3. Колонтарева Ю.М., Барабанова Е.Н. Комбинированные бронхолитики в терапии ХОБЛ// Лечащий врач. 2016. № 12. С. 85-91.
4. Чучалин А.Г., Авдеев С.Н., Айсанов З.Р. и др. Российское респираторное общество. Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению хронической обструктивной болезни легких // Пульмонология. 2014. № 3. С. 15-54.
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
1 2 3
Шайхутдинов Б.И. , Храмешин Р.А. , Попова А.Р. , Шашерина Я.В.4, Чупрова В.В.5
1Шайхутдинов Булат Ильдарович - студент, лечебный факультет, Ижевская государственная медицинская академия;
2Храмешин Роман Алексеевич - студент, агроинженерный факультет, Ижевская государственная сельскохозяйственная академия;
3Попова Анна Руслановна - студент;
4Шашерина Ярослава Всеволодовна - студент;
5Чупрова Виктория Владиславовна - студент, педиатрический факультет, Ижевская государственная медицинская академия, г. Ижевск
Аннотация: в статье приводится пример успешной реализации проекта по повышению грамотности младших школьников в сфере правильного питания с приведением конкретных положительных функциональных результатов. Ключевые слова: правильное питание, питание школьников.
Нерациональное питание служит причиной более 180 различных заболеваний. Каждый третий наш соотечественник (и взрослый, и ребенок) страдает от различных недомоганий, обусловленных нарушениями питания, а среди умерших, каждый третий мог продлить себе качественную жизнь, питаясь правильно.
Следовательно, неправильное питание становится все более распространенной и серьезной проблемой, хотя большинство и не ощущает пока последствий своих ошибок. Тем более, что некоторые болезни на ранней стадии просто не выявляются современными средствами диагностики [1].
Определяющим значение правильного питания становится в детском и юношеском возрасте. Многочисленные исследования, проведенные как отечественными, так и зарубежными специалистами показывают, что даже незначительные нарушения в питании, в этом возрасте приводят к серьезным отклонениям в здоровье! Способ питания детей влияет на их дальнейшее физическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие, способность к восприятию новых знаний, успехи в учебе!
Страдает и тело и душа ребенка, а так же его будущее, а значит и в определенной степени будущее нации.
В большинстве учебных заведений для детей не ведется разъяснительной работы по здоровому питанию, между тем рекламу с дезинформацей можно увидеть на каждом шагу.
Конечно, ребенок обратит внимание на яркие вывески фаст-фуд ресторанов, эффектную рекламу по телевизору.
Проведенное первоначальное исследование среди учеников 1 класса и их родителей показало следующие факты:
• 60% детей имеют минимальные признаки дисфункции ЖКТ;
• 10% детей имеют избыточную массу тела;
• 40% детей иногда едят в ресторанах быстрого питания;
• 40% детей едят 3 -4 раза в день;
• 30% родителей не знали принципов правильного питания детей дошкольного возраста;
• 100% семей захотели принять участие в нашем проекте.
Таким образом, на основе полученной первичной информации, появилась идея донести до детей младшего школьного возраста и их родителей информацию о правильном питании, культуре питания, вреде и пользе различных продуктов. С детьми планировалось проведение работы в познавательно-игровой форме, с родителями - консультации с авторитетными представителями в сферах здравоохранения, общественного питания и образования.
Наименование социального проекта - правильное питание - залог здоровья школьников.
Цель социального проекта - повышение осознанной приверженности школьников к правильному питанию (включает популяризацию, пропаганду, психологическое консультирование и повышение уровня знаний детей и родителей). Проведение комплекса мероприятий для решения указанных проблем для учеников 1 класса Муниципального Образовательного Учреждения Средней Общеобразовательной школы № 73 г. Ижевска.
Задачи проекта:
• Проведение комплекса мероприятий с учениками 1 класса и их родителями, направленных на изучение пользы и вреда продуктов, повышения культуры питания.
• Повышение грамотности населения в сфере собственного здоровья.
Новизна проекта:
1. Индивидуальный подход к каждому участнику проекта - на основании данных антропометрии, входного тестирования подход отличался к разным детям (нутритивный статус, материальная обеспеченность, физическая активность, предрасположенность к заболеваниям, степень физического развития).
2. Профессиональный подход - профессиональные педиатры в команде. Консультации профессионалов педиатра, психолога.
3. Системность - систематические встречи с детьми, информация специально для родителей.
4. Доступность - информация преподносилась в максимально доступной для детей форме, стараясь заинтересовать их, вовлечь посредством широкой интерактивизации уроков, игровой формы.
Описание проведенных мероприятий.
2.1. Определение локальной актуальности. Первичное анкетирование и сбор информации.
Анкетирование проводилось 3 октября 2017 года среди родителей учеников 1 «Б» класса МБОУ СОШ № 73 г. Ижевска, на первом собрании, проводимом классным руководителем. Основной целью мероприятия являлось получение первичной информации о пищевом статусе детей, базовых проблемах.
• Наличие заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), либо наличие жалоб детей на боли в области живота;
• Как часто и регулярно осуществляется питание детей?
• Как часто родители и дети посещают рестораны и кафе быстрого питания?
• Хотят ли родители участвовать в данном социальном проекте?
По итогам проведенного анкетирования были получены следующие выводы:
• 60% детей имеют минимальные признаки дисфункции ЖКТ;
• 10% детей имеют избыточную массу тела;
• 40% детей иногда едят в ресторанах быстрого питания;
• 40% детей едят 3 -4 раза в день;
• 30% родителей не знали принципов правильного питания детей дошкольного возраста;
• 100% семей захотели принять участие в нашем проекте.
Выводы анализа первичного анкетирования очевидно показывают большую актуальность нашего проекта в данной аудитории.
2.2. Определение входных параметров группы.
Команда волонтеров - студентов педиатрического факультета, совместно с педиатрами, составили анкеты для родителей, детей, выбрали параметры для антропометрии. Анкета для родителей содержательная, ответственно заполненная анкета позволяет с большой доверительностью судить о питании ребенка. Надо заметить что почти все анкеты родители заполнили полностью, не было пропущенных строк что говорит о заинтересованности родителей в нашем проекте. Анкета для детей по сути отражала проблему со стороны ребенка. От «взрослой» анкеты она отличалась непосредственной манерой изложения мысли, гораздо меньшим объемом, эмоциональной окраской, была построена в форме диалога. Для антропометрии были выбраны показатели физического развития отвечающие следующим критериям:
1) удобство в измерении в условиях школы,
2) не обременительность для ребенка и для измеряющего,
3) информативность и предсказательная ценность.
По сути были разработаны и количественные критерии оценки эффективности проекта.
далее следовали непосредственно анкетирование детей в школе, родителей дома, антропометрия детей в школе.
2.3. Анализ группы, индивидуализация.
Собранный материал систематизирован в таблицы, подвергнут анализу. Определены типовые проблемы пищевого поведения детей. На основании работы волонтеров, консультаций профессоров педиатров, психолога разработаны:
• План, темы занятий для детей, их количество, продолжительность, очередность тем.
• Лекционный материал для родителей.
• Индивидуальные информационные брошюры для родителей
2.4. Составление материала занятий.
Материал составлялся волонтерами, на основании литературы, консультационного материала, заверялся педиатром. Занятия проходили в три части по 30 минут с перерывом по 10 минут в первую половину учебного дня.
В начале и в конце каждого занятия проводился небольшой опрос. Проводился самоанализ после каждого занятия (Таблица 1). Детям давались домашние задания творческого характера.
Таблица 1. Самоанализ проведенных занятий
дата продол** название ■ СУТЬ телЬНОСГЬ Критерий понравилось критерий У9Н4ЛН много НОВОГО критерий выло интересно критерий % правильны! ответов на вопросы до занятия критерий % правильны« ответов на вопросы после заняти!
1 27,11,2017 Личная ГнГнена, гигиена приготовления и хранения пищи. Естественная лорча ПИЩИ, 30-30 50% 50% 100% 50% 100»
2 14,12.2017 Ка* «тлинить правильную еду от неправильной. Вред неправильной пищи. Полна правильной. 30 - 30 - 30 70« 100% 100% 30% 100»
3 25,01.2018 И} него состоит еда, Макро и микронутриенты. Им РОЛЬ 30 ■ 30 ■ 30 100% 100% 100% 10% 100»
4 20,02.2018 И} чего состоит еда Витамин*), Фрукты, овощи. 30 - 30 - 30 100% 100% 100% 30% 100»
5 14.03.2018 Составление рациона правильного питания 30 - 30 - 30 100% 50% 100% 50% 100»
2.5. Встречи с детьми.
1. Личная гигиена, гигиена приготовления и хранения пищи. Естественная порча пищи.
2. Как отличить правильную еду от неправильной. Вред неправильной пищи. Польза правильной.
3. Из чего состоит еда. Макро и микронутриенты. Их роль
4. Из чего состоит еда. Витамины. Фрукты, овощи.
5. Составление рациона правильного питания.
6. Научно практическая конференция.
2.6 Встреча с родителями.
Встреча проводилась в школе. Явка была 90%, что говорит о заинтересованности родителей. Информация для родителей давалась комплексная, постарались предоставить максимальный объем необходимой для них информации. Было много частных вопросов, вместе с педиатром мы отвечали на них. Некоторые родители конспектировали материал занятия, это очень порадовало лектора и нас. Тема занятия «Питание ребенка раннего школьного возраста», но увлеченные родители, задавая вопросы, к концу занятия склонили тему встречи к «образ жизни ребенка раннего школьного возраста».
2.7. Выходной контроль группы.
Повторение анкетирования детей и родителей, антропометрии. Контроль проводился через месяц после последней нашей встречи специально чтоб получить более достоверные результаты. Сравнивая результаты до начала проекта и после, сделали выводы о достижении или недостижении критериев оценки результативности проекта.
Заключение.
1) Критерии эффективности: 1. Качественные
• Детям понравилось
• Родителям понравилось, 75% родителей пошли бы еще раз платно, 30% из родителей заплатили бы больше 3 тыс. средняя стоимости в которую родители оценили участие в проекте 2100 р,
• Не было ни одного случая выявления хронического заболевания в период выполнения проекта
• Дети меньше болели ОРВИ весной
• Благодарность классного руководителя, директора школы
• Родительские коллективы, сами дети из других классов тоже захотели стать участниками подобного проекта
• Со слов классного руководителя, улучшилась успеваемость в группе, улучшился аппетит в школе, меньше дисциплинарных нарушений
• Хороший, адекватный прирост в росте и пропорционально в весе у большинства детей
П. количественные
• 60% - 30% детей имеют минимальные признаки дисфункции ЖКТ;
• 10% - 7% детей имеют избыточную массу тела;
• 40% - 0% детей иногда едят в ресторанах быстрого питания;
• 40% - 0% детей едят 3 -4 раза в день;
• 30% - 0% родителей не знали принципов правильного питания детей дошкольного возраста;
• 100% семей захотели принять участие в нашем проекте.
• 30% - 3% детей низкая физическая активность
• 10% - 5% детей избыточная физическая активность
• Средние показатели антропометрии выросли адекватно, хорошо. Их средние ошибки стали меньше (группа стала однороднее за счет повышения показателей у недостававших и нормализации избыточного)
1. Рост
2. Вес
3. ИМТ
4. Окружность живота
5. Окружность бедра
6. Толщина складки ПЖК на с/3 бедра
7. Толщина складки ПЖК на с/3 плеча
8. Толщина складки ПЖК у пупка
• 75% - 10% детей с вредными пищевыми привычками (опрос родителей. Снижение процента - наша работа с детьми. Повышение процента - за счет возможно изначально заниженного процента среди родителей не признававших некоторые элементы пищевого поведения плохими привычками).
Список литературы
1 Пенкина Н.И., Лисовая И.И., Ивонина И.И. и др. Школа здорового ребёнка: метод.
рекомендации // Ижевск, 2010. 281 с.