Научная статья на тему 'ПРИНЯТИЕ КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ И МОДЕРНИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ПРИНЯТИЕ КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ И МОДЕРНИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1247
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ADMINISTRATIVE LAW / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ADMINISTRATIVE PROCEDURAL LEGISLATION / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ДЕЛА / ADMINISTRATIVE CASES / АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS / КОДЕКС АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / THE CODE OF ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS OF THE RUSSIAN FEDERATION / LAW-MAKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Старилов Ю.Н.

Рассматриваются вопросы, связанные с принятием в феврале 2015 г. Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Старилов Ю.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acceptation of the Code of Administrative proceedings of the Russian Federation - the most important stage of judicial reform and modernization of administrative processual legislation

This article discussesissues connected to the acceptation of the Code of Administrative Procedure of the Russian Federation in February 2015.

Текст научной работы на тему «ПРИНЯТИЕ КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ И МОДЕРНИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА

УДК 342.92

ПРИНЯТИЕ КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ И МОДЕРНИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Ю. Н. Старилов

Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 1 марта 2015 г.

Аннотация: рассматриваются вопросы, связанные с принятием в феврале 2015 г. Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Ключевые слова: законотворчество, административное право, административно-процессуальное законодательство, административные дела, административное судопроизводство, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

Abstract: this article discussesissues connected to the acceptation of the Codeof Administrative Procedure of the Russian Federation in February 2015. Key words: law-making, administrative law, administrative procedural legislation, administrative cases, administrative proceedings, the Code of Administrative proceedings of the Russian Federation.

Президент Российской Федерации 8 марта 2015 г. подписал Феде-cn ральный закон «Кодекс административного судопроизводства Россий-2 ской Федерации»1 (далее — КАС РФ), который вступает в силу 15 сентяб-■ ря 2015 г. Таким образом, закончился долгий, трудный, наполненный ^ непримиримыми спорами, «борьбой» различных научных школ, ученых cn — представителей различных отраслей материального и процессуального права, противопоставленными научными позициями и одновременно 8 результативными дискуссиями, период обсуждения идеи учреждения в -стране административных судов и создания полноценной системы административного судопроизводства, что и требовала с декабря 1993 г. конституционно-правовая норма о формах реализации судебной власти в России (ст. 118 Конституции РФ). Самая простая констатация, которая постоянно находилась в центре обсуждения проблем создания административного судопроизводства в России, — это необходимость практической реализации конституционно-правовой нормы, устанавливающей административное судопроизводство как специальную форму реализации судебной власти в стране наряду с конституционным, граждан-

1 Рос. газета. 2015. 11 марта. © Старилов Ю. Н., 2015

п

т о

ским и уголовным судопроизводством. Таким образом, именно с этого и необходимо начать разговор о факте принятия КАС РФ: состоялось выполнение требований Конституции РФ по практическому осуществлению правового положения относительно правосудия по административным делам.

Принятие КАС РФ не обошлось и без известного политического противостояния на завершающем этапе законодательной деятельности в Государственной Думе по данному законопроекту. Как известно, фракция и КПРФ не принимала участия в голосовании по данному закону. Хотя, о если посмотреть на программу политической партии «Коммунистическая ™ партия Российской Федерации», то можно увидеть следующие лозунги: р «восстановить ответственность власти», «повысить эффективность систе- н мы государственного управления», «принять самые решительные меры н для подавления коррупции», «отстаивание гражданских прав и свобод ^ человека в Российской Федерации», «создать реально независимую су- О дебную систему»2 и прочие программные утверждения, которые весьма близки к основным задачам и функциям административного судопроизводства. Ведь очень часто, говоря по-простому о назначении КАС РФ, произносят следующие слова: «Кодекс административного судопроизводства поможет бороться со злоупотреблениями чиновников, нарушени- н ями прав и свобод человека и гражданина». Трудно сказать, чем было р вызвано такое политическое поведение указанной фракции в Государ- а ственной Думе по проекту Кодекса административного судопроизводс- В тва; однако оно явилось по политическому содержанию знаковым и фак- О тически протестным. о

Что же вышло в итоге многолетней дискуссии по проблемам адми- „2 нистративных судов и административного судопроизводства? Админист- о ративные суды не учредили. Очевидно, что сторонникам идеи формиро- р вания в России системы специализированных административных судов з не хватило ни аргументов, ни последовательности в отстаивании данной О идеи. Однако появилась новая административно-процессуальная фор- р ма, базирующаяся на главных элементах системы административного § судопроизводства как специального порядка разрешения судами общей : юрисдикции административных дел (административных и иных публич- "

но-правовых споров). Сложности современного этапа в проведении судеб-_9

ной реформы, попытка полнейшей блокировки в реализации концепции «Административному судопроизводству - самостоятельную, отдельную, специальную и не связанную иным законодательством полноценную административно-процессуальную форму», как видно, усложнили законотворческий процесс, внесли в него сначала элементы забвения законопроекта (май 2013 г. — декабрь 2014 г.), а затем — фактор поспешности обсуждения текста законопроекта и стремительного принятия закона.

Кстати, принятие КАС РФ стало в известном смысле запоздалым шагом в реформировании судебной системы страны. Как видно, коди-

2 иВЬ: http://kprf.ru/party/program

фикация административно-процессуальных норм была «отодвинута» на задворки судебной реформы, хотя модернизация судебной власти с позиций принципов правовой государственности могла бы начаться в 90-е гг. прошлого столетия именно с учреждения административных судов и формирования системы административного судопроизводства. Однако на деле всё оказалось по-другому: создавались арбитражные суды, развивалась система арбитражных судов, вводилась судебная арбитражно-процессуальная форма, появлялись иные новые элементы судебной системы, и детализировались порядки в системе правосудия.

В проводимых дискуссиях административное судопроизводство всегда являлось предметом обсуждения в контексте общей тематики административной юстиции. Было ясно, что административной юстиции необходимо процессуальное право. В каждой стране формирование соответствующей отрасли процессуального права происходило по-разному, с учетом традиций правовой жизни и развития, исторических особенностей в государственно-правовом строительстве, специфики планирования и реализации многочисленных реформ и преобразований. Однако во многих странах сложились и некоторые закономерности в установлении судебного контроля над административными полномочиями должностных лиц, одна из которых включает в себя разработку специального закона об административном судопроизводстве. До какого-то момента кодификацию процессуальных правовых норм в области административной юстиции Российской Федерации предлагалось проводить в «Административно-процессуальном кодексе»3. Наряду с этим обсуждались идеи разработки и принятия Федерального конституционного закона «Об административном судопроизводстве»4 или Кодекса Российской Федерации об административном судопроизводстве5. Были и иные концептуальные см предложения по созданию российского административно-процессуального кодекса6. Несмотря на различные предложения по наименованию административно-процессуального закона, фактически одинаковыми были представления о содержании и структуре данного законодательно-

О!

Ю

см го акта.

10

Для осуществления административного правосудия нужен судья и суд, к подведомственности которого процессуальным законом относилось бы рассмотрение и разрешение соответствующих дел. В данном случае — это административные дела (т.е. не дела об административных право-

3 См., например: Зеленцов А. Б., Радченко В. И. Административная юстиция в России (история и современность). М., 2002. С. 98 ; Старилов Ю. Н. Административная юстиция : проблемы теории. Воронеж, 1998. С. 182.

4 См.: Салищева Н. Г., Абросимова Е. Б. Федеральный конституционный закон «Об административном судопроизводстве». М., 2001.

5 Проблемы защиты публичных и частных интересов в административных судах : материалы конф. (Москва, Российская академия правосудия, 15—16 марта 2001 г.) / отв. ред. В. И. Радченко. М., 2001. С. 262.

6 См.: Масленников М. Я. Российский административный процесс : перспективы легитимации, централизации и систематизации. М., 2009. С. 250—274.

нарушениях). Развитие как научных представлений об административных делах, так и законодательных решений по данному вопросу было в России противоречивым. Например, Основы законодательства Союза

ССР и союзных республик о судоустройстве от 13 ноября 1989 г. возлага- 5

ли рассмотрение дел об административных правонарушениях на судей ^ по административному и исполнительному производству, состоящих

при районных (городских) народных судах (ст. 5, 18). В соответствии со 8

ст. 4 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. «О су- и

дах общей юрисдикции в Российской Федерации» судами общей юрис- § дикции должны рассматриваться все административные дела о защите

нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом ин- р

тересов (за исключением дел, которые в соответствии с законодатель- н

ством Российской Федерации рассматриваются другими судами). Нако- ^ нец, к административным делам, которые теперь будут рассматриваться

и разрешаться Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции по § правилам Кодекса

административного судопроизводства Российской к Федерации, относятся: 1) административные дела о защите нарушен- 8 ных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, о прав и законных интересов организаций; 2) административные дела, и возникающие из административных и иных публичных правоотноше- и ний и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и р обоснованностью осуществления государственных или иных публичных Т полномочий (п. 1 ст. 1 КАС РФ). Н Догматика современного административного права непремен- о но к числу основополагающих институтов этой отрасли права относит 0 и судебный контроль за деятельностью органов публичной власти и их д должностных лиц. Административное судопроизводство с точки зрения § юридической догматики демонстрирует и цементирует внутренние связи, взаимодействия, принципы, структуры внутри системы администра- £

тивно-правового регулирования. Административное судопроизводство д

О

с логических правовых позиций учреждается для контроля, проверки, £ оценки и юридического измерения публичного управления (исполне- . ние конституционно-правовой функции судебной власти по отношению к исполнительной (административной) власти). Нахождение админи- 11 стративного судопроизводства, являющегося правом процессуальным, в структуре административного права означает внутреннюю взаимосвязь и взаимодействие судебной и исполнительной властей по реализации основных для каждой из них государственных функций. Отсюда становится более ясным и утонченным понимание юридического значения административного судопроизводства для остальных главных институтов административного права. Возрастает роль и практическое значение для государства и общества судебной практики по административным делам; на этой же основе актуализируется проблема развития административного законодательства, административного процессуального законодательства, административного права в целом.

Как можно оценить факт принятия в России Кодекса административного судопроизводства? Какое влияние данный процессуальный закон может оказать на повышение качества российской государственности, на укрепление законности в системе исполнительной власти и в государственном аппарате, на дальнейшее развитие правовой системы и на качество правовой защиты физических лиц и организаций? Если отвечать на первый вопрос, то принятие КАС РФ стало грандиозным событием, которое войдет в историю российского законотворчества в сфере разрешения судами административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Только с принятием данного закона появилась законченная система административно-процессуального регулирования отношений, связанных с оспариванием в суде решений, действий (бездействия) органов публичной власти и их должностных лиц. Действующая с 1993 г. система судебной защиты от незаконных действий или решений, нарушающих права и свободы граждан, частичное регламентирование в ГПК РФ и АПК РФ порядков рассмотрения соответствующих дел, очевидно, не составляли безупречной системы, обеспечивающей эффективную защиту прав, свобод, законных интересов граждан и организаций. Главным образом, данную систему нельзя было считать надлежащей с точки зрения единства предмета, логики взаимодействия материальной и процессуальной правовой регламентации.

Принятие КАС РФ является весьма значимым и важным событием в развитии судебной системы страны, в улучшении правовой системы России, расширении границ правовой государственности, приведении структуры правосудия в надлежащий порядок, соответствующий стандартам обеспечения прав, свобод, законных интересов физических лиц и организаций.

см Появление Кодекса административного судопроизводства — новый этап в развитии процессуального законодательства, устанавливающего правовые порядки в разрешении административных споров (дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений). Действие КАС РФ обеспечит дальнейшее развитие административно-процессуальной формы, основные контуры которой сегодня зафиксированы в данном процессуальном законе. КАС РФ — система процессуальных норм, принципов, правил, которые дают возможность для формирования новых научных представлений и теоретической модели административного процесса как судебного процесса.

Административное судопроизводство означает новый этап в развитии не только общего административного права, но и, конечно, административного процессуального права. Таким образом, специализированное процессуальное правовое регулирование (в отдельном процессуальном законе) судебного порядка разрешения административных и иных публичных споров состоялось. Теперь, если только вспомнить оставшиеся до настоящего времени нерешенными крупные административно-правовые проблемы, необходимо создать административно-процедурное законодательство, устанавливающее порядок осуществления публичного уп-

ю

о см

12

равления, принятие административных актов (административные процедуры).

В обозримом будущем практика деятельности судов общей юрисдикции будет способствовать развитию процедурного административного законодательства. Правда, здесь может возникнуть вопрос: почему же име- ^ ющийся (накопленный в течение многих лет) опыт административного судопроизводства в системе арбитражных судов (арбитражного судопро- р изводства) по делам, возникающим из административных и иных пуб- и личных правоотношений, не привел к созданию в России законодатель- § ства об административных процедурах? Ответить на этот вопрос не лег- 0 ко. Однако можно попытаться: очевидно, административное судопроиз- р водство в арбитражных судах все-таки не сильно связывалось (тем более н в условиях старых представлений о назначении и сущности администра- н тивного права) с необходимостью совершенствования других институтов о административного права. Предполагалось, что суды общей юрисдикции § наиболее приспособлены для решения задач «исправления» админист- е

7\

ративных ошибок, борьбы с излишним бюрократизмом, незаконными § действиями (бездействием) должностных лиц, государственных или муниципальных служащих. Таким образом, КАС РФ будет способствовать развитию фактически всех тесно взаимосвязанных друг с другом частей (институтов) административного права.

Сегодня наступает время подготовки комментариев КАС РФ, опубликования по результатам новейших исследований административно-процессуальной деятельности научных трудов, а также учебников и учебных пособий по курсу «Административное судопроизводство». Востребованными в ближайшее время станут и научные форумы, посвященные различным элементам и институтам КАС РФ. Теоретическим исследованиям §

о £1

X

х

Р

"О О

X

о

у 1=1

=1

13

проблем административного судопроизводства (административного про- р цесса), по понятным причинам, не могут помешать различные взгляды з на природу административного правосудия, сложности понимания и на- § значения административно-процессуальной деятельности, прямо проти- р воположные подходы к режиму процессуально-правового регулирования. § Однако для преподавания учебного курса «Административное судопро- : изводство» уже сегодня, сразу после принятия КАС РФ, появились преграды, на первый взгляд, простые; но если посмотреть на настрой некоторой части ученых-процессуалистов, то эти вопросы становятся острыми, отягощенными потенциалом неразрешимости и одновременно желанием простоватой поспешности в их разрешении.

В связи с этим актуализируется вопрос о том, в каких учебниках и по какому учебному курсу будут создаваться теория административного судопроизводства: в учебниках административно-правовой или гражданско-процессуальной принадлежности? Очевидным является факт отнесения теории административного судопроизводства к циклу административно-правовых учебных дисциплин. Для повышения значимости данного вывода напомним, что, например, в Германии издаются учебники примерно с таким названием «Общее административное право (с административ-

но-процессуальным правом)»7. При этом, конечно, германскими учеными — специалистами в области административного судопроизводства издаются учебники административно-процессуального права8, которые ни при каких аргументациях не сравниваются с учебной литературой по гражданскому процессуальному праву. Фактически невозможно «перепутать» местонахождение административного судопроизводства; здесь нужно еще раз вспомнить слова Председателя Конституционного Суда России В. Д. Зорькина, сказанные им на VIII Всероссийском съезде судей: «Создание административного судопроизводства и административно-процессуального кодекса - требование Конституции. Необходимо, наконец, принять принципиальное решение о создании в России полноценного административного судопроизводства»9; при этом административное судопроизводство необходимо предметно отграничивать от гражданского.

Одной из самых важных (как видно, трудноразрешимых), возникших после принятия КАС РФ, проблем являются противоречивые подходы к отнесению для практического преподавания учебного курса «Административное судопроизводство» к одной из двух кафедр - административного права и процесса или гражданского процессуального права. Здесь уместно рассказать одну историю. На одной из недавно проведенных в России (март 2015 г.) научных конференций10, посвященных проблемам современного административного процесса, разумеется, дебатировались и вопросы, связанные с КАС РФ. Представители «широкого» понимания административного процесса, согласившись с тем, что принятие КАС РФ внесло определенную ясность в понимание административного процесса и его внутреннюю структуру, с нескрываемой радостью сделали заявление о том, что сторонникам идеи судебного административного процесса теперь предстоит большая работа по доказыванию специалистам в области гражданского процесса необходимости и возможности отнесения 041 учебного курса «Административное судопроизводство (административ-Z ный процесс)» к кафедре с названием «Кафедра административного ц-j права и процесса». Думается, аргументация ответа на поставленный 5 вопрос может осуществляться с использованием доводов, выдвигаемых 041 учеными на протяжении последних 15 лет с целью обоснования необ-

_ходимости принятия КАС РФ. Удивительно, но все усилия по созданию

14 специального административного процессуального законодательства, направленные на обоснование особой административно-процессуальной формы и закончившиеся принятием КАС, оказывается, могут расцени-

7 См.: Detterbeck Steffen. Allgemeines Verwaltungsrecht mit Verwaltungsprozessrecht. 12. Auflage. München, 2014 ; Erbguth Wilfried. Allgemeines Verwaltungsrecht mit Verwaltungsprozess- und Staatshaftungsrecht. 4. Auflage. Baden-Baden, 2011.

8 См.: Wоrtenberger Thomas. Verwaltungsprozessrecht. 3. Auflage. München, 2008.

9 URL: http://www.ssrf.ru/page/9098/detail/

10 См.: Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : материалы ежегодной Всероссийской науч.-практ. конф. (Соро-кинские чтения) (20 марта 2015 г.) : в 3 ч. / сост. Ю. Е. Аврутин, А. И. Каплунов. СПб., 2015. Ч. 1.

ваться как какие-то технические и ничего не значащие для практики учебного процесса нововведения?! Как будто бы с принятием КАС РФ «усилился» гражданский и арбитражный процесс, и при этом административное право не получило никакого значимого результата и факторов мощного развития. И это при том, что действуют две важнейшие конституционно-правовые нормы об административном судопроизводстве как особой форме осуществления судебной власти и об административном процессуальном законодательстве, главнейшей формой которого и является административное правосудие.

На форумах представителей науки гражданского процессуального права последнего времени (2014-2015 гг.) в деталях обсуждается проблема единого Кодекса гражданского судопроизводства1. При этом, как может показаться, ученые, иногда обоснованно критиковавшие отдельные положения проекта КАС РФ, вовсе не отрицают необходимость существования и действия Кодекса административного судопроизводства.

Возникает также вопрос о полноте преподавания учебного курса «Административное право»: в каком объеме; для всех студентов бакалавриата или только на соответствующих специализациях? Предстоит разработка магистерских программ, связанных с необходимостью установления главных направлений как научного познания административного правосудия, так и судебной практики по административным делам. По нашему мнению, как и все известные учебные курсы процессуального права (например, гражданский или уголовный процесс), административный процесс (административное судопроизводство) целесообразно в базовом образовании бакалавриата преподавать всем студентам, а в магистратуре осуществлять образовательную деятельность по магистерским программам познания наиболее важных и востребованных практикой проблемам.

11 См., например: Шаманова Р. А. Перспективы создания единого Кодекса гражданского судопроизводства // Перспективы реформирования гражданского процессуального права : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Саратов, 21 февраля 2015 г.) / под ред. О. В. Исаенковой. Саратов, 2015. С. 347-348 ; Алексеева Н. В. Реформирование публичного судопроизводства // Там же. С. 20-24 ; Симонян С. Л. Административное судопроизводство как форма защиты прав и свобод граждан // Там же. С. 273-276 ; Сторожкова Е. Ч. К вопросу об административном судопроизводстве в Российской Федерации // Там же. С. 287-290.

15

Воронежский государственный университет

Старилов Ю. Н., доктор юридических наук, профессор, .заведующий кафедрой административного и муниципального права, .заслуженный деятель науки Российской Федерации

E-mail: juristar@vmail.ru Тел.: 8(473) 255-07-19

Voronezh State University Starilov Yu. N., Doctor of Legal Sciences, Professor, Head of the Administrative and Municipal Law Department, Honoured Scientist of Russian Federation E-mail: juristar@vmail.ru Tel.: 8(473) 255-07-19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.