Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ТРЕТИЙ СЕКТОР / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андриенко Анастасия Ивановна

Предметом исследования является деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций как конституционное правомерное поведение. Предпринимается попытка ответить на вопросы, является ли деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций примером конституционного правомерного поведения и в какой мере через нее воплощаются конституционные ценности. В науке конституционного права изучению социально ориентированных некоммерческих организаций уделено недостаточно внимания, поэтому исследование осуществляется путем анализа нормативных правовых и правоприменительных актов, а также непосредственной деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Последнее представляется важным в связи с тем, что формирующиеся во время деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций общественные отношения являются яркой иллюстрацией реализации конституционных норм. Опираясь на доктринальный взгляд на элементы конституционного правомерного поведения, автор выявляет наличие конституционного интереса, мотива и цели при создании социально ориентированных некоммерческих организаций, а также в их деятельности; анализирует конституционность способов, методов и средств, используемых социально ориентированными некоммерческими организациями для достижения цели, и направленность на достижение правового результата. В итоге подтверждается гипотеза о том, что деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций является примером конституционного правомерного поведения и в большей мере реализацией конституционных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андриенко Анастасия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS AS A CONSTITUTIONAL AND LAWFUL BEHAVIOR

The subject of the article is the activity of socially oriented non-profit organizations as a constitutional and lawful behavior. The following issues are put forward: if the activities of socially oriented non-profit organizations are an example of constitutional and lawful behavior, and to what extent constitutional values are embodied through their activities. In the science of constitutional law, insufficient attention is paid to the study of the activities of socially oriented non-profit organizations. In this regard, the study is carried out by analyzing regulatory legal and law enforcement acts, as well as the direct activities of socially oriented non-profit organizations. Formed during the activities of socially oriented non-profit organizations, social relations represent an example of implementation of constitutional regulations. Thus, it is important to analyze the direct activities of socially oriented non-profit organizations. Based on a doctrinal view of the elements of constitutional and lawful behavior, the author reveals the existence of a constitutional interest, a motive and a goal in the development and operation of socially oriented non-profit organizations. The constitutionality of methods, approaches and means used by socially oriented non-profit organizations to achieve the goal are analyzed, and focus on achieving a legal result is studied. The hypothesis is justified that the activity of socially oriented non-profit organizations is an example of constitutional and lawful behavior and mainly an implementation of constitutional values.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 342.728

doi: 10.34822/2312-3419-2022-1-51-59

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Анастасия Ивановна Андриенко

Сургутский государственный университет, Сургут, Россия andrienko_ai@surgu.ru, http://orcid.org/0000-0001-9189-9717

Аннотация. Предметом исследования является деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций как конституционное правомерное поведение. Предпринимается попытка ответить на вопросы, является ли деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций примером конституционного правомерного поведения и в какой мере через нее воплощаются конституционные ценности. В науке конституционного права изучению социально ориентированных некоммерческих организаций уделено недостаточно внимания, поэтому исследование осуществляется путем анализа нормативных правовых и правоприменительных актов, а также непосредственной деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Последнее представляется важным в связи с тем, что формирующиеся во время деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций общественные отношения являются яркой иллюстрацией реализации конституционных норм. Опираясь на доктринальный взгляд на элементы конституционного правомерного поведения, автор выявляет наличие конституционного интереса, мотива и цели при создании социально ориентированных некоммерческих организаций, а также в их деятельности; анализирует конституционность способов, методов и средств, используемых социально ориентированными некоммерческими организациями для достижения цели, и направленность на достижение правового результата. В итоге подтверждается гипотеза о том, что деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций является примером конституционного правомерного поведения и в большей мере реализацией конституционных ценностей.

Ключевые слова: конституционные ценности, социальное государство, третий сектор, гражданское общество, конституционное правомерное поведение, конституционно-правовые отношения, общественные объединения, социально ориентированные некоммерческие организации

Для цитирования: Андриенко А. И. Деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций как конституционное правомерное поведение // Вестник Сургутского государственного университета. 2022. № 1 (35). С. 51-59. DOI 10.34822/2312-3419-2022-1-51-59.

Original article

ACTIVITY OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS AS A CONSTITUTIONAL AND LAWFUL BEHAVIOR

Anastasiya I. Andrienko

Surgut State University, Surgut, Russia

andrienko_ai@surgu.ru, http://orcid.org/0000-0001-9189-9717

Abstract. The subject of the article is the activity of socially oriented non-profit organizations as a constitutional and lawful behavior. The following issues are put forward: if the activities of socially oriented non-profit organizations are an example of constitutional and lawful behavior, and to what extent constitutional values are embodied through their activities. In the science of constitutional law, insufficient attention is paid to the study of the activities of socially oriented non-profit organizations. In this regard,

the study is carried out by analyzing regulatory legal and law enforcement acts, as well as the direct activities of socially oriented non-profit organizations. Formed during the activities of socially oriented non-profit organizations, social relations represent an example of implementation of constitutional regulations. Thus, it is important to analyze the direct activities of socially oriented non-profit organizations. Based on a doctrinal view of the elements of constitutional and lawful behavior, the author reveals the existence of a constitutional interest, a motive and a goal in the development and operation of socially oriented non-profit organizations. The constitutionality of methods, approaches and means used by socially oriented non-profit organizations to achieve the goal are analyzed, and focus on achieving a legal result is studied. The hypothesis is justified that the activity of socially oriented non-profit organizations is an example of constitutional and lawful behavior and mainly an implementation of constitutional values.

Keywords: constitutional values, welfare state, third sector, civil society, constitutional and lawful behavior, constitutional and lawful relations, public associations, socially oriented non-profit organizations

For citation: Andrienko A. I. Activity of Socially Oriented Non-Profit Organizations as a Constitutional and Lawful Behavior // Surgut State University Journal. 2022. No. 1 (35). P. 51-59. DOI 10.34822/2312-3419-2022-51 -59.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время особое внимание в науке конституционного права уделяется такой категории, как правомерное поведение. Подробно о конституционном правомерном поведении писала Е. В. Титова. По ее мнению, «исследовательская задача концептуального оформления конституционно-правомерного поведения обусловлена той ролью, которую играют его носители как активные участники происходящих в российском обществе конституционных преобразований. Научно-доктринальный анализ данного вида правомерного поведения позволит ответить на вопрос: воплощаются в жизнь декларируемые конституционные ценности или нет, и если да, то в какой мере?» [1, с. 5].

Одни из активных участников конституционных преобразований - это социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СОНКО). В рамках конституционного права в настоящее время недостаточно исследованиий, посвященных правовому статусу и деятельности данных субъектов права. Автор писал ранее о СОНКО, как о форме реализации права на объединение [2].

Исследование деятельности СОНКО осуществляется в рамках права некоммерческих организаций, комплексное исследование которого провел О. А. Кожевников [3-4].

В свою очередь, И. В. Аленькин отнес СОНКО к типу общественных объединений, подпадающих под стимулирующий режим взаимоотношений с государством. Ученый высказал мысль о том, что понятие «социально ориентированные некоммерческие ор-

ганизации» - слишком широкое, требующее корректировки, и в своем диссертационном исследовании выделил некоторые проблемы правового регулирования деятельности СОНКО [5, с. 166].

Комплексное исследование сущности СОНКО при оказании ими социальных услуг провела А. Н. Орлова в рамках теории государства и права [6].

Изучение деятельности СОНКО является предметом не только юридической науки. Так, например, Е. М. Лига делает вывод о том, что процесс институализации некоммерческих организаций не является завершенным и вряд ли стоит говорить о его финальной стадии, учитывая постоянную трансформацию современного социума [7].

СОНКО создаются с целью решения социальных проблем, развития гражданского общества в Российской Федерации и осуществляют определенные федеральным законодательством виды деятельности [8]. Исходя из легального определения, характер деятельности данных организаций - социально ориентированный. Таким образом, несмотря на то, что наука конституционного права фрагментарно касалась вопроса правового регулирования деятельности СОНКО, создаются предпосылки к пониманию СОНКО как участников конституционных правоотношений, осуществляющих в основном конституционное правомерное поведение.

Вопрос о том, является ли деятельность СОНКО примером конституционного правомерного поведения, может служить мате-

риалом для изучения базовых категорий науки конституционного права. Кроме того, он послужит доказательством необходимости комплексного научного изучения социально ориентированных некоммерческих организаций как субъектов конституционного права. Еще один вопрос, требующий научного осмысления: в какой мере через деятельность СОНКО воплощаются конституционные ценности?

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Поставленные перед автором задачи решаются путем анализа нормативных правовых актов, регулирующих деятельность СОНКО, и практики их применения. В связи с тем, что деятельность СОНКО регулируется большим количеством нормативных правовых актов, принятых на федеральном и региональном уровне государственной власти, в рамках данной работы они будут проанализированы обзорно. Самым важным представляется анализ правоприменительной практики как прямой иллюстрации того, какой характер носит деятельность СОНКО с точки зрения оценки ее правомерности. Также важную часть исследования составляет анализ деятельности СОНКО, которая представляется первоисточником - теми общественными отношениями, которые являются непосредственной реализацией конституционных норм. Для решения исследовательских задач использованы общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, методы формальной и диалектической логики) и частнонауч-ные методы (формально-юридический, исторический, метод правового моделирования).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Социально ориентированные некоммерческие организации существуют в правовом поле с 2010 г. Именно тогда был принят закон, вносивший изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, вводящий понятие «социально ориентированные некоммерческие организации» и устанавливающий основы их поддержки органами государственной власти [9]. Нормы о социально ориентированных некоммерческих организациях

не были «мертвыми», правом на объединение в СОНКО воспользовались многие люди. Данные о качественном росте СОНКО, количестве работников и добровольцев СОН-КО ежегодно в своем докладе публикует Министерство экономического развития РФ. Так, с 2011 по 2019 г. количество СОНКО возросло на 47 тысяч [10].

2020 г. стал годом, когда мир столкнулся с пандемией COVГО-19 и значительно изменились условия деятельности СОНКО. Поэтому дальнейшая статистика количества социально ориентированных некоммерческих организаций не будет отражать реального прироста количества СОНКО из-за разных исходных состояний общества, в котором действовали СОНКО до и после 2020 г. При этом отметим, что в связи со сложностями, вызванными пандемией и соответствующими ограничительными мерами, СОНКО была оказана дополнительная поддержка [1114]. Данный факт является самостоятельным доказательством роста активной деятельности СОНКО в России.

Развитие третьего сектора через деятельность именно социально ориентированных некоммерческих организаций поддерживалось Президентом РФ, который ежегодно в посланиях Федеральному Собранию РФ уделял внимание необходимости поддерживать деятельность данных организаций [1516]. В целом причиной появления такой категории, как СОНКО, стало желание государства оказывать приоритетную поддержку тем общественным объединениям, которые имеют социально значимые цели и осуществляют общественно полезную деятельность [17-18].

Итак, социально ориентированные некоммерческая организации - та часть некоммерческих организаций, в активной деятельности которых государство заинтересовано. За 12 лет СОНКО наработана большая нормативная база и значительный практический опыт. В связи с этим встает вопрос: в какой мере через деятельность СОНКО в течение десятилетия реализуются конституционные ценности и как проявляется конституционное правомерное поведение СОНКО?

Опираясь на исследования Е. В. Титовой, проанализируем деятельность СОНКО на наличие критериев, квалифицирующих внешнее проявление поведения как конституционного правомерного:

1. Конституционность интереса, целей и мотивов деятельности СОНКО подтверждается целями, заложенными в сущность социально ориентированных некоммерческих организаций: развитие гражданского общества и решение социальных проблем. В первую

очередь данные цели коррелируют со ст. 7 Конституции Российской Федерации, которая определяет наше государство как социальное. Кроме того, большинство видов деятельности СОНКО, определенных ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ, направлено на содействие реализации или защите прав человека, закрепленных в главе 2 Конституции РФ. Автор отразил в таблице наиболее яркие примеры такого соотношения (табл.).

Права и свободы человека и гражданина Виды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций

Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ч. 3 ст. 39 Конституции РФ). Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан (п/п 1 п. 1 ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ)

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42 Конституции РФ). Охрана окружающей среды и защита животных (п/п 4 п. 1 ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ)

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ). Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ) Охрана и содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, а также мест захоронений (в соответствии с установленными требованиями) (п/п 5 п. 1 ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ)

Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ) Оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина (п/п 6 п. 1 ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ)

Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ч. 3 ст. 39 Конституции РФ) Благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства) (п/п 8 п. 1 ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ)

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2 ст. 41 Конституции РФ). Российская Федерация <...> поддерживает различные формы образования и самообразования (ч. 5 ст. 42 Конституции РФ) Деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности (п/п 9 п. 1 ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ)

Таблица

Соотношение конституционных прав и свобод человека и гражданина и видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций

Окончание таблицы

Права и свободы человека и гражданина Виды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от <...> расы, национальности, языка, происхождения... (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ) Развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации (п/п 11 п. 1 ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ)

Примечание: составлено автором на основании нормативных правовых актов.

Социально ориентированные некоммерческие организации являются юридическими лицами, не имеющими основной целью извлечение прибыли и не распределяющими ее между участниками (ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ). Характер деятельности некоммерческих организаций также дает основание говорить, что отсутствие экономического интереса у учредителей означает наличие иного интереса и мотива, не связанного с получением прибыли (защита прав и свобод граждан, создание объединений по интересам и т. д.). Учитывая положения главы 1 Конституции РФ о правах и свободах человека как высшей ценности, о России как социальном государстве, об идеологическом разнообразии и равенстве общественных объединений, можно предположить, что большинство мотивов создания некоммерческих организаций укладывается в рамки конституционных норм, определяющих основы конституционного строя и основные права и свободы человека и гражданина.

2. Способы, средства и методы, используемые СОНКО для достижения результата, также являются конституционными.

Статья 30 Конституции РФ закрепляет право на объединение. Именно это право ложится в основу создания СОНКО. Если СОНКО регистрируются в таких организационно-правовых формах, как общественные организации и общественные движения, то на них распространяются нормы Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ, принятого во исполнение Конституции РФ [19]. В иных случаях создание НКО также является реализацией

права на объединение. Данный вопрос изучался конституционалистами ранее [4].

Деятельность СОНКО также основывается на конституционных нормах. Самым ярким примером является реализация права на мирные собрания (ст. 31 Конституции РФ), на участие в делах государства (ст. 32 Конституции РФ), на обращения (ст. 33 Конституции РФ). Конституционная реформа 2020 г. дополнила конституционные основания деятельности СОНКО. Так, ст. 67.1 Конституции РФ определила нормы-принципы, которые предопределяют методы деятельности СОНКО. Приоритет семейного воспитания детей и необходимость заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, реализуются в деятельности СОНКО, создающих детские дома особого типа. СОНКО создают для детей, оставшихся без попечения родителей, условия, максимально приближенные к домашней жизни, и предоставляют возможность социализироваться, получить навыки, необходимые для самостоятельной жизни по достижении совершеннолетия. Примером таких СОНКО являются Российская благотворительная организация «Детские деревни SOS», Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и многие другие [20, 21].

Наглядным примером, который отражал бы действительное положение дел в части реальной деятельности СОНКО, является финансовая поддержка СОНКО единым оператором грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества, - Фондом президентских грантов [22]. Финансовая поддержка данным оператором осуществляется с 3 апреля 2017 г. на конкурсной основе. Большой объем выде-

ляемых бюджетных средств, строгий отбор на этапе конкурса проектов СОНКО, которые действительно могут быть воплощены в жизнь и повлиять на развитие гражданского общества, решение социальных проблем, четко определенные требования к отчетности за реализацию проекта свидетельствуют о том, что данный вид финансовой поддержки СОНКО объективно отражает картину активности СОНКО в целом. Статистика количества участников конкурсов Фонда президентских грантов, видов деятельности, осуществляемых СОНКО, подтверждает, что СОНКО действуют в рамках закона и конституционных норм [23].

3. Направленность на достижение конкретного правового результата (например, конструктивное влияние) также проявляется в деятельности СОНКО. Создание некоммерческой организации обычно обуславливается желанием принять участие в реализации конституционных прав, в том числе через влияние на деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Так, СОНКО часто объединяются для лоббирования социально ориентированных интересов. Например, принятию Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предшествовали несколько лет активной деятельности СОНКО. Проводились митинги с требованием принять закон, направлялись коллективные обращения Президенту РФ, в Государственную Думу и Совет Федерации. Это свидетельствует о направленности СОНКО на достижение конкретного правового результата - принятия федерального закона, обеспечивающего соблюдение конституционного положения о защите окружающей среды [24].

Участие СОНКО в деятельности общественных палат (как Российской Федерации, так и ее субъектов) также предоставляет возможность влиять на принятие решений органами государственной власти и местного самоуправления [25].

4. Соответствие (непротиворечие) нормам права или правовой модели (алгоритму), выраженной в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. Данный элемент правомерного поведения проявляется через отсутствие решений Конституционного Суда России, выявляющего неконституционный смысл в нормах, регулирующих деятельность СОНКО. За время существования СОНКО принято лишь одно постановление Конституционного суда России от 08.04.2014 № 10-П, в котором упоминаются СОНКО [26]. Оспариваемые нормы в упомянутом решении признаны конституционными.

Объем статьи не позволяет подробно остановиться на анализе всех видов деятельности СОНКО. Примеров реализации конституционных ценностей через деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций можно привести намного больше. В данной статье обзорно проиллюстрирована корреляция деятельности СОНКО и реализуемых конституционных норм. При этом не был затронут широкий круг общественных отношений, где СОНКО выступают поставщиками социальных услуг и оказывают общественно полезные услуги [2729]. Данная деятельность также напрямую влияет на становление России как социального государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций представляет возможность исследования таких категорий конституционного права, как конституционное правомерное поведение и конституционные ценности. Процесс институци-онализации СОНКО как субъектов конституционного права происходит настолько активно, что научное сообщество имеет богатый практический материал для исследования и внедрения в науку конституционного права примеров реализации конституционных ценностей через конституционное правомерное поведение социально ориентированных некоммерческих организаций.

Список источников

1. Титова Е. В. Теория правомерного поведения в российском конституционном праве. Челябинск : ИЦ ЮУрГУ, 2019. 298 с.

2. Андриенко А. И. Социально ориентированные некоммерческие организации как форма реализации конституционного права на объединение // Сибирское юридическое обозрение. 2019. Т. 16, № 2. С. 245-249.

3. Кожевников О. А. Конституционно-правовые основы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций органами публичной власти // Финансовые и правовые аспекты социально ориентированного инвестирования : материалы Междунар. науч.-практич. конф. Екатеринбург : Урал. гос. экон. ун-т, 2017. С. 51-56.

4. Кожевников О. А. Право некоммерческих организаций в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование) : дисс. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2008. 346 с.

5. Аленькин И. В. Общественные объединения в системе конституционно-правовых отношений : дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2019. 329 с.

6. Орлова А. Н. Взаимодействие государства и некоммерческих организаций по оказанию социальных услуг населению (теоретико-правовой аспект) : автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2021. 27 с.

7. Лига Е. М. Институализация социально -ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) // Общество: философия, история, культура. 2021. № 12 (92). С. 83-87.

8. О некоммерческих организациях : федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций : федер. закон от 05.04.2010 № 40-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 15. Ст. 1736.

10. Доклад Министерства экономического развития Российской Федерации о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций за 2019 год. URL: http://www.nko.economy. gov.ru/upload/docs/doklad-nko-2020.pdf (дата обращения: 09.02.2022).

11. Путин поддержит: президент утвердил список мер поддержки НКО на период пандемии. URL: https://www.asi.org.ru/news/2020/05/12/putin-podder zhka-nko/ (дата обращения: 09.02.2022).

12. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. № 1290. URL: https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko (дата обращения: 09.02.2022).

13. Антикризисный план Общенационального союза некоммерческих организаций. URL: https://antivirus. rosnko.ru (дата обращения: 09.02.2022).

14. Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципаль-

References

1. Titova E. V. Teoriia pravomernogo povedeniia v rossiiskom konstitutsionnom prave. Chelyabinsk : ITs IuUrGU, 2019. 298 p. (In Russian).

2. Andrienko A. I. Socially Oriented Non-Profit Organizations as a Form of Realization of the Constitutional Right to Association // Siberian Law Review. 2019. Vol. 16, No. 2. P. 245-249. (In Russian).

3. Kozhevnikov O. A. Konstitutsionno-pravovye osnovy podderzhki sotsialno orientirovannykh nekommerch-eskikh organizatsii organami publichnoi vlasti // Finansovye i pravovye aspekty sotsialno orientiro-vannogo investirovaniia : Proceedings of the International Research-to-Practice Conference. Yekaterinburg : Ural State University of Economics, 2017. P. 51-56. (In Russian).

4. Kozhevnikov O. A. Pravo nekommercheskikh or-ganizatsii v Rossiiskoi Federatsii (konstitutsionno-pravovoe issledovanie) : Doctoral Dissertation (Law). Yekaterinburg, 2008. 346 p. (In Russian).

5. Alenkin I. V. Obshchestvennye obedineniia v sisteme konstitutsionno-pravovykh otnoshenii : Cand. Sci. Dissertation (Law). Moscow, 2019. 329 p. (In Russian).

6. Orlova A. N. Vzaimodeistvie gosudarstva i nekom-mercheskikh organizatsii po okazaniiu sotsialnykh uslug naseleniiu (teoretiko-pravovoi aspekt) : Extended abstract of Cand. Sci. Dissertation (Law). Saratov, 2021. 27 p. (In Russian).

7. Liga E. M. Institutionalization of Socially-Oriented Non-Profit Organizations (ISONPO) // Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 12 (92). P. 83-87. (In Russian).

8. On Non-Profit Organizations : Federal Law No. 7-FZ of 12.01.1996 // Collection of legislation of the Russian Federation. 1996. No. 3. Art. 145. (In Russian).

9. On Amendments to the Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Issue of Supporting Socially-Oriented Non-Profit Organizations : Federal Law No. 40-FZ of 05.04.2010 // Collection of legislation of the Russian Federation. 2010. No. 15. Art. 1736. (In Russian).

10. Doklad Ministerstva ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii o deiatelnosti i razvitii sotsi-alno orientirovannykh nekommercheskikh organi-zatsii za 2019 god. URL: http://www.nko.economy. gov.ru/upload/docs/doklad-nko-2020.pdf (accessed: 09.02.2022). (In Russian).

11. Putin podderzhit: prezident utverdil spisok mer pod-derzhki NKO na period pandemii. URL: https://www.asi.org.ru/news/2020/05/12/putin-podder zhka-nko/ (accessed: 09.02.2022). (In Russian).

12. Reestr sotsialno orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii, sformirovannyi v sootvetstvii s Postanov-leniem Pravitelstva Rossiiskoi Federatsii ot 30 iiulia 2021 g. No. 1290. URL: https://data.economy. gov.ru/analytics/sonko (accessed: 09.02.2022). (In Russian).

13. Antikrizisnyi plan Obshchenatsionalnogo soiuza nekommercheskikh organizatsii. URL: https://antivirus.

ного контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 438. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

15. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 03.12.2015 // Российская газета. URL: https://rg.ru/2015/12/03/ stenogramma.html (дата обращения: 09.02.2022).

16. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.12.2016 // Парламентская газета. № 45. 02-08.12.2016.

17. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 12.11.2009. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/5979 (дата обращения: 09.02.2022).

18. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций : пояснительная записка к проекту федерального закона № 288283-5. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)? OpenAgent&RN=288283-5 (дата обращения: 09.02.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Об общественных объединениях : федер. закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

20. Детские деревни SOS. URL: https://sos-dd.ru (дата обращения: 09.02.2022).

21. Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам». URL: https://otkazniki.ru (дата обращения: 09.02.2022).

22. О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества : указ Президента РФ от 30.01.2019 № 30 // СЗ РФ. 2019. № 5. Ст. 365.

23. Официальный сайт Фонда президентских грантов. URL: https://президентскиегранты.рф (дата обращения: 09.02.2022).

24. В Госдуме стимулируют рассмотрение законопроекта, определяющего понятие жестокого обращения с животными и устанавливающего полный запрет на такие действия. URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/otvetstvennoe-obra shchenie-s-zhivotnymi/ (дата обращения: 11.02.2022).

25. Чеботарев Г. Н. Роль общественных палат в согласовании общественно значимых интересов граждан, некоммерческих организаций, органов публичной власти // Конституционализация общественного участия граждан в управлении делами государства : материалы Междунар. науч.-практич. конф., Тюмень, 19-20 октября 2018 года. Тюмень, 2019. С. 13-24.

26. По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», части шестой статьи 29 Федерального закона

rosnko.ru (accessed: 09.02.2022). (In Russian).

14. On Specifics of Implementation of Public Oversight (Supervision), Municipal Control in 2020 and on Amendments to Item 7 of the Principals of Preparing Yearly Plans to Perform Routine Inspections of Entities and Sole Proprietors by Public Oversight Authority (Supervision) and Municipal Oversight Authority : Resolution of the Government of the Russian Federation No. 438 of 30.04.2020. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).

15. Poslanie Prezidenta Rossiiskoi Federatsii Federal-nomu Sobraniiu ot 03.12.2015 // Rossiiskaia gazeta. URL: https://rg.ru/2015/12/03/stenogramma.html (accessed: 09.02.2022). (In Russian).

16. Poslanie Prezidenta Rossiiskoi Federatsii Federal-nomu Sobraniiu ot 01.12.2016 // Parlamentskaia gazeta. No. 45. 02-08.12.2016. (In Russian).

17. Poslanie Prezidenta Rossii Federalnomu Sobraniiu Rossiiskoi Federatsii 12.11.2009. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/5979 (accessed: 09.02.2022). (In Russian).

18. On Amendments to Certain Legislation Acts of the Russian Federation on the Issue of Supporting Socially-Oriented Non-Profit Organizations : Explanatory Memorandum to the Federal Law Draft No. 288283-5. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/ main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=288283 -5 (accessed: 09.02.2022). (In Russian).

19. On Public Associations : Federal Law No. 82-FZ of 19.05.1995 // Collection of legislation of the Russian Federation. 1995. No. 21. Art. 1930. (In Russian).

20. Detskie derevni SOS. URL: https://sos-dd.ru (accessed: 09.02.2022). (In Russian).

21. Blagotvoritelnyi fond "Volontery v pomoshch de-tiam-sirotam". URL: https://otkazniki.ru (accessed: 09.02.2022). (In Russian).

22. On Grants of the President of the Russian Federation Issued to Develop Civil Society : Decree of the President of the Russian Federation No. 30 of 30.01.2019 // Collection of legislation of the Russian Federation. 2019. No. 5. Art. 365. (In Russian).

23. Ofitsialnyi sait Fonda prezidentskikh grantov. URL: https://prezidentskiegranty.rf (accessed: 09.02.2022). (In Russian).

24. V Gosdume stimuliruiut rassmotrenie zakonoproekta, opredeliaiushchego poniatie zhestokogo obrashcheniia s zhivotnymi i ustanavlivaiushchego polnyi zapret na takie deistviia. URL: https://www.advgazeta.ru/ novosti/otvetstvennoe-obrashchenie-s-zhivotnymi/ (accessed: 11.02.2022). (In Russian).

25. Chebotarev G. N. Rol obshchestvennykh palat v soglasovanii obshchestvenno znachimykh interesov grazhdan, nekommercheskikh organizatsii, organov publichnoi vlasti // Konstitutsionalizatsiia ob-shchestvennogo uchastiia grazhdan v upravlenii delami gosudarstva : Proceedings of the International Research-to-Practice Conference, Tyumen, October 19-20, 2018. Tyumen, 2019. P. 13-24. (In Russian).

«Об общественных объединениях» и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда «Костромской центр поддержки общественных инициатив», граждан Л. Г. Кузьминой, С. М. Смиренского и В. П. Юкечева : постановление Конституционного суда Рос. Федерации от 08.04.2014 № 10-п. URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision158063.pdf (дата обращения: 11.02.2022).

27. Андриенко А. И. Передача полномочий по оказанию социальных услуг социально ориентированным некоммерческим организациям: некоторые вопросы правового регулирования // Правовая политика и правовая жизнь. 2019. № 1. С. 112-120.

28. Дворников А. Е. Социально ориентированная деятельность некоммерческого сектора как вектор развития сферы социального обслуживания, поддержки и защиты граждан // Перспективы развития социальной работы и социальной педагогики в Смоленском регионе с позиции будущих специалистов : сб. науч. трудов преподавателей и студентов, Киров. 2021. С. 8-13.

29. Грищенко Ю. И. Социально ориентированная некоммерческая организация как исполнитель общественно полезных услуг // Некоммерческие организации в России. 2017. № 5. С. 46-56.

Информация об авторе А. И. Андриенко - старший преподаватель.

26. On Case of Verification of Constitutionality of Provisions of Article 2 Item 6 and Article 32 Item 7 of the Federal Law "On Non-Profit Organizations", Article 29 Part 6 of the Federal Law "On Public Associations" and Article 19.34 Part 1 of the Code of the Russian Federation on Administrative Breach of Law Due to Complaints of Citizens L. G. Kuzmina, S. M. Smirensky and V. P. Yukechev to the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation, Fund "Kostroma Support Center for Public Initiative" : Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation No. 10-p of 08.04.2014. URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision158063.pdf (accessed: 11.02.2022). (In Russian).

27. Andrienko A. I. The Transfer of Authority to Provide Social Services Socially Oriented Non-Profit Organizations: Some Issues of Legal Regulation // Pravovaia politika i pravovaia zhizn. 2019. No. 1. P. 112-120. (In Russian).

28. Dvornikov A. E. Sotsialno orientirovannaia deiatelnost nekommercheskogo sektora kak vektor razvitiia sfery sotsialnogo obsluzhivaniia, podderzh-ki i zashchity grazhdan // Perspektivy razvitiia sotsi-alnoi raboty i sotsialnoi pedagogiki v Smolenskom regione s pozitsii budushchikh spetsialistov : Collection of scientific works of Lecturers and Students, Kirov. 2021. P. 8-13. (In Russian).

29. Grishchenko Yu. I. Socially Oriented Non-Profit Organization as a Contractor of Public Utility Services // Non-Profit Making Organizations in Russia. 2017. No. 5. P. 46-56. (In Russian).

Information about the author A. I. Andrienko - Senior Lecturer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.