УДК 658.562
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ Ю.Е. Гупанова, ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз», Владивосток
Статья посвящена раскрытию методологических аспектов формирования принципов управления качеством, обоснованию их места в общей научной методологии управления, обобщению существующих подходов к выделению данных принципов и на этой основе дополнению сложившейся системы принципов и раскрытию механизма их действия с учетом современных закономерностей и тенденций, сложившихся в управлении качеством продукции рыбопромышленных предприятий Приморского края.
Введение
Одним из эффективных средств повышения конкурентных преимуществ продукции является ее высокое качество, достижение которого требует от предприятий построения современных систем менеджмента качества (СМК), нацеленных на постоянное совершенствование деятельности для наиболее полного удовлетворения запросов потребителей. При этом в соответствии с требованиями международных стандартов в области качества ИСО 9000 СМК должна быть гармонично интегрирована в общую систему менеджмента предприятия. В свою очередь как неотъемлемая часть общего менеджмента управление качеством должно опираться на соответствующие методы, принципы, законы и закономерности управления, в совокупности формирующие общую методологию управления. Учитывая важность требований международных стандартов по построению эффективных СМК на предприятии, предполагаем необходимость акцентирования внимания на обосновании общей научной методологии управления качеством и ее отдельных элементов как базы для формирования указанных систем.
В качестве исходной цели данной статьи ставилось исследование сущности и основных составляющих общей научной методологии управления качеством как базовой основы СМК, а также критический анализ системы принципов управления качеством как одного из основных элементов данной методологии, по результатам которого шло формирование предложений по дополнению существующей системы принципов с учетом специфики предприятий рыбной промышленности.
Общая методология управления качеством
Под научной методологией управления [1, 2] понимается
совокупность общих принципов, методов и организации управления,
которые формируются на основе познания и использования экономических законов, закономерностей и исследования факторов, влияющих на объект управления.
Из этого следует, что в основе методологии управления качеством также должны лежать принципы управления, которые являются общими правилами, положениями или требованиями к управлению качеством. В [3] под принципом управления понимается объективно обоснованное руководящее правило, которое должно соблюдаться при осуществлении управления, чтобы оно (управление) отвечало своему назначению и было эффективным. То есть принципы управления качеством должны лежать в основе системы менеджмента качества и использоваться для выбора основных путей совершенствования процесса управления качеством на уровне организации.
На основе этих принципов разрабатываются методы, системы и формы организации управления. Схематически содержание методологии управления качеством можно представить следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Составляющие методологии управления качеством
Приведенная схема наглядно демонстрирует тот факт, что создание и внедрение систем качества на практике нуждаются в разработке соответствующей методологии управления, ключевыми элементами которой являются принципы управления. При этом важно понимать, что во мнениях крупнейших ученых в данной области [1, 2, 4,
5, 6] отсутствует единство по вопросам формулирования принципов управления качеством, поэтому, на наш взгляд, применительно к системному управлению качеством целесообразно говорить о системе принципов управления качеством.
Система принципов управления качеством
На сегодняшний день наиболее передовые концепции построения СМК нашли отражение в международных стандартах ИСО серии 9000, в
основу которых положены следующие восемь принципов менеджмента качества: ориентация на потребителя; лидерство руководства;
вовлечение работников; процессный подход; системный подход к управлению; постоянное улучшение; принятие решений, основанное на фактах; взаимовыгодные отношения с поставщиками. Данные принципы являются универсальными для любых видов деятельности и отражают базовые концепции философии всеобщего качества. По мнению профессионалов в области качества [5, 7], они закладывают основу для эффективной системы качества, создавая основные требования к ее устойчивому функционированию. В целом они ориентируют предприятия на выявление процессов для определения потребительских запросов и ожиданий, их трансформации во внутренние требования при участии всего персонала и лидирующей роли высшего руководства и измерение степени удовлетворения потребителей как важного критерия эффективности имеющейся СМК.
При этом, несмотря на универсальность указанных принципов, они в большей степени носят практический характер и не могут быть единственными при формировании научной методологии управления качеством. По мнению ряда ученых [1, 2, 8], совокупность научно обоснованных принципов управления качеством представляется как единство общих, общесистемных и специальных принципов, где принципы, заложенные в стандартах ИСО серии 9000, относятся к последней категории, т.е. к специальным принципам управления.
Что касается основного общего принципа, то, по сложившемуся мнению, он заключается в том, что системное управление качеством должно быть органичной составляющей системного управления всем предприятием [1, 8], т.е. СМК необходимо рассматривать как часть всей системы управления предприятием. Именно поэтому при управлении качеством должны применяться общие принципы управления -демократический централизм, сочетание единоначалия и коллегиальности, ответственность, материальное и моральное стимулирование, делегирование полномочий, преемственность, заинтересованность и активное участие работников в управлении и др. Данный подход прямо следует из стандарта ИСО серии 9000 и согласуется со специальными принципами управления качеством.
Далее наряду с общими принципами управления применительно к управлению качеством целесообразно руководствоваться общесистемными принципами [2], так как управление качеством в настоящее время рассматривается со стороны системного подхода. Анализ литературных источников [1, 7, 9] по данной проблематике позволил выделить следующие общесистемные принципы управления качеством:
- целенаправленность, которая реализуется через формирование соответствующих подсистем для достижения поставленных целей;
- делимость, т.е. выделение подсистем и элементов в рамках СМК;
- иерархичность, предполагающая наличие многоуровневой системы управления и делегирование полномочий;
- комплексность, проявляющаяся во взаимосвязи всех подсистем, элементов, иерархических уровней и мероприятий, применяемых в управлении качеством;
- взаимосвязанность - принцип, вытекающий из предыдущего общесистемного принципа управления и реализуемый посредством формирования взаимосвязей систем управления качеством со всеми другими системами предприятия;
- замкнутость общих функций управления качеством, которая осуществляется через выполнение в системе, подсистемах и элементах полного управленческого цикла (прогнозирование -планирование - организация - контроль и т.д.);
- систематичность, т.е. постоянное выполнение работ по управлению качеством;
- преемственность предполагает учет накопленного опыта при создании и совершенствовании СМК;
- простота, необходимая для понимания каждым работником всего, что касается управления качеством.
В свете рассматриваемой проблемы необходимо отметить, что кроме указанных подходов, другими учеными [2, 4, 10] отмечается, что качество, в первую очередь, необходимо рассматривать как главный фактор конкурентоспособности. Поэтому применительно к управлению качеством целесообразно выделять еще и специфические принципы, отражающие систему отношений в конкретной отрасли хозяйствования. По нашему мнению, данные принципы в обозначенной ранее системе принципов могут занимать равное положение со специальными принципами, отмеченными в стандартах ИСО 9000, поскольку и те, и другие по своей сути направлены на укрепление позиций предприятия в рыночной среде. С учетом изложенного систему принципов управления качеством можно представить следующим образом (рис. 2).
Рис. 2. Система принципов управления качеством
Таким образом, специфические принципы, по нашему мнению, играют важную роль в формировании методологии управления качеством и наряду со специальными принципами закладывают основу для обеспечения высокой конкурентоспособности продукции.
Развитие специфических принципов управления качеством
Исследование работ отдельных авторов [2, 4, 6] позволяет обобщить следующие специфические принципы управления качеством, применимые на рыбопромышленных предприятиях:
1) принцип единства количества и качества, обусловленный его двойственной природой, отражающей техническую и экономическую стороны качества, которые формируются и проявляются в процессе производства и потребления;
2) принцип непрерывности и комплексности контроля качества, позволяющий реализовать не только своевременную корректировку несоответствий, но их оперативное предупреждение;
3) взаимосвязь целей и ресурсов, их сбалансированность, позволяющие производить поиск путей рационального использования и преобразования ресурсов для достижения намеченных целей;
4) принцип экономического стимулирования, базирующийся на осознании возрастающей ценности человеческого ресурса и необходимости соответствующего механизма мотивации персонала для повышения качества;
5) взаимосвязь краткосрочных проблем с долговременной стратегией развития, предполагающая учет долговременных последствий принимаемых решений и их действия в разных временных горизонтах;
6) эффективность качества, предусматривающая единство и неразрывность качества и эффективности производства.
В этой связи важно заметить, что, на наш взгляд, данный перечень специфических принципов является неполным, так как он не в полной мере отражает систему отношений по управлению качеством продукции предприятий рыбной промышленности. Для уточнения и дополнения указанных элементов методологии управления качеством автором был проведен анализ качества продукции рыбопромышленных предприятий Приморского края за период 2001-2006 гг. В качестве объектов исследования были выбраны крупные и средние предприятия отрасли, вклад которых в обеспечение края рыбной продукцией наиболее весом. Теоретический анализ научных фактов [2, 5, 6, 7, 8, 11], тенденций и закономерностей управления, их обобщение и систематизация позволили дополнительно сформулировать следующие специфические принципы управления качеством продукции рыбопромышленных предприятий:
1. Сочетание интересов производителя и потребителя в повышении качества продукции. Данный принцип вытекает из
рыночных законов и направлен на разрешение противоречия между экономическими интересами производителя и потребителя. Производитель традиционно стремится к получению максимальной прибыли, но в условиях конкурентной борьбы он вынужден снижать издержки, обеспечивая доступную цену. Потребитель, наоборот, заинтересован в снижении цен на продукцию. При этом снижение цены не всегда оправдано, так как требования к уровню качества продукции во многом обуславливают размер затрат на его обеспечение. Поэтому данное противоречие не может быть решено однозначно в пользу одной стороны.
В связи с этим производителю необходимо стремиться к повышению качества и минимизации цены продукции, чтобы обеспечить сбалансированность спроса и предложения. Этим производитель создаст предпосылки для наиболее полного удовлетворения запросов потребителей и получения своей прибыли. Тем самым будут обеспечены высокое качество и цена, доступная для массового потребления. Только в этом случае будут согласованы интересы потребителя и производителя и обеспечено равновесие спроса и предложения.
2. Минимизация стоимости жизненного цикла продукции. Данный принцип тесно связан с предыдущим и предполагает постоянное снижение затрат на качество как важного резерва уменьшения себестоимости и цены, а также тесно увязан с концепцией всеобщего менеджмента качества, конечной целью которой является достижение абсолютного качества при нулевом количестве дефектов и соответственно минимальной стоимости жизненного цикла продукции.
3. Принцип соответствия качества продукции уровню материально-технической базы производства. Проведенные исследования факторов, влияющих на качество [11], показывают, что уровень качества продукции зависит от уровня материально-технической базы - чем он выше, тем более качественную продукцию способно выпускать предприятие. Повышение качества продукции возможно только на основе совершенствования технического уровня производства, внедрения инноваций, модернизации применяемых технологий и способов производства, а низкий уровень базы производства ведет к росту несоответствий и дефектов продукции.
4. Самоорганизация сМк. Принцип предполагает надежное функционирование системы качества и является интегративным - он базируется на предыдущих специфических принципах и, в свою очередь, является основой их эффективного применения. Любая СМК должна обладать синергетическим воздействием, проявляющимся в приросте эффекта от взаимодействия ее составляющих, что должно стать залогом ее саморегуляции и самоорганизации. Только самоорганизующаяся СМК способна к адекватному реагированию на внешние и внутренние воздействия и обладает характеристиками
надежности и безопасности, что является гарантом удовлетворения потребностей общества в качественной рыбной продукции.
С учетом предложенных специфических принципов и общей методологии управления качеством продукции механизм формирования принципов управления качеством можно представить следующим образом (рис. 3).
Познание и использование экономических законов и закономерностей управления
I
т
£
Анализ тенденций, сло- Анализ факторов, влияющих на
жившихся в экономике систему менеджмента качества
£
Анализ и оценка общих и общесистемных принципов управления качеством
Разработка системы специфических принципов управления качеством
Принцип единства количества и качества
Принцип взаимосвязи краткосрочных и долгосрочных целей и стратегии развития
Принцип экономического стимулирования
Принцип сочетания интересов производителя и потребителя в повышении качества продукции*
Принцип минимизации стоимости жизненного цикла продукции*
Принцип непрерывности и комплексности контроля качества
Принцип взаимосвязи и сбалансированности целей и ресурсов
Принцип эффективности качества
Принцип соответствия качества продукции уровню материальнотехнической базы производства*
Принцип самоорганизации системы менеджмента
качества*
Совершенствование системы и форм организации управления качеством
* - предложены и сформулированы автором
Рис. 3. Механизм формирования специфических принципов управления качеством
Сформулированные принципы, на наш взгляд, дополняют имеющуюся систему принципов управления качеством, отвечают сложившимся условиям формирования экономики и развивают научную методологию управления качеством. Практическая реализация указанной системы принципов должна стать основой планирования мер по постоянному совершенствованию и улучшению качества в краткосрочной и долгосрочной перспективе, а также ядром формирования действенных систем качества.
Заключение
Таким образом, в основе системного менеджмента качества должна лежать общая научная методология, в комплексе охватывающая принципы, методы, факторы и закономерности управления. Ключевыми элементами данной методологии выступают принципы управления, которые определяют общие правила руководства, необходимые для осуществления и совершенствования процесса управления.
Сложившиеся на сегодняшний день подходы к определению принципов менеджмента качества охватывают разные стороны данного процесса и позволяют говорить о существовании системы принципов, имеющей внутреннюю иерархию и предполагающей выделение общих, общесистемных, специальных и специфических принципов управления качеством. Рассматривая качество продукции как главный фактор повышения ее конкурентоспособности, считаем необходимым дополнить имеющиеся специфические принципы, практическая реализация которых нацелена на совершенствование менеджмента качества и развитие его научной методологии.
Библиографический список
1. Мишин В.М. Управление качеством: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 463 с.
2. Шевченко Д.К., Груздев В.В. Организация и управление качеством: Монография. Владивосток: Дальрыбвтуз, 1998. 221 с.
3. Дейнеко О.А. Методологические проблемы науки управления производством. М.: Наука, 1970. 132 с.
4. Гиссин В.И. Управление качеством. 2- изд., перераб. и доп. М.: ИКЦ «МарТ», 2003. 400 с.
5. Эванс Дж. Управление качеством / Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 671 с.
6. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции / Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. науч. ред. А.В. Гличева. М.: Экономика, 1986. 471 с.
7. Диринг Дж. ИСО 9001: может ли этот стандарт быть лучше? // Стандарты и качество. 2008. № 3. С. 90-93.
8. Шубенкова Е.В. Тотальное управление качеством. М.: Изд-во «Экзамен», 2005. 256 с.
9. Котенко Ю.В. Принципы СМК: когда они начнут работать? // Стандарты и качество. 2008. № 7. С. 101-102.
10. Барабанов В.В. Проблемы повышения качества и конкурентоспособности продукции в современных условиях: Справочник // Инженерный журнал. 2002. № 3. С. 45-48.
11. Гупанова Ю.Е., Шевченко Д.К. Совершенствование организационно-экономического механизма управления качеством продукции: Монография. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2007. 167 с.