Научная статья на тему 'ПРИНЯТИЕ КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УСТАНОВЛЕНИЯ СУДЕБНЫХ ПРОЦЕДУР РАЗРЕШЕНИЯ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ СПОРОВ: ПО МАТЕРИАЛАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ НА ТЕМУ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ОМСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ, Г. ОМСК, 28 НОЯБРЯ 2014 Г.)'

ПРИНЯТИЕ КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УСТАНОВЛЕНИЯ СУДЕБНЫХ ПРОЦЕДУР РАЗРЕШЕНИЯ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ СПОРОВ: ПО МАТЕРИАЛАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ НА ТЕМУ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ОМСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ, Г. ОМСК, 28 НОЯБРЯ 2014 Г.) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / LAWMAKING / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ADMINISTRATIVE LAW / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ADMINISTRATIVE LEGISLATION / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ADMINISTRATIVE PROCEDUN LEGISLATION / АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS / ПРОЕКТ КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / THE PROJECT OF THE CODE OF THE ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Старилов Ю.Н.

Обосновывается предложение о принятии Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Старилов Ю.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acceptance of the Code of the administrative proceedings in the Russian Federation - a priority of legislative activity in the area of establishing judicial procedures for resolving public disputes: based on materials of the International scientific and practical conference: «Administrative proceedings in the Russian Federation» (Law Academy Omsk, Omsk, November 28, 2014)

Justified the proposal to acceptance of the Code of the administrative proceedings in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРИНЯТИЕ КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УСТАНОВЛЕНИЯ СУДЕБНЫХ ПРОЦЕДУР РАЗРЕШЕНИЯ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ СПОРОВ: ПО МАТЕРИАЛАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ НА ТЕМУ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ОМСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ, Г. ОМСК, 28 НОЯБРЯ 2014 Г.)»

НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ И ФОРУМЫ

УДК 342.92

ПРИНЯТИЕ КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УСТАНОВЛЕНИЯ СУДЕБНЫХ ПРОЦЕДУР РАЗРЕШЕНИЯ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ СПОРОВ:

ПО МАТЕРИАЛАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ НА ТЕМУ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ОМСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ, г. ОМСК, 28 НОЯБРЯ 2014 г.)

Ю. Н. Старилов

Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 29 ноября 2014 г.

Аннотация: обосновывается предложение о принятии Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Ключевые слова: .законотворчество, административное право, административное .законодательство, административно-процессуальное законодательство, административное судопроизводство, проект Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Abstract: justified the proposal to acceptance of the Code of the administrative proceedings in the Russian Federation.

Key words: lawmaking, administrative law, administrative legislation, administrative procedun legislation, administrative proceedings, the project of the Code of the administrative proceedings in the Russian Federation.

В 2014 г. в России отмечается 150-летие Судебной реформы 1864 г., положившей начало формированию в стране судоустройства и судопроизводства, созданию судебной системы, установлению статуса судей, учреждению судебных процедур разрешения дел (споров). Вряд ли в тот исторический период развития Империи следовало ожидать от реформаторов принятия наряду с Уставами уголовного и гражданского судо- 251

производства Устава административного судопроизводства. Никаких-

предпосылок для появления административного судопроизводства тогда не было. Не сложились условия для реформирования государства, в котором его представители могли бы отвечать за свои действия (бездействие) в суде (общем или административном). Фактически об этом невозможно было, очевидно, и мечтать.

Прошло 150 лет. Россия пережила не одну судебную реформу, последняя из которых началась в 1992 г. и принесла множество полезных результатов. Однако и теперь сильной стороной судебной реформы не стало ни появление специального административного суда, ни принятие Ко© Старилов Ю. Н., 2014

декса административного судопроизводства. Как всегда, много разговоров на эти темы, создание проектов, политическая активность вокруг тематики административной юстиции, противоречивость суждений, разнообразие взглядов и безрезультативные дискуссии.

В марте 2013 г. был опубликован проект Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В мае 2013 г. данный законопроект был рассмотрен депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и принят в первом чтении. Наконец-то появилась надежда на то, что сбудется мечта нескольких поколений юристов о формировании в России полноценной модели административной юстиции, сформированной по правовым стандартам высочайшего уровня и предназначения данного института.

Однако сегодня имеются опасения, что и 150 лет спустя Россия не поднимется до современных идеалов судебной системы, организованной и функционирующей в условиях правового государства, поскольку в течение всего последующего времени (2013—2014 гг.) указанный законопроект остался без внимания российского законодателя.

В настоящее время ученые-юристы Российской Федерации обсуждают уже два законопроекта, которые устанавливают порядок осуществления в России административного судопроизводства: 1) Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и 2) Кодекс гражданского судопроизводства Российской Федерации, в отдельных главах которого предполагается регламентировать отношения по судебному рассмотрению дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Содержание административного судопроизводства как крупнейшей правовой сферы судебного разрешения правовых споров находится сегодня в России в неполноценном юридическом развитии. Административное 2 правосудие как самая глобальная и не заменимая никакими иными пра-^ вовыми «суррогатами» область административно-процессуального права, о к сожалению, остается без надлежащего нормативного правового регули-041 рования. Следовательно, административное судопроизводство — это одно из основных направлений в современном российском законотворчестве, от 252 степени практической реализации которого по-настоящему зависят эффек-~ тивность и качество судебной деятельности. Отсутствие в стране Кодекса административного судопроизводства демонстрирует незавершенность и противоречивость результатов судебной реформы. Данный законопроект стал сегодня нормативно-правовой основой, которая позволяет, формируя порядок разрешения административных дел, улучшать качество административного судопроизводства и создать эффективную модель российского административно-процессуального законодательства.

Административное судопроизводство (правосудие) — важнейшая процессуальная форма осуществления судебной власти в стране. Данный вид правосудия предназначен для осуществления как минимум двух функций: 1) судебная защита человека и гражданина, юридических лиц,

П

т

о

го

П "О

организаций от незаконных действий (бездействия) государственных и муниципальных органов, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; 2) судебный нормоконтроль за административным нормотворчеством. Поэтому важно объяснять и аргументировать идею о полезности, целесообразности и созидательной практической значимости оформления специальных правил административного судопроизводства в отдельном процессуальном законе.

Вряд ли уместно и правильно в будущем (как это, к сожалению, всегда фундаментировалось в прошлом) включать специальные процессуаль- § ные нормы об административном правосудии в предлагаемый сегодня для разработки проект Кодекса гражданского судопроизводства Российской Федерации. Думается, оптимальным и своевременным «инноваци- н онным» правовым решением стали бы конкретизация, систематизация и и кодификация правовых норм, включенных в административно-процессуальную форму, используемую для разрешения публично-правовых спо- о ров вне всякой зависимости от гражданской процессуальной формы и со- К держащихся в ней так называемых «общезначимых» (как часто говорят, о «широкого профиля») гражданско-процессуальных судебных процедур о для разрешения всяких правовых дел (и частных, и публичных).

Можно уверенно считать приоритетным направлением развития в у стране системы административного судопроизводства в рамках Кодек- о са административного судопроизводства Российской Федерации § исходя из следующих аргументов, относящихся как к теории админист- 3 ративно-процессуального права, так и к практике организации и дея- ° тельности судов: Т

1. Законотворчество в области административного процессуального о законодательства является в настоящее время системной проблемой, в ® которой фокусируются не только задачи правового установления административного судопроизводства, но и сложные вопросы модернизации материального административного законодательства, регламентирующего отношения в области публичного управления (государственного и муниципального), являющегося средой, в которой возникают и развиваются административно-правовые споры, с одной стороны, между гражда-_

нами и юридическими лицами, а с другой — государственными органами 253 и органами местного самоуправления (должностными лицами, государст- _ венными и муниципальными служащими). Таким образом, процессуально-правовые основы порядка рассмотрения административных дел (административно-правовых споров) обусловлены существованием и реализацией отраслевых административно-правовых отношений, решениями, действиями (бездействием), органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Именно решения и действия (бездействие) указанных субъектов, наделенных государственно-властными полномочиями, могут нарушать права и свободы человека и гражданина, законные интересы организаций, юридических лиц. Споры, возникающие в области

Ф

публичного управления, требуют для полноценного и надлежащего их разрешения специализации судебных процедур на уровне отдельного кодифицированного процессуального правового акта - Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как специального административно-процессуального закона, являющегося нормативной правовой основой административного судопроизводства. Целесообразно и в полной мере объяснимо установление именно в данном законе компетенции судов по административным делам.

2. Принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - это важнейшая задача Государственной Думы с целью реализации конституционно установленного вида российского судопроизводства - административного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации). Вряд ли допустимо процессуальное правовое оформление самостоятельного вида судопроизводства (административного судопроизводства) в нормах другого процессуального кодекса (Гражданского процессуального кодекса или обсуждаемого ныне Кодекса гражданского судопроизводства Российской Федерации), призванного устанавливать судебные процедуры разрешения частноправовых (не административно-правовых) споров. Сложившаяся в советское время судебная практика разрешения административно-правовых споров в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса объясняется главным образом отсутствием в то время полноценной системы административного законодательства: о системе и структуре исполнительных органов государственной власти, государственной службе, исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг, порядка подготовки и принятия нормативных правовых актов, издании административных правовых актов, заключении публичных соглашений (административных договоров). При этом фактически

О! „

2 не учитывался демократический стандарт взаимоотношений государст-^ венных органов и гражданина в условиях формирования современного 5 правового государства, при котором государство обязано реформировать 041 судебную власть, обеспечивая при этом создание надлежащих судебных

_процедур разрешения административно-правовых споров в форме адми-

254 нистративного судопроизводства, непременно исключая его из системы гражданского процесса.

3. В соответствии с характером уже состоявшихся в течение последних 20 лет изменений материального административного законодательства изменилось и представление об административном судопроизводстве, которое направлено на обеспечение разрешения административно-правовых споров, возникающих в сфере публичного управления. Реформирование административного права привело к появлению законодательства о государственной службе, административного договора, административной регламентации в системе осуществления государственных функций и государственных услуг, административных регламентов, административных процедур, административной деликтологии. Права и свободы че-

ловека и гражданина, законные интересы организаций и юридических лиц в случае возникновения административно-правового спора приобретут надлежащую и надежную правовую защиту в судах, используемых специальную процессуальную форму разрешения административно-пра- 5 вовых споров. ^

4. Административное судопроизводство — особая форма осуществления судебной власти в стране. Наличие в тексте Конституции Рос- О сийской Федерации термина «административное судопроизводство» не и только обусловливает потребность в соответствующем толковании дан- о ной нормы, но и, в первую очередь, заставляет политическую элиту, высших должностных лиц, органы государственной власти формировать на р практике специальный (отвечающий критериям предназначения судеб- н ной власти в деле обеспечения прав и свобод граждан, законной деятель- и ности органов исполнительной власти) институт, призванный контролировать деятельность административных органов и обеспечивать режим оо законности осуществления ими государственных функций. При этом ста- К новится очевидной неприемлемость гражданско-процессуальной формы о и всего ее потенциала для регламентации порядков разрешения спор- о ных отношений, возникающих в сфере взаимоотношений государства и О гражданина, при осуществлении исполнительными органами государст- у венной власти нормотворческой функции. о

5. Административное судопроизводство, установленное в специаль- § ном федеральном законе - Кодексе административного судопроизводст- 3 ва — позволит на практике реально обеспечивать как доступность пра- ° восудия, так и его эффективность. р

6. Конституция Российской Федерации в ст. 118 установила нормы- о принципы, направленные на обеспечение соответствия судебной систе- о мы России стандартам и принципам современного правового государства, ф одним из которых и является самостоятельность (т.е. невключенность ■

в иную процессуальную форму) правового процессуального установления процедур административного судопроизводства. Административное судопроизводство, регламентированное в специальном федеральном законе (например, в Кодексе административного судопроизводства), соответствует идее приведения судебной системы страны в соответствие с 255 международно-правовыми стандартами структурирования судебной ~ власти (судопроизводства) в зависимости от характера правовых споров, оснований возникновения и развития процессуальных правовых отношений, правового статуса участников судебного процесса. При этом выделение (создание) в судах судейской специализации по административным делам - дополнительная институционально-структурная гарантия формирования и надлежащего функционирования института административного судопроизводства.

7. Особая роль административного правосудия в деле защиты прав и свобод граждан обусловливает разработку специальной административно-процессуальной формы, т.е. административного судопроизводства.

Судебная защита прав и свобод человека и гражданина невозможна путем использования потенциала и возможностей гражданского судопроизводства. Именно поэтому суды, рассматривая административно-правовые споры, порождаемые нарушениями прав и свобод человека и гражданина, законных интересов организаций и юридических лиц, должны использовать специально разработанные административно-процессуальные правила. Следовательно, административное судопроизводство - порядок защиты в судах общей юрисдикции (или, как это установлено в других странах, в административных судах) прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, прав и охраняемых законом интересов юридических лиц и их объединений от неправомерных решений и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также порядок рассмотрения иных административных споров, вытекающих из публично-правовых отношений.

8. В Федеральном конституционном законе от 7 февраля 2011 г. «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» в п. 2 ст. 4 установлено, что суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами. В такой постановке термин «административные дела» дает основания другого толкования данного института. Во-первых, указанный Закон, устанавливая в тексте термин «административные дела», дает основания для предположений о его непосредственном и главном взаимодействии с термином «административное судопроиз-2 водство». Во-вторых, «административные дела» напрямую связываются ^ с необходимостью защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод 5 и охраняемых законом интересов. Следовательно, административные 041 дела требуют специального процессуального оформления порядка их судебного разрешения.

256 9. Административные дела не могут считаться гражданскими делами.

_ Гражданско-процессуальное законодательство относит, очевидно, «дела, возникающие из публичных правоотношений» к гражданским делам. Следовательно, только гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство относит административные дела к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Именно здесь можно поставить вопросы: соответствуют ли такие правовые положения конституционно-правовой норме о формах осуществления судебной власти в России и о самом предназначении административного судопроизводства? Не создаются ли такими нормативными констатациями предпосылки для ограничения доступа к правосудию и за защитой нарушенных прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц?

10. Административное судопроизводство устанавливается для разрешения административно-правовых споров, возникающих между гражданами, организациями (физическими и юридическими лицами), с одной стороны, и государственными органами, органами местного самоуправления (должностными лицами, государственными и муниципальными ^ служащими) — с другой. Таким образом, административно-правовой спор, по сути, лишен имущественного содержания, которое характер- Р но для гражданско-правовых споров (с имущественным, финансовым, и денежным содержанием), рассматриваемых судами с использованием § правил гражданского процесса. В специальной литературе постоянно 0 указывается на отсутствие имущественного содержания административ- р но-правового спора. Тем не менее в современных условиях имеют место н

я

материально-правовые последствия рассмотрения административно- ^ правовых споров. То есть административно-правовой спор зарождается в административно-правовой системе, но результаты его рассмотрения о могут приводить к необходимости констатации наличия соответству- К ющих материально-правовых (имущественных) последствий разрешения о данного спора. Однако данный факт не может способствовать отнесению о административно-правового спора к имущественным правоотношениям. 0 Административно-исковой характер административного судопроизвод- у ства — отличительный признак специального вида правосудия. Админист- о ративно-правовой спор возникает между субъектами публично-правовых § (административно-правовых) отношений и в сфере функционирования 3 публичной власти, участники которых изначально находятся в нерав- о ноправном (т.е. в субординационном, подчиненном) отношении. Адми- р нистративное судопроизводство, установленное в рамках специального о Кодекса административного судопроизводства, способно обеспечивать ® равенство участников процесса (равная правосубъектность в судебном ф процессе для разрешения административного правового спора, возник- ■ шего между субъектами, находящимися в «неравных» административно-правовых отношениях). При этом Кодекс административного судопроизводства гарантирует использование процедур доказывания, собирания и проведения оценки доказательств, направленных на принятие законного и обоснованного решения по административному делу. 257

11. Принципы судопроизводства (причем каждого вида: и граждан- _ ского, и административного) должны устанавливаться в отдельном законодательном акте, ибо они положены в основу судебной деятельности по рассмотрению того или иного правового спора (частноправового или административно-правового). Принципы административного судопроизводства, устанавливаемые в проекте Кодекса административного судопроизводства, отражают содержание и назначение особой административно-процессуальной формы. Отдельно следует отметить принцип состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда. Проявляя свою активность

в процессе, суд в целях правильного разрешения административных дел

вправе истребовать доказательства по своей инициативе. Обязанность доказывания законности оспариваемых по административным делам и нарушающих права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и организаций, должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. На этих субъектах (органы, организации и должностные лица) лежит обязанность подтверждать фактические данные, на которые они ссылаются как на основание своих возражений. Предполагается, что по таким делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, которые обратились в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не будут обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

12. Российская Федерация - одна из немногих стран на постсоветском правовом пространстве, в которой судебная реформа пока не завершилась созданием административно-процессуальной формы разрешения административно-правовых споров. Результаты законотворческой практики в области формирования института административного судопроизводства других стран также выступают в качестве дополнительного обоснования необходимости развития в России административного процессуального законодательства. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (как отраслевой процессуальный закон) соответствует лучшим стандартам административного процессуального законодательства, сложившегося в зарубежных странах и традиционно являющегося правовой процессуальной моделью для стран, создающих системы ад-

^г министративного правосудия. Государства, появившиеся после распада Советского Союза, приняли специальные законы (или кодексы), устанав-. ливающие порядки в области административного судопроизводства, в ^ частности: Административно-процессуальный кодекс Азербайджанской см Республики, Кодекс административного судопроизводства Республики Армения, Административно-процессуальный кодекс Грузии, Админист-258 ративно-процессуальный закон Латвии, Закон Литовской Республики «О производстве по административным делам», Кодекс административного судопроизводства Украины.

13. Мнение, согласно которому целесообразно установление административного судопроизводства в нормах так называемого единого «Кодекса гражданского судопроизводства Российской Федерации» (ныне Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), невозможно разделить, так как оно не основывается на общепризнанных нормах и институтах о системе и структуре государственной власти, правовой системе страны, приоритетах в государственно-правовом строительстве, а содержит в себе неправильное представление: во-первых, о теории и практике разделения властей; во-вторых, о структуре судебной власти в со-

временных политико-правовых условиях; в-третьих, о правовой природе споров, которые рассматриваются в судах; в-четвертых, назвать гражданское (или арбитражное) процессуальное законодательство административным - означает пренебрежительное отношение к теории частного и публичного права, к их разделению, к частным и публичным интересам; наконец, в-пятых, развивающееся административное законодательство и административное право сегодня невозможно представить без адми-

П

нистративного процесса (административного судопроизводства), так как "8

развитие административного права, его новые институты, администра- §

тивные процедуры, административные органы требуют соответствующе- О го развития судебной власти для полноценного и адекватного контроля р

со стороны судебной власти. Таким образом, отсутствуют заслуживающие н

внимания аргументы, доказывающие «приемлемость», «масштабность», 8 «универсальность» и преимущества гражданско-процессуальной формы о

для разрешения дел (споров), возникающих из административно-право- о

о

вых отношений. к

14. Неясность, противоречивость и очевидная «искусственность» крите- 2

риев так называемого «общего гражданского процесса». Наоборот, четкие о

о

и понятные представления о сущности, назначении и юридическои зна- . чимости теории разделения частного и публичного права обусловливают п

формирование административного судопроизводства вне гражданско-про- §

о

цессуальной формы. Административное судопроизводство с его процессуальными особенностями и особым предназначением в системе судебной власти нецелесообразно и невозможно «втягивать» («втаскивать») в другую (например, гражданско-правовую) процессуальную форму.

В многочисленных публикациях по данной проблематике на протяжении многих лет высказывались и другие аргументы в пользу учреждения в России административных судов и установления специального вида судопроизводства — административного1. .

1 См., например: Административное судопроизводство в Российской Федерации : развитие теории и формирование административно-процессуального законодательства. Сер.: Юбилеи, конференции, форумы / отв. ред. Ю. Н. Старилов.

Воронеж, 2013. Вып. 7 ; Зеленцов А. Б. Административная юстиция как судебное_

административное право : концептуальные проблемы. М., 2014 ; Административ- 259 но-процессуальный кодекс : концепция, модельный закон и комментирование / под ред. Йорга Пудельки. Берлин, 2014 ; Хазанов С. Д. Кодекс административного судопроизводства : концепция и юридический инструментарий // Теория и практика административного права и процесса : материалы Всероссийской науч.-практ. конф., посвященной памяти профессора В. Д. Сорокина (пос. Небуг, 13— 14 октября 2006 г.) / отв. ред. В. В. Денисенко, А. Г. Эртель. Краснодар, 2006. С. 275—289 ; Салищева Н. Г., Абросимова Е. Б. Федеральный конституционный закон «Об административном судопроизводстве». М., 2001 ; Салищева Н. Г., Ха-манева Н. Ю. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации // Салищева Н. Г. Избранное. М., 2011. С. 405—469 ; Серков П. П. К вопросу о современном понимании административного судопроизводства // Адм. право и процесс. 2013. № 9. С. 9—21 ; Старилов Ю. Н. Административная юстиция : проблемы теории. Воронеж, 1998 ; Его же. «Перестройка»

Участники Международной научно-практической конференции «Административное судопроизводство в Российской Федерации» (Омская юридическая академия, г. Омск, 28 ноября 2014 г.), обсудив перечисленные теоретические суждения, единогласно приняли обращение к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о необходимости принятия Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

административного права : от «слома» «административно-командного управления» до эффективных административных процедур и Кодекса административного судопроизводства // Административное право : развитие теоретических основ и модернизация законодательства. Сер.: Юбилеи, конференции, форумы / под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж, 2013. Вып. 8. С. 8—28 ; Хаманева Н. Ю. Административная юстиция и административно-правовые отношения : теоретические проблемы // Административные правоотношения : вопросы теории и практики / отв. ред. Н. Ю. Хаманева // Труды Института государства и права РАН. 2009. № 1. С. 41—50 ; Хахалева Е.В. Контроль судов общей юрисдикции за деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц. Майкоп, 2011.

Воронежский государственный университет

Старилов Ю. Н., доктор юридических наук, профессор, .заведующий кафедрой административного и муниципального права, .заслуженный деятель науки Российской Федерации

E-mail: juristar@vmail.ru Тел.: 8(473) 255-07-19

Voronezh State University Starilov Yu. N., Doctor of Legal Sciences, Professor, Head of the Administrative and Municipal Law Department, Honoured Scientist of Russian Federation E-mail: juristar@vmail.ru Tel.: 8(473) 255-07-19

260

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.