вуза приводят к необходимости трансформации организационных систем управления вузами и формирование инновационных под-кодов к упрвелению международной деятельностью.

Для выявления основных характеристик * особенностей сов ремйнщк моделей у гзрэвпения «нтарнационализацией в вуза.* РФ и за рубежом использовался метод содержательного анэпиза сайтоз вузов, анализа документов (концелциг стратегий развития в удов), а Также результаты имеющимся социологических не следований процессов у прев пени я интернационализацией в вузв

В управлении большую роль, естеет венно. играют управленцы (руководители! Стиль управления руководства представляет собой подход руководителя к решенич управленческих задач нь;бор способов достижение целей и взаимодействия с подчиненными Ксноч^а, есть много лидеров, которые длит результаты и демонстрирую^ возможность интернационализации высшего образования, готовых работать в рамках стратегии, направленны* на долгосрочную перспективу [Э]

Рассмотрим структуру у гтрав пени я международной деятельностью в вузах нг основе пнапиза сайтов вузов

документов, íияза^нмх i: процессами интернационализации (концепции, программы развития}'.

Известно, что вузами управляет ректор (или диктор). которому, как правило, подчиняется проректор (заместитель директора] п,о междуi-.ародноидеятель ности. Через подчиненный подразделения проректор управляет м всенародным и с в язя ми сотр уд л ячеством, приемом инесг ранных граждан и другими направлениями международно* деятельности в зависимости от масштабов вуза исполнителями и координаторами являются представители управлений, департаментов, отделов ил* центров по международным саяз пм/сотруд ничеств у/л е рте п .-.чос™

Качественный анализ документов и сайтов по зволяет обобщить функции международных слу^е в России и за рубежом Международные управления организуют прием иностранных специалистов, способствуют укреплению связей с за рубежи ыми университетами и организациями Международные отделы направляют в зарубежные поездки командировки преподавателей и студентов по программам

межвузовских обменов и координируй процесс оформления сопутствующих документов, помогают COCTSB лять заявки, мот рационные письма, исследовательские предложения и тд содействуют участникам образовательных обменов в оформлении виз. брони билетов и гостиниц (общежитий) медицинских страховок и оказывают поддержку а учебных и бытооых вопросах.

С целью расширения международной деятепь-чости международные служаь- регулярно информируют о возможностях в вузе обучении, стажировки и научная работа за рубежом или совместно с приглашенными га рубежным и специалистами истудвнтами о стипендиях и фангах зарубежных вузоз-паргнеров или организации В настоящее время в сфере международной дея-елыности распространена работа по формированию заявок и проектов на получение грантов от разнообразных фондов позволяющих обеспечить академическую мобильность создание со-еместьь-х образовательных программ или научных исследовании

Данные службы осуществляют документооборот готовят соглашения г договоры с международными партнерами отчеты, журналы приемов и выездов

Совместно с отделами по связям с о б щес Таен кость ьэ или автономно специалисты международных

1 Исследовал ись кпы ээ рубенньч к от-ечес-тав иных вузов а также концепции рвавИ-Тия интерната н а пИаациИ ЮйузйьРФ (на мнй-йеcnykariHijii ьь.ойрки), крупных научно-исследовательмих региональных н столичный (Дмурскии государственный университет В пад^ мире кий государственный университет. Казанский ча^онгпьный иссл-гд^рлтБль-ский ттвкнсяощчеtunv у ниверситет кдпнркии пкудэретден-нуй институт культуры, líyftáM«h(i Щиудвретмкный йграрьыи университет ин И Т Трубилина ЧаргискиигосудэргтвенныИ технике;г,кий университет Тамбовский государственник гркничеекпй университет, РЭУИм. г в Плеханова. Финансовый ун.шерситвт Opit ПаавИГе Пьс 1 ае РисиАСгайФедврац>1и.

С а р атоьскнй со циал ^чо-йкй чоЦжес кий институт (конце г,ци я развитая интернационализации разработана автором в октябре 2013 г))

управление разрабатывают рекламные информационные материалы о вузе (брошюры, буклеты, листсв ни), нацеленные как на иностранны к граждан. партнеров. тэн. vi на повышение имиджа и привлекательности вуза дпя абитуриентов и участников образовательного процесса Как правипо, представители международных отделов обеспечивают содержание инояэыч-ньк версии сайтов вузов

В отличие от большинства зарубежны* российские международные службы вузов нацелены на работу с и нос-рэ н ч ы м и студ е нта м и (эхе по рт образе вате п ьн ы услуг, являющийся показателем эффективности де тал^лости еузсв). разрабатывают маканизмы для реализации приема граждан, легализуют и* пребывание Не территории -йФ рел^трируют их в управлениях МВД РФ. осуществляют работу пр социализации иностранны/ граждан курируй г их пребьвание в общежития* Кроне того, представители российских вузов занимаются профессионально И ориентацией иностранны* ао иту риен ~ое уча ству кгт в зар убежн ых обр аз ов атель-hwx выставках, как правило, в странах СНГ

Российские международные отделы гэще обязаны вести журналы Приема иностранных граждан, журналы

бьездов, статистику и отчетность для разнообразны*

ведомств и -Министерств РФ

Во многих вузах (особенно в крупных) в настоящее время международная деятельность осущес1 вляетоя и "а факультетском уровне. Представители международных отделов координируют международную дея-тальност ь фа кул ьт етоз, пом ora щ г заключать соглаше ■ ния, содействуют академической мобильности, в то время как представители факультетов сами являются и и и и иа то рам и интернационализации. рекомендуют международному отделу кандидатов на участие в академической мобильности Некоторые преподаватели являются координаторами мемадународных программ или стажировок, содействуют организации международных конференций и образовательных мероприятии с международным у-.астием В крупны* российских в у ja к международная Де^е^ь« Ость, paco та с иностранными студентами участие в международных проекта* и т.д является ответственностью факультетов Ütc означает, >-"td в настоящее время вузы стремятся к всеобщей интернационализации не только Не уровне курирующих подразделении, но и на факультетском уровке Децентрализацив международной деятельности ярко выражена в зарубежных и в большинстве крупных: российских ву зев

Следует отметить что международная деятельность бузоэ осуществляем ?акже на студенческом уровне- студенты создают волонтерские сообщества помогая в реализации международных мероприятий, яаляются самостоятельными участниками международных программ за рубежом, те самостоятельно пода ют. заявим на конкурсы или стипендии за рубежом Высокую эффективность студенческий международной деятельности показывает система волонтерской поддержки иностранных студентов buddies, которая распространилась за рубежом и в последнее время в вузах РФ.

На основе проведенного анализа сайтов и документов можно выделить структурные модели управления международной деятельностью в вузах РФ

Структурная модель отражает иерархическое аза и содействие между участниками управления процессом интернационализации в вузе (рис. 1)

Рис 1 ЦентпалиэоданНАП структурмадепь улрэзпения интернационализацией

Данная модель имеет харз-"герметику централизованного упрааге ни я где (Директор по международной деятельности подчиняется ректору, курирует и илани рует между на родную деятельность, определяет стратегические задачи развития интернационализации Управление^отдел по международной деятельности организует между народные г вязи, инициирует и координирует академическую мобильность, организует международные мероприятия ка базе вуза и за рубежом, содействует интернационализации Отдел по работе с иностранными гражданами осуществляет организационно-визовую поддержку ведет миграционный учет обучающиеся иностранных студентов, приглашенных преподавателей составляет отчеты и собирает статистические данное о контингенте иностранных граждан, содействует их Социализации, уча ствует в выставках за рубежом занимается привлечением иностранных граждан к общению на ООП вуза

Следует отметить что данная модель самая простая и часто встречающаяся, но анализ сайтов вузов п о из ыв а е- что Т э*же с у ществ уют ра з ли ч ьые под раздел е ни я в зав иен мости от направления д оя-пзл ьности например:

-отдеп рекрутингз участие а заруос-жных выставках создание информационных материалов, ведение сата вуза, ь том числе на иностранном Языке)

- це^л-р академич&ских об-менов (как правило, в крупных вузах, с высоким показателем мобильности) Анализ сайтов зарубежных вузов и крупных вузов РФ позволяет предложить расширенную структурную модель управления интернационализацией в вузе -готорая формируется из различных или приоритетных направлений интернационализации в разных вузах [41 (рис. 2)

Исходя из анализа сайтов вузов, указанные направлен им децентрализованной модели управления отражень1 в деятельности современны)! вузов выражаются по-разному в зависимости от приоритетов развития того или иного вуза

Зад зче й д ецент ра п изова нн о и мод ел и управления ян1 ернацион aJ ьиз ации вуза является э-ьд еление международной деттгепьности аузэ в отдельную функцию большинства подразделений вуза.

Гслгор

Прае-tn-fjfj по ме»цду народной

ч ; L!/I ü ■ I LL -1

CÉKttpp обеспечения

родного iijphicpi; ICÍ

Сектор обеспечения

ИСЩДЯЩРЙ МОЙИЛЬ-líirTí-

Международное

налпитерскре

сообщество

Отдел пп

обеспечению

ÜSÜDMjI С HHdtrpaHHblAlH

гтуден га пли

СвдтОр обеспечения

Г.'£)С||1'"яг1С!Г I H

Миграционный учет, ьиюсад лоддержиз

Гр&нин(-цен1р энадемичг(кого torтлая вуза {гш в-пп росам иш йднащюнналюэции

уЧибнЫХ ПЛЭНйЬ,

причняния)

Донузовскзн лодютоонд иностранны* граждан Обучение руссчрму чцыну)

факультеты

Iг КЛфСДрЫ

Обспсчение интернационализации учебны* планов

Ргнрутинг ООП

для ил остра ihm* i рли'щэм

Центр содейс1йиА изучения ^НМИЙгкйги нтынл

айдниимяскик целей

1

Научна* работа

[признание кссладоедний за рубежом,

чссл&д^нанич!

Дкаанцистное и он^/айн-обрзэованне

Рис 2 Де 1|ентр5лизаегнная структурная ^адЕп^уПрабПйни?* инteрнлц^онам^ациеА в Byíe

Реализовать задачи повышен к я конкуренгослоооб-мости и привлекательности за с^-ет развитир международного сотрудничества и деятельности сипами одного подразделения (отдела Гц'еодунарчдных ев я зей) представляется неэффективным Мы по па гаем, что участие всех подразделений вуза участвующих в развитии интернационализации образовательным и научно-исследоеательскик услуг может стать эффективной стратегией развития вуза, где специализнро ванное подразделение выполняет координирующую рол&, оказывая административную и орган^зационно-методи^ескуюпомощь. ТэкИМ образом, характеристикой такой структурной модели является охват процессом интернационализации множества различных стратегии управления под ход оа, мероприятии и направлении ра&эгы гребующик финансовых инвестиций трудовых усилий не только подразделении отвечающих за координацию международной деятельности вуза, но к всех подразделений вуза:, учебных процессов и программ

Эффективность подобной модели управления подразумевает выполнение следующих стратегических

внутри вузов с™ задач

1 Включение международных компонентов е. процессы оказания образовательны* и научно-исследовательских услуг

2. Международное сотрудничество на кафедральном и индивидуальном уровне.

3 Раэвише внутреннег о взаимодействуй с целью создания новы* идей. офф е-ггивного распространения информации, поиска и вовлечения новых участников в процесс разаитир интернационализации вуза

4. Формирование качественных и количественных индикаторов международной дешельносш вуза, мониторинг и совершенствование результатов в соответствии с индикатора г.1 и

Дополнительными инструментами реализации децентрализованной модели интернационализации образования являются

1 Содействие интернационализации на индивидуальном уровне

2. Программы поддержки (в том числе на административном уровне) зарубежной мобильности про-фессорско-<преГ!Одаваг ель скот о состава, ученых и студентов вуза

Кроме структурных моде/теи управления интернационализацией, в вузе могут сыть выделены фунхци-онапьныемоле.пи. которые отражают функциональную направленность указанных с:рукгурных моделей и могут оыть, представлены как перечень направлений деятельности и работы нацеленных на развитие интернационализации в вузе

1 Содей стене лов ышен ию контингента обуча кицих-ся иностранных граждан (повышение Доли Экспорта образовательны* услуг)

2 Развитие академической мобильности участников образовательного процесса (учащихся. ППС ученых).

3 Интеграция университета в мировое нэучнсмэб-сазевательное пространство (расширение междуна родного партнерства)

4 Создание конкурентоспособных образовательных программ (в том числе англоязычных).

5 Формирование сое реме иной инфраструктуры вузов (обновление материально-технической базы, создание бытових условий науровно международных стандартов)

6 С од ейств ие Новы шен иго уровн я зна ни я и носгр ан чого языка преподавателе* студентов

7 Повышение, укрепление имиджа вуза и ценности его 1таучно-исследовател^ской деятельности на международном уровне, повышение «сачествэ г привлекательности образовательных услуг на международном рынке

S. Содействие интернационализации процесса обучения

9 Приобретение статуса в международных рейтингах.

Б зависимости от приоритетов в стратегия у управления вузом могут 5ыгь выбраны для реализации од«а ипи несколько данных моделей

Рассмотренные модели управления интернационализации деятельности aya¿ отображают необход и мость работы структурных подразделений вуза я направлении интернационализации его деятельности и решения поставленных стратегических зада'-; (как внешних так и внутренних), еыпопняемые функции образовательно? организации зависят ОТ качества руководители и способности ели ять на модернизацию в рабочих программах посредством интернационализации о Ё раз овач и я Этот л роцесс требует серье эн ых инвестиций интеграции всех направлений деятепь-ности вуза Децентрализованная модель управления интернационализацией в вузе предлагается кал наиболее аффективная и предусматривает включение международной деятельности б функционал всех основных подразделений вуза

Прозеденный анализ Позволяет резюмировать, что процесс управления интернационализацией s вузах имеет сформированную структуру и является одним из основных з управлении вузом

1. несов 0.С Пр&Слймы модернизации ойрамюния II МплЕрнизэ^^ин Ргггии ключ&й»№ проблемы и решения кат, мвмдунр ив уч. конф М., 20т0. URL: hitp:irtsstolt>g.пarod ги.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FdLcahmGT hlml

2. Конагй&тинава П.В. Йнтерчэциснзлизэщ*я еысшетю ибра т ванкя в ко нгекст» пи в ыш=ния конку ре чтосгюсйВчиети ебразезательны-* услуг нз нрубежном рынке I/ Йестник СГСЗУ. 2015, tJ» 5 (5Qj С 227-22$.

3 Hénsrtf F tppfoschís tu lrrteni0lioíia¡i»in>n and tíip^t Impllcaitions fcr Stnaíegac Wanag-.-rncní and inEíHJtional Pracüce ! HénarTt F Diannand 1_ floseveare D A Gu-ide for Нг^Иет fcducatmri instilulions.. UHL: wvvw.oeal.aig-'kfCu'imrit!

4 The Iniefnationshsítion of High^r Eduoinrn V№itepaper URL www.|íibs.at.ok

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.