2010'1
НАУКА.ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С
КОРРУПЦИЕЙ
и.в. потокин,
кандидат юридических наук (БелЮИ МВД России)
В настоящее время проблема коррупции приобрела огромную, вполне обоснованную актуальность. Находясь в одном ряду с международным терроризмом, организованной преступностью, наркоторговлей, коррупция носит всеобщий характер и обусловлена рядом факторов, политического, экономического, социального и правового характера. Во-первых, коррумпированность российских чиновников привела к тому, что в публичное сознание активно внедрилась мысль о неэффективности работы органов государственной власти, понижении их компетенции. Во-вторых, коррупция как социально опасное явление, обладающее очень высокой степенью латентности и адаптивности к внешним факторам, влечет многочисленные негативные последствия. Наиболее ощутимые удары наносятся по экономической безопасности страны. В результате «продажности» чиновников, недобросовестного исполнения ими служебного долга теневая экономика (криминальная и полулегальная) дает почти 40 процентов всего валового внутреннего продукта. В сферу ее деятельности вовлечено на постоянной основе более 9 миллионов россиян. Коррупция также приводит к тому, что нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. В результате - снижение эффективности рынка и дискредитация идеи рыночной конкуренции. Коррупция породила мощный рост организованной преступности. По оценкам МВД России, организованная преступность контролирует почти половину частных фирм, каждое третье государственное предприятие, от 50 до 85 процентов банков. Практически ни один сектор экономики не защищен от ее воздействия [1]. Именно коррупция, пронизавшая все «этажи» российской власти, стала одним из главных препятствий в борьбе с организованной преступностью.
Существующие меры предупреждения коррупции можно подразделить на два блока: общесоциальный и специальный.
Общесоциальные меры - это соответству-
ющая корректировка хода экономических реформ; переход к реальным и реализуемым бюджетам; совершенствование налогового законодательства; обеспечение четкой правовой регламентации деятельности органов государственной власти, законности и гласности такой деятельности, государственного и, в большей мере, общественного контроля за ней; повышение нравственного, материального и культурного уровня населения; привлечение институтов гражданского общества к борьбе с коррупцией.
Специальные меры - это меры по подготовке и принятию ряда антикоррупционных законодательных актов; проведению экспертизы действующего законодательства для выявления «пробелов», могущих способствовать росту коррупции среди государственных служащих; внедрению комплекса мер финансового контроля за государственными служащими членами их семей; совершенствованию института государственной службы (делая акцент на кадровой политике, увеличение денежного содержания государственных служащих, формирование моральной обстановки и повышении престижа государственной службы); созданию государственного органа (Федеральной службы или Агентства по борьбе с коррупцией), наделенного реальными полномочиями; укреплению правоохранительной системы; предупреждению установления коррумпированных связей организованных преступных формирований с сотрудниками правоохранительных и других государственных органов и т.д.
В Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Серьезный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах и плане мероприятий по ее проведению, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005г. № 1789-р, а также в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы государственной службы. Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием
НАУКА.ТЕОРИЯ.
2010'1
ПРАКТИКА.
избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся настоятельной необходимостью [2].
Утвержденный Президентом РФ Д.А. Медведевым «Национальный план противодействия коррупции» 31.07.2008 г. Пр-1568 (далее Национальный план) выступает в качестве базового документа, в котором определены приоритетные направления борьбы с коррупцией.
Структурно Национальный план состоит из четырех разделов. Первый раздел содержит меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции, то есть модернизации антикоррупционного законодательства. С принятием Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции», первый пункт этого раздела уже реализован. Указанный ФЗ впервые содержит законодательное определение коррупции, а именно «коррупция: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица» [3];
Во втором разделе содержатся меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции: осуществление комплекса мер, направленных на улучшение государственного управления в социально-экономической сфере;
реализация системы мер, направленных на совершенствование функционирования государственного аппарата; разработка методики оценки эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков в федеральных государственных органах, государственных органах субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления муниципальных образований; решение вопроса о порядке передачи в доверительное управление принадлежащих государственным служащим и приносящих доходы ценных бумаг, акций, долей участия в уставных капиталах организаций.
В третьем разделе Президент подчеркнул необходимость создания антикоррупционного стандарта поведения, то есть создать меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению.
Что же касается четвертого раздела Национального плана, то он включает в себя первоочередные меры по реализации противодействия коррупции [2].
Сложность противодействия коррупции состоит в том, что это не только криминальная проблема, но в большей степени политическое, экономическое, социально-культурное явление. В рамках реализации положений Национального плана представляется целесообразным предпринять следующие шаги:
Во-первых, по максимуму обеспечить реализацию положений Национального плана. Как нам представляется, реализуя в полной мере Национальный план противодействия коррупции, можно снизить это негативное явление до минимума.
Во-вторых, необходимо внести поправки в Конституцию Российской Федерации, а именно включить в ст. 91, ст. 98, ст.122 положение, согласно которому статус неприкосновенности неприменим в случаях совершения лицами, указанными в этих статьях, преступлений, относящихся к категории коррупционных.
В-третьих, ужесточить санкции статей должностных преступлений, то есть исключить из санкции все основные виды наказаний, за исключением лишения свободы на срок не ниже пяти лет.
В-четвертых, обеспечить социально-экономические гарантии государственным служащим.
В-пятых, установить персональную ответственность чиновника за выполнение порученных ему функций.
2010'1 НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
Вышеуказанный перечень мер борьбы с кор- ление на разных уровнях властной иерархии, рупцией не имеет исчерпывающего характера. то соответственно потребуется постоянный Ограничение коррупции должно проводиться пересмотр мер борьбы с коррупцией, чтобы комплексно, всесторонне, а поскольку анти- выявить и отказаться от неэффективных мер коррупционная политика встретит сопротив- и заменить их более действенными.
Литература
1. Сатаров ГА. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции // Общественные науки и
современность, 2007, № 6.
2. Национальный план противодействия коррупции : Указ Президента РФ, 31.07.08 г. Пр.1568.
3. О противодействии коррупции : ФЗ от 25.12.2008 г. №273-ФЗ.
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ, РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Предупреждение сотрудниками ОВД преступлений осуществляется не только в пределах компетенции, указанной в ведомственных нормативных актах и территории Российской Федерации, но и в рамках международно-правового сотрудничества и правовой помощи в данном направлении.
Международно-правовое сотрудничество означает целенаправленную и постоянную, совместную и согласованную, широкую по масштабам и разнообразную по формам и направлениям деятельность компетентных правоохранительных органов, затрагивающую общие интересы сотрудничающих государств и направленную на достижение единых целей в борьбе с преступностью и обеспечение эффективности деятельности прокуратуры.
Сотрудничество охватывает оперативно-розыскные действия, а также те процессуальные действия, которые осуществляются без запроса, в связи с обнаружением лиц или признаков преступления, затрагивающих интересы другого государства.
В частности, о сотрудничестве можно говорить в случае задержания лица, если есть предусмотренные законодательством основания подозревать, что оно совершило на территории другой договаривающейся стороны преступление, влекущее выдачу (ст. 61 Конвенции СНГ 1993 г.).
Правовая помощь - это выполнение от-
А.Ю. ГОРДЕЕВ,
кандидат юридических наук (БелЮИ МВД России)
дельных действий, предусмотренных соглашениями между государствами, которые призваны лишь содействовать решению отдельных вопросов, связанных с расследованием, судебным рассмотрением и исполнением наказания по отдельным уголовным делам. К тому же правовая помощь включает в себя только процессуальные действия, осуществляемые на основании просьб правоохранительных органов иностранных государств. Юридическое основание правовой помощи - поручения иностранных учреждений юстиции.
Отметим, что начиная с 2006 года был разработан ряд документов, позволяющих на международном уровне предупреждать и раскрывать ряд серьезных преступлений. В числе этих документов: Программа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с торговлей людьми; Соглашение о создании Единой информационной базы нормативно-правовых актов государств - участников СНГ; Договор государств -участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма; Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств - участ-