Научная статья на тему 'ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ИСКУССТВЕННО СОЗДАННЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ: ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ И ПОЛЬЗОВАНИЯ'

ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ИСКУССТВЕННО СОЗДАННЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ: ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ И ПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
217
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ / ЧАСТЬ СУШИ / ПРАВА ВЛАДЕНИЯ / ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ПОЛЬЗОВАНИЯ / ОФОРМЛЕНИЕ / ЗЕМНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ / ARTIFICIAL LAND / PART OF THE LAND / OWNERSHIP / OWNERSHIP AND USE RIGHTS / REGISTRATION / LAND SURFACE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Остапенко Анастасия Геннадьевна

Несмотря на то, что Россия - самая большая страна на планете, образование искусственных островов является актуальной и для нее. Это необходимо в приморских городах, характеризующихся плотной застройкой. Например, в СПб часть территории является насыпной. Для Сочи разработан проект намывного острова «Федерация», площадь которого составляет 250 гектаров. Таким образом, искусственные земельные участки - это актуальная тема в настоящее время. Поэтому таким важным является регулирование процесса их образования. В статье устанавливается, что на сегодняшний день основным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок создания и освоения уже образованных искусственных земельных участков, является Федеральный закон от 19.07.2011г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The acquisition of the rights to artificially created land plots: design features and use

Despite the fact that Russia is the largest country on the planet, the formation of artificial Islands is relevant for it. This is necessary in coastal cities, characterized by dense buildings. For example, in St. Petersburg part of the territory is bulk. A project of alluvial island «Federation» was developed for Sochi, the area of which is 250 hectares. Thus, artificial land is an actual topic at the present time. Therefore, it is important to regulate the process of their education. The article establishes that today the main regulatory legal act regulating the procedure for the creation and development of already formed artificial land plots is the Federal law of 19.07.2011 № 246-FL «on artificial land plots created on water bodies in Federal ownership, and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation».

Текст научной работы на тему «ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ИСКУССТВЕННО СОЗДАННЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ: ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ И ПОЛЬЗОВАНИЯ»

Аграрное и земельное право

ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ИСКУССТВЕННО СОЗДАННЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ: ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ И ПОЛЬЗОВАНИЯ

ОСТАПЕНКО Анастасия Геннадьевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного, трудового и экологического права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина». E-mail: angelkolieva@mail.ru

Краткая аннотация: Несмотря на то, что Россия - самая большая страна на планете, образование искусственных островов является актуальной и для нее. Это необходимо в приморских городах, характеризующихся плотной застройкой. Например, в СПб часть территории является насыпной. Для Сочи разработан проект намывного острова «Федерация», площадь которого составляет 250 гектаров. Таким образом, искусственные земельные участки - это актуальная тема в настоящее время. Поэтому таким важным является регулирование процесса их образования. В статье устанавливается, что на сегодняшний день основным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок создания и освоения уже образованных искусственных земельных участков, является Федеральный закон от 19.07.2011г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Abstract: Despite the fact that Russia is the largest country on the planet, the formation of artificial Islands is relevant for it. This is necessary in coastal cities, characterized by dense buildings. For example, in St. Petersburg part of the territory is bulk. A project of alluvial island «Federation» was developed for Sochi, the area of which is 250 hectares. Thus, artificial land is an actual topic at the present time. Therefore, it is important to regulate the process of their education. The article establishes that today the main regulatory legal act regulating the procedure for the creation and development of already formed artificial land plots is the Federal law of 19.07.2011 № 246-FL «on artificial land plots created on water bodies in Federal ownership, and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation».

Ключевые слова: искусственные земельные участки, часть суши, права владения, права собственности и пользования, оформление, земная поверхность.

Keywords: artificial land, part of the land, ownership, ownership and use rights, registration, land surface.

Земельные наделы представляют собой определенный фрагмент суши, земли, материка, то есть, являются неотделимыми частями внешней среды. Многие прибрежные страны стремятся получить больше суши за счет водных объектов. Это осуществляется посредством намыва и грунтовой подсыпки. В результате получается искусственно созданный надел земли.

К примеру, более половины части суши Голландии является польдером, то есть участком, образованным искусственно посредством осушки озер и болот. Острова Пальм в Объединенных Арабских Эмиратах - это архипелаг, состоящий из искусственных островов, площадь которых составляет 60,35 квадратных километров. В Японии новые территории создаются даже из прессованного мусора. Также планируется получить участок из коралловых ростков и признать его территорией, принадлежащей Японии.

В настоящее время главным правовым актом, который регламентирует порядок образования и

освоения созданных подобных наделов, служит закон об искусственных земельных участках, образованных на водных объектах, расположенных в федеральной собственности, № 246-ФЗ [10]. До того момента, пока он вступил в законную силу, определение данного участка содержалось в законе о морских портах в РФ № 261-ФЗ [11]. При этом правительство изменило определение искусственных земельных участков.

В законе о морских портах под ним понимался надел, то есть фрагмент земной поверхности. Только последующее описание позволяло определить, что речь идет о рукотворном объекте. Действие данного закона имело ограниченный характер и относилось к строительству, а также к открытию и закрытию морских портов. В результате подобный участок изучался как территория, которая нужна лишь для создания инфраструктуры порта. Порядок самого образования в этом случае не затрагивался.

Промежуточным шагом для получения понятия, раскрытого в документе № 246-ФЗ [10], можно назвать определение, которое содержится в Поясни-

тельной записке к проекту закона об искусственных земельных участках. Там с самого начала говорится о территории, а не об участке. От данной дефиниции впоследствии отказались из-за того, что Комитет Госдумы негативно отозвался по поводу местного самоуправления, посчитав его применение неправильным. Причина этого объяснялась тем, что территория как таковая не может быть образована человеческим трудом.

В результате законодатель определил данный участок сооружением или объектом капитального строительства, который может быть признан участком земли при наличии требований, установленных законом. Из-за этого искусственный участок земли утратил характеристику неотделимого фрагмента земной поверхности. Определение приобрело более нормативный характер, так как участок может быть признан земельным, из чего следуют соответствующие правовые выводы.

Достаточно устоявшимся является представление о земельном участке как об определенной части суши, материка, земли, а значит и неотъемлемой части окружающей среды. Однако ни для кого не секрет, что многие прибрежные страны и города с каждым годом отвоевывают все больше пространства у водных объектов, чаще всего морей, путем намыва или подсыпки грунта. Так, 60 % территории Нидерландов представляет собой польдер, участок земли, созданный искусственно путем осушения озера или болотистой местности. Острова Пальм в ОАЭ представляют собой архипелаг искусственных островов общей площадью 60,35 км2. Человечество становится все более изощренным в создании новых территорий. В Японии уже построены острова Оги-сима и Юмэносима из прессованного мусора, а также осуществляются мероприятия по «выращиванию» на остатках кораллового рифа территории из коралловых ростков с целью последующего признания международным сообществом данного участка и омывающих его вод японской территорией [1].

В России, несмотря на огромные пространства страны, вопрос создания искусственных островов с годами тоже становится все более актуальным ввиду нехватки существующей территории прежде всего в приморских городах, в которых преобладает плотная застройка. В Санкт-Петербурге часть города, выходящая к дельте Невы и к Невской губе, расположена на насыпной территории. Специально для г. Сочи разработан инвестиционный проект строи-

тельства намывного острова «Федерация», общая площадь которого составит 250 га.

Исходя из вышесказанного, трудно отрицать актуальность темы дальнейшей разработки понятия и правовой природы искусственных земельных участков и регламентации процесса их создания.

Стоит отметить тот факт, что до вступления в силу указанного закона, понятие искусственно созданного земельного участка (что, по сути, является искусственным земельным участком) содержалось в Федеральном законе № 261-ФЗ от 08.11.2007г. «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [11]. Анализ ныне существующего определения и определения, закрепленного в Законе о морских портах, позволяет увидеть изменившееся мнение законодателя. Так, в Законе о морских портах искусственно созданным земельным участком признавался земельный участок, то есть, прежде всего, часть земной поверхности. О рукотворно-сти данного участка говорила дальнейшая характеристика, а именно указание на способ его создания -путем намыва, отсыпки грунта и иных технологий. Кроме того, необходимо учитывать, что действие данного закона ограничено, так его предметом выступаю отношения (в рамках рассматриваемого вопроса) только по строительству, открытию, закрытию морских портов. Таким образом, искусственно созданный земельный участок рассматривался исключительно под призмой территории, необходимой для инфраструктуры морского порта. Порядок его создания и вовсе никак нормативно не закреплялся.

Неким промежуточным этапом разработки понятия является дефиниция, содержащаяся в Пояснительной записке к проекту Федерального закона «Об искусственно образованных территориях в Российской Федерации и о внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Пояснительная записка) [16], в которой изначально говорилось именно о территории, а не о земельном участке. От данного термина пришлось отказаться вследствие отрицательной оценки со стороны Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, который посчитал неуместным и нелогичным его применение, поскольку «территория, как обобщенное абстрагированное представление земной поверхности не может быть создана искусственно трудом человека». Но у многих ученых правомерно возникает вопрос: может ли быть

вновь созданным земельный участок? На этот вопрос ответ будет дан позже.

В конце концов Закон об искусственных земельных участках заполнил существовавший пробел правового регулирования отношений, связанных с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений и (или) их комплексного освоения в целях строительства и дал окончательное нормативное определение понятию искусственный земельный участок. В окончательном варианте оно приобрело дуалистический характер. Законодатель признал искусственный земельный участок сооружением, то есть объектом капитального строительства, который при соблюдении установленных условий может стать земельным участком. Считаю, что таким образом характеристики земельного участка, как неотъемлемой части земной поверхности, были утрачены и стали скорее нормативными - законодатель признает данный объект земельным участком только при соблюдении всех установленных требований со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Проследив эволюцию нормативного развития понятия искусственного земельного участка, мы увидели, как законодатель изменил свою позицию: с земельного участка на сооружение, признаваемое также земельным участком.

Однако, несмотря на существование отдельного законодательного акта, правовая природа искусственного земельного участка до сих пор остается спорной. Так, некоторые ученые полагают, что само название «искусственный земельный участок» является некорректным, поскольку земля - это природный объект, который возник без участия человека, и этот природный объект, как и многие другие, не может быть вновь создан [2].

Другие ученые отмечают двойственную природу искусственного земельного участка, который до его ввода в эксплуатацию представляет собой объект капитального строительства, а после ввода -также земельный участок [3]. Но говорить о таком сооружении как об объекте капитального строительства также достаточно проблематично. Так, в Пояснительной записке подчеркивается, что искусственно образованная территория не является объектом капитального строительства в общеупотребительном значении, которое закреплено в статье 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации [8].

Следует согласиться с мнением ученых о том, что понятие искусственного земельного участка шире, чем понятие объекта капитального строительства. Несомненно, главным свойством искусственно созданного участка не является его незавершенность, на что в определении ГрК РФ делается определенный упор [8]. Законодатель, говоря о сооружении в данном случае, скорее имеет в виду его искусственность, непринадлежность к природным объектам, техническую природу. Кроме того, на такой объект после признания его земельным участком распространяются также нормы земельного законодательства по охране и использованию земель [4]. Таким образом, следует сделать вывод, что в законодательстве как гражданском, так и земельном отсутствуют нормы, регулирующие правовой режим искусственного земельного участка как сооружения, объекта капитального строительства, обладающего специфическими чертами.

Теоретические проблемы существуют и при разграничении таких понятий как «искусственный земельный участок», «гидротехническое сооружение» и «искусственный остров». Ведь все они являются искусственными объектами, созданными силами человека, а не природы. На каком основании следует проводить границу между данными понятиями, если в некоторых законодательных и судебных актах понятия «искусственный земельный участок», «гидротехническое сооружение» и «искусственный остров» используются как синонимы [5].

Законодательно закрепленного понятия искусственного острова как такого не существует. Однако данная дефиниция используется в ряде актов. Особо стоит выделить вышеупомянутую Пояснительную записку, в которой прямо установлено, что понятия искусственный остров и искусственный земельный участок не тождественны. Искусственный остров является особым видом сооружения. Несомненно, определение, которое было изначально предложено в законопроекте говорит об искусственном земельном участке иначе, чем об искусственном острове как сооружении, относя его только к земельным участкам. Однако в действующей редакции при наличии дуалистичности понятия эта грань размывается. В Постановлении Правительства РФ от 19.01.2000г. № 44 «Об утверждении порядка создания, эксплуатации и использования искусственны островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской

Федерации» [13] об искусственном острове говорится только как об объекте капитального строительства. Законодатель, ставя его в ряд с сооружениями и установками, никак не выделяет какие-либо его свойства как части суши. В СНиПе 2.06.01-86 «Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования» также ничего не указано [14].

Последний не помогает в разграничении указанных понятий, так как в соответствии с ним гидротехническим сооружением признается и искусственный остров. Там же дано понятие гидротехнического сооружения, в котором выделяются главные цели создания, такие как защита от наводнений, разрушений берегов, использование водных ресурсов и т.д. Предполагается, что указанные цели могут на практике являться критерием, способным разграничить гидротехнические сооружения и искусственные земельные участки. Однако такие сооружения нередко представляют собой объекты, на которых располагаются административные и технические здания, подъемные механизмы, краны и т.п. [6]. К гидротехническим сооружениям относятся также волнозащитные пляжи, возводимые для обеспечения удобного подхода и швартовки судов. Кроме того, технология создания путем намыва искусственных земельных участков и гидротехнических сооружений может совпадать. Так, Свод правил 45.13330.2017 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» [15] регулирует порядок строительных работ по намыву грунта, что является одним из способов создания искусственных земельных участков. Однако в пункте 6.2.2.1 говорится также и о намыве гидротехнических сооружений.

Таким образом, следует сделать вывод, что разграничить приведенные понятия весьма затруднительно на основании действующих норм права, от чего страдает и отношения по их созданию на практике. Однако можно сказать, что искусственный остров является сооружением, не обладающий, в отличие от искусственного земельного участка, правовым режимом земельного участка, так же как и гидротехническое сооружение.

Понятие, закрепленное в Законе об искусственных земельных участках, особо выделяет, что искусственные земельные участки создаются не на поверхности дна водоема, а с использованием предоставляемого водного объекта, а именно земель водного фонда. Согласно ст. 102 Земельного Кодекса РФ к землям водного фонда относятся земли, по-

крытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах [9]. Водный Кодекс РФ не дает определение поверхностным водам, однако в статье 5 он устанавливает единство поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии, которые в совокупности образуют поверхностные водные объекты [8]. Таким образом, законодатель рассматривает поверхностные воды и покрытые ими земли как единое и неделимое целое. Поэтому в случае, когда один из элементов выпадает, другой также не может существовать. Так, когда происходит создание искусственных земельных участков эта связь разрывается, и земли водного фонда подлежат переводу в другую категорию. Согласно ст. 12 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» [12] перевод земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в случае прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов, в том числе связанных с созданием искусственных земельных участков в случаях, предусмотренных Законом об искусственных земельных участках, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Именно вследствие наличия такой связи между поверхностными водами и земельным участком на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (п.2 ст. 102 ЗК РФ), поскольку в данном случае земли водного фонда переходят в иную категорию земель.

Определение, представленное в законе № 246-ФЗ [10], указывает на то, что искусственно созданный земельный участок образуется не с поверхности дна водного объекта, а с применением земель водного фонда. В ст. 102 ЗК РФ говорится, что к землям данного вида относятся такие, которые покрыты водами, а также заняты сооружениями, расположенными на водоеме. В ВК не содержится понятия поверхностных вод, но указывается о единстве их и покрытых ими земель в рамках береговой линии. В совокупности это составляет понятие поверхностных водных объектов. Получается, что поверхностные воды являются неделимым целым с покрытыми землями.

Однако при создании искусственных земельных участков данная связь утрачивается, и земли

водного фонда переводятся в иную категорию. Согласно положениям закона о переводе земель и участков из одной категории в другую № 172-ФЗ, земли водного фонда и участки в их составе могут переводиться при прекращении наличия водных объектов, изменении границ, русла и других, в том числе образованных искусственных земельных участков, в соответствии с действующим законодательством [12].

Таким образом, наличие искусственных земельных участков в современных реалиях необходимо. Но юридической науке предстоит еще большая работа по определению места этих участков в системе объектов прав, отграничению их от схожих объектов и установлению механизма правового регулирования.

Выводы:

Хоть закон и появился, спорные моменты относительно искусственного земельного участка на водных объектах остаются. Например, некоторые теоретики считают, что само определение не является правильным, так как к земле относятся природные объекты, появившиеся без человеческого участия, а потому не могут быть образованы им.

Специалисты исходят из двойственной природы данных объектов, которые до введения в эксплуатацию признаются результатом капитального строительства, а после этого - участком земли. Но на самом деле, трудно назвать его и объектом капитального строительства. Например, в Пояснительной записке прямо указывается, что к этим участкам данное описание применяется не в общеупотребительном значении, закрепленном с Градостроительном кодексе [8]. Безусловно, дефиниция искусственных земельных участков больше, чем «объекты капитального строительства». Основное значение в данном случае придается их незавершенному характеру.

Проблемы связаны с различием таких понятий, как «искусственный остров», «гидротехническое сооружение» и, разумеется, «искусственный земельный участок». Каждый из них является объектом, образованным человеком. При этом в некоторых законодательных актах данные понятия применяются как синонимы.

Закрепленного определения искусственного острова в законе нет. Но это словосочетание применяется в некоторых правовых актах. Так, в вышеуказанной Пояснительной записке говорится о том, что остров и участок не являются тождественными понятиями. Первый относится к виду сооружения. Но вот

в ПП РФ № 44 о нем говорится лишь как об объекте капитального строительства. При этом не выделяется описание как о части суши [13].

Не помогает в разграничении понятий и определение гидротехнического сооружения, которое приводится в законе о безопасности гидротехнических сооружений. В нем выделяются основные цели образования, например, защита от берегового разрушения, наводнений и так далее. Считалось, что эти цели помогут разграничить понятия. Однако на практике технология образования объектов является тождественной. Также на гидротехнических сооружениях могут располагаться здания для административного персонала и технических целей.

Получается, что разграничение является проблематичным на основе установленных норм. В связи с этим появляются и трудности на практике. Правда, можно отметить, что остров является сооружением, которое не обладает правовым режимом соответствующего участка, так же, как и в случае с гидротехническим сооружением.

Приращение, как способ приобретения права собственности, не может применяться к искусственным земельным участкам. Земельным правом, в частности, законом № 246-ФЗ [10], указывается о его образовании. Поэтому способом появления собственности определяется создание. В соответствии со ст. 218 ГК РФ, собственником такого объекта является тот, кто его создал.

Мероприятия по образованию надела заканчиваются при подписании официальных бумаг, которые подтверждают соответствие участка техрегламен-там, проекту, акту приемки. После этого объект вводится в эксплуатацию. В соответствии со ст. 14 закона ФЗ об искусственных земельных участках, такое разрешение - это и есть решение о переводе земель водного фонда в другие категории, а также установления видов разрешенного пользования надела. Если участок предполагается отнести к землям населенных пунктов, то после ввода его в эксплуатацию следует внести изменения в генпланы городов и поселений, а также в схемы планирования территории муниципалитетов в отношении изменения границ.

На кадастровый учет искусственный земельный участок ставится на основании закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ. После его ввода в эксплуатацию надел приобретает новый режим. Образование и эксплуатация данных участков представляет собой взаимодействие таких

областей права, как земельное, водное, гражданское, экологическое и градостроительное.

Регулирование должно осуществляться лишь в совместном использовании данных норм при реализации правоотношений. Это предполагает, что правовой режим должен регламентироваться посредством применения комплексного законодательства. Причем, кроме правовых норм, к нему относят-

Библиография:

ся и отдельные положения, которые отражают специфические общественные отношения.

Необходимость искусственно созданных земельных участков на водных объектах в настоящее время является неоспоримым. Однако законодательно данный вопрос требует урегулирования, для чего специалистам в данной области предстоит большая работа как сейчас, так и в будущем.

1. Мельников Н.Н. Искусственный земельный участок: поиск универсального определения // Журнал российского права. - 2011. - С. 24-30.

2. Канская Е. В. Искусственные земельные участки: понятие и проблемы, возникающие при государственной регистрации прав на них // Молодой ученый. - 2015. - № 19. - С. 483-486.

3. Галиновская Е.А., Кичигин Н.В. Правовые проблемы создания и определения режима искусственных земельных участков // Правовые вопросы строительства. - 2008. - № 2. - С. 12-16.

4. Мельников Н.Н. Теоретические проблемы межотраслевого механизма правового регулирования отношений в сфере создания и эксплуатации искусственных земельных участков // Труды Института государства и права Российской академии наук. - 2015.- № 1.- С. 143-154

5. Гринь Е.А., Малимонова А.С. искусственный земельный участок: проблемы терминологии // Молодой ученый. - 2015. -№ 19. - С.470-472.

6. Мельников Н.Н. Понятие искусственный земельный участок// Журнал Хозяйство и право. - 2012. - № 2 - С. 35-41.

7. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=26414315905426791291232631&cacheid=5385D6EFE08AA1296B 206D0294198F36&mode=splus&base=LAW&n=300843&rnd=D5500089FCE564283314F4B30AE7A408#0141632271213388 4

8. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=26414315905426791291232631&cacheid=73FF6FFF1D06FBAF50 F08341 B05728FB&mode=splus&base=LAW&n=301011 &rnd=D5500089FCE564283314F4B30AE7A408#054225585376989 29

9. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=159468492208346828467905076&cacheid=AB2725D4736571CBC 7C6B1AED1925389&mode=splus&base=LAW&n=300880&rnd=D5500089FCE564283314F4B30AE7A408#06588269166518 945

10. Федеральный закон «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19.07.2011 N 246-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116987/

11. Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 N 261-ФЗ (ред. от 18.07.2017)// [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72390/

12. Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017)// [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50874/

13. Постановление Правительства РФ от 19.01.2000 N 44 (ред. от 28.09.2018) «Об утверждении Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации»// [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25794/

14. СНиП 2.06.01-86. Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования (утв. Постановлением Госстроя СССР от 28.05.1986 N 71) (ред. от 01.11.1988) //[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=STR;n=25

15. СП 45.13330.2017. Свод правил. Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87 (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 27.02.2017 N 125/пр) (ред. от 05.07.2018) // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=149282506409942216948006226&cacheid=12DEEE37A167174681 C6E5CFC1 E3E4DD&mode=splus&base=STR&n=22633&rnd=D5500089FCE564283314F4B30AE7A408#085596020591438 74

16. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «Об искусственно образованных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 10.11.2008// [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=149282506409942216948006226&cacheid=E6FE4A0D1A41227EF5E C14ABBCDBA8AD&mode=splus&base=PRJ&n=64374&rnd=D5500089FCE564283314F4B30AE7A408#06376760681200888

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.