Научная статья на тему 'Принятие управленческих решений на мебельных предприятиях с учетом факторов потребительского поведения'

Принятие управленческих решений на мебельных предприятиях с учетом факторов потребительского поведения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕБЕЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / РЫНОК МЕБЕЛИ / СONSUMER BEHAVIOR / MARKETING / FURNITURE INDUSTRY / MANAGEMENT DECISIONS / FURNITURE MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зазыкина Л. А., Тихомиров Е. А.

Зазыкина Л.А., Тихомиров Е.А. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА МЕБЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ С УЧЕТОМ ФАКТОРОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ. В статье описана модель принятия рациональных и эффективных управленческих решений с учетом факторов потребительского поведения. Представлена методика оценки степени удовлетворения потребительского спроса на мебельном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Zazykina L.A., Tikhomirov E.A. DECISION MAKING IN FURNITURE ENTERPRISES BASED FACTORS OF CONSUMER BEHAVIOR. In article the model for adoption of rational and effective management decisions considering the factors of consumer behavior is described. The methodology estimates the degree of satisfaction of consumer demand in the furniture market is presented.

Текст научной работы на тему «Принятие управленческих решений на мебельных предприятиях с учетом факторов потребительского поведения»

ЭКОНОМИКА

ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА МЕБЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ С УЧЕТОМ ФАКТОРОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Л.А. ЗАЗЫКИНА, ассистент каф. экономики и организации л/х и л/п МГУЛ,

Е.А. ТИХОМИРОВ, соискатель каф. экономики и организации внешних связей ПЛКМГУЛ

Для успешного решения стратегического планирования производства на конкретном предприятии необходимо выработать план - схему принимаемых управленческих решений, нацеленных на максимальное удовлетворение покупателей при получении максимальной прибыли предприятием. Далее рассмотрены следующие аспекты:

- модель выработки управленческих решений с учетом потребительских предпочтений и оценка эффективности предложенной модели на примере функционально ориентированных объектов деятельности предприятия (продукты, ресурсы, финансы);

- максимальное удовлетворение спроса с учетом факторов потребительского поведения.

Для формирования комплексной модели использован системный подход к принятию решения, т.е. на входе в модель поступает информация о проблемах, влияющих на развитие предприятия и требующих конкретных эффективных решений, а на выходе - реальные изменения внутренней среды этого предприятия в части затронутой проблемы.

Разработка первого этапа подразумевает формирование совокупности критериев, ограничений, используемых методов, алгоритмов и стратегий по определенным правилам. Первый элемент в процессе формирования системы представляет собой разработку формализованного описания каждого /-го фактора, то есть формируется функция F(i) описания i-го фактора

F = Aji = 1,n

где x.. - функция описания j-м параметром i-го фактора; j = 1,m; п - общее количество факторов; m - общее количество параметров, влияющих на i-й фактор.

lyubovzazykina@rambler. ru

В качестве параметров рассматривается множество факторов потребительского поведения, влияющих на показатели объемов производства и реализации продукции, производственного и технологического потенциала, финансово-экономического состояния предприятия, состояния рыночной среды. При этом необходимо проводить ранжирование всех факторов с целью учета их весомости в модели.

В процессе стратегического управления поведение всех выделяемых факторов прогнозируется. Прогнозируемые величины для каждого момента времени сравниваются с фактическими, определяются их отклонения и, в случае превышения последними допустимых значений, фиксируются факторы и уровень производства требуемой продукции, где необходимо производить изменения. В выделенной точке анализируется ситуация и выбираются альтернативные стратегии ее изменения. Если не выбрана ни одна стратегия, необходимо провести уточнение описаний факторов. В случае получения нескольких стратегий из них выбирается наиболее эффективная (рациональная) в соответствии с задаваемым критерием. После выбора стратегии анализируется и оценивается используемая экономико-математическая модель с точки зрения возможности реализации выбранного управленческого решения в конкретной ситуации. В случае положительного исхода данного этапа формируется план реализации выбранной стратегии. В противном случае необходима корректировка используемых методов и алгоритмов.

Формализованное описание предложенной схемы - модели процесса управления с учетом факторов потребительского поведения - представлено на рис. 1.

120

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012

Постановка стратегической цели

ЭКОНОМИКА

Рис. 1. Схема процесса управления с учетом факторов потребительского поведения

Расчет получаемой прибыли за рассчитываемый стратегический период и эффективность вложений

Рис. 2. Функционально-структурная схема стратегического планирования

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012

121

ЭКОНОМИКА

Затем рассматривается второй этап разработки системы стратегического управления. В качестве базовой используется функционально ориентированная методология структурного анализа и конструирования SADT (Structured Analysis and Design Technique - методология структурного анализа и конструирования).

Входным информационным потоком процесса управления являются параметры описания исходного состояния предприятия и внешней инфраструктуры, выходными - управленческие решения, влияющие на планируемые результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В качестве направляющих процесса принятия решения являются критерии управления и различного рода ограничения на ресурсы (сырьевые, производственные, временные, финансовые и т.д.).

Входной информацией является поставленная (формализованная) стратегическая цель, сформулированная на основе маркетинговых исследований. Декомпозиция объекта «продукт» включает поэтапную реализацию процессов маркетинга, разработку и конструирование, а также расчет производственной программы. Выходная информация о предполагаемых объемах производства является входом для функционально ориентированного объекта «ресурса». Объект «ресурсы» рассматривается по направлениям: сырьевые, производственные, технологические и трудовые ресурсы. Здесь также рассматриваются направления «совершенствование и развитие предприятия». Выходной информацией объекта «ресурсы» является график необходимых финансовых средств во времени для обеспечения производственной программы предприятия. Эта информация является входной в функционально ориентированный объект «финансы». Выходной информацией из этого блока является информация об объемах необходимых финансовых ресурсов, включая разбивку их по времени инвестирования и месту, а также эффективности использования.

Рассмотрение предложенных функционально ориентированных объектов (ФОО) на следующем уровне уточнения позволяет выделить:

1) для ФОО «ПРОДУКТ»: а) маркетинг потребительского рынка с учетом потребительских факторов; б) разработка и конструирование; в) расчет производственной программы;

2) для ФОО «РЕСУРСЫ»: а) маркетинг рынка закупок; б) совершенствование, развитие и логистическое преобразование; в) расчет потребности;

3) для ФОО «ФИНАНСЫ»: а) маркетинг рынка поставщиков финансовых ресурсов; б) совершенствование и развитие; в) расчет потребности и эффективности вложений.

Функционально-структурная схема изложенного подхода к формированию системы стратегического планирования представлена на рис. 2.

Для оценки спроса на мебельном рынке с учетом факторов потребительского поведения разделим потребителей условно на три группы в зависимости от их поведения на мебельном рынке

1) Ft - потребители с устойчивым спросом К]'(I = \,k]c \i = \,п)\ и

К^с (I = 1, k]c; i = Т^п) с незначительными его колебаниями;

2) F2 - потребители, спрос которых на продукцию г-го вида в некоторый момент времени может:

- ___значительно уменьшиться -

ку\1=\,кГм=й)-,

- незначительно уменьшают спрос

*Г(/ = и2,г,;1 = М);

3) Ръ - потребители, спрос которых на продукцию г-го вида в некоторый момент времени может:

- ___значительно увеличиться

кГ(1 = иГ;г = й);

- ___незначительно увеличиться

K*rXi = ur;i = U).

Здесь k]c,k]r',k]r\kfc,kfv',kfv" количество потребителей в каждой группе, которых удовлетворяет технико-экономический уровень продукции, и тех, требования и предпочтения которых удовлетворены полностью.

При дальнейшем анализе в первой группе предпочтение отдается тем потребителям, доля потребления которых наибольшая,

122

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012

ЭКОНОМИКА

во второй группе - потребителям с наименьшими колебаниями спроса, в третьей группе - с наибольшими колебаниями.

Чтобы количественно оценить спрос каждого потребителя, необходимо располагать информацией о его потенциале и перспективах расширения, а также о возможностях замены предлагаемого товара товарами-заменителями. Затем определяется объем реализации для каждой из групп потребителей в рассматриваемый момент времени.

Изменение этих объемов с течением времени оказывает влияние на спрос. Сокращение покупательских возможностей может привести к прекращению закупок товара г-го вида или их уменьшению, увеличение потенциала - к повышению спроса на продукцию г-го вида.

Выявленные на основании анкетирования факторы потребительского предпочтения формируют текущий спрос на продукцию и услуги предприятия. При его оценке учитываются все потребители, участвующие в формировании спроса в текущий момент времени t. При этом спрос на изделие г-го вида представляет собой потенциальный объем реализации данного изделия этой группе потребителей, среди которых те, требования и предпочтения которых удовлетворены полностью. При условии выполнения всех требований и предпочтений потребительский спрос будет максимальным

Для оценки степени удовлетворения потребительского спроса в настоящий момент необходимо провести оценку ресурсов предприятия и принять необходимые управленческие решения.

Ресурсы предприятия распределяются между изделиями номенклатуры в установленных пропорциях

Мш = ашхМы,’

где аш - доля &-го ресурса, отведенная на производство г-го изделия. Суммарное изменение объемов потребления всех к-х ресурсов, используемых при изготовлении г-го изделия к моменту времени (t + 1), позволяет определить изменение производственного, экономического и научно-технического потенциала предприятия

«1 и

ЕХд^,.,,,

к=1 i=1

т2 П

= X £л^н(М) .

к=щ+\ /=1

Щ п

= £ £лА*и«1+., •

к=т2+1 i=1

Количественная оценка предложения NfeA" г-го товара на рынке осуществляется на основе статистических данных о производстве товара с учетом разницы в переходящих запасах в конце календарного года Tj3'

Nnpedл. _ у /jynp. + Jjl ч

i /ши ' И ' 1

где NJ' — количество производимой 1-м производителем, продукции г-го вида.

При прогнозировании перспектив развития предложения N"fedl1 к моменту времени (t + 1) следует учитывать все возможные изменения за счет влияния рассмотренных выше факторов A .

Размер предложения г-го товара 1-м производителем может изменяться за счет предполагаемого роста объемов сбыта к моменту времени (t + 1) вследствие принятых управленческих решений с учетом факторов потребительского поведения.

Проведя анализ производственных ресурсов и сравнив их с прогнозируемым максимальным спросом, вносим изменения в производственную программу предприятия.

1. Производственная программа определена по каждому г-му виду номенклатуры, равна 7У.Ф (и является постоянной величиной в каждую единицу рассматриваемого периода времени) АТ= t2— tv где t1 t2 - соответственно начальный и конечный моменты времени рассматриваемого периода. Здесь считаем, что объемы производства продукции равны объемам реализации.

2. Цена г-го вида продукции Цф.

3. Норма расхода а у-го ресурса на производство г-го вида продукции.

4. Имеющееся количество ресурсов М.

по каждому у'-му виду. ___

5. Цена у-го вида ресурса Ц?к в разрезе каждого возможного к-то поставщика и ее из-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.