Научная статья на тему 'Приоритетные факторы эффективной реализации предпринимательского проекта'

Приоритетные факторы эффективной реализации предпринимательского проекта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
89
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ОТДЕЛ СБЫТА / СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Димитриади Н. А.

В статье представлены результаты роли структуры компетенций торгового персонала на эффективность реализации различных технологий убеждения клиента. Обнаружены различия в перечнях компетенций, требуемых для успешной реализации декларативной технологии и технологии, основанной на расспросе клиента. Обсуждаются различия систем управления сбытом продуктов с различной степенью новизны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные факторы эффективной реализации предпринимательского проекта»

ДИМИТРИАДИ Н.А.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

Димитриади Н.А., Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», кафедра анализа хозяйственной деятельности и прогнозирования, докторант-соискатель, доктор медицинских наук, e-mail: ndimitriadi@ yandex.ru

В статье представлены результаты роли структуры компетенций торгового персонала на эффективность реализации различных технологий убеждения клиента. Обнаружены различия в перечнях компетенций, требуемых для успешной реализации декларативной технологии и технологии, основанной на расспросе клиента. Обсуждаются различия систем управления сбытом продуктов с различной степенью новизны.

Ключевые слова: предпринимательский проект; фармацевтический рынок; отдел сбыта; структура компетенций сотрудников.

Коды классификатора JEL: I 11, L 26, L 81, M 12.

Исследование факторов, влияющих на успех предпринимательского проекта, показало неодинаковую эффективность различных технологий убеждения заказчика при продвижении продуктов, находящихся П на разных этапах цикла жизни [2, с. 47-56]. На следующем этапе нашего исследования проанализирована л структура компетенций торгового персонала, реализующего данные технологии. В качестве модели для (j проведения этой работы был выбран фармацевтический рынок, на котором активно реализуются продукты с различной степенью новизны. Изучался процесс убеждения врачей медицинскими представителями (МП) в целесообразности рекомендации больным современных лекарственных препаратов. Полученные ^ нами результаты представлены в данной работе.

Z Методы исследования. Для получения перечней компетенций, необходимых торговым представителям, Ш использовалась модификация метода структурированного интервью (СИ), описанная R.Engle [5, с. 476 - 484]. 2 При этом перечень искомых компетенций рассматривался как третий компонент цепи: «задачи МП - виды де-° ятельности - компетенции». Этапность разработки перечней компетенций выглядела следующим образом: Од 1. Сначала определялся перечень задач, которые данный сотрудник должен будет решать в процессе □ своей трудовой деятельности.

^ 2. После определения списка задач разрабатывался перечень видов деятельности, которые сотрудник должен будет реализовывать, чтобы решить поставленные задачи. 3. На третьем этапе ставился вопрос: «Каким должен быть сотрудник, чтобы, реализуя перечисленные виды деятельности, он мог эффективно решать конкретные задачи?» Решение этого вопроса привело к формированию перечня компетенций, то есть требований к кандидатам. о. Данная работа проводилась на специальных рабочих сессиях, которыми управлял специалист по СИ. iE Участниками данных сессий были руководители разного уровня, работающие в отделах продажи и марке-i тинга, а также коммерческие директора филиалов изучаемых компаний - всего 25 человек, из них 14 муж-Q чин и 11 женщин. Средний возраст респондентов составил 36 лет, стаж работы в данной специальности о колебался в пределах от 1,5 до 3,5 лет.

Разрабатывались перечни компетенций МП, продвигавших лекарственные препараты с различной сте-$ пенью новизны: один из препаратов был в значительной степени новым, другой - находился на этапе о «зрелости» в своем цикле жизни.

ö Практическая применимость результатов применения СИ оценивалась по эффективности работы МП, которые работали в двух фармацевтических компаниях-производителях (Компания X - 22 МП и Компания о Y - 21 МП), выпускающих лекарственные препараты с различным уровнем новизны. Перечень компетен-о ций МП, разработанный в компании X был ориентирован на реализацию декларативной технологии убеж-о дения клиента AIDA, подобный перечень, подготовленный менеджерами компании Y - на использование о принимаемыми на работу МП основанной на расспросе клиента технологии «4 барьера». Средний возраст о респондентов составил 28 лет. Среди опрошенных преобладали женщины (72,09%), стаж работы по специ-о альности колебался в пределах от 1,5 до 3 лет. Особенности работы МП с врачами оценивались в процессе Q- проведения совместных визитов исследователя с МП к врачам, а также по результатам интервью этих МП. s Всего было проведено 43 интервью и 134 совместных визита.

f Принятые на работу представители проходили тренинги, на которых их обучали двум технологиям ф убеждения клиента. Одной из них была технология AIDA, представляющая собой декларативное сообщение >s о свойствах своего продукта и решениях клинических проблем, с которыми может столкнуться врач. Вто-§ рая представляла собой одну из технологий продажи («4 барьера»), основанных на расспросе заказчика [4, ф с. 623-632]. Оценка продуктивности работы медицинских представителей производилась по показателям

О

ö I—

ф

Т

продажи двух прописываемых врачом лекарственных препаратов; использовались внутрикорпоративные о отчеты о продаже препаратов. При этом (в каждой компании) один препарат был принципиально новым о (инновационным), другой - к моменту начала исследования уже успешно использовался в клинической (Т) практике в течение 3-4 лет (находился на этапе зрелости в своем «цикле жизни»).

Результаты исследования. Результаты проведенной нами разработки перечней компетенций МП, продвигающих принципиально новый продукт и лекарственный препарат, находящийся на этапе «зрелости», показали, что полученные перечни компетенций различаются по ряду позиций; основное отличие (если опустить малозначительные детали) касалось одной важной характеристики. Оказалось, что для успешной реализации технологии AIDA сотрудник отдела продажи должен обладать следующими компетенциями:

- энергичный;

- напористый;

- имеющий хорошие навыки межличностного общения;

Перечень компетенций сотрудника отдела продажи, требуемый для эффективной реализации технологии «4 барьера», был в значительной степени похож на приведенный выше. Однако вместо характеристики «напористый» были включены характеристики «стремящийся понять мотивы поведения собеседника» и «хороший слушатель». Вероятно, выявленные различия в значительной степени связаны с особенностями технологий убеждения: для реализации AIDA необходим определенный напор и энергия, успех в использовании технологии «4 барьера» (расспрос, направленный на выявление потребностей) требует умения слушать и стремления понять мотивы поведения собеседника.

При наборе МП компания Х использовала перечень компетенций МП, хорошо подходящий для реализации технологии AIDA («напористые» МП), компания Y - перечень компетенций, ориентированный на применение технологии «4 барьера» («стремящиеся понять мотивы поведения собеседника», «хорошие слушатели»).

При проведении интервью с МП и совместных визитов было обнаружено, что МП Компании X очень хорошо реализуют технологию AIDA; воспроизведение технологии, основанной на расспросе заказчика, удавалось им в меньшей степени. В Компании Y имела место противоположная картина - навыки расспроса были развиты в большей степени, чем навыки декларирования.

Можно сделать вывод о том, достаточно часто МП использовали технологию, которую им легче реализовать на практике - в соответствии с теми компетенциями, которыми они обладали. Поэтому «напористые» сотрудники Компании X чаще использовали технологию AIDA, а представители Компании Y («хорошие слушатели, стремящиеся понять мотивы поведения собеседника») - технологию убеждения, основанную на расспросе.

Изучение эффективности деятельности работающих в Компаниях X и Y медицинских представителей дало неоднозначные результаты. Оказалось, что в Компании X успехи в продаже инновационного продукта намного превосходят результаты продажи продукта, который используется в клинической практике в течение 3-4 лет (табл. 1). В Компании Y показатели продажи инновационного продукта были неплохими, но, все-таки, существенно отставали от результатов, достигнутых в Компании X. В то же время, работающим в Компании Y медицинским представителям удалось продать существенные количества продукта, ранее применявшегося в клинической практике в течение 3-4 лет (таблица 1).

Таблица 1.

Продукт Объем продажи

Компания X Компания Y

Инновационный продукт 4.500 упаковок 3.700 упаковок

«Зрелый» продукт 24.000 упаковок 43.000 упаковок

П

л h 0 (О X СП

а

z ш

о ь

00 □

m

о

о

I—

ф

I—

s

0 а ф

са S

1

>

Обсуждение. Современная система управления продажами (отделом сбыта) включает в себя целый ряд функций, определяющих уровень ее продуктивности [3, с. 14-17; 1, с. 5-6]. Последовательность налаживания функций управления отделом представлена на схеме 1.

Схема 1. Этапы разработки системы управления сбытом продукции.

0

1 I

ф

m н

О

а о

£ о

0

1_

CD

I_

О

О

са

О

I—

О О CL

о ф

о ф

т

0

1

о 0)

3D

Рассмотрим характеристики эффективной системы управления отделом сбыта в изображенной на схеме 1 последовательности:

1. Формулируется плановое задание по сбыту - чаще всего в количествах единиц конкретных продуктов, которые должны быть проданы в течение определенного периода времени.

2. Затем производится анализ ситуации на рынке, оцениваются основные тенденции его развития, изменение емкости различных рыночных сегментов, а также конкурентная ситуация.

3. На основании результатов анализа ситуации выбираются целевые сегменты рынка.

4. После этого принимаются решения, касающиеся предложения входящим в выбранные сегменты клиентам/потребителям конкретных продуктов.

5. На следующем этапе - на основании расчета стандартной нагрузки на МП и его предполагаемой эффективности - разрабатывается организационная структура отдела продажи. Параллельно принимаются решения, касающиеся распределения продаваемых продуктов между торговыми МП.

6. После этого выбираются технологии продажи, которые будут использоваться торговым персоналом.

7. Затем (в соответствии с особенностями выбранных технологий продажи) формулируются перечни компетенций МП, производится набор и обучение торгового персонала.

8. На следующем этапе начинается работа на уровне зон ответственности каждого торгового представителя - производится выбор и категоризация клиентов.

9. Также (для каждого МП) формулируются цели по каждому продукту/группе клиентов (включая цели ГС на квартал/месяц/отдельную встречу с заказчиком). Параллельно разрабатывается система мотива-¡5 ции торгового персонала.

^ 10. После этого разрабатывается технология обеспечения наличия необходимых количеств товара. X Таким образом, результаты наших исследований показали, что системы управления продажами про-(тд дуктов с различной степенью новизны должны различаться по целому ряду функций - выбору целевых а, сегментов рынка (этап 3) и технологий продажи (этап 6), а также по структуре компетенций МП, занимаю-щ щихся продвижением этих продуктов (этап 7).

^ Необходимо отметить, что между элементами, входящими в схему 1, имеют место некие дополнительно ные связи, не обозначенные на данной схеме. В частности, в наших исследованиях, проведенных совместно щ с профессором Я.Епд1е [6, с. 115-126], было обнаружено, что Неопределенность служебных ролей (неоп-□ ределенность в организации работы МП на рынке, неясная структура клиентской базы, нечетко очерченО ные стандарты в формулировании целей работы персонала и планировании его деятельности) оказывает

О

негативное влияние на уровень мотивации торгового персонала, занимающегося продвижением и прода-

0 жей предпринимательских продуктов. То есть, обоснованная конкретизация целевых групп клиентов для ф продвижения каждого из продуктов (и более тщательное планирование всей работы отдела сбыта в целом) может оказать позитивное влияние и на уровень мотивации торгового персонала.

§ ЛИТЕРАТУРА

1. Димитриади Н.А. Управление отделом сбыта: использование маркетинговых технологий. Ростов-на-Дону, 2006.

2. Димитриади Н.А. Финансирование здравоохранения: системы управления продажами инновационных продуктов. Финансовые исследования, 2007, сентябрь, 3(16), с. 47-56.

g- 3. Лукич Р. Управление отделом продаж. Инструменты эффективного менеджера. М.: Добрая книга, 2007. ^ 4. О'Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. о 5. Engle R. Multi-step, Structured Interviews to Select Sales Representatives in Russia and Eastern Europe. q European Management Journal, 1998, Vol. 16, № 4, pp. 476-484.

о 6. Engle R., Dimitriadi N. Role impact on work and life: a cross-cultural comparison in Russia and the United о States. Proceedings 2006 Annual Meeting of AIB (Academy of International Business), Southeast USA Chapter. о p.115-126.

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.