НАУКА.ТЕОРИЯ. 2010'1
ПРАКТИКА.
Литература:
1. Ефремов Л. Вопросы применения международных договоров о взаимном оказании пра-
вовой помощи в работе арбитражных судов // Вестник ВАС РФ. 2000. № 3.
2. Романовский С.Г. Судебный прецедент как источник права в России. В кн.: Современное
состояние российского законодательства и его систематизация. - М., Тула, 1999.
ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Л.Н. БОЧАРНИКОВА,
кандидат юридических наук, доцент (БелЮИ МВД России)
В современной России коррупция становится главной причиной неэффективности системы государственного управления, основным фактором, препятствующим нормальному развитию общества, формированию правовой государственности.
В отечественном уголовном праве понятие «коррупции» не является уголовно-правовой категорией. Многие специалисты называют его «криминологическим» понятием, другие считают не столько правовым, сколько социальным и нравственным.
Криминологами установлено три формы коррупции.
Первая форма - политическая коррупция, определяемая как вступление работников государственной власти в противоречие с нормами морали и закона, но не в целях получения взяток, а из-за сложившихся клановых отношений, это так называемая элитно-властная коррупция, являющаяся наиболее опасным видом коррупции в России.
Вторая форма - коррупция, связанная исключительно с уголовной деятельностью и основанная на подкупе должностных лиц, которые за вознаграждение оказывают соответствующие услуги преступникам.
Третья форма - установление незаконных отношений, которые предполагают целенаправленное вовлечение в преступную деятельность отдельных категорий должностных лиц для создания особо благоприятных условий совершения преступлений. Эта форма связана с организованной преступностью и помимо подкупа в ней используются провокации и угрозы в отношении должностных лиц.
Опасность коррупционной преступности обусловлена рядом причин. В качестве основных можно выделить следующие:
Во-первых, должностные лица, являющиеся субъектами коррупционной преступности, а баснословными «гонорарами» организо-
ванной преступности, обеспечивают не правопорядок, установленный государственной властью в форме законов и других нормативных правовых актов, а антиправопорядок, диктуемый организованной преступностью. Причем определить некоррумпированных должностных лиц, на которых государственная власть, в том числе высшая, может положиться в борьбе с организованной преступностью, практически невозможно.
Во-вторых, коррупционная преступность создает, в конечном счете, круговую поруку коррумпированных должностных лиц по горизонтали и вертикали, влекущую вытеснение из своей среды или отстранение от исполнения конкретных функций некоррумпированных должностных лиц.
В-третьих, коррупционная преступность - это дополнительный, не предусмотренный законом латентный налог на граждан.
В-четвертых, данный вид преступности поглощает средства, которые должны поступить в государственный бюджет в виде налогов, посредством юридически фиксируемого занижения рядом налоговых инспекторов за взятки налогооблагаемой базы юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Отмеченное обусловливает необходимость обеспечения эффективной борьбы с коррупцией в целом и коррупционной преступностью в частности.
Сохраняют свою актуальность общепрофилактические мероприятия, направленные на стабилизацию политической ситуации в стране, подъем экономики и жизненного уровня граждан, изменение духовной атмосферы в обществе. Реорганизация системы государственной службы в целях значительного сокращения непомерно разросшегося государственного аппарата также способствует специальной профилактике коррупции.
Правоохранительная деятельность яв-
2010'1
НАУКА.ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА.
ляется важнейшим направлением борьбы с коррупцией. Она должна быть направлена на пресечение, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и принятие к ним установленных законом мер, а также на восстановление нарушенных прав пострадавших и возмещение причиненного ущерба.
Одним из основных звеньев государственной системы органов, противостоящих коррупции, является МВД РФ. В системе МВД действуют соответствующие подразделения, выполняющие оперативно-розыскные операции.
С 1 февраля 2002 года вступил в силу Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Создан и действует Комитет по финансовому мониторингу при Правительстве РФ, обеспечивающий контроль за операциями и сделками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем.
Несмотря на некоторые положительные результаты, уровень организации оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел на этом направлении не соответствует предъявляемым требованиям.
В целях повышения эффективности оперативно-служебной деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, МВД России издан Приказ от 4 августа 2005 г. № 641 «Об активизации работы по противодействию легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем».
Данным Приказом предписано:
- разработать программу профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, задействованных по линии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем;
- внести предложения о целесообразности увеличения штатной численности подразделений по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, созданных в структуре ГУ МВД России по федеральным округам;
- рассмотреть вопрос о переработке формы статистической отчетности, отражающей показатели по возбужденным уголовным делам, связанным с легализацией преступных доходов (учитывать только ч. 2, 3 и 4 ст.ст. 174, 174.1 УК РФ);
- активизировать агентурно-оперативную работу по выявлению преступлений, связан-
ных с легализацией (отмыванием) преступных доходов;
- обеспечить обязательное направление в ФСФМ России запросов на предоставление информации о сомнительных финансовых операциях по выявленным преступлениям с причинением ущерба в крупном и особо крупном размерах, в которых усматривается возможность дополнительной квалификации действий фигурантов по ст. ст. 174, 174.1 УК РФ.
Уголовно-правовые меры борьбы с коррупцией требуют прежде всего четкой регламентации составов коррупционных преступлений. Борьба с коррупционной преступностью предполагает привлечение к ответственности и тех, кто осуществляет подкуп служащих, а также устранение последствий коррупционных правонарушений: взыскание незаконно полученного имущества или стоимости предоставленных услуг, аннулирование актов и действий, совершенных в результате правонарушений, связанных с коррупцией, восстановление нарушенных законных прав и интересов.
Борьба с коррупционной преступностью включает восстановление нарушенных законных интересов и прав, возмещение вреда, декриминализацию на основе закона деформированных связей и отношений.
Статья 31 Конвенции ООН против коррупции предусматривает приостановление операций (замораживание), арест и конфискацию «а) доходов от преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, или имущества, стоимость которого соответствует стоимости таких доходов; б) имущества, оборудования и других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией».
Борьба с преступностью коррупционного характера требует создания специализированных субъектов борьбы, их высокой специальной профессиональной квалификации, взаимодействия и координации усилий. Стать 6 Конвенции ООН против коррупции предусматривает, что каждое государство-участник в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, в надлежащих случаях обеспечивает наличие органа или органов, осуществляющих предупреждение коррупции; обеспечивает им необходимую самостоятельность, с тем чтобы они могли выполнять свои функции эффективно и в условиях свободы от любого ненадлежащего влияния; обеспечи-
НАУКА.ТЕОРИЯ.
2010'1
ПРАКТИКА.
вает необходимые материальные ресурсы и специализированный персонал, а также такую подготовку персонала, какая может потребоваться для выполнения возложенных на него функций; сообщает Генеральному секретарю ООН название и адрес органа или органов, которые могут оказывать другим государствам-участникам содействие в разработке и осуществлении конкретных мер по предупреждению коррупции.
Россия подписала 27 января 1999 г. Конвенцию Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию». 25 июля 2006 года был принят Федеральный закон №125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию», который вступил в силу 28 июля 2006 года. Принятие этого Закона потребует внесения определенных изменений в уголовное законодательство.
Указом Президента от 19 мая 2008 года «О мерах по противодействию коррупции» в целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.
Основными задачами Совета являются:
- подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
- контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.
Совет для решения возложенных на него основных задач:
- запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- приглашает на свои заседания представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений.
19 декабря 2008 Государственной Думой принят Федеральный Закон «О противодействии коррупции», который вступил в силу 25
декабря 2008 года и устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В соответствии с указанным законом, профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.