Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТ РОССИЙСКОГО ПРАВА НАД МЕЖДУНАРОДНЫМ: ТЕОРЕТИЧЕСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ПРИОРИТЕТ РОССИЙСКОГО ПРАВА НАД МЕЖДУНАРОДНЫМ: ТЕОРЕТИЧЕСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
471
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО / СООТНОШЕНИЕ / ПРИОРИТЕТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РОЛЬ / ЗНАЧЕНИЕ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семичева Анастасия Сергеевна

Актуальность. Конституция Российской Федерации является основополагающим нормативным правовым актом, обладающим высшей юридической силой и распространяющей свое действие на всю территорию страны. Как известно, международное право является составной частью правовой системы Российской Федерации, что представляет конституционно закрепленное положение. В настоящее время особый интерес представляют вопросы соотношения международного и национального законодательства. Несмотря на формальную определенность в регуляции указанного спектра вопросов, с позиции теоретического и практического значения, существуют неоднозначные позиции относительно приоритета между нормами Конституции Российской Федерации и международного права. В статье предпринята попытка систематизировать существующие подходы к обозначенным вопросам на основании действующей правовой базы, положений юридической доктрины и основополагающих позиций правоприменительной практики. Цель изучения заключается в актуальном соотношении Конституции РФ и норм международного права. Методы. Методологическая основа исследования характеризуется общими методами познания - системное и комплексное исследование, сравнительный метод, анализ и синтез. Результаты исследования. На основании проведенного исследования было установлено, что в вопросах соотношения положений Конституции Российской Федерации и норм международного права, особую роль играют правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. По результатам проведенного исследования, были сформулированы обоснованные выводы относительно приоритета Конституции РФ над международным правом. Между тем, сделан вывод и о том, что приоритет Конституции РФ надо международным правом не умаляет роль последнего. Участие Российской Федерации в международных нормативных правовых актах направлено на усиление аспекта международного сотрудничества, развитие правового государства и демократической формы правления, осуществления эффективной защиты прав человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY OF RUSSIAN LAW OVER INTERNATIONAL: THEORETICAL-LEGAL ASPECT

Relevance. The Constitution of the Russian Federation is a fundamental normative legal act that has the highest legal force and extends its effect to the entire territory of the country. As you know, international law is an integral part of the legal system of the Russian Federation, which is a constitutionally enshrined provision. At present, issues of correlation between international and national legislation are of particular interest. The goal of research is ratio of the Constitution of the RF and norms of international law. Methods. The methodological basis of the research is characterized by General methods of knowledge-systematic and complex research, comparative method, analysis and synthesis. Research result. Despite the formal certainty in the regulation of this range of issues, from the point of view of theoretical and practical significance, there are ambiguous positions regarding the priority between the norms of the Constitution of the Russian Federation and international law. The article attempts to systematize existing approaches to these issues based on the current legal framework, legal doctrine and fundamental positions of law enforcement practice. It is established that the legal positions of the constitutional Court of the Russian Federation play a special role in the correlation between the provisions of the Constitution of the Russian Federation and the norms of international law. Based on the results of the research, reasonable conclusions were formulated regarding the priority of the Constitution of the Russian Federation over international law. Meanwhile, it is concluded that.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТ РОССИЙСКОГО ПРАВА НАД МЕЖДУНАРОДНЫМ: ТЕОРЕТИЧЕСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

DOI 10.47643/1815-1337_2020_11 _108

ПРИОРИТЕТ РОССИЙСКОГО ПРАВА НАД МЕЖДУНАРОДНЫМ: ТЕОРЕТИЧЕСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

СЕМИЧЕВА Анастасия Сергеевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теория права, история права и международное право» Российского университета транспорта (МИИТ). E-mail: asemicheva@yandex.ru

Краткая аннотация: Актуальность. Конституция Российской Федерации является основополагающим нормативным правовым актом, обладающим высшей юридической силой и распространяющей свое действие на всю территорию страны. Как известно, международное право является составной частью правовой системы Российской Федерации, что представляет конституционно закрепленное положение. В настоящее время особый интерес представляют вопросы соотношения международного и национального законодательства. Несмотря на формальную определенность в регуляции указанного спектра вопросов, с позиции теоретического и практического значения, существуют неоднозначные позиции относительно приоритета между нормами Конституции Российской Федерации и международного права. В статье предпринята попытка систематизировать существующие подходы к обозначенным вопросам на основании действующей правовой базы, положений юридической доктрины и основополагающих позиций правоприменительной практики. Цель изучения заключается в актуальном соотношении Конституции РФ и норм международного права. Методы. Методологическая основа исследования характеризуется общими методами познания - системное и комплексное исследование, сравнительный метод, анализ и синтез. Результаты исследования. На основании проведенного исследования было установлено, что в вопросах соотношения положений Конституции Российской Федерации и норм международного права, особую роль играют правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. По результатам проведенного исследования, были сформулированы обоснованные выводы относительно приоритета Конституции РФ над международным правом. Между тем, сделан вывод и о том, что приоритет Конституции РФ надо международным правом не умаляет роль последнего. Участие Российской Федерации в международных нормативных правовых актах направлено на усиление аспекта международного сотрудничества, развитие правового государства и демократической формы правления, осуществления эффективной защиты прав человека.

Abstract: Relevance. The Constitution of the Russian Federation is a fundamental normative legal act that has the highest legal force and extends its effect to the entire territory of the country. As you know, international law is an integral part of the legal system of the Russian Federation, which is a constitutionally enshrined provision. At present, issues of correlation between international and national legislation are of particular interest. The goal of research is ratio of the Constitution of the RF and norms of international law. Methods. The methodological basis of the research is characterized by General methods of knowledge-systematic and complex research, comparative method, analysis and synthesis. Research result. Despite the formal certainty in the regulation of this range of issues, from the point of view of theoretical and practical significance, there are ambiguous positions regarding the priority between the norms of the Constitution of the Russian Federation and international law. The article attempts to systematize existing approaches to these issues based on the current legal framework, legal doctrine and fundamental positions of law enforcement practice. It is established that the legal positions of the constitutional Court of the Russian Federation play a special role in the correlation between the provisions of the Constitution of the Russian Federation and the norms of international law. Based on the results of the research, reasonable conclusions were formulated regarding the priority of the Constitution of the Russian Federation over international law. Meanwhile, it is concluded that.

Ключевые слова: Конституция РФ, международное право, национальное право, соотношение, приоритет, законодательство, роль, значение, права человека.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, international law, national law, ratio, priority, legislation, role, significance, human

rights.

Вопросы соотношения международного и национального законодательства являются достаточно важными как с позиции теоретического осмысления, так и в части практической реализации нормативных правовых актов, оказывают прямое влияние на правоприменение и правовую действительность. Представляется, что изучение современного правового регулирования обозначенного спектра вопросов, а также положений юридической доктрины, равно как и правовых позиции Конституционного Суда Российской Федерации (далее - Конституционный Суд РФ, КС РФ) - актуальная и значимая тема.

Следует в полной мере согласиться с позицией, которую высказывает Т.Ш. Рияд, относительно актуальности соотношения норм международного и внутригосударственного права:

- укрепление уровня международного правопорядка и законности;

- сотрудничество на международном уровне;

- реализация вопросов внутригосударственного значения [14, с. 4].

Действительно, вопросы международного взаимодействия, прав и обязательств, вытекающих из подобных факторов фактически предопределяют особенности развития государства как на международной арене, так и развитие внутри государства, в процессах осуществления взаимодействия государства с личностью и обществом.

Основополагающим значением обладает положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [1]. Подобный подход находит отражение и в федеральном законодательстве, например, ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» [7] и др.

Для определения особенностей соотношения правовых источников, в частности, Конституции РФ и международного законодательства, следует отметить подходы к иерархии пра-

вовых источников национального права. Рассматривая источники прав человека, следует отметить, что на современном этапе развития РФ, основным источником права является нормативный правовой акт. Итак, нормативно-правовой акт является одним из основных источников. С его помощью регулируют наиболее важные вопросы общественных отношений с точки зрения личности, ее интересов и потребностей. Иные источники права не имеют столь высокой общерегулятивной ценности. В отечественной юридической науке выделяются признаки, которые характеризуют нормативно-правовой акт посредством его свойств, целесообразно выделить основные из них:

- письменная форма;

- принятие исключительно уполномоченными субъектами;

- особый порядок принятия и официальный порядок опубликования;

- правовая природа нормативно-правового акта связана с государственно-волевым характером;

- высшая юридическая сила;

- наличие системы, форм, структуры;

- общеобязательность;

- многократное применение и ряд других.

Основные источники права человека делятся на два

вида: международные и внутригосударственные. Как правило, международные соглашения, договоры ориентированы на то, что государства, принявшие на себя международные обязательства, будут универсально применять такие правила. Так, важнейшими, базовыми документами международного уровня, выступающими в качестве основных источников прав человека, выступают Всеобщая декларация прав человека [3], в которой закреплены впервые наиболее важные права. Ее нормы продолжаются и конкретизируются по отношению к детям, в Конвенции о правах ребенка [6] и др. Как правило, подавляющее большинство международных соглашений, обладают бессрочным характером.

В качестве исключения из данного правила, можно привести в пример Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. [2], действие которой подлежит продлению государствами, имеются определенные особенности проведения такой процедуры.

Важно отметить, что большинство международных нормативно-правовых актов делает акцент на то, что все государства будут применять его единообразно, в частности, к некоторым из них недопустимо делать оговорки при ратификации или присоединении. В качестве примера можно привести Конвенцию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования (ст. 9) [4], Конвенция о правах ребенка и др. В отдельных актах допускается совершение оговорок при соблюдении определенных условий, так, Конвенция против пыток и других

жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания [5] допускает право оговорки исключительно в отношении ст. 20 (проведение расследования).

Таким образом, рассматривая международно-правовые источники права, нельзя не отметить следующее: международное законодательство имеет направленность на единообразное применение, снижение разногласий между государствами, возникновению, как взаимных прав, так и взаимных обязанностей. В вопросах, связанных с многими основополагающими моментами, недопустима двоякая трактовка, в частности, речь идет о правах человека, основах мира и безопасности и пр.

Так, на сегодняшний день, увеличивается количество государств, которые присоединяются к международным нормативным актам в сфере защиты прав человека. Права человека и их соблюдение актуальны для всех субъектов международных отношений, вместе с развитием техники и науки, увеличивается количество взаимодействия населения различных стран, обмена опытом, активно развивается сфера туризма и пр. В данном контексте, каждый человек, находящийся за пределами государства, где постоянно проживает, должен иметь возможность реализовать свои права.

В специальной литературе также отмечается роль и значение международного права, влияние на национальную систему. Так, по мнению О.Е. Лапиной существующие на сегодняшний день принципы и нормы международного права в процессах взаимодействия различных норм, обладают определенными признаками:

- их вхождение в национальное право не означает потерю связи с международным правом;

- толкование во внутригосударственном праве осуществляется с учетом общей направленности международного права;

- в связи с указанным, международные общие принципы и нормы, находясь в системе национального законодательства, имеют особую роль [13, с. 10].

В.С. Хижняк делает вывод: «У взаимодействия международного права и внутригосударственного права РФ имеется своя цель, которая заключается в установлении такого соотношения двух правовых систем, при котором возможна реализация их общих приоритетов, а также свои функции координации деятельности всех субъектов международного и внутригосударственного права для достижения цели их взаимодействия, а также развития обеих систем права в необходимом для достижения поставленной цели направлении» [15, с. 9].

Как ранее было отмечено, Конституция РФ признает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в качестве составной части ее правовой системы. Рассматривая внутригосударственные источники права, прежде всего, следует выделить основной закон

РФ - Конституцию, именно она определяет отправные точки для принимаемого в ее исполнение законодательства внутри государства. Соответственно, дальнейшая иерархия источников права человека представлена законами и подзаконными актами.

В совокупности, они образуют единую стройную систему и направлены на приведение в действие важнейших конституционных принципов. Установленные внутренним законодательствам права охраняются и защищаются законом, что также имеет большую практическую ценность. В основу формирования внутринационального законодательства положен целый ряд нормативных правовых актов международного характера.

Действительно, в случае возникновения коллизий и противоречий, применению подлежит норма международного права (при условии, что РФ присоединилась к тому или иному договору, соглашению и пр.). Но, данное положение распространяется на федеральное законодательство и подзаконные акты, не распространяясь на Конституцию РФ.

В полной мере следует согласиться с позицией А.М. Барнашова относительно сферы действия ч. 4 ст. 15 Конституции РФ:

- в общепризнанные принципы и нормы международного права входят те, что были признаны значительным количеством государств;

- общепризнанные принципы и нормы международного права - это составная часть законодательства РФ, подлежащая обязательному применению всеми ветвями власти, юридическими и физическими лицами;

- для обозначения международных принципов и норм в качестве составной части законодательства РФ обязательным является возможность закрепления и отсутствия противоречий с правовой системой РФ;

- при возможности преобладать над нормами федерального законодательства, нормы международного права не могут иметь приоритет над положениями Конституции РФ [12, с. 34].

Соответственно, можно говорить о том, что действующее законодательство не предусматривает прямого действия норм международного права в вопросах внутригосударственной юрисдикции, что следует из ч. 1 ст. 15 Конституции РФ. В частности, такое положение распространяется и в вопросах применения правовых норм судами. В тоже время, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, при определении правовых позиций по тому или иному вопросу, определяются и особенности соотношения норм международного и национального права. Представляется, что такой подход является необходимым и обоснованным, так как позволяет обозначить вопросы соотношения, реализовать принципы абстрактного нор-

моконтроля, обозначить особенности правоприменения.

Конституционный Суд РФ, многократно акцентировал внимание на вхождение в правовую систему РФ общепризнанных норм международного права и международных договоров РФ. В это же время, нельзя оставить незамеченным правовые позиции, определяющие приоритет Конституции РФ над нормами международного права:

1) В Постановлении Конституционного Суда РФ от

27.03.2012 г. № 8-П [8] закреплен подход о том, что конституционная обязанность РФ представлена обязанностью рассматривать заключенные ею международные договоры в качестве части собственной правовой системы.

2) В Постановлении Конституционного Суда РФ от

06.12.2013 г. № 27-П [9] закреплена возможности исполнения Российской Федерацией решений международных судов исключительно при наличии их соответствия Конституции РФ и правовым позициям Конституционного Суда РФ. Аналогичная позиция фактически выражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 № 21-П [11].

3) В Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 № 16-П [10] сформирована позиция о том, что обязательность норм международных договоров должна рассматриваться во взаимосвязи с положениями Конституции РФ и целями таких договоров.

Очевидно, что существование на современном этапе развития законодательства Российской Федерации общепризнанных норм международного права и соответствующих договоров имеет исключительную важность. Тем не менее, в правовых позициях Конституционного суда РФ, формировавшихся в последние годы, формируется четкое обозначение приоритетов в пользу норм Конституции РФ. Значимость и важность норм международного права подобным положением не снижается. Тем не менее, рассматривая применение норм международного права, следует учитывать цели конкретных норм во взаимосвязи с основополагающими положениями Конституции РФ.

Представляется, что формирование указанной выше позиции относительно соотношения Конституции РФ и международного права в четко обозначенном мнении Конституционного Суда РФ, положило конец дискуссии о вопросах соотношения и приоритета, которая прослеживалась в научном сообществе на протяжении длительного времени, что находило отражение и в специальной литературе.

Подводя итоги данного исследования, следует сделать вывод о том, что Конституция РФ обладает приоритетом над нормами международного права. Между тем, роль и значение международного права в правовой системе Российской Федерации также остается высоким. Современные тенденции в международном праве свидетельствуют о желании государств закрепить унифицированный подход к достаточно многим во-

просам, что является оправданным. Кроме того, многие положения международного права направлены на укрепление прав человека, их эффективную реализацию, защиту мира и безопасности государств и населения и иные принципиально важные моменты.

Очевидно, что сбалансированность интересов в вопросах соотношения норм международного права, как с Конституцией РФ, так и с иными нормативными актами, диктует необходимость разработки новых подходов.

Так, интерес представляет возможность создания

Тем не менее, сохранение подхода, который придает

особого нормативного акта, федерального закона, в котором будет определяться порядок действия и применения в правовой системе РФ международных норм и актов различного уровня. Несомненно, данная идея нуждается в обоснованных позициях и подробной разработке, что диктует необходимость проведения дальнейших исследований.

Конституции РФ большее значение, нежели нормам международного права, является обоснованным. Особенности исторического пути развития, национальные ценности, народное достояние, обуславливают необходимость применения и приоритета положений Конституции РФ среди иных источников права.

Библиография:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Заключена 09.12.1948) // Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 68-71.

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 10.12.1998. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (Заключена в г. Париже 14.12.1960) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М.: Международные отношения, 1991. С. 49-54.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Заключена 10.12.1984) (с изм. от 08.09.1992) // Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 38-50. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI, 1993.

Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.07.1995. № 29. Ст. 2757.

Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.2012 № 8-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина И.Д. Ушакова» // СПС КонсультантПлюс. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2013 № 27-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 11 и пунктов 3 и 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом президиума Ленинградского окружного военного суда» // СПС КонсультантПлюс.

Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 № 16-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 207 и статьи 216 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Республики Беларусь С.П. Лярского» // Собрание законодательства РФ. 06.07.2015. № 27. Ст. 4100.

Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 № 21 -П «По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Собрание законодательства РФ. 27.07.2015. № 30. Ст. 4658.

Барнашов А.М. О применении Конституционным Судом Российской Федерации общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ // Вестник Томского государственного университета. 2006. № 292-1. С. 34-38.

Лапина О.Е. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России: дис. ... кандидата юридических наук. Москва, 2003. 149 с.

Рияд Т.Ш. Соотношение международного и внутригосударственного (национального) права: теоретические аспекты: дис. ... доктора юридических наук. Москва, 2003. 327 с.

Хижняк В.С. Конституционно-правовой механизм взаимодействия внутригосударственного права Российской Федерации и международного права: дис. ... доктора юридических наук. Саратов, 2008. 570 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.