2010'1 наука.теория.
практика.
Вышеуказанный перечень мер борьбы с кор- ление на разных уровнях властной иерархии, рупцией не имеет исчерпывающего характера. то соответственно потребуется постоянный Ограничение коррупции должно проводиться пересмотр мер борьбы с коррупцией, чтобы комплексно, всесторонне, а поскольку анти- выявить и отказаться от неэффективных мер коррупционная политика встретит сопротив- и заменить их более действенными.
Литература
1. Сатаров ГА. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции // Общественные науки и
современность, 2007, № 6.
2. Национальный план противодействия коррупции : Указ Президента РФ, 31.07.08 г. Пр.1568.
3. О противодействии коррупции : ФЗ от 25.12.2008 г. №273-Ф3.
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ, РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Предупреждение сотрудниками ОВД преступлений осуществляется не только в пределах компетенции, указанной в ведомственных нормативных актах и территории Российской Федерации, но и в рамках международно-правового сотрудничества и правовой помощи в данном направлении.
Международно-правовое сотрудничество означает целенаправленную и постоянную, совместную и согласованную, широкую по масштабам и разнообразную по формам и направлениям деятельность компетентных правоохранительных органов, затрагивающую общие интересы сотрудничающих государств и направленную на достижение единых целей в борьбе с преступностью и обеспечение эффективности деятельности прокуратуры.
Сотрудничество охватывает оперативно-розыскные действия, а также те процессуальные действия, которые осуществляются без запроса, в связи с обнаружением лиц или признаков преступления, затрагивающих интересы другого государства.
В частности, о сотрудничестве можно говорить в случае задержания лица, если есть предусмотренные законодательством основания подозревать, что оно совершило на территории другой договаривающейся стороны преступление, влекущее выдачу (ст. 61 Конвенции СНГ 1993 г.).
Правовая помощь - это выполнение от-
а.ю. гордеев,
кандидат юридических наук (БелЮИ МВД России)
дельных действий, предусмотренных соглашениями между государствами, которые призваны лишь содействовать решению отдельных вопросов, связанных с расследованием, судебным рассмотрением и исполнением наказания по отдельным уголовным делам. К тому же правовая помощь включает в себя только процессуальные действия, осуществляемые на основании просьб правоохранительных органов иностранных государств. Юридическое основание правовой помощи - поручения иностранных учреждений юстиции.
Отметим, что начиная с 2006 года был разработан ряд документов, позволяющих на международном уровне предупреждать и раскрывать ряд серьезных преступлений. В числе этих документов: Программа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с торговлей людьми; Соглашение о создании Единой информационной базы нормативно-правовых актов государств - участников СНГ; Договор государств -участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма; Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств - участ-
наука.теория.
2010'1
практика.
ников СНГ в борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма; Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств - участников СНГ в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств - участников СНГ в борьбе с коррупцией; Соглашение по сотрудничеству стран СНГ в борьбе с хищениями культурных и исторических ценностей.
Важные функции МВД РФ и Генеральной прокуратуры РФ заключаются в организационно-правовых мероприятиях, относящихся к правовой помощи, в том числе к выдаче лиц, совершивших преступления. Это одно из центральных направлений деятельности указанных ведомств в области международного сотрудничества. За 2008 г. ею разрешено более 3000 материалов о выдаче лиц из России. В частности, принято 1064 решения о выдаче, отказано в выдаче 331 лица, в 205 случаях выдача была отсрочена, остальные материалы находятся в производстве.
Направлено в компетентные органы иностранных государств 423 требования о выдаче, из которых удовлетворено 225, в том числе странами СНГ - 206.
В течение 2008 г. от компетентных органов иностранных государств поступило 2399 запросов об оказании правовой помощи, из них 1570 - из государств - участников СНГ. В порядке ст. 457 РФ УПК исполнено 1999 запросов.
Правовая помощь осуществляется как на основании международных договоров, под которыми мы понимаем не только традиционные соглашения (конвенции) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, но и универсальные и локальные конвенции, направленные на борьбу с международными преступлениями и преступлениями международного характера, регламентирующие, в частности, вопросы правовой помощи, учредительные акты международных судебных учреждений (трибуналов), а также межправительственные соглашения о сотрудничестве правоохранительных органов государств в борьбе с преступностью и соглашения о сотрудничестве и правовой помощи межведомственного характера.
Важное место в реализации правовой помощи отводится национальному законодательству. В правовой системе РФ правовая помощь по уголовным делам регулируется нормами гл. 53 УПК.
Нормы уголовно-процессуального закона призваны не подменять собой положения международных договоров РФ, а, напротив, обеспечивать исполнение следующих из договоров международных обязательств России.
Учитывая, что терроризм, организованная преступность, теневая экономика, а также легализация незаконных доходов носят не просто международный, а глобальный характер, противодействие перечисленным явлениям также организовано на международном уровне.
Все государственные органы Российской Федерации, участвующие в противодействии легализации преступных доходов, уделяют должное внимание международному сотрудничеству.
Создание и развитие российской системы противодействия отмыванию происходило под сильным влиянием, а иногда и давлением международных организаций, и в первую очередь FATF.
Необходимо упомянуть, что законодательные меры противодействия легализации преступных доходов были приняты в России с заметным опозданием относительно других европейских государств. В начале XXI века Россия еще не имела закона, регулирующего противодействие легализации криминальных доходов, в связи с чем в июне 2000 г. наша страна попала в так называемый «черный» список FATF. Данный список содержал перечень стран, не принимавших меры по борьбе с отмыванием преступных доходов, и к ним могли быть применены экономические санкции. При таких условиях и был в срочном порядке разработан и принят комментируемый Закон. Исключение Российской Федерации из «черного» списка FATF последовало в сентябре 2002 г.
На настоящий момент Россия принимает участие в деятельности практически всех международных организаций, работа которых направлена на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем. Ведущую роль среди данных организаций играют уже упомянутая FATF, Интерпол и группа «Эгмонт».
Помимо указанных организаций в октябре 2004 г. решением учредительной конференции, состоявшейся в Москве, по типу FATF была создана Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). В состав ЕАГ вошли Беларусь, Казахстан, Киргизия, Китай, Россия и Таджикистан.
2010'1
наука.теория. практика.
Конференция приняла решение о предоставлении статуса наблюдателей в ЕАГ Великобритании, Италии, США и ряду других стран и международных организаций, в частности FATF, Мировому банку, Международному валютному фонду, Интерполу.
К основным задачам ЕАГ относятся содействие в распространении международных стандартов с учетом особенностей региона, разработка и проведение совместных мероприятий, в пределах компетенции подразделений финансовых разведок; координация программ сотрудничества и технического содействия с международными организациями.
Взаимодействие с Интерполом со стороны нашей страны осуществляет МВД России. С 1996 г. действует Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола) - подразделение МВД России, имеющее статус главного управления. НЦБ обеспечивает сотрудничество правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств - членов международной организации уголовной полиции и Генеральным секретариатом Интерпола.
Основной задачей НЦБ являются эффективный международный обмен информацией об уголовных преступлениях, выполнение запросов иностранных и международных правоохранительных органов и организаций, наблюдение за выполнением странами - участницами Интерпола договоров по борьбе с преступностью.
Международное законодательство, регламентирующее противодействие легализации преступных доходов, содержит систему нормативных правовых актов, соответствующих научно обоснованным подходам мирового сообщества к борьбе с данным явлением, входящим в разряд наиболее опасных проявлений организованной преступности. Вместе с тем эта система обладает свойством гибкости, позволяющим признать обязательность указанных норм государствам с различными историческими и правовыми традициями, что и обусловливает необходимость изучения некоторых обстоятельств методологического характера, с учетом которых должны рассматриваться проблемы имплементации соответствующих международных актов в правовой системе Российской Федерации.
Другим актуальным направлением деятельности МВД РФ по предупреждению преступлений является международно-пра-
вовое сотрудничество в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации в рамках государств-участников содружества независимых государств.
Так, председатель Комитета по безопасности Государственной Думы РФ В.А. Васильев подчеркнул, что, «учитывая проблему экстерриториальности преступлений в сфере компьютерной информации, осуществляемых с использованием глобальных сетей связи, подобное сотрудничество является необходимым условием борьбы с такими преступлениями».
В рамках соглашений между указанными странами МВД РФ и другие государственные органы РФ осуществляют сотрудничество в следующих формах:
а) обмена информацией, в том числе:
- о готовящихся или совершенных преступлениях в сфере компьютерной информации и причастных к ним физических и юридических лицах;
- о формах и методах предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в данной сфере;
- о способах совершения преступлений в сфере компьютерной информации;
- о национальном законодательстве и международных договорах, регулирующих вопросы предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в сфере компьютерной информации;
б) исполнения запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также процессуальных действий в соответствии с международными договорами о правовой помощи;
в) планирования и проведения скоординированных мероприятий и операций по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере компьютерной информации;
г) оказания содействия в подготовке и повышении квалификации кадров, в том числе путем стажировки специалистов, организации конференций, семинаров и учебных курсов;
д) создания информационных систем, обеспечивающих выполнение задач по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере компьютерной информации;
е) проведения совместных научных исследований по представляющим взаимный интерес проблемам борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации;
ж) обмена нормативными правовыми ак-
нАУкА.теория. 2010'1
практика.
тами, научно-технической литературой по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации;
з) в других взаимоприемлемых формах. Таким образом, МВД РФ в соответствии с возложенными на нее задачами активно
участвует в международном сотрудничестве и эффективно применяет нормы международных договоров, направленные на оказание взаимной правовой помощи и предупреждению преступлений международного масштаба.
ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРИЧИНЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО УЩЕРБА ПУТЕМ ОБМАНА ИЛИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОВЕРИЕМ
Понятие преступления дано в статье 165 УК РФ: «Причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения».
Указанные деяния, как верно указала Логинова Н.Г., характеризуются тем, что при их совершении не происходит изъятия и обращения чужого имущества в пользу виновного и вследствие этого не происходит противоправного перехода имущества от собственника в незаконное обладание виновного как при хищении. Таким образом, имущество не выбывает из фондов собственника и не переходит в пользу виновного, последний незаконно использует, эксплуатирует чужое имущество или пользуется безвозмездно платными услугами, тогда как при хищении субъект противоправно изымает и (или) обращает в свою пользу других лиц чужое имущество и распоряжается им как собственник [1, с.96].
Объективная сторона преступления может выражаться как в форме действия (предоставление подложных справок о праве на льготы), так и в форме бездействия (уклонение от платежей и т.д.); специфический способ его совершения - обман или злоупотребление доверием.
В теории уголовного права и судебной практике общепринято выделять несколько форм деяний, которые могут подпадать под правовую норму, содержащуюся в ст. 165 УК РФ. Высказывается мнение, что данное преступление совершается в двух формах: незаконное использованию имущества, либо уклонение от уплаты обязательных платежей. Н.И.Панов полагает, что причинение имущественного ущерба может выражаться
и.а. Михайлова,
кандидат юридических наук (БелЮИ МВД России)
и в третьей форме - в обращении виновным в свою пользу или в пользу других лиц обязательных платежей, которые должны были поступить от отдельных граждан государству или общественным организациям [2, с.38].
На практике объективная сторона ст. 165 УК РФ проявляется в сокрытии фактической стоимости покупаемого домостроения с целью недоплатить государственную пошлину; уклонении от уплаты за пользование коммунальными услугами (газом, электрической энергией и т.д.); присвоение поступающей платы за услуги, осуществляемое в обход установленного порядка (использованные при этом «левые» материалы, принадлежащие собственнику, являются предметом хищения, поэтому деяние дополнительно квалифицируется как хищение); пользование поддельными проездными билетами, абонементами и т.п., если эти документы приобретены, но не изготовлены пользователями; действия работника транспорта, получившего от граждан и обратившего в свою пользу деньги за безбилетный проезд или незаконный, без оформления документов, провоз багажа (те же действия, совершенных работником транспорта, уполномоченным в силу своего служебного положения получать деньги с граждан за транспортные услуги, следует квалифицировать как хищение); незаконная эксплуатация в личных целях имущества, вверенного по работе, уклонение от оплаты за длительную поездку на такси [3, с.349-350].
Способы совершения преступления - обман и злоупотребление доверием. Обман может состоять во введении собственника или владельца имущества в заблуждение относительно существующей обязанности передать ему имущество. Это может отно-