Научная статья на тему 'Питание детей от 1 года до 3 лет'

Питание детей от 1 года до 3 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
7762
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ВТОРОЙ ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ / ПИТАНИЕ / CHILDREN / SECOND AND THIRD YEARS OF LIFE / NUTRITION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Захарова И. Н., Дмитриева Ю. А.

Проблема питания детей старше года является не менее актуальной, чем вопросы вскармливания младенцев первых месяцев жизни. Многочисленные сложные физиологические процессы в организме ребенка второго третьего года жизни требуют ежедневного сбалансированного поступления в организм всех основных нутриентов. Ранний возраст является периодом становления вкусовых предпочтений, основ здорового питания и правильного пищевого поведения. В статье освещена роль различных макрои микронутриентов в питании детей раннего возраста, представлены современные нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах, определены принципы составления рациона питания ребенка. Отдельное внимание уделено возможным причинам отказа ребенка от новых продуктов питания и особенностям формирования вкусовых предпочтений в первые годы жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nutrition in children aged 1 to 3 years

The problem of nutrition in children above 1 year of age is no less pressing than that in babies of the first months of life. Numerous intricate physiological processes in a child of the second and third years of life need daily balanced dietary intake of all essential nutrients. Infancy is a period for formation of taste preferences and bases for healthy eating and proper food behavior. The paper describes the role of various macroand micronutrients in infant nutrition, presents the current standard physiological needs for calories and nutrients, and defines principles for making up diets for an infant. Separate attention is given on possible reasons for the child to refuse to eat new foodstuffs and on the specific features of formation of taste preferences during the first years of life.

Текст научной работы на тему «Питание детей от 1 года до 3 лет»

При поддержке компании Nutricia

Питание детей от 1 года до 3 лет

И.Н. Захарова, Ю.А. Дмитриева

Nutrition in children aged 1 to 3 years

I.N. Zakharova, Yu.A. Dmitrieva

Российская медицинская академия последипломного образования, Москва

Проблема питания детей старше года является не менее актуальной, чем вопросы вскармливания младенцев первых месяцев жизни. многочисленные сложные физиологические процессы в организме ребенка второго — третьего года жизни требуют ежедневного сбалансированного поступления в организм всех основных нутриентов. Ранний возраст является периодом становления вкусовых предпочтений, основ здорового питания и правильного пищевого поведения. В статье освещена роль различных макро- и микронутриентов в питании детей раннего возраста, представлены современные нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах, определены принципы составления рациона питания ребенка. Отдельное внимание уделено возможным причинам отказа ребенка от новых продуктов питания и особенностям формирования вкусовых предпочтений в первые годы жизни.

Ключевые слова: дети, второй — третий год жизни, питание.

The problem of nutrition in children above 1 year of age is no less pressing than that in babies of the first months of life. Numerous intricate physiological processes in a child of the second and third years of life need daily balanced dietary intake of all essential nutrients. Infancy is a period for formation of taste preferences and bases for healthy eating and proper food behavior. The paper describes the role of various macro- and micronutrients in infant nutrition, presents the current standard physiological needs for calories and nutrients, and defines principles for making up diets for an infant. Separate attention is given on possible reasons for the child to refuse to eat new foodstuffs and on the specific features of formation of taste preferences during the first years of life.

Key words: children, second and third years of life, nutrition.

Проблеме питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет нередко не уделяется должного внимания со стороны врачей-педиатров и детских диетологов. По-видимому, это связано с тем, что для родителей наиболее важным является первый год жизни, а по сложившейся традиции, ребенка, которому исполнился год, вскоре переводят на «общий», или «семейный» стол. Однако такой подход вряд ли можно считать оправданным.

Темпы физического развития детей начиная со второго года жизни несколько замедляются, но остаются довольно высокими. За второй и третий годы ребенок прибавляет в массе около 5 кг и вырастает на 16—20 см. Активный рост в этот период сопряжен с интенсивным формированием костной и мышечной систем. Наряду с костно-мы-шечной продолжают активно развиваться центральная нервная и эндокринная системы. Увеличение контактов ребенка с окружающим миром требует

© И.Н. Захарова, Ю.А. Дмитриева, 2011 Ros Vestn Perinatol Pediat 2011; 2:106-113

Адрес для корреспонденции: Захарова Ирина Николаевна — д.м.н., проф., зав. каф. педиатрии РМАПО

Дмитриева Юлия Андреевна — педиатр, ассистент той же кафедры 125480 Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 28; Тушинская детская городская больница

напряженной работы системы иммунитета. Психомоторное развитие в данный возрастной период характеризуется совершенствованием новых навыков: развитием мелкой моторики, речи, внимания, интеллекта, началом социальной адаптации ребенка и пониманием своего собственного «я».

Учитывая сложность и многообразие происходящих физиологических процессов, период с 1 года до 3 лет является не менее важным с точки зрения пищевого программирования, чем первый год жизни. Только сбалансированное питание обеспечивает нормальные темпы роста и развития ребенка, а также помогает предотвратить развитие таких алиментарно-зависимых заболеваний, как анемия, рахит, гипотрофия и др. Кроме того, хорошо известно, что правильное питание в раннем возрасте способно снизить риск развития в последующем таких заболеваний, как сахарный диабет, ожирение, сердечно-сосудистая патология и некоторые виды рака [1]. Так, результаты научных исследований показывают, что атеросклеротические изменения, которые приводят к сердечно-сосудистым заболеваниям, могут развиваться уже в детском возрасте, т. е. задолго до того, как они становятся клинически значимыми. При этом риск развития патологии значительно

выше у детей, которые страдают от избыточной массы тела и ожирения [2].

Правильное питание в раннем возрасте имеет большое значение для формирования вкусовых предпочтений и привычек в питании, которые должны закрепиться на всю последующую жизнь. Поэтому именно в этом возрасте необходимо начинать пропаганду здорового питания и поощрять родителей продолжать его в течение всего периода детства [1].

Для обеспечения нормального физического и нервно-психического развития детей в период интенсивного роста рацион питания ребенка должен быть оптимально сбалансирован по основным макро-и микронутриентам. Среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей 1—3 лет, принятые в Российской Федерации, представлены в табл. 1.

Белки в организме выполняют важную пластическую функцию, являясь структурными компонентами клеток и тканей организма, участвуя в образовании ферментов, гормонов, синтезе антител и компонентов системы кроветворения. Качество белка, поступающего в организм с продуктами питания, определяется наличием в нем полного набора незаменимых аминокислот в определенном соотношении как между собой, так и с заменимыми аминокислотами.

Незаменимыми для детей в возрасте старше 1 года являются 9 аминокислот: триптофан, лизин, метионин, треонин, гистидин, фенилаланин, ва-лин, лейцин и изолейцин. В раннем возрасте особое значение придается оптимальному соотношению в рационе между триптофаном, лизином и серосодержащими аминокислотами (метионин+цистеин), которое должно составлять 1:3:3 [4]. Значение лизина в период активного роста обусловлено его участием в формировании костной и хрящевой ткани, синтезе коллагена и образовании карнитина. При дефиците в рационе лизина происходит замедление роста и уменьшение прибавки массы тела. Триптофан участвует в синтезе серотонина, карнитина, гемоглобина, регулирует выработку гипофизом гормона роста, поддерживает нормальное течение обменных процессов. Метионин и цистеин являются важными компонентами антиоксидантной системы организма, принимают участие в гемопоэзе и функционировании центральной нервной системы (ЦНС).

Источниками полноценного белка, содержащего

полный набор незаменимых аминокислот в количестве, достаточном для биосинтеза необходимых белков в организме ребенка, являются продукты животного происхождения (молоко, молочные продукты, яйца, мясо, рыба, морепродукты). В питании детей раннего возраста животные белки должны составлять 75 % от общего содержания белка в рационе.

В количественном соотношении потребность в жире в раннем возрасте соответствует потребности в белке. Жиры в организме являются важным источником энергии (при распаде 1 г жира выделяется 9 ккал энергии) и образуют резерв энергетического материала. В комплексе с белками (липопротеиды), производными ортофосфорной кислоты (фосфоли-пиды), углеводами (гликолипиды) жиры выполняют пластические функции, являясь наряду с белками основными структурными компонентами клеточных мембран.

Биологическая ценность жиров определяется содержанием в них полиненасыщенных жирных кислот, в частности линолевой и а-линоленовой. Эти жирные кислоты являются эссенциальными нутриентами, так как они не синтезируются в организме и должны постоянно поступать с продуктами питания. Именно эти полиненасыщенные жирные кислоты являются предшественниками двух больших семейств длинноцепочечных полиненасыщенных кислот — ш-6 (линолевая кислота) и ш-3 (а-линоленовая кислота). Указанные жирные кислоты выполняют в организме очень важные функции — пластическую и регуляторную [5].

В настоящее время показано, что длинноцепо-чечные полиненасыщенные жирные кислоты являются важным структурным компонентом ЦНС и сетчатки глаза, что определяет их исключительную роль для детского организма. Арахидоновая и докозагексаеновая кислоты составляют в сумме 20% от общего содержания жирных кислот в фосфо-липидах головного мозга. Данные соединения играют особую роль в созревании и функционировании ЦНС у детей, стимулируя нейрогенез, синаптогенез, миграцию нейронов, участвуя в процессе миели-низации нервных волокон. Эти длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты обеспечивают нормальное развитие сенсорных, моторных, поведенческих функций за счет концентрации в синап-тических мембранах и модуляции нейропередачи [6, 7]. В фосфолипидах мембран сетчатки глаза около 60% полиненасыщенных жирных кислот представ-

Таблица 1. Среднесуточные нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей раннего возраста в Рф [3]

Возрастная группа Энергия, ккал Белок, г Жиры, г Углеводы, г

1—2 года 1200 36 40 174

2—3 года 1400 42 47 203

лены докозагексаеновой кислотой, которая влияет на фоторецепторную функцию сетчатки через активацию зрительного пигмента родопсина [5, 8]. Регулирующее влияние на организм ребенка эти жирные кислоты оказывают благодаря тому, что в процессе их метаболизма образуются эйкозаноиды (проста-гландины, тромбоксаны, лейкотриены), выполняющие многочисленные функции, включая регуляцию сосудистого тонуса, активность воспалительных реакций, процессы тромбообразования и др.

Наряду с активным участием длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот в формировании нервной системы и зрительного анализатора, немаловажным является их иммуномодулирующее действие и роль в профилактике сердечно-сосудистой патологии. Оказывая положительное влияние на липидный обмен и выводя из организма избыток холестерина, полиненасыщенные жирные кислоты дают долгосрочный протективный эффект в отношении развития атеросклероза и артериальной ги-пертензии [9, 10]. В ряде исследований показано, что регулярное поступление в организм данных ну-триентов способно уменьшить частоту респираторных инфекций у детей раннего возраста и снизить риск формирования бронхиальной астмы [11, 12].

Полиненасыщенные жирные кислоты семейства ш-6 содержатся практически во всех растительных маслах и орехах. Основным источником ш-3 жирных кислот являются рыба, морепродукты и также ряд растительных масел (соевое, льняное). Рекомендуемые величины физиологической потребности в ш-6 и ш-3 жирных кислотах для детей составляют 4—12% и 1—2% соответственно от общей калорийности рациона [3] (табл. 2).

Количество углеводов в рационе ребенка должно в 4 раза превышать долю жиров или белков. Углеводы являются основным легкоусвояемым источником энергии для ребенка в период активного роста, а также выполняют важную пластическую функцию, участвуя совместно с белками в синтезе иммуноглобулинов, некоторых ферментов, гормонов, факторов свертывания крови и других гликопротеинов. В составе гликопротеинов цитоплазматических мембран углеводы играют ведущую роль в процессах клеточной рецепции и межклеточного взаимодействия, имеющих существенное значение для нормального хода процессов роста и дифференцировки клеток

организма.

Большое внимание в настоящее время уделяется физиологической роли неперевариваемых углеводов, представленных большой группой пищевых волокон. Пищевые волокна — общий термин, включающий в себя многочисленную группу неперева-риваемых веществ растительного происхождения, а также полученных синтетическим путем [13]. Общей характеристикой пищевых волокон является не только их устойчивость к действию пищеварительных ферментов и всасыванию в тонкой кишке, но и способность частично или полностью ферментироваться в просвете толстой кишки [14]. Достигая в неизменном виде толстой кишки, пищевые волокна утилизируются кишечной микрофлорой, являясь для нее пищевым субстратом. В процессе ферментации происходит высвобождение короткоцепочечных жирных кислот, которые служат важным источником энергии для колоноцитов, а также снижают рН кишечного содержимого, делая кишечную среду неблагоприятной для развития патогенной флоры. Ко-роткоцепочечные жирные кислоты играют важную роль в процессах метаболизма и контроле клеточной дифференцировки в колоноцитах [15], причем, по мнению некоторых авторов, эти эффекты ко-роткоцепочечных жирных кислот могут определить значение пищевых волокон в снижении риска злокачественных опухолей толстой кишки [16]. Стимулирующее действие пищевых волокон на кишечную моторику обусловлено их участием в формировании каловых масс, а также способностью связывать на своей поверхности жирные кислоты и соли желчных кислот и удерживать в просвете кишки жидкость, обеспечивая необходимую мягкость каловых масс [15]. Эти механизмы, вместе со способностью пищевых волокон к нормализации состава кишечной микрофлоры, лежат в основе эффективности и обоснованности включения пищевых волокон в рацион ребенка с целью предотвращения и коррекции запоров.

Согласно современным данным, рекомендуемое количество пищевых волокон в граммах в рационе ребенка высчитывается по формуле N+5, где N — возраст ребенка в годах. При этом избыток пищевых волокон в рационе детей может приводить к нежелательным последствиям — повышенному газообразованию, болям в животе, снижению всасывания не-

Таблица 2. Потребление рыбы как источника ю-3 жирных кислот (дети 3—4 лет)

Страна Рекомендуемое количество в неделю, г Фактически потребляемое количество, г

Дания 300—400 80—90

Италия 200—300 40—45

Германия 200—300 20—25

Россия 200—300 120 (на Дальнем Востоке 200, в центральной части России 40—50)

Таблица 3. Среднесуточные нормы физиологических потребностей в витаминах и минеральных веществах для детей 1—3 лет

Минеральные вещества

Витамины

Са, Р, м& Fe, Zn, I, С, А, Е, D, Вг В„ РР, ФК,

мг мг мг мг мг мг мг мкг мг мкг мг мг мг мг мкг мг

800 800 150 10 5 0,06 45 450 5 10 0,8 0,9 0,9 10 100 1,0

Примечание. ФК — фолиевая кислота.

которых микроэлементов и витаминов [13].

Для гармоничного развития ребенка в раннем возрасте рацион питания должен быть не только сбалансирован по белкам, жирам и углеводам, но и включать в достаточном количестве витамины и микронутриенты, потребность в которых существенно возрастает в период активного роста (табл. 3). Среди минеральных веществ, жизненно необходимых для организма человека, особое значение принадлежит кальцию. Роль этого минерала поистине универсальна: он участвует в минерализации и формировании скелета, составляя ядро костной ткани; является важнейшим фактором, обеспечивающим возбудимость и мышечную сократимость, регулирует тонус симпатической и парасимпатической нервных систем.

Единственным надежным физиологическим способом восполнения недостатка кальция в организме ребенка является регулярное включение в его рацион обогащенных кальцием продуктов питания. Основными источниками кальция являются прежде всего молоко и молочные продукты (кефир, йогурты, сыр, творог), содержание в которых элемента колеблется от 120 до 1000 мг на 100 г продукта. Необходимо отметить, что для адекватного обеспечения организма ребенка кальцием важно не только его достаточное поступление с пищей, но и эффективное усвоение из пищевых продуктов в желудочно-кишечном тракте. К факторам, улучшающим всасывание кальция в тонкой кишке и тем самым повышающим его биодоступность, относятся [17]:

• достаточная обеспеченность организма витамином D, который необходим для адекватного усвоения кальция;

• оптимальное соотношение кальция и фосфора (2:1), обеспечивающее исключение образования нерастворимого трехосновного фосфата кальция; это может быть достигнуто за счет ограничения в рационе бобовых, печени, шоколада и обогащения рациона кисломолочными продуктами (творогом, сыром), животными белками, рыбой [18];

• оптимальное соотношение кальция и жира (0,04—0,08 г Са на 1 г жира); при избытке жира в рационе в кишечнике образуются нерастворимые кальциевые мыла, которые плохо всасываются и выводятся с калом, что способствует потере значительного количества элемента.

Поступление в организм ребенка кальция должно

быть четко сбалансировано с поступлением магния. Подобно кальцию магний входит в состав минеральной основы костной ткани и принимает участие во многих метаболических процессах. Ферменты, в состав которых входят ионы магния, играют важную роль в обеспечении организма энергией, синтезе белков и нуклеиновых кислот и трансмембранном транспорте веществ [19]. Содержание магния в продуктах питания достаточно велико. Особенно богаты им продукты растительного происхождения, на которые обычно приходится 2/3 общего количества магния, поступающего с пищей.

В период активного роста существенно возрастают потребности организма в железе. Дети раннего возраста составляют одну из основных групп риска по формированию железодефицитных состояний. В период наиболее интенсивных процессов окончательной дифференцировки тканей и созревания различных органов и систем дефицит данного микроэлемента может оказать существенное негативное влияние на развитие и состояние здоровья ребенка. Уменьшение количества железа в организме приводит к нарушению образования гемоглобина, развитию гипохромной анемии и трофических расстройств в различных органах и тканях. Клинически дефицит железа сопровождается задержкой умственного и моторного развития, снижением активности иммунной системы за счет нарушения синтеза интерлейкина-2, Т-киллеров и др.

К основным ингибиторам абсорбции железа в желудочно-кишечном тракте относят фитаты и полифенолы. Фитаты представляют собой депо фосфатов и минералов, содержатся в зерновых, овощах, орехах. Присутствуя в рационе даже в небольшом количестве, они способны значительным образом угнетать абсорбцию негемового железа в кишечнике, образуя с ним нерастворимые соединения. Кулинарная обработка пищи (измельчение и подогревание) способствует уменьшению содержания фитатов в продуктах растительного происхождения, что позволяет улучшить усвояемость железа. Снизить содержание фитатов в бобовых и злаковых продуктах можно при их вымачивании или проращивании [20].

Влияние различных нутриентов на всасывание негемового железа максимально при совместном употреблении различных продуктов, что определяет необходимость правильного планирования рациона питания. Для удовлетворения физиологической по-

требности ребенка раннего возраста в железе в его рацион ежедневно должны входить мясные продукты как источники хорошо усвояемого гемового железа. Сочетание мясных продуктов с овощами и злаковыми способствует улучшению всасывания негемового железа из последних [21]. В качестве напитков во время приема пищи могут быть рекомендованы соки, содержащие в большом количестве витамин С. Напротив, использование чая во время приема пищи должно быть ограничено, в связи с негативным влиянием танина на процесс усвоения железа.

Дефицит йода в настоящее время представляет собой значимую социальную проблему. Основными последствиями дефицита йода для детей раннего возраста являются формирование зоба, отставание в нервно-психическом развитии, нарушение когнитивных функций. Содержание йода в продуктах растительного и животного происхождения определяется содержанием этого микроэлемента в почве. Содержание йода в овощах, фруктах и злаках обычно не превышает 20—50 мг/кг. Единственным богатым источником йода в рационе детей может быть морская рыба, содержащая до 600—1400 мг/кг йода. Употребление около 200 г морской рыбы в неделю может соответствовать ежедневному потреблению 50 мкг йода в день. Во многих странах Европы проблема дефицита йода у детей раннего возраста была решена благодаря государственной политике обогащения микроэлементом молока и молочных продуктов.

Для обеспечения организма необходимыми микроэлементами суточный рацион питания ребенка от 1 года до 3 лет должен включать все основные группы пищевых продуктов: мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, яйца, пищевые жиры, овощи, фрукты, бобовые, крупы и макаронные изделия, а также сахар и кондитерские изделия [22]. Большую роль в питании детей старше 1 года продолжают играть молоко и молочные продукты, являющиеся важным источником белка, кальция и витамина В2 Молочные продукты рекомендуется вводить в рацион ребенка в количестве 500—600 мл в сутки в виде кисломолочных напитков (детский кефир, йогурт, ряженка) и цельного молока, которое используется как самостоятельно, так и для приготовления блюд. При использовании пресного молока, предпочтение следует отдавать специально разработанным для детей 1—3 лет молочным напиткам, обогащенным витаминно-минеральными комплексами, пребио-тиками и пробиотическими культурами микроорганизмов [22]. Особую роль среди молочных продуктов в питании детей раннего возраста играет творог, являющийся важным источником белка и кальция. Количество продукта в суточном рационе должно составлять 50 г.

Суточный рацион питания детей от 1 года до 3 лет должен не только полностью покрывать потребности организма в основных микро- и макро-нутриентах, но и соответствовать физиологическим особенностям желудочно-кишечного тракта ребенка, что определяет соответствующие рекомендации по режиму питания, объему порций и способам кулинарной обработки пищевых продуктов. Суточное количество пищи для детей в возрасте до 1,5 лет в среднем составляет от 1000 до 1200 г, от 1,5 до 3 лет

— 1200—1500 г. Превышение рекомендуемого суточного объема кормления может приводить к снижению аппетита, уменьшение — к недоеданию.

Принципиальное значение для ребенка раннего возраста имеет соблюдение режима питания. Это способствует выработке условного пищевого рефлекса на определенное время кормления, обеспечивает ритмичную работу желудочно-кишечного тракта, своевременную и достаточную секрецию пищеварительных соков и хорошее переваривание и усвоение пищи. При беспорядочном питании этот рефлекс угасает, выработка пищеварительных соков снижается, и пища усваивается хуже. Для детей данного возраста, как правило, устанавливается режим питания с 4-разовым приемом пищи с интервалами между кормлениями 3,5—4 ч. Некоторым детям до 1,5 года оставляют (по их желанию) еще одно

— пятое, ночное кормление. Независимо от числа кормлений часы приема пищи должны быть постоянными. Отклонение от установленного времени не должно превышать 15—20 мин [23].

Все блюда для детей раннего возраста рекомендуются в отварном, запеченном или тушеном виде. С развитием жевательного аппарата консистенция блюд должна постепенно меняться от жидкой и пю-реобразной к более плотной. В рацион питания необходимо постепенно вводить разваренные каши, овощные и крупяные запеканки, тушеные овощи. Если ребенка в этом возрасте не приучить есть плотную пищу, требующую пережевывания, то в дальнейшем ввести ее будет еще сложнее. До 1,5 лет супы и каши готовят протертыми, а мясо и рыбу — в виде суфле, паровых котлет, тефтелей. Овощи и фрукты также рекомендуются преимущественно в виде пюре, хотя иногда годится и мелкая шинковка.

От 1,5 до 3 лет по-прежнему актуальна особая механическая и термическая обработка пищи — хотя и не столь тщательная, как раньше. Хорошо разваренные каши, нежные запеканки и другие блюда более или менее плотной консистенции постепенно вытесняют из рациона малыша традиционные для более раннего возраста пюре и суфле. Большинство вторых блюд рекомендуются к употреблению в отваренном, тушеном или запеченном виде. Жареные блюда в раннем возрасте должны быть ограничены, поскольку, в частности, при обжари-

вании мяса на его поверхности образуется корочка, содержащая продукты расщепления белков, углеводов и жиров, которые могут раздражать слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта и приводить к различным функциональным нарушениям со стороны пищеварительной системы.

В питании детей старше года возможно использование специализированных продуктов промышленного производства. Это сухие каши быстрого приготовления, мясные, рыбные и овощные консервы, фруктовые пюре, соки. Данные продукты производятся при строгом соблюдении гигиенических требований и имеют гарантированный сбалансированный состав по основным микро- и макронутриентам.

Как свидетельствует педиатрический опыт, в конце первого и на втором году жизни нередко могут возникать проблемы с питанием. В это время несколько уменьшается скорость роста и сокращается потребность в энергии в пересчете на 1 кг массы тела. В то же время ребенок становится более активным и временами настолько устает, что может отказываться от еды. Следует отметить, что попытки родителей заставить ребенка доесть до конца порцию пищи при его отказе могут негативно сказаться на способности детей к регуляции процесса насыщения, а также привести в дальнейшем к отказу от употребления тех или иных продуктов.

С развитием вкусовых пристрастий дети становятся привередливей в выборе пищи. Довольно частой проблемой, с которой могут столкнуться родители, — негативное отношение ребенка к новым продуктам. В западной литературе отказ от употребления новых видов пищи характеризуется термином «неофобия» [24]. Существует мнение, что неофобия является своеобразным защитным механизмом. Е. Cashdan (1994) в своем исследовании показал, что наиболее часто негативное отношение к новой пище отмечается в раннем возрасте, особенно в период введения прикорма, когда ребенок знакомится с продуктами, существенно отличающимися по составу от грудного молока. Дети в возрасте 1—3 лет становятся более подвижными и часто ускользают из-под внимания взрослых, при этом ребенок еще не готов воспринимать слова родителей, запрещающих пробовать продукты, поднятые с пола, неизвестные ягоды в лесу, незнакомые жидкости и т.д. [25]. Таким образом, отказ ребенка от неизвестных продуктов в этот период может в определенной степени снизить риск аллергических реакций и отравлений. В дальнейшем неофобия становится существенной проблемой как для родителей, так и для педиатров, поскольку часто это приводит к невозможности ввести в рацион питания необходимые продукты, являющиеся важными источниками эссенциальных нутриентов. Чтобы преодолеть негативное отношение ребенка к новым продуктам,

необходимо строить его рацион питания не только с позиции сбалансированности по основным нут-риентам, но и с учетом индивидуальных вкусовых предпочтений.

Многочисленные исследования, проведенные в странах Европы и США, позволили выделить основные группы продуктов, которым отдают предпочтение большинство детей в любом возрасте. К ним относятся пицца, картофель фри, шоколад и большинство кондитерских изделий, в то время как отношение к овощам остается в основном негативным. Изучение механизмов формирования вкусовых привычек у детей позволило предположить наличие врожденных предпочтений к тем или иным продуктам. В частности, новорожденные демонстрируют положительные эмоции при выпаивании их подслащенной водой в отличие от кислой или горькой. Возможно, любовь к сладкому является у детей своеобразным адаптационным механизмом, поскольку именно сладкий вкус свидетельствует о наличии в продукте легкоусвояемых углеводов, в то время как горький или кислый вкус может говорить о недоброкачественности пищи [26].

Следует отметить, что на отношение ребенка к еде могут повлиять не только положительные эмоции от длительного ощущения сытости после употребления той или иной пищи. Ощущение после еды тошноты, появление болей в животе могут послужить причиной отказа ребенка от повторного употребления продукта в течение длительного времени.

Для ребенка старше года большое значение приобретает внешний вид пищи — блюда должны быть красиво сервированы и обладать приятным ароматом. Суточный рацион питания должен быть максимально разнообразным и обязательно включать любимые блюда. Новые продукты могут быть предложены ребенку в начале приема пищи, когда он еще голоден, при этом в случае отказа ребенка от нового продукта не стоит на нем настаивать. Его можно предложить в следующий раз, приготовить в другом виде или добавить в любимые блюда.

Говоря о факторах, влияющих на формирование вкусовых предпочтений у ребенка, которые подчас трудно изменить, следует все же заметить, что основы пищевого поведения закладываются в семье под влиянием родителей и близких родственников, которые при правильном подходе могут приучить питаться правильно даже самого привередливого в еде ребенка. Начиная с года дети должны постепенно приучаться принимать пищу за обеденным столом совместно со взрослыми. С одной стороны, это приучает их к определенным навыкам питания, а с другой — способствует улучшению аппетита и стимулирует ребенка попробовать новые продукты, когда он видит, что остальные члены семьи едят их с удовольствием.

NUTRICIA

В помощь врачу

V

Оптимальный среднесуточный набор продуктов питания для детей 2-го и 3-го года жизни (г, брутто), обеспечивающий физиологические потребности в основных пищевых веществах и энергии*

Продукты 1-2 года 2-3 года Продукты 1-2 года 2-3 года

Хлеб пшеничный 60 80 Масло сливочное, н/с 25 30

Хлеб ржано-пшеничный 20 30 Масло растительное 8 12

Картофель 190 220 Яйцо (шт.) % %

Овощи разные, зелень 240 280 Творог 4-9%** 30 40

Фрукты свежие 150 150 Мясо/курица 70/30 70/30

Сок фруктовый 100 170 Рыба-филе 30 35

Молоко и кисломолочные пр. 400 450 Сыр твердый 4 5

* Рекомендуемые наборы продуктов для питания беременных женщин, кормящих матерей и детей до 3-х лет по данным ГУ НИИ питания РАМН. Утверждено департаментом медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства Здравоохранения и социального развития РФ 15.05.2006 №15-3/641-1. ** Предпочтительно использовать специализированные молочные продукты детского питания промышленного выпуска с мелкоштучной упаковкой.

Показатели красной крови в зависимости от возраста1

Возраст Гематокрит, % Ретикулоциты, %0 Средний В! эритроцитов MCV, мкм3 MCH, пкг мснс,%

1 день 56 (54-59) 42(15-65) 8,0±0,4 10б±7 35,5±1,5-2,5 33,5±1,1-11,7

Здня 58 (56-62) 41 (13-60) - 106±6 - 33,4±2,0

5 дней 60 (58-62) 30 (10-50) - - - -

7 дней 58(56-61) 10(5-15) 8,1 ±0,2 103±7 35,5±1,6-2,5 34,5±1,1-1,7

2 нед 55 (53-58) 8(3-13) - 100±5 - 34,2±2,0

4нед 44(41-48) 8(3-13) 7,9±0,2 100±6 33,5±2,0 34,2±1,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2мес 37 (34-39) 8(3-15) 7,4±0,2 96±8 30±2,0 34,0±1,7

4мес 35(31-38) 10(5-25) 7,3±0,3 88±6 29±2,0 -

бмес 37 (34-39) 8(3-13) 7,3±0,2 77±7 26±2,5 33,5 ±2,0

9мес 36 (34-39) 8(3-13) - 7б±7 - -

1 год 37 (33-40) 8(3-13) 7,1 ±0,2 73±8 23,5 ±3,7 32,5 ±2,4

2-6 лет 38 (34-41) 5(1-13) - 76±8 26,0±3,0 32,7±2,0

7-12 лет 41 (37-43) 5(1-13) - 79±8 27,0±3,0 33,7±1,8

13-17 лет (м) 44(39-47) 5(1-3) - 78±8 28,0±3,0 34,0±3,0

13-17 лет (ж) 41 (36-44) 5(1-15) - 79±8 29,0±3,0 34,0±3,0

1 Е.Б. Владимирская; Spranger; Glaser a. Watson

Динамика лейкоцитарной формулы в разные возрастные периоды

Лейкоциты Нейтрофилы Лимфоциты Моноциты Эозинофилы

Возраст Пределы колебаний Пределы колебаний % Пределы колебаний % % %

0 9,0-13,0 6,0-26,0 61 2,0-11,0 31 6 2

1 нед 5,0-21,0 1,5-10,0 45 2,0-17,0 41 9 4

2 нед 5,0-20,0 1,0-9,5 40 2,0-17,0 48 9 3

1 мес 5,0-19,5 1,0-9,0 35 2,5-16,5 56 7 3

бмес 6,0-17,5 1,0-8,5 32 4,0-13,5 61 5 3

1 ГОД 6,0-17,5 1,5-8,5 31 4,0-10,5 61 5 3

2 года 6,0-17,0 1,5-8,5 33 3,0-9,5 59 5 3

4 года 5,5-15,5 1,5-8,5 42 2,0-8,0 50 5 3

6 лет 5,0-14,5 1,5-8,0 51 1,5-7,0 42 5 3

8 лет 4,5-13,5 1,5-8,0 53 1,5-6,8 39 4 2

10 лет 4,5-13,5 1,8-8,0 54 1,5-6,5 38 4 2

16 лет 4,5-13,0 1,8-8,0 57 1,2-5,2 35 5 3

1 По Е.Б. Владимирской (2002), Р.0а1тап (1977). Представленные величины лежат в 95-центильном коридоре. Процент соответствует общему числу. Нейтрофилы включают в себя палочкоядерные клетки во всех возрастах и малое число метамиелоцитов и миелоцитов.

Информация только для работников системы здравоохранения

Для питания детей раннего возраста предпочтительнее грудное вскармливание. Врачу следует объяснить преимущества грудного вскармливания, обучить способам хранения л актации, а также предупредить, что перед применением смеси необходимо проконсультироваться с врачом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гультикова О.С. Питание детей в возрасте старше года // Педиатрия. 2009. № 5. С. 76—79.

2. Berenson G.S., Srinivasan S.R., Bao W. et al. Association between multiple cardiovascular risk factors and atherosclerosis in children and young adults // N. Engl. J. Med. 1998. Vol. 338, № 23. P. 650—656.

3. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации, методические рекомендации, МР 2.3.1.2432 -08 от 18.12.2008 г.

4. Воронцов И.М., Мазурин А.В. Справочник по детской диететике. Л.: Медицина, 1977. 344 с.

5. Шилина Н.М., Конь И.Я. Современные представления о физиологических и метаболических функциях полиненасыщенных жирных кислот // Вопр. детской диетологии. 2004. № 6. C. 25—30.

6. Farquharson J., Cockburn F, Patrick W.A. Infant cerebral cortex phospholipid fatty-acid composition and diet // Lancet. 1992. Vol. 340. P. 810—813.

7. Захарова И.Н., Суркова Е.Н. Роль полиненасыщенных жирных кислот в формировании здоровья детей // Педиатрия. 2009. № 6. C. 84—91.

8. Uauy R., Birch E, Birch D. et al. Visual and brain function measurements in studies of n-3 fatty acid requirements of infant // J. Pediatr. 1992. Vol. 120. P. 168—180.

9. De Caterina R., Zampolli A. From asthma to atherosclerosis — 5-lipoxygenase, leukotrienes, and inflammation // N. Engl. J. Med. 2004. Vol. 350. P. 4—7.

10. Forsyth JS., Wllatts P., Agostoni C. et al. Long-chain polyunsaturated fatty acid supplementation in infant formula and blood pressure in later childhood: follow up of a randomised controlled trial // B.M.J. 2003. Vol. 326. P. 953—957.

11. Hodge L., Salome C.M., Peat J.K. et al. Consumption of oily fish and childhood asthma risk // Med. J. Aust. 1996. Vol. 164. P. 137—140.

12. Birch E.E., Khoury J.C., Mitmesser S.H. et al. Impact of early nutrition on resistance to common respiratory infections and allergic illnesses in the first 3 years of life. World Congress of Pediatric Gastroenterology, Hepatology and Nutrition.

2008.

13. Украинцев С.Е., Нетребенко О.К. Роль пищевых волокон и пребиотиков в обеспечении комфортного пищеварения // Nestle News. 2007. Бюллетень № 23. С. 4—7.

14. The definition of dietary fiber. Report of the Dietary Fiber Definition Committee of the American Association of General Chemists. Cereal Food World. 2001. Vol. 46. P. 112—129.

15. Конь И.Я. Углеводы: новые взгляды на их физиологические функции и роль в питании // Вопр. детской диетол. 2005. № 3. P. 18—20.

16. Gibson G.R., RoberfroidM.B. Dietary modulation of the human colonic microbiota: introducing the concept of prebiotics // J. Nutr. 1995. Vol. 125. Р. 1401—1412.

17. Дефицит кальция и остеопенические состояния у детей: диагностика, лечение и профилактика. Научно-практическая программа. М., 2006. С. 8—13.

18. Шилин Д.Е. Кальций, витамин D и формирование здорового скелета. М., 2008. C. 42—52.

19. Спиричев В.Б. Роль витаминов и минеральных веществ в остеогенезе и профилактике остеопатии у детей // Вопр. детской диетол. 2003. № 1. C. 40—49.

20. Gibson R.S. Technical approaches to combating iron deficiency // Eur. J. Clin. Nutr. 1997. Vol. 51. P. 25—27.

21. Engelmann M.D. et al. The influence of meat on non-haem iron absorption in infants // Paediatr. Research. 1998. Vol. 43. P. 768—773.

22. Тутельян В.А., Конь И.Я., Каганов Б.С. Питание здорового и больного ребенка. Пособие для врачей. М., 2008. С. 45—54.

23. ЛадодоК.С., ДружининаЛ.В. Питание детей от рождения до 3 лет. Фитон, 2005. 192 с.

24. Pliner P. Cognitive schemas: how can we use them to improve children's acceptance of diverse and unfamiliar foods? B.J.N. 2008. Vol. 99. Suppl. 1. S2—S6.

25. Cashdan E. A sensitive period for learning about food // Hum. Nat. 1994. № 5. P. 279—291.

26. Wardle J., Cooke L.L. Genetic and environmental determinants of children's food preferences // B.J.N. 2008. Vol. 99. Suppl. 1. S15—S21.

Поступила 15.02.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.