Приоритетные факторы эффективного развития топливно-энергетического комплекса России
А.А. Мурадов начальник отдела маркетинговых исследований и коммуникаций Российского государственного университета нефти и газа (Национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, кандидат физико-математических наук (г. Москва)
Александр Александрович Мурадов, [email protected]
В настоящее время отечественный топливно-энергетический комплекс переходит в новую фазу развития, что во многом обусловлено тем, что запасы месторождений-гигантов (в первую очередь Самотлорского и Ромашкинского) существенно истощены. В значительной степени исчерпаны запасы нефти на глубине до 3 километров, снижается коэффициент нефтеотдачи (см. [1]), находящиеся в эксплуатации крупные месторождения сильно обводнены и имеют низкие дебеты. В связи с этим необходимо использовать другую концепцию добычи. Если раньше упор делался на открытие крупнейших и крупных нефтяных месторождений, то теперь нужна стратегия, позволяющая эффективно использовать мелкие и мельчайшие месторождения. Реализация подобной стратегии невозможна без использования инструментов государственно-частного партнерства. При разработке и внедрении такой стратегии следует учитывать глобальные факторы внешней среды. Так, например, замедление темпов мирового экономического роста вызвало дестабилизацию сырьевых рынков и, как следствие, увеличение затрат на добычу углеводородных источников энергии отечественных компаний.
Таким образом, особую актуальность для российской экономической системы приобретает решение задач поиска альтернативных источников энергии, а также увеличения энергоэффективности произ-
водства. Решение подобных задач обусловлено мировым трендом экономического развития, поскольку переход к инновационной экономике предполагает усиление роли энергетических ресурсов в промышленном развитии. Предполагается, что нетрадиционные энергетические источники, такие как нефтегазовые сланцы, газогидраты и т. п., станут доминантами в структуре энергетического ресурсного обеспечения инновационно ориентированных макроэкономических систем.
Отечественная макроэкономическая система ориентирована на ресурсно-инновационное развитие. Такая ориентация во многом обусловлена тем, что наша страна обладает крупнейшей сырьевой базой, а самым значимым народнохозяйственным комплексом Российской Федерации является топливно-энергетический комплекс. В 2000-2016 годах его вклад в бюджет страны составил более 3,5 триллиона долларов США (см. [1]). До 2014 года Россия занимала первое место в мире по суммарной добыче нефти и газа. Сегодня доля отраслей отечественного топливно-энергетического комплекса в инвестициях в основной капитал составляет около 40 процентов, а в экспортном потенциале России (в стоимостном выражении) - около 70 процентов (см. [4, 7]).
Вектор ресурсно-инновационного развития экономического сектора страны позволяет наилучшим образом реализовать
конкурентные преимущества российского топливно-энергетического комплекса. Так, например, стратегия долгосрочного развития российской макроэкономической системы должна учитывать появление новых источников обеспечения энергоресурсами, в частности, ресурсами, добываемыми на месторождениях глубоководного арктического шельфа.
В современных условиях эффективное развитие топливно-энергетического комплекса невозможно без разработки и внедрения инновационных технологий добычи углеводородного сырья. Расчеты показывают, что к 2021-2022 годам без использования подобных технологий произойдет снижение объема добычи легкой маловязкой нефти, которая является самой ценной категорией запасов, на 45-50 миллионов тонн (см. [7]). В настоящее время для обводненных запасов создано новое поколение технологий (так называемые технологии «Темпоскрин-Люкс») добычи легкой маловязкой нефти. Используя эти технологии, к 2022 году можно добыть 100-110 миллионов тонн жидкого углеводородного сырья при себестоимости 1,2 доллара США за баррель [4].
Разработанные в российском топливно-энергетическом комплексе технологии, основанные на плазменных импульсах, в перспективе вытеснят методы многостадийного разрыва пласта, которые сейчас широко используются американскими компаниями. Технология плазменно-импульсного воздействия более эффективна как с экономической, так и с экологической точек зрения.
Специалистами отечественного топливно-энергетического комплекса совместно с учеными канадского Института нанотех-нологий разработана технология добычи трудноизвлекаемой нефти. Открыто месторождение матричной нефти с ресурсами более 2,5 миллиарда тонн в старом Оренбургском газоконденсатном месторождении (см. [1]). Переработка этой нефти даст возможность выйти на международный рынок
с продукцией, пользующейся повышенным спросом. При гидрогенизации матричной нефти, помимо традиционных углеводородных фракций, можно получить редкоземельные металлы, углеродное волокно, нанотрубки, наносорбенты, катализаторы и новые композитные материалы. В инновационных технологиях добычи углеводородного сырья приоритетное значение должны иметь компьютеризация бизнес-процессов, создание «умных» скважин и транспортно-логистических систем.
В связи с этим стратегия развития отечественного топливно-энергетического комплекса должна быть ориентирована на технологическую модернизацию его предприятий и отраслей (подробнее см. [2, 3]). Цель подобной модернизации - переход на инновационный характер деятельности. В стратегии, создаваемой структурами комплекса, должна учитываться динамика факторов внешней и внутренней среды, в частности, приоритеты государственной энергетической политики, которая, формируя регулирующее воздействие в системе управления комплексом, охватывает совокупность методов, инструментов и форм государственного влияния на научно-технические, экономические и социальные процессы, протекающие в отраслях комплекса.
Факторами, возникающими во внешней среде и влияющими на стратегию развития отечественного топливно-энергетического комплекса, являются:
1) высокая динамика изменения сферы мировой неуглеводородной энергетики;
2) снижение доли энергетического сектора в формировании валового внутреннего продукта России, обусловленное замещением доходов энергетического сектора другими финансовыми источниками, в частности, источниками инновационного экономического роста.
Действие экономических санкций, введенных США и рядом европейских стран в отношении нашей страны, является возмущающим фактором внешней среды,
воздействующим на макроэкономическую систему России. В этих условиях все более актуальной становится минимизация действия внешних возмущающих факторов. Формирование в рамках решения этой проблемы новых организационных и финансово-экономических инструментов способствует активизации инновационных факторов развития структур топливно-энергетического комплекса, что предполагает решение таких задач, как импортоза-мещение, создание высокотехнологичных рабочих мест и т. д.
Государство заинтересовано в создании в рамках российской макроэкономической системы таких условий, которые обеспечили бы развитие отечественных топливно-энергетических компаний, их устойчивое позиционирование на внешних рынках (подробнее см. [2, 5]). Однако финансовая устойчивость функционирования отечественных топливно-энергетических компаний во многом зависит от состояния не только внешних, но и внутренних рынков сбыта. Таким образом, выбор стратегических ориентиров развития российского топливно-энергетического комплекса становится одной из приоритетных задач государственной энергетической политики, которая определяет механизмы управления недропользованием и государственным фондом недр, стратегию развития внутренних энергетических рынков, процессы формирования топливно-энергетического баланса и т. д. Ориентиры государственной энергетической политики формируются исходя из необходимости обеспечения требуемого уровня энергетической безопасности страны, бюджетной эффективности проектов, реализуемых в топливно-энергетическом комплексе, и экологической безопасности добычи энергоресурсов.
Одним из основных инструментов достижения стратегических ориентиров в условиях ограниченности бюджетных ресурсов выступает государственно-частное партнерство, предполагающее стимулирование частной предпринимательской инициативы.
В настоящее время в качестве приоритетных инструментов государственно-частного партнерства в отраслях топливно-энергетического комплекса используются концессионные соглашения и соглашения о разделе продукции. Применение таких инструментов ориентировано на привлечение капитала частных инвесторов, что обеспечивает эффективную реализацию стратегических целей энергетической политики в различных сферах деятельности, включая инвестиционную сферу.
С точки зрения процессного подхода к формированию стратегии развития отечественного топливно-энергетического комплекса в его системе управления можно выделить такие функциональные подсистемы, как региональная, внешнеэкономическая, инновационная, научно-техническая, финансово-инвестиционная и социально-экономическая составляющие энергетической стратегии. При реализации энергетической стратегии функционирование этих подсистем осуществляется как единое целое, подчиняясь достижению глобальной стратегической цели, что обеспечивает эффект синергии. Реализуя стратегию развития топливно-энергетического комплекса, государство формирует партнерские отношения с различными категориями стейкхол-деров, включая структуры частного бизнеса. В частности, концепция государственно-частного партнерства ориентирована на то, что государство создает благоприятную экономическую среду для частных инвестиций. Формирование подобной среды предполагает проведение соответствующих институциональных преобразований, которые согласно концепции Дугласа Норта наряду с технологическими изменениями являются главными детерминантами социального и экономического развития (см. [6]).
В условиях перехода к экономике инновационного типа институциональные преобразования являются необходимым условием повышения как конкурентоспособности российского топливно-энергетического комплекса, так и энергоэффективности ма-
кроэкономической системы России. Под изменением институциональной среды топливно-энергетического комплекса понимаются совершенствование инструментов и форм государственно-частного партнерства, создание территорий опережающего социально-экономического развития и т. д. Эти преобразования отразятся на всех функциональных сферах топливно-энергетического комплекса, включая научно-техническую, инвестиционную, инновационную, экологическую, а также сферу энергосбережения.
Создание качественно новой среды, обеспечивающей эффективное функционирование структур топливно-энергетического комплекса, сопряжено с использованием инструментов, адекватных экономике нового типа, основанной на знаниях и инновационных факторах развития. Так, например, реализация в отраслях топливно-энергетического комплекса (которые по своей сути являются экспортно ориентированными) программ импортозамещения будет способствовать качественному обновлению производственных структур и их модернизации за счет использования технологических инноваций, создания высокотехнологичных рабочих мест и т. д.
При проведении подобных масштабных преобразований, создающих основу для качественно новой материальной и интеллектуальной базы, конечно, возникают риски. Основной риск обусловлен недостатком финансовых ресурсов, необходимых для проведения в полном объеме преобразований, которые намечены государственной энергетической политикой. Существует временной риск, связанный с недостаточно высокими темпами проводимых в топливно-энергетическом комплексе преобразований. Этот вид риска приводит к снижению намеченного государственной программой уровня эффективности и в конечном итоге - уровня конкурентоспособности комплекса.
В связи с этим целесообразно выделить территории и регионы, в которых необхо-
димо обеспечить опережающее развитие энергетической инфраструктуры, эффективное формирование сырьевой базы энергетики и базовых рыночных институтов экономики инновационного типа. Если эта задача будет решена, то российский топливно-энергетический комплекс станет генератором инновационного развития смежных отраслей промышленности, способствуя их выходу из кризиса, который, как мы уже отмечали, во многом обусловлен введением со стороны ряда промышленно развитых стран антироссийских экономических санкций. В первую очередь это касается таких отраслей, как машиностроение, трубная промышленность и ряда других, развитие которых во многом связано с формированием и развитием государственной программы импортозамещения. В рамках реализации этой программы размещение заказов на необходимые энергетике новые виды материалов и оборудования обеспечит загрузку производственных мощностей предприятий этих отраслей. В итоге будет достигнута устойчивая положительная динамика чистой выручки и прибыли.
Формирование инфраструктуры топливно-энергетического комплекса, адекватной требованиям инновационной экономики, также будет способствовать реализации капиталоемких энергетических проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на континентальном шельфе арктических морей и полуострове Ямал (подробнее см. [1, 4, 7]).
Модернизация предприятий топливно-энергетического комплекса, сопряженная с институциональными преобразованиями, приведет к повышению энергоэффективности как отраслей топливно-энергетического комплекса, так и отечественной экономики в целом. В настоящее время эффективность прямого государственного воздействия на топливно-энергетический комплекс существенно снижается, что повышает целесообразность использования различных форм государственно-частного партнерства. В первую очередь это касается мо-
дернизации рассматриваемой сферы и создания качественно новой энергетической инфраструктуры, развития инновационных процессов. При этом роль государства как регулятора процессов в сфере оптимизации институциональной среды российского топливно-энергетического сектора по-прежнему остается весьма значимой.
Развитие в России экономики инновационного типа сопряжено с переходом к качественно новой энергетике. Энергетика будущего, опираясь на высокоэффективное использование как традиционных энергоресурсов, так и новых неуглеводородных источников энергии и технологий ее получения, обеспечивает принципиально иные технологические возможности дальнейшего развития различных отраслей отечественного народнохозяйственного комплекса. Положительную динамику инновационного развития создаст использование имеющегося в российском топливно-энергетическом комплексе инновационного фундамента. Этот фундамент образуют следующие элементы:
• новые технологии и оборудование (технологические инновации);
• структуры государственно-частного партнерства, формирующие новые принципы функционирования топливно-энергетического комплекса и механизмы его взаимодействия со смежными отраслями (организационно-управленческие и маркетинговые инновации);
• качественно новые материальные и интеллектуальные ресурсы (ресурсные инновации) и т. д.
Для эффективного функционирования топливно-энергетического сектора необходима государственная поддержка инновационных направлений развития (в первую очередь неуглеводородной энергетики).
Государственная поддержка новых направлений научных исследований в топливно-энергетическом комплексе может быть обеспечена посредством активизации процессов создания технологических платформ. Такие платформы, решая ряд важных для государства научно-практических задач, будут выступать как элемент формирования устойчивой институциональной среды, обеспечивающей эффективное функционирование отраслей комплекса.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года : [официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации]. иЯЬ: http://minenergo.gov.ru
2. Винокуров М. А. Роль государства в корректировке модели экономического роста России. С-Пб. : Питер, 2014.
3. Киреева А. В., Соколов И. А., Тищен-ко Т. В. [и др.]. Государственно-частное партнерство как инструмент поддержки инноваций. М. : Дело, 2012.
4. Дмитриевский А. Н., Мастепанов А. М., Кротова М. В. Энергетические приоритеты и безопасность России (нефтегазовый комплекс). М. : ООО «Газпромэкспо», 2013.
5. Крекотнев Р. Н. Государственно-частное партнерство: экономическая природа и принципы применения // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2015. № 1.
6. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. М. : Фонд экономической книги «Начала», 1997.
7. Дмитриевский А. Н., Комков Н. И., Мастепанов А. М. [и др.]. Ресурсно-инновационное развитие экономики России. 2-е изд. испр. и доп. М. : Издательство «Институт компьютерных исследований», 2014.