Научная статья на тему 'Моделирование потребительского поведения на мебельном рынке Москвы и Московской области'

Моделирование потребительского поведения на мебельном рынке Москвы и Московской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕБЕЛЬНЫЙ РЫНОК / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ / CONSUMER BEHAVIOUR / FURNITURE MARKET / ECONOMICS-MATHEMATICAL MODEL OF CONSUMER BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихомиров Е. А.

Тихомиров Е.А. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА МЕБЕЛЬНОМ РЫНКЕ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. В данной статье представлена модель потребительского поведения на мебельном рынке Москвы и Московской области, описывающая процесс взаимодействия конечных потребителей с производителями посредством поэтапного выбора и принятия решения о приобретении мебели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tikhomirov E.A. MODELLING OF CONSUMER BEHAVIOUR IN THE FURNITURE MARKET OF MOSCOW REGION. The model of consumer behavior in the furniture market of Moscow Region describing process of interaction of end users with manufacturers by means of a stage-by-stage choice and decision-making on furniture acquisition is presented in given article.

Текст научной работы на тему «Моделирование потребительского поведения на мебельном рынке Москвы и Московской области»

ЭКОНОМИКА

тических данных по разным видам обработанных и необработанных лесоматериалов. К обработанным лесоматериалам относятся: фанера клееная, целлюлоза древесная, бумага газетная. К необработанным лесоматериалам относится круглый лес. На основе исследования статистических данных были построены диаграммы рис. 1 и рис. 5.

На основании статистических данных автором были построены диаграммы (рис. 1-5). Из этих диаграмм можно сделать некоторые выводы.

1. В связи с новой таможенной политикой, а именно повышением вывозных таможенных пошлин на необработанные лесоматериалы, динамика экспорта необработанных лесоматериалов снизилась, а обработанных - увеличилась.

2. До 2009 г. наблюдается рост динамики экспорта обработанных лесоматериалов (с 8827887,8 тонн до 9063843,8 тонн). В 2009 г. Правительство РФ сделало послабление по просьбе Финляндии (снизило ставки вывозных таможенных пошлин на необработанные лесоматериалы), в связи с чем на диаграмме прослеживается снижение динамики экспорта обработанных лесоматериалов (с 9063843,8 тонн до 8320822,6 тонн).

Развитие экспорта представляет собой один из главных ориентиров при решении

вопросов совершенствования и повышения эффективности производства, научно-исследовательской и инновационной деятельности реального сектора экономики России. Мероприятия по наращиванию экспортного потенциала предприятий лесного комплекса являются неотъемлемой частью экспортной политики государства.

Библиографический список

1. «Таможенный кодекс Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации №31-ФЗ от 28.05.2003 (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 27.11.2010).

2. «Лесной кодекс Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации №200-ФЗ от 04.12.2006 (принят ГД ФС РФ 08.11.2006) (ред. от 29.12.2010).

3. «Таможенный кодекс таможенного союза». Приложение к Договору о таможенном кодексе таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года №17.

4. Концепция внешней политики Российской Федерации 2008 года.

5. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перс-пекгиву (2006-2008).

6. Внешняя торговля Российской Федерации (по данным таможенной статистики): Экспорт. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/trade/#.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА МЕБЕЛЬНОМ рЫНКЕ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ Области

Е.А. ТИХОМИРОВ, соискатель каф. экономики и организации внешних связей предприятий лесного комплекса МГУЛ

В условиях современных экономических условий, нынешних реалий, становится очевидно, что производителям на различных рынках для оптимума производства и сбыта товаров необходимо ориентироваться, в первую очередь, на конечного потребителя. Остальные факторы, влияющие на выбор и производство, вторичны. Данный факт применим и к мебельному рынку. Производя мебель новых образцов, продолжая выпускать

ipjuly@yandex.ru

уже существующую, производитель обязан знать требования и пожелания покупателей. В свою очередь, потребительские предпочтения многогранны и разнообразны. И для того, чтобы разобраться, каким же образом потребители выбирают мебель и производителей, смоделируем их поведение при выборе и покупке мебели.

Создавая модель потребительского поведения на мебельном рынке, необходимо

172

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011

ЭКОНОМИКА

Рисунок. Модель потребительского поведения на мебельном рынке

выяснить в первую очередь, каким образом потребитель оценивает и выбирает продукт. Если взять за аксиому, что потребитель выбирает продукт, в наибольшей степени удовлетворяющий его потребности, и производителя, обеспечивающего лучшее соотношение качества, цены, потребительских свойств,

то придем к заключению, что потребительское предпочтение отдается известным производителям, которые выполняют взятые на себя обязательства. Попытки моделировать поведение потребителей и производителей на различных рынках предпринимались неоднократно, примерами могут служить мо-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 6/2011

173

ЭКОНОМИКА

дели Левитта, Р Кордозо, Шета и др. [1]. Но их трудно применить к мебельному рынку постольку, поскольку они не содержат качественных и количественных показателей, позволяющих соотнести характеристики выпускаемой продукции мебельными фабриками и покупательскими ожиданиями конечных потребителей.

На основе анализа и синтеза моделей и факторов, влияющих на потребителей, покупательское поведение можно смоделировать и представить в виде схемы (рисунок), содержание которой сводится к следующему [2].

Формируя потребность в товаре j, покупатель формирует перечень наиболее значимых качественных характеристик, обозначим их как j = 1, 51, а также желаемых экономических характеристик j = 1, 52, таких, как цена товара и стимулирующие рычаги. При этом устанавливается величина каждой характеристики, при которой данный элемент потребности будет удовлетворен полностью П.^Н, П.—Н. В этом случае характеристики для требуемого качественного If- и экономического 13 уровня мебели, а также требования покупателя по фактору соответствия «цена-качество», /к_э будут равны единице.

На первом этапе при выборе мебели производится оценка качественных характеристик каждого i-го (j = 1, n2) товара, предлагаемого каждым /-ым (/ = 1, k(H / i)) производителем

Для

показатели

К_

jil

).

этого рассчитываются единичные

I— jU

по каждому j-му качественному параметру из перечня S1(j = 1, 51) и общие качественные показатели

Затем полученные характеристики сравниваются с требованиями потребителя. Если

IК -1 ■

то i-й мебель удовлетворяет предпочтениям потребителя, и производителей, чей товар удовлетворяет данному условию, включается в перечень

НК

К

где

и

(1=1, к

НК

нК н HK HK

к---= к----p-----, p----

i i i i

- количество производителей, исключенных из дальнейшего анализа вследствие несоответствия качественных характеристик мебели требованиям потребителя.

На следующем этапе выбора мебели производится анализ экономических характеристик производителей

ПЭ:

jil _

цены ЦП и стимулирующих рычагов >ЦИ.

Рассчитываются единичные показатели

7—=Я—/Я—,

jil jil jil

по каждому j-му экономическому параметру из перечня

S2(j = 1, 52)

и обобщенные экономические показатели:

— 52 — ____________

I-, = (11—.)/52, i = 1, n2.

ll . л 111

J =1 J

Полученные результаты сравниваются с требованиями потребителей. Если

I— -1 -

I-я фирма включается в перечень

*®(/.

il i

где

I

К_

jil

Я—

К _ jil TK_Hj

9*

/— =

si tjt

У/-

^ jil

jil л KH' U si

П

jil

где

H— НК H— H—

k— = k------p----, и p —

i i i i

- количество производителей, исключенных из дальнейшего анализа вследствие несоответствия экономических показателей мебели требованиям потребителя.

174

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.