Научная статья на тему 'Приобретение компанией публичного статуса путем обратного поглощения'

Приобретение компанией публичного статуса путем обратного поглощения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
871
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПУБЛИЧНЫЙ СТАТУС / IPO / ОБРАТНОЕ ПОГЛОЩЕНИЕ / КОМПАНИЯ-ОБОЛОЧКА / SPAC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турченко А.А.

В статье отмечается, что в настоящее время многие отечественные компании стремятся обрести публичный статус. Один из самых популярных путей первоначальные публичные предложения акций (initial public offerings, IPO). Однако для ряда компаний может стать актуальным другой путь обратные поглощения (reverse merger, RM). В статье отмечается популярность RM и IPO, определена суть сделок RM и их типы, рассмотрены основные виды компаний-оболочек, проведено сравнение RM и IPO. Сделан вывод о том, каким компаниям целесообразно проводить RM.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приобретение компанией публичного статуса путем обратного поглощения»

Рынок ценных бумаг

приобретение компанией публичного статуса путем обратного поглощения

А. А. ГУРЧЕНКО, аспирант кафедры банковского дела

и ценных бумаг E-mail: turchenkoalex@mail.ru Байкальский государственный университет

экономики и права

В статье отмечается, что в настоящее время многие отечественные компании стремятся обрести публичный статус. Один из самых популярных путей - первоначальные публичные предложения акций (initial public offerings, IPO). Однако для ряда компаний может стать актуальным другой путь - обратные поглощения (reverse merger, RM). В статье отмечается популярность RM и IPO, определена суть сделок RM и их типы, рассмотрены основные виды компаний-оболочек, проведено сравнение RM и IPO. Сделан вывод о том, каким компаниям целесообразно проводить RM.

Ключевые слова: публичный статус, IPO, обратное поглощение, компания-оболочка, SPAC.

Компания обретает публичный статус, как только ее акции начинают свободно обращаться на фондовом рынке. Публичный статус расширяет возможности привлечения капитала, дает компании инструмент оценки ее текущей рыночной стоимости, позволяет использовать акции в качестве залога и поощрения работников компании, предоставляет возможность первоначальному владельцу в любой момент выйти из бизнеса и диверсифицировать свои активы. Это объясняет, почему компании стремятся получить публичный статус.

Приобрести такой статус компания может разными путями.

В российской практике до сих пор для получения публичного статуса достаточно широко использовались первоначальные публичные предложения акций, за рубежом — еще и обратные поглощения

или альтернативные публичные предложения (reverse takeover, RTO, alternative public offering, APO) или слияния (reverse acquisition) [2; 14]. Еще одно название обратных поглощений — «листинг через черный ход» (back-door listing) [5]. Необходимо отметить, что в российской экономической литературе обратное поглощение и обратное слияние используются как синонимы и между ними не делается никакого различия. Связано это с тем, что слова «merger» и «acquisition» могут переводиться и как поглощение, и как слияние. Аналогом обратного поглощения в смысле приобретения публичного статуса и неполучения денежных средств компанией является вторичное публичное предложение акций (secondary public offering, SPO, или secondary distribution в американской практике), когда инвесторам предлагаются акции компании, которая ранее не была публичной, причем акции продают исключительно действующие акционеры.

Популярность обратных поглощений за рубежом подтверждается тем фактом, что в 1996 г. через RM прошли 53 % компаний, ставших публичными. В конце 1990-х гг. количество таких сделок продолжало увеличиваться, хотя доля компаний, избравших данный способ, снизилась из-за повышенного интереса к IPO [2; 9, с. 321]. На американском фондовом рынке с 1990 г. и до середины 2000 г. состоялось 800 подобных сделок. Практика RM обычна и для Европы, где отсутствие инфраструктуры венчурного финансирования традиционно толкает небольшие фирмы к обратному

поглощению. Например, на рынке альтернативных инвестиций (Alternative Investments Market, AIM) Лондонской фондовой биржи в 2004 г. прошла 41 такая сделка, а в США (по разным оценкам) от 84 до 89 обратных поглощений и 251 IPO. За первую половину 2005 г. число RM в США уже достигло 55, а число IPO составило 83 [5; 7].

В последние годы этот метод использовали сотни небольших компаний из Азии (прежде всего из Китая) и Латинской Америки. Через обратные поглощения они смогли привлечь миллиарды долларов на фондовом рынке США [15].

О популярности RM среди отечественных компаний трудно говорить по причине отсутствия необходимых статистических данных. С большой вероятностью можно утверждать, что обратным поглощением воспользовались Ш. Чигиринский для приобретения доли Sibir Energy, компания «Голойл» для приобретения части акций Teton Petroleum, компания «Итера» при покупке контрольного пакета в Dune Energy. Более прозрачными оказались сделки с нефтегазовыми активами в Казахстане (Transmeridian, BMB Munai, PetroKazakhstan) и сделки по «превращению» двух молдавских винодельческих компаний (Lion-Gri и Asconi) в американские [5].

К обратным поглощениям прибегают те компании, которые желают получить публичный статус, но при этом по определенным причинам они не могут или не хотят провести IPO [6, с. 56; 8, с. 174]:

• компании не удалось найти «общего языка» с андеррайтерами (например, из-за малого количества потенциальных инвесторов, размера компании, бизнес-стратегии или других причин);

• компания и ее владельцы желают оставаться в «тени».

Суть обратного поглощения состоит в том, что частная компания становится публичной путем приобретения уже существующей публичной компании (public vehicle), так называемой shell Company — компании-оболочки. Помимо названия, «оболочка» используются еще такие наименования как «ракушка», «пустышка», «зонтик». При этом после окончания обратного поглощения акции на рынке, как правило, торгуются под именем компании, которая ранее была частной, и, как правило, в новом секторе или сегменте бизнеса. В результате получается «публично торгуемая частная компания» [5].

Компанией-оболочкой может быть «падший ангел», некогда успешная компания, потерявшая в

результате краха бизнес и активы, но сохранившая листинг на фондовой бирже.

Иногда компании-оболочки создаются специально под сделку обратного поглощения. Причем в этом случае компании-оболочки могут создаваться как для того, чтобы их поглотили (на AIM их называют «грязные денежные оболочки» (dirty cash shells), так и для того, чтобы они сами осуществили поглощение другой компании (на AIM такие компании называют «чистые денежные оболочки» (clean cash shells). Обычно эти два подвида компаний-оболочек называют «компаниями незаполненного (пустого) чека» (blank check company). На такие компании приходится 20 % сделок RM [5; 11, с. 444].

Также относительно крупная компания может получить публичный статус, купив другую, менее крупную действующую публичную компанию.

Считается, что технология обратных поглощений была введена в деловую практику Армандом Хаммером, который в 1950 г. создал Occidental Petroleum Corp. путем слияния своей нефтяной компании с публичной компанией-оболочкой. Он отмечал, что «цель обратных слияний и поглощений состоит в приобретении известных преимуществ публичных компаний, но с гораздо меньшими по сравнению с IPO финансовыми и временными затратами» [9, с. 321]. К известным примерам RM относятся создание в 1970 г. Тедом Тернером компании Turner Broadcasting (компанией-оболочкой стала Rice Broadcasting) и поглощение в 2006 г. Нью-Йоркской фондовой биржей публичной компании Archipelago Holdings Inc. с ее последующим переименованием в NYSE Group [11, с. 441].

Проведение RM сопряжено с определенными рисками [8, с. 179; 12, с. 61]:

1) прежние владельцы компании-оболочки, организаторы RM, владельцы акций и конвертируемых в акции ценных бумаг, находящихся в свободном обращении, могут продать принадлежащие им акции на пике стоимости сразу после сделки, тем самым сильно снизив цену акций компании. Этот прием называется «pump and dump» («накачать и слить»). Его суть заключается в следующем: спекулянты после появления нового предприятия проводят бурную рекламную кампанию (ведь вместо компании-оболочки появляется фирма с реальными активами); взвинтив цены, спекулянты избавляются от своих акций, приводя тем самым к обрушению неликвидный рынок этих ценных бумаг и нанося непоправимый урон компании-

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

55

жертве. Для борьбы с этим явлением на Лондонской фондовой бирже (London Stock Exchange, LSE) издали специальный раздел правил регистрации сделок обратного поглощения. Указанных неприятностей можно избежать, расплачиваясь с бывшими владельцами компании-оболочки, консультантами и организаторами RM не акциями, а деньгами, а также проверяя наличие варрантов на акции компании и конвертируемых в акции ценных бумаг. Поэтому намного разумнее выбирать в качестве компании-оболочки «компанию незаполненного (пустого) чека» (blank check company) и скупать все 100 % ее акций;

2) если компания-оболочка имела судебные разбирательства в прошлом, то нельзя исключать того, что они не возникнут в будущем;

3) компания-оболочка может иметь неучтенные долги, которые могут обнаружиться после сделки.

Все риски, связанные с RM, в полной мере проявились в США в 1980-е гг., где обратные поглощения были очень популярны.

В ответ на это Комиссия США по ценным бумагам и биржам (United States Securities and Exchange Commission, SEC) ввела ограничения (например, на продажу акций сразу после сделки), призванные защитить интересы инвесторов, а также вытеснила компании-оболочки с основных фондовых площадок на второстепенные, сделав более затратным поддержание публичного статуса компаний-оболочек (так, был увеличен минимальный уставный капитал публичных компаний и установлены требования к минимальной цене акции для ее торговли на бирже NASDAQ), и чтобы тем самым продемонстрировать инвесторам более высокий риск компаний-оболочек.

В результате на сегодняшний день акции компаний, осуществивших RM, торгуются на таких биржевых рынках, как PinkSheets, OTC Bulletin Board (на них отсутствуют минимальные требования к листингу, поэтому здесь могут торговаться компании любого размера и с любым free float), AMEX или NASDAQ Small Cap в США (биржевые площадки расположены по мере возрастания престижности), AIM в Великобритании, TSX Venture Exchange в Канаде [2; 5]. Акции таких компаний, в своем большинстве, обладают плохой ликвидностью.

Комиссия США по ценным бумагам и биржам 07.11.2005 вновь ужесточила требования к раскрытию информации при обратных поглощениях.

Однако многие инвесторы до сих пор справедливо опасаются покупать акции компаний, прошедших через процедуру RM.

Рассмотрим последовательность действий в сделке обратного поглощения. Как правило, российские предприятия, участвующие в сделках RM, выбирают в качестве компании-оболочки зарубежную фирму, что представляется предпочтительным в плане увеличения престижа компании и дальнейшей возможности привлечения капитала с емкого зарубежного рынка. К тому же на российском рынке обратные поглощения пока мало реализуемы по причине отсутствия достаточно большого числа публичных предприятий средней и малой капитализации, которые могут выступить в роли легко покупаемой компании-оболочки. В таком случае на первом этапе обычно учреждается иностранная фирма-дублер (чьи акции не торгуются на бирже), акционеры которой те же, что и у российской компании-оригинала, теперь уже ставшей стопроцентно дочерней. Затем происходит собственно само обратное поглощение.

При этом существует несколько вариантов (типов) сделок КМ, среди которых можно выделить три основных [5; 7; 8, с. 177]:

1) обыкновенное поглощение;

2) реорганизация с обменом акциями;

3) реорганизация с обменом акций на активы.

Первый вариант сделки — самый простой.

Публичная компания-оболочка приобретает целиком частную компанию с активами и пассивами, полностью ее поглощая (при этом частная компания прекращает свое существование). В процессе поглощения акции частной компании конвертируются в акции публичной компании. В результате бывшие собственники частной компании получают пакет акций публичной компании, значительно превосходящий контрольный. Этот вариант практически полностью соответствует реорганизации общества в форме присоединения, описанной ст. 17 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Для данного вида сделки характерно то, что все долги, а также уже вынесенные судебные решения, штрафы и прочие возможные обязательства частной компании переходят к публичной.

В случае использования второго варианта сделки акционеры частной компании обменивают свои акции на акции публичной компании. Частная компания становится дочерней со 100 %-ной долей участия в ней публичной компании. При этом акционеры частной компании получают пакет акций публичной компании, значительно превышающий контрольный. Это происходит за счет дополнительной эмиссии (80—90 % к уже имеющимся акциям)

публичной компании полностью в пользу акционеров частной компании. Публичная компания в обмен на вновь выпущенные акции получает 100 % акций частной компании. В результате публичная компания владеет всеми акциями частной компании, а бывшие собственники частной компании теперь контролируют публичную компанию.

Третий вариант сделки обратного поглощения — реорганизация с обменом акций на активы (является наиболее сложным). Публичная компания проводит дополнительную эмиссию, приобретает все или почти все активы частной компании и расплачивается за них пакетом своих акций, значительно превосходящим контрольный. Затем частная компания, урегулировав свои долговые и прочие обязательства, самоликвидируется (распускается). При этом полученные акции распределяются на пропорциональной основе между акционерами частной компании. Таким образом, акционеры частной компании имеют пакет акций публичной компании, значительно превышающий контрольный. При сделке третьего типа кредиторы, сотрудники, поставщики, арендодатели и т. п. не «переходят» автоматически к новой компании, купившей только активы. При сделке же первого типа сохраняются все корпоративные отношения и обязательства. Третий вариант считается более безопасным для инвесторов, предпочитающих приобретать активы, а не компании.

Сравнивая RM и IPO (см. таблицу), нетрудно прийти к выводу: любое преимущество RM может обернуться в его недостаток [5; 6, с. 57; 8, с. 175; 9, с. 321; 12, с. 61-62; 16]:

1) публичный статус, приобретенный в результате RM, дает компании возможность в дальнейшем размещать свои акции на бирже. Однако само проведение обратного поглощения зачастую негативно сказывается на репутации и престиже компании;

2) отсутствие необходимости в привлечении андеррайтеров при RM (вознаграждение которых составляет 4-10 % от объема IPO) оборачивается отсутствием перспективных связей с ними, которые могут быть полезны в будущем;

3) отсутствие при RM затрат на маркетинговую и рекламную кампании оборачивается малой осведомленностью инвестиционного сообщества о проведении обратного поглощения и самой компании, его инициировавшей;

4) меньшее, по сравнению с IPO (где обычно предлагаются 20-50 %-ные пакеты акций), «разводнение» капитала в ходе RM, что влечет:

сравнительная характеристика IPO и RM

Характеристика IPO RM

Обретение публичного Да Да

статуса

Привлечение андеррай- Да (за исключе- Нет

тера нием DPO)

Затраты на маркетин- Да Нет

говую компанию и road

show

«Разводнение» капи- При размещении Практически

тала дополнительных акций отсутствует

Время, необходимое Несколько лет От 2 до 6 мес.

для подготовки и про- (как правило)

ведения сделки

Требования к пуб- Значительные Минимальные

личному раскрытию

информации

Чувствительность к Значительная Незначитель-

рыночным условиям ная

Расходы на проведение 5-20 % от объ- 100-500 тыс.

ема IPO долл.

• неполучение компанией напрямую нового притока капитала от процесса выхода на биржу. Поэтому, как правило, параллельно с RM проходят частные инвестиции в публичные компании путем выпуска обыкновенных, привилегированных акций или конвертируемых облигаций (Private investment in public equity, PIPE). Они интересуют фонды прямых инвестиций и хедж-фонды, которые получают возможность купить, например 10-25 % акций с дисконтом к реальной стоимости [1; 14];

• большую вероятность манипулирования акциями в связи с ограниченным количеством акционеров. Для устранения возможности манипулирования частной компании следует приобрести все акции компании-оболочки, конвертируемые облигации и варранты;

5) подготовка и проведение обратного поглощения совершаются в значительно более сжатые сроки, чем публичное предложение акций: сделка RM занимает несколько недель, а не месяцев, как в случае с IPO. Подготовка к RM занимает от 2 до 6 мес., к IPO - до нескольких лет. Это обусловлено хотя бы тем, что для проведения IPO, как правило, требуется аудированная бухгалтерская отчетность по МСФО за три года. У компании-оболочки уже имеется такая отчетность, и можно сразу после обратного поглощения переходить к организации публичного предложения. Такая схема может быть актуальна на пике «горячего» рынка акций, когда промедление с проведением IPO может грозить недополучением значительных средств. Поэтому

обратные поглощения были довольно распространены во время интернет-бума, когда таким образом многочисленные дот-комы в целях экономии времени приобретали публичный статус [4].

Обратное поглощение с последующим предложением акций иначе можно рассматривать как «IPO в рассрочку». На первой стадии с помощью механизма RM компания приобретает публичный статус. На второй стадии, когда собственно проводится IPO, привлекается необходимый капитал. Такой подход позволяет компании не тратить единовременно большие денежные средства.

Однако если компания планирует в ближайшей перспективе публичное предложение акций, то ей стоит сразу задуматься о проведении IPO, так как затраты на RM и последующее предложение акций будут сравнимы с расходами на IPO. Но в последнем случае компания предстанет перед инвесторами в более выгодном свете;

6) минимальные требования по публичному раскрытию информации при обратном поглощении (сделку анонсируют уже после факта RM); отсутствие необходимости указывать собственников частной компании, что недопустимо при проведении IPO. Однако необходимо отметить, что хотя объем информации, раскрываемой в ходе обратного поглощения, значительно меньше объема информации, раскрываемой при проведении публичного предложения акций, процесс дальнейшего раскрытия информации (как после RM, так и после IPO) будет происходить в одинаковом объеме и, соответственно, стоимость дальнейшего поддержания публичного статуса компании будет такой же (последнее положение верно только для RM и IPO, осуществляемых на одной биржевой площадке).

В качестве «платы», преимущества, указанные в п. 5 и 6, акции компании, осуществившей RM, торгуются на второстепенных биржевых площадках, что значительно сужает круг потенциальных инвесторов, тогда как IPO обычно проводятся на ведущих мировых биржевых площадках;

7) меньшая чувствительность обратных поглощений к рыночным условиям по сравнению с публичными предложениями акций, число которых резко сокращается на слабом рынке и в периоды экономических спадов или кризисов. Таким образом, вероятность откладывания RM ввиду неблагоприятной рыночной конъюнктуры, в отличие от IPO, крайне мала. Данной точки зрения придерживаются такие экономисты, как А. Кура-сов, А. Лукашов и В. Прудковских [6, с. 56; 7; 14].

Однако И. М. Партин показывает, что существует прямая корреляция между числом RM, числом IPO и изменением фондовых индексов [12, с. 61]. В теоретическом плане первое мнение кажется более предпочтительным, ведь в периоды кризиса капитализация многих компаний снижается в разы, что дает хорошую возможность для покупки компании-оболочки по низкой цене (однако не факт, что нынешние владельцы захотят продать свой бизнес по такой цене). Но на практике кризис затрагивает в той или иной мере все компании, и потенциальные покупатели испытывают не меньшие затруднения, чем компании-оболочки. Получается, что обратное поглощение будет совершено не в наиболее подходящий для покупателя момент, а в момент, когда у приобретателя будут достаточные для RM средства, т. е. в период экономического роста;

8) расходы на проведение обратного поглощения составляют 100—500 тыс. долл., что значительно меньше расходов на проведение IPO [9, с. 321; 11, с. 62]. Связано это с отсутствием у частной компании расходов на услуги андеррайтеров, проведение рекламной кампании (road show), реорганизацию систем управления и контроля, формирование отчетности по МСФО. Но если учитывать в качестве расходов: пакет акций, отдаваемый прежним владельцам публичной компании в качестве компенсации (5—14 %); акции, которые могут дополнительно запросить организаторы RM (3—7 %), то фактические расходы (и «разводнение» капитала) будут значительно больше [2; 13]. В самом неблагоприятном случае преимущество RM перед IPO, связанное с меньшим «разводнением» капитала, может быть полностью нивелировано.

Результатом всего перечисленного служит более низкая ликвидность акций компании после RM и, как следствие, их недооценка и невозможность реализации всех преимуществ публичного статуса бывшей частной компанией. Для улучшения ликвидности акций, взаимоотношений с инвесторами и дальнейшего притока инвестиций рекомендуется привлечение финансового консультанта и маркет-мейкера, но это увеличит затраты на проведение обратного поглощения и не гарантирует успешного результата.

Так, согласно исследованию компании RCW Mirus, объектами которого стали 46 компаний, которые провели RM, только четыре повысили цену на свои акции в течение двух лет после сделки. У компании, осуществившей RM, как правило, нет никаких перспектив привлечения с рынка средств (согласно другому исследованию, проведенному

Аугусто Арельяно-Оштоа и Сандро Бруско, этой цели добиваются лишь 15 % компаний, прошедших через RM), т. е. решить задачу, ради которой и организовывалось обратное поглощение. В итоге около трети компаний проходят процедуру делис-тинга [5].

Возможно, эти результаты объясняются тем, что инвестиции в компанию после обратного поглощения являются довольно рискованными, учитывая неполное раскрытие информации и сам факт выхода компании на рынок нетрадиционным способом. Поэтому инвесторы ожидают соответствующий высокий уровень доходности от вложений, который зачастую сложно обеспечить. Если ожидания инвесторов не оправдаются, они могут начать массово продавать акции компании, что на неликвидном рынке приводит к обвальному падению котировок.

При RM частная компания нацеливается на компанию-оболочку. Однако ситуация может развиваться и диаметрально противоположно. В этом случае создается специализированная компания по целевым слияниям и поглощениям (special purpose acquisition company, SPAC) [3, с. 67; 11, с. 439]. По определению, SPAC - это вновь образованная структура без операций и с минимумом активов и пассивов. В этом она целиком и полностью повторяет компанию-оболочку. Но SPAC создается не для продажи, а напротив, в целях привлечения публичного акционерного капитала, который затем может использоваться для финансирования приобретения еще не известного предприятия в конкретной отрасли или стране («ключевое приобретение»). На такое приобретение у руководства SPAC, например, в США и Канаде есть всего два года, а в Великобритании у SPAC с объемом денежных средств на счетах более 3 млн фунтов отсутствуют ограничения на срок осуществления «ключевого приобретения» [3, с. 67; 11, с. 446]. Целью SPAC обычно являются мелкие или средние компании. В большинстве своем по завершении поглощения SPAC, как и shell company, получают имя целевой компании.

История SPAC началась в 1980-х гг. в США, где была введена правительственная программа, направленная на создание компаний «слепых инвестиций» (blind pool) или «пустых чеков» (blank check), которая подразумевала публичные размещения акций компаний-оболочек в целях дальнейшего обратного поглощения ими частных компаний. Подобную программу через несколько лет ввели и в Канаде, где она была направлена на создание и вывод на биржу компаний «раннего

объединенного капитала» (Junior Capital Pool, JCP). Этим компании SPAC очень похожи на своих современников: «слепые пулы», придуманные Drexel Burnham, или фонды, создаваемые для поглощений компаниями вроде Kohlberg Kravis Roberts & Co.

О популярности SPAC в те времена говорит тот факт, что в США с 1987 по 1990 г. около 2 700 компаний привлекли приблизительно 9,6 млрд долл., т. е. примерно 3,5 млн долл. в среднем на компанию [11, с. 444].

В 2000 г. в Канаде наименование этих компаний сменилось на «компании объединенного капитала» (capital pool companies, CPC) [10; 14, с. 443].

Программы SPAC на сегодняшний день существуют на биржах США, Канады и Великобритании [10; 11, с. 439]. Например, создавая SPAC в США, учредители должны сразу определиться с инвестиционным банком, гарантирующим размещение, и подать заявку на регистрацию IPO в SEC.

Анализ результативности программы CPC в Канаде на примере 159 CPC, осуществивших размещения акций с 2000 по 2002 г., выявил, что после публичного размещения только по 5 % таких компаний торги осуществлялись продолжительное время, а ликвидность была достаточно высока. К тому же из указанных 159 компаний только 50 успели провести ключевые приобретения. Причем в 53 % случаев «ключевые приобретения» были совершены с аффилированными компаниями и в нарушение правила биржи о том, что объект приобретения не должен быть известен заранее. Вполне вероятно, что данная программа в основном использовалась частными компаниями, привлекавшими финансирование через фондовый рынок Канады таким способом [11, с. 446].

Низкая ликвидность акций большинства SPAC приводила к тому, что они сталкивались со значительными трудностями при вторичных размещениях акций. Так, из 1 300 СРС, вышедших на рынок за всю историю существования программы в Канаде, только акции 129 фирм (около 10 %) стали котироваться на биржах более высокого уровня и привлекли за счет вторичных выпусков акций около 3 млрд долл. В среднем же CPC в Канаде привлекают порядка 250-300 тыс. долл. Это связано с ограничениями, налагаемыми на объем размещений SPAC: если в Канаде он составляет 2 млн долл., а в Великобритании - 3 млн фунтов, то в США имеют место размещения SPAC на сумму более 100 млн долл. [11, с. 439, 443-446].

С августа 2003 г. по I квартал 2007 г. 99 SPAC стали публичными и привлекли 7,6 млрд долл. на

цели поглощения. Еще 44 SPAC, готовые привлечь почти 4 млрд долл., на тот момент уже подали заявки на проведение IPO в SEC. Большинство размещений SPAC структурировано по партиям: каждая продаваемая партия включает в себя одну обыкновенную акцию и один или два варранта на покупку обыкновенных акций.

В недавних сделках SPAC по крайней мере 95 % поступлений от IPO перечислялись на залоговый счет, где они находились до тех пор, пока поглощение не будет одобрено акционерами и затем завершено. Еще одна важная черта всех SPAC — это то, что стоимость первоначальной сделки по поглощению должна составлять не менее 80 % чистых поступлений от IPO, но может быть и гораздо выше этого, если компания решит выпустить больше акций либо взять кредит [3, с. 67].

Далее можно сделать вывод, что обратное поглощение больше подходит компаниям, которые:

1) либо не планируют скорого проведения IPO, однако:

■ способны на многократное увеличение своих финансовых показателей и стоимости уже в ближайшей перспективе, а потому их владельцы не собираются продавать свой бизнес по текущей (еще слишком низкой) цене, но хотят создать публичную историю своей компании;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ заинтересованы в привлечении внимания потенциальных стратегических инвесторов, которое значительно легче обеспечить, обладая публичным статусом;

2) либо, напротив, намерены форсировать подготовку к IPO, максимально сократив необходимый подготовительный период.

Список литературы

1. Афонина Е. DPO и обратные слияния: альтернативные возможности финансирования компаний: материалы 3-й межвузовской конференции в МГИМО. URL: http://fs. rts. ru/files/3017 (дата обращения: 01.04.2010).

2. Верюгин М. Reverse merger — альтернатива IPO // Рынок ценных бумаг. 2005. № 1. URL: http://www.rcb.ru/rcb/2005-01/6623/ (дата обращения: 01.04.2010).

3. Глобализация. Международное исследование тенденций в области IPO 2007. URL: http:// www. ey. ru (дата обращения: 01.04.2010).

4. Кашин С. Все двери на западный рынок //

Секрет Фирмы. 2005. № 5. URL: http://www. kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=861632 (дата обращения: 01.04.2010).

5. Кашин С. Через заднюю дверь // Секрет Фирмы. 2005. № 33. URL: http://www.kommersant. ru/doc.aspx?DocsID=862108 (дата обращения: 01.04.2010).

6. Курасов А. Как компании становятся публичными в хорошие и плохие времена // Рынок ценных бумаг. 2008. № 6. С. 54-58.

7. Лукашов А. Обратные слияния — альтернатива IPO // Консультант. 2005. № 21. URL: http:// www.forumconsulting.ru. /File/1143713870.pdf (дата обращения: 01.04.2010).

8. Никифорова В. Д., Макарова В. А, Волкова Е. А. IPO — путь к биржевому рынку: практическое руководство по публичному размещению ценных бумаг. СПб.: Питер. 2008. C. 352.

9. Никонова И. А. Ценные бумаги для бизнеса: как повысить стоимость компании с помощью IPO, облигационных займов и инвестиционных операций. М.: Альпина Бизнес Букс. 2006. C. 350.

10. Партин И. М. Об использовании механизма обратного поглощения компаниями добывающего сектора // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2007. № 3. С. 72—75. URL: http://www. vipstd. ru/gim/content/ view/401/76/ (дата обращения: 01.04.2010).

11. Партин И. М. Возможности обратных поглощений специально созданных компаний // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 4. С. 439—447.

12. Партин И. М. Черный ход на фондовый рынок // Рынок ценных бумаг. 2007. № 12. С. 60—62.

13. Привлечение финансирования с помощью организации выхода компании на фондовый рынок США методом обратного поглощения. URL: http://www. martex. ru/987 (дата обращения: 01.04.2010).

14. Прудковских В. К публике — через заднюю дверь // Компаньон. 2006. № 22. URL: http:// www.companion.ua/Articles/Content/Forprint/ ?Id=9996&Callback=46 (дата обращения: 01.04.2010).

15. Шохина Е. Только для сильных. URL: http:// www. ifru. ru/news/9/2003/04/408 (дата обращения: 01.04.2010).

16. What is a Reverse Merger with a Public Shell? URL: http://www.gopublic.com/reversemerger. html (дата обращения: 01.04.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.