Научная статья на тему 'Принципы создания целостного единства лирического цикла (на материале анализа цикла Д. Самойлова "Беатрис")'

Принципы создания целостного единства лирического цикла (на материале анализа цикла Д. Самойлова "Беатрис") Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
241
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культура и текст
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы создания целостного единства лирического цикла (на материале анализа цикла Д. Самойлова "Беатрис")»

Принципы создания целостного единства лирического цикла

(НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА ЦИКЛА Д. САМОЙЛОВА "БЕАТРИС")

Ж.Ж. Какенова Семипалатинск

Одной из ведущих тенденций лирики XX века является стремление к созданию "монументальных контекстов" (Л. Гинзбург).

С начала нашего столетия цивилизация оказывает решающее влияние на процесс жанрового образования (цикл в цикле, книга циклов, книга поэм, цикл поэм), но как функционирующая художественная система цикл стал объектом исследования ученых только в последние десятилетия. Большое значение при изучении циклических единств приобретает проблема целостности произведения; соответственно появляется необходимость в выяснении принципов образования создания контекста лирического цикла избранного поэта. Изучение автором цикла современного русского поэта Д. Самойлова "Беатрис» показало, что основными средствами создания его целостности становятся не только сюжет и композиция, но, главным образом, циклообразующие связи, возникающие и действующие на всех уровнях структуры (от фоники до проблематики).

Заглавие, являющееся факультативным признаком в лирике и обязательное для каждого циклического образования, с одной стороны, адресует к культуре эпохи Возрождения, к "Божественной комедии" Данте, с другой - объединяет в единое целое стихотворения цикла. Функция межстихотворной связи реализуется через систему заголовков ("Беатриче", "Реплика Данте", "Последний проход Беатриче"), сквозных образов (Беатриче, Данте, Лысая гора, весы), опорных слов ("страсть", "счастье", "месть", "наважденье") и через некоторые явления поэтики (например, идейно-кульминационные стихотворения писаны размером "Божественной комедии" - 5Я).

Сюжетоорганизующим принципом цикла "Беатриче" стала история любви как история духовного возрождения. Лирический сюжет создается логикой пространственно-временной

организации теста: "путь" героя к цикла к духовному возрождению напоминает поступательное движение по концентрическим кругам чувства-переживания.

Стихотворения цикла объединены единым лирическим героем-поэтом, образ которого воссоздан в возрастной градации и духовной эволюции.

В создании художественной целостности лирического цикла "Беатриче" важную роль играет система образов, "заимствованная" из "Божественной комедии" Данте. Первичные образы, т.е. эмоционально-значимые заглавия, сквозные тропы, входят в тот "... протопласт, который образует ядро цикличности" (М.Н. Дарвин). Однако целостность "Беатриче" выразилась в объединении образов отдельных стихотворений в систему. Образы цикла локализуются по ряду признаков в несколько групп:

1) "первичные" образы, т.е. восходящие к "Божественной комедии" Данте;

2) образы классических литературных героев: Петрарки, Лауры, Гамлета, Дульсинеи Табосской и др. Взаимодействующая система литературных образов "подключает" данное произведение к контексту мировой литературы: как и герой цикла, все антропонимы участвуют в решении любовной ситуации;

3) образы природы (осени, непогоды, времени суток).

Тему и проблематику цикла уточняют лейтобразы (один из типов) и опорные слова, которые, повторяясь в отдельных стихотворениях, создают между ними подвижную связь. В "Беатриче" наиболее интересна группа слов со значением "света" и "тьмы". Следует отметить нетрадиционность названного лейтобраза: не "цвет", а "тепло" является доминирующей характеристикой слов со значением цвета.

Тему цикла материализует система пространственных отношений. Физическая ограниченность пространства, в котором живет лирический герой или героиня, от внешнего мира является художественной условностью, определяющей душевное состояние. Анализ пространственных отношений цикла позволяет выявить следующую закономерность: духовная страсть

всегда уступает место недобрым чувствам человека, когда она пространственно и, следовательно, психологически ограничена.

Метрическая организация и система рифменных отношений между стихотворениями также способствует образованию идейно-художественного целого цикла. Метрической доминантой является ВЯ (вольный ямб) - размер, наиболее подвижный и гибкий в воспроизведении различных интонаций, емкий, вмещающий слова разных конструкций. Выразительны рифмы лирического цикла: семантика дополняющих друг друга, создает тематическую канву стихотворений, которая, в свою очередь, начинает взаимодействовать с контекстом цикла (см. стихотворения № 4, № 7, № 9; № 8 и № 10; № 11, № 32). Таким образом, анализ лирического цикла Д.Самойлова "Беатриче" показал, что идейно-тематическое единство созданного взаимодействием циклообразующих на уровне заглавия, сюжета, композиции, системы образов, лейтмотивов, опорной лексики, пространственных отношений, метрической и рифменной организации текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.