Научная статья на тему 'Приоритетная поддержка малого и среднего бизнеса как важнейший фактор экономической безопасности страны'

Приоритетная поддержка малого и среднего бизнеса как важнейший фактор экономической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1175
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агеев С. В.

В статье раскрывается роль малого и среднего предпринимательства в реализации национальных интересов России и обеспечении экономической безопасности. Обосновываются меры поддержки малых предприятий, налогового стимулирования, создания других благоприятных условий для эффективного развития малого и среднего бизнеса. Все это будет способствовать реализации инновационной стратегии развития экономики, обеспечению экономической безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетная поддержка малого и среднего бизнеса как важнейший фактор экономической безопасности страны»

приоритетная поддержка

малого и среднего бизнеса

как важнейший фактор экономической

безопасности страны

с. В. АГЕЕВ,

кандидат экономических наук, старший оперуполномоченный отдела по налоговым преступлениям УВд ЮАО по г. Москве E-mail: zwonner@rambler. ru

В статье раскрывается роль малого и среднего предпринимательства в реализации национальных интересов России и обеспечении экономической безопасности. Обосновываются меры поддержки малых предприятий, налогового стимулирования, создания других благоприятных условий для эффективного развития малого и среднего бизнеса. Все это будет способствовать реализации инновационной стратегии развития экономики, обеспечению экономической безопасности страны.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, государственная поддержка, налоговое стимулирование, инновации, экономическая безопасность.

В преодолении финансово-экономического кризиса и переводе страны на инновационный путь огромное значение имеет малый бизнес, приоритетное развитие которого в огромной степени отвечает национальным интересам России. Обратимся к фактам: за рубежом до половины прироста ВВП дает малое предпринимательство. Здесь занято не менее 40 % всей рабочей силы, а в таких странах, как Япония и Италия — более 60 %. В США при общей численности более 300 млн человек число зарегистрированных малых предприятий превышает 10 млн. В развитых странах на долю малых фирм приходится от трети до половины всех нововведений.

В России, к сожалению, малое предпринимательство находится в зачаточном состоянии. Здесь насчитывается около 1 300 малых предприятий с общим годовым оборотом 20 трлн руб., хотя оно обладает колоссальным потенциалом динамического роста. В отличие от начального этапа становления

малого предпринимательства в 1990—1999 гг., когда стояла задача просто выжить, хотя бы на перепродаже товаров и спекуляции, сейчас в малый бизнес приходит новое поколение образованных молодых людей с долговременными целями — создать собственный бизнес. И если им обеспечить благоприятные условия, нацелить на создание малых, но высокопроизводительных предприятий, то это может породить бум широкого инновационного предпринимательства. Ведь крупнейшие инновационные фирмы мира вышли из малого бизнеса (Ford, Microsoft, Apple, Google и т. п.).

В России идет становление смешанной экономики. По мнению лауреата Нобелевской премии Дж. Стиглица, смешанную экономику следует рассматривать как экономическую деятельность, осуществляемую частными фирмами и государством. При этом государство влияет на поведение частного сектора либо целенаправленно, либо непреднамеренно, посредством разнообразной регламентации, налогов и субсидий [6, с. 12].

Кризис сильно ударил по малому бизнесу: обанкротились и исчезли многие малые компании. Появились ранее не известные, общественно опасные формы экономического поведения в ущерб партнеру или интересам организации на основе сокрытия информации, обмана, недобросовестности. Расширилась так называемая полуправовая экономика, к элементам которой можно отнести: а) осуществление регулярной организованной хозяйственной деятельности без регистрации); б) сокрытие хозяйственных операций; в) найм рабо-

чей силы без оформления трудовых договоров; г) сокрытие доходов и уход от налогов.

В условиях кризиса субъекты малого и среднего предпринимательства оказались в зоне наивысшего риска. По данным Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», 30 % предприятий малого и среднего бизнеса в настоящее время практически не имеют доступа к заемному финансированию, а для 44 % привлечение кредитов сопряжено с большими сложностями [4, с. 8]. Увеличились «откаты» при получении кредитов, возросли суммы поборов и неформальных платежей. По оценкам «ОПОРЫ РОССИИ», от 5 до 30 % выручки малого бизнеса уходит на незаконные поборы.

Вместе тем в период кризиса сохранились и окрепли перспективные малые и средние предприятия, способные быстро откликаться на изменение условий хозяйствования. У них появился шанс для инновационного развития. Малый бизнес может за короткое время создать сотни тысяч новых предприятий и привлечь на работу миллионы людей. Ведь кризис стимулирует изобретательность, приводит к открытиям и выработке новых стратегий. Малый бизнес в России может сыграть основополагающую роль в решении социальных проблем, обеспечении занятости, создании среднего класса, увеличении доходов и уровня жизни населения. Сейчас удельный вес лиц, занятых в малом бизнесе, составляет примерно 9 млн человек — 13 % общей численности работающих в экономике страны [5, с. 94, 182]. Это официальные данные статистики, не охватывающие теневой экономический оборот. По-видимому, еще столько же работников малого бизнеса находятся в тени.

В настоящее время Правительством РФ осуществляется ряд мер, направленных на поддержание среднего и малого бизнеса, создание для него благоприятных условий, формирование нового мышления бизнес-элиты и представителей малого предпринимательства. С 2009 г. увеличен размер предприятий малого бизнеса с 30 до 60 млн руб., где применяется упрощенная схема налогообложения, а размер налога на микробизнес снижен с 15 до 5 %. Значительно увеличены кредитные средства, которые предоставляются малому бизнесу со сниженным процентом. Только ВЭБ анонсировал программу льготного кредитования малого бизнеса сначала на 30 млрд руб, а потом — еще на 100 млрд. Снижена стоимость подключения малых предприятий к электроэнергии, которая была весьма высока. Повышена доступность государственного заказа для предприятий малого бизнеса, на его

долю в 2009 г. выделены госзаказы на общую сумму 400 млрд руб.

Однако все вышеперечисленные меры недостаточны для коренного перелома в указанной сфере. Если целью является треть прироста ВВП за счет малого бизнеса, то именно ему надо направить 20— 25 % всей антикризисной поддержки государства. Пока же из кредитных средств и из безвозвратного финансирования антикризисной программы на малый бизнес направлено от 5 до 10 % средств, притом с большим опозданием — первые средства дошли только в III квартале 2009 г. По мнению академика А. Г. Аганбегяна, эту сумму следовало бы утроить, а число предприятий малого бизнеса в России могло бы быть доведено до 5 млн с численностью занятых 25—30 млн человек [1, с. 196—197].

Сейчас пока еще не принимаются реальные меры по стимулированию бизнеса в целях приобретения отечественной продукции и дальнейшего ее продвижения на российский рынок, а также утверждению новых отечественных брендов с дальнейшей перспективой вывода их на зарубежные рынки. Фактически поддерживается импортная направленность рынка России, что противоречит ее национальным интересам.

Большую опасность для национальной безопасности страны представляет теневой бизнес. По данным Минэкономразвития России, уровень теневой экономики в 2008—2009 гг. составил почти треть ВВП России. По оценке МВД России, ущерб только от раскрытых в 2009 г. экономических преступлений составил более 1 трлн руб. Такие явления, как экономическая преступность, коррупция в сфере государственного управления, скрытая занятость, вывоз капиталов, отмывание денег, неуплата налогов, коррупция и взяточничество, неучтенные официальной статистикой ресурсы и доходы, рей-дерство ставят под угрозу экономическую безопасность страны, поражают своим масштабом.

Рост объема теневых операций обоснован влиянием финансового кризиса на экономику страны, однако, по мнению автора, существует еще ряд причин, прежде всего институционального характера, являющихся источником роста неофициального сектора экономики. К таким причинам, прежде всего, должны быть отнесены коррупция, бюрократизм, популяризация криминальных проявлений в обществе, несовершенство механизмов защиты законопослушных субъектов, которые в большинстве своем не обращаются в официальные органы по преодолению теневого сектора из-за боязни или закрытости самих государственных структур. Кроме того, любое сообщение в государственные орга-

- 63

ны может либо не рассматриваться вообще, либо привести к угрозе личной безопасности вследствие предупреждения теневого субъекта.

В настоящее время достаточно высокими остаются коррупционные риски в сфере государственных закупок. Проводимая реформа системы госзакупок носит антикоррупционный характер, однако она затрагивает только один этап общего процесса госзакупок — этап размещения госзаказов.

В результате развития конкурсных, прозрачных процедур и технологий размещения госзаказов получена значительная экономия бюджетных средств. Вместе с тем, по данным Федерального антимонопольного агентства РФ, резко увеличилось число сговоров на рынке госзакупок. Более того, появились структуры, специализирующиеся на организации таких сговоров. По расчетам экспертов, только «откаты» при получении госзаказов могут составлять 10—15 % от стоимости контрактов [3].

В рамках принятой Правительством РФ Программы антикризисных мер предусмотрено приоритетное привлечение частного бизнеса (в т. ч. субъектов малого предпринимательства) к выполнению государственных контрактов на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд. Нужно проводить гибкую финансовую политику, предполагающую использование финансовых механизмов для формирования экономически льготных условий для исполнителей государственных контрактов.

Наряду с объективными факторами, определяющими низкую собираемость налогов, согласно аналитическим данным правоохранительных органов, на протяжении последних 10 лет около 50— 60 % от общего числа налогоплательщиков (юридических и физических лиц) не осуществляли или не в полной мере осуществляли налоговые выплаты. Уклонение от уплаты налогов налогоплательщиками, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств, из которых должно производиться взыскание налогов или сборов, мошенничество в сфере налогообложения — все эти факторы подрывают устойчивость бюджетной системы и становятся реальной экономической угрозой национальным интересам страны.

Налоговая преступность занимает существенное место в структуре экономической организованной и коррупционной преступности. Для добровольных же налогоплательщиков уровень налогов чрезмерен. Так, собираемость налогов составляет по оценкам около 70 %, т. е. не удается собрать треть начисленного. Начислялись налоги только на абсолютно легальный бизнес; нелегальная экономика,

объем которой составляет от 25 % (оценка Росстата) до 50 % (оценка МВД России) ВВП, так и остается в тени, т. е. реальная собираемость налогов находится в диапазоне от 50 до 70 % [2].

Под видом борьбы с коррупцией практически парализуется деятельность таможни, где фактически необходимо менять не людей, а правила декларирования товаров и ввоза их на территорию РФ, тем самым не давая лазеек для сокрытия таможенных сборов. Однако в настоящий момент участники внешнеэкономической деятельности пользуются данными лазейками, вследствие чего приобретать импортный товар в десятки раз выгоднее, чем отечественный. Вместе с тем многим предпринимателям, осуществляющим производство отечественных товаров, удалось добиться выпуска конкурентоспособных товаров надлежащего качества.

Возникает закономерный вопрос, а надо ли представлять послабления (как налоговые, так и административные) бизнесу, связанному с покупкой импортного товара и дальнейшей его перепродажей на территории РФ? Следует ли к данной категории бизнеса отнести только предприятия, связанные с реальным предоставлением услуг, например, в сфере обслуживания, общепита и других направлениях?

Правительство потребовало от административных органов прекратить «кошмарить» бизнес, уменьшить число проверок и поборов. А что значит «кошмарить» бизнес? Кто-то воспринимает эти слова как команду закрывать глаза на нарушение Налогового и Уголовного кодексов России, на действия бизнеса, направленные на то, чтобы выжить. Насколько это правильно? Если разобраться в этом подробнее, то мы придем к закономерному выводу: нет на территории России почти ни одного бизнес-объекта, который в силу несовершенства нашей налоговой системы уплачивал бы 100 % налоговых платежей и сборов.

Бизнес давно научился регулировать отношения с представителями власти и сам определял для себя, сколько именно он готов сделать налоговых отчислений. Примером тому «серые» зарплаты, завышение расходов, «управляемая» прибыль. Сам бизнес привык к такому ведению дел, и модернизировать уже сложившуюся систему крайне тяжело, а методом закручивания гаек можно просто сорвать резьбу.

На взгляд автора, из сложившейся ситуации все же есть выход: необходимо определиться, что мы хотим от бизнеса, от предоставленных ему новых условий, и кого именно считать и причислять к малым и средним бизнесменам? В настоящее время наблюдаются отдельные почти рэкетирские

действия со стороны административных органов, которые маскируются под так называемую «социальную ответственность» бизнеса. Фактически за этим понятием скрывается следующее размышление: вы в свое время украли у нас, а мы заставим вас вернуть, может быть, не все, но часть, либо будет дана последняя команда. Для того чтобы выйти из крайнего положения, необходимо заинтересовать бизнес, в частности — разработать программу налоговых послаблений, направленных на развитие производства и инновационных технологий.

Данная программа может представлять собой ряд актов, которые регламентировали бы взаимоотношения бизнеса и власти в рамках Налогового кодекса РФ. Бизнес вкладывает деньги в приобретение отечественных инновационных технологий, станков, а взамен получает налоговую амнистию на сумму приобретенного оборудования до момента ее окупаемости. Для этого же могут быть созданы кредитные приоритеты, направленные на поддержание приобретения инновационных технологий и нового промышленного оборудования.

С другой стороны, должны быть прописаны жесткие рамки ответственности бизнеса за сокрытие сроков окупаемости, вплоть до отбывания ответственными лицами длительных сроков заключения в уголовном порядке. Таким образом, Россия может получить мощный технологический скачок, который позволит приблизиться к показателям развитых стран. В то же время необходимо учитывать сектор услуг, не связанный с приобретением наукоемких технологий.

В развитых и многих развивающихся странах малый бизнес в первые три года своего создания никакими налогами не облагается. Более того, если семья начинает малый бизнес, то их подоходный налог и налог на недвижимость существенно сокращаются. Им по льготным ценам предоставляется помещение, бесплатно организуется обучение основам предпринимательства. В некоторых странах формируются венчурные фонды финансовых средств для поддержки рискованных, но многообещающих проектов малого и среднего бизнеса. Правительство США, например, признавая малое предпринимательство наиболее уязвимым субъектом отношений, стремится создать механизм эффективной защиты собственности малого и среднего бизнеса как стратегического ресурса страны, сохраняя при этом свободу частных отношений от государственного вмешательства. Налоговые отчисления в США уплачиваются только крупными корпорациями. Малый бизнес освобожден от

налоговых платежей, уплачивается только налог на доход, полученный предпринимателем от его предпринимательской деятельности.

Несмотря на существенные отличия законодательства США и России, многое из зарубежного опыта может быть использовано. Если перекладывать налоговый опыт США на российскую действительность, стоит учитывать разную ментальность представителей бизнеса, разную степень ответственности перед государством. Ярким примером тому служат налоговые правонарушения предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Согласно сводке управления по налоговым преступлениям в 2009 г. в Москве было возбуждено 488 уголовных дел на предпринимателей, неправильно применяющих упрощенную систему налогообложения.

Выходом из данной ситуации может служить тотальное применение вмененного налога для малого бизнеса по всей России. Размером данного налога следует считать минимальный прожиточный уровень. В случае неуплаты предпринимателем данного налога в течение определенного промежутка времени (например, в течение полугода) этот предприниматель будет автоматически выведен из реестра предпринимателей. Применив данные меры, государство сможет реально упростить ведение бизнеса. При этом такого рода прозрачность и простота ведения бизнеса позволят значительно сократить уровень коррупции в контролирующих бизнес органах. Следует ввести чиновникам-управленцам на местах оценочные показатели их работы в виде количества новых рабочих мест, новых единиц малого и среднего бизнеса. Таким образом, чиновники будут вынуждены не вставлять палки в колеса малым предприятиям, а двигать их вперед и помогать им развиваться. Если отсутствует результат в работе, следует снимать чиновника с должности, и тогда именно чиновники станут локомотивами в развитии малого бизнеса в регионах. Фактически можно провести аналогию с менеджерами по продажам: продаешь — молодец, плохо продаешь — ищи новое место работы. Необходимо провести агитационную работу с местным населением. Решить вопрос с формированием у молодежи мотивов к созданию собственного дела, ведь юноши и девушки видят в жизни сплошь негативные явления: примеры обогащения с использованием государственных возможностей, а не примеры создания собственного бизнеса с нуля, и уж тем более не примеры успешного бизнеса, базирующегося на инновационных прорывах.

- 65

В целях формирования эффективного инвестиционного потенциала необходимо развитие механизмов и инструментов налогового стимулирования, а именно: пониженные налоговые ставки предприятиям приоритетных отраслей; система налоговых льгот и преференций; налоговые «каникулы» для инновационных предприятий; освобождение на 3 года вновь создаваемых предприятий малого бизнеса от всех видов налогов. Следует также поднять планку размеров предприятия для применения упрощенного налогообложения до 400 млн руб., или до 100 работающих; а также обеспечить доступ предприятий малого бизнеса к долгосрочным и краткосрочным кредитам Центробанка России с пониженной кредитной ставкой. Все это будет способствовать эффективному развитию малого и среднего предпринимательства, реализации инновационной стра-

тегии, обеспечению экономической безопасности и национальным интересам России.

Список литературы

1. Аганбегян А. Г. Экономика России на распутье. Выбор посткризисного пространства. М.: Астрель, 2010.

2. Агеев С. В. Экономическая стабильность и контрольные механизмы ее регулирования в регионе. М. : Академия-ХХ1, 2009.

3. Картельные брокеры // РБК daily, 2010, 24.03.

4. Не попали под раздачу // Известия, 2009, 26.03.

5. Россия в цифрах. 2009. М. : Росстат. 2010.

6. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. М. : ИНФРА-М. , 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.