Научная статья на тему 'Принципы стратегического управления в культурной сфере'

Принципы стратегического управления в культурной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
992
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STRATEGIC MANAGEMENT / КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / CULTURAL SPHERE / ПРОГРАММЫ / PROGRAMS / ПРОЕКТЫ / PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грачев Роман Владиславович

Изложены принципы стратегического управления применительно к культурной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic principles of management in cultural sphere

The principles of strategic management regarding the cultural sphere are stated.

Текст научной работы на тему «Принципы стратегического управления в культурной сфере»

Эффективное развитие экономики невозможно без разработки и внедрения ресурсосберегающих программ, основными целями которых будут создание комплексной системы энергосбережения, оптимизация энергопотребления, формирование у населения энергосберегающего образа хозяйствования.

Ресурсосбережению, по мнению автора, также будут способствовать следующие мероприятия:

• Создание системы лимитов потребления энергии на собственные нужды предприятий энергетического сектора. На ряде предприятий большие потери энергии происходят из-за отсутствия понимания необходимости энергосбережения. Предприятие, потребляя собственные услуги, в какой-то мере является таким же покупателем, как и другие потребители. Для стимулирования энергосбережения и снижения затрат на собственные нужды возможно введение системы учета и установления лимитов расходов. Все затраты сверх лимитов должны относиться на убытки предприятия.

• Уменьшение непроизводственных потерь. Одним из существенных резервов экономии ресурсов является налаживание системы нормирования, учета и контроля потребления других материальных ресурсов. Сложившаяся на ряде предприятий практика увеличения неосновных видов деятельности отвлекает на себя часть ресурсов, однако их списание происходит по затратам на основной вид деятельности, т. е. ложится на тариф. Очевидно, что такие затраты должны учитываться отдельно.

Таким образом, предложенные авторами мероприятия позволяют увеличить качество использования экономических ресурсов.

Литература

1. Беломестнов В. Г. Проблемы управления экономическим потенциалом социально-экономических систем // Проблемы современной экономики. — 2005. — № 1-2. — С. 86-89.

2. Рубан В. А. Методология управления качеством развития территориально-отраслевых систем на основе партнерства // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. — СПб.: ЦНИТ Астерион, 2012. — № 2(42). — С. 274-277.

3. Дашицыренов Ч. Д., Беломестнов В. Г. Территориальные организационно-экономические ресурсы развития социально-экономических систем региона // Вестник ВСГУТУ. — 2013. — № 5(44). — С. 158-162.

4. Цыренов Д. Д. Оценка качества профессионального образования с учетом критерия занятости: теория и практика // Проблемы современной экономики. — 2011. — № 3. — С. 315-318.

5. О Концепции промышленной политики Республики Бурятия на период 2012-2017 гг. и до 2025 г. — URL: http://www.minpromtorg.govrb.ru/ (дата обращения: 13.11.2014).

6. О стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Бурятия на перспективу до 2030 г.: постановление Правительства Республики Бурятия от 15 мая 2009 г. № 177.

УДК 330.4:7

ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

© Грачев Роман Владиславович, директор концертного зала «Крокус Сити Холл»

Россия, 143400, Москва, МКАД, 66-й км. E-mail: info@crocus-hall.com

Изложены принципы стратегического управления применительно к культурной сфере.

Ключевые слова: стратегическое управление, культурная сфера, программы, проекты.

STRATEGIC PRINCIPLES OF MANAGEMENT IN CULTURAL SPHERE

Grachev Roman V., director of the Concert hall «Crocus Qty Hall»

MCAR, 66 km, Moscow, 143400, Russia

The principles of strategic management regarding the cultural sphere are stated.

Keywords: strategic management, cultural sphere, programs, projects.

Целевые ориентиры развития социокультурной среды и одной из ее составляющих — сферы концертно-выставочных услуг — автор изложил в [1], сделав акцент на стратегическое управление.

Вне зависимости от радиуса разрабатываемой стратегии необходимо учитывать проблемы всех уровней, так как они взаимосвязаны: проблемы национального масштаба явно влияют на характер и содержание жизнедеятельности человека, независимо от его места проживания, региональные проблемы могут являться общими для большинства регионов Российской Федерации, а те проблемы со-

циальной группы, которые могут быть выявлены в конкретных обстоятельствах жизни, могут быть рассмотрены в масштабах всей страны как типичные для данной категории населения.

Выделение индивидуальных, общесоциальных и локальных ситуаций предоставляет возможность выполнить взаимосвязь и последовательный переход разрабатываемых решений с одного уровня на другой в рамках стратегического управления. Таким образом, характеристика проблем социальных групп и личностей и определение способов их разрешения составляют ядро целевого и содержательного обоснования локальных проектов, которые входят в региональные стратегии в качестве их составляющей. Региональные стратегии, в свою очередь, ориентированы на решение общетерриториальных проблем, совпадающих с общесоциальной проблемой, и их можно рассматривать как конкретизацию федеральных программ.

Целевое обоснование стратегии развития сферы концертно-выставочных услуг предполагает анализ всех важнейших сторон ситуации и определение на этой основе:

а) приоритетных областей и сфер стратегического управления;

б) целевых групп, которым будет адресована стратегия.

Процесс разработки стратегии очень важен для того, чтобы найти оптимальное соотношение двух целевых установок, определяемых двумя подходами к культуре.

Сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности), которые характеризуются значительнейшей концентрацией проблем и обладают ресурсами и возможностями для оптимизации жизнедеятельности человека, являются приоритетными сферами концертно-выставочных услуг, на которые распространяется стратегическое управление. Приоритетные направления стратегического управления выявляют путем анализа ситуации, которая, в свою очередь, характеризует совокупность условий и обстоятельств функционирования общества как локально, так и в целом, а также фиксирует социально-демографические, социальные, социально-культурные проблемы определенной территориально-административной единицы.

Целевыми группами для реализации данной стратегии являются носители личных или социально-культурных проблем, то есть та социальная категория людей или та группа населения, которая характеризуется особыми культурными и социальными особенностями и отличается от других групп «композицией процессов и условий жизнедеятельности» (в последние входят элементы, которые общество хочет воспроизводить и сохранять, а также и те, которые хотелось бы изменить).

В данном случае имеется четко выраженный социально-культурный субъект, который принадлежит проблемной ситуации. Это носитель определенного рода проблем, к нему и адресуется стратегия. Границы этой проблемной ситуации фиксируют этническую, социально-демографическую, территориальную, возрастную или профессиональную общность, которая, в свою очередь, переживает неблагополучие в экономической, образовательной, политической или социально-культурной сфере жизнедеятельности.

В процессе стратегического управления учитываются основные параметры, которые характеризуют специфику рассматриваемой общности:

- проблемы, носителем которых является конкретная общность;

- социально-культурные особенности (ценности, нравы, обычаи, традиции), которые регулируют социальное взаимодействие и поведение в общности;

- навыки, знания и умения, владельцами которых являются члены данной общности и которые можно использовать как средства разрешения проблемных ситуаций;

- ресурсы, доступные членам этой общности только потенциально и которые возможно задействовать в реализации проекта.

Содержательная, то есть инструментальная часть стратегического управления, представляющая собой предполагаемую систему действий, развертывающуюся навстречу целевому блоку, состоит в обнаружении ресурсов, необходимых для решения данных задач, установлении методов достижения целей (они, в свою очередь, конкретизируются как мероприятия и содержания деятельности).

Основной инструмент реализации целевой установки стратегии — практические мероприятия. Они имеют целью фиксировать начало и этапы реализации стратегии, определяют виды, формы, направления, содержание данной деятельности, привлекают нужные добавочные ресурсы, которые будут необходимы в реализации задач и целей каждого этапа.

Практические мероприятия либо направлены на решение проблемы, либо обеспечивают дополнительные средства осуществления стратегии. Например, виды деятельности, предусмотренные в содержании стратегии, не всегда напрямую связаны с задачами и целями стратегии, но они необхо-

димы для его финансового обеспечения, формирования одобрительного общественного мнения СМИ и населения к стратегии. Также могут планироваться опросы общественного мнения, для того чтобы откорректировать содержание стратегии по ходу ее реализации.

Содержание мероприятий может быть определено и конкретизировано совместно со специалистами в рамках какой-либо конкретной стратегии. Специалисты должны профессионально владеть видами социально-культурной деятельности, которые используются как средства решения задач или достижения целей в рамках конкретной стратегии.

Также участниками реализации и разработки содержательной части стратегии должны быть (кроме специалистов):

1. Органы культурной сферы по принятиям решений, функции которых связаны с обеспечением разработки программ, проектов, контролем над ними, их утверждением и реализацией.

2. Негосударственные и государственные организации и учреждения, экспертные и научные советы, которые способны взять ответственность за разработку, научное обоснование, экспертизу программ, стратегии, проектов, оценку общественных инициатив, рассматривая их с точки зрения целесообразности их поддержки, на себя. Также творческие объединения и благотворительные организации имеют возможность проводить специальные мероприятия, которые будут направлены на привлечение внимания населения, СМИ к проектам, программам.

3. Общественность, которая обычно группируется вокруг каких-либо конкретных программ или проектов, для которой участие в этой реализации будет способом культурного наполнения жизни, объединяющим и социализирующим фактором. Также деятельность общественности стимулирует саморганизацию и самодеятельность населения, способствует созданию стабильных инициативных групп и социальных общностей по месту жительства. Для того чтобы привлечь общественность и сделать ее деятельность более эффективной, необходимо привлечь специалистов, а также организационную и материальную поддержку инициатив.

Данные программы и проекты концентрируются в основном вокруг двух стратегических целей культурной политики, которые, в свою очередь, представляют собой баланс усилий, направленных на внедрение элементов инновации и сохранение культуры.

Целевая установка проектов и программ на сохранение и воспроизводство культуры обеспечивается созданием условий, необходимых для:

- сохранения явлений культуры прошлого, характерных для составляющих социокультурной среды, и жизнеспособных ценностей (таких как реставрация, реконструкция, сохранение памятников культуры и истории, архитектурной среды; поддержка адекватных образцов поведения и общения в современных традиционных образцах в отношениях между людьми; хранение и введение текстов гуманитарной культуры прошлого в культурный оборот, если речь идет о познавательно-оценочной сфере);

- освоения и использования культурного наследия в пространстве жизнедеятельности (традиционных нравов, элементов предметной среды прошлого, ритуалов, обычаев и др.).

Целенаправленная поддержка культурных инноваций в рамках стратегии предполагает:

- выявление, тиражирование, поощрение наилучших технологий и идей существования в социокультурной среде, актуальной на сегодняшний день (экологически безопасное человеческое существование в среде, оптимальная организация пространств в поселениях, образцы архитектурных сооружений, прикладного, монументального дизайна и искусства);

- освоение эффективных форм ролевых и неформальных человеческих связей, способов наиболее эффективного межличностного взаимодействия (с позиции личностной и социальной значимости);

- оснащение человека, который находится в проблемной ситуации, современными знаниями из различных научных областей, которые позволят ему эффективно разрешить проблемы, возникающие в процессе его жизнедеятельности.

Особую мировоззренческую установку экспертной группы, ее самоопределение с точки зрения позиции по отношению к стратегическому объекту управления, которое осуществимо только в пространстве двух альтернатив (изменение или сохранение), предполагает технология развития стратегии формирования сферы концертно-выставочных услуг.

Характер и постановка проектных целей, которые зависят от ценностной позиции экспертной группы, влекут за собой очень важные последствия — как с точки зрения оптимальности, полезности, органичности осуществленных преобразований, так и с точки зрения успешности реализации проекта.

В зависимости от позиции проектировщика выделяется два типа стратегий:

1. Первый тип стратегии направлен на максимальное понимание и учет специфики культуры, которая станет объектом стратегического управления. Целью стратегии становится создание условий, которые обеспечивают сохранение культурного ареала региона — объекта внедрения проекта, и только потом собственно саморазвитие культурного субъекта.

2. Но уже во втором типе проектов главной задачей является экспорт личных культурных образцов в «чужой» культурный контекст, который модифицируется, преобразуется благодаря этому. Современные процессы модернизации в развивающихся регионах могут служить непосредственным примером такого рода практики. Они имеют возможность протекать при наличии сложившихся модернизационных культурных моделей, которые экспортируются и воспроизводятся в других регионах и социокультурных контекстах. Культурный образец рассматривается субъектом модернизации (проектировщиком) в качестве идеального состояния «чужой» культуры, при этом последняя или противостоит модернизации, или поддерживает ее. Поэтому проект такого типа должен включать в себя не только условия внедрения культурного образца, но и механизмы блокирования возможного противодействия.

Идея развития, лежащая в основе данного типа стратегий, определяется в какой-то мере осознанием и пониманием невозможности решить проблемы за счет ресурсов той культуры, которая (или фрагменты которой) является объектом проектной деятельности. Когда в результате рефлексии ситуации обнаруживается ограниченность наличного состояния относительно новых задач и проблем, программное мышление становится средством формирования модели развития. Выход видится в радикальной смене культурной реальности путем внедрения классических и прогрессивных культурных норм, ценностей, технологий, активизации механизмов внедрения инноваций.

Литература

1. Грачев Р. В. Принципы развития сферы концертно-выставочных услуг в социокультурной среде города // Инновации в отраслях народного хозяйства как фактор решения социально-экономических проблем современности: сб. докл. и материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 5-7 декабря 2014 г.). — М., 2014.

2. Ляско А. К. Стратегический менеджмент. Современный учебник. — М.: ИД Дело РАНХ и ГС, 2013. — 488 с.

УДК 332.145

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖОТРАСЛЕВОГО БАЛАНСА

В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

© Губаева Инна Владимировна, аспирант отдела региональных экономических исследований Бурятского научного центра СО РАН

Россия, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 8. Е-mail: 4fournet@gmail.com

В статье дается постановка процесса регионального стратегического планирования, приведены его основные задачи и этапы, проведен обзор законодательной базы с учетом положений федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Описаны создание и развитие межотраслевого баланса. Рассмотрен отечественный и зарубежный опыт построения межотраслевых моделей и их использование в стратегическом планировании развития региона. Выявлены проблемы составления региональных межотраслевых моделей. Описан опыт расчетов по таблицам «затраты - выпуск» Республики Бурятия за 2011 г., на основе которых можно смоделировать изменения таких показателей, как валовый выпуск, налоговые поступления, занятость населения, по отраслям и по экономике республики в целом. Освещены основные результаты данного опыта. Доказана целесообразность применения межотраслевого подхода к региональному стратегическому планированию.

Ключевые слова: стратегическое планирование, межотраслевой баланс, социально-экономическое развитие, региональное развитие.

APPLICATION OF THE INTERSECTORAL BALANCE IN STRATEGIC PLANNING OF SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION

Gubaeva Inna V., Research Assistant, department of regional economic studies BSC SB RAS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.