УДК 338.009.02
Ю. Е. ГУПАНОВА
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ХЛЕБОБУЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
Рассмотрена система принципов управления качеством и описан механизм формирования специфических принципов управления качеством хлебобулочной продукции. На основе проведенных исследований основных тенденций управления качеством в хлебопекарной отрасли сформулированы принципы управления качеством хлебобулочной продукции, раскрыт механизм их действия.
Основу методологии управления качеством продукции составляют принципы управления, которые являются общими правилами, положениями, требованиями к управлению качеством. О. А, Дей-неко [1] под принципом управления понимает объективно обоснованное руководящее правило, которое должно соблюдаться при осуществлении управления, чтобы оно (управление) отвечало своему назначению и было эффективным. То есть принципы управления качеством должны лежать в основе системы управления качеством и использоваться для выбора основных путей совершенствования процесса управления качеством на уровне организации. На основе принципов разрабатываются методы управления, а также формируется общая методология управления качеством.
Под научной методологией управления качеством понимается совокупность общих принципов, методов и организации управления, которые формируются на основе познания и использования экономических законов, закономерностей и исследования факторов, влияющих на качество продукции. На основе этих принципов разрабатываются методы, системы и организация управления. Схематически методологию управления качеством можно представить следующим образом (рис. 1).
Управление качеством является одной из важнейших функций и подсистем управления производством, поэтому построение и функционирование систем управления качеством должно опираться в основном на общие и специфические принципы и методы управления, а также действующие в отрасли методы планирования, контроля качества и стимулирования его повышения.
Следует заметить, что во мнениях крупнейших зарубежных ученых отсутствует единство по вопросам формулирования принципов управления качеством. Имеющиеся работы в этом направлении носят практический характер и представляются в виде установок по формированию поведения менеджеров для достижения целей в области качества (например, 14 постулатов Э. Деминга).
Ряд отечественных ученых [2, 3] представляют совокупность научно обоснованных принципов управления качеством как единство общих, общесистемных и специальных принципов. Наибольший интерес представляют специальные принципы управления качеством, так как они носят прикладной характер и имеют нормативное закрепление в стандартах ИСО 9000. Следует заметить, что из восьми принципов ИСО серии 9000 наибольшее практическое значение имеют принципы процессного и системного подходов, в соответствии с которыми организация должна определить процес-
сы, необходимые для создания ценностей как для потребителя, так и для организации, оценить их взаимосвязи, обеспечить их и управлять ими, применяя эти процессы в системе. Такие процессы получили название бизнес-процессов.
Выявление бизнес-процессов является основной задачей менеджмента качества. Для ее решения необходима классификация бизнес-процессов. Ряд авторов [3, 4] предлагают следующий подход к классификации процессов с точки зрения степени их влияния на получение добавленной ценности:
1) основные (базовые) процессы, результатом которых является выпуск продукции (к ним относятся процессы жизненного цикла продукции);
2) обеспечивающие (вспомогательные) процессы, результатом которых является создание необходимых условий для осуществления основных процессов (документирование, принятие решений, обеспечение качества и др.);
3) процессы менеджмента (организационные), целью которых является повышение результативности и эффективности основных и обеспечивающих процессов (управление, усовершенствование, создание инфраструктуры и обучение).
Вышеперечисленные виды бизнес-процессов тесно взаимосвязаны между собой, так как ведущая роль основных процессов не может быть эффективно реализована, если обеспечивающие и организационные процессы не будут определены и настроены на решение задач в области качества.
Следует отметить, что любой процесс является горизонтальной и вертикальной последовательностью связанных между собой видов деятельности, которая имеет общий вход и выход, для чего определяют необходимые выходы процессов и идентифицируют необходимые виды деятельности для результативного и эффективного достижения поставленных целей.
Конкретное знание многообразных связей между процессами позволяет создавать результативную
Рис. 1. Методология управления качеством продукции
систему управления деятельностью и необходимыми ресурсами. При этом ключевыми вопросами при применении процессного подхода являются: идентификация бизнес-процессов, четкое определение входов и выходов процессов, установление требований к входам и выходам, назначение владельца процесса, ответственного за его эффективность, и рассмотрение процессов с точки зрения добавленной ценности.
Необходимо уточнить, что идентификация и выделение процессов и элементов системы менеджмента качества еще не обеспечивает ее эффективности, так как важными являются взаимодействие и взаимосвязь данных элементов как единого целого. Для реализации этого положения в рамках системного подхода необходимо соблюдение таких принципов, как:
— принцип комплексности управления, который подразумевает охват системой качества всех стадий жизненного цикла продукции и уровней управления, а внутри них — всех процессов менеджмента;
— принцип иерархии управления, согласно которому систему менеджмента качества можно представить как многоуровневую иерархическую структуру бизнес-процессов, обеспечивающую увязку целей, задач в области качества со средствами их достижения и необходимыми ресурсами [5];
— принцип обратной связи, обеспечивающий получение необходимой информации о ходе производственного процесса, его результатах для принятия предупреждающих и корректирующих воздействий.
Применение вышеуказанных принципов позволит реализовать важное положение системного подхода — это достижение синергетического эффекта, проявляющегося в приросте эффекта системы над суммой эффектов отдельных ее элементов, не объединенных в систему.
В этой связи, для того чтобы данный эффект имел закрепление во времени, необходимо соблюдение еще одного принципа — постоянного улучшения, которое отвечает условиям меняющейся внешней среды и предпочтений потребителей. Основной целью предприятия является формирование такой системы управления качеством, при которой достижение и обеспечение высокого качества будет осознаваться как приоритетная цель производственной, хозяйственной и трудовой деятельности. Только в таких условиях возможно наиболее полное удовлетворение постоянно растущих запросов потребителей.
Анализ принципов управления качеством в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 позволяет отметить, что данные принципы являются универсальными и общими для любой отрасли деятельности. Вместе с тем для каждой отдельной отрасли хозяйствования характерны специфические принципы управления качеством продукции. Теоретический анализ научных фактов, тенденций и закономерностей управления, их обобщение и систематизация, а также анализ экономических отношений, действующих в пищевой промышленности, позволили нам сформулировать специфические принципы управления качеством данной продукции, которые приведены на рис. 2.
Из схемы на рис. 2 видно, что к специфическим принципам управления качеством хлебобулочной продукции относятся следующие:
1. Принцип минимизации стоимости жизненного цикла продукции вытекает из принципов систем-
ного подхода и комплексности управления, подразумевающих охват системой качества всех стадий жизненного цикла продукции, и направлен на разрешение противоречия между экономическими интересами производителя и потребителя. Производитель традиционно стремится к получению максимальной прибыли, но в условиях конкурентной борьбы он вынужден снижать издержки, обеспечивая доступную цену. Потребитель, наоборот, заинтересован в снижении цен на продукцию пищевых предприятий, являющихся товарами повседневного неэластичного спроса. При этом снижение цены не всегда оправдано, так как требования к уровню качества продукции во многом обуславливают размер затрат на его обеспечение. Поэтому данное противоречие не может быть решено однозначно в пользу одной стороны. В связи с этим производителю необходимо стремиться к минимизации цены продукции. Цена производимой продукции складывается из затрат на обеспечение всех стадий жизненного цикла продукции, следовательно, производителю для наиболее полного удовлетворения запросов потребителя необходимо стремиться к минимизации стоимости жизненного цикла продукции, тем самым обеспечивая высокое качество по цене, доступной для массового потребления.
2. Принцип единства количества и качества обуславливается двойственной природой качества, отражающей техническую и экономическую стороны качества продукции, которые формируются и проявляются в процессе производства и потребления. При этом в процессе производства формируется технический уровень качества, а в процессе потребления проявляется его социально-экономическая сторона, указывающая на степень удовлетворения потребностей общества и эффективность потребления в связи с достигнутым уровнем сохранности и вкусовых характеристик продукции, физико-химических показателей сырья, таких как содержание клейковины в муке, снижения расхода сырья и других качественных показателей. В хозяйственной практике существует много примеров, когда за счет улучшения качества продукции в несколько раз увеличивается ее сохранность, что равносильно увеличению количества этой продукции примерно в столько же раз.
В ряде случаев выпуск требуемого количества высококачественной продукции не обеспечивается из-за ограниченности на данный момент определенных ресурсов: материалов, оборудования, научно-технических возможностей и др. Поэтому возникает необходимость компенсировать недостающее количество продукции более высоким качеством и уровнем отдельных показателей.
Данный принцип предусматривает также единство планирования и учета выпуска продукции по количеству и качеству, материальное стимулирование снижения количества за счет улучшения качества продукции. Применение данного принципа позволяет целенаправленно осуществлять управление производством продукции как по количеству, так и по качеству, а также стимулировать персонал на выполнение планов не только по объему, но и по качеству продукции.
3. Принцип эффективности качества предусматривает единство и неразрывность качества и эффективности производства продукции пищевой промышленности. Повышение качества связано с дополнительными затратами ресурсов, исходного
Принцип надежности системы управления качеством
Рис. 2. Механизм формирования принципов управления качеством
сырья. Как уже отмечалось, критерием повышения качества является максимальное удовлетворение личных и общественных потребностей в продукции с наименьшими затратами. Поэтому затраты ресурсов, планируемые на осуществление мероприятий по повышению качества, должны быть соизмеримы с эффектом от его повышения, иначе рост качества будет снижать эффективность производства и конкурентоспособность продукции. Важным моментом является определение экономически допустимых пределов повышения качества продукции, в которых она будет способна удовлетворять требования потребителей и доступна для массового потребления.
4. Принцип экономического стимулирования. Действие данного принципа основано на выявленной нами закономерности, проявляющейся в зависимости качества хлебобулочной продукции от качества выполнения работ, трудовой дисциплины и квалификации кадров. Для эффективной реализации этого принципа необходимо совершенствование механизма экономического стимулирования труда при выполнении работ, изготовлении продукции. Это возможно при внедрении совершенных форм материального и морального стимулирования и мотивации в сочетании с комплексной работой в области повышения квалификации и переподготовки персонала. Тогда стимулы и интересы будут более тесно связаны между собой и в равной мере направлены на повышение качества производимой продукции.
5. Принцип непрерывности и комплексности контроля качества. Является одним из главных в управлении качеством и основан на важнейшей закономерности управления качеством хлебобулочной продукции — непрерывности и комплексности контроля качества во всех направлениях. Ориентация на данный принцип позволяет своевременно выявлять брак и дефекты в самом начале их возникновения, а также принимать предупреждающие воздействия во избежание роста брака и издержек производства. Для того чтобы своевременно обнаруживать и предупреждать брак, необходим комплексный, непрерывный контроль на всех операциях и этапах изготовления продукции, начиная от входного контроля сырья, процесса
производства продукции, ее хранения и транспортировки, заканчивая сдачей на склад готовой продукции или ее отпуском поставщикам. При этом основной целью контроля качества остается предупреждение появления дефектов и брака и своевременное выявление мест возможного возникновения таких дефектов.
6. Принцип соответствия качества продукции уровню материально-технической базы производства. Анализ факторов, влияющих на качество хлебобулочной продукции, показал, что применение данного принципа оказывает решающее влияние на обеспечение высокого качества, так как низкий уровень соответствия качества материально-технической базе производства приводит к 43 % дефектов хлеба на предприятиях Приморского края. Качество продукции находится в прямой зависимости от уровня материально-технической базы — чем выше технический уровень материально-технической базы производства, тем более высококачественную продукцию она сможет выпускать. Дальнейшее совершенствование качества продукции тесно связано с повышением технического уровня производства, модернизацией оборудования, внедрением новых технологий и укреплением материально-технической базы в целом.
7. Принцип надежности системы управления качеством. Предполагает надежное, безотказное функционирование системы менеджмента качества пищевой продукции. Данный принцип является интегративным — он базируется на предыдущих специфических принципах управления качеством и, в свою очередь, является основой их эффективного применения. Любая система управления качеством должна обладать синергетическим эффектом, проявляющимся в приросте эффекта от взаимодействия ее составляющих, что должно стать залогом ее саморегуляции и самоорганизации. Только самоорганизующаяся система управления качеством способна к адекватному реагированию на внешние и внутренние воздействия и обладает характеристиками безотказности и надежности, что является гарантом удовлетворения потребностей общества.
Практическая реализация указанных принципов должна стать основой планирования мер по постоянному совершенствованию и улучшению качества в краткосрочной и долгосрочной перспективе, а также ядром формирования механизма управления качеством продукции.
Библиографический список:
1. ДейнекоО.А. Методологические проблемы науки управления производством / О.А.Дейнеко. - М.: Наука, 1970. - 132 с.
2. Мишин В.М, Управление качеством / В.М.Мишин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 463 с.
3. Никифоров А.Д. Управление качеством / АД.Никифоров. -М.: Дрофа, 2004.-720 с.
4. Свиткин М .З. Процессный подход при внедрении систем менеджмента качества в организации / М.З.Свиткин // Стандарты и качество. - 2002. - № 3. - С. 74-77.
5. Чупилин А.И. Управление качеством/А.И.Чупилин. - М.: Изд. «Дашков и К», 2005. - 156 с.
ГУПАНОВА Юлия Евгеньевна, аспирантка.
Дата поступления статьи в редакцию: 15.06.06 г. © Гупанова Ю.Е.
Принцип соответствия качества продукции уровню мэтерпалько-течюпескоП бшы производства