Формирование стратегии инновационного развития структур государственно-частного партнерства нефтегазового комплекса в новых экономических условиях
А.А. Мурадов начальник отдела маркетинговых исследований и коммуникаций Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина, кандидат физико-математических наук (г. Москва)
Александр Александрович Мурадов, [email protected]
В современных условиях главной стратегической целью любого экономического субъекта является обеспечение динамичного роста фундаментальной стоимости. Для структур отечественного нефтегазового комплекса формирование путей достижения подобной цели приобретает еще большую актуальность. Это обусловлено макроэкономической ситуацией, когда цена на углеводородное сырье на мировом рынке энергоносителей резко упала.
В годы, предшествовавшие мировому экономическому кризису, добыча нефти в России стимулировалась высокими мировыми ценами. Такая ситуация в значительной мере способствовала формированию в нефтегазовой отрасли большого объема инвестиционных ресурсов. Высокая динамика инвестиций позволяла отечественному нефтегазовому комплексу достигать уровня добычи в 520 и более миллионов тонн. Однако в 2015 году цена на нефть упала на 60 процентов, а спрос на энергоносители на мировом рынке резко уменьшился. В связи с этим кризисная ситуация, сложившаяся в настоящее время в мировой экономической системе, не позволяет России выйти на темпы экономического развития, которые планировались в Энергетической стратегии России. Согласно одному из прогнозов реализации Энергетической стратегии, разработанной на период до 2035 года
(Энергостратегия-2035), к концу этого периода в нашей стране будет добываться не более 310-320 миллионов тонн нефти [8].
Таким образом, для любой экономической системы (как макро-, так и микро-) актуально формирование такой стратегии развития, которая обеспечила бы переход системы на качественно новый уровень развития. В условиях турбулентной среды, характерной для новой экономической ситуации, подобная задача может быть решена путем активизации инновационной деятельности, ориентации на инновационные изменения как основу развития.
Государственная энергетическая политика как инструмент перехода
отечественного нефтегазового комплекса на инновационный путь развития
В условиях высокого уровня турбулентности рынка, включая такие его сегменты, как финансовый, фондовый, энергетический и ряд других сегментов, возрастает роль государственного участия в развитии российского нефтегазового комплекса. Это предполагает поддержку приоритетных направлений развития комплекса, формирование структур государственно-частного партнерства и т. д. Такой подход в полной мере соответствует принципам, заложен-
ным в основу энергетической политики России, что обеспечит модернизацию отечественного нефтегазового комплекса, придав его развитию инновационный характер.
В этой ситуации важными рычагами воздействия государства на нефтегазовый бизнес становятся:
1) предоставление государственных гарантий при реализации приоритетных долгосрочных проектов;
2) поддержка финансово-экономической устойчивости системообразующих компаний нефтегазового комплекса.
Повышение энергоэффективности нефтегазового комплекса во многом связано с проводимой модернизацией его производственных мощностей, а также с институциональными преобразованиями, в частности, с созданием структур государственно-частного партнерства. Это позволит эффективно реализовать сложные капиталоемкие энергетические проекты инновационной направленности, в том числе проекты, осуществляемые в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а также на континентальном шельфе арктических морей и полуострове Ямал.
При реализации программы инновационного обновления нефтегазового комплекса прежде всего необходимо ориентироваться на использование отечественных технологий, материалов и оборудования, развивая при этом международное сотрудничество. Это особенно важно в рамках реализации программы импортозамещения. Несмотря на то, что по прогнозам в перспективе российский нефтегазовый комплекс должен уступить лидерство в бюджетных поступлениях новым инновационным источникам роста, формирующимся на базе обрабатывающего производства и сектора высокотехнологичных наукоемких услуг, в настоящее время нефтегазовый комплекс остается важным структурообразующим элементом российской макроэкономической системы [2]. В этих условиях на смену прямому государственному участию в развитии нефте-
газового комплекса приходят различные формы государственно-частного партнерства, в частности, концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции и ряд других форм [7]. Использование этих форм в первую очередь важно для сферы модернизации энергетической инфраструктуры и строительства новых объектов [6].
Подобные преобразования становятся основой перехода к энергетике будущего, в рамках которой формируются качественно новые технологические возможности для дальнейшего развития структур нефтегазового комплекса [5]. Это касается повышения эффективности использования традиционных энергоресурсов, появления новых неуглеводородных источников и технологий получения энергии. При этом основу качественно нового развития отечественного нефтегазового комплекса обеспечивает инновационный фундамент отрасли, который образуют новые технологии и оборудование (технологические инновации), принципы функционирования структур нефтегазового комплекса (организационно-управленческие инновации) [4].
Повышение бюджетной эффективности
при использовании в нефтегазовом комплексе инструментов государственно-частного партнерства
Реализация Энергетической стратегии показала, что отечественный нефтегазовый комплекс является одним из наиболее устойчивых комплексов российской экономики, обеспечивая основной вклад в формирование валового внутреннего продукта, экспортной выручки и доходной части бюджета страны [4], поэтому с точки зрения государства важно обеспечить бюджетную эффективность функционирования нефтегазового комплекса. Эта составляющая экономической эффективности зависит от успешности реализации совокупности бизнес-процессов, протекающих на предприятиях отрасли. Это, во-первых, касается
процессов, определяющих сбалансированность, устойчивость и прогнозируемость формирования доходной части бюджета за счет прямых поступлений от предприятий комплекса, во-вторых, охватывает процессы формирования инвестиционных ресурсов, необходимых для развития нефтегазового комплекса.
В настоящее время одной из стратегических целей государственной энергетической политики, обеспечивающей бюджетную эффективность функционирования нефтегазового комплекса, выступает формирование таких механизмов государственно-частного партнерства, которые позволяли бы увеличить поступления в доходную часть бюджета Российской Федерации на основе совершенствования взаимоотношений государства и энергетического бизнеса. Для этого необходимо создать экономически благоприятную среду для частных инвестиций в нефтегазовый комплекс и обеспечить государственную поддержку реализации капиталоемких инновационных проектов, имеющих стратегическое значение или высокую социальную значимость.
Эффективность функционирования структур государственно-частного партнерства в нефтегазовом комплексе в значительной степени определяется факторами экономической среды. Создание благоприятной среды предполагает оптимизацию налоговой нагрузки на предприятия отечественного нефтегазового комплекса в рамках экономического регулирования деятельности участников рынка. Для этого нужны стабильные правила экономической деятельности, то есть такие правила, которые гарантируют соблюдение прав инвесторов, гибкость амортизационной политики, включающей механизм ускоренной амортизации. В новой экономике - это основной рычаг стимулирования инвестиций в замену и обновление производственных мощностей. Большую роль играет формирование системы перспективных регламентов, стандартов и норм, предусматривающих совершенствование лицензионной политики,
устранение необоснованных административных барьеров и т. д.
Развитию государственно-частного партнерства при реализации в нефтегазовом комплексе инновационных капиталоемких проектов способствует поддержка таких стратегических инициатив, как совершенствование системы страхования рисков долгосрочного инвестирования, развитие лизингового бизнеса с целью обеспечения структур нефтегазового комплекса передовыми технологиями и оборудованием. Большое значение приобретает формирование качественно новых механизмов экономической мотивации и стимулирования, отвечающих требованиям инновационной экономики. Это касается не только структур государственно-частного партнерства, но и предприятий малого и среднего бизнеса. Подобные процессы особенно актуальны при проведении технического перевооружения предприятий нефтегазового комплекса, их перехода на путь инновационного развития и т. д.
Инновационная составляющая деятельности структур государственно-частного партнерства нефтегазового комплекса
В рамках стратегии инновационной деятельности структура государственно-частного партнерства реализует совокупность проектов инновационной направленности, управление которыми может осуществляться как единым целым. В этой ситуации в структуре государственно-частного партнерства вырабатывается стратегия портфельного управления [1]. В связи с этим инновационную деятельность структуры государственно-частного партнерства нефтегазового комплекса необходимо рассматривать как многоуровневую систему. В подобной системе взаимоотношения между различными категориями стейкхол-деров строятся на балансе интересов. Так, например, интерес государства при использовании таких инструментов, как кон-
цессионные соглашения или соглашения о разделе продукции, состоит в получении положительного результата от реализации крупных инфраструктурных или социально значимых проектов. В этом случае государство рассчитывает на значительные поступления доходов, полученных от реализации подобных проектов, в бюджет. Частный бизнес как участник партнерства заинтересован в получении от государства различных льгот и преференций при реализации крупных капиталоемких проектов инновационной направленности. В этом случае стратегический интерес частного бизнеса состоит в получении устойчивой прибыли на достаточно длительном временном интервале. Такие стейкхолдеры, как финансово-кредитные учреждения (банки, лизинговые компании и т. д.), также заинтересованы во вложении капитала в крупные инвестиционные проекты с государственным участием. В этом случае происходит снижение рисков, и финансово-кредитные учреждения, участвуя в крупном капиталоемком проекте инновационной направленности, рассчитывают на более высокую рентабельность своей инвестиционной деятельности.
Увязка этих интересов в процессе разработки и реализации конкурентной стратегии структуры государственно-частного партнерства, созданной в топливно-энергетическом комплексе, дает возможность выбрать приемлемую для всех участников партнерства норму дисконта, рассчитать эффективность проекта (например определив значение чистого дисконтированного дохода) и распределить получаемый доход между участниками партнерства.
Управление структурой государственно-частного партнерства осуществляется в соответствии с выбранной стратегией, которая учитывает совокупность факторов, в частности, уровень ресурсного обеспечения структуры, параметры внешней и внутренней среды. Внешняя среда деятельности структуры государственно-частного партнерства, характеризуясь высоким
уровнем неопределенности, приводит к появлению различных рисков. Изменение внешней среды может генерировать новые возможности развития структуры. Появление у структуры подобных возможностей приводит к необходимости изменения внутренней среды функционирования структуры, что отражается как на стратегии управления структурой в целом, так и на стратегии проектного управления.
Таким образом, процесс реализации как отдельного инновационного проекта, так и портфеля проектов должен корреспондировать со стратегией развития структуры государственно-частного партнерства. Эта стратегия может быть различной, например структура может ориентироваться на лидерство по издержкам или дифференциацию. Воплощение на практике подобных стратегий отражается на показателях эффективности деятельности структуры, в том числе на динамике роста ее фундаментальной стоимости. Так, лидерство по издержкам дает структуре государственно-частного партнерства нефтегазового комплекса возможность увеличить интегральные результаты добычи углеводородов за счет снижения общей суммы дисконтированных затрат. При ориентации на стратегию дифференциации эффективность инновационной деятельности структуры государственно-частного партнерства достигается за счет фактора уникальности реализуемых проектов. Это могут быть проекты, направленные на замену нефти и газа возобновляемыми источниками энергии, проекты по добыче энергоресурсов на континентальном шельфе арктических морей [3] и т. д.
Один из результатов реализации проектных стратегий - появление у структуры государственно-частного партнерства конкурентных преимуществ. Подобные преимущества могут заключаться в создании новых технологий добычи углеводородного сырья и представлять собой нематериальные активы (объекты интеллектуальной собственности), использование которых дает преимущество над конкурентами.
Разработке стратегии предшествует стратегический анализ, проводимый с целью определения стратегических перспектив структуры государственно-частного партнерства. Он предполагает, во-первых, анализ среды, в которой функционирует структура государственно-частного партнерства, во-вторых, обобщение опыта реализации структурой различных инвестиционных проектов. Интегральным результатом анализа является массив исходных данных, необходимых для проектирования конкурентной стратегии структуры государственно-частного партнерства. Таким образом, результаты анализа во многом предопределяют процессы инвестирования в проекты, реализуемые в отечественном нефтегазовом комплексе.
По результатам стратегического анализа выбираются стратегические приоритеты инновационной деятельности структуры. В качестве подобных приоритетов в нефтегазовом комплексе могут выступать:
• ускоренное развитие инфраструктуры территорий, на которых ведется добыча углеводородного сырья;
• модернизация производственных мощностей структуры государствен но-частного партнерства на основе системы созданных инноваций;
• разработка технологий добычи замещающих энергоресурсов.
Исходя из выбранных приоритетов разрабатывается концепция стратегии, содержащая набор правил принятия проектных решений в сфере инновационной деятельности. Это может быть концепция обеспечения энергобезопасности, формирования эффективного недропользования, развития энергетических рынков, формирования рационального топливно-энергетического баланса и т. д. Такая концепция может быть представлена в виде текстового описания, интегрированных моделей и т. п. Разработанная концепция воплощается в стратегическую программу действий, которая охватывает комплекс бизнес-процессов, обеспечивающих достижение стратегиче-
ских приоритетов. На практике стратегическая программа действий реализуется как совокупность циклических управленческих процедур, обеспечивающих постоянную коррекцию стратегии. Это достигается за счет изменения интенсивности ресурсного воздействия на систему проектного управления, снижения уровня неопределенности исходных данных. Причем изменение интенсивности ресурсного воздействия, как правило, приводит к вовлечению в систему управления новых ресурсов. Это могут быть финансовые, материальные или интеллектуальные ресурсы.
При реализации конкурентной стратегии структуры государственно-частного партнерства, как правило, определяется ведущая функциональная стратегия, то есть ключевая стратегия, обеспечивающая успешную деятельность структуры. Функциональная стратегия имеет приоритет ресурсного обеспечения. В новых экономических условиях в качестве такой стратегии выступает инновационная стратегия. Все остальные функциональные стратегии «настраиваются» на результативное выполнение ключевой стратегии. Результативность стратегии оценивается с помощью обратной связи, которой может являться стратегический контроллинг. Этот инструмент стратегического менеджмента представляет собой комплексную систему поддержки деятельности структуры государственно-частного партнерства нефтегазового комплекса. Обеспечивая координацию реализации функциональных стратегий и протекающих в их рамках бизнес-процессов, контроллинг способствует достижению требуемого уровня результативности и эффективности их выполнения.
Заключение
Непрерывность процесса создания и практической реализации системы инноваций формирует условия для инновационного развития отечественного нефтегазового комплекса. Решение задачи перехода на
инновационные факторы развития становится еще более актуальным в условиях введения в отношении нашей страны экономических санкций со стороны США, Европейского Союза и ряда других стран, поскольку российский нефтегазовый комплекс характеризуется высокой степенью зависимости от импортных энергетических технологий и оборудования.
Активизация составляющих инновационного процесса, повышение востребованности результатов интеллектуальной деятельности предполагают широкое использование в нефтегазовом комплексе различных форм государственно-частного партнерства (концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции и т. д.). Это обеспечит государственную поддержку перспективных направлений инновационной деятельности структур комплекса, включая прикладные исследования и разработки, создание критических технологий и т. п.
В новых экономических реалиях эффективное развитие отечественного нефтегазового комплекса связано с разработкой и использованием инновационных технологий, обеспечивающих не только воспроизводство топливно-энергетических ресурсов страны, но и снижение временных затрат на поиск и разведку месторождений. Выполняемые в нефтегазовом комплексе инновационные разработки дают возможность существенным образом повысить коэффициент извлечения нефти, что особенно актуально при реализации проектов в сложных климатических условиях, например при добыче углеводородов на континентальном шельфе арктических морей. Кроме того, стратегической задачей развития отечественного нефтегазового комплекса становится сотрудниче-
ство российских и зарубежных компаний во всей экономической цепочке - от геологоразведки и добычи до доставки энергоресурсов конечному потребителю.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1. Баранов В. В., Баранова И. В. Мура-дов А. А. Формирование портфеля проектов структуры государственно-частного партнерства // Вестник Московского государственного технического университета «Станкин». 2016. № 2 (37).
2. Винокуров М. А. Роль государства в корректировке модели экономического роста России. СПб. : Питер, 2014.
3. Крекотнев Р. Н. Государствен но-частное партнерство: экономическая природа и принципы применения // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2015. № 1.
4. Киреева А. В., Соколов И. А., Ти-щенко Т. В., Худько Е. В. Государственно-частное партнерство как инструмент поддержки инноваций. М. : Дело, 2012.
5. Новикова А. М., Пефтиев В. И. Нефтегазовый комплекс в контексте глобализации. Ярославль : Издательство Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского, 2009.
6. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. М. : Центр развития государственно-частного партнерства, 2013.
7. Рогожа И. В. Нефтяной комплекс России: государство, бизнес, инновации. М. : ИНФРА-М, 2016.
8. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года : [официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации]. и^: http://minenergo.gov.ru