ИЗ ИСТОРИИ ФАРМАЦЕВТИКИ ТАДЖИКИСТАНА
Б.Ф. Раджабов, Г.М.Бобиев, Ф.С. Комилов
Статья посвящена древнейшей сфере человеческого мышления - медицине и фармацевтике. С помощью исторических данных обосновывается, что древняя таджикско-персидская медицина является одной из богатейших и древнейших ветвей мировой медицины, и она своими первоисточниками занимает достойное место в сокровищнице мировой цивилизации. Истоки современной таджикской фармацевтики лежат в произведениях великих врачей-мыслителей древности - Абуали ибн Сино (Авиценна), АбубакраЗакария Рози, АбурайханаБеруни и другие.
Ключевые слова: медицина, фармацевтика, история, биология, исток, лекарство, лечение, врач, мыслитель, лекарь, хирург, окулист, диета, лечебница, наука, культура.
FROM HISTORY OF THE PHARMACEUTICS IN TAJIKISTAN: The source of the rebirth of the pharmaceutical science in Tajikistan
B.F. Radjabov, G.M.Bobiev, F.S. Komilov
Article is dedicated to ancient sphere of the human thinking - medicine and pharmaceutics. By means of history given is motivated that ancient Tajik-persian medicine is one of the most rich and ancient branches of the world medicine, and it with own firsthand occupies the place in treasure house of the world civilization. The source of the modern Tajik pharmaceutics lies in product great doctors-thinkers to antiquities - Abualiibn Sino (Avicenna), Abubakr Zakariya Rozi, Aburayhan Beruni and others.
Key words: medicine, pharmaceutics, history, biology, source, medicine, treatment, physician, thinker, doctor, surgeon, oculist, diet, nursing home, science, culture.
Сведения об авторах: Раджабов Бахрулло Файзалиевич - аспирант Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава, тел.: (+992) 988 880960; e-mail: baha.kgu@mail.ru
Бобиев ГуломкодирМуккамолович - доктор фармацевтических наук, профессор, кафедры органической химии Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992) 90 7577025б, e-mail: bobievgm@rambler.ru
Комилов Файзали Саъдуллоевич - доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики Таджикского национального университета, тел.: (+992) 988 685014; e-mail: komfaiz@mail. ru
Information about authors: Radjabov Bahrullo Fayzalievich, postgraduate student in Kugan-Tube State University named after Nosiri Khusrav, tel. (+992) 988 880960, e-mail: baha.kgu@mail.ru
Bobiev Gulomkodir Mukkamolovich, Doctor of the pharmaceutical sciences, professor of Organic chemistry chair in Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel. (+992) 907 577025; e-mail: bobievgm@rambler.ru
Komilov Fayzali Sadulloevich, Doctor of physical and mathematical sciences, Professor and head of Informatics chair in Tajik National University, tel. (+992) 988 685014, e-mail: komfaiz@mail. ru
ИДЕЯ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ ЛЬВА ТОЛСТОГО
Рустамова Гуландом Рустамовна
Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни
В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски Л. Толстого привлекают актуальностью проблемы обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации системы народного
образования. В раздумьях о новой школе и новой педагогической науке Л. Н. Толстого мы находим идеи и разработки, которые, словно отражают проблемы сегодняшних дней и предлагают нам свежий, оригинальный взгляд на вопросы современной педагогики. Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества, спасти будущих «Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых» - все это заставляло Льва Николаевича задуматься о пути реформирования образовательной системы и искать новые подходы, методы. Л. Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами, Лев Николаевич предлагал учителям смело становиться на путь экспериментирования, что должно было содействовать развитию педагогики как науки. «Не философскими откровениями в наше время может подвинуться наука Педагогика, но терпеливыми и упорными повсеместными опытами...»[4,сЛ18]. Единственным критерием педагогики Толстой объявлял свободу, единственным методом - опыт. Толстой ставил перед собой задачу выстроить новую педагогическую систему. Для создания новой педагогики Толстым была использована Яснополянская школа -своеобразная педагогическая лаборатория, экспериментальная школа, но великий педагог хотел, чтобы каждая школа стала «опытом над молодым поколением, дающим постоянно новые выводы»[6,с.340]. Середина XIX — XX вв. - время коренных реформ всех сфер России, в том числе и образования. В этот период был осуществлен переход к национальному содержанию образования, создана массовая народная школа, получила развитие система массового женского образования, профессионального и высшего. Несмотря на разнообразие типов учебных заведений, ведущей тенденцией становится тенденция к созданию единой и национальной школы.
Великий писатель призывал русских учителей освещать в печати свой педагогический опыт и тем самым вносить вклад в развитие педагогической науки. Для обмена педагогическим опытом, его обобщения и для разработки основ опытной педагогики Л.Толстой издавал в 1861—1862 гг. журнал "Ясная поляна". В статье журнала он писал: «Только когда опыт будет основанием школы, только тогда, когда каждая школа будет, так сказать, педагогической лабораторией, только тогда школа не отстанет от всеобщего прогресса и опыт будет в состоянии положить твердые основания для науки образования»[3,с.201]. Призывы Л. Толстого к русским педагогам изучать и обобщать свой педагогический опыт, превращать школы в педагогические лаборатории, помогающие развитию педагогической науки, имели важные значения для развития русской общей и дошкольной педагогики. Вести опытно-экспериментальные наблюдения в процессе повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста стало традицией многих передовых русских педагогов, практических работников детских садов. Организуя опытную работу и обобщая ее результаты, они вносили свой вклад в развитие русской дошкольной педагогики.
Во время своей заграничной поездки в 1860 - 1861 гг. Л. Н. Толстой изучал работы школ, дошкольных учреждений и детских приютов в Швейцарии, Франции, Германии и заключил, что в детских приютах, не воспитывают, а духовно уродуют детей. В статье «О народном образовании» (1862) он писал, что в детских приютах Франции «четырехлетние дети по свистку, как солдаты, делают эволюции вокруг лавок, по команде поднимают и складывают руки и дрожащими и странными голосами поют хвалебные гимны Богу и своим благодетелям» [5,с.72]. Так чрезвычайно метко Л. Толстой охарактеризовал те приемы механической муштры, которые господствовали в воспитательной работе зарубежных и отечественных детских приютов. С нескрываемым скептицизмом описывал он занятия и в Детских садах Германии, работавших по фребелевской системе. В статье «О народном образовании» (1874) Л. Н. Толстой, критикуя различные руководства по наглядному обучению, а также руководства, как вести детские сады по системе Фребеля, указывал, что существующие фребелевские
детские сады являются «одним из самых безобразных порождений новой педагогики». Л. Н. Толстой критиковал буржуазную педагогику, считая ее наукой умозрительной, далекой от опыта воспитания. Он считал, что педагоги должны внимательно изучать деятельность воспитателей, и писал: «Мысль об опытной педагогике привела меня в волнение». Внимательно изучив практику работы русских и заграничных, в частности германских, школ, Л.Толстой пришел к выводу, что учебно-воспитательная работа в них носит принудительный характер, создает у детей «школьное состояние души», странное психологическое состояние, при котором у учащегося подавлены все способности, всякая самостоятельность мысли. Отсюда он сделал крайний вывод: "Критериум педагогики есть только один — свобода". Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой, непрерывно искал и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией. Такой лабораторией, экспериментальной школой была в 1861- 1862 годах Яснополянская школа, открытая Толстым. В этой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка. Как пример такого рассказа Толстой приводит рассказ на тему об Отечественной войне 1812 года в статье «Яснополянская школа». Из описания видно, с каким захватывающим интересом дети слушали рассказ и как активно они переживали его. В тогдашней школе не было определенного учебного плана, программы обучения и твердого расписания учебных занятий. Толстой замечает, «как начнем иной раз говорить о чем- нибудь интересном, так увлечемся, что проговорим до вечера». Домашних заданий не было. Хотя обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось, они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями, что им приходилось напоминать о том, что пора по домам. Какие бы то ни было взыскания, и наказания в Яснополянской школе отсутствовали.
Важнейшее место в педагогической теории Л. Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л. Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества. « Во всех веках и у всех людей,— писал Толстой,— ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты. Человек родится совершенным — есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, останется твердым и истинным»[2]. Исходя из этого, Толстой полагал, что воспитывать ребенка бессмысленно, так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые должны только давать детям материал для того, чтобы они могли сами развиваться «гармонически и всесторонне». По мнению Толстого, свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию Нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения. Он идеализировал природу детей, указывал, что «детский возраст есть первообраз гармонии».
Таким образом, Толстой в своем учении о свободе в воспитании отрицал правомерность и возможность сознательного, целенаправленного воспитательного воздействия педагогов и родителей на детей. Он был тонким психологом, и исключительным знатоком детской души. Об этом свидетельствуют его литературные произведения, вся его педагогическая деятельность.
Литература:
1. Бондаревский В. Б. Л. Н. Толстой о внимании к личности школьника // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула,1967
2. Кудрявая Н. В. Педагогические искания Л. Н. Толстого // Сов. Педагогика.- 1987. -№ 9.
3. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы. Педагогические сочинения. М., 1959, с. 201.
4. Толстой Л. Полное собрание сочинений. 8 том, с. 118
5. Толстой Л. ПСС. «О народном образовании». М., с. 72
6. Толстой Л. Педагогические сочинения. М., 1953, с. 340
7. Педагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность // Тезисы докладов ХХ1 толстовских чтений. - Тула, 1993.
ИДЕЯ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ ЛЬВА ТОЛСТОГО
Рустамова Гуландом Рустамовна
Статья посвящена педагогической теории Л. Н. Толстого, идее свободного воспитания, критике заграничной педагогики. Толстой как педагог призывал учителей освещать в печати педагогический опыт, особенно в издаваемом журнале "Ясная поляна" и тем самым вносить вклад в развитие педагогической науки.
Ключевые слова: педагогика, экспериментальная школа, саморазвитие, учитель, реформа, метод.
IDEA OF FREE EDUCATION OF LEV TOLSTOY
Rustamova Gulandom Rustamovna
This article is devoted to the pedagogical theory of L. N. Tolstoy, idea of free education, and criticism of foreign pedagogic. Tolstoy as the teacher called the teachers to shine (cover) in a seal pedagogical experience, is especial in an issued magazine «Yasnaya polyana" and by that to bring in the contribution to development of a pedagogical science.
Key words: pedagogic, experimental school, self-development, teacher, reform, method.
Сведения об авторе: Рустамова Гуландом Рустамовна - кандидат филологических наук, доцент, заведующий общеуниверситетской кафедрой русского языка Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992) 90 7903677.
Information about the authors: Rustamova Gulandom Rustamovna, PhD in philological sciences, associate professor, Head of Russian language chair in Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel. (+992) 90 7903677.
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ
Валиджанова С.Р.
Таджикский государственный институт языков имени С. Улугзаде
Учитель русского языка в таджикской школе должен помнить, что взаимодействие учащихся с окружающим миром имеет свои лингвокультурные особенности, и в подобном взаимодействии лингвокультура выступает в качестве соавтора творческой активности индивида, организует его деятельность, посредством которой действительность проецируется в человеческом сознании. В этих свойствах лингвокультуры и заключается собственно функционирование лингвокультурного
266