Научная статья на тему 'О ПОНИМАНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА'

О ПОНИМАНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
337
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / СУДОПРОИЗВОДСТВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / JUDICIAL POWER / JUDICIAL PROCEEDINGS / ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS / PROCEEDINGS ON CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глодина А. В.

Рассмотрены подходы к определению понятия административного судопроизводства, особенности данного вида судопроизводства, определены перспективы его развития. Высказано мнение о возможности в перспективе единого процессуального кодекса, включающего две части, посвященные административному публичному судопроизводству и административному юрисдикционному судопроизводству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the understanding of administrative proceedings

In article approaches to definition of concept of administrative procedure, the peculiarities of this type of proceedings, determined the prospects of its development. Suggested the possibility of a single procedure code that includes two parts dealing with administrative proceedings public administrative and jurisdictional proceedings.

Текст научной работы на тему «О ПОНИМАНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

УДК 342.9

О ПОНИМАНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

А. В. Глодина

Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 13 января 2016 г.

Аннотация: рассмотрены подходы к определению понятия административного судопроизводства, особенности данного вида судопроизводства, определены перспективы его развития. Высказано мнение о возможности в перспективе единого процессуального кодекса, включающего две части, посвященные административному публичному судопроизводству и административному юрисдикционному судопроизводству.

Ключевые слова: судебная власть, судопроизводство, административное судопроизводство, производство по делам об административных правонарушениях.

Abstract: in article approaches to definition of concept of administrative procedure, the peculiarities of this type of proceedings, determined the prospects of its development. Suggested the possibility of a single procedure code that includes two parts dealing with administrative proceedings public administrative and jurisdictional proceedings.

Key words: judicial power, judicial proceedings, administrative proceedings, proceedings on cases of administrative offences.

Самостоятельная и авторитетная судебная власть осуществляет правосудие как одну из приоритетных функций государства, связанную с защитой прав и свобод личности.

Судебная власть в XXI в. принципиально иная, она выступает особым гарантом развития общества1. Роль правосудия существенно возрастает, ибо оно призвано обеспечивать баланс между частными и публичными интересами, способствовать усилению роли права в сознании общества, что является основной предпосылкой становления России как правового

государства. _

Эффективность осуществления правосудия обусловливает развитие 137 общества и функционирование государства, деятельность которого на- _ прямую связана с обеспечением достойной жизни каждого отдельного человека.

Конституцией РФ установлены четыре формы осуществления судебной власти: конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

Понятие «судопроизводство» определяется как форма или способ реализации судебной власти. В узком понимании данный термин — порядок

1 См.: Лебедев В. М. Проблемы становления и развития судебной власти в Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 3. © Глодина А. В., 2016

рассмотрения дел судами, который определяется, исходя из сферы действия конкретного процессуального кодекса (ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ и КАС РФ). Всего действуют пять процессуальных кодексов, а видов судопроизводства - четыре (конституционное, гражданское, административного и уголовное) (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ).

Не углубляясь в дискуссию о соотношении гражданского и арбитражного судопроизводства, поскольку это не является предметом настоящего исследования, отметим лишь, что на конституционном уровне понятие арбитражного судопроизводства отсутствует.

Правосудие в арбитражных судах осуществляется в форме гражданского судопроизводства в широком понимании значения этого юридического термина2.

В настоящее время идет процесс сближения гражданского и арбитражного судопроизводства, первый шаг в этом направлении сделан - и арбитражные суды, и суды общей юрисдикции подчиняются единому судебному органу - Верховному Суду Российской Федерации.

Что касается административного судопроизводства, то ситуация здесь иная. Провозглашенный Конституцией РФ 1993 г. данный вид судопроизводства как самостоятельный не существовал. Административные дела рассматривались арбитражными судами и судами общей юрисдикции.

До сентября 2015 г. понятие административного судопроизводства не имело законодательной основы, что порождало многочисленные дискуссии и предложения, вплоть до разработки проектов административно-процессуального кодекса, кодекса административного судопроизводства. Принятие КАС РФ внесло некоторую ясность, однако не решило всех проблем производства по административным делам. Именно поэтому актуализация проблем административного судопроизводства — впол-041 не закономерная и ожидаемая реакция научного сообщества на процессы

и явления, происходящие в современном мире. -.о Казалось бы, принятие КАС РФ законодательно обособило админи-о стративное судопроизводство от остальных его видов, и в этой части про-041 блема дифференциации видов производства решена. Однако ставить _точку в этом деле преждевременно.

138 Для того чтобы понять суть проблемы, следует рассмотреть сложи-вшиеся подходы к пониманию термина «административное судопроизводство». В отношении данного понятия наблюдается большая вариантность суждений.

Первый подход сводится к отождествлению административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях. Сторонники этого направления считают, что административное судопроизводство — это только производство по делам об административных правонарушениях (за рубежом именуемых исками в связи с применением репрессии либо карательными исками).

2 См.: Арбитражный процесс : учеб. для студентов юридических вузов и факультетов / под ред. М. К. Треушникова. 3-е изд., испр. и доп. М., 2007. С. 269.

Так, по убеждению И. В. Пановой, административное судопроизводство в собственном смысле слова включает в себя привлечение к административной ответственности в судебном порядке за административные

правонарушения3. Р

М. В. Баглай делает вывод о том, что административное судопроиз- р

водство — это комплекс установленных процессуальных правил, закре- —1

пленных в КоАП РФ4. о

з=1

X р

О

п

О

X

Некоторые авторы под административным судопроизводством понимают «только производство по делам об административных правонарушениях»5.

По данному вопросу С. В. Щепалов категорично заявляет о необходимости считать административным судопроизводством производство в суде по делам об административных правонарушениях. Дела, возника- 5 ющие из публичных правоотношений, ныне охватываются гражданской и процессуальной формой, которая традиционно применяется для их рас- О смотрения6. д

Справедливо заметить, что все эти точки зрения высказаны до при- и нятия КАС РФ. с

т

Авторы научных комментариев к ст. 118 Конституции РФ, изданных р до введения в действие КАС РФ, отождествляли «административное судопроизводство» исключительно с процедурами, предусмотренными для судебного производства по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами. С момента принятия Конституции РФ в науке сложилось твердое убеждение, что гражданское судопроизводство определяется Гражданским про-

о

цессуальным кодексом, уголовное — Уголовно-процессуальным кодексом, о административное — Кодексом об административных правонарушениях7

Е. Ю. Бархатова в авторском комментарии к Конституции РФ называ ет нормативные основы: конституционного судопроизводства (Федераль ный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конститу- °

3 См.: Панова И. В. Административному судопроизводству в России быть // Административное право на рубеже веков : межвуз. сб. науч. трудов. Екатеринбург, 2003. С. 182. _

4 См.: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник. 139 М., 2011. С. 256. -

5 Правосудие в современном мире : монография / под ред. В. М. Лебедева, Т. Я. Хабриевой. М., 2012. С. 504.

6 См.: Щепалов С. В. К вопросу о совершенствовании процессуальной формы административного судопроизводства // Рос. юстиция. 2014. № 8. С. 30.

7 Конституция Российской Федерации : комментарий / под общ. ред. Б. Н. То-порнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. М., 1994. С. 501 ; Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. Л. А. Окунькова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ; Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева. М., 2010 ; Конституция Российской Федерации : доктринальный комментарий (постатейный) / под ред. Ю. И. Скуратова. Изд. 2-е, изм. и доп. М., 2013. С. 127.

ционном Суде Российской Федерации»), гражданского судопроизводства (Гражданский процессуальный кодекс), уголовного судопроизводства (Уголовно-процессуальный кодекс)8. Об административном судопроизводстве (каким же законом или кодексом оно регулируется) автор предпочла умолчать.

Сторонники другого подхода понятием «административное судопроизводство» охватывают производство по делам об административных правонарушениях и производство по рассмотрению административных споров.

Так, по мнению М. С. Студеникиной, административное судопроизводство включает в себя как деятельность суда по осуществлению контрольных полномочий относительно законности актов исполнительных органов государственной власти и их должностных лиц, так и деятельность по рассмотрению дел об административных правонарушениях9.

Д. И. Захарова считает, что понятие «административное судопроизводство» означает рассмотрение судом дел об административных правонарушениях и дел об административных спорах10.

А. Б. Зеленцов рассматривает и административное правонарушение, и административные споры в качестве предмета административного су-допроизводства11.

Тенденцию к объединению в рамках административного судопроизводства производства по делам об административных правонарушениях и производства по рассмотрению административных споров можно наблюдать и в работах других авторов12.

Следует отметить, что в ряде стран ближнего зарубежья приняты кодексы административного судопроизводства, и законодатель пошел по пути включения в них правил судебного производства по делам об см административных правонарушениях. Так, Кодекс административного о: судопроизводства Республики Армения от 10 декабря 2007 г. № ЗР-26913 устанавливает порядок рассмотрения:

--о

О 8 См.: Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М., 2015. Доступ из справ.-правовой систе-_мы «КонсультантПлюс».

140 9 Цит. по: Серков П. П. К вопросу о современном понимании административ--ного судопроизводства // Административное право и процесс. 2013. № 9. С. 9.

10 См.: Захарова Д. И. Административная юстиция и административное судопроизводство : вопросы соотношения // Мировой судья. 2011. № 4. С. 7.

11 См.: Зеленцов А. Б. Административно-правовой спор : вопросы теории. М., 2009. С. 507—508.

12 См., например: Андреева Т. К. Административная юстиция в России : проблемы теории и практики // Рос. судья. 2012. № 12. С. 9 ; Васильева Е. С., Нехай-чик В. К. Концепция административного судопроизводства в механизме административно-правового воздействия // Административное и муниципальное право. 2011. № 10. С. 39.

13 Кодекс административного судопроизводства Республики Армения // Сборник законодательных актов отдельных государств по административной юстиции. 2-е изд. Алматы, 2013. С. 61.

— исков физических и юридических лиц о нарушении их прав административными и нормативными актами, действиями или бездействиями органов государственного управления и местного самоуправления и их должностных лиц;

>

— исков, подаваемых в суд публичной администрацией, к гражданам р

о применении к ним тех или иных мер принуждения. л

Согласно следующему подходу административное судопроизводство и о

производство по делам об административных правонарушениях не явля- н

ются единым правовым институтом. 0

Некоторые специалисты относят административное правосудие лишь О

к «спорному гражданскому производству» либо «правосудию по делам из о

административных правоотношений в рамках гражданского судопроиз- и

водства». В России административное правосудие традиционно формиро- 5 валось на базе гражданского права и процесса. От Устава гражданского

судопроизводства 1864 г. до современных кодексов защита гражданских о

прав в административном порядке осуществлялась по правилам граж- М

т14

X

2

го

данского процесса со схожими изъятиями1

В советское время категорически была не приемлема возможность Т разрешения административно-правового спора в судебном порядке, по- а этому ряд административных дел законодателем был отнесен к категории гражданских, при этом они лишились искового характера. В связи с о этим разбирательство в судебном порядке споров, традиционно относя- 0 щихся в зарубежных правовых системах к административной юстиции, в о России обозначалось как «административное правосудие в рамках граж- 0

данского судопроизводства».

О. В. Панкова указывала на то, что не следует относить к предмету административного судопроизводства дела об административных право- о нарушениях и дела о пересмотре судебных постановлений по этой кате- О гории дел15. 5

Ю. Н. Старилов полагает, что «законодатель целенаправленно (сознательно) сформулировал ч. 2 ст. 118 Конституции РФ таким образом, что под административным судопроизводством нужно понимать рассмотрение судом дел, возникающих из административно-правовых и иных_

публично-правовых отношений»16. 141

Справедливо заметить, что все эти разногласия имели место до при- _ нятия КАС РФ. С вступлением в силу КАС РФ отмеченные разногласия утрачивают свою актуальность, поскольку в нем об административных

14 См.: Лусегенова З. С. Современная модель административного правосудия // Судья. 2015. № 6. С. 18.

15 См.: Панкова О. В. Правонарушения в области дорожного движения : судебная практика применения КоАП РФ. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

16 Старилов Ю. Н. Административное судопроизводство и административные суды в Российской Федерации : реальность и перспективы // Рос. судья. 2012. № 12. С. 21.

правонарушениях не упоминается, и в число административных дел они не включены.

КАС РФ под административным судопроизводством однозначно понимает деятельность суда по рассмотрению и разрешению административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (ст. 1).

Административное судопроизводство заключается в защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций от незаконных действий органов власти. В современном правовом государстве посредством административного судопроизводства граждане имеют возможность обжаловать в суд действия (бездействие) и решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и их должностных лиц.

С учетом положений КАС РФ специфика административного судопроизводства состоит в следующем:

1. Предмет рассмотрения и разрешения — споры граждан, организаций с органами государственной власти, вытекающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. В КАС РФ термин «административное дело» применяется исключительно по делам, рассматриваемым в рамках административного судопроизводства, а дела об административных правонарушениях из круга административных дел исключены (ч. 5 ст. 1 КАС РФ).

2. Основной функцией административного судопроизводства выступает судебный контроль за деятельностью органов государственной вла-

01 сти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, иных органов и ор--о ганизаций, наделенных отдельными государственными или иными пу-о бличными полномочиями, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими.

3. Особый субъектный состав, к которому отнесены частные лица и 142 лица публичного права.

С одной стороны, административным истцом выступает: 1) частное лицо (гражданин (организация)), которое обратилось в суд за защитой своих прав, свобод, законных интересов; 2) лицо, в интересах которого такое заявление подано прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином; 3) прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, должностное лицо, обратившиеся в суд в связи с реализацией возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

С другой стороны, административный ответчик — орган государственной власти, орган местного самоуправления, избирательная комиссия, комиссия референдума, иной орган и организация, наделенные отдель-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ными государственными или иными публичными полномочиями, должностное лицо, государственный и муниципальный служащий.

4. Особый процессуальный порядок, который позволяет совмещать частные и публичные интересы при соблюдении основных правил и . принципов осуществления правосудия. .

5. Цель и основное назначение административного судопроизводства состоят в защите прав, свобод и законных интересов частных лиц от незаконных действий, решений со стороны органов публичной администрации.

Таким образом, административное судопроизводство — это самостоя- О тельная форма правосудия по рассмотрению и разрешению администра- о тивно-правовых споров между гражданами, организациями, обществен- и ными объединениями и органами публичной власти в целях защиты § прав, свобод и законных интересов частных лиц от нарушений со стороны лиц публичного права.

По вопросу о судьбе административного судопроизводства высказыва- М ются различные предположения.

Так, И. И. Стрелкова не исключает, что в перспективе положения КАС РФ будут распространены на все дела, вытекающие из администра- а тивных и иных публичных правоотношений, кроме тех дел, которые подлежат рассмотрению в порядке конституционного судопроизводства. При таком подходе, как предполагает автор, правила подведомственности и подсудности гражданских дел, возникающих из публичных правоотно- о шений, могут быть унифицированы в КАС РФ17. о

вать процедуру в гражданском, арбитражном и административном про- О

о

£1 X

х

О

X X X

о £1 2 х х х Г)

го X

о

Т. Т. Алиев допускает, что в результате проводимой реформы гражданского и административного судопроизводства появится суперотрасль судебного процессуального права, которая одновременно будет регулиро-

цессах18. в

Еще в начале XX в. высказывались подобные мнения представителями российской процессуальной науки. Так, в 1920 г. В. А. Рязановский указывал на появление новой, малоразработанной доктрины, связавшей

три (главных) процесса в одно целое и провозгласившей, что наука про-_

цесса едина, что отдельные процессы представляют собой только отдель- 143 ные отрасли единой науки процессуального или судебного права19.

Таким образом, концепция административного судопроизводства не носит завершенного характера. Одна из причин — место судебного производства об административных правонарушениях в системе самостоятельных видов судопроизводства. Оставление его за рамками действия Кодекса административного судопроизводства вполне понятно, однако

17 См.: Стрелкова И. И. Территориальная подсудность гражданских дел (проблемы совершенствования законодательства) // Рос. судья. 2015. № 6. С. 18.

18 См.: Алиев Т. Т. Единый цивилистический процессуальный кодекс : за и против // Рос. юстиция. 2015. № 7. С. 2—4.

19 См.: Рязановский В. А. Единство процесса. М., 2005. С. 47.

оно не совсем вписывается и в рамки гражданского судопроизводства. По нашему мнению, учитывая публичную природу административных дел и дел об административных правонарушениях, следует относить их к административному судопроизводству в широком смысле, которое в настоящее время регламентируется двумя процессуальными кодексами. В связи с этим допустима концепция единого процессуального кодекса, состоящего из двух частей, посвященных административному публичному судопроизводству и административному юрисдикционному судопроизводству.

Воронежский государственный университет

Глодина А. В., аспирант кафедры административного и муниципального права

E-mail: [email protected] Тел.: 8-920-229-23-14

Voronezh State University Glodina A. V., Post-graduate Student of the Administrative and Municipal Law Department

E-mail: [email protected] Tel.: 8-920-229-23-14

144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.