Научная статья на тему 'Приоритетные направления государственной политики в области ракетно-космической отрасли'

Приоритетные направления государственной политики в области ракетно-космической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / SPACE-ROCKET BRANCH / КОСМИЧЕСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ / SPACE TRANSPORT SYSTEMS / ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА / COSTS OF PRODUCTION / КОНКУРЕНТНЫЙ РЫНОК / COMPETITIVE MARKET / ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ / TARGET INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Довгучиц Сергей Иванович, Кохно Павел Антонович

В статье исследуются перспективы развития ракетно-космической отрасли в части производства космических транспортных систем. Несмотря на позитивные тенденции в области снижения стоимости пусков на международном рынке, существующие проблемы с качеством отечественной продукции привели к снижению рыночной доли российских носителей на рынке запусков. Состав и структура мирового рынка наглядно свидетельствует о том, что Россия практически полностью не участвует в работе на наиболее объемных и высоко конкурентных сегментах потребительских услуг и поставок наземного оборудования. Данная особенность состояния отечественной промышленности обуславливает необходимость диверсификации продуктовой линейки предприятий отрасли в обеспечение повышения экономической эффективности компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The priority directions of a state policy in the field of space-rocket branch

In article prospects of development of space-rocket branch regarding production of space transport systems are investigated. Despite positive tendencies in the field of depreciation of start-up in the international market, the existing problems with quality of a domestic production led to decrease in a market share of the Russian carriers in the market of starts. The structure and structure of the world market visually testifies that Russia almost completely doesn't participate in work on the most volume and highly competitive segments of consumer services and deliveries of the land equipment. This feature of a condition of the domestic industry causes need of diversification of a product line of the enterprises of branch in ensuring increase of economic efficiency of the companies.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления государственной политики в области ракетно-космической отрасли»

УДК 338

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Довгучиц Сергей Иванович

директор ФГУП "ЦНИИ "Центр", кандидат экономических наук, Заслуженный экономист Российской Федерации, член Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук

Кохно Павел Антонович

йкШ

профессор Аспирантуры ФГУП "ЦНИИ "Центр", доктор экономических наук, профессор

В статье исследуются перспективы развития ракетно-космической отрасли в части производства космических транспортных систем. Несмотря на позитивные тенденции в области снижения стоимости пусков на международном рынке, существующие проблемы с качеством отечественной продукции привели к снижению рыночной доли российских носителей на рынке запусков. Состав и структура мирового рынка наглядно свидетельствует о том, что Россия практически полностью не участвует в работе на наиболее объемных и высоко конкурентных сегментах потребительских услуг и поставок наземно-

го оборудования. Данная особенность состояния отечественной промышленности обуславливает необходимость диверсификации продуктовой линейки предприятий отрасли в обеспечение повышения экономической эффективности компаний.

Ключевые слова:

ракетно-космическая отрасль, космические транспортные системы, издержки производства, конкурентный рынок, целевые индикаторы.

Dovguchits Sergey Ivanovich, director of the Central Shipbuilding Research Institute "Centre", candidate of economic sciences, Honored economist of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation.

Kokhno Pavel Antonovich, professor of Postgraduate studies Central Shipbuilding Research Institute "Centre", doctor of economics, professor, Moscow, Russian Federation.

The priority directions of a state policy in the field of space-rocket branch

In article prospects of development of space-rocket branch regarding production of space transport systems are investigated. Despite positive tendencies in the field of depreciation of start-up in the international market, the existing problems with quality of a domestic production led to decrease in a market share of the Russian carriers in the market of starts. The structure and structure of the world market visually testifies that Russia almost completely doesn't participate in work on the most volume and highly competitive segments of consumer services and deliveries of the land equipment. This feature of a condition of the domestic industry causes need of diversification of a product line of the enterprises of branch in ensuring increase of economic efficiency of the companies.

Keywords:

• space-rocket branch,

• space transport systems,

• costs of production,

• competitive market,

• target indicators.

Нынешнюю ситуацию в области ракетно-космической техники, с большой долей вероятности, можно характеризовать как предкризисную. Сле-

дует отметить, что первоначальные конкурентные преимущества российских носителей на рынке запусков во многом уже нивелированы и имеют устойчивый тренд к дальнейшему снижению, который обусловлен причинами как внутриотраслевыми (старением производственных фондов, снижением технологической дисциплины, ухудшением кадрового потенциала), так и внешними по отношению к отрасли (неопределённым состоянием курса рубля, переходом к рыночным методам формирования цен на энергоносители и т.д.). В этой ситуации продолжение первоначальной стратегии рыночного предложения российских носителей, основанной на «лидерстве по издержкам», более невозможно1'2'3'4.

Ситуация с растущими издержками внутрироссийского космического производства в среднесрочной перспективе была выправлена путем резкого снижения курса национальной валюты по отношению к доллару США. Однако, несмотря на позитивные тенденции в области снижения стоимости пусков на международном рынке, существующие проблемы с качеством отечественной продукции привели к снижению рыночной доли российских носителей на рынке запусков.

В настоящее время российские предприятия значительно отстают во всех ключевых технологиях создания полезных нагрузок спутников связи. Именно это объясняет практическое отсутствие российской доли (не более 2%) в данном сегменте рынка*. Российское производство спутников практически не представлено ни на рынке готовых изделий, ни на рынке отдельных комплектующих. Более того, в себестоимости современных российских спутниках свя-

* Разовые контракты - изготовление спутников связи для Ирана и Казахстана. Обусловлены политическими, а не рыночными мотивами.

зи доля импортных закупок составляет около 60%. Постатейно доходы российских компаний на коммерческом рынке за 2016 год могут быть представлены в виде следующего перечня:

- Запуски ракет-носителей (РН) (включая поставки Союз-СТ европейской Arianespace) - 270 млн $.

- Продажи ракетных двигателей РД-180/181 (учитывались только использованные при запусках РН) - 140 млн $.

- Доходы операторов дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) - 40 млн $.

- Доходы операторов спутниковой связи - 260 млн $.

- Доходы операторов спутникового ТВ

- 348 млн $.

- Доходы от предоставления НАСА услуг по подготовке, отправке на МКС и возвращению астронавтов на Землю -420 млн $.

- Прочее - производство космических аппаратов (КА), энергоэффективных ракетных двигательных установок (ЭРДУ)

- 200 млн $.

Итого за 2016 год российскими компаниями было выручено от коммерческой активности около 1678 млн $. Падение доходов за 2011-2015 годы в основном вызвано проблемами с качеством отечественных средств выведения. С учетом государственного заказа за 2016 год российские предприятия получили выручку в размере около 7 млрд $. Общий же объем мирового рынка составил 280 млрд $.

Таким образом, в разрезе коммерческой активности (имеются в ввиду поставки компания-компания и компания-частное лицо без учета источника поступления денежных средств) доля России составляла около 1%. С учетом госрасходов доля Российской Федерации была ориентировочно равна около 2,5 %. Рост доли был вызван общим замедлением темпов роста государственных расходов.

При этом по состоянию на 2016 год

рынок мировых космических услуг может быть охарактеризован следующими событиями:

1. Продолжение финансирования работ в области разработки двигательных установок космических аппаратов на нетоксичном монотопливе. К основным преимуществам подобных систем разработчики и заказчики отнесли возможность снижения стоимости создания и адаптации космических аппаратов за счет упрощения процедуры заправки и снижения размеров страховых взносов. Заказчиком финансирования подобных разработок в основном выступают государственные структуры в лице космических агентств и военных структур.

2. На сегмент производства и эксплуатации КА оказывало сильное влияние проблемы с качеством и надежностью РН. В частности, ряд операторов был вынужден начать переговоры с финансовыми организациями относительно смещения сроков выплат по кредитам. Вместе с тем в текущей рыночной ситуации операторы орбитальных группировок (ОГ) КА не разрывали взаимоотношения с проблемными операторами пусковых услуг, а стали диверсифицировать свои пусковые программы.

3. В условиях участившихся отказов КА страховые компании начали пересматривать свое отношение как к рынку в целом, так и к отдельным производителям космических аппаратов. Например, в конце 2016 года отечественные операторы геостационарных ОГ КА связи столкнулись с невозможностью застраховать свои активы. В качестве основной причины беспокойства компании назвали неудовлетворительную работу аварийных комиссий.

4. Из-за произошедших в 2016 году ряда отказов государственных КА возникали вопросы к космическим агентствам европейских стран и США, и

национальным производителям со стороны законодателей и смежных органов исполнительной власти. В частности, некоторые из разрабатываемых за счет государственного финансирования проектов оказались под пристальным вниманием со стороны регуляторов с точки зрения социально-экономической целесообразности их продолжения. В этих условиях ряд государственных операторов ОГ КА высказали мнение о том, что надежность ракетной техники напрямую зависит от сложности аппаратов. Следовательно, необходимо прорабатывать вопросы по созданию не одного сложного изделия, а нескольких малых КА.

5. Продолжение финансирования работ в направлении создания более мощных ЭРДУ Источником финансирования этих работ выступали государственные структуры. В качестве основного целевого сегмента применения установок рассматривался рынок производства и использования КА.

6. В условиях общего переизбытка доступной к коммерческому применению геостационарной спутниковой емкости рынок оказания услуг фиксированной связи продолжил демонстрировать снижение стоимости аренды 1 МГц емкости геостационарного КА. При этом надежды операторов на компенсацию данного процесса при помощи увеличения спроса на передачу данных за счет ЦИО каналов оказались неоправданными**. В этой связи на рынке наблюдалось обострение борьбы за государственные контракты, особенно военные. На фоне этого многие государственные агентства и ведомства выступили с инициативами и приступили к разработке собственных космических аппаратов геостационарной связи. Основной причиной подобного шага со

** Как отметила компания "ТриКолорТВ", это направление является перспективным. Однако сейчас оно в основном имиджевое.

стороны государственных заказчиков было названо нежелание переносить на свои бюджеты проблемы коммерческих структур. Вместе с тем данные действия государственных заказчиков не нашли отклика у министерств и ведомств, напрямую несвязанных с осуществлением космической деятельности. В частности, европейские структуры решили поддержать национальных коммерческих операторов путем реализации масштабных проектов по обеспечению цифровой информацией граждан, проживающих в слабозаселенных регионах.

7. Космическое агентство США приступило к исследованию вопросов, связанных с разработкой и производством новой космической обсерватории. Работы должны будут начаться после запуска КА JWST. Кроме того, в конце 2016 года агентство обнародовало данные о ряде контрактов на разработку перспективных космических зондов и межпланетных станций. Данные контрактов показывают, что в рамках реализации этих проектов НАСА в первую очередь пытается обеспечить своим контрагентам условия по созданию научно-технического задела, который будет использоваться в перспективе до 2025-2030 годов.

8. На рынок производства и запуска РН оказывало влияние снижение курса рубля, что, по мнению "Arianespace", "ЕШе^аГ и других компаний, позволяет смотреть на российские РН с достаточным оптимизмом. Вместе с тем существующие проблемы с качеством и надежностью отечественных средств выведения в текущих рыночных условиях может нивелировать это преимущество в части реализации проектов по коммерческой эксплуатации РН "Протон-М". Кроме этого, с учетом достаточно хорошей статистики по отказам РН серии Союз-2, "Arianespace" официально подтвердил, что он не соби-

рается отказываться от использования российских ракет, поскольку они будут идеально подходить для запуска разрабатываемых на европейских предприятиях легких КА геостационарной связи.

9. Продолжилось финансирование разработки новых (перспективных) РН. При этом все участники рынка, за исключением НАСА, которое делало ставку на использование преимуществ коммерческого рынка, объявили в качестве основного приоритета снижение стоимости запуска ракет. В основном эти заявления касались РН с массой ПН до 20 тонн на НОО - низкой опорной орбите. Основными факторами, за счет которых планировалось достичь снижения стоимости пуска, являлись предположения о положительном влиянии на стоимость пуска увеличения серийности производства РКТ, создания многоразовых ракетных блоков и общего технического упрощения средств выведения.

10. Производители антенных систем продолжили разработку малогабаритных антенных систем, которые в первую очередь ориентированы на мобильных пользователей и рынок морских, авто- и авиаперевозок. Наблюдался рост объемов выручки на сегменте продаж М2М услуг. В основном тенденция к росту была обеспечена за счет деятельности логистических компаний, которые за счет установки дополнительного оборудования смогли снизить риски повреждения или утери грузов в процессе перевозки, что положительно сказалось на стоимости страховых услуг для клиентов.

11. Действующие и новые участники рынка низко- и средне- орбитальной спутниковой связи продолжили модернизацию своих группировок. При этом на данном сегменте рынка наблюдался выход все большего числа стартапов с проектами по созданию низкоорбитальных группировок общим объемом от 600

до 5000 космических аппаратов. Вместе с тем необходимо отметить, что согласно данным "WSJ" планы по созданию подобных группировок носят достаточно оптимистичный характер как в отношении окупаемости, так и в отношении числа абонентов "SpaceX" планировала иметь порядка 40 млн абонентов за 5 лет функционирования собственной ОГ КА.

12. Космические агентства продолжили финансирование разработки полностью реконфигурируемых бортовых ретрансляторов, что в перспективе должно снизить стоимость космических аппаратов связи за счет повышения серийности изделий. При этом Европейское космическое агентство назвало это направление развития одним из приоритетных, поскольку в условиях, когда для сборки космического аппарата необходимо произвести порядка 5000 уникальных операций установки приборов, создание КА остается достаточно дорогим мероприятием.

13. Основные участники рынка производства ракетно-космической техники продолжили работы по реструктуризации своих космических подразделений. В основном эта реструктуризация выражалась в проведении мероприятий по консолидации производства и сокращению персонала. Последнее мероприятие наиболее часто использовалось компаниями, работающими на рынке фиксированной связи в интересах энергетических компаний. Кроме этого, на рынке продолжались тенденции по покупке одних операторов другими. Наиболее часто покупателями выступали китайские компании.

14. Операторы мобильной спутниковой связи существенно нарастили свою относительную рыночную долю, хотя на фоне доходов сервисных операторов спутникового ТВ их относительный показатель полученных объемов дохода не превзошел 3-4%. При этом компания SES сумела нарастить свою долю в опе-

раторе O3b Networks до 100 %. Основной причиной покупки в компании назвали быстрый рост доходов оператора и желание получить синергетический эффект от совместной эксплуатации как среднеорбитальной, так и геостационарной группировок.

15. Продолжились работы по созданию новых ракетных двигателей (РД) РН. В основном эти работы финансировались за счет государственных бюджетов. При этом государственные заказчики рассматривали наличие технологий производства РД как один из ключевых элементов обеспечения возможности стран по быстрому переходу к осуществлению независимой космической деятельности. Вместе с тем предприятия-изготовители средств выведения выражали недовольство этим процессом, поскольку, по их мнению, наличие двигателей не означает наличие ракеты космического назначения. Примером этого является то, что, несмотря на заявления законодателей США, компании "ULA" и "Orbital" продолжили закупать российские ракетные двигательные установки. При этом "ULA" отдельно заявляла, что если не будет поставок РД-180, то она не сможет принимать участие в конкурсах на право запуска военных полезных нагрузок и не сможет найти средства на создание перспективных РН серии "Вулкан". Кроме этого, несмотря на давление со стороны ВВС США, компания ULA отнеслась к идее разработки AR1 (аналог РД-180) с достаточным скепсисом, что вызвало заявление со стороны ВВС США о том, что двигатель будет создаваться безоговорочно.

16. Законодатели ряда стран выдвигали требования к органам исполнительной власти по закупке данных у коммерческих операторов метеогруппировок. Согласно заявлению NOAA этот процесс является экономически непонятным, поскольку существующие у операто-

ров данные не являются уникальными, в случае их покупки остается неясным вопрос с реализацией международных договоров по бесплатному распространению полученной информации.

17. На рынке средств выведения малых космических аппаратов усилилась конкуренция как со стороны уже существующих производителей, так и тех, которые собираются выйти на данный сегмент рынка. Наиболее ярко этот процесс проявился в виде открытого лоббирования своих интересов производителей легких РН в Конгрессе и Сенате США. Основное давление оказывалось на принятие положительного решения относительно недопущения индийских РН серии "PSLV" к запуску произведенных с использованием ЭРИ в США аппаратов. Кроме этого, разработчики новых сверхлегких РН крайне нервно восприняли желание ВВС США утилизировать снимаемые с дежурства межконтинентальные РН путем использования их в качестве основы для создания РН в целях запуска легких коммерческих КА. В настоящее время ракеты, содержащие данные блоки, используются только в интересах выведения военных полезных нагрузок.

18. В условиях сокращения рыночных объемов и переизбытка предложения на рынке спутниковой связи многие операторы начали рассматривать вопросы, связанные со снижением капитальных издержек на восполнение и развитие ОГ. Наиболее часто в качестве решения данной проблемы предприятия рассматривали вопросы по запуску более производительных КА (обеспечивают меньшую удельную стоимость 1 МГц), переходу к системам обслуживания КА (потенциально способны снизить капитальные издержки за счет возможностей по частичному обновлению ПН уже запущенных КА), увеличению числа КА с электрическими апогейны-

ми двигателями (обеспечивают снижение стоимости пуска КА, хотя и увеличивают время перехода с ГПО-ГСО на срок до 7 месяцев), рассмотрению возможностей по использованию многоразовых систем запуска ПН, увеличению серийности в производстве спутников и переход к более полному использованию возможностей цифровой полезной нагрузки (должно привести к снижению трудоемкости операций по сборке изделий за счет использования серийных интегрированных решений).

19. Производители в США продолжали испытывать проблемы с отсутствием доступа к дешевым кредитам Экспортно-импортного банка США. При этом американские компании отдельно отметили, что этот фактор наряду с политическими противоречиями с правительствами стран потенциальных заказчиков привел к потере как минимум 4-6 контрактов на производство КА (общий объем заказанных коммерческих геостационарных КА в 2016 году сократился с обычных 23-25 до 14-16 изделий). В этой связи ряд европейских и канадских производителей уже отметили, что у них подобных проблем не наблюдается. Следовательно, полная стоимость владения их аппаратами будет для заказчика существенно ниже, чем у предприятий США.

20. Операторы спутниковой связи столкнулись с проблемами выплаты по кредитам. Особенно эта ситуация затронула такие компании, как "Intelsat" и "Avanti". В качестве меры по снижению давления эти компании приступили к процедуре рефинансирования собственной задолженности (в основном за счет взятия новых кредитов) и попыток выкупить свои долги по ценам, составляющим 60-70 % от номинала.

21. На рынке распределения европейских государственных заказов в условиях санкций увеличилась роль про-

текционистской политики отдельных государств. В частности, этот процесс отразился на ряде проектов, в которых кооперация производителей стала делиться в строгом соответствии с долей взноса стран участниц.

22. В связи с задержками в ходе реализации проекта по обновлению ОГ GPS ВВС США решили пересмотреть контракт с Northrop Grumman. Northrop Grumman Corporation (NYSE: NOC) — американская военно-промышленная компания, работающая в области электроники и информационных технологий, авиакосмической отрасли, судостроении. В общем случае контракт на производство аппаратов третьего поколения предусматривает производство до 22 новых космических спутников GPS 3. Дата первого пуска 2023 год, размер будущего контракта на производство аппаратов составляет несколько млрд долларов. Требуемый темп производства - 2 аппарата в год. Традиционно новые аппараты должны будут оснащаться не только навигационной полезной нагрузкой, но и военными системами. Например, системой обнаружения ядерных взрывов. Данный контракт является определенной гарантией для компаний-изготовителей, которые столкнулись со снижением объема коммерческих заказов.

23. Космическое агентство США продолжило попытки по коммерциализации работ на МКС. Однако данные усилия пока что не нашли отклика со стороны американских производителей, которые считают оставшийся срок активного существования станции недостаточным для достижения точки безубыточности подобного проекта.

24. В условиях сокращения военных бюджетов государственные заказчики начали переговоры по установке государственных полезных нагрузок на коммерческие космические аппараты.

25. Операторы ДЗЗ отметили существенный рост спроса на данные со стороны иностранных военных организаций. Вместе с тем согласно "DigitalGlobe", этот спрос может оказаться частично неудовлетворенным, поскольку все участники рынка сильно зависят от национальных заказчиков.

26. Европейское космическое агентство начало эксплуатацию космического сегмента системы лазерной ретрансляции данных с низкоорбитальных орбитальных группировок КА ДЗЗ. По мнению «Airbus", данное решение позволит существенно снизить стоимость снимков за счет уменьшения объема необходимых для оперативной съемки станций приема и обработки информации.

27. В 2016 году был осуществлен ввод в строй ряда новых стартовых и технических комплексов космодромов, а также осуществлена продажа морского старта. При этом, как и ранее, данные проекты в основном финансировались за счет государственных средств. Но ряд появившихся на рынке операторов сверхлегких РН реализовывал эти проекты самостоятельно.

28. Планы международных компаний по переносу американской бизнес-модели на азиатско-тихоокеанский рынок (большие пакеты ТВ каналов за высокую стоимость для абонента) не нашли отклика со стороны конечных потребителей, которые зачастую не заинтересованы в просмотре более чем 10 платных каналов. Кроме этого, на данном сегменте традиционно выступают национальные государственные телерадиовещательные компании, которые перекрывают своим бесплатным контентом большую часть спроса на телевизионное вещание (ТВ).

В этой связи необходимо отметить, что состав и структура мирового рынка наглядно свидетельствует о том, что Рос-

сия практически полностью не участвует в работе на наиболее объемных и высококонкурентных сегментах потребительских услуг (общий объем на 2016 год составлял более 110 млрд $) и поставок наземного оборудования (общий объем на 2016 год составлял более 80 млрд $.). Данная особенность состояния отечественной промышленности обуславливает необходимость диверсификации продуктовой линейки предприятий отрасли в обеспечение повышения экономической эффективности компаний.

Целевыми индикаторами при этом являются: объем промышленной продукции ракетно-космических предприятий (РКП). По сравнению с 2016 годом к 2020 году должна увеличиться в 1,18 раза, а к 2030 году - более чем в два раза. А также доля присутствия продукции РКП на сегментах мирового космического рынка (без учета потребительских услуг) возрастет с 5 до 10%.

Реализуемая в настоящее время политика по развитию отрасли проводится в соответствии со Стратегией развития Государственной корпорации по космической деятельности "РОСКОСМОС" на период до 2025 года и перспективу до 2030 года. При этом финансовые средства федеральных целевых программ ГПВ, ГЛОНАСС в основном направлены на закупку изделий для государственных нужд, разработку образцов ракетно-космической техники и лишь частично на поддержание необходимых технологий. В общем данные программы предполагают осуществление широкомасштабных инвестиций в производственные возможности уже существующих предприятий, не затрагивая однако создание продуктов и услуг для конечных потребителей космических продуктов и услуг. При этом предусматривается проведение модернизации производства РН серии "Ангара", что

потенциально должно будет привести к более чем 30% снижению трудоемкости изготовления ракетных блоков.

Приоритетными направлениями государственной политики в этой области являются следующие.

Во-первых, создание космических комплексов и систем социально-экономического назначения, которые будут наряду с высоким уровнем технических характеристик также обеспечивать и значительно более низкую стоимость продуктов и услуг для конечного потребителя. Кроме этого, развитие средств выведения (модернизация действующих ракет-носителей и разработка новых ракет-носителей и разгонных блоков, создание ракет-носителей сверхлегкого, среднего и тяжелого классов), космических спутников с увеличенным сроком активного существования.

Во-вторых, модернизация системы ГЛОНАСС: обновление орбитальной группировки космических аппаратов перспективными КА 'Тлонасс-К2"; достижение за счет модернизации состава и структуры группировки среднеква-дратической погрешности на уровне около 0,7-0,1 метров; увеличение сроков активного существования КА до уровня не менее 12 лет.

В третьих, проведение организационных преобразований в ракетно-космической промышленности. К 2017 году в рамках ГК "РОСКОСМОС" будут окончательно сформированы крупные структуры, которые к 2020 году начнут выходить на бюджетную самоокупаемость и будут полностью обеспечивать выпуск ракетно-космической техники для решения экономических задач, задач обороноспособности и безопасности страны, эффективную деятельность России на международных рынках.

В четвертых, обновление и модернизация наземной космической инфраструк-

туры в интересах дальнейшего развития рынка потребительских услуг и обеспечения эксплуатации как уже существующих, так и перспективных комплексов.

Безусловно, что для практической реализации мероприятий по развитию отечественных предприятий в заданных направлениях необходимы существенные ресурсы, общий объем которых представлен в Таблице 1***.

Наименование 2016-2030 гг.

Инерционный вариант Инновационный вариант

Производство, млрд рублей 1864 2841

Инвестиции, млрд рублей 298 308

Таблица 1. Финансовые потребности развития ракетно-космической промышленности

При инерционном варианте развития производство продукции ракетно- космической промышленности к 2025 году вырастет на 38%, в 2030 году - на 80% к уровню 2015 года. При этом рост производства по данному варианту будет обеспечен решением задач по удовлетворению основных потребностей государственных заказчиков и реализацией межведомственных и ведомственных целевых программ. Данный вариант не предусматривает усиления коммерческого компонента отрасли и в условиях сокращения финансирования усиления военной составляющей в бюджетах предприятий.

При инновационном варианте развития производство продукции ракетно-космической промышленности вырастет к 2025 году на 50%, к 2030 году - в 2 раза к уровню 2015 года. При этом рост

*** По данным проекта Стратегии развития Государственной корпорации по космической деятельности "РОСКОСМОС" на период до 2025 года и перспективу до 2030 года.

производства по данному варианту будет обеспечен:

- интенсивной модернизацией производства;

- реализацией программы по диверсификации производства, что должно будет положительно сказаться как на общей производительности труда на предприятиях (за счет дополнительных заказов загрузка предприятий увеличиться до 75 %), так и на придании отраслевым структурам дополнительной экономической устойчивости.

Дополнительный прирост производства продукции ракетно-космической промышленности по инновационному варианту по отношению к инерционному составит в 2020 году 60 млрд рублей, в 2025 году - 72 млрд рублей. Указанный прирост будет достигнут за счет выхода на рынок продажи продуктов и услуг конечным потребителям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка величины экономического эффекта от результатов космической деятельности в социально-экономической и научной сферах показывает, что в результате реализации инновационного варианта Программы обобщенный экономический эффект в период 2016 - 2025 годов прогнозируется на уровне до 900 млрд рублей в ценах 2015 года5,6.

Общим условием реализации инновационного варианта технологического развития ракетно-космической отрасли является перевод всей российской экономики на инновационный путь развития и решение других задач, сформулированных в Стратегии развития России до 2020 года. В частности, необходимым условием является проведение государством глубокой реструк-

туризации оборонно-промышленного комплекса, обеспечение высоких темпов развития отечественной науки и образования, смежных отраслей, прежде всего, радиоэлектронной 7,8,9,1°.

Литература

1. Вейко А.В., Кохно П.А. Экономика ракетно-космической отрасли: монография. - Saarbrücken, Deutschland / Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing RU, 2017 - 244 с.

2. Кохно П.А., Вейко А.В. Управление конкурентоспособностью космических транспортных систем // Общество и экономика. - 2016.

- №4. - С. 64-85.

3. Кохно П.А., Вейко А.В. Экономический механизм развития ракетно-космической отрасли // Общество и экономика. - 2016. - № 9.

- С. 75-104.

4. Кохно П.А., Вейко А.В. Синтез программных мероприятий рынка ракетно-космической продукции // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России.

- 2016. - № 2. - С. 3-17.

5. Кохно П.А., Вейко А.В. Финансовая оптимизация российского рынка ракетно-космической продукции // Финансовый бизнес.

- 2016. - № 4. - С. 30-42.

6. Кохно П.А. Оборонно-промышленный комплекс России и перспективные технологии // Военная мысль. - 2012. - № 9. - С. 3-10.

7. Кохно П.А. Модель гармоничной экономики труда // Человек и труд. - 2012. - № 12.

- С. 46-49.

8. Кохно П.А., Костин А.Л. Союзное государство. Книга 9. Военно-экономическая стратегия / П.А. Кохно. - М.: Граница. - 2008. - 568 с.

9. Булыга Р.П., Кохно П.А. Экономическая стратегия России на основе теории прибавочной стоимости К. Маркса // Проблемы современной экономики. - 2008. - № 1. - С. 105-113.

10. Кохно П.А., Ситников С.Е. Приоритетные направления и технологические тенденции оборонно-промышленного комплекса // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. - 2013. - № 2. - С. 30-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.