Научная статья на тему 'ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ'

ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мавлянова Н.Д., Раджабов Т.Б., Бегимов Х.Х.

В статье рассматриваются вопросы приобщение младших школьников к исследовательской деятельности. Далее раскрываются возможности математики как учебный предмет в начальных классов для организации исследовательской деятельности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ»

ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

Мавлянова Н.Д., Раджабов Т.Б., Бегимов Х.Х.

Таджикский государственный педагогический университет имена Садриддин Айни

Необходимость включения в процессе обучения элементов математики и математической деятельности, мы должны учесть не только «доказывать» но и «догадываться», а процесс обучения математике должны в какой-то мере имитировать процесс математического творчества, А. Я. Хинчин ещё говорил: «... все наши педагогические усилия должны быть направлены на то, чтобы в максимальной мере заставить школьника усваивать материал в порядке активной работы над ним, всеми средствами насыщая эту работу элементами самостоятельности и хотя бы самого скромного творчества» [7, с.124].

Очевидно, что к математической деятельности, протекающей на высоком уровне общности и абстракции, не способен ни третьеклассник, ни десятиклассник. Но к какой-то математической деятельности, соответствующей его уровню мышления, способен и первоклассник. Поэтому для формирования и развития тех структур умственной деятельности надо создать методические условие, которые характерны для математического мышления и способствуют открытиям в математике.

Известный школы Дж. Брунер, рассматривая проблемы психологии обучения, утверждает, что решение этих проблем вытекает из одного центрального положения: «Умственная деятельность везде является той же самой, на переднем ли фронте науки или в третям классе школы». [1, с .17].

Умственная деятельность третьеклассника и умственная деятель- ность ученого математика, конечно, не тождественны. По крайне мере, факторы, стимулирующие открытия, различны. Но когда ученик в специально созданной педагогической ситуации что-то открывает для себя, он рассуждает как первооткрыватель. Когда первоклассник, образуя пары элементов из двух множеств, открывает, что в одном множестве больше предметов, чем в другом, он уже осуществляет некоторую, хотя и весьма примитивную, творческой деятельность.

Одной из форм творческой деятельности является исследовательская деятельность, то есть творческая деятельность которая характеризуется недетермированностью и направленностью на получение нового знания.

Приобщение к исследовательской деятельности должно начинаться со школьной скамьи. Математика как учебный предмет обладает особенностями, создающими благоприятнее условия для приобщения к последовательской деятельности учащихся в процессе обучения.

Для начальной школы не характерна дистанционная поддержка исследовательской деятельности учащихся, т.к они имеют слишком маленькой опыт осуществления отдельных элементов такой деятельности. Однако в начальной школе можно создавать базу исследовательской деятельности:

- методологическую (усвоение структуры исследовательской деятельности и отдельных исследовательских умений и методов, общих и специальных для предмета);

- общую логическую (работа над общими умственными и логическими умениями);

- содержательную (овладение предметными знаниями и умениями);

- субъектную (накопление личностного опыта осуществления исследовательской деятельности). На этой базе легче развивать исследовательскую деятельность учащихся основной школы.

Один из компонентов исследовательской деятельности, исследовательской умения, которые определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимого для самостоятельного исследования или его части. Для

253

их формирования можно решать учебно-исследовательские задачи ( задачи, процесс решения которых требует выполнения одного или нескольких исследовательских умений), используя последним больше внимания, когда они имеют преимущества.

Здесь мы рассмотрим роль интерактивных заданий для развития одного исследовательского умения- умения устанавливать влияние изменения условий на изменение свойств объекта. Это умение, в отличие от многих общих исследовательских умений, требующих высокого уровня мыслительной деятельности ( и доступных лишь в старших классах), можно начать формировать уже в младших классах. Работа над этим умением осуществляется в ходе выполнения исследовательских заданий, которые предполагают осуществление одного или нескольких этапов исследовательской деятельности: анализ исходной информации; обнаружение, формулировка, осознание проблемы; выдвижение; доработка и уточнение исходной гипотезы, формулировка выводов; обобщение и применение новых знаний.

Математика отличается абстрактностью объектов, а исследовательская деятельность с математическим содержанием носит преимущественно мыслительный характер. С помощью интерактивных заданий можно сделать видимыми, наглядными изучаемые процессы, сложные для понимания. Интерактивные задания, как форма компьютерной поддержки обучения математике, больше всего подходят для развития исследовательского умения устанавливать влияние изменения условий на изменение объекта. Интерактивные задания хороши тем, что позволяют ученику видеть, как вводимые им данные влияют на ситуацию, к каким изменениям они приводят. При этом можно использовать разные модели: материальные, вербальные, символические, графические. Овладение моделированием как математическим методом и общим методом исследования является одной из целей начального математичес- кого образования. Главное отличие компьютерных моделей в том, что они могут быть динамическими. Их использование вместе с другими моделями позволяет ученикам наблюдать процесс изменения и по- разному фиксировать его результат.

Интерактивные задания отличаются от обычных (как на бумажных, так и на электронных носителях) еще и тем, что они направлены не столько на применение имеющихся знаний, сколько на открытие новых, на обобщение знаний. Школьник при их выполнении не может остаться пассивным потребителем знаний, применять их по образу, ученик находится в позиции активного деятеля, открывающего для себя новое.

В виде интерактивных заданий целесообразно проводить исследования, раскрывающие различные связи и зависимости по всем содержательным линиям начального курса математики, например:

1. изменения значения числа от приписывания или отбрасывания нулей в его позиционной записи( при умножении и делении на 10, 100, 1000 и т. и) (линия числа);

2. изменение значения выражения с переменной от изменения значения переменной (элементы алгебры);

3. изменения результатов арифметических действий от изменения одного из компонентов (линия арифметических действий над числами);

4. пропорциональная зависимость величии (цена, количество, стоимость; длины сторон прямоугольника, его площадь и др.) (линии величии и арифметических сюжетных задач).

При рассмотрении зависимости величии и результатов действий можно выделить два шага. Первый-наблюдение за характером, изменения, например, чем больше время движения, тем больше пройдённый путь ( при постоянной скорости) или чем меньше скорость ,тем больше время движения (при постоянном пройдённом пути). Второй шаг-количественная характеристика изменения, например, а) при постоянной скорости: во сколько раз увеличили время движения, во столько раз увеличился пройдённый путь ( прямая пропорциональная зависимость); б) при постоянном пройдённом пути : во

сколько раз увеличили время движения, во столько раз уменьшилась скорость (пропорциональная обратная зависимость).

Работа в этом направлении вносит вклад в функциональную пропедевтику, помогает детям накопить запас доступных функциональ- ных зависимостей. Это создает основу для изучения идеи функции в основной школе и способствует развитию детей.

Посмотрим на организацию работы детей по выполнению этого интерактивного задания на разных этапах исследовательской деятельности. В задании проблема исследования поставлена перед детьми в готовом виде. Однако учитель может так организовать работу на уроку, что, прежде чем обратиться к компьютеру, школьники примут активное участие в анализе исходной информации, в обнаружении, формулировке, осознании проблемы и, может быть, сами выдвинут гипотезу. Обычно выдвижение гипотезы в начальных классах происходить под руководством учителя. Это объясняется тем, что младшие школьники только начинают овладение исследовательской деятельностью. Кларии М. В., Краевский В. В., Лернер И. Я., Фридман Л.М. и др. (3,4,5, 6) выделяют три уровня исследовательской деятельности учащихся в зависимости от степени их самостоятельности в проведении исследования. Исследовательская деятельность младших школьников находится ниже первого уровня, т.е. на подготовительном уровне. В конкретном классе многое зависит от развития детей, от опыта их исследовательской деятельности, от изобретательности учителя и др. В этом задании выдвижении гипотез может происходить под руководством учителя в процессе подбора скоростей и прикидки того, как это скажется на движении лягушки. Организация эксперимента в случае интерактивного задания продумана без детей, но они целенаправленно наблюдают, как он протекает, убеждаются в его результатах. И здесь учитель может повысить активность детей, организовать предварительное обсуждение того, какой эксперимент можно провести на этой проблеме. После -дующие задания ( после проведения экспериментальной работы) направляют мысли ученика на анализ данных, полученных в ходе эксперимента и формулировку выводов. Поскольку работа детей за компьютером имеет строгие ограничения во времени, то задания для применения новых знаний приведены отдельно.

Положительными моментами выполнения исследовательского задания в интерактивном виде являются:

- интерес детей, вызванный формой выполнения задания, способст- вует лучшему усвоению непростых математических закономерностей, составляющих содержание задания;

- динамическое моделирование процесса ( что не всегда возможно в реальной жизни);

- фиксация экспериментальных результатов для каждого отдельного процесса, что не всегда возможно в реальности и что позволяет выполнить их анализ и обобщение, подвести детей к формулировке выводов;

- использование разных видов моделирования для фиксации результатов (графического, аналитического, вербального), что позволяет детям воспринимать и обрабатывать информацию с помощью различных анализаторов, подключая не только логическое, но и образное мышление.

Главным объективным результатом использования интерактивных исследовательских заданий является развитие самого ученика за счет приобретения опыта исследовательской деятельности, за счет открытия, осмысления, новых знаний, их обобщения, за счет наклонения опыта использования компьютерной поддержки в образовательных целях. У школьника эффективнее развиваются исследовательские умения, опыт творческой деятельности, мотивация, самостоятельность формируется отношение к компьютеру как к средству познания, открытия нового.

Задания исследовательского характера обеспечивают понимание школьниками учебного математического материала

Важна роль таких заданий и развитии вычислительной культуры школьников: они способствуют развитию мотивации вычислительной деятельности, усвоению различных видов школьного математического языка; воспитывают вдумчивое отношение к числам, раскрывают связи и зависимости между ними; позволяют осознать возможность изменения значения выражения при изменении входящих в него компонентов, способствуют функциональной пропедевтике; формируют опыт осуществления исследовательской деятельности и моделирования.

Литература:

1. Брунер Дж. Процесс обучения: Пер.с.анг. - М.,1962. - 288 с. (с 17)

2. Каплан Б.С., Рузин Н.К., Столяр А.А. Методы обучения матема- тике. Минск,

1981. -190 с.

3. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994. -320 с.

4. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. -М., 1989. -75 с.

5. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980. - 96 с.

6. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. -

М., 1983. - 160 с.

7. Хинчин А.Я. Педагогические статьи. - М., Учпедгиз,1956. -276 с.

ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬ- СКИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

Мавлянова Н.Д., Раджабов Т.Б., Бегимов Х.Х.

В статье рассматриваются вопросы приобщение младших школьников к исследовательской деятельности. Далее раскрываются возможности математики как учебный предмет в начальных классов для организации исследовательской деятельности школьников.

Ключевые слова: младшые школьники, исследовательская деятельность, процесс обучения математике, интерактивные задания.

INITIATING THE JUNIOR SCHOOLCHILDREN TO RESEARCH ACTIVITIES IN

THE LESSONS OF MATHEMATICS

Mavlonova N., Rajabov T., Begimov H.

This article deals with the problem of engaging the junior schoolchildren with research activities. The article also contains the opportunities of mathematics as an academic discipline at junior classes for organization of research activities of the pupils.

Key words: junior, schoolchildren, research activity, the mathematics training process, interactive tasks.

Сведения об авторах: Мавлянова Наргиса - аспирант кафедры методики начального обучения Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел: (+992) 98 8455669;

Раджабов Тагоймурод - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой методики начального обучения Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел: (+992) 93 5063412;

Бегимов Хусен - кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики начального обучения Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел: (+992) 98 5762634.

Information about authors: Mavlonova Nargisa, postgraduate student of Primary class teaching chair in Tajik State Pedagogical Universiry named after Sadriddin Aini, tel. (+992) 98 8455669;

Rajabov Taghoimuro, PhD in pedagogical sciences, Head of Primary class teaching chair in Tajik State Pedagogical Universiry named after Sadriddin Aini, tel. (+992) 93 5063412;

Begimov Husen, PhD in pedagogical sciences, associate professor of Primary class teaching chair in Tajik State Pedagogical Universiry named after Sadriddin Aini, tel. (+992) 98 5762634.

ИЗ ИСТОРИИ ФАРМАЦЕВТИКИ ТАДЖИКИСТАНА

Раджабов Б.Ф., Бобиев Г.М., Комилов Ф.С.

Курган-Тюбинский государственный университет имени НосираХусрава Таджикский государственный педагогический университет имени СадриддинаАйни

Таджикский национальный университет

Являясь древнейшей сферой человеческого мышления, медицина и фармацевтика возникли наравне с появлением человечества. По мере развития общества совершенствуются и медицина и фармацевтика. Способы и методы лечения, узнавание, постижение и составление лекарственных принадлежностейв то время излагались в устной форме, а после возникновения письменности фармацевтика приобретает важное значение в искусстве лечения.

Индийские, греческие, арабские, таджикско-персидскиеи некоторые другие письменные памятники свидетельствуют о том, что профессия лекаря и некоторые ветви практической медицины существовали ещё 2,5-3 тысячи лет назад. В формировании, совершенствовании и развитии теории и практики древней медицины свой достойный вклад внесли индусы, греки, арабы, иранские народы и представители других наций[6].

Древняя таджикско-персидская медицина считается одной из богатейших и древнейших ветвей мировой медицины, и она своими первыми источниками -выдающимися шедеврами Авиценны, МухаммадаЗакарияРози и других своих представителей, занимает почётное и достойное место в сокровищнице мировой цивилизации.

Первые письменные источники о предупреждении болезней лекарственными средствами запечатлены в зороастрийской книге Авеста. Эта сокровищница считается древнейшим письменным произведением в истории культуры наших предков. Отдельная часть Авесты под названием «Вандедод» полностью посвящена медицине [3, 4].

В Авесте приведено немало рассказов о личности, нравственности и этике лекарей. Больных лечили тремя способами - лекарством, чтением молитв или гипнозом, а также ножами, т.е. хирургическим способом. Наравне с этим, как целительное средство, больным рекомендовали диету. В Авесте перечислены названия более ста видов лекарственных растений: хум (бандак), рута, зира, кунжут, чеснок, лук, морковь, редька и другие. Среди них было очень популярное лечебное растение под названием «хаома». До сих пор данное растение, известное под названиями хум, хам и бандак, используется в качестве лекарства при лечении целого ряда болезней. Таджики из его свежего плода особым способом готовят варенье «хаома».

В конце VII в, и после него, практический опыт и теоретические исследования лекарей города Гунди Шопура создали благоприятные условия для развития и совершенствования медицинской науки и фармацевтики в Багдаде, Мавереуннахре, Хорасане, особенно в древних таджикских городах Бухаре, Самарканде и Худжанде[2, 3, 4].

Шопур ибн Сахл (год смерти 869) родился в городе Гунди Шопур в семье лекаря и на основе богатого опыта и передовых традиций практической и теоретической медицины того города, как искусный лекарь и известный фармацевт, достиг совершенства. Он несколько лет (848-850гг) работал и в Багдаде.Шопур ибн Сахл первым в истории медицинской науки и фармацевтики написал книгу о фармакопее под

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.