Научная статья на тему 'Приобщение населения к нормам здорового питания через реализацию социального проекта «Правильное питание - залог процветания»'

Приобщение населения к нормам здорового питания через реализацию социального проекта «Правильное питание - залог процветания» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2202
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / УБЕЖДЕНИЕ / ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / SOCIAL PROJECT / PERSUASION / CORRECT FEED

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хатунцева Татьяна Петровна, Русяева Евгения Александровна, Джунусова Айгуль Михаметьяновна

В статье описывается методика исследования осведомленности детей, их родителей и населения микрорайона о правилах правильного питания, о социальных проектах и возможностях участия в них, о создании условий для формирования знаний по рациональному правильному питанию детей и взрослых. Представлен опыт работы с социальными партнерами в рамках проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хатунцева Татьяна Петровна, Русяева Евгения Александровна, Джунусова Айгуль Михаметьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTRODUCTION OF THE POPULATION TO THE RULES OF HEALTHY EATING THROUGH THE IMPLEMENTATION OF THE SOCIAL PROJECT "PROPER NUTRITION - THE GUARANTEE OF PROSPERITY"

The article is devoted to the implementation of the social project, which promotes the actual problem a proper and healthy diet not only children but also adults. The article describes the effectiveness of approbation of the author's social promotion project and participation of the population to the rules of healthy eating the Right food is the key to prosperity". And, in the framework of the project, with campaign activities with children, parents and the population of the neighborhood.

Текст научной работы на тему «Приобщение населения к нормам здорового питания через реализацию социального проекта «Правильное питание - залог процветания»»

УАК 159.9

ПРИОБЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К НОРМАМ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ - ЗАЛОГ ПРОЦВЕТАНИЯ»

© Т. П. Хатунцева © Е. А. Русяева © А. М. Джунусова

Хатунцева Татьяна Петровна

руководитель

СП ГБОУ СОШ № 1 ОЦ

с. Кинель-Черкассы

м.р.Кинель-Черкасский

Самарской области

«Д/с "Аленушка"»

e-mail:

thatunceva1979@mail.ru Русяева

Евгения Александровна старший воспитатель СП ГБОУ СОШ № 1 ОЦ с. Кинель-Черкассы м.р.Кинель-Черкасский Самарской области «Д/с "Аленушка"» e-mail: ds8 kch@mail.ru

Джунусова

Айгуль Михаметьяновна старший воспитатель СП ГБОУ СОШ № 1 ОЦ с. Кинель-Черкассы м.р.Кинель-Черкасский Самарской области «Д/с "Аленушка"» e-mail: hi-ha4444@yandex.ru

В статье описывается метолика исслелования освеломленности летей, их ролителей и населения микрорайона о правилах правильного питания, о социальных проектах и возможностях участия в них, о созлании условий лля формирования знаний по рациональному правильному питанию летей и взрослых. Прелставлен опыт работы с социальными партнерами в рамках проекта.

Ключевые слова: социальный проект, убеждение, правильное питание.

Известно, что здоровье человека складывается из многих факторов, важнейшим из которых является рациональное питание. В современном здравоохранении проблема сбалансированного питания наиболее актуальна и несет необходимость разработки новых технологических и научных решений.

Рациональное питание (от латинского слова гайопаШ — «разумный») — это физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда, климатических условий обитания. Рациональное питание способствует сохранению здоровья, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, высокой физической и умственной работоспособности, активному долголетию [5].

Питание относится к тем важнейшим факторам окружающей среды, которые с момента рождения и до самых последних мгновений жизни воздействуют на организм человека. Здоровье современного человека в значительной

The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2015. No 2 (18)

степени определяется характером и структурой питания, которые имеют ряд серьезных нарушений, наносящих непоправимый урон здоровью: исследованиями установлено, что более чем у половины населения определяется недостаток витаминов и микроэлементов.

Питание является самым мощным фактором, воздействующим на здоровье человека, активность и продолжительность жизни. В результате исследований, проведенных специалистами ВОЗ, доказано, что 80% всех заболеваний в той или иной мере связаны с нарушением питания, а 40% заболеваний непосредственно обусловлены «неправильным» питанием [2].

Исследованиями специалистов показана взаимосвязь пищевых рационов с возникновением ряда заболеваний, в частности, сердечнососудистой, пищеварительной, эндокринной систем. Нарушения в структуре питания современного человека стали одним из ведущих факторов риска развития и хрониза-ции большинства неинфекционных заболеваний.

Структура питания, знание и соблюдение правил рационального питания оказывают значительное влияние на здоровье населения.

Большинство людей, в той или иной мере привыкают к городскому стилю питания: бутерброды, фастфуды, отсутствие или недостаток пищевых волокон, кисломолочных продуктов. И основная проблема состоит в употреблении населением ненатуральной пищи с содержанием большого количества консервантов, ароматизаторов, заменителей и других пищевых добавок. В итоге это влечёт за собой множество проблем — от общего снижения иммунной защиты организма до развития заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Ряд положений имеющих отношение к формированию науки о питании были определены еще в глубокой древности. Энциклопедические сочинения Гиппократа (460-377 г.г. до н. э.), Галена (Около 130-200 гг.), Ибн Сины (9801037 гг.) и других ученых различных народов охватывают отдельные положения науки о питании. Гиппократ, например, в сочинении «О диете» отмечал, что количество принимаемой пищи зависит от конституции тела, возраста, времени года, погоды, местности. В трактате «О диете при острых болезнях» он подчеркивает, что необходимо соблюдать умеренность в еде. Древнегреческий философ Сократ (469-399 гг до н. э.) свою мысль об умеренности в еде выразил следующими словами: «Человек ест, чтобы жить, а не живет, чтобы есть» [4].

Много полезных советов по питанию здорового и больного человека содержится в Каноне врачебной науки — фундаментальном сочинении Ибн Сины (латинизированное Авицена). Ибн Сина считал, что пища в зависимости от состава может действовать на организм трояко: по качеству, по элементам, по некоторым субстанциям (ядовитые вещества, спиртные напитки и др.). Интересные мысли Ибн Сины о пищеварении во рту, аппетите, режиме питания, значении воды в питании, организации питания детей, стариков.

Большой вклад в развитие науки о питании внес основоположник русской физиологической науки И. М. Сеченов (1829-1905 гг.). В своих исследованиях он уделял большое внимание изучению нервной системы, а также процессам превращения пищевых веществ в организме человека, так как считал, что это позволит познать сущность жизненных явлений в их взаимосвязи. Основываясь на идее И. М. Сеченова, его ученик М. Н. Шатерников разработал

метод изучения газообмена в специальной модификации, что позволило получить объективные данные для нормирования питания и провести большую работу по разработке норм питания для населения [3].

Специалисты и ученые на протяжении многих веков считают, что особое внимание необходимо уделить правильному питанию.

Правильное питание — это очень объемное понятие, которое часто пугает и остается непонятным. Но если понять основную мысль, что от того, что, и как, и когда мы едим, зависит наша жизнь, жизнь наших детей, их будущее, и что правила здорового питания необходимо знать как грамоту, чтобы жить полноценно, становится все понятно и просто.

Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. А по данным государственного доклада «Положение детей в РФ» состояние здоровья детей дошкольного возраста за последнее десятилетие ухудшилось в связи с изменениями условий жизни и с нарушением питания дошкольников [3].

Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания детей раннего и дошкольного возраста. Этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности.

В детском возрасте уровень здоровья ребенка во многом определяется качеством питания. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом, интенсивным течением обменных процессов.

Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребенка, предупреждает возникновение таких отклонений, как отставание в росте, малокровие, ожирение, аллергические проявления, расстройства пищеварения.

Питание показывает определяющее влияние на развитие центральной нервной системы ребенка, его интеллект, состояние работоспособности, содействует формированию организма, способного преодолевать сложности жизни.

Рациональное сбалансированное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соответствии с возрастными потребностями растущего организма. Дети не могут самостоятельно оценить полезность здоровой пищи. В наше время, время неконтролируемого потока рекламы, рекламы чипсов, кириешек, чупа чупсов и т. д. У детей формируются искажённые взгляды на питание. Родители зачастую так же не способствуют формированию стереотипов правильного питания.

Сегодня существует проблема правильного питания в семье. Многие родители не в состоянии обеспечить своим детям правильного питания из-за отсутствия теоретических знаний. Во многих семьях привыкли кушать солё-

ное, жареное, жирное, копчёное, острое, сладкое. Многие кормят детей однотипно. В лучшем случае — котлеты, картошка, в худшем — сосиска, макароны, пельмени. Из-за этого дети, не привыкшие к здоровой пище, отказываются в детском саду от овощных блюд, кисломолочной продукции, рыбы, запеканок. А ведь без преувеличения можно сказать, что правильное питание — это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.

Мы постоянно ищем всё новые и новые способы позаботиться о своём здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых естественных вещах: необходимость обратить пристальное внимание детей и родителей на своё питание. Конечно, все нельзя сводить к еде, но то, что сейчас происходит со здоровьем наших детей, все-таки заставляет задуматься. Привитие навыков здорового питания мы считаем одной из основных задач воспитательного процесса, но главной задачей стала для нас пропаганде правильного и здорового питания среди взрослых. И именно проблеме здорового питания мы решили посвятить нашу работу.

Целью исследования являлась оценка изменения отношения к питанию детей, родителей и населения микрорайона в результате реализации социального проекта.

Гипотеза исследования — пропаганда здорового питания среди детей, родителей и населения микрорайона создает условия по формирования знаний детей, их родителей и населения микрорайона о правилах правильного питания.

Методика исследования

В начале реализации социального проекта и после его окончания было проведено анкетирование среди воспитанников детского сада, населения микрорайона и наших партнеров с целью выявления знаний о пользе и вреде продуктов питания, о роли питания в жизни человека, а также знания о социальных проектах и возможности участия в них.

Коллективом детского сада «Аленушка» был разработан социальный проект по пропаганде и приобщению населения к нормам здорового питания «Правильное питание — залог процветания», состоящий из трех блоков [7]. Главная цель которого, пропаганда здорового питания среди детей, родителей и населения микрорайона и создание условий для формирования знаний детей, их родителей и населения микрорайона о правилах правильного питания.

В исследовании участвовало 50 детей, 50 человек населения микрорайона и 10 человек социальных партнеров.

Партнерами по реализации проекта стали: родители детей, посещающих детский сад, оздоровительный центр «Надежда», редакция газеты «Трудовая жизнь», музыкальная школа, ГБОУ СОШ №1 «ОЦ», телерадиокомпания ТВ-10.

Для исследования была разработана анкета, содержащая как простые вопросы, требующие ответов «Да» или «Нет», так и сложные, в которых на один вопросов предлагалось несколько ответов. При этом испытуемые, выбравшие хотя бы один из ответов засчитывался как ответ «Да», отказавшиеся отвечать или не знающие ответов засчитывались как ответ «Нет».

Экспериментальная гипотеза доказывалась с использованием многофункционального критерия Фишера.

В результате проектной деятельности дети и взрослые проявили творческую активность. Ими нарисованы рисунки, составлены кроссворды об овощах и фруктах, органах пищеварения, сочинены частушки, весёлые стишки, сшиты костюмы овощей и фруктов, изготовлены плакаты, написаны рецепты полезных блюд. У детей повысился уровень знаний по данной теме, сформированы основы правильного поведения за столом, культуры правильного питания и т. д.

За время реализации социального проекта мы провели с дошкольниками серию занятий «Правильное питание — великое подспорье для нашего здоровья», на которых дети знакомились с продуктами, которые приносят пользу нашему организму и вред. С особым интересом воспитанники участвовали в практических работах «Питание в моей жизни» — составляли коллажи совместно с родителями и педагогами рациона своего питания, а также совместно с взрослыми с удовольствием готовили здоровые бутерброды, салаты и полезные коктейли. Более 30 ребят приняли участие в конкурсе рисунков «Продукты правильного и неправильного питания».

Под лозунгом иметь хорошее здоровье для каждого человека полезно, выгодно, интересно, престижно была проведена акция «Правильное питание — залог процветания». Дети совместно с педагогами адресовали жителям микрорайона речёвки и вопросы о правильном и здоровом питании. Участники акции, следуя по центральной улице села, консультировали прохожих, рассказывая им о правильных и неправильных продуктах и блюдах, а так же раздавали буклеты о здоровой пище. Все участники акции облачились в костюмы овощей и фруктов, а также несли плакаты с призывными лозунгами о здоровой и полезной пище.

Ещё одним очень ярким и запоминающимся мероприятием в рамках реализации социального проекта по пропаганде и приобщению населения к нормам здорового питания стал день открытых дверей «Традиции чаепития», который проходил в кафе «Березка». Гостям предложили окунуться в мир чая, узнать о целебных свойствах этого прекрасного напитка. Ведь русский чай — основа русского гостеприимства. И главное в русском чаепитии — это атмосфера душевности, веселья, покоя и радости, возможность испить чаю в приятной компании. Не зря в России за чаем прочно закрепилась слава напитка, согревающего не только тело, но и душу.

Все гости смогли насладиться вкусом чая «Здоровье», угоститься продукцией РайПО, поучаствовать викторине. Воспитанники детского сада приготовили для гостей чайные частушки. На празднике выступал ансамбль «Калинка» из музыкальной школы и хор ветеранов «Надежда», которые привнесли в праздник атмосферу душевности и веселья.

На чаепитии у каждого была возможность не только увидеть мастер-класс по изготовлению полезных конфет, но и поучаствовать в нем. На протяжении всего праздника гостей развлекали скоморохи. По окончанию праздника все гости получили в подарок мешочек чая «Здоровье».

Очень интересно прошел агитконцерт «Гимн здоровой еде», который подготовили воспитанники старшей группы. Концерт организовали в районном

историко-краеведческом музее, на который были приглашены воспитанники других детских садов, ученики первого класса школы № 1, родители и население микрорайона. Дети совместно со взрослыми исполнили песни о вкусной и полезной еде, витаминные частушки, агитационные сценки; которые способствовали формированию познавательных знаний у детей о полезной и здоровой еде, просвещенности родителей и принятию ими значимости рационального питания не только в детском саду, но и дома.

Клоунесса Витаминка приготовила для зрителей викторины, загадки и игры, в которых с большим удовольствием участвовали и дети и взрослые. По окончании агитконцерта, дети и взрослые получили в подарок Витамины в ярких и красочных упаковках.

Самым ярким, красочным и запоминающимся мероприятием в рамках реализации социального проекта был флешмоб «Здоровое питание — здоровая нация». Флешмоб был организован в центральном парке села Кинель-Черкас-сы, участие в котором приняли воспитанники детского сада «Аленушка», их родители, педагоги детского сада, коллектив РайПО, хор ветеранов «Надежда» и население микрорайона.

Все участники, одетые в яркие костюмы овощей и фруктов, которые были специально сшиты для флешмоба, следуя по центральной улице села с плакатами и баннерами адресовали жителям микрорайона речевки. Затем эта яркая витаминная колонна проследовала в центральный парк, где под энергичную музыку продемонстрировала зажигательный танец, к которому подключились все участники флешмоба, несмотря на возраст и физические способности. Организаторы пропагандировали здоровое и правильное питание, раздавая фрукты всем участникам, демонстрируя небольшие инсценировки, плакаты и баннеры — призывали население к правильному питанию.

Все мероприятия были освящены в средствах массовой информации: статьи в районной газете «Трудовая жизнь», репортажи на ТВ-10. Для мероприятий были подготовлены баннеры, флаеры, буклеты, брошюры, костюмы и многое другое.

Результаты исследования

После обработки анкет до начала реализации проекта было установлено, что дети показали невысокие знания о полезных и вредных продуктах питания и о важности правильного питания для человека. Среди населения и партнеров диагностирование показало заинтересованность взрослых к проблемам правильного питания, но не достаточное понимание важности изменения своего питания, которому подражают дети.

Сравнивая результаты диагностики в начале и в конце реализации социального проекта по пропаганде и приобщению населения к нормам здорового питания, мы сделали следующие результаты .

Дети показали значительную динамику на 30% (15 детей), 20% (10 детей) и 40% (20 детей) в вопросах важности правильного питания для здоровья, а также о полезных и вредных продуктах питания.

Анкета для детей состояла из 8 вопросов, было опрошено 50 детей (табл. 1).

Таблица 1

Количественный анализ анкет «Дети»

№ вопрос Ответ Да % Ответ Нет %

1. Тебе нравится посещать детский сад? 49 98% 1 3%

2. Что тебе нравится в детском саду? 49 98% 1 2%

3. Как ты думаешь, правильное питание важно для поддержания здоровья? 40 80% 10 20%

4. Какие ты знаешь полезные продукты питания? 40 80% 10 20%

5. Какие продукты питания наносят вред нашему организму? 40 80% 10 20%

6. Знаешь ли ты, что такое витамины и где они содержатся? 20 40% 30 60%

7. Тебе нравится меню в детском саду? 40 80% 10 20%

8. Что бы ты хотел, чтобы еще добавилось в рацион питания в детском саду? 40 80% 10 20%

Апрель 2015г.

Как ты думаешь, Какие ты знаешь Какие продукты

правильное питание полезные продукты питания наносят вред важно для питания? нашему организму?

поддержания здоровья?

Рис. 1. Гистограмма ответов респондентов при первом измерении

Результаты расчета на вопрос: «Как ты думаешь, правильное питание важно для поддержания здоровья?» ц* = 3.215. Полученное эмпирическое значение ц* находится в зоне значимости. Результаты автоматического расчета на вопрос: «Какие ты знаешь полезные продукты?» ц*эмп = 2.21

Результаты расчета на вопрос: «Какие продукты питания наносят вред нашему организму? ц* = 4.225

Анкета для населения состояла из 8 вопросов, было опрошено 50 респондентов.

Таблица 2

Количественный анализ анкет «Социум»

№ вопрос + % - %

1. Как вы считаете, что входит в понятие правильное питание?

питание по режиму 30 60%

в рацион входят только полезные продукты питания 10 20%

по желанию ребенка 10 20%

2. Где Вы получаете информацию о правильном питании?

телепередачи о здоровом питании 0 0

книги и журналы 10 20%

от знакомых 20 40%

из интернета 20 40%

свой ответ 0

3. От каких продуктов питания отказывается Ваш ребенок? 50 100%

4. Получаете ли Вы информацию о питании детей? 49 98% 1 2%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Если Да, то укажите источник информации:

Воспитатель 20 40%

Меню 10 20%

Ребенок 20 40%

Другие родители 10 20%

Если другое, укажите 0

6. Как Вы считаете, необходимы ли знания о роли питания в формировании и развитии здорового ребенка? 40 80% 10 20%

7. Знакомите ли Вы своего ребенка со знаниями о витаминах, которые входят в состав продуктов питания? 20 40% 30 60%

8. Ваше отношение к здоровому питанию

это здорово 30 60%

его следует соблюдать 20 40%

можно обойтись и без него. 0 0%

Среди населения значительная динамика на 20% (10чел.) наблюдается в вопросе необходимости знаний о роли питания в формировании и развитии здорового ребенка, а также в отношении к здоровому питанию. В октябре на вопрос «Как Вы считаете, необходимы ли знания о роли питания в формировании и развитии здорового ребенка?» ответили 60% респондентов, а в апреле 80%. Результаты автоматического расчета на вопрос: «Как Вы считаете, необходимы ли знания о роли питания в формировании и развитии здорового ребенка?» ц* = 2.21 Полученное эмпирическое значение ц* находится в зоне неопределенности.

Анкета для социальных партнеров состояла из 5 вопросов, было опрошено 11 респондентов.

Таблица 3

Количественный анализ анкет «Социальных партнеры»

№ вопрос + % - %

1. Как Вы считаете, что входит в понятие социальный проект? 9 82% 2 18%

2. Дайте определение понятию социально -ориентированный бизнес? 9 82% 2 18%

3. Как Вы считаете, необходимы ли знания о роли питания в формировании и развитии здорового ребенка 11 100% 0 0%

4. Готовы ли Вы принять участие в разработке и продвижению социального проекта по питанию? 3 27% 8 63%

5. Если Да, то каким образом?

помощь в транспорте; 2 18%

организация и участие творческих мероприятий; 3 27%

посильная финансовая помощь; 5 45%

Среди партнеров значительная динамика наблюдается в вопросе социальных проектах на 37% (4 чел). В октябре на вопрос «Как Вы считаете, что входит в понятие социальный проект?» ответили 45%, а в апреле — 82%. Результаты автоматического расчета на вопрос: «Как Вы считаете, что входит

в понятие социальный проект?» Ответ: ц* = 1.827, полученное эмпирическое значение ц* находится в зоне неопределенности. В связи с малочисленностью выборки достоверность данных не подтверждена.

Выводы

В результате реализации проекта были проведены мероприятия с целью пропаганды здорового питания среди детей, родителей и населения микрорайона. А также созданы условия для формирования знаний детей, их родителей и населения микрорайона о правилах правильного питания. Диагностика выявила положительную динамику в вопросах пропаганды правильного питания среди детей и населения. Используя критерий Фишера можно сказать, что гипотеза доказана: у детей и взрослых сформированы знания о рациональном правильном питании.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Э. М. Казин, Н. Т. Блинова, Н.А. Литвинова. — Москва : ВЛАДОС, 2000. — 192 с.

2. Ладодо, К. С. Детское питание / К. С. Ладодо, Л. В. Дружинина. — Москва : Колос, 1995. — 335 с.

3. Петленко, В. П. Валеология человека: здоровье, любовь, красота. — Санкт-Петербург ; Минск, 1997. — Том 5.

4. Пузакова, Б. К. Что мы едим. — Москва : Феникс, 2013. — 283 с.

5. Уайт, Е. Основы здорового питания. — Москва : Эксмо, 2011. — 576 с.

6. Хатунцева Т. П., Русяева Е. А. Реализация социального проекта по пропаганде и приобщению населения к нормам здорового питания «правильное питание — залог процветания» // Реализация социальных проектов через взаимодействие дошкольных организаций и внешних социальных партнёров : сб. науч. ст. / под ред. Н. В. Наумовой. — Самара : Инсома-пресс, 2015. — С. 154—164.

REFERENCES

1. Kazin Je. M. Osnovy individual'nogo zdorov'ja: Uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij [The basics of individual health]. Moscow:VLADOS, 2000. 192 p. (in Russian).

2. Ladodo K.S. Detskoepitanie [Baby food]. Moscow: Kolos, 1995. 335 p. (in Russian).

3. Petlenko V. P. Valeologija cheloveka: zdorov'e, ljubov', krasota [Valueology of the person: health, love, beauty]. St. Petersburg, 1997. (in Russian).

4. Puzakova B. K. Chto my edim [What we eat]. Moscow: Feniks, 2013. 283 p. (in Russian).

5. Whyte E. Osnovy zdorovogopitanija [Bases of healthy food]. Moscow: Eksmo, 2011. 576 p. (in Russian).

6. Hatunceva T. P., Rusjaeva E. A. Realizacija social'nyh proektov cherez vzaimodejstvie doshkol'nyh organizacij i vneshnih social'nyh partnjorov: sb. nauchnyh statej /pod red. N.V. Naumovoj [Implementation of social projects through the interaction of pre-school organizations and external social partners: collection of scientific articles / under the editorship of N. In. Naumova]. Samara: Izd-vo «Insoma-press», 2015. Pp. 154-164 (in Russian).

The introduction of the population to the rules of healthy eating through the implementatijn of the socifl project "Proper nutrition - the guarantee of prosperity"

T. Khatuntseva, E. Ruzaeva, A. Junusova

The article is devoter to the implementation of the social project, which promotes the actual problem a proper and healthy diet not only children but also adults. The article describes the effectiveness of approbation of the author's social promotion project and participation of the population to the rules of healthy eating the Right food is the key to prosperity». And, in the framework of the project, with campaign activities with children, parents and the population of the neighborhood.

Key words: social project, persuasion, correct feed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.