Научная статья на тему 'ПРИОКСКИЕ ВЛАДЕНИЯ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ В НИЖЕГОРОДСКОМ УЕЗДЕ'

ПРИОКСКИЕ ВЛАДЕНИЯ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ В НИЖЕГОРОДСКОМ УЕЗДЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
116
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА / PATENT OF NOBILITY / ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ МОНАСТЫРЬ / THE HOLY TRINITY ST. SERGIUS MONASTERY / ЦАРЬ ИВАН IV / TSAR IVAN IV / ПИСЦОВЫЕ КНИГИ / НИЖЕГОРОДСКИЙ УЕЗД / LAND CADASTRES / NIZHEGORODSKY UEZD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Труктанов И.О.

Статья посвящена первым пожалованиям Троице-Сергиеву монастырю в Нижегородском уезде на реке Оке. Теперь на этих землях расположен город Дзержинск. Данный материал будет интересен широкому кругу читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Труктанов И.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИОКСКИЕ ВЛАДЕНИЯ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ В НИЖЕГОРОДСКОМ УЕЗДЕ»

ПРИОКСКИЕ ВЛАДЕНИЯ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ В НИЖЕГОРОДСКОМ УЕЗДЕ

Труктанов И.О. ©

Выпускник Нижегородского государственного технического университета им.

Р.Е. Алексеева

Аннотация

Статья посвящена первым пожалованиям Троице-Сергиеву монастырю в Нижегородском уезде на реке Оке. Теперь на этих землях расположен город Дзержинск. Данный материал будет интересен широкому кругу читателей.

Ключевые слова: жалованная грамота, Троице-Сергиев монастырь, царь Иван IV, писцовые книги, Нижегородский уезд.

Keywords: patent of nobility, the Holy Trinity St. Sergius monastery, tsar Ivan IV, land cadastres, Nizhegorodsky uezd.

Троице-Сергиев монастырь до секуляризации 1764 года владел крупной вотчиной на Оке в Нижегородском уезде - селом Чёрным с деревнями. Обстоятельства, при которых монастырь получил данное владение, не были известны. Публикуемая в конце статьи жалованная грамота позволяет ответить на этот вопрос. Указанные пожалования были сделаны царём Иваном IV игумену Троице-Сергиева монастыря Ионе, только не напрямую, а для приписного Благовещенского Киржачского монастыря. Жалованная грамота датирована 15 июня 1548 года и подтверждена 17 мая 1551 года с сохранением прежних привилегий. Благовещенский Киржачский монастырь являлся приписным с момента основания [1], и управление вотчинами происходило под надзором Троице-Сергиева монастыря. В писцовых книгах Нижегородского уезда до середины XVII века принадлежность этих владений формулировалась как «Благовещенье Пречистые Богородицы и чюдотворца Сергия Киржацкого монастыря» [2] или «Троицы Сергиева монастыря в вотчине Благовещенского Киржатцкого монастыря» [3]. Позднее формулировка меняется на «Жывоначалные Троицы Сергиева монастыря», без упоминания Киржачского [4]. Таким образом, село Чёрное с деревнями в конце 17 века перешло под прямое управление Троице-Сергиевым монастырём.

Текст грамоты включен в выпись Поместного приказа на владения Троице-Сергиева и Благовещенского Киржачского монастырей 1595-1598 годов (кн. 2048) [5], хранящейся в фонде № 281 Российского государственного архива древних актов, в части описания Нижегородского уезда Яковом Петровичем Вельяминовым и подьячим Фёдором Андреевым в 1592-1594 годов [6].

Писцами зафиксировано, что слуга Троице-Сергиева монастыря Первуша Губа «положил государеву жаловалную грамоту и с тое грамоты взят у него противень за его рукою» [7]. Подлинник вероятнее всего сгорел при пожаре 18 августа 1606 года, о чём сообщается в указной грамоте царя Василия Шуйского 1607 года [8].

Частично сохранившийся текст жалованной грамоты выявлен в книге № 608 архива Троице-Сергиевой лавры [9]. В публикации отмечено это место. Некоторые листы с описанием Нижегородского уезда в этой книге отсутствуют или подклеены не по порядку.

Согласно документу, монастырю пожалованы деревни Чёрная Речка, Бабушкино, Колодкино, починок Сухая Речка и рыбные ловли, называемые Сокольскими водами. Вместе с землями были получены и привилегии: несудимость, освобождение от некоторых податей и уплаты оброка до окончания казанской войны, а рыбные ловли - в безоброчное владение. Содержание документа позволяет сделать выводы, что эти населенные пункты существовали

© Труктанов И.О., 2017 г.

ранее, поскольку называются имена землевладельцев, у которых эти деревни были на оброке. Размер оброка с деревень и рыбных угодий был установлен по писцовой книге Нижегородского уезда письма Фёдора Наумова. Упоминание о писце Фёдоре Наумове есть в правой грамоте 26 марта 1562 года на луга в Стрелицкой волости [10], а его перепись Нижегородского уезда датируется периодом между 1510/11 и 1541/42 годами [11].

Описание границ рыбных угодий в публикуемом документе практически полностью совпадает с текстом в писцовой книге Нижегородского уезда 1621-1623 годов Дмитрия Васильевича Лодыгина, Василия Ивановича Полтева и дьяка Дементия Образцова [12].

Сейчас на землях, которые упоминаются в тексте жалованной грамоты, располагается город Дзержинск - второй по величине в Нижегородской области.

Все населенные пункты и большинство гидронимов, упомянутых в жалованной грамоте, картографируются на генеральной топографической карте по Нижегородской губернии [13]. Деревня Чёрная Речка, ставшая селом Чёрным, была центром Чернорецкой волости [14]. Починок Сухая Речка стал деревней Ростяпино [15]. Именно эта деревня даст свое название рабочему поселку Растяпино, в состав которого войдет деревня Бабушкино

[16]. В 1929 году рабочий поселок Растяпино будет переименован в Дзержинск, а в 1930 году преобразован в город.

Содержание жалованной грамоты будет интересно историкам, краеведам и всем, кто увлекается историей города Дзержинска Нижегородской области.

Текст публикуется по общепринятым правилам издания документов ХУ1-ХУ11 веков

[17], ь ставится по современным правилам только в позиции перед гласной и в конце слова, й ставится по современному произношению.

1548 г. июня 15. - Жалованная данная обельно-несудимая грамота ц. Ивана Васильевича иг. Троице-Сергиева м-ря Ионе (по челобитью, для приписного Киржачского Благовещенского монастыря) на рыбные ловли на р. Оке, дд. Пустошь Колодкино, Черная Речка, Бабушкино с поч. в вол. Стрелице Нижегородского у. (с подтверждением 1551 г. мая 17).

(Л. 289 об.) Се яз царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии пожаловал есми Троетцкого Сергеева монастыря игумена Иону1 з братьею или хто по нем в том монастыре у Троицы иный игумен будет. Что мне били челом, а сказывают, что их монастырь в Переславском уезде в Марининском стану Благовещенье святыя Богородицы на Киржаче (Л. 290) и у того де монастыря нашего жалованья вод, и озер, и рыбных ловель нет нигде. И нам бы их пожаловати Пречистой в дом и преподобному чюдотворцу Сергею в Нижнем Новгороде *_на Оке-3 на реке ниж Дудина монастыря своими4 Соколскими воды оброчные. А оброку нам своего на них по книгам имати не велети. Да Троецкой же Сергиева монастыря игумен Иона5 з братьею бил нам челом, чтоб нам их пожаловати дати в их монастырь на приезду в Нижгородцком уезде в Стрелице на Оке на реке на берегу против Соколских вод три деревни: деревню Пустошь Колодкино, (Л. 290 об.) да деревню Черную Речку, что была за Рюмою за Доможировым да за Василем за Жедринским, деревню Бабушкино, что была за Кузмою за Черным за Бабушкиным, а ныне та деревня за Китаем за Зубатым да за Третьяком за Игумновым, да починок Сухая Речка, что поставлен меж тех деревень из деревни из Черные Речки. А в писцовых книгах по Федорову писму Наумова было6 с тех с Соколских вод оброку по семи рублев, а с трех деревень шло оброку медом по ключничьим грамотам по три пуд (Л. 291) меду и с пошлиною. А ныне те деревни пусты и непашет их нихто. А воды Соколские лежат пусты ж для козанские войны. Иногда их емлют в откуп, а иногда и не емлят. И яз царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии для Живоначалные Троицы и преподобного чюдотворца Сергия пожаловал есми игумена Иону8 з братьею своими оброчными Соколскими водами, дал в дом Живоначалные и чюдотворцу Сергею в их монастырь к Благовещенью Святыя Богородица на Киржач безоброчно, а что с тех вод шло нашего оброку по книгам по семи рублев, а имали с тех (Л. 291 об.) вод тот оброк в Нижнем

Новегороде наши ключники нижгородцкие, и яз царь и великий князь Иван Васильевич всеа

Русии ключником своим нижгородцким с тех вод откупу а оброку по книгам имати не велел

тем оброком, пожаловали есмя игумена з братьею, а рубеж тем водам: вверх по Оке от

верхнево9 рубежа от монастырских вод от Благовещенских митрополичья монастыря з

Горную сторону Холстовской песок волочной да выше Холстовского песку остров Скворцов,

а круг его пески волочные, да против того острова на Луговой стороне в Урашовском10 лугу

озеро Грибовское Урошово с ыстоком да три озера Ондреевские с ыстоком, да на Оке заводь

Короповская на Луговой ж стороне повыше Скворцова острова, да выше тое заводи в том же

лугу озеро Долгое с ыстоком, а исток из него впал в Коропову заводь, да против того озера за

раменьем в елху два озера - Березево да Боровское да на Луговой ж стороне Соколской

песок, против того песку на горах под Соколом омут Соколской да выше Сокола озеро

Мышково с ыстоком да озеро Илетово с ыстоком, да два озера Шелковые да Колодливое, (Л.

292 об.) да выше Сокола на Горной11 стороне песок Соколской на Суколском луке, а верхней

рубеж Соколским водам по Оке з Горную сторону от Дудинских вод речка Поповка, а с

12

Луговою сторону речка Черная. Да игумена ж Иону з братьею пожаловали есмя теми трема деревнями: деревнею Пустошью Колодкиным, да деревнею Черною Речкою, да деревнею Бабушкиным, да починком на Сухой речке, что поставлен меж деревень из деревни Черные Речки, дал к Пречистой Благовещенью в дом и чюдотворцу Сергею на Киржач со всем с тем (Л. 293) что к тем деревням изстари по тягло. А давати им с тех деревень оброку здесь на Москве по книгам по три пуд меду и с пошлиною и как минетца козанская война, а вперед им с тех деревень давати оброком медом чем писец наш опишет. А хто у них те воды учнет ловити и в деревнях учнут жити, людей их монастырских13 крестьян и наместницы наши нижгордцкие и волостели и ключники наши и их тиуны тех их людей и крестьян не судят ни в чем, оприч душегубства и розбоя и татбы с поличным. А праведчики и довотчики и ключничьи люди (Л. 293 об.) поборов своих не берут, ни въезжают14 к ним ни по что. А ведают и судят тех своих людей игумен з братьею сам во всем или кому прикажет. А случитца суд сместной тем их людем з городцкими людми, или с волостными, или с бортники и наместницы наши нижгородцкие и15 волостели и ключники и их тиуны тех их людей и судят. А игумен Иона з братьею или их приказщик с ними ж судят. А присудом делятца наполы. А прав будет или виноват городцкой человек, или волостной, или бортник и он в правде и вине наместнику и волостелю (Л. 294) и ключником и их тиуном. А прав будет или виноват монастырской человек и он в правде и вине игумену з братьею, а наместницы наши нижгородцкие и волостили и ключники и их тиуны в того у них человека в правого, ни в виноватого не вступаютца. А кому будет чего искати на их приказщикех и на крестьянех ино тех деревень сужу яз царь и великий князь или мой дворетцкой у кого Нижней Новгород в приказе. Тако ж есми пожаловал игумена Иону з братьею16 наместником своим

17

нижгородцким и волостелем и ключником и их тиуном (Л. 294 об.) и всем пошлинником на тех крестьянех кормов своих имати не велел, и коня моего не кормят, и лугом моих не косят, и закосного не дают, и мостов не мостят и наместнича и волостелина двора не делают, и ямского двора не делоют и на яму с подводами не стоят, и подвод у них не емлют, ни иных ни которых пошлин не дают ни в каторые розметы. Тако ж пожаловал есми хто у них убьетца з древа, или в воде утонет, или ково возом зотрет, (Л. 295) или водою наплавет, или убитою головою подкинут, и они явят нижгородцкому наместнику и волостелю и их тиуну, и они того велят досмотреть, а прадажи им в том нет, а велят его схоронити безпошлинно. А пятинщики18 наши лошодей у них, и у их слуг и крестьян, которые у них в тех деревнях учнут жити, не пятнают и от пятна на них не емлют ничего, а которые их монастырские лошоди придут из монастыря из верхних городов, а пятнаны троетцким пятном, и пятенщики у них тех лошодей не пятнают и пропятенья в том на них не емлют. А у кого будет моя царя и великого князя грамота на грамоту, а на сю грамоту19 (Л. 295 об.) грамоты нет.

Писана на Москве лета 7056-го года, июня в 15 день.

А на заде грамоты за подписью дьяка Юрья Сидорова написано: лета 7059-го года, мая в 17 день царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии сее грамоты слушал, и,

выслушав сю грамоту, Живоначалные Троицы Сергеева монастыря богомолца своего игумена Ортемья з братьею, или хто по нем иный20 игумен будет, пожаловал: велел им сю грамоту подписати на свое царево и великого князя имя. И сее у них грамоту рушати не велел никому ничем.

РГАДА. Ф. 281. Оп. 7. Д. 2048. Л. 289 об.- 295 об. Список 1595-98 гг.

12 3

Примечания: В ркп.: Иена. 2В ркп.: Мариннинском. Написано дважды. В ркп.: с своими. В ркп.: Иена. 6В ркп.: ыло. 7В ркп. написано неразборчиво, исправлено из слова: стоят. 8В ркп.: Иена. 9В ркп.: верхево. 10В ркп.: Ура на Л. 291 об. 11В ркп.: Горовной. 12В ркп.: Иена. 13Вписано между строк. 14В ркп.: въезждают. 15Далее другим почерком. 16С этого места и до конца грамота выявлена в РГБ. Ф. 303/11. Кн. 608. Л. 184, 184 об, 181. 17В ркп.: ти

18 19 20

на Л. 294. В ркп.: пятиншики. В ркп.: гра на Л. 295. В ркп.: ныи.

Литература

1. Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. - М., 1909. С. 36.

2. РГБ. Ф. 303/1. Кн. 571. Л. 236, 236 об.

3. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Ч. 1. Д. 293. Л. 1014.; Антонов А.В. Материалы по истории Нижегородского края конца XVI — первой четверти XVII века / Сост. А. В. Антонов, А. А. Булычев, В. А. Кадик и С. В. Сироткин. - М.: Древлехранилище, 2015. С. 528.

4. РГАДА Ф. 1209. Оп. 1. Ч. 1. Д. 7529. Л. 427.

5. Подробное описание в справочнике: Описание Грамот Коллегии экономии. Т. 1: А-И / Подг. А. В. Антонов. - М.: Древнехранилище, 2016. С. 369-370.

6. РГАДА. Ф. 281. Оп. 7. Д. 2048. Л. 289 об .-295 об.

7. Там же. Л. 289 об.

8. РГАДА. Ф. 281. Оп. 13. Д. 8017.; Гневушев А. М. Акты времени правления царя Василия Шуйского. - М., 1914. №16 («згорели две грамоты жаловальные Киржатцково монастыря в Нижгородцкой уезд на сельцо Черное да на деревню Игумново з деревнями»).

9. РГБ. Ф. 303/1. Кн. 608. Л. 184, 184 об., 181.

10. Упом.: Акты, относящиеся до гражданской расправы Древней России / Собрал и издал А. Федотов-Чеховской. Т. 1. - Киев, 1860. № 75.

11. Баранов К. В. Каталог писцовых описаний русского государства середины XV — начала XVII века. Предварительный список, версия 1.1. — М.: Древлехранилище, 2015. С. 17.

12. РГАДА Ф. 1209. Оп. 1. Ч. 1. Д. 293. Л. 1021 об., 1022.; А. В. Антонов Материалы по истории Нижегородского края конца XVI — первой четверти XVII века / Сост. А. В. Антонов, А. А. Булычев, В. А. Кадик и С. В. Сироткин. — М.: Древлехранилище, 2015. С. 532

13. РГАДА Ф. 1357. Оп. 2. Д. 41, 42.

14. Волостныя, станичныя, сельския, гминныя правления и управления, а также полицейские станы всей России с обозначением места их нахождения. — Киев: Изд-во Т-ва Л. М. Фиш, 1913. С. 151.

15. РГБ. Ф. 303/1 Кн.571. Л.237 об.

16. ЦАНО. Ф. Р-56, Оп. 1. Д. 1988. Л. 214, 222, 222 об.

17. Правила издания исторических документов в СССР. — М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.