Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА'

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сунцов Александр Павлович, Андриенко Анастасия Ивановна

Настоящая статья посвящена выявлению особенностей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, включившихся в процесс помощи гражданам во время чрезвычайных и иных экстренных ситуаций, и проблем правового регулирования взаимодействия органов публичной власти с социально ориентированными некоммерческими организациями в рассматриваемых условиях. В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу, что перед государством в настоящее время стоит задача наладить взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями, которые имеют широкие цели, оперативно реагируют на экстренные ситуации и гибко подключаются к выполнению функций органами публичной власти во время чрезвычайных ситуаций; требуется научное осмысление нового направления деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и правового обеспечения их взаимодействия с органами публичной власти. Цель государства, по мнению авторов - объединить, скоординировать и при определенных обстоятельствах сообразовать значительную часть социально ориентированных некоммерческих организаций на такие направления деятельности, в рамках реализации которых они стали бы равноправными партнерами с органами публичной власти, тогда как изменение положения социально ориентированных некоммерческих организаций свидетельствует о начале нового этапа трансформации конституционно-правового статуса социально ориентированных некоммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOP-PRIORITY ORIENTATION OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS’ ACTIVITIES IN CURRENT STATE: LEGAL REGULATION AND PRACTICE

The article is devoted to the detection of features of the activities of socially oriented non-profit organizations that helped citizens during emergency situations, and issues of legal regulation of public authorities’ entities interactions with socially oriented non-profit organizations in considered conditions.As a result of the study, the authors conclude that at present, the state needs to ensure cooperation with broad-aimed socially oriented non-profit organizations that are suitable for quick response to emergency situations and adaptable participation in maintaining the functions of public authorities during emergency situations. The new activities of socially oriented non-profit organizations require scientific reflection as well as legal provision for their cooperation with public authorities. The authors think that the state aims to unite, coordinate, and, if required, conform socially oriented non-profit organizations to such activities, by implementing which they would become an equal partner to the public authorities. At the same time, the change in socially oriented non-profit organizations' place demonstrates a new stage in redefining the constitutional and legal status of such organizations.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА»

Научная статья УДК 347.471

DOI 10.35266/2312-3419-2023-2-112-117

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА

Александр Павлович Сунцов1, Анастасия Ивановна Андриенко ш

1 Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия

2 Сургутский государственный университет, Сургут, Россия 1 suncovap@duma72.ru, https://orcid.org/0000-0001-7374-6143 2andrienkoai@surgu.ru s, https://orcid.org/0000-0001-9189-9717

Аннотация. Настоящая статья посвящена выявлению особенностей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, включившихся в процесс помощи гражданам во время чрезвычайных и иных экстренных ситуаций, и проблем правового регулирования взаимодействия органов публичной власти с социально ориентированными некоммерческими организациями в рассматриваемых условиях.

В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу, что перед государством в настоящее время стоит задача наладить взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями, которые имеют широкие цели, оперативно реагируют на экстренные ситуации и гибко подключаются к выполнению функций органами публичной власти во время чрезвычайных ситуаций; требуется научное осмысление нового направления деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и правового обеспечения их взаимодействия с органами публичной власти.

Цель государства, по мнению авторов - объединить, скоординировать и при определенных обстоятельствах сообразовать значительную часть социально ориентированных некоммерческих организаций на такие направления деятельности, в рамках реализации которых они стали бы равноправными партнерами с органами публичной власти, тогда как изменение положения социально ориентированных некоммерческих организаций свидетельствует о начале нового этапа трансформации конституционно-правового статуса социально ориентированных некоммерческих организаций.

Ключевые слова: общественные объединения, социально ориентированные некоммерческие организации, социальное государство, гражданское общество, право на объединение, пандемия COVID-19, специальная военная операция, добровольчество

Для цитирования: Сунцов А. П., Андриенко А. И. Приоритетные направления деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в современных условиях: правовое регулирование и практика // Вестник Сургутского государственного университета. 2023. Т. 11, № 2. С. 112-117. DOI 10.35266/2312-3419-2023-2-112-117.

Original article

TOP-PRIORITY ORIENTATION OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS' ACTIVITIES IN CURRENT STATE: LEGAL REGULATION AND PRACTICE

Aleksandr P. Suntsov1, Anastasiya I. Andrienko ш

1 University of Tyumen, Tyumen, Russia

2 Surgut State University, Surgut, Russia

1 suncovap@duma72.ru, https://orcid.org/0000-0001-7374-6143 2andrienko_ai@surgu.ru s, https://orcid.org/0000-0001-9189-9717

Abstract. The article is devoted to the detection of features of the activities of socially oriented nonprofit organizations that helped citizens during emergency situations, and issues of legal regulation of public authorities' entities interactions with socially oriented non-profit organizations in considered conditions.

As a result of the study, the authors conclude that at present, the state needs to ensure cooperation with broad-aimed socially oriented non-profit organizations that are suitable for quick response to emergency situations and adaptable participation in maintaining the functions of public authorities during emergency situations. The new activities of socially oriented non-profit organizations require scientific reflection as well as legal provision for their cooperation with public authorities.

The authors think that the state aims to unite, coordinate, and, if required, conform socially oriented non-profit organizations to such activities, by implementing which they would become an equal partner to the public authorities. At the same time, the change in socially oriented non-profit organizations' place demonstrates a new stage in redefining the constitutional and legal status of such organizations.

Keywords: public associations, socially oriented non-profit organizations, welfare state, civil society, right to association, COVID-19 pandemic, special military operation, volunteerism

For citation: Suntsov A. P., Andrienko A. I. Top-priority orientation of socially oriented non-profit organizations' activities in current state: Legal regulation and practice. Surgut State University Journal. 2023;11(2): 112-117. DOI 10.35266/2312-3419-2023-2-112-117.

ВВЕДЕНИЕ

За последние три года в связи с наступлением чрезвычайных и иных экстремальных ситуаций и нестабильной мировой обстановкой серьезно изменились условия жизни. Пандемия COVID-19 серьезно повлияла на все сферы жизни общества, пострадали экономический, социальный, культурный и иные секторы развития государства. Помощь беженцам и вынужденным переселенцам из Донбасса, специальная военная операция (далее - СВО) вызвали необходимость мобилизации сил государства и граждан, а также изменения сложившихся правил жизнедеятельности общества.

В чрезвычайных и иных экстремальных ситуациях большой вклад в помощь пострадавшим и поддержание функционирования различных сфер жизнедеятельности делают общественные объединения, социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СОНКО).

Сегодня перед СОНКО возникли новые задачи - это участие в мероприятиях, приуроченных к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне [1] и вовлечение ветеранов СВО в работу по патриотическому воспитанию молодежи [2].

Деятельность СОНКО приобрела новый характер в связи с их вкладом в решение проблем, вызванных чрезвычайными ситуациями. В связи с этим актуальным представляется анализ и оценка правового регулирования деятельности СОНКО и их взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Тюменская область, ХМАО-Югра и ЯНАО в последние годы являются регионами-лидерами в рейтинге Министерства экономического развития России [3]. Изучение опыта данных субъектов РФ в части взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и общественных объединений в экстремальных и чрезвычайных ситуациях важно для совершенствования правового регулирования и практики правоприменения в рассматриваемой сфере в других субъектах РФ, а также в рамках всей Федерации.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Новые условия жизни общества диктуют необходимость корректировки правового регулирования взаимодействия СОНКО с органами публичной власти. В настоящей статье авторами осуществляется анализ правоприменительной практики в части деятельности СОНКО в новых условиях на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа и Тюменской области. Выборка конкретных сфер деятельности, в которых участвуют СОНКО, позволяет выявить точки взаимодействия СОНКО с органами публичной власти, что в свою очередь позволит определить характер взаимодействия указанных субъектов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Правовая природа деятельности СОНКО вытекает прежде всего из конституционного права каждого на объединение (ч. 1 ст. 30 Конституции РФ). Предназначение СОНКО -это развитие гражданского общества и решение социальных проблем.

Виды деятельности СОНКО разнообразны и во многом аналогичны функциям органов публичной власти. Например, в соответствии с Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» [4]. Социально ориентированными признаются некоммерческие организации, которые осуществляют «подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам» (п. 3 ч. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее - ФЗ «Об НКО»)) [5].

Государство заинтересовано в организации сильного гражданского общества, члены которого смогут оказать поддержку в чрезвычайных ситуациях, и наделяет часть некоммерческих организаций, осуществляющих определенные виды деятельности, возможностью получить поддержку в приоритетном порядке. При этом, помимо поддержки, СОНКО осуществляют взаимодействие с органами публичной власти и в иных формах.

Основными федеральными законами, содержащими нормы о взаимодействии органов публичной власти с СОНКО, являются ФЗ «Об НКО», Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Гражданский кодекс РФ является также базовым законом, необходимым для определения организационно-правовых форм СОНКО.

Решение вопросов создания условий и осуществления поддержки СОНКО, благотворительной деятельности и добровольче-

ства (волонтерства) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) (п. 16 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ) [6].

Оказание поддержки СОНКО включается также в перечень вопросов местного значения (п. 34 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 15, п. 33 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ) [7].

Помимо основных федеральных законов, существует множество иных, содержащих нормы о взаимодействии с СОНКО - ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединениях», ФЗ «О добровольной пожарной охране», ФЗ «О государственной службе российского казачества», ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и др.

Определение форм взаимодействия органов публичной власти с СОНКО может осуществляться по различным критериям. Важно опираться на нормативное закрепление данных форм, и в первую очередь стоит обратиться к специальному закону - ФЗ «Об НКО». Данный федеральный закон говорит о поддержке СОНКО органами публичной власти.

Помимо поддержки СОНКО существуют различные формы взаимодействия, которые можно обозначить как формы соучастия в управлении делами государства. В настоящее время они определены различными нормативными правовыми актами и не систематизированы законодательно. Например, условия, при которых возможно взаимодействие СОНКО с органами публичной власти на равных как партнеров, определяют ФЗ «Об общественной палате РФ» и ФЗ «Об общих принципах организации деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации».

Период пандемии COVID-19 потребовал значительного изменения форм деятельности органов власти, предприятий, организаций. Серьезной проблемой стала нехватка помощи заболевшим людям, а также людям, находящимся в группе риска. Именно помощь таким гражданам стала одним из направлений деятельности, в которые включились СОНКО.

В Ханты-Мансийском автономном округе -Югре деятельность по помощи людям, находящимся в зоне риска, осуществляли волонтеры АНО Гуманитарного добровольческого корпуса [8]. Организация и координация деятельности добровольцев требует значительных усилий, наличия специальных знаний и компетенций у сотрудников СОНКО.

В Тюменской области в деятельность по помощи незащищенным слоям граждан включились различные организации, в том числе СОНКО. Они объединили усилия и оказывали помощь пострадавшим во время пандемии. Общее число волонтеров, которые помогали нуждающимся жителям Тюменской области в условиях COVID-19, превысило три тысячи [9]. Региональная общественная организация тюменский атлетический клуб «АНТЕЙ» реализовала проект по созданию доступных условий для восстановления граждан, переболевших COVID-19, и привлечения их к регулярным занятиям физической культурой, используя уже имеющуюся инфраструктуру спорта [10, с. 81].

Несмотря на то, что СОНКО сами пострадали от последствий пандемии COVID-19, они продолжили свою общественно полезную деятельность, а также включились в оказание экстренной помощи.

Следующая сфера, где СОНКО стали активными участниками помощи пострадавшим - это помощь беженцам и вынужденным переселенцам в период СВО, а также гуманитарная помощь в зоне СВО. В ХМАО-Югре эту миссию взяло на себя АНО «Гуманитарный добровольческий корпус». В Тюменской области - Союз афганцев, Союз пограничников, Союз землячеств Югры и Союз землячеств Ямала, а также другие СОНКО. Ямальские землячества Союза ве-

теранов осуществляют сбор гуманитарной помощи беженцам из ДНР и ЛНР, а именно формируют груз из товаров первой необходимости: средств личной гигиены, продуктов, вещей для детей и взрослых [11].

Помимо чрезвычайных ситуаций, важно выделить такую сферу деятельности СОНКО, как участие в мероприятиях, приуроченных к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне [1]. Подготовка волонтеров Победы также осуществляется в рамках СОНКО - Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы», созданного волонтерами, действовавшими ранее разрозненно [12].

Еще одно направление деятельности, поставленное Президентом России - вовлечение ветеранов СВО в работу по патриотическому воспитанию молодежи. Социализация военнослужащих, вернувшихся с фронта -одна из важных государственных задач, которая должна быть реализована через программы с участием Героев России, солдат, прошедших СВО. Они могут выступить как инструкторы, наставники, кураторы, а также быть включены в кадровый резерв [2]. Таким образом, данная сфера деятельности также требует плотного взаимодействия СОНКО, оказывающих поддержку ветеранам боевых действий, с государственными органами.

Важно учесть, что помощь в наборе добровольцев для таких направлений деятельности должна осуществляться теми организациями, которые имеют положительную репутацию, опыт в проведении подобных мероприятий.

В связи с этим вопрос правового регулирования взаимодействия СОНКО и органов публичной власти становится актуальным. Важно поддерживать СОНКО с широкими целями и видами деятельности, возможностью оперативно реагировать на чрезвычайные или иные экстремальные ситуации, командой волонтеров, обученных и способных грамотно оказывать помощь пострадавшим и с возможностью включаться в осуществление функций государственных органов.

Со стороны государства особое внимание уделяется СОНКО, помогающим бойцам

СВО и их родственникам в форме грантов [13], защиты официальных сайтов в сети интернет [14], обучающих семинаров [15] и других форм поддержки СОНКО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, вопрос об особенностях деятельности СОНКО в современных условиях в последние годы становится актуальным с точки зрения накопленного у них опыта реагирования на чрезвычайные ситуации.

СОНКО, которые изначально создавались для иных функций, при возникновении чрезвычайных ситуаций включились в деятельность государства по поддержке незащищенных слоев населения, по помощи беженцам и вынужденным переселенцам, по оказанию гуманитарной помощи людям, находящимся в зоне СВО. Данный факт свидетельствует о том, что СОНКО, имеющие широкие цели деятельности и состоящие из участников, волонтеров, уже обладающих опытом и показавших себя в деле, которые в настоящее время получили большее значение для деятельности государства и развития гражданского общества.

Такое изменение положения СОНКО свидетельствует о начале нового этапа трансСписок источников

1. В России стартовал набор волонтеров ко Дню Победы, планируется привлечь 200 тысяч добровольцев. URL: https://rg.ru/2023/03/01/v-rossii-startoval-nabor-volonterov-ko-dniu-pobedy-planiruet sia-privlech-200-tysiach-dobrovolcev.html (дата обращения: 13.03.2023).

2. Вовлечение ветеранов СВО в работу по патриотическому воспитанию молодежи. URL: https://news. myseldon.com/ru/news/index/279748197 (дата обращения: 13.03.2023).

3. Рейтинг субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки СОНКО и социального предпринимательства за 2021 год. URL: https://nko.economy.gov.ru/Public/NewsPage/ Details?id=190 (дата обращения: 13.03.2023).

4. Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий : указ Президента РФ от 11.07.2004 № 868 // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2882. Доступ из СПС «Гарант».

5. О некоммерческих организациях : федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145. Доступ из СПС «Гарант».

формации конституционно-правового статуса СОНКО. Перед государством стоит задача наладить взаимодействие с СОНКО, которые имеют широкие цели, оперативно реагируют на экстренные ситуации и гибко подключаются к выполнению государственными органами функций во время чрезвычайных ситуаций.

Изучение опыта деятельности СОНКО в экстремальных условиях позволило выявить те, которые смогут стать платформой для воспитания «социально ориентированного гражданина».

Требуется научное осмысление нового направления деятельности СОНКО и правового обеспечения их взаимодействия с органами публичной власти. В таком случае цель государства - объединить, скоординировать и при определенных обстоятельствах поддержать СОНКО, которые стали бы его равноправными партнерами.

С положительной стороны зарекомендовали себя такие формы поддержки СОНКО со стороны государства, как: гранты, обучающие семинары, а также защита официальных сайтов в сети интернет.

References

1. V Rossii startoval nabor volonterov ko Dniu Pobedy, planiruetsia privlech 200 tysiach dobro-voltsev. URL: https://rg.ru/2023/03/01/v-rossii-startoval-nabor-volonterov-ko-dniu-pobedy-planiruet sia-privlech-200-tysiach-dobrovolcev.html (accessed: 13.03.2023). (In Russian).

2. Vovlechenie veteranov SVO v rabotu po patriotich-eskomu vospitaniiu molodezhi. URL: https://news. myseldon.com/ru/news/index/279748197 (accessed: 13.03.2023). (In Russian).

3. Reiting subektov Rossiiskoi Federatsii po itogam realizatsii mekhanizmov podderzhki SONKO i sot-sialnogo predprinimatelstva za 2021 god. URL: https://nko.economy.gov. ru/Public/NewsPage/Detail s?id=190 (accessed: 13.03.2023). (In Russian).

4. Order of the President of the Russian Federation of July 11, 2004 No. 868 "Issues of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergency Situations and Elimination of Consequences of Natural Disasters". Collection of legislation of the Russian Federation. 2004. No. 28. Art. 2882. Accessed through Law assistance system "Garant". (In Russian).

5. Federal Law of January 12, 1996 No. 7-FZ "On Non-Profit Organizations". Collection of legislation

6. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации : федер. закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ // СЗ РФ. 2021. № 52 (часть I). Ст. 8973. Доступ из СПС «Гарант».

7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822. Доступ из СПС «Гарант».

8. АНО Гуманитарный добровольческий корпус. URL: https://humcorps.com (дата обращения: 13.03.2023).

9. Число волонтеров клуба #МыВместе в Тюменской области превысило три тысячи. URL: https://t-l.ru/316220.html (дата обращения: 13.03.2023).

10. Каталог социальных проектов СОНКО Тюменской области. URL: https://op72.ru/assets/catalog_ sinsib_2021.pdf (дата обращения: 13.03.2023).

11. Ветераны Ямала. URL: https://veteranyamala.ru/ informatsiya/news/ (дата обращения: 13.03.2023).

12. Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы». URL: https://волонтёрыпобеды.рф/ (дата обращения: 13.03.2023).

13. Москва выдаст гранты НКО, помогающим участникам СВО и их семьям. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/279877030 (дата обращения: 13.03.2023).

14. НКО хотят дать право пользоваться защищенными серверами. URL: https://news.rambler.ru/ politics/50292434-zanko-mintsifiy-gotovo-perevesti-sayty-sotsialnyh-nko-na-gosoblako/ (дата обращения: 13.03.2023).

15. Минтруд Дагестана провел второй обучающий семинар для социально ориентированных НКО. URL: https://news-life.pro/nizhniy_novgorod/34378 0229/ (дата обращения: 13.03.2023).

Информация об авторах

А. П. Сунцов - доктор юридических наук, профессор.

А. И. Андриенко - старший преподаватель.

of the Russian Federation. 1996. No. 3. Art. 145. Accessed through Law assistance system "Garant". (In Russian).

6. Federal Law of December 21, 2021 No. 414-FZ "On General Principles of Managing Public Authority in the Subjects of the Russian Federation". Collection of legislation of the Russian Federation. 2021. No. 52 (Pt. I). Art. 8973. Accessed through Law assistance system "Garant". (In Russian).

7. Federal Law of October 6, 2003 No. 131-FZ "On General Principles of Managing Local Self-Government in the Russian Federation". Collection of legislation of the Russian Federation. 2003. No. 40. Art. 3822. Accessed through Law assistance system "Garant". (In Russian).

8. ANO Gumanitarnyi dobrovolcheskii korpus. URL: https://humcorps.com (accessed: 13.03.2023). (In Russian).

9. Chislo volonterov kluba #MyVmeste v Tiumenskoi oblasti prevysilo tri tysiachi. URL: https://t-l.ru/316220.html (accessed: 13.03.2023). (In Russian).

10. Katalog sotsialnykh proektov SONKO Tiumenskoi oblasti. URL: https://op72.ru/assets/catalog_sinsib_ 2021.pdf (accessed: 13.03.2023). (In Russian).

11. Veterany Yamala. URL: https://veteranyamala.ru/ informatsiya/news/ (accessed: 13.03.2023). (In Russian).

12. Vserossiiskoe obshchestvennoe dvizhenie "Volontery Pobedy". URL: https://B0fl0Hrepbin06egbi.p$/ (accessed: 13.03.2023). (In Russian).

13. Moskva vydast granty NKO, pomogaiushchim uchastnikam SVO i ikh semiam. URL: https://news. myseldon.com/ru/news/index/279877030 (accessed: 13.03.2023). (In Russian).

14. NKO khotiat dat pravo polzovatsia zashchishchennymi serverami. URL: https://news.rambler.ru/politics/ 50292434-zanko-mintsifry-gotovo-perevesti-sayty-sot sialnyh-nko-na-gosoblako/ (accessed: 13.03.2023). (In Russian).

15. Mintrud Dagestana provel vtoroi obuchaiushchii seminar dlia sotsialno orientirovannykh NKO. URL: https://news-life.pro/nizhniy_novgorod/343780229/ (accessed: 13.03.2023). (In Russian).

Information about the authors

A. P. Suntsov - Doctor of Sciences (Law), Professor. A. I. Andrienko - Senior Lecturer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.