Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА'

ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
875
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
принципы законотворчества / правотворчество / законотворческий процесс. / principles of lawmaking / lawmaking / the process of lawmaking.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Толстиков Евгений Олегович

в данной статье рассмотрено определение законотворческого процесса, соотношение понятий «правотворчество», «законодательный процесс» и «законотворческий процесс». Приведены основные принципы правотворчества. Систематизированы основные принципы законотворческой деятельности, даны их определения, сделаны выводы относительно их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF THE LEGISLATIVE PROCESS

this article discusses the definition of the law-making process, the relationship of the concepts of "law-making", "legislative process" and "law-making process". The basic principles of law-making are given. The basic principles of legislative activity are systematized, their definitions are given, conclusions are drawn regarding their application.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. Толстиков Е.О.

Толстиков Евгений Олегович - магистрант, кафедра конституционного права и теории права, Юридический институт Иркутского государственного университета, г. Иркутск

Аннотация: в данной статье рассмотрено определение законотворческого процесса, соотношение понятий "правотворчество", "законодательный процесс" и "законотворческий процесс". Приведены основные принципы правотворчества. Систематизированы основные принципы законотворческой деятельности, даны их определения, сделаны выводы относительно их применения. Ключевые слова: принципы законотворчества, правотворчество, законотворческий процесс.

PRINCIPLES OF THE LEGISLATIVE PROCESS. Tolstikov E.O.

Tolstikov Evgeniy Olegovich - Master's student, DEPARTMENT OF CONSTITUTIONAL LA W AND THEORY OF LAW, LAW INSTITUTE OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY, IRKUTSK

Abstract: this article discusses the definition of the law-making process, the relationship of the concepts of "lawmaking", "legislative process" and "law-making process". The basic principles of law-making are given. The basic principles of legislative activity are systematized, their definitions are given, conclusions are drawn regarding their application.

Keywords: principles of lawmaking, lawmaking, the process of lawmaking.

УДК342.53

Множество определений законодательного процесса насчитывается в научной литературе.

Так, законодательный процесс, как пишет Е.А. Пискунова - это явление государственной, общественной жизни, присущее любому демократическому обществу [1].

Ряд авторов приводит понятие законодательного процесса как деятельности законодательных органов государственной власти по рассмотрению законопроектов, принятию и обнародованию законов, внесению в них изменений и отмене законов [2]. Другие исходят из определения законодательного процесса как совокупности стадий, следующих одна за другой, а именно, принятия, одобрения и обнародования законов Российской Федерации Государственной Думой, Советом Федерации [3]. Эти подходы, в любом случае, сводятся только к деятельности законодательных органов государственной власти по созданию закона.

Большое внимание уделяется вопросам, связанным с процессами законодательства.

Исследование особенностей и проблем оптимизации законодательной деятельности (проблемы законодательной техники, лоббизма, создания качественных законов и др.) законодательного процесса в отечественном государстве ставит перед собой задачу рассмотрения принципов законодательного процесса, которые выделяются в юридической науке на современном этапе.

Н.А. Богданова под принципами права понимает идеи, имеющие фундаментальное или важное значение для развертывания конституционно-правового знания, в основу которых кладется та или иная мировоззренческая позиция, закономерность, выявленная практикой, или сформулированное умозрительно положение, являющееся плодом научной мысли [4].

На основании данного подхода принципом права выступает основополагающее начало, которое включает в себя какую-либо философскую идею, базовое умозаключение, сформулированную и обоснованную юридической наукой закономерность.

Согласно В.К. Бабаеву: «Принципы права - основополагающие идеи, начала, выражающие сущность права и вытекающие из генеральных идей справедливости и свободы» [5]. В.Н. Хропанюк считает, что «принципы права - это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни» [6].

Так Ю.Е. Ширяев под принципами права понимает закрепленные в различных его источниках или выраженные в устойчивой юридической практике общепризнанные основополагающие идеи, адекватно отражающие уровень познания общесоциальных и специфических закономерностей права и служащие для создания внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также для непосредственного регулирования общественных отношений в случае их пробельности и противоречивости [7].

Особенность принципов заключается в том, что они отражают конституционно-правовую действительность, доказываются практикой и объясняют ее, воспринимаются как некий идеал, к достижению которого следует стремиться, используя правовые средства.

Следование законодателя по пути соблюдения принципов правотворчества уберегает его от свершения ошибок при законотворчестве, способствует увеличению эффективно принятых правовых норм и, как следствие, увеличению правовой культуры населения.

Множество принципов законотворческого процесса предлагается как в отечественном, так и в зарубежном правотворчестве. И не удивительно, что принципы законотворческой деятельности были небезразличны еще дореволюционным мыслителям.

Ещё в 18 веке, российский государственный и военный деятель, великий русский историк В.Н. Татищев сформулировал принципы «законописи»:

- закон должен быть краток и написан на языке народа, для которого предназначен;

- он должен быть исполнимым;

- нельзя быть ответственным по закону, который правительство не доводит до общества; незнание законов освобождает от ответственности;

- закон должен соответствовать традициям, нравам народа [8].

В настоящее время современными отечественными учеными предлагаются принципы несколько разных категорий - правотворчества, законотворчества, законотворческого процесса, законодательного процесса. Хочется отметить, что понятие "законотворчество" исходит из понятия "правотворчество", которое синонимично по отношению к понятию "законотворческий процесс", а понятия "законодательный процесс" и "законотворческий процесс" соотносятся между собой как часть и целое, поскольку последнее включает в себя также творческую деятельность по созданию законопроекта. Таким образом, стоит рассмотреть значимые принципы законотворческого процесса [9].

Так как законотворческий процесс является видом правотворчества, то к нему могут применяться также принципы относительно правотворчества, в числе которых Ю.А. Тихомиров [10] предлагает следующие:

а) принцип научности, означающий использование приемов и методов научного анализа, достижений науки и строгое следование объективным критериям оценки;

б) принцип законности, означающий строгий учет иерархии правовых актов и норм, компетенции субъектов прав и соблюдение процедурных правил;

в) принцип демократизма, означающий изучение социальных интересов и возможности их выражения в сфере правотворчества, учет общественной поддержки проектов правовых актов;

г) принцип системности, означающий строгий учет системы права, законодательства, построения отрасли и т.д.

Как отмечают в своей работе Золотухина Т.А. и Тонков Е.Е., принципами, которые являются исходными, следует считать принципы социально-политической обусловленности принимаемых решений и предпринимаемых действий, законности, приоритетности прав и основных свобод человека и гражданина, федерализма, демократизма, гласности, достаточности средств и ресурсов для достижения поставленных целей, согласованности с международными стандартами правового регулирования при учете национальных интересов и т.д. [11].

Если же систематизировать многообразие описанных в научной литературе определений, то под принципами понимаются исходные базовые правила и термины, которыми определяются общие походы гражданского общества и государственной власти при правотворческом процессе.

Проблема принципов законотворческой деятельности, является сравнительно новой областью научного знания, в юридической литературе исследования подобного рода весьма редки, в связи с чем заслуживают пристального внимания.

В настоящее время нет единой базы принципов законотворческой деятельности. Связано это прежде всего с тем, что различные ученые, проводя свои научные исследования и анализируя настоящее законодательство открывают новые принципы и дополняют уже существующие. Однако, не все "новые" принципы так или иначе очевидны, но при их надлежащем обосновании имеют место быть.

Исходными, базовыми принципами законотворческой деятельности, воплощающими в себе важнейшие ценностные ориентиры конкретного общества и государства, следует считать следующие принципы:

- принцип демократизма. Предполагает участие населения региона в законодательной деятельности субъектов РФ;

- принцип законности. Принцип законности означает, что принятие и закрепление правотворческих решений возможно только с соблюдением процедур, установленных законом или иным формальным источником прав.

- научный принцип. Предполагает, что в основе системы разрабатываемых и принимаемых нормативно-правовых актов лежат положения и рекомендации юридической науки, теоретические и прикладные разработки авторитетных научных центров и школ, отдельных ученых;

- принцип гласности. В соответствии с данным принципом законотворчество должно быть открыто и доступно для граждан;

- принцип профессионализма. Недостаточно использование знание только опытных и профессиональных в своей сфере юристов, законотворческий процесс, это процесс, который должен запускать "мозговой штурм" из специалистов разных сфер деятельности, это и политологи, и социологи, и экономисты, и философы, и т.д.;

- гуманистический принцип. Гуманистическое начало должно пронизывать все типы, виды и подвиды законотворческой практики субъектов РФ, в разрабатываемых нормативно-правовых актах во главу должны ставиться общечеловеческие ценности;

- принцип планирования. Данный принцип обусловлен тем, что законотворческая деятельность должна реализовываться на основе долгосрочной программы юридического реформирования общества, а также на системе ближайших планов правотворческой политики и правореализационных мероприятий;

- принцип федерализма. По мнению Фатеева А.Н., принцип федерализма — это основная мера для установления уровня авторитета федерального законодательного процесса на организацию данного процесса в субъектах Российской Федерации [12]. В области законотворчества данный принцип направлен на обеспечение единства системы нормативно-правовых актов, состоящей из федерального и регионального (субъектов России) уровней правовых норм, при разграничении нормотворческой компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами и при обязательности соблюдения принципа соответствия регионального законодательства федеральному, принятому в пределах компетенции Федерации;

- принцип юридического равенства. Принцип юридического равенства говрит о том, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

- принцип целесообразности. Данный принцип направлен на то, что правотворческие решения должны быть разумными, практически полезными для общества, соответствовать поставленной цели преобразования той или иной сферы общественной жизни;

- принцип оперативности. Своевременность и оперативность при издании законов субъектами РФ -основные цели данного принципа;

- принцип стабильности. Данный принцип направлен на стабильность в субъектах и устойчивое развитие экономики и иных сфер жизнедеятельности;

- принцип непрерывности. Указанный принцип означает, что процесс обновления действующего законодательства должен идти постоянно, отражать динамику реальной жизни;

- принцип экономичности. Экономия должна просматриваться на всех этапах и стадиях законотворческого процесса;

Принципы, перечисленные выше, это лишь общие принципы, которые должны составлять фундамент законотворческой практики в любом субъекте Российской Федерации.

Однако, следует добавить, что лишь применяемые в совокупности, комплексно, указанные принципы приносят эффект, воздействуют на правотворческий (законотворческий) процесс, обеспечивая принятие целесообразных, легитимных, научно обоснованных законов и иных нормативно-правовых актов.

Принципы законотворческого процесса в Российской Федерации играют большую роль, имеют важное значение. Они создают некую правовую базу для порядка принятия законов и способствуют повышению их качества. Посредством соответствия законотворчества принципам реализуются единообразие и упорядоченность в законотворческом процессе всех субъектов страны. Чтобы повысить эффективность принципов законотворчества, необходимо придать им нормативный характер, систематизировать и официально закрепить их. Конечно, одного закрепления системы принципов в законодательстве недостаточно для решения проблем законотворческого процесса в России. Однако такая система является необходимой правовой основой для достижения этой цели [13].

Список литературы/References

1. Пискунова Е.А. Понятие законодательного процесса в субъектах Российской Федерации/Е.А.

Пискунова. — Текст: непосредственный // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 9. С.

54-58.

2. Васильев Р.Ф. Законодательный процесс: понятие, институты, стадии: Москва, Юриспруденция. 2000.

С. 226.

3. БаглайМ.В. Конституционное право Российской Федерации: М., Норма. 2005. С. 554.

4. БогдановаН.А. Система науки конституционного права: дис. ... докт. юрид. наук. М., 2001. С. 189.

5. Общая теория права / Под ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 128.

6. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М„ 1995. С. 215.

7. Ширяев Ю.Е. Федеральный законотворческий процесс: конституционно-правовой анализ: дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2006. С. 60.

8. Ильин В.В. История философии: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. С. 384.

9. Виноградов Т.П. Принципы законотворческого процесса в России: понятие, значение и система // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 1. С. 58.

10. Законодательная техника. Научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2000.

11. Золотухина Т.А. Принципы законотворческой деятельности: попытка обобщения и теоретического анализа / Т.А. Золотухина, Е.Е. Тонков. — Текст: непосредственный // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2017. № 3. С. 89-95.

12. Фатеев А.Н. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации: общее и особенное / Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт. / Под ред. С.А. Авакьяна - М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 348.

13. Виноградов Т.П. Принципы законотворческого процесса в России: понятие, значение и система // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 1. С. 58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.