Научная статья на тему 'Принятие решений и рефлексия как проявление интеллектуальной компетентности студентов технических и гуманитарных специальностей'

Принятие решений и рефлексия как проявление интеллектуальной компетентности студентов технических и гуманитарных специальностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
190
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / СКЛОННОСТЬ К РИСКУ / ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ / INTELLECTUAL COMPETENCE / COMPETENCE MODEL / SPECIALIST TRAINING / PROFESSIONAL COMPE- TENCE / DECISION MAKING / RATIONALITY / RISK TAKING / PERSONALITY TRAITS / REFLECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киреева Нина Николаевна, Котова Елена Евгеньевна

Авторами изучались личностные факторы принятия решений рациональность и склонность к риску, уровень развития рефлексии, определяющие эффективность интеллектуальной деятельности студентов различных специализаций. Данные показатели предназначены для включения в структуру компетентностной модели специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Киреева Нина Николаевна, Котова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Decision making and reflection as a function of intellectual competence in students majoring in sciences and humanities

This study focused on the personality traits in decision making, e.g. rationality, risk taking and level of reflection development. These tend to define the effectiveness of intellectual activity in students majoring in different subjects. It is suggested that the aforementioned parameters be included in models of competence assessment in specialist training.

Текст научной работы на тему «Принятие решений и рефлексия как проявление интеллектуальной компетентности студентов технических и гуманитарных специальностей»

2010 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 12 Вып. 2

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.03+159.155.4

Н. Н. Киреева, Е. Е. Котова

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ И РЕФЛЕКСИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Особенностью современного образовательного процесса является приоритетная переориентация профессионального образования на повышение качества образования и на конечный результат как подготовку компетентных специалистов высокого класса. Происходит активный процесс внедрения компетентностного подхода в образование, который обусловлен постепенным изменением парадигмы образования с адаптивной на компетентностную [3, 4].

Важнейшей проблемой современной высшей школы является необходимость подготовки компетентного специалиста, особенно в сферах интеллектуального труда, связанных с внедрением и использованием новейших технологий.

Особое внимание уделяется вопросам обучения и становления современного специалиста в динамически меняющемся и усложняющемся мире. Качества, которые, возможно, должны учитываться в оценке специалиста, принято уже сейчас называть «компетенциями». В достаточно быстро растущем объеме публикаций, как отечественных, так и зарубежных авторов, посвященных данной теме, под компетенциями подразумеваются не только однозначно определяемые качества, но и интегральные. Это и профессионально значимые качества специалиста, общие и специальные учебные дисциплины, и личностные качества, обеспечивающие успешность обучения и в будущем — эффективность профессиональной деятельности.

Актуальность проблемы формирования и оценки компетентности специалиста обусловлена и необходимостью подготовки резерва для смены руководящего и управленческого аппарата во всех сферах общества.

Компетентностный подход имеет много аспектов и является предметом междисциплинарного изучения. Психолого-педагогические исследования связаны с изучением личностного и интеллектуального аспекта в компетентностном контексте.

В научной литературе отмечается сложность и неоднозначность трактовки понятий «компетенция», «компетентность» и основанного на них понятия «компетентностный подход» [4].

В современных представлениях о компетентности и входящих в нее составляющих можно выделить три основные группы компетентностей:

1. Личностные — компетентности, относящиеся к самой личности как субъекту жизнедеятельности.

© Н. Н. Киреева, Е. Е. Котова, 2010

2. Профессиональные — компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся в различных ее типах и формах.

3. Коммуникативные —компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми.

Ряд авторов определяет профессиональную компетентность как готовность и способность человека реализовывать цели и программы деятельности, эффективно решать профессиональные задачи в типовых и нестандартных ситуациях.

Б. Оскарссон приводит список базовых навыков, которые могут интерпретироваться как компетентности: способность к эффективной работе в команде, планирование, разрешение проблем, творчество, лидерство, предпринимательское поведение, организационное видение и коммуникативные навыки [1].

В содержание профессиональной компетентности включаются знания, умения, навыки, личностные профессионально значимые качества, которые преобразуются в компетенции.

Понятие «компетенция» включает в себя когнитивную, операционально-технологическую составляющие, а также результаты обучения, знания и умения, систему ценностных ориентаций и привычек [1].

В работах Ю. В. Фролова, Д. А. Махотина, где компетенция определяется как «предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и в которой он проявляет готовность к выполнению деятельности», под компетентностью понимается «интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях)» [9].

Мы принимаем точку зрения этих авторов, которые уточняют содержание понятий «компетентность» и «компетенция», и считаем, что компетентность — более общее понятие, в структуру которого входят различные компетенции.

В структуре профессиональной компетентности можно выделить несколько уровней компетенций: ключевые, базовые и специальные. Ключевые компетенции необходимы для любой профессиональной деятельности, базовые отражают специфику определенной профессиональной деятельности, специальные компетенции — специфику конкретной профессиональной деятельности [2].

Одним из частных видов профессиональной компетенции, все более увеличивающим свой вес в различных сферах общества, является компетентность интеллектуальная, состав которой рассматривается в ряде исследований, но четко не представлен.

По нашему мнению, интеллектуальная компетентность может включать в себя следующие компетенции: умение анализировать информацию, ставить задачи, вырабатывать эффективные стратегии решения задач, принимать решения, прогнозировать, разрабатывать программы и алгоритмы деятельности, осуществлять самоконтроль. В структуре интеллектуальной деятельности именно принятие решений и рефлексия являются важнейшими интегративными составляющими. Восприятие информации, анализ информации, эмоциональные и мотивационные составляющие интеллектуальной деятельности отражены и заключены в особенностях принятия решений. Характеристики деятельности компетентного специалиста в большой мере зависят от процесса рефлексии, который помогает специалисту эффективно использовать имеющийся у него интеллектуальный ресурс для корректировки собственной деятельности и повышения ее эффективности. Рефлексию мы тоже можем отнести к интеллектуальным компетенциям.

В рамках когнитивной психологии рассматриваются рефлексивные феномены, которые связаны с процессами переработки информации. Подчеркивается, что рефлек-

сивные процессы непосредственно не участвуют в переработке информации, а регулируют ее осуществление. Феномен рефлексии изучается в нескольких основных аспектах: коммуникативном, кооперативном, личностном и интеллектуальном [5, 6]. Интеллектуальный аспект предполагает понимание рефлексии как умение субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия, что, по сути, позволяет отнести рефлексию к регулирующим механизмам мышления и к важнейшим интеллектуальным компетенциям. Это интегральное свойство имеет индивидуальную меру выраженности.

В контексте нашей работы важно представление некоторых авторов о дифференциации рефлексии на интеллектуальную и личностную. Личностная рефлексия обращена на самого субъекта, определяет поиск и необходимость переосмысления всей его деятельности в целом. Интеллектуальная рефлексия связана с проблемной ситуацией и направлена на анализ предметного содержания этой ситуации и своего места в ней. В процессе анализа проблемной ситуации реализуется ряд функций рефлексии, на основании которых выделяются три ее вида: ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия [5, 6].

Проблемные ситуации, часто встречающиеся в деятельности специалиста, связанной с интеллектуальным трудом, предполагают использование различных стратегий принятия решений (ПР), которые могут быть эффективными или неэффективными. Как считают специалисты в области психологии принятия решений, разрешение проблемных ситуаций, их преобразование и достижение прагматического результата осуществляются субъектом с помощью реализации определенных интеллектуально-личностных усилий. Эффективность принятия решений зависит и от мыслительных стратегий, и от личностных факторов. В работе Т.В.Корниловой подчеркивается большая роль личностных факторов ПР, таких как рациональность и готовность к риску, которые обусловливают умение субъекта осуществлять выбор в ситуации неопределенности, при дефиците информации, умение планировать и прогнозировать, принимать эффективные решения [8].

Процессы принятия решений и рефлексия являются наиболее значимыми составляющими (интеллектуальными компетенциями) профессиональной деятельности, определяющими успешность решения множества интеллектуальных задач.

В данном контексте актуально изучение интеллектуальной деятельности студентов, их потенциала и ресурсов, выраженных в уровне сформированности интеллектуальных компетенций, в частности, таких как принятие решений и рефлексия.

Конкретной задачей нашего исследования было изучение личностных особенностей принятия решений и степени выраженности рефлексии как значимых компетенций интеллектуальной деятельности у студентов старших курсов гуманитарной и технической специализаций. Данные студенты достигли необходимого уровня интеллектуального развития и получили подготовку к будущей профессиональной деятельности. У них уже должны быть выработаны определенные интеллектуальные стратегии решения разнообразных проблем, что обусловлено уровнем развития рефлексивности и личностных качеств, необходимых для принятия решений, — рациональности и склонности к риску.

Методики исследования

1. Опросник «Личностные факторы принятия решений» Т. В. Корниловой.

2. Психодиагностическая методика определения индивидуальной меры рефлексивности А. В. Карпова.

В исследовании приняли участие 75 студентов (45 юношей и 30 девушек) VI курса СПбГЭТУ (техническая специализация) и 69 студентов (24 юноши и 45 девушек) VI курса философского факультета СПбГУ (гуманитарная специализация).

Методика «Личностные факторы принятия решений» позволяет выявить склонность субъекта к принятию либо рациональных, либо рискованных решений, которые предполагают выбор и использование определенных стратегий мышления, обусловленных как логикой события, так и склонностью к риску, и которые, с точки зрения субъекта, в наибольшей мере способствуют достижению целей. Методика «Определение индивидуальной меры рефлексивности» А. В. Карпова выявляет различия в степени развития рефлексивности и ее выраженности.

Обсуждение результатов

На основании анализа результатов исследования (табл. 1) мы выделили три группы студентов с разной степенью (низкая, средняя, высокая) выраженности рациональности и готовности к риску при принятии решений.

Таблица 1. Личностные факторы принятия решений

Техн. спец. Рациональность Готовность к риску

высокая средняя низкая высокая средняя низкая

Кол. % Кол. % Кол. % Кол. % Кол. % Кол. %

Юноши 9 20 29 64 7 16 18 40 21 47 6 13

Девушки 6 20 18 60 6 20 12 40 14 47 4 13

Общее кол. 15 20 47 63 13 17 30 40 35 47 10 13

Гум. спец. Рациональность Готовность к риску

высокая средняя низкая высокая средняя низкая

Кол. % Кол. % Кол. % Кол. % Кол. % Кол. %

Юноши 6 25 14 58 4 17 14 58 10 42 0 0

Девушки 11 24 23 52 11 24 9 20 29 64 7 16

Общее кол. 17 25 37 53 15 22 23 33 39 57 7 10

Большинство студентов технической специальности имеют среднюю степень выраженности рациональности. Различия между результатами юношей и девушек практически не наблюдаются. Фактор готовности к риску также не имеет гендерных различий. Большая часть студентов проявили среднюю и высокую склонность к риску.

Выраженность рациональности у студентов гуманитарной специальности несколько иная. Почти половина студентов всей группы имеют среднюю степень выраженности рациональности. Следует отметить, что процентное соотношение выраженности высокой и средней рациональности у юношей выше, чем у девушек.

Рациональность, как характеристика принятия решения, соотносится с анализом всех вариантов действий и выбором наилучшего из них, с точки зрения реализации поставленных целей. В теории принятия рациональных решений отмечается, что лицо, принимающее рациональное решение, отбирает те методы, которые максимально соответствуют его стремлениям, и такие средства решения, которые являются оптимальными для достижения целей (постулат максимизации) [9]. Однако, как известно, человек далеко не всегда и в неполной мере осознает свои стремления, средства и стратегии достижения тех или иных целей. Это обусловливает то, что человек далеко не всегда способен выбрать оптимальные средства и использовать оптимальные стратегии

ПР. Следовательно, максимизация как постулат в реальности практически никогда не достигается, она является идеалом оптимального решения проблем, к которому должно стремиться лицо, принимающее решение.

В контексте нашего исследования именно высокий уровень выраженности рациональности по результатам выполнения теста Т. В. Корниловой можно соотнести с уровнем необходимой интеллектуальной компетенции.

Фактор готовности к риску у юношей и девушек гуманитарной специальности резко различается. Большая часть девушек имеют низкую и среднюю степень готовности к риску. У юношей она высокая (у большинства) или средняя. В группе студентов гуманитарной направленности проявились гендерные различия в степени готовности к риску. Низкая степень выраженности рациональности в большей степени наблюдается у девушек.

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы.

1. Личностные факторы принятия решений студентов технической и гуманитарной специальностей имеют некоторые различия.

2. У студентов технической специальности не выявлены гендерные различия в выраженности личностных факторов принятия решений.

3. У юношей-гуманитариев, по сравнению с девушками, более выражены рациональность и высокая готовность к риску.

В результате анализа соотношения рациональности и готовности к риску у каждого из студентов были выделены группы (табл. 2) с одинаковой степенью выраженности этих показателей (средние и высокие значения).

Таблица 2. Показатели уравновешенности личностных факторов принятия решений (рациональности и склонности к риску)

Техн. спец. Уравновешенность личностных факторов ПР

Высокие показатели Средние показатели

Кол. % Кол. % Кол. %

Юноши 3 7 14 31 17 38

Девушки 4 13 12 40 36 53

Общее кол. 7 9 26 35 53 44

Техн. спец. Уравновешенность личностных факторов ПР

Высокие показатели Средние показатели

Кол. % Кол. % Кол. %

Юноши 3 13 6 25 9 38

Девушки 0 0 15 33 15 33

Общее кол. 3 4 21 30 24 35

По нашему мнению, личностной особенностью принятия решений студентов этой группы является стремление к взвешенным и уравновешенным решениям, которые сочетают в себе преимущества рациональных стратегий и стратегий, предполагающих принятие решения с риском.

Кроме того, были выделены группы студентов, у которых наблюдается доминирование одного из факторов принятия решений (табл. 3). Доминированием фактора мы считаем показатели с высокой степенью выраженности того или иного личностного фактора.

Таблица 3. Доминирование одного из факторов принятия решения

Техн. спец. Доминирование одного из факторов ПР

Высокие показатели Средние показатели Общее количество

Кол. % Кол. % Кол. %

Юноши 6 13 15 33 21 47

Девушки 2 7 8 27 10 33

Общее кол. 8 11 23 31 31 41

Техн. спец. Доминирование одного из факторов ПР

Высокие показатели Средние показатели Общее количество

Кол. % Кол. % Кол. %

Юноши 3 13 11 46 14 59

Девушки 11 24 9 20 20 44

Общее кол. 14 20 20 30 34 50

Почти у половины юношей и у трети девушек технической специальности проявилось доминирование одного из факторов. У студентов-юношей гуманитарной специальности (59%) проявилось доминирование одного из личностных факторов. При этом вес фактора готовности к риску у юношей значительно больше, чем вес фактора рациональности. У девушек наблюдается несколько другая тенденция. Результаты позволяют заключить следующее:

1. Тенденция к доминированию одного из личностных факторов принятия решений больше выражена у юношей обеих специальностей.

2. У значимо большего в процентном соотношении числа юношей доминирует склонность к риску, причем в большей степени — у студентов-гуманитариев.

Преобладание доминирования готовности к риску, стремления студентов к принятию более быстрых, но не всегда эффективных решений, очевидно, характерно для юношеского возраста.

В современных исследованиях наряду с рациональностью как позитивным фактором принятия решения рассматривается и фактор риска, определяющий субъектную, личностную регуляцию выборов человека. Принятие риска рассматривается как акт интеграции на уровне самосознания личности, мотивационных предпосылок и репрезентации свойств ситуации. В готовности к риску существуют большие индивидуальные различия, которые определяют и ответственность субъекта за последствия выборов. В этом заключается один из позитивных аспектов склонности к риску при принятии решений. Однако рискованные выборы решений и действий, с одной стороны, не всегда могут осознаваться субъектом, а с другой — не всегда могут быть эффективными, они в большой мере зависят как от личного опыта, так и от активности субъекта в построении образа ситуации выбора.

Таблица 4- Степень развития рефлексивности у студентов разных специальностей

Степень рефлексивности

Техническая специальность Гуманитарная специальность

высокая средняя низкая высокая средняя низкая

Кол. % Кол. % Кол. % Кол. % Кол. % Кол. %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юноши 0 0 28 62 17 38 2 8 15 63 7 29

Девушки 2 6 23 77 5 17 7 16 36 80 2 4

Общее кол. 2 3 51 68 22 29 9 13 51 74 9 13

Применение той или иной стратегии принятия решения обязательно предполагает

функционирование такого механизма, как рефлексия. С помощью методики Карпова оказалось возможным определить индивидуальную меру рефлексивности.

Мы предположили, что если у студентов в основном преобладает готовность к риску, то, очевидно, для них будет характерен и низкий уровень выраженности рефлексии. Это предположение подтвердилось.

Полученные результаты показывают, что степень развитости рефлексии у студентов обеих групп в основном находится на среднем и низком уровне. При этом более высокий уровень развития рефлексивности проявили студенты-гуманитарии (87% студентов с высоким и средним уровнем развития рефлексии) и только 71% студентов технического вуза. Девушки в обеих группах оказались более склонными к рефлексии по сравнению с юношами.

Значимость различий полученных результатов была проверена с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни. По показателю «рефлексивность» между группами студентов разных специальностей установлены статистически значимые различия (р < 0,05). Студенты-гуманитарии в этом отношении значимо превосходят студентов технических специальностей. Между группами юношей и девушек по показателю «рефлексивность» установлены статистически значимые различия (р < 0,05).

Девушки значимо превосходят юношей. Обобщая вышесказанное, можно констатировать следующее:

1. У большинства студентов отмечен средний или низкий уровень развития рефлексии.

2. У студентов-гуманитариев более высокий уровень развития рефлексии, чем у студентов технического вуза.

3. Девушки в обеих группах показали более высокий уровень развитости рефлексии, чем юноши.

Выводы

1. Личностные факторы принятия решений у студентов технической и гуманитарной специальностей имеют некоторые различия.

2. У студентов технической специальности не выявлены гендерные различия по выраженности личностных факторов принятия решений (ни по рациональности, ни по склонности к риску).

3. Гендерные различия проявились у студентов гуманитарной специализации как по рациональности, так и по склонности к риску: у юношей отмечается тенденция к большей выраженности рациональности и высокая готовность к риску по сравнению с девушками.

4. Для студентов технических специальностей более характерна уравновешенность личностных факторов принятия решений, чем для студентов гуманитарных. В основном преобладает уравновешенность только на средних уровнях показателей рациональности и готовности к риску.

5. Тенденция к доминированию одного из личностных факторов принятия решений больше выражена у юношей обеих специальностей.

6. У юношей доминирует склонность к риску, причем в большей степени у студентов-гуманитариев.

7. У большинства студентов отмечен средний или низкий уровень развития рефлексии.

8. У студентов-гуманитариев отмечен более высокий уровень развития рефлексии, чем у студентов технического вуза.

9. Девушки в обеих группах показали более высокий уровень развитости рефлексии, чем юноши.

10. Выявлена взаимосвязь уровня развития рефлексии и склонности к риску. Чем больше склонность к риску, тем менее степень развития рефлексии.

Литература

1. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих: учебное пособие / под общ. ред. А. А. Деркача. М., 2008. 164 с.

2. Асадуллин Р., Амирова Л. Проблема подготовки педагогических кадров в условиях модернизации образования. URL: //http://www.vatandash.ru/04_06/47.htm (дата обращения — 26.11.2009).

3. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие. М., 2005. 215 с.

4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

5. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М., 2004. 421 с.

6. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.

7. Козелецкий Ю. Психологическая теория принятия решений. М., 1979. 504 с.

8. Корнилова Т. В. Психология риска и принятия решений. М., 2003. 286 с.

9. Фролов Ю.В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 34-41.

Статья поступила в редакцию 14 апреля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.