Научная статья на тему 'Принятие государственного бюджета страны – важная форма парламентского контроля'

Принятие государственного бюджета страны – важная форма парламентского контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омонова Ф., Зикриллаева Н.

В статье дается анализ деятельности парламентов и парламентских комитетов, функционирующих постоянно (например, бюджетные комитеты), и контрольных комитетов (комиссий), создаваемых для рассмотрения конкретных вопросов финансовой деятельности различных государственных органов различных стран. В этой связи авторами отмечается, что в современных условиях основной целью парламентского контроля Государственного бюджета является не только обеспечение сохранности бюджетных средств, экономного расходования средств, их целевое и эффективное использование, достижение высокого уровня бюджетной дисциплины, но и создание эффективной системы бюджетного финансирования, недопущение отклонений от принятых стандартов, нарушений принципов законности, эффективности, целесообразности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADOPTION OF PUBLIC BUDGET AS A FORM OF PARLIAMENTARY CONTROL

There are describes in the article activities of different Parliamentary Comities and commissions responsible for the consideration of public institutions financial issues consideration on constant basis in different countries. In particular, the authors stressed out the minds that in modernity the Parliamentary control is aimed not only to the issues of total security of public budgetary means, economically expenditure, goal-oriented and effectively expenditure, providing budgetary disciplining, achievement of high results of budgeting, but, creating of high efficiency system of public budgetary financing, avoiding of declines from adopted standards of budgeting, maintenance of efficiency, lawfulness and reasonability principles.

Текст научной работы на тему «Принятие государственного бюджета страны – важная форма парламентского контроля»

ДАВЛАТ БЮДЖЕТИ ВА ГАЗНАЧИЛИК ТИЗИМИ/ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

Омонова Ф.

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Зикриллаева Н. ст.преподаватель, Учебного Центра Министерства финансов Республики Узбекистан

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

БЮДЖЕТА СТРАНЫ

Мировая практика свидетельствует, что уровень государственного управления выше, если результативнее, лучше организован внешний финансовый контроль исполнения государственного бюджета, в частности парламентский, который дает возможность наблюдать как за деятельностью государства по выполнению экономических и социальных программ, так и за деятельностью органов исполнительной власти, административно-территориальных образований,

отдельных отраслей и иных использующих государственные ресурсы хозяйствующих субъектов.

Эффективность парламентского финансового контроля напрямую зависит от множества факторов, которые определяют его действенность. К числу таких наиболее важных, можно отнести решимость и стремление парламентского большинства обеспечить всесторонний и эффективный контроль над расходованием финансовых ресурсов государства и распоряжением его собственностью.

Парламентский финансовый контроль осуществляется как самим законодательным органом путем заслушивания отчетов об исполнении бюджета, внесения парламентских запросов, направления депутатских запросов и вопросов правительству или отдельным его членам по вопросам исполнения бюджета, так и через специальные органы парламента, создаваемые для осуществления финансового

контроля: Счетные палаты, Счетные суды, аудиторские суды, национальные офисы аудита и т.п.

При этом, целями парламентского финансового контроля

являются:

- обеспечение стабильности финансовой системы,

- увеличение доходной части федерального бюджета,

- экономия средств его расходной части, сокращение количества и объемов правонарушений в бюджетной сфере.

Парламентский контроль в области финансов осуществляется в четырех основных формах:

1. Рассмотрение проекта бюджета и отчета о его исполнении на пленарном заседании. Это форма непосредственного контроля,

Предварительный контроль осуществляется при составлении проектов бюджетных документов и при открытии кредитов для перечисления бюджетных средств. Текущий контроль — в процессе исполнения бюджета. И последующий контроль проводится по результатам исполнения расходных и доходных статей бюджета с целью установления законности и эффективности произведенных финансовых операций, осуществляемых парламентом в отношении правительства в целом, и отдельных его министров, прежде всего Министерства финансов.

В Финляндии Сейм осуществляет контроль над расходованием государственных средств в связи с представлением ежегодного правительственного отчета о состоянии казны. В Японии, согласно Конституции, кабинет докладывает парламенту и народу о состоянии государственных финансов не реже, чем раз в год. Финансовое законодательство предусматривает, кроме того, что кабинет обязан не реже чем один раз в 3 месяца докладывать парламенту и народу о расходовании государственных средств и общем финансовом положении страны. В ФРГ министерство финансов каждые 3 месяца обязано предоставлять отчет Бюджетной комиссии, показывающий, насколько фактически произведенные расходы превышают сметные ассигнования, и разъясняющий любые расходы сверх сметы.

Эти общие отчеты весьма полезны, однако они не дают полного представления о повседневной финансовой деятельности и не помогают обнаружить в ней различные нарушения, злоупотребления, ошибки и т.д. В силу этого методы представления общей информации дополняются механизмом повседневного контроля, осуществление которого поручается непосредственно парламентским органам либо специальным контрольным органам, функционирующим под руководством парламента.

2. Деятельность парламентских комитетов, функционирующих постоянно (например, бюджетные комитеты),

и контрольных комитетов (комиссий), создаваемых для рассмотрения конкретных вопросов финансовой деятельности различных государственных органов. Комитеты, осуществляющие финансовый контроль, имеют свои особенности в различных государствах, как по порядку формирования, так и по компетенции. В Великобритании контроль со стороны парламентских комитетов осуществляет Комитет общественной отчетности, избираемый в составе 15 человек Парламентом в начале каждой сессии. Во главе Комитета по традиции стоит представитель оппозиции. Комитет имеет широкие полномочия в области финансового контроля.

В его компетенцию входит: а) рассмотрение докладов Генерального контролера и аудитора с целью определения эффективности и экономической обоснованности различных направлений правительственной политики, а также, выявление фактов коррупции среди государственных служащих и случаев употребления не по назначению государственных финансовых ресурсов;

б) контроль над правильностью и необходимостью расходов правительственных ведомств, суммы которых испрашиваются у парламента дополнительно к сметам текущего финансового года.

Свои выводы и рекомендации Комитет направляет Парламенту, который посвящает один день в ходе каждой сессии их обсуждению. Комитеты общественной отчетности, аналогичные английскому, существуют в Парламентах Австралии и Индии. Следует заметить, что в странах Британского Содружества система финансового контроля в целом в значительной мере воспринимает английскую модель.

Во Франции парламентский контроль осуществляется через постоянные и временные комиссии обеих палат Парламента. В Сенате контрольные функции осуществляют Комиссия по вопросам экономики и плана и Комиссия финансов, контроля над бюджетом и экономическими счетами нации.

В Национальном Собрании на постоянной основе действует Комиссия финансов, общих проблем экономики и плана. В ее функции входит контроль за: а) доходами и расходами государства; б) исполнением бюджета; в) использованием государственного имущества; г) финансовым состоянием государственных предприятий; д) кредитными операциями государственных органов.

Парламент также может создавать временные комиссии для осуществления контроля финансовой деятельности

национализированных предприятий и предприятий с государственным капиталом свыше 50%.

В ФРГ основные финансово-контрольные функции парламента осуществляет Бюджетная комиссия Бундестага, к полномочиям которой, в частности, относится:

а) участие в заседаниях правительства, посвященных вопросам исполнения бюджета;

б) осуществление текущего контроля исполнения бюджета, включающего рассмотрение ежеквартального отчета Министерства финансов о произведенных расходах по бюджету;

в) решение вопросов открытия кредитов для правительства, предоставление которых влечет за собой увеличение расходных статей бюджета.

3. Контроль посредством депутатских запросов осуществляется в парламентах всех стран мира и представляет собой форму текущего контроля депутатов за финансовой деятельностью администрации. Следствием депутатского запроса может быть создание ревизионной комиссии палаты парламента с целью проверки финансовой деятельности различных правительственных учреждений.

4. Контроль со стороны специальных уполномоченных, избираемых парламентом или назначаемых по его представлению. Например, в Швеции из состава депутатов Риксдага избирается 12 ревизоров, в компетенцию которых входит проверка финансовой деятельности государственных органов, а по решению Парламента и любой иной деятельности администрации.

В Исландии § 43 Конституции устанавливает: «Альтинг выбирает на началах пропорционального представительства трех платных ревизоров, которые ежегодно проверяют национальные доходы и расходы в целях установления, все ли доходы включены и не было ли неразрешенных расходов. Ревизоры (аудиторы) могут, каждый отдельно или совместно, требовать предоставления любых докладов и документов, которые они сочтут необходимыми. Отдельные отчеты за данный финансовый год объединяются после этого в одну общую отчетность и вносятся на рассмотрение альтинга с замечаниями ревизоров». Аналогичные функции выполняют ревизоры в Парламентах Дании и Норвегии.

В Великобритании наряду с Комитетом общественной отчетности парламентский финансовый контроль осуществляется Генеральным контролером и аудитором.

В функции Генерального контролера и аудитора входит:

а) контроль за выделением денежных средств правительственным ведомствам, т.е. прежде чем отдать распоряжение в Банк Англии осуществить соответствующие платежи в пользу государственного учреждения Генеральный контролер и аудитор должен удостовериться, что эти средства для министерства предусмотрены законом, и все требования закона в этой связи соблюдены;

б) проверка финансовой отчетности министерств, ведомств, а также различных государственных корпораций (например, университетов).

Проверки осуществляются через государственно-аудиторскую службу с целью определить соответствие расходов направлениям деятельности, установленных в парламентском акте, и выявить экономическую обоснованность и эффективность расходования денежных средств на соответствующие цели. Для осуществления этих задач закон наделяет аудитора правом получать необходимые финансовые документы. По результатам проверок Генеральный контролер и аудитор направляет в Палату общин доклад, который составляет основу для работы Комитета публичной отчетности. Аудиторская служба во главе с Генеральным контролером и аудитором также является частью системы финансового контроля в странах Британского Содружества наций (например, в Индии, Австралии и др.).

Объектом контроля парламента является не только финансовая деятельность государственных органов и должностных лиц, но и политических партий, получающих финансовые средства от государства на осуществление текущей и предвыборной работы.

Например, во Франции бюро Национального Собрания или Сената ежегодно рассматривает отчеты политических партий, в которых указываются суммы и источники поступлений, а также расходы в соответствии с их характером. Нарушение партиями установленного порядка отчетности влечет за собой утрату права на получение финансовых средств от государства.

В Итальянском Парламенте контроль над финансовой деятельностью политических партий осуществляет председатель Палаты депутатов при участии председателя Сената и двух официальных ревизоров. Партии публикуют ежегодный отчет об исполнении своего бюджета. Закон определяет структуру бюджета партии, в соответствии с которой отдельно отражаются статьи доходов и расходов с перечислением их видов. В отчете обязательно указываются все добровольные взносы на сумму большую, чем это определено законом, с перечислением имен физических и юридических лиц, предоставивших эти средства. Председатель нижней палаты докладывает о результатах контроля на совместном заседании палат. В случае обнаружения нарушений финансовой дисциплины Парламент приостанавливает государственное финансирование деятельности политических партий до тех пор, пока не будут устранены допущенные нарушения.

Парламент Дании избирает аудиторов, которые проверяют ежегодные отчеты о расходовании государственных средств, следят за тем, чтобы бюджетные поступления попадали в государственную казну, расходы производились в соответствии с законодательством.

В Швеции четко распределены обязанности между постоянными комиссиями Риксдага (парламента) по подготовке заключений на определенные статьи проекта государственного бюджета.

Наряду с этими контрольными правами Риксдаг обладает усиленными контрольными полномочиями. Прежде всего, это касается (Риксбанка). Правительство лишено возможности назначать в Риксбанк - государственный банк, своего уполномоченного в качестве заместителя среди собрания уполномоченных. Из уполномоченных Риксдагом 11 членов, 7 - избирает из своей среды только Риксдаг. Эта система создает более широкие права и средства воздействия на правление банка, который обладает значительными возможностями оказывать влияние на финансовую и всю экономическую жизнь страны, регулировать деятельность всей банковской системы.

В Финляндии Эдускунта (парламент) избирает уполномоченных для контроля над правлением Народного пенсионного фонда и его деятельностью в соответствии с более детальными постановлениями закона.

Необходимо отметить, что Эдускунта избирает на весь срок своих полномочий следующие комиссии: Большую комиссию, а также Конституционную комиссию, Комиссию иностранных дел, Финансовую комиссию и другие постоянные комиссии, которые указаны в Регламенте Эдускунты. Кроме того, она может создавать временные комиссии для подготовки или расследования определенных дел.

Большая комиссия состоит из 25 членов. Конституционная комиссия, Комиссия иностранных дел, Финансовая комиссия состоят не менее чем из 17 членов. Другие постоянные комиссии состоят не менее чем из 11 членов. Помимо этого все они имеют необходимое число заместителей.

Комиссии правомочны принимать решения при наличии не менее двух третей членов, если только не будет определен больший кворум для каких-либо особых дел.

В Республике Узбекистан Олий Мажлис принимает Государственный бюджет страны и осуществляет контроль над его исполнением. Данная форма контроля имеет универсальное значение и применяется парламентами всех стран мира. В современных условиях финансово-экономического кризиса огромная роль отводится эффективному исполнению Государственного бюджета нашей страны.

В этой связи необходимо отметить, что дальнейшее укрепление контроля над безусловным исполнением Государственного бюджета, выполнением всех его параметров в установленные сроки является важнейшей задачей депутатов в представительных органах власти всех уровней.

Государственный бюджет на 2013 год разрабатывался с учетом приоритетов и важнейших направлений программы социально-экономического развития страны, которая была определена Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым на заседании правительства страны 19 января 2012 года.

Во-первых, приоритетом является повышение конкурентоспособности экономики страны за счет последовательного ее реформирования, углубления структурных преобразований и диверсификации экономики, обеспечения опережающего развития новых высокотехнологичных предприятий и производственных объектов, ускорения процессов модернизации и технического обновления действующих мощностей.

Во-вторых, осуществление структурных преобразований и обеспечение опережающего развития сферы услуг должно реализовываться за счет увеличения объемов и использования резервов в строительстве, на транспорте, в финансово-банковской и информационно-коммуникационной сферах, медицинском и коммунально-бытовом обслуживании населения, особенно в сельской местности.

В-третьих, необходимо дальнейшее обеспечение опережающего развития транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры за счет ускорения реализации проектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог, входящих в состав Узбекской национальной автомагистрали развития и модернизации железнодорожных коммуникаций, а также телекоммуникационной сети.

В-четвертых, продолжается реализация Программы по строительству индивидуального жилья в сельской местности по типовым проектам путем застройки новых жилых поселков, а также строительства объектов производственной и социальной инфраструктуры, включая водопроводные сети, электрические линии, газовые сети и подъездные автомобильные дороги.

В-пятых, реализация Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения будет осуществляться за счет дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства, расширения различных форм надомного труда и семейного предпринимательства, а также трудоустройства выпускников профессиональных колледжей и лицеев.

Концепция налогово-бюджетной политики и Государственного бюджета на 2013 год, являясь одним из важных факторов экономического роста страны, предполагает осуществление ряда комплексных мер, направленных на стимулирование внутреннего спроса.

В целом, главными направлениями бюджетной политики и Государственного бюджета в 2013 году остается социальная

направленность расходов, повышение уровня доходов и благосостояния населения, укрепление материально-технической базы и оснащенности учреждений сферы образования и здравоохранения, а также реализация активной инвестиционной политики. Так, на финансирование социальной сферы в проекте Государственного бюджета предусмотрено более 59 процентов всех расходов.

Значительные средства в 2013 году будут выделены на развитие здравоохранения, образования, реконструкцию, капитальный ремонт и оснащение общеобразовательных школ, академических лицеев и профессиональных колледжей, высших учебных заведений.

В частности, предусматривается строительство и реконструкция 3 инфекционных больниц, 5 туберкулезных санаториев, а также районных медицинских учреждений, способных принять посетителей и больных. В рамках реализации проекта «Здоровье - 3», финансируемого за счет льготных кредитов международных финансовых институтов, предусмотрено оснащение районных центральных больниц различными видами современного оборудования1.

Общеобразовательные школы, академические лицеи и профессиональные колледжи будут капитально отремонтированы и реконструированы за счет средств внебюджетного Фонда реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений. Более 1500 общеобразовательных учреждений и 700 академических лицеев и профессиональных колледжей будут оснащены современным учебным инвентарем, компьютерами и учебными лабораториями. Планируется строительство, капитальный ремонт и оснащение детских школ музыки и искусства, а также спортивных залов и объектов детского спорта.

Для улучшения жилищных условий сельского населения, в рамках реализации Программы по строительству индивидуального жилья в сельской местности по типовым проектам, предусматривается направление финансовых средств на обеспечение строительства современных сельских домов в сельских массивах.

Увеличиваются в два раза расходы против утвержденных параметров 2012 года на улучшение системы доставки питьевой воды населению, особенно в сельской местности, предусмотрено прокладка 654 км водопроводных сетей.

Так, средства, выделяемые из Государственного бюджета на сферу образования составят в 2013 году 7,62% от ВВП, что больше на 7,4% по сравнению с 2012 годом. На систему здравоохранения

1Депутаты приняли Госбюджет на 2013 год. http: //www.parliament.gov.uz/ru/events/ chamber/7694?sphrase_id=18020

расходы составят 3,2%, что больше чем в 2012 году - 3,1% от ВВП. Это обеспечит реализацию задач, определенных в Государственных программах по воспитанию здорового и гармонично развитого

л

поколения, а также реформированию системы здравоохранения'.

Необходимо отметить, что дальнейшее устойчивое развитие экономики страны во многом зависит от динамичного развития науки и инновационных технологий. В этой связи, в Госбюджете Республики Узбекистан на 2013 год предусмотрено повышение расходов на модернизацию научного, технологического и лабораторного оборудования научно-исследовательских учреждений и организаций, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках государственных научно-технических программ.

Следует констатировать, что продолжение реализации принятых социальных программ, улучшение качества оказываемых социальных услуг, согласно концепции бюджетной политики на 2013 год, послужит усилению социальной направленности расходов бюджета, укрепит адресную поддержку населения. Вместе с тем, реализации мер по последовательному повышению размеров заработной платы работников бюджетных организаций, пенсий, стипендий и социальных выплат, что в конечном итоге обеспечит дальнейшее улучшение благосостояния населения.

Анализ деятельности парламента показывает, что в современных условиях основной целью парламентского контроля Государственного бюджета является не только обеспечение сохранности бюджетных средств, экономного расходования средств, их целевое и эффективное использование, достижение высокого уровня бюджетной дисциплины, но и создание эффективной системы бюджетного финансирования, недопущение отклонений от принятых стандартов, нарушений принципов законности, эффективности, целесообразности.

Список литературы:

1. Амеллер М. Парламенты.- М., 1967.

2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М.,1997.

3. Контроль в зарубежных странах: Информационный бюллетень Контрольно-бюджетного комитета Верховного Совета Российской Федерации. - М., 1992.

4. Кунас 3. Парламентский бюджетный контроль в Германии// Президентский контроль -1995. - № 2.

5. Бюджет Японии - под строгим контролем//Президентский контроль. -1995. - № 6.

' Там же

6. Петров А. Президент, Конгресс и контроль/Президентский контроль. - 1994. -№1. - С. 65.

7. Шелюго Ф. Суд счетов - Высший контрольный орган Франции// Президентский контроль.-1995.-№ 3.

8. Депутаты приняли Госбюджет на 2013 год // http://www.parliament.gov.uz/ru/events/chamber/76947sphrase id=180 20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.