Научная статья на тему 'Информативность отдельных форм бухгалтерской отчетности государственного (муниципального) учреждения'

Информативность отдельных форм бухгалтерской отчетности государственного (муниципального) учреждения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
614
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) УЧРЕЖДЕНИЯ / АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / БАЛАНС ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УЧРЕЖДЕНИЯ / ОТЧЕТ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ / BUDGETARY REPORTING / ACCOUNTING REPORTS / PUBLIC (MUNICIPAL) INSTITUTIONS / AUTONOMOUS ESTABLISHMENTS / BALANCE OF THE PUBLIC (MUNICIPAL) INSTITUTION / REPORT ON FINANCIAL RESULTS OF ACTIVITY OF ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шукшина Юлия Андреевна

В статье раскрывается информационное наполнение отдельных форм бухгалтерской отчетности государственного (муниципального) учреждения и исследуются их аналитические возможности, на примере баланса и отчета о финансовых результатах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL CONTENT OF SEPARATE FORMS OF ACCOUNTING REPORTS OF THE PUBLIC (MUNICIPAL) INSTITUTION

In article information filling of separate forms of accounting reports of the public (municipal) institution reveals and their analytical opportunities, on the example of balance and the report on financial results are investigated.

Текст научной работы на тему «Информативность отдельных форм бухгалтерской отчетности государственного (муниципального) учреждения»

Мир науки и образования. 2015. № 4

УДК 330.657

ИНФОРМАТИВНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УЧРЕЖДЕНИЯ

Шукшина Юлия Андреевна

К.э.н., заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита, Мордовский гуманитарный институт, г. Саранск

shukshina144@mail.ru

INFORMATIONAL CONTENT OF SEPARATE FORMS OF ACCOUNTING REPORTS OF THE PUBLIC (MUNICIPAL) INSTITUTION

Yulia Shukshina

Candidate of Economic Sciences, Head of the Department of Accounting, Analysis and Audit, Mordovian Humanitarian Institute, Saransk

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается информационное наполнение отдельных форм бухгалтерской отчетности государственного (муниципального) учреждения и исследуются их аналитические возможности, на примере баланса и отчета о финансовых результатах.

ABSTRACT

In article information filling of separate forms of accounting reports of the public (municipal) institution reveals and their analytical opportunities, on the example of balance and the report on financial results are investigated.

Ключевые слова: бюджетная отчетность, бухгалтерская отчетность, государственные (муниципальные) учреждения, автономные учреждения, баланс государственного (муниципального) учреждения, отчет о финансовых результатах деятельности учреждения.

Keywords: budgetary reporting, accounting reports, public (municipal) institutions, autonomous establishments, balance of the public (municipal) institution, report on financial results of activity of establishment.

Бюджетная отчетность является информационной базой для анализа состояния финансовых и нефинансовых активов, а также обязательств и финансового результата учреждений, являющихся получателями бюджетных средств. В общем случае состав бюджетной отчетности определен статьей 264.1 БК РФ [1], она включает 4 отчетные формы и пояснительную записку. Бюджетная от-

Мир науки и образования. 2015. № 4

четность формируется на основе данных главной книги и регистров бюджетного учета. В зависимости от вида участников бюджетного процесса определяется состав отчетных форм бюджетной отчетности в соответствии с Инструкцией №191н [2].

Г осударственные бюджетные и автономные учреждения, являющиеся получателями субсидий, составляют бухгалтерскую отчетность. Состав отчетных форм их бухгалтерской отчетности определен Инструкцией №33н [3]. Рассмотрим информативность формы баланса государственного учреждения.

Баланс государственного (муниципального) учреждения является информационной базой для анализа состояния финансовых и нефинансовых активов, а также обязательств учреждений, являющихся получателями субсидий. Годовая форма баланса государственного учреждения (код формы по ОКУД 0503730) традиционно состоит из актива и пассива, но в отличие от формы бухгалтерского баланса (код формы по ОКУД 0710001), она содержит данные на начало года и конец отчетного периода (календарного года). Актив баланса государственного учреждения состоит из 2-х разделов - нефинансовые активы (раздел I) и финансовые активы (раздел II). Пассив также содержит 2 раздела -обязательства (раздел III) и финансовый результат (раздел IV). Нумерация разделов сквозная. Коды строк имеют 3-х значную систему кодирования в отличие от формы бухгалтерского баланса (код формы по ОКУД 0710001), имеющей 4-х значную систему кодирования. Отличительной особенностью структуры баланса госучреждения является то, что показатели приводятся в разрезе видов деятельности: с целевыми средствами, по госзаданию и приносящая доход деятельность.

В первом разделе баланса госучреждения отражаются показатели нефинансовых активов по их видам:

- основные средства,

- нематериальные активы,

- непроизведенные активы,

Мир науки и образования. 2015. № 4

- материальные запасы,

- вложения в нефинансовые активы,

- нефинансовые активы в пути,

- затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг. Показатели второго раздела представлены различными видами финансовых активов госучреждения, в частности:

- денежными средствами учреждения,

- финансовыми вложениями и вложениями в них,

- различными расчетами (по доходам; выданным авансам; кредитам и займам; с подотчетными лицами; по ущербу и иным доходам; прочими расчетами с дебиторами; по платежам в бюджеты).

Третий раздел баланса госучреждения содержит информацию об обязательствах в разрезе:

- расчетов с кредиторами по долговым обязательствам,

- расчетов по принятым обязательствам,

- расчетов по платежам в бюджеты (в отличие от второго раздела здесь отражается не дебиторская, а кредиторская задолженность),

- прочих расчетов с кредиторами,

- расчетов с подотчетными лицами,

- расчетов по доходам,

- расчетов по ущербу и иным доходам.

В последнем четвертом разделе баланса госучреждения содержится информация о финансовом результате экономического субъекта.

Информация, содержащаяся в бухгалтерском балансе госучреждения, должна обеспечить объективное представление о состоянии всех активов и обязательств госучреждения.

Другой формой бухгалтерской отчетности госучреждения является отчет о финансовых результатах его деятельности (код формы по ОКУД 0503721). Рассмотрим информативность данной отчетной формы.

Мир науки и образования. 2015. № 4

Отчет о финансовых результатах позволяет удовлетворить потребности заинтересованных пользователей в информации о доходах, расходах и чистом операционном результате деятельности госучреждения. По аналогии со структурой баланса госучреждения, в отчете о финансовых результатах показатели приводятся в разрезе соответствующих видов деятельности: с целевыми средствами, по госзаданию и приносящая доход деятельность. Коды строк имеют 3х значную систему кодирования в отличие от формы отчета о финансовых результатах (код формы по ОКУД 0710002), имеющей 4-х значную систему кодирования. Кроме того, присутствуют коды аналитики - доходов (поступлений) и расходов (выбытий).

Чтение отчета о финансовых результатах деятельности госучреждения позволяет изучить структуру его доходов и расходов. Доходы госучреждения могут быть представлены следующими видами:

- от собственности,

- от оказания платных услуг и работ,

- от штрафов, пени и иных сумм принудительного изъятия,

- возмездными поступлениями от бюджетов,

- доходами от операций с активами,

- прочими доходами

- и доходами будущих периодов.

Расходы в отчете о финансовых результатах деятельности госучреждения детализируются по следующим видам:

- расходы по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда,

- расходы, связанные с приобретением работ и услуг,

- расходы по обслуживанию долговых обязательств,

- расходы, связанные с безвозмездными перечислениями организациям и бюджетам,

- расходы на социальное обеспечение,

- прочие расходы,

Мир науки и образования. 2015. № 4

- расходы по операциям с активами,

- расходы будущих периодов.

Сопоставление доходов и расходов госучреждения позволяет определить операционный результат до налогообложения. В дальнейшем определяется чистый операционный результат деятельности госучреждения путем вычитания из полученного операционного результата до налогообложения налога на прибыль и корректировки полученного результата на величину резервов предстоящих расходов.

Структурой формы отчета о финансовых результатах деятельности госучреждения предусмотрен второй способ определения величины чистого операционного результата как результата суммирования операций с нефинансовыми активами и финансовыми активами, за вычетом обязательств.

Информация, содержащаяся в отчете о финансовых результатах деятельности госучреждения, должна обеспечить объективное представление о формировании доходов и расходов его деятельности.

Отметим, что аналитические возможности отчета о финансовых результатах деятельности госучреждения являются более узкими по сравнению с отчетом о финансовых результатах (код формы по ОКУД 0710002), поскольку информация о доходах, расходах и чистом операционном результате деятельности госучреждения представлена только за один отчетный период. Следовательно, заинтересованные пользователи лишены возможности проанализировать динамику финансовых результатов и определить вектор их развития.

Таким образом, анализ содержания баланса госучреждения позволят в определенной степени удовлетворить потребности пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности в информации о состоянии активов (финансовых и нефинансовых) и обязательств учреждения. В тоже время анализ содержания отчета о финансовых результатах дает возможность удовлетворить потребности заинтересованных пользователей в информации о доходах, расходах и конеч-

Мир науки и образования. 2015. № 4

ном финансовом результате госучреждения, являющегося получателем субсидий.

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ

(ред. от 03.11.2015) URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/

online.cgi?req=doc;base=LAW;n=188355;div=LAW;md=180312.066704672761261 46;;ts=14252210041803123150854071136564 (дата обращения 30.11.2015г.)

2. Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 191н (ред. от 26.08.2015)

«Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/

online.cgi?req=doc;base=LAW;n=185722 (дата обращения 30.11.2015г.)

3. Приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н (ред. от 20.03.2015)

«Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» URL: http: //base.consultant.ru/

cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=177545 (дата обращения 30.11.2015г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.