Научная статья на тему 'Методы программно-целевого планирования и управления в сфере культуры региона в новых геополитических условиях (на примере Тюменской области)'

Методы программно-целевого планирования и управления в сфере культуры региона в новых геополитических условиях (на примере Тюменской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
948
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экономические процессы / культура / проектные технологии / социальное проектирование / программно-целевые методы / целевые комплексные программы / проблемно-целевое проектирование / региональное целевое программирование / стратегии развития культуры / культурная политика. / socio-economic processes / culture / project technologies / social design / program-target methods / target complex programs / problem-target design / regional target programming / cultural development strategies / cultural policy.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Скульмовская Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы программно-целевого планирования и управления в сфере культуры региона в новых геополитических условиях (на примере Тюменской области)»

Скульмовская Л.Г.1

МЕТОДЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНА В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Ключевые слова: социально-экономические процессы, культура, проектные технологии, социальное проектирование, программно-целевые методы, целевые комплексные программы, проблемно-целевое проектирование, региональное целевое программирование, стратегии развития культуры, культурная политика.

Keywords: socio-economic processes, culture, project technologies, social design, program-target methods, target complex programs, problem-target design, regional target programming, cultural development strategies, cultural policy.

Проектные технологии являются важным инструментом реализации социальной политики, которые представляют собой не только технологию достижения ожидаемого результата в социальной среде, но и утверждение в социальной политике проектного мышления. Социальное проектирование рассматривается как специфическая деятельность, связанная с научно-обоснованным определением вариантов планового развития социальных процессов и явлений, а также с целенаправленным изменением конкретных социальных институтов.

Это один из инструментов реализации требований научного управления и один из методов предплановой деятельности, когда разрабатываются возможные варианты решения относительно различных социальных явлений и процессов. Основными результатами технологии социального проектирования являются программа и проект, в которых отражается будущее желаемое состояние системы, возникающее при определенных действиях людей, наличии определенных ресурсов (финансовых, трудовых, материальных, интеллектуальных, познавательных, ценностных)2.

Программно-целевые методы планирования и управления - это методы, при которых цели плана увязываются с ресурсами с помощью программ. Они представляют собой применение системного подхода и основаны на формулировании целей экономического развития, их разделении на подцели и выявлении ресурсов, необходимых для их согласованной реализации. Для программно-целевого метода характерно то, что он обеспечивает реализацию одновременно двух типов интеграции социально-экономических и научно-технических процессов: пространственной интеграции, когда требуется объединить усилия субъектов, принадлежащих к различным отраслям, регионам или формам собственности, и временной интеграции, когда требуется добиться четкой последовательности и единства различных этапов (стадий) общего процесса движения к конечной цели, предусмотренной программой.

В отечественной экономической теории программно-целевое управление нередко рассматривалось только как метод планирования, однако основное в программно-целевом подходе - это органическое единство четко структурированной содержательной части программы с формированием и использованием организационного и финансового механизмов ее реализации и контроля. Среди отечественных исследователей в области теории управления социально-экономическими процессами преимущественно преобладает подход к целевым комплексным программам как к инструменту управления, при этом не берется во внимание другой важный аспект, позволяющий утверждать, что программы - это разновидность организационных систем, объединяющих деятельность различных социальных субъектов общностью целей и конечных результатов.

Целевые программы экономического, социального и культурного развития регионов являются прямым регулятором территориально-экономических процессов и как инструмент управления широко используются в мировой практике. Каждая программа - это согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других целевых мероприятий, реализуемых при поддержке государства. Особое значение в новых экономических условиях имеют региональные программы общегосударственного, федерального уровня. Региональное целевое программирование является важным инструментом непосредственного государственного воздействия на экономику той или иной территории, обеспечивая сочетание принципов саморегулирования и целенаправленности в ее развитии.

Особая роль программно-целевого метода хозяйственного и территориального управления заключается в том, что он служит одним из важных средств активного влияния государства на социально-экономический комплекс про-

1 Скульмовская Любовь Григорьевна - д.соц.н., профессор, профессор кафедры социально-культурной деятельности, культурологии и социологии Тюменского государственного института культуры. Сфера научных интересов: социология культуры, социология регионов (развитие северных городов и регионов России, социально-экономические и культурные проблемы территорий), социология сервиса и туризма, социология молодежи, социально-культурной деятельности. E-mail: skolimovska@mail.ru

2 Проектирование социальное // Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В. Осипова. - М.: Норма-ИНФРА-М, 1998. - С. 419.

блемных регионов, создавая условия «рывка» регионам, ускоряющим общее экономическое развитие, и позволяя успешно решать текущие и стратегические задачи, в первую очередь, - выравнивания региональных уровней социально-экономического развития. Известно, что российские регионы принимают активное участие в реализации 23 федеральных целевых программ1, кроме того в субъектах Федерации реализуется множество региональных социальных проектов. Таким образом, социальное проектирование при актуализации нормативных требований создает условия для повышения авторитета регионального управления, открытости региональному социуму и выстраивания эффективных взаимоотношений с центром.

В новых геополитических условиях особое значение приобретают инструменты экономической политики, предназначенные для осуществления принципиальных структурных сдвигов в экономике страны в целом, отдельных регионов или населенных пунктов. Программно-целевой метод, условия применения которого полностью соответствуют специфике современного периода, следует рассматривать в качестве одного из основных методов осуществления качественных изменений социально-экономической ситуации как на государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

В соответствии с концепцией А.В. Попова2, социальное проектирование в системе регионального управления является важным фактором, повышающим возможности инновационного развития регионов, эффективным способом управленческой деятельности. Оно содержит оценку перспектив интеграции регионального социума, включает новые центры управленческой активности и является подтвержденным практикой способом развития структур гражданской самодеятельности и инициативы, повышает участие населения в системе регионального управления.

При этом, по мнению А.В. Попова, важно учитывать, что на современном этапе формируется запрос на субъ-ектно-ориентированный подход к анализу социального проектирования, который во многом обусловлен поиском ответа на вопрос о моделях сотрудничества, соучастия на основе активизации представителей бизнес-структур, региональной интеллектуальной элиты, гражданских ассоциаций в реализации социального проектирования, охватывающего не только проблемы совершенствования системы регионального управления, но и внедрение принципиально новых социальных коммуникаций, влияющих на частичную или полную модернизацию системы регионального управления .

Следовательно, социологический подход позволяет рассматривать социальное проектирование в системе регионального управления как гармоничное и эффективное развитие регионального социума на основе синтеза регионального управления, регионального социума и социального проектирования как деятельности, направленной на включение вариативных решений социально значимых проблем. Соглашаясь с обобщающим суждением автора, следует подчеркнуть, что в контексте исследуемой проблемы совершенно очевидным становится понимание социального проектирования как индикатора нового качества регионального управления.

В.А. Луков4 выделяет три подхода к социальной проектной деятельности: первый - это объектно-ориентированный подход, с позиций которого социальный проект нацелен на создание нового или реконструкцию имеющегося объекта, выполняющего важную социокультурную функцию. Второй - проблемно-ориентированный подход - предполагает, что прогнозную социально-проектную деятельность необходимо рассматривать в качестве специфической социальной технологии, которая ориентирована на интеграцию гуманитарного знания в процесс выработки вариантных образцов решений текущих и перспективных социально значимых проблем, с учетом данных социально-диагностических исследований, доступных ресурсов и намечаемых целей развития регулируемой социальной ситуации. Третий - субъектно-ориентированный (тезаурусный) подход, рассчитан на работу с микропроектами, где используется механизм социальной и культурной ориентации, основанный на сходстве и различии тезаурусов (информации, знаний) людей5. Именно тезаурусный подход наиболее перспективен в сфере культуры, поскольку напрямую связан с проектированием ценных для людей культурных благ.

Под программой в социально-культурной сфере понимается развернутый документ, который прорабатывает в масштабах конкретной территории (район, город, субъект Федерации) условия, необходимые для оптимизации культурной жизни. Речь идет о процессах создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий. Этот документ включает в себя, кроме анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.

Исследование проектной деятельности в сфере культуры в новых геополитических условиях представляется весьма актуальным, поскольку возросла роль культуры в процессе социально-экономического преобразования, переосмыслены цели и задачи осуществляемой культурной политики, пересмотрены ее приоритеты и средства их достижения. Управлять проектной деятельностью означает активно дополнять развитую ранее форму управления организациями: формируется конкурентная среда социокультурного пространства, существует реальная многосубъектность в

1 Перечень федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 2018 год. -http://fcp.economy.gov.ru/ cgi-bin/cis/ 1С^1/Рср/РсрЫ81/Ри11

2 Попов А.В. Социальное проектирование в контексте регионального управления // Гуманитарий Юга России. 2018. - № 2. -С. 148-159.

3 Там же, с. 155.

4 Луков В.А. Социальное проектирование: учебное пособие. - Москва: Изд-во Московского гуманитарного университета: Флинта, 2006. - С. 23-26.

5 Там же, с. 27-30.

сфере культуры, осуществляется поиск новых форм и методов, которые создают, сохраняют и распространяют культуру, а также наиболее эффективных путей для реализации стратегических целей культурной политики и ее механизмов.

В настоящее время существуют различные формы деятельности государственных и муниципальных организаций и учреждений культуры. Справедливо говорить об отходе от традиционной схемы распределения ресурсов: средства выделяются, главным образом, посредством конкурсов и грантов для реализации конкретных проектов. Под проектом в сфере культуры обычно понимают особую форму организации культурной деятельности, которая дает возможность привлечения альтернативных ресурсов, осуществления децентрализованных культурных действий, поддержания партнерства государственных структур и неправительственных организаций. Кроме того, проект в настоящее время - это наиболее эффективная современная модель управления в сфере культуры, а проектно-ориентированный подход позволяет сочетать в себе традиционные и инновационные начала в российской культуре, способствует росту культурного многообразия.

Приоритетными областями проектирования являются наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни, в которых максимально сконцентрированы проблемы и имеются возможности и ресурсы для оптимизации человеческой жизнедеятельности. Приоритетные направления проектирования выявляются, главным образом, посредством анализа ситуации, которая характеризует совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом, и локальной ситуации, аккумулирующей социальные, социально-демографические и социально-культурные проблемы конкретной территории.

Как утверждает Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Ежегодном Послании Федеральному Собранию1, роль государства в современном мире определяют не природные ресурсы и производственные мощности, а, прежде всего, люди, условия для их развития, самореализации, творчества каждого человека. В ходе реализации масштабных программ и социальных проектов российская экономика, по мнению Президента, показала свою устойчивость, а достигнутая стабильная макроэкономическая ситуация открыла новые возможности для прорывного развития и долгосрочного роста. Президент предложил «развернуть масштабную программу пространственного развития России, включая развитие городов и других населённых пунктов, и, как минимум, удвоить расходы на эти цели в предстоящие шесть лет».

В.В. Путин считает, что в век технологических перемен «невозможно переоценить роль культуры, которая является нашим общенациональным цивилизационным кодом, раскрывает в человеке созидательные начала»2. В своем Обращении Президент РФ предложил приступить к реализации программы создания в регионах культурно-образовательных и музейных комплексов, которые будут включать в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства, где ведущие музеи страны смогут представлять свои экспозиции. Они должны стать настоящими центрами культурной жизни, открытыми для всех возрастных групп. Первый проект, по утверждению Президента, предполагается реализовать на Дальнем Востоке, а затем в других регионах России.

Обращаясь к тезису пространственного развития России, необходимо вспомнить культурную географию - направление, в рамках которого ставится цель изучить культуру и выявить ее закономерности в зависимости от распределения по земной поверхности, соотнести формы культуры с естественным географическим обликом - ландшафтом. Методология этой науки связана с трудами известных французских постструктуралистов, утверждающих, что пространство представляет собой социальный продукт, учитывающий различные детерминанты (экономические, политические, культурные), как результат деятельности социума3.

Вполне очевидно, что различия в социально-экономическом развитии российских регионов носят качественный и количественный характер, но еще недавно регион не рассматривался как субъект экономических отношений и носитель особых экономических интересов. Как считают И.Н. Сычева и В. Д. Усенко4, в современных теориях регион чаще всего рассматривается как многофункциональная система, хотя получили распространение и такие подходы к его определению, как «регион-квазигосударство», «регион-рынок», «регион-квазикорпорация», «регион-социум», предложенные А.Г. Гранбергом5, При подходе к региону как социуму на первый план выступает воспроизводство социальной жизни населения, образование, здравоохранение, культура, окружающая среда, качество жизни населения, оказывающее влияние на продолжительность жизни регионального социума.

Безусловно, финансово-бюджетные механизмы, к которым относятся федеральные целевые программы, приоритетные национальные проекты, региональные программы и др., являются важным инструментом управления различными территориями. Тем не менее, существует мнение, что районы Севера России достаточно разнообразны и не могут быть рассмотрены как единое целое, что затрудняет применение к их исследованию сценарного подхода. Однако имеется ряд теоретических и прикладных исследований, в которых подтверждается возможность и целесообраз-

1 Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (на 2018 год). - http: // kremlin.ru /events/ president/news/copy/ 56957

2 Там же.

3 Сертакова Е.А. Культурная география А. Лефевра в свете гуманитарных исследований социального пространства города // Теория и практика общественного развития. 2012. - № 3. - С. 24-26.

4 Сычева И.Н., Усенко В. Д. Методологические подходы к формированию стратегии социально-экономического развития региона // Экономика. Менеджмент. Сервис. Туризм. Культура (ЭМСТК-2017): сборник статей / Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Пол-зунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2017. - С. 81-86.

5 Гранберг А.Г. Пространственный аспект социально-экономического развития: научный доклад. - М.: ИЭ РАН, 2008. -С. 70-83.

ность рассмотрения северных регионов как специфического единого объекта. В частности, Т.П. Скуфьина1 справедливо утверждает, что для северных регионов характерны общие тенденции социально-экономического развития и особенные черты структуры экономики, отличающие их от несеверной части России.

Результаты анализа количественных оценок экономического развития субъектов Севера в общероссийском контексте свидетельствуют об их относительном благополучии. В условиях экспортно-сырьевой экономики эти территории становятся платформой для инновационных процессов, что отличает российский Север от остальных северных территорий мира. Как утверждают С.В. Баранов и Т.П. Скуфьина2, северные регионы демонстрируют значительно лучшие экономические показатели по отношению к экономике несеверной части России. Направленность на инновационно-ориентированное развитие национальной экономики в регионах, чьи территории отнесены к районам Крайнего Севера, проявляется, прежде всего, в широком применении программно-целевых методов планирования и управления территорией и распределении ресурсов.

Тюменская область - одна из самых больших в России, ее площадь, вместе с автономными округами (Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО - Югра) и Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), которые, являясь самостоятельными субъектами РФ, в то же время входит в состав Тюменской области) составляет 8,4% всей территории страны. Данный регион считается одним из самых благоприятных в России для проживания населения. При разработке Стратегии социально-экономического развития ХМАО - Югры до 2020 года и на период до 2030 г. было проведено пространственное зонирование округа с признанием трех абсолютно разных зон освоения региона, требующих различных подходов к реализации региональной политики.

Первая - Югра пионерного освоения, там, где сегодня формируются новые промысловые участки; вторая -Югра как староосвоенная приобская территория, где имеются проблемы, связанные с социальным ускорением, истощенностью месторождений, необходимостью модернизации; третья - Югра как окружной резерв, связанный с традиционными промыслами коренных народов, с продовольственным самообеспечением, где пока отсутствует масштабное товарное производство, но имеются для этого все перспективы3. Разработчиками Стратегии предлагается несколько альтернативных сценариев развития Югры, в том числе, «инновационный плацдарм» - сценарий, в соответствии с которым в 2030 г. нефтегазовый сектор по-прежнему останется стержневым для экономики округа, но одновременно получат развитие другие отрасли экономики. В итоге, Югра, как экономически крупнейший регион, должна стать инновационным плацдармом для развития всего Севера России. В том числе и в сфере культуры.

В Стратегии развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2030 года указывается, что культура в автономном округе является стратегическим ресурсом инновационного развития региона. Региональная культурная политика, охватывающая все виды культурной деятельности, призвана обеспечить выполнение ключевых показателей модернизационного развития культуры (доступность, качество, эффективность), став основой для государственных программ в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, перспективных и краткосрочных прогнозов развития отдельных направлений культуры и соответствующих законодательных инициатив .

Государственная программа ХМАО - Югры «Развитие культуры в Ханты-Мансийском автономном округе на 2018-2025 годы и на период до 2030 года» (в ред. Постановления правительства ХМАО - Югры от 02.03.2018 п 54-п) ставит своей целью сохранение культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ и услуг для развития и реализации культурного и духовного потенциала региона. В ней указаны приоритеты сферы культуры, направленные на развитие системы творческого и художественного образования населения, совершенствование культурной инфраструктуры автономного округа, улучшение материально-технического обеспечения культурной деятельности, государственную охрану объектов культурного наследия, архивное дело. Основные направления культурной политики обусловлены необходимостью решения стратегических задач, обозначенных в указах Президента Российской Федерации, Основах государственной культурной политики и Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года.

Отметим, что за последние годы в сфере культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры произошли значительные изменения под воздействием различных факторов, среди которых особую роль играют новые технологии и телекоммуникации. Наиболее радикальные изменения произошли в деятельности музеев и библиотек, которые освоили виртуальное пространство и технологические достижения. В плане технического оснащения показатели библиотек и музеев в Югре в значительной степени опережают среднероссийские характеристики. Реализация меро-

1 Скуфьина Т.П. Сценарный подход к определению перспектив развития регионов Севера России // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 5. Ч. 2. Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М.: ИНИОН РАН, 2010. - С. 532.

2 Баранов С.В., Скуфьина Т.П. Динамика межрегиональной дифференциации 1998 - 2005 гг. // Федерализм. - М., 2005. -№ 3. - С. 47-76.

3 Евсина Н. Энергия привлекательности для инновационного сценария // Местное время. 2016. - 1 ноября, № 197 (13743). -

С. 4.

4 См. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2013 года № 185-п «О Стратегии развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года и на период до 2030 года»; Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 г. n 427-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие культуры в Ханты-Мансийском автономном округе на 20182025 годы и на период до 2030 года» (в ред. Постановления правительства ХМАО - Югры от 02.03.2018 n 54-п); Целевая программа «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016-2020 годы». - http://www.admhmao.ru

приятий государственной программы возможна путем привлечения внебюджетных средств, спонсорских средств, пожертвований на развитие материально-технической базы в сфере культуры1.

Региональная культурная политика представляет собой, с одной стороны, определенный уровень реализации государственной культурной политики, механизмом которой является разработка в рамках федеральных ряда региональных социокультурных программ. С другой стороны, она выступает как самостоятельная область проектной деятельности, направленная на всестороннее изучение и развитие историко-культурной самобытности каждой территории, определение и эффективное использование имеющихся в регионе ресурсов (интеллектуальных, финансовых, материально-технических и др.), разработку и реализацию региональных программ поддержки и развития сферы культуры.

Существующее понимание региональной культурной политики базируется в России на Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации на период до 2020 года2. В современных новациях регионов РФ, касающихся региональной культурной политики, особенно выделяются те предложения, в которых речь идет о разработке и реализации региональных целевых программ развития культуры. Тюменская область является одним из первых регионов, разработавших единую региональную культурную политику, направления которой определены в областной целевой программе «Основные направления развития культуры в Тюменской области» на период действия до 2020 года.

Стратегической целью программы является обеспечение гражданам региона доступа к культурным ценностям и участия в культурной жизни. Достижение данной цели осуществляется посредством выполнения мероприятий федеральных и областных целевых программ, осуществления капитальных вложений, предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Тюменской области. Нормативное закрепление региональной культурной политики позволило обеспечить эффективное использование средств, выделяемым бюджетам муниципальных образований в рамках утвержденных целевых программ. Именно Тюменская область одна из первых признала основным приоритетом региональной культурной политики гражданина, а целью - обеспечение его качества жизни.

Важным результатом позитивных перемен в регионе стала возможность перехода к политике долгосрочного развития на основе создания единой общерегиональной системы разработки программно-плановых документов, опирающихся на прогнозы, стратегии и программы комплексного социально-экономического развития. Это основывается на приоритетных направлениях регионального развития, разрабатываемых с учетом региональных особенностей Тюменской области, предпосылок и ограничений Приоритетной задачей целевой программы «Основные направления развития культуры Тюменской области» является поддержка организаций культуры и искусства, поэтому одним из приоритетов развития сферы культуры области является инновационная деятельность с использованием информационных технологий, расширение спектра предоставляемых услуг, создание условий для достижения качества культурной жизни населения, формирование положительного имиджа учреждений.

Ещё одним инновационным компонентом в реализации культурной политики в Тюменской области стало внедрение системы мониторинга эффективности развития сферы культуры, вызванное потребностью учреждений и органов управления отрасли в получении информации о культурных запросах и предпочтениях населения, социально-экономических характеристиках аудитории этих учреждений, мотивах их посещения, степени духовной удовлетворенности их деятельностью, уровнем оказания услуг культуры населению. Мониторинг в сфере культуры и его результаты позволяют осуществлять стратегическое планирование развития отрасли и определять ее приоритеты.

Таким образом, анализ проблем, связанных с применением программно-целевых методов планирования и управления в сфере культуры, формированием региональной культурной политики, модернизацией региональных систем управления культурой, показывает, что они имеют статус комплексного социокультурного явления. Современный подход к выработке региональной культурной политики нацелен, прежде всего, на специфику исторического развития региона, и задачи культурной политики на региональном уровне определяются значимостью регионов как крупных социокультурных единиц. В связи с этим необходимо выработать и реализовать такие формы поддержки социально-культурной сферы, которые позволят жителям малых и средних городов, сельских поселений посещать спектакли, концерты и выставки, получить возможность доступа к лучшим образцам профессионального искусства.

О.Н. Астафьева и С.Б. Синецкий3 концептуализируют идею диалога в качестве методологического основания современной культурной политики на поселенческом уровне. В качестве основного инструмента культурной политики на уровне поселения указывается событийная акция как локализованный в современном пространстве «идеальный тип» досуговой активности жителей. Раскрывая смысл диалоговых стратегий, авторы предлагают обратиться к вопросу о современном и адекватном обосновании и расширении подходов к культурной политике, осмыслению особенностей социокультурной динамики в контексте сверхбыстрых геополитических, экономических, технико-технологических и других изменений.

Моделирование и проектирование диалоговых пространств, обеспечивающих переход с теоретического на практический уровень, рассматривается авторами как возможность стимулирования процессов взаимодействия разных субъектов культурной политики. Не вызывает ни у кого сомнения, что в существующих условиях успешные проекты изменили культурную среду многих российских поселений благодаря таланту и креативности проживающих там

1 О Концепции развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. - ЬИр:/Л1ос8.

cntd.ru/document/468901176

2

Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации на период до 2020 года. Москва, 2011. -http://pandia.ru/text/77/224/22083.php

3 Астафьева О.Н., Синецкий С.Б. Философские и прикладные аспекты культурной политики на поселенческом уровне // Вестник культуры и искусств. 2017. - № 4 (52). - С. 74-75.

людей. Всесторонний анализ региональных практик показывает, что культура способна стать ресурсом развития территории, изменить отношение жителей к своему поселению, обеспечить личное участие населения в создании общественных мест для социокультурных коммуникаций, организации и проведении праздничных и других мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.