УДК 330.657
ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УЧРЕЖДЕНИЯ
Рубан Наталья Александровна
ведущий бухгалтер, ГБОУ РМ СПО «СГПЭК» 1n1a1t1a1@bk.ru Шукшина Юлия Андреевна канд. экон. наук,
зав. кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита, Мордовский гуманитарный институт, г. Саранск
shukshina144@mail.ru
MANAGEMENT DECISION-MAKING BASED ON ANALYSIS OF THE FINANCIAL STATEMENTS OF THE STATE (MUNICIPAL)
INSTITUTIONS
Natalia Ruban
Leading accountant, Saransk State Industrial - Economic College
Yulia Shukshina Candidate of Economic Sciences, Head of the Department of Accounting, Analysis and Audit, Mordovian Humanitarian Institute, Saransk
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена результатам исследования анализа показателей бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения, рассмотрены возможности применения классических методов экономического анализа.
ABSTRACT
The article is devoted to the study analysis of indicators of the accounting reporting of budgetary institutions, the possibilities of using classical methods using economic analysis.
Ключевые слова: бухгалтерская отчетность бюджетного учреждения, баланс, отчет о финансовых результатах, чтение бухгалтерской отчетности, горизонтальный и вертикальный анализ.
Keywords: Financial Statements of fiscal institutions, balance sheet, income statement, reading financial statements, horizontal and vertical analysis.
В современных условиях бухгалтерская (финансовая) отчетность выступает основным источником для анализа деятельности экономического субъекта
[1]. Анализ бухгалтерской отчетности экономического субъекта, в том числе и государственного учреждения является основой принятия управленческих решений заинтересованными пользователями, ведь построение аналитического отчета на основе показателей бухгалтерской отчетности позволяет улучшить основные финансовые показатели деятельности [2]. Однако необходимо учитывать существующие различия в информационной наполняемости бухгалтерской отчетности коммерческой организации и бухгалтерской отчетности государственных учреждений [3].
В современных условиях остротой проблемой является анализ и оценка объемов и структуры финансирования учреждений бюджетной сферы. Указанные процессы происходят в условиях постоянного изменения законодательной базы по бюджетному учету и отчетности. Требует разрешения проблема расходования бюджетных средств и их целевого использования. На все эти вопросы помогает ответить отчетность, составляемая бюджетными учреждениями.
Целью исследования являлся анализ показателей бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения и разработка предложений по укреплению его финансового положения, в частности было проведено исследование особенностей формирования и представления бюджетной отчетности, сформулированы предложения по совершенствованию порядка составления отчетности в учреждении; проводился анализ показателей отчетности за последние три года. Объектом исследования выступило ГБОУ РМ СПО «Саранский государственный промышленно - экономический колледж» (далее по тексту - СГПЭК). Для достижения поставленных целей были решены следующие задачи:
- исследована методология бюджетной отчетности,
- изучены особенности хозяйственной деятельности СГПЭК,
- проведен анализ баланса и отчета о финансовых результатах СГПЭК.
Саранский государственный промышленно-экономический колледж имеет давнюю историю, он создан 10 июня 2002 года на базе Саранского
машиностроительного техникума, существовавшего с 1965 года. Данное учреждение обеспечивает подготовку специалистов по различным направлениям и специальностям. Учреждение имеет выделенный самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в казначействе, так же у колледжа имеется имущество в оперативном управлении.
Анализ организационной структура колледжа позволил нам сделать следующие выводы. Во главе колледжа находится директор и его заместители, финансово - бухгалтерская служба колледжа находится непосредственно в подчинении директора и имеет в своем составе главного бухгалтера, ведущего бухгалтера, бухгалтера по материальной части, бухгалтера кассира, бухгалтера по ведению учета деятельности столовой и бухгалтера по расчету и начислению стипендии. В учреждении четко прослеживается распределение обязанностей бухгалтерской службы и подчиненность каждого сотрудника.
Обязанности по составлению отчетности в СГПЭК возложены на ведущего бухгалтера и главного бухгалтера. Составление отчетности в бюджетных учреждениях завершает полный цикл бухгалтерской обработки данных. Учреждение составляет отчеты по типовым формам и использует на практике инструкциям по их заполнению, утвержденным Минфином России. В настоящий момент основной инструкцией, регламентирующей порядок составления и представления отчетности бюджетными учреждениями, является Приказ Минфина № 33н. Можно отметить, что отчетность бюджетных учреждений имеет более узкую сферу применения, такая отчетность формируется не столько для представления внешнему пользователю (хотя такая возможность также не отрицается), сколько для консолидации в бюджетной отчетности публично-правового образования. В настоящее время состав бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений представлен следующими формами:
- «Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» (ф.0503721),
- «Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского уче-
та отчетного финансового года» (ф.0503710),
- «Справка по консолидируемым расчетам учреждения» (ф.0503725),
- «Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» (ф.0503737),
- «Отчет о принятых учреждением обязательствах» (ф.0503738),
- «Пояснительная записка к балансу учреждения» (ф.0503760),
- «Баланс государственного (муниципального) учреждения» (ф.0503730).
Основными формами отчетности являются баланс и отчет о финансовых результатах деятельности учреждения.
Подводя итог исследовательской работе в области изучения методологии бюджетной отчетности можно сказать, что бюджетная отчетность является информационной базой для анализа структуры и динамики финансовых и нефинансовых активов, а также финансового результата бюджетного учреждения
[3].
Следующим этапом нашего исследования стало изучение теоретических аспектов различных методов экономического анализа и их практическое применение, наиболее подходящее для анализа бюджетной (бухгалтерской) отчетности. Остановимся на этом подробнее, в частности использование метода предварительного чтения бухгалтерской (финансовой) отчетности позволило нам изучить абсолютные величины показателей отчетности, сделать выводы об основных источниках привлечения средств, направлениях их вложения и основных источниках получения доходов. Анализируя возможности применения горизонтального и вертикального методов анализа, мы смогли на практике, проводя горизонтальный анализ, наряду с абсолютными показателями, рассчитать темп роста и темп прироста этих показателей за анализируемые периоды. Вертикальный анализ позволил нам определить структуру итоговых финансовых показателей и влияния каждого из них на конечный финансовый результат.
Для анализа показателей бухгалтерской отчетности были использованы
стандартные формулы. По этим формулам производился расчет абсолютных изменений, темпов роста и темпов прироста, а также определение веса отдельных статей баланса в общей структуре, определение значения показателя изменение веса статьи за анализируемые периоды.
Предварительное чтение баланса учреждения позволило нам изучить суммовые показатели как по отдельным статьям отчетности, так и по итоговым разделам формы баланса. Данные итогов в разрезе разделов актива и пассива равны. Даже не производя арифметических вычислений, нами явно был замечен рост показателя по разделу нефинансовые активы, и значительное уменьшение показателя по разделу финансового результата. Равенство актива и пассива свидетельствовало о правильном ведении учета и сформированности отчетности учреждения.
Приведем несколько цифровых примеров. Показатели раздела нефинансовых активов в 2012 году составили 50723281,88 руб., в 2013 году наблюдался спад и достижение показателя на уровне 42928353,77 руб., в 2014 году наблюдается рост относительно предыдущих периодов, в результате величина нефинансовых активов за три года составила 68964981,06 руб.
Анализируя темпы роста и темпы прироста по разделам актива и пассива, мы отметили подтверждение результатов предварительного чтения баланса, к примеру, абсолютное изменение по разделу нефинансовые активы составило 68964981,06 руб., темп роста 135,96%, а темп прироста 35,96% соответственно. Графическое представление изменения анализируемых показателей позволяет более наглядно увидеть полученную динамику активов и пассивов баланса.
Используя описанные выше методы, мы проанализировали отчет о финансовых результатах и в сводной таблице представили данные по основным разделам формы. Анализируя доходы учреждения, можем наблюдать падение уровня доходов в 2013 году, по сравнению с 2012 годом, несмотря на это в 2014 году наметился незначительный рост доходов учреждения. В 2012 году доходы составляли 48712203,86 руб., в 2013 году - 40190922,81 руб., а в 2014 году -
42708907,6 руб. соответственно. На ряду с общим снижением доходов учреждения за три года, были предприняты меры по снижению расходов, о чем свидетельствует цифровой материал учреждения. Изменения по разделам доходы и расходы отразились на результатах раздела операционный результат до налогообложения, поскольку этот показатель рассчитывается как разница между доходами и расходами.
Анализ динамики финансовых результатов СГПЭК показал снижение уровня доходов отчетного года к базисному, а также темп роста и темп прироста данного показателя. Темп прироста имел отрицательное значение. То же самое можно сказать и о темпах прироста расходов учреждения.
В результате проведенного исследования был сформулирован ряд выводов и предложены рекомендации по стабилизации и росту устойчивости финансового состояния СГПЭК на основе анализ показателей отчетности:
во-первых, нами были изучены и освещены особенности хозяйственной деятельности ГБОУ Республики Мордовия среднего профессионального образования «Саранский государственный промышленно - экономический колледж»;
во-вторых, установлено значение бухгалтерской отчетности в бюджетных учреждениях и предъявляемые к ней требования;
в-третьих, произведены следующие исследования: предварительное чтение бухгалтерской (финансовой) отчетности, вертикальный и горизонтальный анализ отчетных форм.
Исследование показало, к сожалению, что не все методы и показатели классического финансового анализа, возможно применять к бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения, поскольку структура бюджетной отчетности значительно отличается от бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, для которых разрабатывались классические методики. Однако полученных данных достаточно для того, чтобы рекомендовать некоторые мероприятия по повышению стабильности и доходности исследуемого учреждения, к ним мож-
но отнести:
- поиск новых направлений образовательных услуг,
- поиск альтернативных поставщиков,
- анализ расходов и доходов в межотчетные периоды,
- обеспечение инвентаризационных мероприятий,
- оптимизация программного обеспечении,
- увеличение объема и ассортимента платных услуг,
- поиск спонсоров и социальных партнеров,
- реализация программ подготовки и аттестации специалистов.
Список литературы:
1. Шукшина Ю. А. Аналитические возможности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта // Nauka-rastudent.ru. 2014. №. 12 (12-2014) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://nauka-rastudent.ru/12/2275/ (дата обращения: 27.02.2016).
2. Шукшина Ю.А. Методика анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности как одна из предпосылок укрепления финансового состояния экономических субъектов региона // В сборнике: Культурологический подход в экономико-правовом развитии региона XIV Макаркинские научные чтения. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мордовский гуманитарный институт". 2014. С. 673-680.
3. Шукшина Ю.А. Информативность отдельных форм бухгалтерской отчетности государственного (муниципального) учреждения // Мир науки и образования. 2015. № 4. С. 28.