Научная статья на тему 'Сравнительный анализ космических отраслей ведущих стран мира'

Сравнительный анализ космических отраслей ведущих стран мира Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1137
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ / ЭКОНОМИКА / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вейко Алексей Владимирович, Имакаева Дария Амангельдиевна

Задача: основной целью, которая достигалась в рамках написания данной статьи, является необходимость ежегодного проведения укрупненного анализа положения российской ракетно-космической отрасли на мировом рынке. В рамках работы основной задачей являлось выявление основных источников дохода предприятий-изготовителей с их ранжировкой по типам. Необходимо отметить, что в существующих научно-исследовательских работах, например годовых отчетах Satellite industrial association, анализ положения стран на мировом рынке осуществляется без разделения доходной части компаний по источникам финансирования. Модель: в рамках проведения исследования выполнялся анализ финансовых потоков предприятий-изготовителей ракетно-комической техники. Выводы: основным выводом, к которому пришли авторы в ходе исследования, является констатация факта, что на рынки производства ракетно-космической техники порядка 70-90 процентов от объемов финансирования приходится на национальных потребителей. Таким образом, установлено, что мировая доля на космическом рынке продаж ракетно-космической отрасли является прямым отражением национального платежеспособного спроса на результаты космической деятельности. Оригинальность/ценность: практическая ценность работы состоит в результатах разукрупнения мирового космического рынка по источникам финансирования в соответствии с двухуровневой системой деления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вейко Алексей Владимирович, Имакаева Дария Амангельдиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE SPACE INDUSTRY''S LEADING COUNTRIES IN THE WORLD

Problem: The main purpose achieved within the framework of this article, was the requirement of the enlarged annual analysis of the Russian space industry situation on the world market. The main part of the task was to identify the main sources of manufacturers'' income with them being ranked by type. It should be noted that the existing research projects on the matter (the Annual Satellite industrial association reports, for example), the situation analysis of the countries in the world market is carried out without separating the profitable part of the company for funding. Model: Within the study an analysis of financial flows of rocket and space technology manufacturers was made. Conclusions: The main conclusion reached by the authors of the study is that about 70-90 per cent of the funding of the market production of rocket and space technology is onto the national customers. Thus, it was found that the global share of the space market sales of the space industry is a direct reflection of the national effective demand for space activities. Originality / value practical value of the work is in the results of downsizing the global space market by financing sources in accordance with the two-tier system of division.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ космических отраслей ведущих стран мира»

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

6'2016

3.8. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОСМИЧЕСКИХ ОТРАСЛЕЙ ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА

Вейко Алексей Владимирович, канд. экон. наук, ведущий инженер

Место работы: ФГУП ЦНИИмаш

vlexa@yandex.ru

Имакаева Дария Амангельдиевна, аспирант кафедры «Прикладная экономика»

Место учебы: Российский университет дружбы народов

dariya-im@yandex.ru

Аннотация

Задача: основной целью, которая достигалась в рамках написания данной статьи, является необходимость ежегодного проведения укрупненного анализа положения российской ракетно-космической отрасли на мировом рынке. В рамках работы основной задачей являлось выявление основных источников дохода предприятий-изготовителей с их ранжировкой по типам. Необходимо отметить, что в существующих научно-исследовательских работах, например годовых отчетах Satellite industrial association, анализ положения стран на мировом рынке осуществляется без разделения доходной части компаний по источникам финансирования. Модель: в рамках проведения исследования выполнялся анализ финансовых потоков предприятий-изготовителей ракетно-комической техники.

Выводы: основным выводом, к которому пришли авторы в ходе исследования, является констатация факта, что на рынки производства ракетно-космической техники порядка 70-90 процентов от объемов финансирования приходится на национальных потребителей. Таким образом, установлено, что мировая доля на космическом рынке продаж ракетно-космической отрасли является прямым отражением национального платежеспособного спроса на результаты космической деятельности. Оригинальность/ценность: практическая ценность работы состоит в результатах разукрупнения мирового космического рынка по источникам финансирования в соответствии с двухуровневой системой деления. Ключевые слова: производство ракетно-космической техники, экономика, сравнительный анализ промышленности.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE SPACE INDUSTRY'S LEADING COUNTRIES IN THE WORLD

Veiko Alexey V., Lead Engineer

Work place: Federal State Unitary Enterprise Central Scientifically Research Institute of Mechanical Engineering

vlexa@yandex.ru

Imakayeva Dariya A., graduate student

Study place: Peoples' Friendship University of Russia

dariya-im@yandex.ru

Annotation

Problem: The main purpose achieved within the framework of this article, was the requirement of the enlarged annual analysis of the Russian space industry situation on the world market. The main part of the task was to identify the main sources of manufacturers' income with them being ranked by type. It should be noted that the existing research projects on the matter (the Annual Satellite industrial association reports, for example), the situation analysis of the countries in the world market is carried out without separating the profitable part of the company for funding.

Model: Within the study an analysis of financial flows of rocket and space technology manufacturers was made. Conclusions: The main conclusion reached by the authors of the study is that about 70-90 per cent of the funding of the market production of rocket and space technology is onto the national customers. Thus, it was found that the global share of the space market sales of the space industry is a direct reflection of the national effective demand for space activities. Originality / value - practical value of the work is in the results of downsizing the global space market by financing sources in accordance with the two-tier system of division.

Keywords: production of rocket and space technology, economics, the comparative analysis of the industry.

За последнее десятилетие мировая космическая индустрия окончательно оформилась в экономическую систему осуществляющую поддержку темпов роста ВВП как стран-изготовителей ракетно-космической техники (РКТ), так и стран-потребителей, которые, несмотря на отсутствие собственного производства техники, тем не менее, получают экономические выгоды от осуществления космической деятельности. Вместе с тем, структурно, мировое производство РКТ организовано в виде больших и малых вертикально интегрированных структур, которые, фактически являются монополистами на рынке производства техники. В частности, в Европе к подобным монополистам, возможно, отнести такие компании как AirBus и Thales, которые в совокупности обладают порядка 50-ю процентами рынка. Аналогичная ситуация наблюдается и в США, где производством космических аппаратов занимаются такие компании как Orbital ATK, Boeing и Lockheed Martin. При этом, территориально выражается в том, что для современного состояния производства ракетно-космической техники будет являться характерным ее концентрация в отдельных странах (например, в Европе это Франция и Германия) или отдельных регионах (в случае США это штат Калифорния).

Графически выше приведенное можно проиллюстрировать при помощи следующего рисунка [1]:

Вейко А. В., Имакаева Д. А.

СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ КОСМИЧЕСКИХ ОТРАСЛЕЙ ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА

Ядач \

А

N В

30.00

3 и 25.00

va с ° 2

liS 20.00

| § >5

а а х 15.00

v я

р = Е

||| 10,00

,, 71 2S.S7

I I I

2031

5,00 0.00

11111

2011

2012

2013

2014

20 L

Годы

Рис. 2. Доля экспорта в общем объеме продукции европейских компаний.

В этой связи целесообразно провести сравнительный анализ российской и зарубежных секторов космической промышленности. При этом, в соответствии со следующей многоуровневой схемой:

- 0-й уровень - общие показатели отраслей без разделения на типы источников финансирования.

- 1-й уровень - показатели отраслей по направлениям.

0-й уровень. В общем случае, по состоянию на 2015 год [2] общий мировой объем рынка космической продукции и услуг составлял около 277 млрд. долл. (208.62 пришлось на коммерческую активность и около 69 млрд. долл. на государственную).

В соответствии со ст. 34 [3] под уровнем эффективности решения поставленных задач понимается достижение заданного результата за меньшие деньги, поскольку для большинства космических агентств стран мира предусмотрена целевая задача по расширению уровня внедрения космических средств и технологий в народное хозяйство, где определить укрупнен-

ную эффективность расходования бюджетных средств как отношение размера и доходов компаний на коммерческом сегменте к размеру гос. затрат [2]. Исходя из этого, для ведущих мировых стран этот показатель может быть укрупнено и рассчитан на основании следующих данных (таблица 1).

Таблица 1

Укрупненная оценка эффективности расходования государственных средств, млрд. долл.

Страна Коммерческие доходы ВВП Расходы бюджета Эффективность бюджетных расходов

США 46.6 17947 41 2.1

Россия 1.4 3718 2.9 1.5

Европа 3.4 19200 4.1 1.8

Китай (2013 год) 12 9240 10 2.2

Индия (2014 год) 0.4 2050 1 1.4

Среднее значение 1.8

Рис. 1. Цепочка поставщиков.

При этом большинство из участников рынка не относит свою деятельность к высокорискованной, поскольку она более чем на 50 процентов обеспечивается за счет государственных бюджетов, а с учетом национального распределения заказчиков является возможным утверждать о том, что порядка 75 процентов от дохода компаний получается от работы на национальных рынках. Графически эту особенность, можно, проиллюстрировать на примере Европейских компаний (рис. 2).

Таким образом, на самом верхнем уровне рассмотрения является возможным определить, что эффективность расходования бюджетных средств наиболее высока в Китае и США. Причин этому много, однако, по нашему мнению, основной из них являются различия в подходах к формированию государственного заказа. В частности, по данным GAO, в общем объеме структур государственного космического бюджета США расходы на закупки составляют порядка 65 процентов, а на НИОКР тратится только около 26 процентов. Для России этот показатель равен 10 процентов закупок серийной техники и 60 процентов НИОКР.

При этом, с точки зрения показателя выработки, ситуация на 0-ом уровне рассмотрения космической деятельности выглядит следующим образом:

Таблица 2

Выработка на человека

Страна Численность персонала, чел. (учитывается только прямая занятость) Выработка на человека, млн. долл. в год (коммерческие и государственные заказы)

США 348000 0.25

Россия 235000 0.02

Европа 38000 0.20

Китай 228000 0.10

Индия 17625 0.08

Данные таблицы 2 наглядно иллюстрируют, что по сравнению с другими странами Россия значительно отстает от своих основных конкурентов в виде США и стран Европейского союза. Однако, если рассмотреть сбытовую цепочку стран-лидеров то становится очевидным, что данные показатели напрямую зависят от внутреннего спроса на продукцию космических услуг и способность населения (конечных потребителей) их оплачивать. В частности, компании ЕС продают порядка 74 процентов, а США порядка 87 процентов продукции исключительно на внутренних рынках. При этом, с точки зрения эффективности использования человеческих ресурсов прибыль компании с одного человека в этих странах имеет тенденцию к увеличению, даже при условии общего снижения затрат на космическую деятельность со стороны государственных заказчиков. По состоянию на 2014-2015 годы этот показатель оказался равен 40

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

6'2016

тыс. долл. и 25 тыс. долл. для США и Европы соответственно. Применительно к России, этот показатель составляет 3-4 тыс. долл. США. Основной причиной подобной диспропорции является то, что в условиях когда отрасль РФ решает задачи по созданию космических аппаратов мирового уровня (фактически конкурирует с США и ЕС), объемы серийных поставок остаются на крайне низком уровне, что не способствует повышению уровня загруженности предприятий за счет поставок конечным потребителям. При этом, необходимо отметить, что средний показатель количества отработанного за неделю времени по странам может быть представлен в виде следующей таблицы:

Таблица 3

Продолжительность рабочей недели

Страна Часов в неделю

Ка нада 33

Франция 29

Германия 27

Италия 34

Япония 33

Великобритания 31

США 34

Россия 40

Компании типа SpaceX 65

Статистические данные (таблица 3) наглядно иллюстрируют, что в условиях ориентации на производство продукта для коммерческого конечного потребителя (компании типа SpaceX), происходит существенное повышение производительности труда поскольку для коммерческих заказчиков цена за изделие является наиважнейшим фактором показателя качества продукции.

1-й уровень. В рамках рассмотрения данного уровня необходимо отметить, что существующая в настоящее время классификация основных направлений космической деятельности носит достаточно устоявшийся характер и основана на классификации по техническим признакам продуктов. В этой связи, общие показатели эффективности производства ракетно-космической техники могут быть рассчитаны на основании укрупненной статистики по рынку, а именно:

Сегмент пусковых услуг. В 2015 году на данном сегменте проявляли активность в основном Россия, США, Европа и Индия. При этом, в статистику (таблица 4) не была включена Китайская народная республика потому что, ее производители не имеют доступа к запуску коммерческих полезных нагрузок в которых используются разработанные в США технологии1. Однако, необходимо отметить, что несмотря на ограничения, китайские производители периодически запускают коммерческие космические аппараты, которые имеют страной производства КНР (например беларуский Belintersat-1).

1 В большинстве коммерческих аппаратов так или иначе используется произведенные в США полезные нагрузки, комплектующие и т.д.

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затраты на средства выведения, млрд. долл._

Страна Коммерческий сегмент Госуда рстве нный сегмент Эффективность расходывания госуда рстве нн ых средств

Европа 0.96 1.04 0.92

США 0.34 5.66 0.06

Россия 0.82 0.4 2.045

Индия 0.08 0.52 0.15

Данные таблицы 4 наглядно иллюстрируют, что в условиях нынешней ситуации на валютных рынках, российские предприятия сумели в 2015 году сохранить рыночные перспективы. Кроме этого, несмотря на существенную поддержку производителей в США со стороны государства, им, пока что, не удалось существенно ослабить позиции РФ на данном сегменте. Вместе с тем, необходимо отметить, что сохранение позиций отечественных предприятий и заключение новых контрактов на запуски ракет явилось следствием ослабления курса рубля по отношению к доллару США. В этом смысле является показательным падение стоимости производства и запуск РН Протон-М с РБ Бриз-М с 80 до 44 млн. долл2. При этом, необходимо отметить, что на основании [4], стоимость изготовления и запуска ракеты Протон-М может быть сокращена на 30-40 процентов за счет проведения мероприятий по повышению производительности труда и сокращению показателя соотношения количества руководителей, специалистов, служащих и вспомогательных рабочих к количеству основных рабочих основного производства до уровня 1,5 вместо текущих 2.4-3.

Сегмент производства космических аппаратов. Данный сегмент рынка может быть охарактеризован доминированием на нем со стороны американских производителей. В общем случае их доля на данном сегменте составляет около 60 процентов от общемирового объема производства в размере около 15.6 млрд. долл. При этом, c учетом мировой зависимости от производимых в США компонентов космических аппаратов, этот показатель составляет от 70 до 80 процентов. В этой связи также необходимо отметить, что такое доминирование на рынке, в первую очередь обусловлено большим объемом государственного заказа, что положительной сказывается на стоимости продаж электронно-компонентной базы, которая используется при создании космических аппаратов. Безусловно, что подобное положение не устраивает многие национальные агентства, следовательно, они запустили программы по разработке и налаживанию серийного производства подобных изделий на национальных предприятиях-изготовителях. Однако, как отмечают в ЕКА, данный процесс продвигается достаточно тяжело поскольку предприятия не находящиеся на территории США, как правило, не имеют доступа к большим объемам финансовой ликвидности, и они не в состоянии выполнять работы по импортозамещению высокотехнологической продукции. При этом в перечне крупнейших частных инвесторов в производство ракетно-космической

2 Данное снижение стоимости обусловлено также тем, что в ракетах доля импортных комплектующих составляет не более 1-2 процентов.

Вейко А. В., Имакаева Д. А.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОСМИЧЕСКИХ ОТРАСЛЕЙ ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА

техники 8 из 10 представляют США, что свидетельствует о практически полном отсутствии на национальных рынках коммерческих источников финансирования. В общем случае, данная позиция изготовителей находится в противоречии с желанием операторов коммерческих группировок по снижению себестоимости владения космической инфраструктуры путем повышения серийности и увеличения емкости космических аппаратов (в условиях отсутствия фундаментальных открытий достигается путем модернизации электронной компонентой базы и переходы к программно-конфигурируемым полезным нагрузкам).

При этом, как отмечается в [5], для российских предприятий в целом ситуация складывается аналогично европейской, поскольку они также лишены доступа к бюджету правительства США, а размеры ВВП не позволяют находить внутренних потребителей в достаточном количестве (см. табл. 1).

Сегмент производства наземной аппаратуры. В общем случае данный сегмент рынка является вторым по объемам (после оказания услуг трансляции ТВ сигнала). По состоянию на 2015 год его объем оценивался приблизительно в 60 млрд. долл. и на нем основную роль играли компании из США с объемом поставок в размере около 24.6 млрд. долл. При этом, что характерно для данного сегмента, на нем наблюдается некоторая стабилизация поставок продуктов и услуг, что может свидетельствовать об исчерпании доступного платежеспособного спроса. При этом, основное место на данном сегменте занимали предприятия-изготовители ГНСС продукции (около 53 процентов от продаж). Здесь необходимо отметить, что такое состояние рынка привело к тому, что вслед за вытеснением иностранных поставщиков данных ДЗЗ с китайского рынка, правительство КНР всерьез занялось решением задачи увеличения доли китайских производителей ГНСС оборудования с текущих 10-и процентов до 80-90 процентов к 2020 году. В этой связи необходимо отметить, что несмотря на то, что в России создана своя навигационная группировка космических аппаратов, тем не менее, рыночная доля предприятий в сегменте поставок конечным потребителям крайне невелика поскольку, как правило, покупатель приобретает комплексное решение (в виде смартфонов и т.п.), а не ориентируется на приобретение специализированных решений.

В заключении необходимо отметить, что проведенный анализ российской и зарубежных отраслей экономик показывает, что российские предприятия занимают лидирующие позиции в тех сегментах, где зависимость от поставок из США является

крайне низкой, в связи с этим, реализация программ импорто-замещения приведет к:

- увел ичению кол ичества рабоч их мест;

- увеличению экспорта продукта;

- повышению экономической безопасности страны;

- обеспечению независимости себестоимости товаров от зарубежных комплектующих;

- формированию базиса для развития экспортоориентированной продукции.

Таким образом, внутреннее производство увеличит объемы выпускаемой продукции, которая постепенно вытеснит импортные аналоги.

Список литературы:

1. U.S. space industry «Deep dive». A collaboration between the DOC and the USAF, NASA, and NRO. Стр. 13.

2. База данных по технико-экономическим показателям. Ecoruspace.me.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) с (изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).

4. Программа финансового оздоровления ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». 11 сентября 2014

5. А.В. Вейко, Д.А. Перепелко, Д.А. Имакаева. Оценка достигнутого уровня развития РКТ и его влияние на социально-экономическое развитие страны. Бизнес в законе.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Сравнительный анализ космических отраслей ведущих стран мира» кандидата экономических наук Вейко А.В. и аспиранта

кафедры «Прикладная экономика» РУДН Имакаевой Д.А. Статья авторов посвящена решению интересной научной задачи -сравнительному анализу космических отраслей ведущих стран мира -представляющей интерес в современных условиях ужесточения конкуренции на мировых рынках продукции и услуг ракетно-космической промышленности, появления новых игроков, активизации передовых развивающихся стран.

Практическая значимость результатов проведенного исследования в рамках статьи обусловлена возможностью использования их в качестве основы для дальнейших исследований и разработки стратегии развития российской ракетно-космической промышленности.

Вывод: статья рекомендуется для публикации в открытой печати, в том числе журналах, рекомендуемых ВАК для публикации научных результатов аспирантов.

Заместитель директора по научной работе Института космических технологий РУДН, канд. экон. наук

Т.В. Кокуйцева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.