Научная статья на тему 'Принципы судебной политики'

Принципы судебной политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
681
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ / СУДЕБНАЯ ПОЛИТИКА / JUDICIAL ACTIVITY / LEGAL PRINCIPLES / JUDICIAL POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Терёхин Виктор Александрович, Фомин Алексей Александрович

В статье исследуются принципы судебной политики как основа эффективного осуществления правосудия и повышения качества судебной деятельности. Особое внимание уделяется таким вопросам, как понятие, признаки, виды принципов судебной политики в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principles of judicial policy

The article is devoted to research of the principles of judicial policy as bases of effective implementation of justice and improvement of quality of judicial activity. The special attention is paid to such questions, as concept, signs, types of the principles of judicial policy in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Принципы судебной политики»

УДК 340.1:347.97/99

В. А. Терёхин, А. А. Фомин

Принципы судебной политики

В статье исследуются принципы судебной политики как основа эффективного осуществления правосудия и повышения качества судебной деятельности. Особое внимание уделяется таким вопросам, как понятие, признаки, виды принципов судебной политики в современной России.

The article is devoted to research of the principles of judicial policy as bases of effective implementation of justice and improvement of quality of judicial activity. The special attention is paid to such questions, as concept, signs, types of the principles of judicial policy in modern Russia.

Ключевые слова: судебная деятельность; правовые принципы; судебная политика.

Key words: judicial activity; legal principles; judicial policy.

Исследование принципов судебной политики в современных условиях представляет особый интерес как для науки, так и практики, поскольку принципы служат основанием для выстраивания и осуществления государственно-правовой политики в сфере судебной деятельности. Как верно отмечает Н.И. Матузов, «принципы государственно-правовых явлений ... вопрос не “проходной” и не второстепенный, а сущностный, ключевой, теоретически значимый, позволяющий раскрывать подлинное “кредо” изучаемых объектов»* 1. Принципы позволяют понять сущностные характеристики, приоритеты, ориентиры реализуемой сегодня в нашей стране судебной политики.

Термином «принцип» (principium - лат. - основа, начало) обозначают основное исходное положение какой-либо теории, учения (в этом смысле говорят, например, об основных принципах диалектики); руководящую идею, правило поведения (например, принцип законности); внутреннее убеждение, взгляд на вещи (принципиальный или, наоборот, беспринципный человек); основу устройства, действия определенного прибора, меха-

© Терёхин В.А., Фомин А.А., 2014

1 Матузов Н.И. Принципы права как объект научного исследования // Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 2010. С. 12.

259

низма (например, механизм действует по принципу рычага). Юридической наукой выделяются принципы права, юридической ответственности, законности, правового государства, правотворчества и многие другие. Во всех указанных случаях речь идет об исходных, руководящих, отправных идеях, требованиях, которые лежат в основе определенного правового яв-ления2. В таком смысле используется данное понятие и при характеристике принципов правовой политики3.

Принципы судебной политики базируются на общих принципах права, выработанных человечеством: гуманизме, справедливости, нравственности, законности, равноправии, демократизме и др.4 Каждое из этих положений в той или иной мере находит свое проявление в принципах судебной политики. Принципы права формируются под воздействием тех конкретно-исторических условий, в которых действует право, они отражают определенный уровень экономического, идеологического, нравственного состояния общества. Их вполне обоснованно называют объективными свойствами права5. В.И. Анишина, например, считает принципы «сущностными образованиями в системе права, поскольку они ... позволяют обосновать идею, которая принимается за основу выбираемой модели правового регулирования, устройства государственных и общественных институтов»6.

Принципы судебной политики - это закрепленные в Конституции Российской Федерации, международно-правовых актах, законодательстве страны основные, руководящие положения (правила, требования, идеи) наиболее общего характера, отражающие сущность и содержание научно обоснованной, последовательной и системной деятельности государственных органов и институтов гражданского общества по созданию эффективного правосудия и повышению качества судебной деятельности в целом.

2 См.: Исаков Н.В., Мазуренко А.П. Принципы и приоритеты современной российской правотворческой политики // Правотворческая политика в совр. России / под ред. А.В. Малько. Саратов, 2013. С. 46-47.

3 См., например: Рудковский В.А. О принципах правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 4. С. 6-14.

4 Подробный анализ принципов российского права, в том числе их классификация, дан в статье В.В. Ершова. См.: Основополагающие принципы российского права // Рос. правосудие. 2008. № 11. С. 7-15.

5 См.: Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. № 3. С. 4; Ковачев Д.А., рассматривая конституционные принципы, называет их «объективно существующей политической и кибернетической закономерностью, а также закономерностью самой правовой материи» (Ковачев Д.А. Конституционный принцип: его понятие, реальность и фиктивность // Журн. рос. права. 1997. № 9. С. 73).

6 Анишина В.И. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации: формирование, содержание и перспективы развития. М., 2006 (Knorus CD Book).

260

Принципы судебной политики, лежащие в основе организации и деятельности судов, определяют не только собственно организацию, устройство судебных органов - порядок формирования судейского корпуса, правовой статус судей, структуру и полномочия судов, но и организацию самого процесса судебной деятельности (осуществление правосудия, судебного контроля, исполнения судебных актов и т. д.).

Принципы судебной политики - это категории, имеющие объективный характер. По существу их содержание предопределено объективными началами (закономерностями) жизнедеятельности общества, а законодатель лишь формулирует руководящие идеи для последующего претворения в жизнь. Принципы отражают наиболее общие закономерности охранительных правоотношений, выражают результат развития судебной практики и юридической мысли, сложившихся внутри страны и за ее пределами в зарубежной правовой науке. Принцип - системообразующий, ценностный компонент в духовно-нравственных, политических, экономических, право-

7

вых и иных структурах социальной жизни .

Обладая определенной стабильностью, принципы судебной политики развиваются в связи с новыми потребностями жизни общества. Так, Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила принципы презумпции невиновности, равенства сторон и состязательности процесса; углубила и расширила сферу действия принципа обеспечения обвиняемому права на защиту. Помимо названных принципов в Конституции РФ содержится немало и других прямых ориентиров судебной политики в виде гуманных и демократических положений, требующих развития и детализации в процессуальных законах и законах о судоустройстве.

Важнейшим условием реальной жизни принципов является закрепление их в законе. Любые идеи, научные заключения и предложения, какими бы полезными они ни были для осуществления судебной деятельности, не становятся принципами и даже отдельными частными правилами уже действующих принципов, пока они не будут закреплены законодательно. Как справедливо пишет В.В. Ершов, «правовые принципы представляют собой особое правовое явление, которое зарождается в виде идеи и, получая нормативную реализацию, переходит в ранг действенных праворегуляторов общественных отношений, становится своеобразным правилом для субъектов общественных отношений»7 8.

7 См.: Байниязова З.С. Основные принципы российской правовой системы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 10.

8 Ершов В.В. Предисловие к монографии Анишиной В.И. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации: формирование, содержание и перспективы развития. М., 2006. С. 7.

261

Тезис С.С. Алексеева о том, что принципы права «реально заложены в праве независимо от того, сформулированы ли они в научном познании или нет»9, является довольно спорным. Этот вывод в свое время был подвергнут обоснованной критике П.М. Рабиновичем, по справедливому мнению которого, принципы права сами по себе не могут быть «растворены» в праве до того, как сформулируются в качестве суждений, идей правосознания законодателя10 11. Действительно, необходимый характер правовых принципов, в нашем случае принципов судебной политики, состоит вовсе не в их автоматической реализации в системе норм права, без осознания законодателем и закрепления в действующем законодательстве. В тех случаях, когда принципы права не осознаются учеными-юристами, не закрепляются прямо и непосредственно действующим законодательством, правовые нормы оказываются несовершенными, малоэффективными и не приводят к ожидаемым результатам. Другое дело, что «в определенных исторических условиях, - как верно замечает И.Н. Сенякин, - общественные идеалы не находят своего закрепления в праве из-за незрелости социальных отношений, их несовершенства, политической конъюнктуры и т. д.»11.

В отмеченной связи законодательная формулировка принципов -весьма сложное и ответственное дело. Принципы должны согласовываться друг с другом по форме и содержанию, с другими законами, исключать противоречия. Изложение статей закона должно быть четким и кратким, понятным не только для юристов, но и для широкого круга граждан. Содержание принципа может быть заключено в одной или нескольких статьях закона. В одной статье может быть отражено содержание нескольких принципов. Например, в ст. 123 Конституции Российской Федерации закреплены такие важнейшие принципы, на основе которых вырабатывается судебная политика в нашей стране, как гласность, состязательность и равноправие сторон, участие в судопроизводстве присяжных заседателей.

В большинстве случаев принцип формулируется в самом общем виде. Так, в ст. 19 Конституции указано: «Все равны перед законом и судом», в ч. 5 ст. 32 - «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия», что требует детализации в нормах судо-устройственного и процессуального законодательства. В то же время некоторые формулировки содержат конкретные требования, например: «Никто

9 Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Вып. 1-4. Свердловск, 1962-1964. Вып. 1. С. 15.

10 См.: Рабинович П.М. Упрочнение законности - закономерность социализма. Львов, 1975. С. 62.

11 Сенякин И.Н. Федерализм как принцип российского законодательства. Саратов, 2007. С. 129-130.

262

не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом» (ч. 1 ст. 51 Конституции Российской Федерации). Принципы судебной политики закреплены в Основном законе Российской Федерации - им посвящено около тридцати статей, в законах о судебной системе, о статусе судей, об исполнительном производстве, в процессуальных кодексах.

Принципы судебной политики по отношению к нормам-правилам поведения представляют собой наиболее общие положения (правила). В отраслевом законодательстве они расположены в начальных разделах, именуемых «общие» или «основные» положения (например, раздел 1 Арбитражного процессуального кодекса), или «принципы исполнительного производства» - ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Общая формулировка принципов судебной политики предполагает, что в содержании каждого из них заложены весьма значимая и широкая идея, важное направление судебной деятельности, которые должны последовательно проводиться в организации и осуществлении судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Принципы судебной политики - нормативно-руководящие положения12, значение которых чрезвычайно велико как в нормотворческой, так и в правоприменительной деятельности. С одной стороны, в соответствии с принципами судебной политики строится судоустройственное, процессуальное и исполнительное законодательство, с другой - они являются общими установочными правилами для судей всех звеньев и всех инстанций при осуществлении всех форм судопроизводства.

Учитывая, что судебная политика представляет собой одну из разновидностей правовой политики, на наш взгляд, в ее основе лежат общие принципы такой политики, но лишь те из них, которые имеют отношение к сфере судебной деятельности. Наиболее общими принципами судебной политики как одного из видов правовой политики в целом13 в Российской Федерации являются:

• социально-политическая обусловленность - принимаемые в судебной сфере решения и акты, предпринимаемые действия основываются на объективных потребностях и интересах личности, общества и государства;

12 О нормативности принципов права см.: Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2002. С. 228; Скурко Е.В. Правовые принципы в правовой системе, системе права и системе законодательства: теория и практика // Правоведение. 2006. № 2. С. 56.

13 См. подробнее: Малько А.В., Матузов Н.И., Шундиков К.В. Проект концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 года. М., 2008. С. 19-21; Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации (проект) / под ред. А.В. Малько. Саратов, 2012. С. 11-14.

263

• научная обоснованность - судебная политика основывается на положениях и рекомендациях юридической науки;

• приоритетность прав и основных свобод человека и гражданина -создание условий для наиболее полной реализации и эффективной судебной защиты прав и свобод человека и гражданина;

• легитимность - большинство населения Российской Федерации одобряет и санкционирует направленность и содержание судебной политики государства;

• демократический характер - злоупотребление судебно-правовыми средствами, использование судебной формы в интересах исключительно узких групп субъектов или отдельных личностей не допускается;

• законность - запрещается использование судебно-правового механизма и судебных процедур, если такая деятельность связана с нарушениями предписаний Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов Федерации, не противоречащих им подзаконных нормативноправовых актов либо направлена на достижение противоправных целей;

• учет нравственно-ценностных устоев - судебная политика основывается на общепризнанных во всем мире нравственных ценностях, базирует на идеях гуманизма, справедливости, баланса публичных и частных интересов, уважения к институтам гражданского общества;

• согласованность с международными принципами правового регулирования;

• гласность в смысле открытости доступа к информации и информационным ресурсам о сущности, целях, принципах и механизмах формирования и реализации судебной политики;

• целенаправленность - судебная политика исходит из наиболее актуальных на современном этапе развития российского общества приоритетов;

• прогнозирование - судебная политика должна проводиться на основе долгосрочной программы реформирования судебной системы, учете возможных в перспективе вариантов развития правового состояния российского общества;

• эволюционный характер реформирования судебной системы, реалистичность, комплексность, достаточность средств и ресурсов достижения заявленных в ходе судебно-правовой реформы целей.

Специальные принципы судебной политики отражают собственные исходные установки судебной деятельности и наряду с другими основаниями выступают средством отграничения ее от иных видов правовой политики. Следует отметить, что в выстраивании и осуществлении правовой политики демократического государства органам правосудия отводится настолько большое значение, что целый ряд принципиально важных поло-

264

жений, определяющих сущность и содержание судебной политики в современной России, имеют статус конституционных норм и закреплены в международно-правовых актах о правах и свободах человека и гражданина в виде минимальных стандартов справедливости. Итак, к числу специальных принципов судебной политики относятся следующие:

• отправление правосудия только судом и в точном соответствии с законом;

• запрет создания чрезвычайных судов;

• федерализм и единство судебной власти;

• право граждан на судебную защиту;

• равенство организаций и граждан перед законом и судом;

• беспристрастность и справедливость суда при разрешении правовых споров;

• самостоятельность, независимость судей, подчинение их только закону, недопустимость вмешательства в судебную деятельность;

• гласность, открытость (публичность), непосредственность судебного разбирательства;

• оперативность правосудия, рассмотрение дела в разумный срок;

• состязательность процесса и равноправие сторон;

• язык судопроизводства и делопроизводства в судах;

• обязательность судебных актов (постановлений); и др.

Принципы судебной политики образуют единую систему. Они едины

по своей сущности и служебному назначению. И хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, все принципы действуют не разрозненно, а в совокупности, они объединены общей направленностью - организовать судебные органы и их деятельность таким образом, чтобы успешно выполнялись задачи, которые закон ставит перед судами: укрепление законности и правопорядка, защита от всяких посягательств конституционного строя, политической и экономической систем, прав, свобод и

„14

законных интересов граждан и других социальных ценностей .

Каждый принцип судебной политики имеет соответствующий механизм обеспечения. Причем он включает в себя не только нормы судебного права, но и нормы других отраслей права. Например, ст. 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»14 15 указывает гарантии принципа независимости су-

14 См.: Швецов В.И. Понятие принципов правосудия // Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации / под ред. Ю.К. Орлова, В.И. Швецова. М.,

2000. С. 48.

15 См.: СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

265

дей. К ним относится и предусмотренная законом процедура осуществления правосудия (судоустройственные и процессуальные нормы), и ответственность за вмешательство в деятельность судей (уголовно-правовые и административно-правовые нормы), и другие правовые и процессуальные средства. Отсюда следует еще один признак системы принципов: они имеют взаимогарантийный характер, иными словами, надлежащее выполнение одного принципа служит (как правило, в части) проведению другого, а гарантии одного действуют в то же время как гарантии другого и всей системы принципов в целом.

Подводя общий итог, можно утверждать, что Конституция России и действующее законодательство закрепили основополагающие положения, базовые начала для формирования эффективной судебной политики в нашей стране. Эти основные принципы, выражая сущность судебной политики, закладывают основу не только судебной, но и всей правоохранительной и правозащитной деятельности.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. - М.: Норма, 2001. - 752 с.

2. Анишина В.И. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации: формирование, содержание и перспективы развития. - М.: РАП, 2006. - 272 с.

3. Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. - 2000. - № 3. - С. 4-16.

4. Ершов В.В. Основополагающие принципы российского права // Рос. правосудие. - 2008. - № 11. - С. 7-15.

5. Ковачев Д.А. Конституционный принцип: его понятие, реальность и фиктивность // Журн. рос. права. - 1997. - № 9. - С. 71-77.

6. Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - Саратов: Изд-во Саратовск. гос. акад. права, 2010. - 704 с.

7. Правотворческая политика в современной России / под ред. А.В. Маль-ко. - Саратов: Изд-во Саратовск. гос. юрид. акад., 2013. - 344 с.

8. Рудковский В.А. О принципах правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. - 2003. - № 4. - С. 6-14.

9. Скурко Е.В. Правовые принципы в правовой системе, системе права и системе законодательства: теория и практика // Правоведение. - 2006. - № 2. - С. 51-58.

10. Сенякин И.Н. Федерализм как принцип российского законодательства. -Саратов: Изд-во Саратовск. гос. акад. права, 2007. - 504 с.

11. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации / под ред. Ю.К. Орлова, В.И. Швецова. - М.: Проспект, 2000. - 320 с.

266

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.