Научная статья на тему 'Предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов'

Предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1579
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов»

2010'1

НАУКА.ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА.

силу своих индивидуальных свойств (психического, физического здоровья, характера), условий жизни и т.д. оказываются наиболее уязвимыми для наркотиков. «К преступлению чаще всего приводят личностные изменения наркомана: утрата социально-ценностных ориентаций (если они были), неспособность к труду, лживость, пренебрежение интересами окружающих, готовность пойти на всё ради наркотиков, агрессивность, склонность к насилию, озлобленность» [2 с. 158].

Как видим, преступность в сфере незаконного оборота наркотиков в нашей стране обусловлена целым рядом глобальных причин, поэтапное устранение которых позволит эффективно бороться с наркопреступностью как на бытовом уровне, так и с наиболее органи-

зованными её проявлениями. Значительным шагом в этом направлении можно считать создание в июле 2003 года, во исполнение указа Президента РФ от 06.06.2003 г. № 624, специализированного органа по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и профилактике данного рода преступности - Государственного Комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и системы его территориальных органов [3, ст. 2198].

В настоящее время, после издания указа Президента РФ от 28.07.2004 г. № 976, вышеназванный комитет переименован в Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков [4].

Литература

1

Алексеев А.И. Криминология : курс лекций, 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЦЮЛ «Щит», 2001.

2. АванесовГА. и др. Криминология и профилактика преступлений. Особенная часть: учебное

пособие. - М.: ЮИ МВД РФ, 1998.

3. Собрание законодательства РФ, 09.06.2003 г., № 23, ст. 2198.

4. Российская газета, № 162, 31.07.2004 (Указ).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ

к.и. иншин

(БелЮИ МВД России)

Широкому распространению преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, способствовало то, что борьба с такой преступностью до последнего времени в Российской Федерации осуществлялась преимущественно на основе реализации карательно-репрессивных норм уголовного законодательства. Однако, несмотря на неоспоримость наличия сдерживающего эффекта в наказании, наиболее перспективным способом противодействия любому виду преступности следует признать предупреждение совершения новых преступлений.

На состоявшемся в феврале 2007 г. заседании коллегии МВД России министр Р.Г. Нургалиев объявил о реализации силами МВД многоуровневой государственной системы профилактики.

Реализуя задачи, поставленные Президентом, Министерство внутренних дел разработало и издало Инструкцию о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденную Приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19.

Статьей 4 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» в государственной антинаркотической политике выделяется приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Ранее эту линию проводило указание Президента РФ от 17 сентября 1998 г. № 343-рп «О мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими».

НАУКА.ТЕОРИЯ.

2010'1

ПРАКТИКА.

До настоящего момента в Российской Федерации принималось несколько Федеральных целевых программ «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 1995 - 1997 гг., на 1999 - 2001 гг. и на 2002

- 2004 гг., но, к сожалению, бюджетные средства на реализацию данных программ выделены не были, в связи с чем запланированные по этим программам мероприятия не были выполнены.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. особо отмечена необходимость создания безопасных условий жизни, снижения уровня преступности в стране, улучшения состояния здоровья российской нации и прекращения распространения наркомании как основ для раскрытия потенциала страны.

В настоящее время разработана новая Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2005 - 2009 годы, которая уже успешно реализуется [1].

Основным разработчиком и координатором данной программы является Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Общий объем финансирования данной Программы составляет 3092,7 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета

- 3062,7 млн. рублей.

Цель Программы - сокращение к 2010 г. масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации на 16 - 20% по сравнению с 2004 г.

В качестве государственных заказчиков Программы выступили 16 министерств, федеральных служб и агентств Российской Федерации. В их числе Министерство внутренних дел РФ; Министерство здравоохранения и социального развития РФ; Министерство иностранных дел РФ; Министерство обороны РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная служба исполнения наказаний РФ; Федеральная таможенная служба РФ; Федеральное агентство геодезии и картографии РФ; Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ; Федеральное космическое агентство РФ; Федеральное агентство по образованию РФ; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям РФ; Федеральное агентство по промышленности РФ; Федеральное агентство по сельскому

хозяйству РФ; Федеральное агентство по физической культуре и спорту РФ.

Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2005 - 2009 годы содержит большой комплекс мероприятий, реализация каждого из которых, несомненно, будет способствовать достижению сформулированной в Программе цели.

В качестве основных можно выделить два направления:

1. Формирование правосознания и повышение правовой культуры населения с целью удержания граждан от незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, выработки нетерпимости к совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом таких средств, веществ и их аналогов.

2. Снижение уровня наркотизма в молодежной среде. При разработке мер предупреждения исследуемых преступлений по перечисленным направлениям использовано несколько подходов предупредительной деятельности: юридический,утилитаристский, силовой, конвенциональный, культурно-нормативный [2, с.268].

Следует отметить, что высокий уровень правовой культуры личности обеспечивает правомерное поведение, мотивом которого выступает глубокое внутренне осознанное убеждение справедливости требований правовых норм, иными словами, в основе такого поведения лежит глубокое уважение к закону. Необходимо добиваться правильного осознания широкими слоями общества основополагающего значения профилактики преступлений для обеспечения достойной жизни граждан, создания высокоразвитой экономики, укрепления демократических основ правового государства, защиты интересов безопасности государства. Население России должно понять, что пока не наступит коренной перелом в борьбе с преступностью (в том числе и на потребительском рынке), реального прогресса достигнуть будет невозможно [3, с.41-42].

Правовая культура и преступность связаны очевидной зависимостью - более высокий уровень правовой культуры естественным образом ограничивает преступность, является предпосылкой уменьшения ее интенсивности.

Наибольшей эффективности в решении вопросов профилактики можно добиться, опираясь и активно используя возможности

2010'1 НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

средств массовой информации, которые служат основным, а порой и единственным источником информации для большинства населения. Особенно это актуально, учитывая, что основными потребителями наркотических средств сейчас являются молодые люди.

Информирование граждан о карательном содержании норм некоторых отраслей права есть исходное и наиболее универсальное средство общего предупреждения, представляющее собой доведение до сведения граждан соответствующей совокупности правовых знаний.

По мнению К.В. Денисенко, одной из многочисленных драм современного российского общества является полное разрушение системы предупреждения преступлений и правонарушений, сформировавшейся в СССР, которая небезуспешно ставила заслоны на пути распространения пьянства и наркомании. В настоящее время среди населения (особенно в молодежной среде) прогрессируют пьянство, наркотизм, токси-котизм, социальный паразитизм и другие социальные аномалии, что, бесспорно, ведет к

объективному росту числа лиц с негативным социальным поведением, в ряду которых молодое поколение занимает особое место.

Мероприятия по изучению лиц, склонных к потреблению наркотиков из числа молодежи, и оказанию на них воспитательного профилактического воздействия должны быть строго индивидуальными, предельно конкретными, обоснованными и полными. Антинаркотическая работа также не должна проводиться в общих аудиториях, так как практика показывает, что несовершеннолетние стесняются задавать интересующие их вопросы в присутствии взрослых.

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод о том, что предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, нельзя сводить к набору мер, носящих исключительно карательно-репрессивный характер. Систему предупреждения данных преступлений должны составлять разные по содержанию и направленности меры общесоциального, специального криминологического и индивидуального предупреждения.

Литература

1. О выполнении мероприятий в рамках указанной Федеральной целевой программы см. доклад руководителя Департамента межведомственной и информационной деятельности ФСКН России А. Михайлова на заседании коллегии ФСКН России в декабре 2006 г.

2. О содержании перечисленных подходов предупредительной деятельности см. подробнее:

Радаев В.В. Деформализация правил и уход от налогов в российском законодательстве // Модернизация российской экономики / Под ред. Е.Г. Ясина. Книга 1. - М., 2002.

3. Денисенко К.В. Правовая культура и предупреждение преступности // Криминологический

журнал. 2007. № 1.

ПРАВО И НАРКОТИКИ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

РОССИИ

А.А. СОРОКИН,

адъюнкт (БелЮИ МВД России)

рованных - до 10 миллионов. К большому сожалению, правоохранительным органам удается задерживать лишь часть поступающих в страны СНГ наркотиков, не более 15-20 процентов.

В 1993 г. в Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации впервые была обозначена насущная необходимость серьёзного реформирования законодательства о наркотиках на уровне высших законодательных органов.

В данной концепции был сделан негативный прогноз относительно развития нар-

Уровень развития наркомании в России, по признанию многих аналитиков, продолжает неуклонно расти. Конечно же, в этом свете законодательство, направленное на предотвращение распространения употребления наркотиков должно отвечать реалиям современности. К сожалению, начиная с 90-х годов, законодательство перестает быть адекватным сложившейся объективной реальности.

По оценкам экспертов, в СНГ к 2010 году число наркоманов при непринятии соответствующих мер может составить 20-25 миллионов человек, из них ВИЧ-инфици-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.