Научная статья на тему 'Принципы управления качеством хлебобулочной продукции'

Принципы управления качеством хлебобулочной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гупанова Ю. Е.

Рассмотрена система принципов управления качеством и описан механизм формирования специфических принципов управления качеством хлебобулочной продукции. На основе проведенных исследований основных тенденций управления качеством в хлебопекарной отрасли сформулированы принципы управления качеством хлебобулочной продукции, раскрыт механизм их действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality management principles in bakery products

The system of quality management principles is considered undue mechanism of development of specific quality manaqement principles oi bakery production is described. On the basis of the research done the basic quality management tendencies in baking branch principles of quality management of bakery production were formulated and the mechanism of the principles action is shown.

Текст научной работы на тему «Принципы управления качеством хлебобулочной продукции»

УДК 338.009.02

Ю. Е. ГУПАНОВА

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ХЛЕБОБУЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Рассмотрена система принципов управления качеством и описан механизм формирования специфических принципов управления качеством хлебобулочной продукции. На основе проведенных исследований основных тенденций управления качеством в хлебопекарной отрасли сформулированы принципы управления качеством хлебобулочной продукции, раскрыт механизм их действия.

Основу методологии управления качеством продукции составляют принципы управления, которые являются общими правилами, положениями, требованиями к управлению качеством. О. А, Дей-неко [1] под принципом управления понимает объективно обоснованное руководящее правило, которое должно соблюдаться при осуществлении управления, чтобы оно (управление) отвечало своему назначению и было эффективным. То есть принципы управления качеством должны лежать в основе системы управления качеством и использоваться для выбора основных путей совершенствования процесса управления качеством на уровне организации. На основе принципов разрабатываются методы управления, а также формируется общая методология управления качеством.

Под научной методологией управления качеством понимается совокупность общих принципов, методов и организации управления, которые формируются на основе познания и использования экономических законов, закономерностей и исследования факторов, влияющих на качество продукции. На основе этих принципов разрабатываются методы, системы и организация управления. Схематически методологию управления качеством можно представить следующим образом (рис. 1).

Управление качеством является одной из важнейших функций и подсистем управления производством, поэтому построение и функционирование систем управления качеством должно опираться в основном на общие и специфические принципы и методы управления, а также действующие в отрасли методы планирования, контроля качества и стимулирования его повышения.

Следует заметить, что во мнениях крупнейших зарубежных ученых отсутствует единство по вопросам формулирования принципов управления качеством. Имеющиеся работы в этом направлении носят практический характер и представляются в виде установок по формированию поведения менеджеров для достижения целей в области качества (например, 14 постулатов Э. Деминга).

Ряд отечественных ученых [2, 3] представляют совокупность научно обоснованных принципов управления качеством как единство общих, общесистемных и специальных принципов. Наибольший интерес представляют специальные принципы управления качеством, так как они носят прикладной характер и имеют нормативное закрепление в стандартах ИСО 9000. Следует заметить, что из восьми принципов ИСО серии 9000 наибольшее практическое значение имеют принципы процессного и системного подходов, в соответствии с которыми организация должна определить процес-

сы, необходимые для создания ценностей как для потребителя, так и для организации, оценить их взаимосвязи, обеспечить их и управлять ими, применяя эти процессы в системе. Такие процессы получили название бизнес-процессов.

Выявление бизнес-процессов является основной задачей менеджмента качества. Для ее решения необходима классификация бизнес-процессов. Ряд авторов [3, 4] предлагают следующий подход к классификации процессов с точки зрения степени их влияния на получение добавленной ценности:

1) основные (базовые) процессы, результатом которых является выпуск продукции (к ним относятся процессы жизненного цикла продукции);

2) обеспечивающие (вспомогательные) процессы, результатом которых является создание необходимых условий для осуществления основных процессов (документирование, принятие решений, обеспечение качества и др.);

3) процессы менеджмента (организационные), целью которых является повышение результативности и эффективности основных и обеспечивающих процессов (управление, усовершенствование, создание инфраструктуры и обучение).

Вышеперечисленные виды бизнес-процессов тесно взаимосвязаны между собой, так как ведущая роль основных процессов не может быть эффективно реализована, если обеспечивающие и организационные процессы не будут определены и настроены на решение задач в области качества.

Следует отметить, что любой процесс является горизонтальной и вертикальной последовательностью связанных между собой видов деятельности, которая имеет общий вход и выход, для чего определяют необходимые выходы процессов и идентифицируют необходимые виды деятельности для результативного и эффективного достижения поставленных целей.

Конкретное знание многообразных связей между процессами позволяет создавать результативную

Рис. 1. Методология управления качеством продукции

систему управления деятельностью и необходимыми ресурсами. При этом ключевыми вопросами при применении процессного подхода являются: идентификация бизнес-процессов, четкое определение входов и выходов процессов, установление требований к входам и выходам, назначение владельца процесса, ответственного за его эффективность, и рассмотрение процессов с точки зрения добавленной ценности.

Необходимо уточнить, что идентификация и выделение процессов и элементов системы менеджмента качества еще не обеспечивает ее эффективности, так как важными являются взаимодействие и взаимосвязь данных элементов как единого целого. Для реализации этого положения в рамках системного подхода необходимо соблюдение таких принципов, как:

— принцип комплексности управления, который подразумевает охват системой качества всех стадий жизненного цикла продукции и уровней управления, а внутри них — всех процессов менеджмента;

— принцип иерархии управления, согласно которому систему менеджмента качества можно представить как многоуровневую иерархическую структуру бизнес-процессов, обеспечивающую увязку целей, задач в области качества со средствами их достижения и необходимыми ресурсами [5];

— принцип обратной связи, обеспечивающий получение необходимой информации о ходе производственного процесса, его результатах для принятия предупреждающих и корректирующих воздействий.

Применение вышеуказанных принципов позволит реализовать важное положение системного подхода — это достижение синергетического эффекта, проявляющегося в приросте эффекта системы над суммой эффектов отдельных ее элементов, не объединенных в систему.

В этой связи, для того чтобы данный эффект имел закрепление во времени, необходимо соблюдение еще одного принципа — постоянного улучшения, которое отвечает условиям меняющейся внешней среды и предпочтений потребителей. Основной целью предприятия является формирование такой системы управления качеством, при которой достижение и обеспечение высокого качества будет осознаваться как приоритетная цель производственной, хозяйственной и трудовой деятельности. Только в таких условиях возможно наиболее полное удовлетворение постоянно растущих запросов потребителей.

Анализ принципов управления качеством в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 позволяет отметить, что данные принципы являются универсальными и общими для любой отрасли деятельности. Вместе с тем для каждой отдельной отрасли хозяйствования характерны специфические принципы управления качеством продукции. Теоретический анализ научных фактов, тенденций и закономерностей управления, их обобщение и систематизация, а также анализ экономических отношений, действующих в пищевой промышленности, позволили нам сформулировать специфические принципы управления качеством данной продукции, которые приведены на рис. 2.

Из схемы на рис. 2 видно, что к специфическим принципам управления качеством хлебобулочной продукции относятся следующие:

1. Принцип минимизации стоимости жизненного цикла продукции вытекает из принципов систем-

ного подхода и комплексности управления, подразумевающих охват системой качества всех стадий жизненного цикла продукции, и направлен на разрешение противоречия между экономическими интересами производителя и потребителя. Производитель традиционно стремится к получению максимальной прибыли, но в условиях конкурентной борьбы он вынужден снижать издержки, обеспечивая доступную цену. Потребитель, наоборот, заинтересован в снижении цен на продукцию пищевых предприятий, являющихся товарами повседневного неэластичного спроса. При этом снижение цены не всегда оправдано, так как требования к уровню качества продукции во многом обуславливают размер затрат на его обеспечение. Поэтому данное противоречие не может быть решено однозначно в пользу одной стороны. В связи с этим производителю необходимо стремиться к минимизации цены продукции. Цена производимой продукции складывается из затрат на обеспечение всех стадий жизненного цикла продукции, следовательно, производителю для наиболее полного удовлетворения запросов потребителя необходимо стремиться к минимизации стоимости жизненного цикла продукции, тем самым обеспечивая высокое качество по цене, доступной для массового потребления.

2. Принцип единства количества и качества обуславливается двойственной природой качества, отражающей техническую и экономическую стороны качества продукции, которые формируются и проявляются в процессе производства и потребления. При этом в процессе производства формируется технический уровень качества, а в процессе потребления проявляется его социально-экономическая сторона, указывающая на степень удовлетворения потребностей общества и эффективность потребления в связи с достигнутым уровнем сохранности и вкусовых характеристик продукции, физико-химических показателей сырья, таких как содержание клейковины в муке, снижения расхода сырья и других качественных показателей. В хозяйственной практике существует много примеров, когда за счет улучшения качества продукции в несколько раз увеличивается ее сохранность, что равносильно увеличению количества этой продукции примерно в столько же раз.

В ряде случаев выпуск требуемого количества высококачественной продукции не обеспечивается из-за ограниченности на данный момент определенных ресурсов: материалов, оборудования, научно-технических возможностей и др. Поэтому возникает необходимость компенсировать недостающее количество продукции более высоким качеством и уровнем отдельных показателей.

Данный принцип предусматривает также единство планирования и учета выпуска продукции по количеству и качеству, материальное стимулирование снижения количества за счет улучшения качества продукции. Применение данного принципа позволяет целенаправленно осуществлять управление производством продукции как по количеству, так и по качеству, а также стимулировать персонал на выполнение планов не только по объему, но и по качеству продукции.

3. Принцип эффективности качества предусматривает единство и неразрывность качества и эффективности производства продукции пищевой промышленности. Повышение качества связано с дополнительными затратами ресурсов, исходного

Принцип надежности системы управления качеством

Рис. 2. Механизм формирования принципов управления качеством

сырья. Как уже отмечалось, критерием повышения качества является максимальное удовлетворение личных и общественных потребностей в продукции с наименьшими затратами. Поэтому затраты ресурсов, планируемые на осуществление мероприятий по повышению качества, должны быть соизмеримы с эффектом от его повышения, иначе рост качества будет снижать эффективность производства и конкурентоспособность продукции. Важным моментом является определение экономически допустимых пределов повышения качества продукции, в которых она будет способна удовлетворять требования потребителей и доступна для массового потребления.

4. Принцип экономического стимулирования. Действие данного принципа основано на выявленной нами закономерности, проявляющейся в зависимости качества хлебобулочной продукции от качества выполнения работ, трудовой дисциплины и квалификации кадров. Для эффективной реализации этого принципа необходимо совершенствование механизма экономического стимулирования труда при выполнении работ, изготовлении продукции. Это возможно при внедрении совершенных форм материального и морального стимулирования и мотивации в сочетании с комплексной работой в области повышения квалификации и переподготовки персонала. Тогда стимулы и интересы будут более тесно связаны между собой и в равной мере направлены на повышение качества производимой продукции.

5. Принцип непрерывности и комплексности контроля качества. Является одним из главных в управлении качеством и основан на важнейшей закономерности управления качеством хлебобулочной продукции — непрерывности и комплексности контроля качества во всех направлениях. Ориентация на данный принцип позволяет своевременно выявлять брак и дефекты в самом начале их возникновения, а также принимать предупреждающие воздействия во избежание роста брака и издержек производства. Для того чтобы своевременно обнаруживать и предупреждать брак, необходим комплексный, непрерывный контроль на всех операциях и этапах изготовления продукции, начиная от входного контроля сырья, процесса

производства продукции, ее хранения и транспортировки, заканчивая сдачей на склад готовой продукции или ее отпуском поставщикам. При этом основной целью контроля качества остается предупреждение появления дефектов и брака и своевременное выявление мест возможного возникновения таких дефектов.

6. Принцип соответствия качества продукции уровню материально-технической базы производства. Анализ факторов, влияющих на качество хлебобулочной продукции, показал, что применение данного принципа оказывает решающее влияние на обеспечение высокого качества, так как низкий уровень соответствия качества материально-технической базе производства приводит к 43 % дефектов хлеба на предприятиях Приморского края. Качество продукции находится в прямой зависимости от уровня материально-технической базы — чем выше технический уровень материально-технической базы производства, тем более высококачественную продукцию она сможет выпускать. Дальнейшее совершенствование качества продукции тесно связано с повышением технического уровня производства, модернизацией оборудования, внедрением новых технологий и укреплением материально-технической базы в целом.

7. Принцип надежности системы управления качеством. Предполагает надежное, безотказное функционирование системы менеджмента качества пищевой продукции. Данный принцип является интегративным — он базируется на предыдущих специфических принципах управления качеством и, в свою очередь, является основой их эффективного применения. Любая система управления качеством должна обладать синергетическим эффектом, проявляющимся в приросте эффекта от взаимодействия ее составляющих, что должно стать залогом ее саморегуляции и самоорганизации. Только самоорганизующаяся система управления качеством способна к адекватному реагированию на внешние и внутренние воздействия и обладает характеристиками безотказности и надежности, что является гарантом удовлетворения потребностей общества.

Практическая реализация указанных принципов должна стать основой планирования мер по постоянному совершенствованию и улучшению качества в краткосрочной и долгосрочной перспективе, а также ядром формирования механизма управления качеством продукции.

Библиографический список:

1. ДейнекоО.А. Методологические проблемы науки управления производством / О.А.Дейнеко. - М.: Наука, 1970. - 132 с.

2. Мишин В.М, Управление качеством / В.М.Мишин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 463 с.

3. Никифоров А.Д. Управление качеством / АД.Никифоров. -М.: Дрофа, 2004.-720 с.

4. Свиткин М .З. Процессный подход при внедрении систем менеджмента качества в организации / М.З.Свиткин // Стандарты и качество. - 2002. - № 3. - С. 74-77.

5. Чупилин А.И. Управление качеством/А.И.Чупилин. - М.: Изд. «Дашков и К», 2005. - 156 с.

ГУПАНОВА Юлия Евгеньевна, аспирантка.

Дата поступления статьи в редакцию: 15.06.06 г. © Гупанова Ю.Е.

Принцип соответствия качества продукции уровню мэтерпалько-течюпескоП бшы производства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.