Научная статья на тему 'Принципы стратегического планирования в муниципальных образованиях'

Принципы стратегического планирования в муниципальных образованиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
841
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вильчинская О.В., Храбров Е.А., Пискунов В.А., Гусев Е.А.

В статье рассмотрена актуальность стратегического планирования на современном этапе муниципальной реформы. Выделены основные принципы формирования стратегического плана и концепции комплекс­ного социально-экономического развития муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы стратегического планирования в муниципальных образованиях»

ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

© Вильчинская О.В.*, Храбров Е.А.4, Пискунов В.А., Гусев Е.А.

Новороссийский политехнический институт (филиал) Кубанского государственного технологического университета, г. Новороссийск

В статье рассмотрена актуальность стратегического планирования на современном этапе муниципальной реформы. Выделены основные принципы формирования стратегического плана и концепции комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

Система планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования включает в себя прогнозирование, текущее и стратегическое планирование. Разделение планирования на текущее и стратегическое - одна из важнейших особенностей современной теории управления. В отличие от текущего планирования, стратегическое предполагает учет влияния внешней среды на современное будущее и состояние муниципального образования его сильных и слабых сторон (недостатков и преимуществ) и активное использование этой информации для определения стратегии развития. Стратегическое планирование является важнейшей частью общей системы стратегического управления муниципальным образованием.

Недоучет стратегических факторов может привести к серьезным последствиям для муниципального образования, особенно если требуется структурная перестройка экономики территории. Необходимость в ней может возникнуть, например, в связи с исчерпанием запасов полезных ископаемых, снижение в потребности продукции градообразующего предприятия с утратой конкурентоспособности его продукции в результате старения технологии и оборудования, с сокращением государственного займа и т.п. Следствием этого явления массовая безработица в муниципальном образовании, снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности. Поэтому одна из важнейших задач стратегического планирования - предвидение грядущих перемен и своевременное принятие необходимых упреждающих решений [1].

Принципами в научной теории называют основные положения, с помощью которых выстраивается теория и объясняются анализируемые факты. Отметим, что в науке управления многие вопросы, касающиеся данного по-

* Заведующий кафедрой Государственного и муниципального управления, кандидат экономических наук, доцент.

* Аспирант.

нятия, являются дискуссионными. Одни ученые считают что это общие закономерности, отражающиеся при постановке практических задач управления. Другие полагают, что принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы, ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда.

Принципы отражают содержание объективных процессов общества и соответствуют им. В этом направлении, наиболее обоснованной представляется трактовка принципов управления, предложенная авторами учебника по теории управления под редакцией О.В. Козловой, в котором под принципами управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе.

Принципы управления объективны, т.е. не зависят от воли и желания отдельных личностей. Принципы управления определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций [2].

Стратегическое территориальное планирование должно основываться на системе взаимоувязанных принципов, а именно на принципах: системности; комплексности; иерархичности.

Следование принципу системности в стратегическом планировании означает необходимость рассмотрения проблем, постановки и решения задач социально-экономического развития муниципальных образований в их взаимосвязи, системном единстве. Использование принципа системности в качестве одного из ведущих при формировании целостной системы стратегического социально-экономического планирования предполагает применение инструментария теории управления и общей теории систем.

Принцип комплексности требует рассмотрения всего круга проблем; исследования всех факторов, оказывающих влияние на развитие муниципального образования, на изменение состояния объекта и субъекта планирования и их отдельных составляющих; постановки и решения всех задач.

Принцип иерархичности подразумевает ранжирование проблем, факторов, целей и задач в муниципальном образовании, а также соотнесение их с проблемами, факторами, целями и задачами других уровней стратегического планирования (федеральным и региональным; для поселений -и с районным) [3].

Кроме того, необходимо отметить еще два принципа, отличающие стратегическое планирование от «классического» долгосрочного планирования: - принцип учета внешних факторов, достаточно многочисленных и оказывающих на развитие муниципального образование как позитивное, так и негативное воздействие;

- принцип адаптивности, то есть способность предвидеть изменения внутренней и внешней среды и учитывать их в планировании и управлении, а также обеспечение возможности вносить коррективы в стратегические планы в связи с возникновением непредвиденных изменений внутренней и внешней среды.

Принципы формирования концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Формирование концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования - сложный процесс, осуществление которого также требует соблюдения определенных принципов. К ним относятся следующие принципы: целенаправленности; социальности; комплексности; системности; адаптивности; эффективности; минимизации рисков; баланса интересов; легитимности; демократичности; профессионализма; принцип «1-ого руководителя» [4].

Принцип целенаправленности предполагает обоснование в концепции стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития. Этот принцип реализуется уже самой разработкой концепции, ядро которой составляют, во-первых, комплекс стратегических целей развития, во-вторых, стратегический выбор муниципального образования, включающий перечень приоритетных функций (отраслей и видов деятельности), намечаемых к реализации в стратегической перспективе.

Принцип социальности требует, чтобы при формировании стратегических целей развития муниципального образования, механизмов их реализации во главу были положены интересы населения, приоритетное решение проблем повышения качества жизни.

Соблюдение принципа комплексности при формировании концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования означает рассмотрение приоритетных функций, реализуемых в муниципальном образовании, в контексте всей совокупности прогнозных социально-экономических характеристик и факторов развития муниципального образования. При этом в качестве главного внутреннего источника развития муниципального образования можно рассматривать струкгурно-функцио-нальное противоречие ме^ду специализацией и комплексностью.

Принцип системности тесно связан с принципом комплексности; следование ему предполагает, что определение стратегических целей развития муниципального образования и механизмов их реализации должно осуществляться с учетом взаимосвязей ме^ду всеми факторами, а также во взаимозависимости его развития с развитием субъекта Российской Федерации, других регионов и муниципальных образований, страной в целом. При разработке концепции должны быть учтены предпосылки и ограничения развития муниципального образования, формируемые на различных иерархических уровнях: местном (муниципальном), региональном, межрегиональном, федеральном [5].

Следование принципу адаптивности означает, что формирование концепции необходимо осуществлять с учетом возможных и в предположении возникновения непрогнозируемых изменений внешней среды, которые могут обусловить корректировку целей, приоритетов и механизмов их реализации. Такая корректировка должна проводиться с минимальными политическими, социальными и экономическими издержками.

Соблюдение принципа эффективности при формировании концепции влечет необходимость доказательства, что именно предлагаемый набор целей экономического развития, функций, определенных в качестве приоритетных, намеченные пути их реализации обеспечат достижение требуемого качества жизни населения с наименьшими финансовыми затратами и социальными издержками.

Принятие концепции социально-экономического развития муниципального образования - это, в конечном счете, весьма ответственное управленческое решение, сопряженное с риском. Поэтому следование принципу минимизации рисков означает, что в процессе формирования стратегического выбора должны быть оценены (по возможности) различные риски, обусловленные выполнением муниципальным образованием тех или иных приоритетных функций в будущем. Характеристики прогнозируемых рисков должны быть учтены при сравнительном анализе вариантов стратегического выбора.

Принцип баланса интересов предполагает нахождение консенсуса как между властными структурами различного уровня, так и профессиональными и общественными группами населения относительно стратегических целей и приоритетов развития муниципального образования, механизмов их практической реализации.

Принцип легитимности предусматривает обязательность рассмотрения и принятия предложенного варианта концепции развития представительным органом местного самоуправления [6].

С принципами легитимности и баланса интересов связан принцип демократичности, означающий гласность и открытость хода и результатов работ по формированию концепции, привлечение к рассмотрению и экспертизе проектов документов научной общественности и населения, в частности проведение публичных слушаний.

Реализация принципа профессионализма при формировании концепции обеспечивается специальной подготовкой участников работ, созданием необходимой методической и информационной базы, привлечением к разработке специалистов местной администрации, организацией независимой экспертизы.

Весьма важен принцип «первого руководителя», следование которому означает включенность в ход работ по формированию концепции высших должностных лиц муниципальных образований. Решение сложной задачи стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования, безусловно, предполагает привлечение ученых, спе-

циалистов, так как связано с большим объемом прогнозно-аналитических работ. Однако осуществление стратегического выбора муниципального образования, сравнительная оценка стратегических альтернатив является прерогативой высших руководителей органов местного самоуправления, несущих, в конечном счете, всю полноту ответственности за результаты комплексного социально-экономического развития муниципального образования [7].

Список литературы:

1. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: курс лекций. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский центр МарТ, 2006.

2. Рохчин В.Е., Жилкин С.Ф., Знаменская К.Н., Тишин Е.В. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. - М., 2000.

3. Харченко К.В. Муниципальное стратегическое планирование: от теории к технологии: учебное пособие. - Белгород, 2009.

4. Методические рекомендации по комплексной оценке и прогнозу социально-экономического развития муниципальных образований / Под ред. C.B. Каргышова, В.Ю. Ульяшина. - М., 2004.

5. Система муниципального управления: учебник для вузов / Под ред. В.Б. Зотова. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008.

6. Широков А.Н., Юркова С.Н. Стратегическое планирование в муниципальных образованиях: методическое пособие. - М.: РНЦГМУ, 2010.

7. Разработка стратегического выбора муниципального образования: учебно-методическое пособие / Авт. коллектив: К.Н. Знаменская, Г.Н. Ва-силевич, Б.М. Гринчель и др. - М., 2004.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

© Вильчинская О.В.*, Камбарова Е.А.*

Новороссийский политехнический институт (филиал) Кубанского государственного технологического университета, г. Новороссийск

В статье рассмотрены основные теоретические и методические подходы к развитию и формированию концепции устойчивого развития муниципальных образований с учетом отечественного и зарубежного опыта.

* Заведующий кафедрой Государственного и муниципального управления, кандидат экономических наук, доцент.

* Доцент кафедры Государственного и муниципального управления, кандидат географических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.